Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Таможенное регулирование и таможенное дело в РФ

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство

по образованию РФ

Сочинский Государственный  Университет Туризма  и Курортного Дела

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

             По дисциплине «Таможенное регулирование»__________

Тема: Таможенное регулирование и таможенное дело в РФ 

                                                                                       Выполнил (а):_________________

                                                                                        студент   4   курса ЗФО_________

                                                                                        группа  07-МЭ-ДО_____________

Литвинцева  Татьяна Николаевна                                                                       

                                                                                                                  Проверил:____________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Сочи, 2011

 

 

Оглавление 
 

 

Введение

 

       Таможенная  деятельность неразделимо связана  с возникновением, развитием и  регулированием торговли. Тема контрольной работы, весьма актуальна сегодня, когда наша экономика начала выходить из кризиса. Ни одна страна, какой бы крупной и обеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, кто такой активности не проявляли. Это положение тем более очевидно в наше время, когда определяющими развитие ресурсами являются (наряду с запасами нефти и газа, подземными кладовыми черных и цветных металлов, наличием плодородных почв и густых лесов) интеллектуальный и научно технический потенциал общества. Доступ же к мировым ресурсам научно технической информации и новых технологий, как условие развития собственных возможностей в этих областях, обеспечивается активным участием страны в системе международных экономических и научно технических связей.

       Мировая торговля становится господствующим фактором не только экономического, но и политического, общественного и культурного  развития в мире и определяется в  настоящее время все более распространяющимся партнерством в системе внешней торговли.

       Страна, участвуя в международной торговле, имеет возможность при тех  же производственных ресурсах увеличить  степень удовлетворения общественных потребностей.

       Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является одним из основных рычагов воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнение доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

       Основной  целью данной работы является рассмотрение понятия таможенного регулирования, организация таможенного дела в  РФ, а так же контроля за деятельностью  таможенных органов.

 

1. Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации

 

      Процесс развития, интеграции и глобализации мировой экономики привел к тому, что на современном этапе развития ни одна страна не способна развиваться самостоятельно. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важный фактор экономического роста. Отношения, возникающие в ходе внешнеэкономической деятельности, а именно перемещения товаров и услуг, транспортных средств через таможенную границу, регламентирует таможенное дело.

       Таможенное дело - это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических связей и являющиеся одним из важнейших элементов в международных отношениях на мировом и национальном уровне.

       Зарождение таможенного дела  относится к глубокой древности.  В III веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалузии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), которая систематизировала порядок и величину пошлины, была названа в честь города - тариф.1

       Многочисленные факты истории  позволяют утверждать о 1000 –  летнем периоде существования  в России таможенного дела. Первые упоминания о таможенных отношениях Киевской Руси с другими странами датируются IX веком. Именно тогда в Киевской Руси взимался мыт - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам и т.п. В XII-XV вв. во время удельного периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым и сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала XIII века взимание таможенных платежей осуществлялось уже как с определенного количества, так и в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении «весчего сбора»).

       На развитие таможенного дела  сильное влияние, приведшее, в частности, к значительному усложнению системы таможенных платежей, оказали монголы-завоеватели. В середине XIII века монголо-татары ввели свою пошлину – тамгу. Тамга (тюрк.) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие название таможенных, и на место их сбора, таможню.

       Таможенная служба в ее современном  понимании как единая государственная  структура, регулирующая торгово-экономические  отношения государства с другими  странами, появилась лишь в XVII веке.

      В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича был принят первый единый для Московского царства законодательный акт, положивший начало преобразованию таможенного дела на Руси. 25 октября 1653 года царь Алексей Михайлович подписал Указ “О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров” - Торговый устав. “Торговым всяких чинов людям товаров своих и на покупку товаров денег не таить и цены с товаров не убавлять и являть в таможнях товары и деньги, и продажную цену сказывать прямо в правду, без всякой хитрости: А которые всяких чинов торговые люди учнут товары свои таить и продажной цены у товаров убавливать, у тех торговых людей те их товары имати на себя Государя бесповоротно: А которые торговые люди объявятся с утаенными товарами и с убавочною ценою в другой раз, и в третий раз, тем людям, сверх тех их взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно”, - говорилось в Указе. В переводе на современный язык речь идет о занижении таможенной стоимости и распоряжении товарами не прошедшими таможенного оформления и конфискации таких товаров в пользу государства - проблемах, и сегодня актуальных для любой таможенной службы. Этим Уставом впервые законодательно были закреплены права и обязанности таможенников (мытчиков) по осуществлению контроля над перевозом товаров и перемещением людей. Данный Указ (Торговый или Таможенный устав) заложил основу развития единой системы государства. Далее были приняты Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы явились началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

