Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Образ группы при вариативном обучении в различных социальных ситуациях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Образ группы при вариативном  обучении в различных  социальных ситуациях. 

Среди проблем  общения одно из ведущих мест занимают проблемы социальной перцепции. Межличностное  познание в системе «субъект-субъект» является обязательным компонентом  общения и взаимодействия. Его исследование позволяет понять закономерности общения и совместной деятельности полнее и глубже. В переломные моменты развития — общества или отдельной личности- встает проблема пересмотра стереотипов, поведенческих штампов, ценностных ориентаций, мотивов, навыков взаимодействия, которая дает веер сопряженных с когнитивной и эмоциональной напряженностью процессов: рефлексии, осмысления образа «Я», переформирования смысла -«Я», осознания нравственной позиции. 
 
В наибольшей степени это выражено в юношеском возрасте, когда еще только формируется свой образ «Я», и происходит осмысление образов других людей и социализация личности в целом.

В настоящее  время в условиях вариативного обучения актуальной остается проблема взаимоотношений  учащихся в учебном коллективе в различных структурах образования: в средних общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, интернатах.

При этом возникает  коммуникативный и перцептивный барьер в общении, способствующий разобщению детей и объединяющий межличностные  отношения (Асмолов А. Г.,1993; Фридман Л. М.,1993).

Формирование  этих отношений и их влияние на учащихся могут быть поняты, если учитывается  межличностная и межгрупповая перцепция. При этом познание и оценка группы как целого, ее межличностных отношений, ценностной ориентации, является одним из условий единого функционирования учебного коллектива. Самым главным при этом является то обстоятельство, что члены группы могут при познании и оценивании исходить не только из личных позиций, но и из позиций группы как целого, а также из позиций членов других групп. В связи с этим важное значение имеет изучение перцептивных процессов, протекающих в группах разного статуса.

С целью решения  проблемы влияния статуса группы на особенности социальной перцепции  группы наиболее целесообразным представляется изучение механизмов неадекватности образа восприятия «чужой» общности в различных структурах образования c учетом новых социальных ситуаций, сопоставление уровней адекватности ингруппы и аутгруппы, занимающих статусно-полярное положение в организации.

Большое значение для решения этой проблемы в теоретико- прикладном аспекте имеет всеcтороннее изучение особенностей социальной перцепции  в реальных социальных группах учебно-воспитательных организаций. Научный анализ механизмов межгруппового взаимодействия дает возможность более полно изучить внутригрупповые феномены, так как для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки данной группы (Андреева Г. М., Агеев В. С., Донцов А. И., Тэджфел Г., Шериф М.).

Изучение проблем  социальной перцепции в межгрупповом взаимодействии создают условия  для выработки научных рекомендаций по гуманизации внутригрупповых  отношений, по раскрытию личностного  потенциала. Психологический аспект межгрупповых отношений приобретает  в современных условиях существенное значение.

Практическое  значение исследования межличностного и межгруппового восприятия неоднократно обсуждалось в научной литературе (Андреева Г. М., Агеев В. С., Кузнецов А. Н., Крикунов А. С., Кондратьева С. В., Кроник А. Д., Теньков А. А., Цуканова Е. В., Чернышев А. С. и др.).

В нашем диссертационном  исследовании был использован подход к проблеме межличностного восприятия, предложенный К. Левиным, Ч. Осгудом  и др. В отечественной социальной психологии процессы познания личностью особенностей другого человека и самой себя как две стороны единого процесса рассматриваются в работах Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Ряд работ посвящен проблемам межгруппового взаимодействия и социальной перцепции (В. С. Агеев, А. С. Чернышев, И. Р. Сушков, Ю. А. Лунев, С. Г. Елизаров и др.). И тем не менее степень разработанности проблемы социальной перцепции в аспекте межгруппового восприятия в настоящее время нельзя признать удовлетворительной. Эта проблема рассматривается преимущественно в теоретическом плане. Эмпирических исследований детерминации межгруппового восприятия явно не достаточно. Кроме того, не проводилось экспериментальных исследований, посвященных изучению механизмов неадекватности образа восприятия качественно различных статусных групп в различных структурах образования.

Основная цель нашего исследования состояла в изучении особенностей межгруппового восприятия в различных учебно-воспитательных организациях в зависимости от статуса группы.

В качестве о  б ъ е к т а исследования выступали учебные группы учебно-воспитательных организаций. В общей сложности  в исследовании принимало участие 23 группы (350 человек). В формирующем  эксперименте участвовали 2 группы по 23 человека в каждой.

