Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ лирического произведения на примере творчества Е.А.Боратынского

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………...2

Глава I……………………………………………………...4

Глава II……………………………………………………16

Заключение………………………………………………..35

Библиографический список………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение - это, прежде всего, картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний.

Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки.. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей. Особенно нуждаются в приобщении к ней и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические представления.

Поэтические тексты - совершенные образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся школы познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семантические оттенки и многозначность в контексте. В этом смысле язык поэтических произведений по праву можно считать художественной речью в ее высшем воплощении.

Добиваясь эмоционального отношения учащихся к художественным произведениям и в особенности к лирической поэзии, мы должны подумать над тем, как, при каких условиях возникают эмоции в процессе восприятия произведений искусства и что в искусстве постигается учащимися с затруднением.

Очевидно, что восприятие художественных произведений происходит, прежде всего, путем осмысления их, и первым необходимым условием возникновения эмоции при знакомстве с художественным произведением является глубокое понимание конкретно-исторического содержания, выраженного в художественной форме.

Актуальность работы состоит в том, именно в школе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в обыденном, то, что не замечается. Но самое главное, именно лирика может научить ребят чувствам как нежность, любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений в школе.

Цель данной работы - изучить методику анализа лирического произведения на примере творчества Е.А.Боратынского.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)  охарактеризовать основные положения методики изучения лирики;

2) рассмотреть принципы анализа лирического произведения в школе;

3) описать методику работы с творчеством Е.А.Боратынского.

Теоретическая значимость основана на системности подхода к изучению лирики Е.А.Боратынского.

Результаты работы могут быть использованы при работе в школе- это и является практической значимостью.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

Глава I

1. Методический аспект изучения лирики в школе.

Эпические произведения, лирика, драма требуют при изуче­нии в школе разного подхода к себе, потому что каждый из этих  литературных родов обладает ярко выраженной художественной спецификой. В чем заключается специфика лирики?

Современные исследователи сходятся на том, что если в эпосе и драме объектом изображения являются разнообразные стороны жизни и человеческого бытия, а авторское сознание как бы растворено в художественном строе произведения, в системе образов, то в лирике авторское сознание открыто, хотя формы его проявления могут быть разнообразны.

Если ученик привыкнет относиться с доверием и сочувствием к тем незнакомым душевным состояниям, которые открываются в лирическом произведении, поэзия сначала расширит его лич­ный  эмоциональный опыт, а затем приобщит к миру эстетиче­ских переживаний. Все это оказывает влияние на духовный опыт личности: выработке нравственных оценок, высокого социального идеала. Как же развить в учениках потребность сопереживать, сочувствовать, эстетически наслаждаться при чтении стихов? Это достигается постепенно. От учителя требует­ся много терпения и душевного такта, чтобы сделать изучение лирики школьниками процессом деятельного, творческого, ак­тивного познания самой поэзии и жизни, отраженной в ней. Для этих целей необходимо прежде всего опираться на  воображение учащихся, побуждать их к ассоциативному мышлению и эмоциональной оценке. Кроме того,  важно (особенно в IV-—VI клас­сах) акцентировать личностные мотивы при чтении стихов, идти от непосредственных читательских впечатлений.

Используя поисковые задачи и проблемные ситуации в ана­лизе лирики, нельзя забывать об эмоциональном фоне уроков, о необходимости создания нужного настроя в классе, развитии  воображения учащихся [13].

Освоение этих знаний всегда идет как бы по двум линиям. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу  вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобре­тет определенную завершенность в ХI классе, к концу школьного изучения литературы. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т. д., не приносит пользы и не усваивается учениками по - настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах[13].

Начинать освоение теоретических знаний о поэзии следует с комментарных понятий в такой примерно последовательности:

IV—V классы — многозначность поэтического слова, сравнение, олицетворение в поэзии;

VI—VII классы — образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;

VIII класс — поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом  стиле в ли­рике;

IX класс — поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха;

Х - XI класс — ритмическая структура стиха, системы стихосложения в русской поэзии, формы выражения авторского сознания  лирике (образ автора, лирический герой и т. д.)[10].