       С 1700 года в царствование Петра  I управляющие таможни начинают  называться таможенными бурмистрами,  а с 1720 года – обер-цольнерами.

       В 1753-1757 гг. проводится таможенная реформа согласно Манифесту от 20 декабря 1753 года.

       В начале XIX века в России происходит  смена коллежской системы управления  на министерскую. 25 июня 1811 года Министерство  коммерции ликвидируется. Функция  управления таможнями передается в Департамент внешней торговли, включенный в состав образованного в 1802 году Министерства финансов.

       С начала 1865 года функции по  управлению таможенными учреждениями  передаются Департаменту таможенных  сборов.

       В 1868 году с целью усиления  охраны морской границы в Балтийском море создается Морское крейсерство, а в 1872 году там основывается таможенная флотилия.

       В октябре 1893 года пограничная  стража выводится из подчинения  начальников Департамента таможенных  сборов и таможенных округов,  и ей присваивается название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводится в непосредственное подчинение Министра финансов.

       В мае 1912 года производится  последняя реорганизация таможенной  службы в царской России.

       Мировая война, первые годы  революции и гражданской войны окончательно сводят к нулю, как внешний товарооборот, так и функции российской таможни. В условиях хозяйственной разрухи и натурального товарообмена вопрос о таможенной политике не возникает.

       К реформированию внешней торговли  приступает Временное правительство. Последующие перемены происходят после Октябрьской революции 1917 года. Из теории общенародной собственности, естественно, следует вывод о национализации внешней торговли. Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости.

      22 апреля 1918 года принимается декрет  СНК о национализации внешней  торговли. Через месяц учреждается  пограничная охрана. В июне принимается  декрет «О переходе Департамента таможенных сборов, Главного управления пограничной охраны и корчемной стражи в ведение Народного комиссариата торговли и промышленности».

       Департамент таможенных сборов  переименовывается в Главное  управление таможенного контроля  с непосредственным подчинением Народному комиссару торговли и промышленности.

       В начале 1921 года политика «военного  коммунизма» сменяется «новой  экономической политикой». Товарный  голод в стране, дезорганизация  рынка, низкое качество продукции,  высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе – такими были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды.

       В декабре 1921 года принимается  закон о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при  ВЧК начинает работать Центральная  комиссия по борьбе с контрабандой под председательством Реввоенсовета. В комиссии активно принимали участие таможенные органы.

       Таможенный устав СССР 1924 года, явившийся  первым кодифицированным актом  по таможенному делу, окончательно  закрепляет сформировавшуюся к  тому времени систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов становится контроль над экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.

       На рубеже 20–30-х годов усиливается  командно-бюрократический стиль  управления экономикой, укрепляется принцип государственной монополии, резко сокращается число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль становится чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности.

       Таможенным кодексом 1964 года таможня подчиняется Министерству внешней торговли СССР.

       Решением Совета Министров в  1986 году на базе Главного таможенного  управления при МВТ СССР образуется  Главное управление государственного  таможенного контроля (ГУГТК) при  Совете Министров СССР.

      25 октября 1991 года Указом Президента  РСФСР образуется Государственный  таможенный комитет России (ГТК  России). Вновь созданная таможенная  служба России заступает на  охрану экономических рубежей  нового государства. Этот момент  явился началом трудного этапа возрождения и становления таможенной службы, как важного государственного органа регулирования и контроля ВЭД. От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов, не обустроенные, а в ряде случаев и неохраняемые границы, отсутствие адекватного законодательства. В 1993 г. принимается Таможенный кодекс РФ, отслуживший ровно десять лет.