П р е д  м е т о м исследования является рефлексивно-перцептивное отражение  межличностных взаимоотношений  в условиях вариативного обучения.

В экспериментальном  исследовании проверялась следующая  г и п о т е з а:

социальная перцепция  групп опосредуется уровнем позиционно-статусной структуры этих в условиях вариативного обучения.

Проверка этих гипотез предполагает решение следующих  основных задач:

1. Проанализировать  теоретические подходы к исследованию  социально-психологических детерминант межгруппового восприятия и определить проблемную область настоящего исследования.

2. Разработать  адекватные предмету исследования  методические средства в плане  создания коплексной методики  экспериментального иследования  межгруппового восприятия.

3. Провести эксперимент для выявления зависимости адекватности межгруппового восприятия от социальной ситуации группы.

4. Выявить факторы,  влияющие на динамику межгруппового  восприятия с учетом статусных  различий учебных групп в различных  структурах образования.

5. Разработать  методические рекомендации по  улучшению социально-психолдогического  климата учебных групп, имеющих  проблемы в сфере межличностных  отношений, с целью снятия психологического  барьера в общении между членами  различных статусных групп. 

М е т о д о л о г и ч е с к у ю основу исследования составляет синтез положений субъективно- деятельностной теории С. Л. Рубинштейна, субъективности индивида и группы А. В. Брушлинского, системного подхода Б. Ф. Ломова, а также подходов к изучению межгрупповых отношений, представленных в работах Г. Тэджфела, М. Шерифа и др..

Н а у ч  н а я н о в и з н  а и теоретическая значимость работы состоит в том, что в  работе:

1) показана связь  межгруппового восприятия и социальной  ситуации различных учебно-воспитательных  организаций, определены эмпирические референты социальных ситуаций;

2) получены экспериментальные  данные о нарушении адекватности  восприятия группы полярного  статуса для различных статусных  групп, особенно для групп высокого  статуса; 

3) предложен  исследовательский инструментарий для выявления особенностей межгруппового восприятия в неоднородных социальных ситуациях.

Практическое  значение работы заключается в следующем:

— представлен  материал о формировании позиции  работников образования относительно учета психологии групп в инновационных поисках;

- апробированы  и определены некоторые психолого-  педагогические приемы оптимизации  перцептивных процессов группы;

- разработаны  и внедрены методики помощи  старшеклассникам по снижению  психологического барьера в общении.

Методы, выводы и рекомендации исследования используются в практике работы школ г. Курска. Автор  принимала непосредственное участие  в их реализации в качестве штатного практического психолога.

А п р о  б а ц и я исследования.

Отдельные выводы и положения дисертации докладывались на Международной научно-практической психологической конференции «Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармоний в развитии личности детей и подростков» (Воронеж,1993), на Международных психологических чтениях, посвященных 60-летию Харьковской психологической школы (Харьков, 1993), на Межрегиональной научно-практической конференции «К. Д. Ушинский и современная школа» (Курск, 1994), на Международном симпозиуме «Творчество и личность» (Курск, 1995), на 1-ой Всероссийской конференции психологов (Москва,1996), на Между-народной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-96» (Москва,1996), на 2-ом съезде Российского психологического общества (Ярославль,1998), на научно-методических и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Курского государственного педагогического университета (Курск,1992—1998).

Основные результаты исследования опубликованы в печати.

П о л о  ж е н и я, в ы н о  с и м ы е на з а щ  и т у:

1. Вариативное  обучение порождает барьеры социальной  перцепции в учебных группах  в рамках одной учебно-воспитательной  организации, способствуя неадекватности  процесса межгруппового восприятия.

2. Статус группы  является одним из ведущих  факторов детерминации межгруппового восприятия. Группы разного статуса отличаются по характеру восприятия групп полярного статуса и самовосприятия. Нарушение адекватности восприятия в группах высокого статуса групп низкого статуса имеет ярко выраженную негативную оценку, особенно по критериям «умственных способностей» и «авторитета». В группах высокого статуса проявляется феномен «группового эгоизма».

3. Различие в  динамике формирования образа  аутгруппы для разностатусных  групп определяется спецификой  социальных ситуаций учебно-воспитательных организаций, в частности для групп высокого статуса образ аутгруппы полярного статуса изменяется от неадекватного негативного до индеферентного, а для групп низкого статуса от адекватного позитивного к негативному.

4. Особенности  межгруппового восприятия порождают специфичность межличностного восприятия в данных группах, что проявляется в снижении рефлексии, эмпатии, в нарушении атрибутивных механизмов восприятия, в уменьшениии сплоченности данных группах.

