Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Психология и педагогика"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


3.Соотношение житейской и научной психологии.

    Представления о психологических явлениях и  процессах могут носить разный характер.

    С одной стороны, человек как сознательное существо отражает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и деятельности постоянно накапливает психический опыт и психологические знания. Все это житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредственного взаимодействия с реальным миром и другими людьми. Ей обычно присущи следующие основные отличительные характеристики:

    конкретность, т. е. привязанность к реальным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

    интуитивность, свидетельствующая о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

    ограниченность, характеризующаяся слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

    опора на наблюдения и размышления, обозначающая, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

    ограниченность  в материалах, свидетельствующая о том, что человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

    С другой стороны, человек стремится  с научных позиций систематизировать свои представления о психике. Это уже научная психология, т. е. устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности:

    обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

    рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

    неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

    опора на эксперимент, когда научные психологические знания исследуются в различных условиях;

    слабая  ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных экспериментов и часто в уникальных (специально созданных или специально наблюдаемых) условиях.

    Житейская и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию - совершенствовать представления о человеческой психике. Однако они играют разную роль. Житейская психология лишь развивает психологические представления, а научная - их систематизирует. 

4.Психические явления, их сущность и классификация.

   Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного  опыта. Фундаментальное свойство психических  явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Психические явления не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются; мы одновременно осуществляем свою психическую деятельность и осознаем ее. Эта уникальная особенность психических явлений предопределила особенность науки, которая их изучает. В психологии объект и субъект познания сливаются.

   Классификация психических явлений.

   Все психические явления делятся  на три группы:

   1)психические  процессы;

   2)психические  состояния; 

   3)психические  свойства личности.

   Психический процесс - это акт психической  деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную  функцию. Психическое отражение - это  формирование образа тех условий, в ко-  
торых осуществляется данная деятельность. Психические процессы – это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности. Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.  
Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.  
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.  
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при  переделенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики. Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его  
личностных особенностей. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и  
устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

   1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

   2. Эмоциональные (эмоциональный тон  ощущений, эмоциональный отклик  на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация).

   3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности,  настойчивости (их классификация  связана со структурой сложного  
волевого действия).

   4. Состояния разных уровней организованности  сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности). 

5.Понятие психики. Возникновение психологии как науки.

    Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающая человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

    Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека. Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами.

    Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и  т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

    В научном употребление термин "психология" появился впервые в XVI вв.. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которых каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.

    Выделение психологии в самостоятельную науку  произошло в 60-х г.19в. Оно было связанно с созданием специальных  научно-исследовательских учреждений психологических лабораторий и  институтов, кафедр в высшим  Учебных  заведениях, а также с внедрением эксперимента  для изучения психических явлений.

    Первым  вариантом экспериментальной  психологии как самостоятельной научной  дисциплины явилась физиологическая  психология немецкого учёного Вундта (1832-1920),создатель первой в мире психологической лаборатории.

    В области сознания, полагал он, действует  особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

    Последователь Вундта Титченер(1867-1927)американский психолог, был основателем и лидером  структурной психологии. В её основе лежит идя элементов сознания (ощущений, оюразов,чувств)и структурных отношений интроспекция-наблюение субъекта за актами собственного сознания. 
 

 

6.Историческое развитие взглядов на предмет психологии.

    Употребление  слова «психология» (от древнегреческих слов «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание) впервые зафиксировано в западноевропейских текстах XVI в. Постепенно слово «психология» вошло в будничный обиход.

    Психолог – в то время, это знаток души, человеческих страстей и характеров. Такие психологи пользовались жизненными знаниями. Научное знание отличается от жизненного тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы.

    Психология  за своими теоретическими достижениями и практическими попытками изменить жизнь уступает, в частности, точным наукам. Ведь психологические явления  гораздо сложнее чем, например, физические, их труднее опознать. Недаром великий  физик Альберт Эйнштейн, ознакомившись с опытами великого психолога Жана Пиаже, отметил, что изучение физических проблем – это детская игра по сравнению с загадками детской игры.