Таким образом, теоретический материал дается в постепенном усложнении и системе. Обычно вначале понятие вводится, как термин. Затем постепенно происходит его обогащение. Ведь любой элемент поэтической речи или стиховой структуры (метафора, размер-ритм, повтор как элемент поэтического синтаксиса и т, д.) индивидуальны у разных поэтов. Чем дальше конкретных впечатлений и наблюдений у школьника, тем более емким становится для него уже освоенное понятие. Поэтому, например, термин «олицетворение», усвоенный в V классе, более глубже будет осознан выпускником школы. Теоретические знания-понятия о поэзии не могут быть раз навсегда усвоенными; они динамичны, конкретизация их при встрече с новыми произведениями требует от учащихся дополнительных наблюдений добавочного осмысления, нового творческого освоения[17].

На заключительном этапе литературного образования можно стремиться уже к тому, чтобы ученики осознанно  воспринимали в стихотворении единство переживания с его  речевым и ритмическим выражением.

Конечно, изобретать новые методы и приемы каждый раз невозможно. В арсенале педагога постоянно сохраняются живое слово, выразительное чтение, словесное рисование, разнообразные формы и виды беседы, сопоставление поэзии с другими видами искусства и т. д. Но важно, во-первых, чтобы учитель всегда думал об учениках и об их заинтересованности в том или ном методе, приеме, форме анализа; во-вторых, необходимо, чтобы методы и приемы соответствовали природе изучаемого поэтического явления и, в-третьих, чтобы они были гибкими, видоизменялись и усложнялись от класса к классу и от произведения к произведению. Тогда они не будут выглядеть однообразно и трафаретно, а всегда останутся эффективными и интерес­ными для учащихся. Возьмем, например, такой прием, как сопоставление. Освоение знаний, развитие художественного мышления, идейно-нравственное и эстетическое воспитание школьников при изучении лирики успешнее осуществляется в  тех случаях, когда та  или иная концепция, тот или иной вывод не даются им в готовом виде, а приобретаются в процессе поиска, когда они сами ищут истину, выраженную поэтом. Атмосфера поиска не только оживляет и делает интересной работу, но и усиливает воздействие лирики на личность школьников любого возраста[19].

2.Принципы школьного анализа лирических произведений

В школьной практике встречаются три основных пути изуче­ния лирической поэзии.

Первый путь, получивший довольно широкое распростране­ние, можно охарактеризовать как тематический, так как он представляет собой прослеживание определенных тем (моти­вов) в ряде лирических произведений. При таком подходе к ли­рической поэзии представляется возможным достаточно широ­ко познакомить с нею учащихся. Однако, как правило, при этом не рассматриваются произведения в целом, а из них извлека­ются лишь определенные мотивы, характерные для поэта, и в связи с этим прочитываются соответствующие отрывки,

Второй путь — это усвоение лирических произведений попутно с биографией поэта. В этом случае предусмотренные для изучения лирические произведения читаются и разбираются в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы.   

При такой системе изучения лирической поэзии учащиеся воспринимают произведение в его живой связи с личностью поэта, с теми фактическими условиями, в которых оно создава­лось. Но при этом их внимание в основном сосредоточивается на личности поэта, а лирика воспринимается лишь как иллюст­рация к этапам его биографии, и ее типический смысл совер­шенно утрачивается.

Третий путь предполагает восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. В этом случае после общей характеристики лирического творче­ства поэта разбираются в единстве формы содержания отдель­ные произведения, наиболее значительные, обычно предусмот­ренные программой[11].

Путь индивидуального подхода к каждому лирическому произведению позволяет разнообразить и активизировать ме­тоды изучения лирической поэзии и поэтому получает все боль­шее признание у учителей.  

Изучение лирической поэзии таким путем проходит через следующие этапы: 1) ориентировочное занятие—ознакомление учащихся с важнейшими, характерными особенностями лири­ческого творчества поэта; 2) изучение отдельных (предусмот­ренных программой) стихотворений; 3) заключительный урок— выяснение значения лирического творчества поэта в истории развития литературы и общественной мысли, подведение итогов[18].

Ориентировочное занятие заключается в том, чтобы выяснить, в какой степени учащиеся уже знакомы с лирикой поэта, к изу­чению которого они должны приступить, и в том, чтобы, не пов­торяя уже известного учащимся, открыть им новые стороны в характере лирического творчества поэта и наметить перспективу изучения и оценки его произведений[17].