С т р у  к т у р а диссертации определяется ее целью, задачами и логикой психологического анализа исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Оглавление 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ 

Во введении показана актуальность проблемы, определена цель исследования, отмечены его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, дана характеристика объекта и предмета исследования, определена основная гипотеза и задачи, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе  представлен теоретико-методологический анализ детерминации социального поведения  человека как личности и представителя  некой группы, а также группы в  целом как субъекта сознания и  деятельности.

В первом параграфе  рассматриваются детерминанты социального поведения человека в социальной психологии. Рассматривая социальные факторы в качестве исходных, определяющих поведение, гуманистическая трактовка человека подчеркивает активную роль самого человека как субъекта взаимодействия (Брушлинский А. В.,1991).

Особая заслуга  в разработке принципа детерминации в психологии принадлежит С. Л. Рубинштейну, который считал, что во всех случаях  приходится иметь дело с единством  и взаимосвязи внешних и внутренних условий, но их роль может быть различной.

Рассматривая  проблему системной детерминации поведения, обращаем внимание на то, что поведенческий  акт и включенные в него психические  процессы выступают как единая система (Ломов Б. Ф.). Это обусловливает  необходимость исследования взаимосвязи  сознательной деятельности человека и объективных законов жизни. В поведении человека в качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, цели, задачи, установки, субъективно-личностные отношения, эмоциональные состояния и т. д.

В изменившейся социальной ситуации человек стремится выработать в себе такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределения.

Реализация принципа внешней и внутренней детерминации предполагает рассмотрение человека как активного субъекта, своими действиями преобразующего окружающую действительность. Сами эти действия детерминированы ситуацией, но в саму ситуацию включается и человек с его потребностями, интересами, склонностями. Изменяя ситуацию, преобразуя существующее, человек изменяется и сам.

Большой интерес  в плане изучения факторов детерминации поведения представляют работы: о  социальных функциях норм и их связи  с системой регуляции поведения, об обычаях и ритуалах как социальных регуляторах поведения, о новых подходах к изучению социальной установки, позволяющих глубже осмысливать регулирующую функцию социальной установки (Бобнева М. И., Деркач А. А., Кроник А. А., Надирашвили Ш. А., Шорохова Е. В.).

Можно предположить, что содержательные аспекты человеческой психики не могут быть достаточно познаны вне анализа макросоциальных психологических процессов, т. е. процессов, происходящих на уровне больших социальных групп. Ценностные ориентации в большинстве ситуаций они не рождаются внутри самой группы, а привносятся в нее из макросреды. С другой стороны, в качестве специфического группового образования выступают психологические связи внутри группы: восприятие членов своей группы как «Мы», т. е. групповая самоинтификация (Петровский А. В.).

Следовательно, изучая социальные ситуации, в которых формируется и развивается учебная группа, каковы ее ценностные ориентиры, цели, мотивы, мы сможем глубже понять и психологические связи групп между собой, проявляющиеся в межгрупповом восприятии и поведении в целом.

Во втором параграфе  анализируются детерминанты межличностного восприятия. Анализируя полемику зарубежных социальных психологов о различии природы  социальных объектов, следует заметить, что в таком разделении не учитывается  тот факт, что восприятие другого человека охватывает обширный круг явлений: от восприятия физических характеристик человека до исключительно сложных умозаключений о его личностных особенностях.

При более подробном  рассмотрении специфики восприятия человека как социального объекта, зарубежным психологам, в частности Р. Тэджури, удалось заметить, что познание, наблюдение касаются того, что происходит внутри человека, строго психических явлений (намерений, эмоций, мыслей и т. п.), при этом делается вывод об отношениях между людьми.

Изучение детерминации социальной перцепции, на наш взгляд, невозможно без анализа роли социальной ситуации, в которой происходит данное явление. Большое значение в данном вопросе имеют взгляды К. Левина о субъективности описания ситуации. Взрослый человек занимает определенные позиции внутри социальной системы, с которыми связаны определенные нормативные ожидания относительно его поведения. Сами позиции столь же независимы от их конкретного исполнителя, сколько и ожидания, предъявляемые к его действиям.

Состояние данной проблемы, несмотря на ее популярность, многочисленность исследований и интересные результаты, полученные во многих из них, вызывает глубокую неудовлетворенность у психологов-практиков. Главной причиной этой неудовлетворенности является невозможность «приложения» результатов, полученных в экспериментах к реальным проблемам общественной жизни.