       По нормам, признанным Всемирной  таможенной организацией, показателем  степени развитости таможенной  администрации любого государства является развитая инфраструктура, применение современных информационных технологий, правовая база и квалифицированные кадры. Современная таможенная служба России отвечает этим критериям, а принятие нового Таможенного кодекса (вступил в силу с 1 января 2004 г.) приближает ее к первой десятке таможенных администраций мира с наиболее развитым законодательством. Нормы, заложенные в этом документе, требуют коренного реформирования таможенного администрирования, новых подходов, смены приоритетов, более того–изменения психологии и менталитета таможенников. Это начало крупномасштабной реформы таможенного дела в Российской Федерации.

      Уход от административного и фискального давления в сторону всемерного содействия участникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе на основании анализа и управления рисками, применение новейших информационных технологий, безбумажный обмен информацией, партнерские отношения с бизнесом – все это составляющие работы таможенных органов сегодня.

       При всей сложности и противоречивости  исторического пути российской  таможни опыт его свидетельствует  о том, что таможенное дело  и таможенное регулирование в  России сложились как важнейшая  сфера экономического регулирования  ВЭД государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов. Поэтому они, в свою очередь, лежат в основе характеристики внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности.

       Из самого словосочетания “таможенное  дело” следует, что в собственном  смысле оно означает деятельность, осуществляемую таможней и взаимодействующими с нею другими структурами. В современном представлении термин “таможенное дело” охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства.

       В рамках государственного регулирования  ВЭД таможенная деятельность  имеет многоцелевой характер, служит  удовлетворению разнообразных интересов  и потребностей.

       В Таможенном кодексе Российской  Федерации (ст.1, ч.2) под таможенном  делом понимается совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

       Таможенное дело – предмет  ведения Российской Федерации.  Конституция РФ (п. “ж” ст.71) относит  к ведению РФ таможенное регулирование,  которое заключается в установлении  порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 1 ч.1. ТК РФ).

       Согласно ст.1. ч.3. ТК РФ общее  руководство таможенным делом  осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

       Отнесение таможенного дела к  федеральной компетенции обеспечивает  единство таможенной территории  и централизацию таможенного дела в стране.

       Под таможенной территорией понимается  территории Российской Федерации,  а также находящиеся в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации и на континентальном  шельфе Российской Федерации  искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию. На таможенной территории РФ в полном объеме действует единое таможенное законодательство.

       Однако понятие таможенной территории  не совпадает с понятием государственной  территории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящие за пределами государственной границы.

       В соответствии со ст. 2 ч.1,2 Таможенного  кодекса РФ таможенная территория  состоит из территории Российской Федерации, а также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными федеральными законами.

     В связи с образованием Таможенного  союза трех государств России, Белоруссии и Казахстана с 01 января 2010 года вступили в силу:

     Товарная  номенклатура ВЭД и Таможенный тариф Таможенного союза.

     Единые  правила нетарифного регулирования  на территории Таможенного союза.

     Единые  правила таможенно-тарифного регулирования на территории государств-участников Таможенного союза.

     Главами трех государств принят Таможенный кодекс Таможенного союза, который с 01 июля 2010 года стал главным законодательным актом, которым будут руководствоваться при совершении внешнеторговых операций участники ВЭД.

     Вместе  с Таможенным кодексом Таможенного союза 01 июля 2010 года вступили в силу:

     Соглашения  о порядке декларирования таможенной стоимости товаров и о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.

     Пакет документов, регламентирующих порядок  применения санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер, особенности  и порядок обращения продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на таможенной территории Таможенного союза.

     Соглашение  о принципах взимания косвенных  налогов при экспорте и импорте  товаров и протокол о порядке  взимания косвенных налогов и  механизме контроля за их уплатой  при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе.

     Таможенная  граница совпадает с Государственной  границей Российской Федерации, за исключением  периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны, и континентального шельфа, на которых  находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Принято различать внешнюю и  внутреннюю границы.

       Внешняя таможенная граница разделяет  таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Охрана внешней таможенной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенниками.

       Внутренние таможенные границы  образуют периметры особых экономических зон. Они проходят в глубине таможенной территории страны.

       По своему административно-правовому  статусу внутренняя таможенная  граница приравнена к внешней:  территория особой экономической  зоны рассматривается как пограничная,  въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Однако охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенными совместно с администрацией свободной таможенной зоны.