Первая часть ориентировочного занятия обычно проходит в форме беседы учителя с учащимися. Выясняется, что читали ученики из лирики Пушкина, Лермонтова или других поэтов, какие произведения они знают наизусть, что им понравились. Затем нужно поставить вопрос о темах лирических произведения и об их идейной направленности. Этот вопрос учащиеся смогут раскрыть лишь частично, и беседа, естественно, перейдет в лек­цию—рассказ преподавателя об исторических условиях и лите­ратурной среде, в которых протекало творчество поэта, об его мировоззрении, об его месте в общественной жизни и борьбе, о литературных связях и влияниях, которые поэт испытывал[13].

Избирая методические пути анализа лирического произведения  необходимо учитывать спе­цифику художественного выражения чувств и переживаний человека в лирике, характер лирического образа, а также особенности и трудности усвоения этого жанра поэзии учащимися. Лирические произведения воспринимаются с большим интересом, с большей эмоциональностью в том случае, когда учащиеся подготовлены к их анализу. Этому помогает вступительное слово учителя. Содержание вступительного сло­ва должно определяться художественной спецификой тех произ­ведений, которые мы будем передавать «уму и сердцу» наших учащихся. Успех всякого произведения в основном зависит от того, как оно будет воспринято читателем или слушателем при первом знакомстве с ним. Поэтому первичное чтение произведения явля­ется самым ответственным этапом в методике школьного преподавания литературы, и его нужно организо­вать и провести так, чтобы вызвать у учащихся наибольший интерес к читаемому. Самым эффективным в школьных усло­виях является чтение вслух. Лирические произведения корот­кие, и поэтому они, в отличие от больших жанровых форм, могут быть прочитаны полностью в классе и вслух. Однако, как отмечает Н. В. Гоголь, «прочесть, как следует, произведение лирическое—вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать... нужно разделить искренно с поэтом высокое ощуще­ние, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувст­вовать всякое слово его». В школьной практике последних лет нередко встречаются случаи, когда первичное чтение лириче­ских произведений вслух поручается учащимся. Это нежела­тельно[18].

Приступая к изучению лирической поэзии, надо помнить, что лирика вводит учащихся в самую сложную сферу жизни, в мир личных, иногда интимных чувств, настроений и пережи­ваний взрослых людей. Эта область жизни, несомненно, влечет к себе учащихся IX—XI классов, но в ней много для них еще непонятного, неведомого, их личный опыт в этом очень мал, и поэтому без подготовки, без соответствующих разъяснений они не могут правильно и достаточно эмоционально прочесть такие произведения, как «К***» Пушкина или «Дума» Лермон­това. При неподготовленном чтении часто допускаются ошибки, которые учителю необходимо исправить, прерывая чтение. Это, несомненно, будет разрушать первое впечатление от произведе­ния и мешать возникновению у учащихся интереса и эмоцио­нального отношения к лучшим образцам художественной ли­рики[17].                                              

Все это подтверждает, что первый раз лирическое произве­дение в классе надо читать учителю[13].

Очень важно при чтении лирического произведения найти общий тон, выражающий наше личное отношение к читаемому. Учитель словесности должен уметь читать выразительно, это его непременное качество. Но не следует стремиться к актер­скому исполнению, ибо это не только невозможно для каждого учителя, но и не нужно в школе. «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихотворений—все это постоянный пример для учащихся. И поэтому педагог дол­жен говорить громко (но не крикливо), ясно и четко (но живо), эмоционально.

Такое чтение поможет ученикам усвоить основные мысли произведения, воспринять выраженные чув­ства и настроения, уловить дыхание и пафос поэзии. Разумеется, нельзя прерывать первичное чтение замечаниями и комментариями. Все необходимые для понимания содержания объяснения непонятных слов надо дать перед чтением, а более глубокий разбор произведения допустим только после того, как оно полностью станет известно учащимся[19].

Для некоторых лирических произведений эмоционально-эстетическое чтение является почти единственно возможным методом донесения их до учащихся. К такому роду произведе­ний нужно, прежде всего, отнести стихи, выражающие глубоко интимные чувства, такие, как «Я вас любил» Пушкина, «О доб­лестях, о подвигах, о славе» Блока или «Шагане, ты моя, Шагане» Есенина.