Это ограничение  усугубляется также и традицией  западной социальной психологии рассматривать  социально-психологические процессы в известном отрыве от той реальной среды, в которой они протекают, а именно в отрыве от характеристик реальной социальной группы. Это приводит к тому, что важнейшая категория социально-психологического анализа — межличностные отношения — оказывается как бы вытесненной в особую сферу исследования, в то время как она могла бы стать связующим звеном изучения групп и процессов, происходящих в них.

Подход, который  предполагается в этой работе, содержит уточнения ряда принципиальных вопросов, поставленных исследования межличностного восприятия и главное — введение исследований межгруппового восприятия в контекст реальных социальных групп, где центральное место занимает изучение межличностного восприятия в условиях совместной деятельности.

Этот подход стал возможен на современном уровне развития социальной психологии когда, с одной стороны, достигнуты определенные успехи в анализе групповых процессов и установлены закономерности развития групп (Сарычев С. В., Авдуевская Е. П., Агеев В. С., Антопольская Т. А., Дубовская Е. М., Елизаров С. Г., Кричевский Р. Л., Коломинский Я. Л., Лунев Ю. А.), а с другой стороны, накоплен большой материал экспериментального изучения целого ряда феноменов межличностного восприятия с попытками интерпретаций их с точки зрения принципа деятельности (Журавлев А. Л., Харшиладзе М. Н., Шорохова Е. В., Чернышев А. С.). Опираясь именно на эти работы, а также на критическое освоение теорий и экспериментальной практики западных исследователей межличностного восприятия, мы предприняли попытку рассмотреть особенности этого явления в условиях совместной групповой деятельности. При этом свою задачу мы видим в том, чтобы выявить систему универсальных факторов, присутствующих в любой ситуации социального взаимодействия и задающих ее определенность.

Придерживаясь определения социальной ситуации М. Аргайла и его сотрудниками как «… естественного фрагмента социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий и деятельности», мы представляем ситуацию как совокупность характеристик социального события, воздействующих на индивида.

Согласно исследованиям  М. Аргайла социальная ситуация определяется десятью факторами, среди которых  можно выделить факторы ценностно  ориентационного характера, такие  как цели; правила; роли; концепты; а также факторы, определяющие поведение индивидов: последовательность поведенческих актов; набор элементарных действий; язык и речь — трудности и навыки в общении. Присутствуют и факторы, определяющие характер эмоционально-психологической и физической среды, в которой находятся индивиды.

Ряд авторов, проводивших  исследования в области социальной перцепции, отмечали особенности взаимоотношений  и восприятия людей в группах  различного рода деятельности: учебных, производственных (Бодалев А. А., Коломинский Я. Л.).

Рассматривая  детерминацию межличностного восприятия в зависимости от уровня развития группы, можно сделать вывод, что  согласованность в глубине и  полноте социальной перцепции каждого  участника коллектива создает устойчивую морально-психологическую атмосферу определенности и надежности для самочувствия каждой личности, позволяет ей надежно ориентироваться в атмосфере ценностно-нормативных ожиданий коллектива от поведения каждого своего участника (Чернышев А. С.).

Анализ работ, в которых группа рассматривается как субъект отношений, взаимодействия, восприятия, показывает, что межгрупповое восприятие тесно связано с двумя другими процессами: сознанием и поведением. Групповое сознание можно определить как субъективное отражение группой, целостной общности реального группового процесса. Его функция состоит в том, что групповой субъект получает возможность адекватно ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности, строить и корректировать способы поведения, общения, упорядочить свою активность, сосредоточиться на групповой деятельности.

Именно благодаря  наличия группового сознания совокупный субъект является самоорганизующей и самоуправляемой системой. Функции  саморегуляции и самоорганизации  группы ее сознание выполняет как  при решении внутригрупповых проблем, так и в отношениях с другими группами.

Возникающая в  ходе жизнедеятельности перцептивное и интеллектуальное единство группы обусловливает формирование групповых  стереотипов, установок, в результате чего происходит упорядочение мнений каждого индивида по значимым по группам вопросам, сближение личных взглядов, консолидация ценностей и выработка единых общегрупповых суждений и представлений. Их образование не возможно без осознания индивидами, входящими в группу, своей групповой принадлежности, другими словами, возникновения и упрочения у каждого члена образа «Я в группе».