       Для обеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела в стране Конституция РФ предусматривает соответствующие ограничения в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

       Единство таможенного дела гарантируется  и особенностями законодательного  процесса в отношении федеральных  законов по вопросам таможенного  регулирования: согласно ст.106, п.  “в” Конституции РФ такого  рода нормативные акты подлежат  обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания.

       Основанная на содержании Таможенного кодекса России и иных нормативных актов в сфере таможенного дела структура таможенного дела выглядит следующим образом:

      - таможенное регулирование;

      -основные принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

      - деятельность в области таможенного  дела;

      - таможенные процедуры;

      - таможенные режимы;

      - специальные таможенные процедуры;

      - таможенно-тарифное регулирование  (страна происхождения товара и таможенные платежи);

      - таможенное оформление;

      - таможенный контроль;

      - ведение таможенной статистики  внешней торговли;

      - борьба с контрабандой и иными  преступлениями в сфере таможенного  дела, дознание и оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов;

      - борьба с административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела (нарушениями таможенных правил) и применение мер ответственности  за эти нарушения, производство  по делам об административном  правонарушении и их рассмотрение;

      - информирование и консультирование;

      - обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов  и их должностных лиц;

      - таможенные органы;

      - регулирование прохождения службы  в таможенных органах;

      - информационные системы и информационные  технологии в таможенном деле.

       Приведенная система отражает  лишь современную структуру российского  таможенного дела. Но таможенное  дело не является неизменным. Новые задачи таможенного регулирования  могут потребовать новых средств  его осуществления, а их изменение  и дополнение получит адекватное отражение в содержании таможенной деятельности. Однако каким бы ни был набор компонентов таможенного дела в каждый данный момент, в своей совокупности они всегда направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей государства.

       Экономические цели таможенной  деятельности достигаются посредством  взимания таможенных платежей  при перемещении товаров через  таможенную границу: таможенных  пошлин, налога на добавленную  стоимость, акцизов, сборов за  таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение.

       Регулятивные цели таможенной  деятельности достигаются посредством  установления ставок таможенных  пошлин, применяемых к товарам,  перемещаемым через таможенную  границу, а также запретов и  ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и др. Регулятивная таможенная деятельность осуществляется исходя из соображений защиты экономической основы собственного суверенитета страны; защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Установления любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

       Таможенное дело является монополией  государства. Главный смысл государственной  монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена.

       Монополия таможенного дела решает  две задачи: всемерное использование  внешнеэкономических связей для  решения вопросов развития экономики  страны и ограждение ее от  неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов– спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и т.д.

       Российская Федерация участвует  в международном сотрудничестве  в целях гармонизации и унификации  национального законодательства  с международными нормами и практикой (ст. 1 ч.4 ТК РФ). 

       Таможенное дело тесно связано  с международными отношениями.  Оно зависит от международных  договоров России и способствует  их реализации. Таможенный кодекс  РФ (ст. 8 ч.2 ТК РФ) устанавливает,  что при осуществлении таможенного  дела применяется принцип приоритета международного договора РФ, если в Таможенном кодексе РФ и других законодательных актах Российской Федерации по таможенному делу содержатся другие правила.

       Источники таможенного дела включают  в себя:

      - международные принципы и нормы, подписанные РФ в сфере таможенного дела;

      - конституционные нормы, регулирующие  таможенное дело;

      - законы (конституционные, федеральные,  кодексы), регулирующие таможенное  дело;

      - нормативно-правые акты Президента  России, Правительства России, ГТК России и иных государственных органов по вопросам таможенного дела.

       Также к источникам таможенного  дела следует отнести:

      1. Публикации Международной торговой  палаты, например, Правила толкования  международных торговых терминов - “Инкотермс-2000”, “Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов”;

      2. Документы комиссий ООН, например, общие условия поставок, контрактов  и т.п.;

      3. Обычное право (обычаи и обыкновения);

      4. Судебно-арбитражную практику.

       Также источником таможенного дела признается обычай.