Признавая чтение лирического произведения  важнейшим этапом в школьном изучении лирики, приходится решительно сказать, что одного чтения, каким бы эффективным оно ни было, совершенно недостаточно для того, чтобы увлечь учащихся лучшей, высокой поэзией, которая составляет славу нашей литературы, и научить их чувствовать прекрасное в лирических произведениях.

Правильно и интересно проведенный разбор, беседа учителя лирического произведения не только не заслужи­вает и не разрушает впечатлений, вынесенных учащимися из чтения, но наоборот, углубляет понимание прочитанного, воспитывает навыки вдумчивого и сознательного отношения к тек­сту, приучает чувствовать художественную форму и любить поэтический язык — словом, помогает учащимся глубже про­никнуть в лирическое произведение[17].

В школьном анализе мы обращаем внимание лишь на те стороны произведения, которые выступают особенно ярко, от­четливо и которые помогут более глубоко проникнуть в его содержание. В одном случае мы подойдем к раскрытию основ­ных мыслей поэта через анализ композиции, в другом, может быть, через выяснение жанра, в третьем — через анализ поэти­ческой речи.

Часто анализ лирического произведения в классе ведется в форме беседы. Проведенная учителем беседа создает дружественную от­кровенную атмосферу, сближает учащихся между собой и с учителем, располагает к выражению личных взглядов, своих чувств — благодаря этому беседа больше других методов ана­лиза соответствует характеру лирического произведения[18].

Беседа ведется по заранее подготовленным, продуманным вопросам, цель которых помочь учащимся понять произведение в единстве его художественной формы и содержания. Поэтому вести разбор лирического произведения надо с равным внима­нием к тому, что выражено в произведении и как выражено.

Стихотворение «19 октября 1825 года»А.Пушкина посвящено высокой дружбе, в нем раскрываются духовные основы товарищества лицеистов. Содержание стихотворения, главная мысль его определили композиционное построение, и жанровое своеобра­зие, и подбор соответствующих эпитетов, сравнений, метафор.

Мысль о нерушимости дружбы находит свое конкретное выражение в эпитетах, сравнениях: «Прекрасен наш союз», «неразделим»., «вечен», «неколебим», «свободен», «беспечен», «он, как душа».

Богатство чувств и настроений, вызванных раздумьем о друзьях, определило и интонационное многообразие стихотво­рения и соединение в нем черт различных жанров.

Местами слышится элегия («Он не придет, кудрявый наш певец»). Иногда поэт возвышается до торжественных, одиче­ских мотивов («Друзья мои! прекрасен наш союз»). Порою он непосредственно обращается к друзьям, и такие обращения напоминают послание, характерное для лирической поэзии на­чала XIX века («Ты, Горчаков, хвала тебе»).

Интонационное разнообразие отчетливо выступает при чте­нии стихотворения. Поэтому, проводя с учащимися беседу, сле­дует побуждать их в подтверждение своих ответов перечиты­вать нужные строфы[19].

Знакомство школьников с лирическим произведением та­кого характера надо начинать непосредственно с чтения произ­ведения. Вступительное слово, историко-литературный коммен­тарий для данных произведений не нужны, их нужно опустить. После чтения может последовать слово учителя, которое помо­жет учащимся ассоциировать произведение с их жизненным опытом и миром их чувств. Слово учителя обычно переходит в беседу с учащимися. В классах, более подготовленных, развитых и восприимчивых к лирике, можно после чтения сразу начать беседу.

            После изучения отдельных лирических произведений целесо­образно провести заключительный урок.

Заключительное занятие по лирической поэзии обобщает все наблюдения, сделанные в процессе уроков, посвященных ли­рике.

В настоящее время опыт школьного изучения литературы обогащается все новыми и новыми формами проведения заклю­чительных уроков по лирической поэзии. Мы можем встретить  уроки-концерты, подготовленные самими учащимися, и уроки-викторины и уроки-конкурсы на лучшего чтеца. Наряду с этими новыми видами уроков мы не отказываемся и от испытанных и верных приемов передачи нашему юношеству знаний по лири­ческой поэзии. Таким приемом может служить лекция учителя. Для активизации внимания и эмоций учащихся лекцию мож­но включить чтение лучших образцов лирики мастерами художественного слова, исполнение романсов на слова лирических произведений. Избирая ту или иную форму заключительного урока, мы обязаны помнить, что и этот урок должен быть обучающим и воспитывающим[13].