В дальнейшем в  параграфе рассматриваются факторы, которые способствуют формированию группового сознания и самосознания. Среди них наиболее существенными  представляются включенность личности в группу, идентификация человека со своей группой членства, межгрупповые отношения, а также психологические механизмы воздействия на человека: убеждение, заражение, внушение. Большую роль играет также эмпатия, стереотипизация, подражание, установка. Все они довольно подробно описаны в литературе (Агеев В. С., Андреева Г. М., Бодалев А. А., Журавлев А. Л., Шихирев П. Н.).

Низкая удовлетворенность  качеством общего образования и  осознание насущной необходимости  коренных преобразований в средней школе обусловили массовый характер инновационных процессов.

Уровневая дифференциация классов не привела к существенным изменениям качества образования и  привлекательности школы, но породила внутренний нравственно-психологический  дискомфорт внутри школы. Ученикам классов педкоррекции и поддержки неуютно, неинтересно в школе, так как в большинстве случаев они оторваны от культурно-образовательных мероприятий в общем коллективе, замкнуты в создаваемом им микро-социуме. Чувство заброшенности, уязвленности и дискомфорта просматривается в их оценках по всем представленным показателям.

Не в лучшем положении оказываются и учащиеся «элитарных» классов. Интенсивная  учебная нагрузка, повышенная тревожность. связанная с поддержанием собственного статуса, ухудшает психологическое самочувствие учащихся, отражается на эмоциональном состоянии и уровне взаимоотношений учащихся этих классов.

Поэтому так  важно, чтобы инновационные процессы затрагивали целостную ситуацию образовательного процесса, а не отдельные ее стороны, не нарушали механизмов взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.

Во второй главе  — описываются объект, содержание и процедура исследования, методики, рассматривается роль значимых факторов социальной ситуации на процесс межгруппового восприятия, дается характеристика межгруппового восприятия групп полярного статуса в условиях вариативного обучения.

В экспериментальном  исследовании, осуществленном нами в 1991-1996 г. г., выделяются два основных этапа.

Целостность и  единство экспериментального исследования на первом и втором этапах обеспечивались единым теоретическим подходом к изучению межгруппового восприятия, едиными экспериментальными переменными, методиками их измерения и контроля.

Также логика исследования предполагала использование рекомендаций Д. Кэмбелла по изучению педагогических коллективов и использованием контрольной группы в ходе эксперимента и тестирования, осуществляемого после экспериментального воздействия, так как это позволяет снизить «эффект тестирования» — один из источников невалидности эксперимента (Кэмбелл Д.,1980).

В целом, в ходе исследования объектом выступали реальные учебные группы (5,6,7,8,9 кл.) общеобразовательных  школ № 8, 35; школы-интерната № 4; гимназии 44,35; лицея 21 города Курска.

Выбор данного объекта обусловлен необходимостью изучения особенностей социальной перцепции групп в различных учебно-воспитательных организациях и решение проблемы источников социально- психологических барьеров отношений учебных молодежных групп, так как в качестве независимой экспериментальной переменной в осуществленном нами исследовании выступает социальная ситуация образовательного процесса, а образ группы — в качестве зависимой переменной.

Понимая под  образом группы — представление  ее членами определенных групповых свойств, мы выделяем следующие компоненты: 1) осознание уровня интеллектуальных способностей (по успешности, результативности деятельности); 2) восприятие группы в качестве близкой или далекой для каждого члена группы, привлекательность группы (по внешнему облику ее членов, симпатиям); 3) оценка авторитета группы (по предпочтительности в общении и деятельности, по манере поведения к членов данных групп); 4) оценка физического состояния членов группы (здоровье, энергичность); оценка характера поведения (общительности, деловой активности, организованности).

Вариативное образование, массовые инновационные процессы в  системе обучения и воспитания породили новые социальные ситуации. В зависимости  от характера проводимых преобразований, условий дифференциации детей, методов и средств обучения, нормативных требований к стандарту образования, рассмотренные нами типы организаций можно разделить на:

- образовательные  учреждения, в которых дифференциация  детей осуществляется с учетом  их способностей и интересов,  за счет изменения технологии процесса обучения и воспитания; вводятся новые дисциплины, способствующие расширению интеллекта, познавательной активности. В организации осуществляется определенная система ритуалов, традиций. В регионе такого типа организации можно отнести к «элитарным», принимая во внимание предпочтительность выбора данного учебного заведения для поступления;

- учреждения, которые  вводят вариативное обучение  на основе дифференциации детей,  а не технологий за счет  раннего (со 2-3 класса) деления детей по успешности учебной деятельности, создавая классы коррекции без изменения подходов и методик обучения этих детей, вводят профильные классы на основе изменения почасовой нагрузки по предметам, не изменяя систему организации учебного процесса в целом;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.