    Психология  на пути к самостоятельной науке  прошла длительный путь, и только в  середине XIX в. из разрозненных знаний она стала самостоятельной наукой. Однако и в предыдущие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) не были совершенно лишены признаков научности.

    Они проявлялись в недрах других наук, в частности философии, медицины, естествознания, в различных явлениях социальной практики и др. В этом вечном поиске человечества научно-психологическая мысль все больше приобретала значение силы, осознавая свой предмет.

    В истории психологии, которая исследует  процесс становления психологических знаний и представлений, выделяют несколько основных подходов к определению границ и этапов развития психологии.

    Согласно  первому подходу, психология имеет  длительную предысторию и короткую историю, которая начинается со второй половины XIX в. (Г. Эббингауз). Развитие психологии разделяют на два этапа: предыстория (до конца первой половины XIX века) и история (со второй половины XIX века).

    Представители второго подхода считают, что  развитие психологической мысли  нужно разделить на три этапа:

  • 1-й этап – донаучная (мифологическая) психология – когда господствовали анимистические представления о душе;
  • 2-й этап – философская психология – когда психология была частью философии, объединенная с ней общим методом (от античности до XIX века);
  • 3-й этап – собственно научная психология, со второй половины XIX в. (То есть именно то время, когда, по Эббингаузу начиналась вся история психологии). Этот период связывают с применением в психологии объективного метода (эксперимента), заимствованного из естественных наук, который дал ей возможность отделиться от философии. Этот подход сегодня является наиболее распространенным. Недостаток его в том, что научную психологию противопоставляют всей предыдущей.

    Третий  подход – культурологический –  развитие психологической науки рассматривают в контексте развития человеческой культуры в целом. К этому подходу относится концепция в истории психологии, разработанная украинским ученым В.А. Романцом.

    Согласно  этому подходу, этапы развития психологии выделяют по историческим эпохам: психология мифологического периода, психология Античности, психология Средневековья, психология Возрождения, психология эпохи Барокко, психология Просвещения, психология сциентизма (эпоха, берет начало в XIX веке, в которой, кстати, живем и мы, ее название происходит от лат. «scientia» – наука, и отражает ту движущую силу, которую имеет наука в современной культуре).

    Такое разделение истории психологии является целесообразным, поскольку в психологии каждой исторической эпохи были существенные различия, акценты на тех или иных психических явлениях.

    Психологическая мысль от мифологического периода  к эпохе Средневековья отмечала ситуативные феномены – от эпохи  Возрождения до Просвещения –  на мотивационных, а в XIX – XX вв. –  на феноменах действия и последействия. Ситуация, мотивация, действие и последействие являются компонентами поступка как ячейки (объяснительного принципа) психологии.

    Однако, на наш взгляд, развитие психологической  науки можно рассматривать также  в зависимости от того, что было ее предметом. Именно с этой точки зрения этапа развития психологии рассматривают данную науку под углом понимания ее предмета.

    В таком контексте целесообразно  выделять первый этап, когда психологию рассматривают как науку о  душе, другой – как науку о  сознании, третий – как науку о поведении, четвертый – как науку о психике, что составляет единство сознательного и бессознательного во взаимодействии человека с миром. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Научные школы в отечественной и зарубежной психологии.

    В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Это направление наз. бихевиоризм. Его “отцом” принято считать Джона Уотсона: требовал исключить  все понятия субъективной психологии сознания.

    Реальный  вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией  области. Отныне она включала доступные  внешнему объективному наблюдению, независимые  от сознания отношения. 
Изменились и психологические эксперименты. Они ставились преимущественно на животных—белых крысах.

    Тема  обучения, приобретения навыков путем  проб и ошибок стала центральной  для этой школы. 
Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением.

    Следующее течение философии носит название – гештальтпсихология. В переводе она означает – организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Основоположником данного учения стал В.Келлер.  Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. Ученым этого течения представляли, что психология, опираясь на законы гельштапа, станет точной наукой – физикой. Но данная школа распалась в предвоенные годы, так как ученые были неспособны разработать единую схему анализа психической реальности.