       Под обычаем понимаются сложившиеся  и применяемые в таможенной  сфере правила поведения, не  предусмотренные законодательством.  В некоторых случаях в нормативно-правовых  актах содержатся прямые указания  о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы законодательно. Например, в Российской Федерации публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в области внешней торговли.

       Поскольку обычай, как правило,  не зафиксирован в документах, участники таможенных отношений  имеют право доказывать наличие обычая или оспаривать его существование, используя весь арсенал доказательств, предусмотренных правом.

       Разъяснения по вопросам административной  и судебной практики в таможенной  сфере, которые дают высшие  административные (исполнительные) и судебные органы, не являются источниками таможенного права, хотя и оказывают большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений (информационные письма, обзоры, рекомендации и другие документы Высшего Арбитражного Суда РФ и ГТК России). Такого рода документы выявляют условия правильного применения таможенного законодательства, способствуют уяснению смысла таможенных норм и тем самым существенно влияют на осуществление таможенной деятельности и реализацию таможенного законодательства.

       Законодательство признает также  в качестве регулятора ВЭД  контракты между непосредственными  участниками ВЭД, но это такой  регулятор, который основывается  на нормах национального права,  имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международного  права, носящих диспозитивный характер, когда стороны имеют право отступать от этих норм.

 

2. Организация таможенного дела в Российской Федерации

 

      Конституция Российской Федерации не содержит понятия “таможенные органы”. Оно появляется в ТК РФ, а также в других нормативно-правовых актах по таможенному делу и праву, административному и другим отраслям права.

       Таможенные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации.

       Впервые таможенные органы включены  в утвержденную Указом Президента  РФ структуру федеральных органов  исполнительной власти в 1992 году (Указ Президента РФ от 30.09.92 г.  № 1148 “О структуре центральных  органов федеральной исполнительной  власти”).

      Статья 1 ч.3 ТК РФ регламентирует руководство таможенным делом. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Таможенные органы составляют  единую федеральную централизованную систему. Единая федеральная централизованная система таможенных органов действует на единой таможенной территории Российской Федерации. Отдельные таможенные органы действуют за границей Российской Федерации.

       Согласно статье 402 ч.1 ТК РФ таможенными органами являются:

     - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

      - региональные таможенные управления;

      - таможни;

      - таможенные посты.

       Федеральным органом исполнительной  власти, уполномоченным в области таможенного дела, является Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации (ФТС России).

     Финансирование  расходов на содержание Федеральной  таможенной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в  федеральном бюджете, а также  средств иных источников, установленных законодательством Российской Федерации. Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак-эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.

      Место нахождения Федеральной таможенной службы - г. Москва.

       Морские и речные суда таможенных  органов имеют вымпел. На автотранспортных  средствах и воздушных судах  таможенных органов размещается  эмблема. Описание и рисунки  флага и эмблемы таможенных  органов, а также вымпела морских  и речных судов таможенных органов утверждаются Президентом Российской Федерации.

       Функции таможенных органов Российской  Федерации содержатся в ст. 403 ТК РФ.

       Таможенные органы осуществляют  таможенное оформление и таможенный  контроль, валютный контроль; взимают  таможенные платежи; обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела и т. д.

       Для выполнения функций, возложенных  на таможенные органы, они наделены  правомочиями (ст. 408 ТК РФ).

       Таможенные органы при осуществлении  таможенного контроля с использованием  морских (речных) и воздушных судов  таможенных органов имеют право:

      - при обнаружении признаков незаконного  перемещения товаров, подлежащих  таможенному контролю, останавливать транспортное средство и проводить его таможенный досмотр;

      - задерживать лиц, находящихся  на транспортном средстве, если  они подозреваются в совершении  преступлений, производство неотложных  следственных действий и дознания  по которым отнесено к ведению таможенных органов;

      - преследовать и задерживать  за пределами территориального  моря Российской Федерации морские  (речные) суда, убывшие с таможенной  территории Российской Федерации  без разрешения таможенных органов,  в прилежащей зоне Российской Федерации до захода их в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних водах, территориальном море Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;

      - при обнаружении признаков административного  правонарушения в области таможенного  дела задерживать транспортные  средства для их изъятия в  соответствии с законодательством  Российской Федерации об административных правонарушениях;

      - производить сопровождение транспортных  средств, в том числе с размещением  на них должностных лиц таможенных  органов.