2. Изучение творчества Е.А. Боратынского, отраженное в школьных программах по литературе

На сегодняшний день авторы многих программ включают в свои разработки немало знаменитых поэтов, не обходя стороной и современных.                            В наше время существует множество замечательных программ, помогающих учителю-словеснику  подобрать необходимый материал для современных школьников. Каждая программа по-своему интересна и увлекательна и, несмотря на довольно небольшое количество часов, которые отводятся на изучение литературы, учителям удаётся дать тот багаж знаний и умений, который необходим каждому выпускнику школы.

              Современные программы никогда не обходят стороной таких замечательных поэтов, как А.С.Пушкина- «солнце русской поэзии», М.Ю.Лермонтова, А.Блока, И.Бунина, С.Есенина, В.Маяковского, А.Ахматову, М.Цветаеву и многих других. При этом творчество многих талантливых поэтов остается в тени. Одним из таких поэтов является Евгений Боратынский. Школьники, сталкиваясь с его творчеством по ходу изучения курса русской литературы, даже и не знают, что вообще был такой поэт.

              Например, при изучении пьесы Островского «Бесприданница», в которой ребята напрямую сталкиваются с творчеством Евгения Абрамовича (главная героиня очень любит его романс, который называется «Не искушай меня без нужды»), они даже не задумываются, кто написал эти замечательные стихи.

              В программе под редакцией А.Г.Кутузова и программе под редакцией А.И. Княжицкого затрагивается несколько стихотворений Евгения Абрамовича Боратынского.

              А.Г.Кутузов предлагает для изучения следующие стихотворения: «Чудный град порой сольётся» и «Водопад», в которых рассматривается тема «поэзия и действительность в лирике Е.Боратынского». Знакомство с творчеством поэта происходит в 10 классе. На изучение отводится, к сожалению, всего один час.

              А.И. Княжицкий предлагает для рассмотрения следующие стихотворения Е.Боратынского: «Признание», в котором наблюдаются новые черты элегии поэта, и обращается пристальное внимание к процессу постепенного охлаждения чувства к противоречиям душевного мира лирического героя, «Мой дар убог, и голос мой не громок…», в котором звучит тема поисков поэтом «родной души» в потомстве, «Осень», пронизанное благородством и пронзительностью лирической интонации, воплощающее настрой Боратынского после гибели Пушкина.

              Итак, из огромного списка программ только в двух мы видим изучение творчества Е.А.Боратынского. Конечно же, это не должно оставаться незамеченным. Ребят нужно обязательно знакомить с творчеством поэта если не на уроках, то на внеклассной работе.

              Необходимо разрабатывать внеклассные мероприятия, литературные вечера, посвящённые творчеству Е.А.Боратынского. Это, без сомнения, обогатит знания школьников, расширит кругозор, и даже поможет лучше понять творчество А.С.Пушкина, так как во многих стихотворения Евгения Абрамовича четко просматриваются пушкинские традиции. И, конечно же, ведь именно Боратынский был первоклассным элегическим поэтом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Внеклассное мероприятия по литературе в 10 классе по теме: «Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Евгения Боратынского»

Цели:

1)     Образовательная: познакомить учащихся с биографией и творчеством Евгения Абрамовича Боратынского, показать, как через стихотворения, выбранные к уроку, выступают определенные вехи жизненного и творческого пути их автора, проследить процесс становления основных тем и мотива творчества поэтов в соответствии с насущными, злободневными проблемами времени (лирическое осмысление эпохи), а также вечными темами поэзии (в чем их интерес для будущих поколений), определить условные темы творчества.

 

2)     Развивающая: развитие навыков работы с художественным текстом, развитие умения анализировать материал и выделение из него главного, развитие творческих и организаторских способностей учащихся,

 

 

3)     Воспитательная: способствовать становлению духовной культуры учащихся, воспитывать уважительное отношение к творчеству писателя как к культурному наследию России.

 

План внеклассного мероприятия

I.                    Организационный момент (1-2 мин.)

II.                 Мероприятие (40мин.)

III.              Подведение итогов (2-3мин.).

 

 

 

Ход мероприятия

 

I.                    Организационный момент

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть! Садитесь.

 

II.                 Мероприятие

Слайд 1

Учитель: тема нашего сегодняшнего мероприятия: «Евгений Боратынский. Очерк жизни и творчества поэта».