       Правомочия экипажей морских  (речных) и воздушных судов таможенных  органов изложены в ТК РФ.

       Порядок использования морских (речных) судов таможенных органов Российской Федерации для целей таможенного контроля утвержден Постановлением Правительства России от 10 декабря 2003 г. № 747.

      Также таможенные органы имеют определенные права в отношении досмотра автотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем. Таможенные органы вправе останавливать автотранспортные средства (в том числе не осуществляющие международные перевозки товаров), в случаях, если они перевозят товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверки товаров и документов на них. В зонах таможенного контроля, вдоль таможенной границы автотранспортные средства останавливаются таможенными органами. В иных местах остановка автотранспортных средств осуществляется органами внутренних дел при взаимодействии с таможенными органами.

       Остановка транспортного средства  вне зоны таможенного контроля  не может длиться более двух  часов. По результатам проверки  товаров и транспортных средств  составляется акт установленной  формы. В случае возбуждения дела об административном правонарушении транспортное средство принудительно помещается на территорию склада временного хранения или в иную зону таможенного контроля на время, необходимое для его разгрузки, при условии, что транспортное средство не подлежит изъятию согласно законодательству Российской Федерации.

       Таможенные органы находятся  в пунктах пропуска через Государственную  границу Российской Федерации.  Другие места нахождения таможенных  органов определяются ФТС России согласно объему пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития ВЭД отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников ВЭД.

       Таможенные органы располагаются  в помещениях, владельцами которых  являются сами. Таможенные посты и структурные подразделения таможен могут располагаться в помещениях, принадлежащих владельцам СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и помещениях участников ВЭД, осуществляющих регулярные поставки товаров, согласно договорам безвозмездного пользования. Материально-техническое обеспечение в части предоставления средств связи, оргтехники таких таможенных органов осуществляют владельцы объектов, на территории которых они расположены на основании договора.

       Таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, как правило, совершаются в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. Однако по мотивированному запросу таможенные операции могут совершаться в иных местах при условии, что это не снижает эффективности таможенного контроля.

       Время работы таможенных органов  определяется начальником таможенного  органа согласно законодательству  Российской Федерации. Время работы  таможенных органов в портах, аэропортах устанавливается с  учетом времени работы иных контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска; в иных местах–с учетом потребностей участников ВЭД и транспортных организаций; в международных пунктах пропуска–с учетом времени работы таможенных органов сопредельных государств. Кроме того, по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.

       С точки зрения масштабов территориальной  деятельности система таможенных  органов подразделяется на два уровня.

       К первому относится ФТС России, осуществляющий свою деятельность на всей территории РФ;

     ко  второму – все другие таможенные органы, осуществляющие свою деятельность на территории подведомственного региона.

       Россия граничит с 16 странами и является чемпионом мира по числу сопредельных государств. Общая протяженность российской границы 61031,29 км1. Сухопутный участок – 14420,95 км, речной и озерный – 7802,84км, морской – 38807,5км. Экономическая зона на море составляет 9 млн. кв. км и тянется с запада на восток через 12 часовых поясов.

       Из 89 российских субъектов 45 являются  приграничными (из них 24 получили  выход к Государственной границе  лишь после 1991 года). Статус многих  участков государственной границы  до сих пор не ясен. Даже спустя два десятилетия после распада Союза не решены вопросы международно-договорного оформления границы. Почти 17 тыс. км. границы не закреплены юридически ни на картах, ни на местности. Сегодня Государственная граница оформлена в международно-правовом отношении с 6 из 16 сопредельными государствами; с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНДР и Китаем (за исключением двух участков в районе островов Большой Уссурийский и Тарабаров на реке Амур и острова Большой на реке Аргунь).

      Во главе таможенной службы Российской Федерации находится Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России). Общая штатная численность сотрудников 68 тысяч (всего в мире работает 800 тысяч таможенников).

       В прямом подчинении ФТС России находятся: Региональные Таможенные Службы (РТС), таможни прямого подчинения (Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная энергетическая, кинологический центр ФТС России), Центральная базовая таможни, представительства ГТК России за рубежом в Федеративной Республике Германия, в Финляндской Республике, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Украина, Королевстве Бельгия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.