Учитель: великие люди так отзывались о Евгении Боратынском:

Белинский: "Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит г. Боратынскому".

Слайд 2

Пушкин: "Боратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слова, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя не­сколько одаренного вкусом и чувством".

Давайте послушаем выступления учащихся "Жил поэт Боратын­ский".

Прежде чем прослушать сообщения учащихся о Боратынском, я хочу вам задать вопрос: в чем, по-вашему, тайна поразительно простых и ясных без словесных изяществ строк Боратынского?

Итак...

Слово о поэте (Холина Кристина)

Он родился 19 марта на рубеже веков в тамбовском имении сво­его отца, отставного павловского генерала Абрама Андреевича Бора­тынского. Имение называлось Вяжля. Первое, что поражало здесь, были небо и земля. Небо казалось невероятно широким, бездонным и прозрачным, земля - черной и, как ночь, и сочной, как масло.

Вяжлей здесь называлось многое. Вяжля - это речка, узкая и из­вилистая. Вяжля - это общее название сел, разбросанных недалеко друг от друга. Вяжля - это степь, где просторно глазам и свободно душе.

Глушь и воля - вот что такое Вяжля. 

 

Степного неба свод желанный,

Степного воздуха струи,

На вас я в неге бездыханной       

Остановил глаза мои. 

И мне увидеть было слаще   

Лес на покате двух холмов

И скромный дом в садовой чаще-

Приют младенческих годов.   

Через всю жизнь пронес Боратынский любовь к своей тамбовской родине – уголку России, которую он воспел во многих своих стихах.   

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепил мне очи он!     

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка     

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи, блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед.

Сохранился детский портрет Евгения, изображающий симпатич­ного мальчика с большими и мечтательными глазами. Неудивительно, что этот мальчик скоро стал баловнем и любимцем всего обширного семейства Боратынских. Он рос, окруженный заботами родителей, которые всегда рассыпались в похвалах своему первенцу. Безмятежное детство длилось не долго.

Промчалось ты, златое время!

С тех пор по свету я бродил                    

И наблюдал людское племя.

И, наблюдая, поскорбил.

Слайд 3

12-летним мальчиком приехал Евгений Боратынский в Петербург, был определен в Пажеский корпус его императорского величества..., откуда четыре года спустя был исключен по указу Александра I. В Пажеском корпусе, где все было чинно и глупо, Боратынский органи­зовал братство, наподобие шиллеровских разбойников. Они мстили наставникам за тупость, а все кончилось романтическим похищением денег, скандалом, высылкой 16-летнего Евгения к маменьке.

Их не высекли розгами, не отправили в полк в глухую губернию, не посадили в крепость, над их головами не ломали шпаг, и мундиры их не предавали огню.

Февраля 25-го вышло высочайшее повеление только об исключе­нии из корпуса - с одной, правда, оговоркой: не принимать ни в какую службу, кроме солдатской.

...Боратынский - В.А. Жуковскому: "Я ожидал укоров, но нашел одни слезы, бездну нежности, которая меня тем более трогала, чем менее я ее был достоин. В продолжение четырех лет никто не говорил с моим сердцем... Я ужаснулся моего поступка. Здоровье мое не вы­держало сил душевных движений. Я впал в жестокую нервическую горячку, и едва успели призвать меня к жизни".

"Женщине пожилой, но все еще прекрасной", - первое опубликован­ное стихотворение Боратынского.

Взгляните: свежестью младой

 И в осень лет она пленяет,

 И у нее летун седой

 Ланитных роз не похищает:

 Сам побежденный красотой,

 Глядит - и путь не продолжает!

 

Одно за другим в столичных журналах и альманахах появляются произведения Евгения Боратынского.

Наслаждайтесь: все проходит!

 То благой, то строгий к нам,

 Своенравно рок приводит

 Нас к утехам и к бедам.

Чужд он долгого пристрастъя:

Вы, чья жизнь полна красы,

На лету ловите счастья

Ненадежные часы.

Как описать тебя? я, право, сам не знаю!

 Вчера задумчива, я помню, ты была,

 Сегодня ветрена, забавна, весела;

 Во всем, что лишь в тебе встречаю,

 Непостоянство замечаю, -

 Но постоянно ты мила!

РАЗЛУКА

                                       Расстались мы; на миг очарованьем ,

На краткий миг была мне жизнь моя;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.