    Затем широкое значение в психологии заняли учения З. Фрейда, основоположника псиоанализа. В работах Фрейда в качестве психологической проблемы был поставлен вопрос и сексуальной жизни человека. Фрейд предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех компонентов: Ид (оно), эго (я), супер-эго (сверх я). По Фрейду организм и общество являются материалом из которого либидо лепит свои формы.

       Наиболее широким течением является  течение – когнитивная психология. Ее представителями являются У. Найссер, А. Павийо. Ученые отводят главную роль в поведении субъекта - знаниям. Основное понятие данного вида психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся у человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях.

    Другое  крупное направление носит название – гуманистическая психология. Основатели данного течения хотели исправить идеи бихевиоризма и психоанализа и создать боле жизненную психологию. Целью личности стало – самоосуществление, самоактуализация..

    Яркий представитель данного течения  – А.Маслоу. Он считал, что человек  должен реализовывать то, что в  нем заложено, то, что он может.

    Значительный  вклад в развитие психологии внесли отечественные ученые:

    Выготский Л.С. – ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.

    А.Н. Леонтьев – провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования психических функций как процесс вращивания высших форм в субъективные структуры психики человека.

П.Я. Гальперин – рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. 

 

8.Структура современной психологии.

    Современная психология представляет весьма разветвленную  систему научных дисциплин, находящихся  на разных ступенях формирования и  связанных с различными областями  практики. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности.

    На  этом основании выделяются следующие  отрасли психологии.

    Психология  труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. Она имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

    Педагогическая  психология рассматривается психологические закономерности обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальным детьми.

    Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности  врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психологическую деятельность человека: психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.

    Юридическая психология рассматривает психологические вопросы связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: судебную психологию, криминальную психологию, исправительно-трудовую психологию.

    Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контпропаганды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9.Методы исследования в психологии.

   Методы  исследований: Наблюдение является одним  наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно  органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д. Различают несистематическое и систематическое наблюдение: -несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях; -систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. Различают "сплошное" и выборочное наблюдение: -в первом случае исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. -во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

   Наблюдение  может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты  наблюдения и т.д.

   Анкетирование: Существуют три основных типа анкет: -это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление  осознаваемых качеств испытуемых. -это  анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. -это анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов

   Беседа - специфичный для психологии метод  исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом  и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы Тест- стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами 

11.Структура психики человека: сознание, бессознательное, подсознание.

   Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

   1) психические процессы, 2) психические  состояния, 3) психические свойства.

   Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

   Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и  конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

   Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной  системы, идущими от внутренней среды  организма.

   Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

   Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения  и деятельности человека.

   В сложной психической деятельности различные процессы связаны и  составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение  действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

   Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

   Каждый  человек ежедневно испытывает различные  психические состояния. При одном  психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

   Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

   Наиболее  изученными являются: 1) общее психическое  состояние, например внимание, проявляющееся  на уровне активной сосредоточенности  или рассеянности, 2) эмоциональные  состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

   Высшими и устойчивыми регуляторами психической  деятельности являются свойства личности.

   Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

   Каждое  психическое свойство формируется  постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

   Свойства  личности многообразны, и их нужно  классифицировать в соответствии с  группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

   Психические свойства не существуют вместе, они  синтезируются и образуют сложные  структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

   1) жизненную позицию личности (систему  потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

   2) темперамент (систему природных  свойств личности – подвижность,  уравновешенность поведения и  тонус активности, – характеризующую  динамическую сторону поведения);

   3) способности (систему интеллектуально-волевых  и эмоциональных свойств, определяющую  творческие возможности личности) и, наконец,

4) характер  как систему отношений и способов  поведения. 

 

12.Структура сознания.

   Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

   В более узком и специальном  значении под сознанием имеют  в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

   Воздействующие  на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

   Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого  искания истины. Богатейшая сфера  эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

   В силу определенного отношения к  объекту познания знания получают различную  значимость для личности, что находит  свое наиболее яркое выражение в  убеждениях : они проникнуты глубокими  и устойчивыми чувствами. А это  является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

   Чувства, эмоции суть компоненты человеческого  сознания. Процесс познавания затрагивает  все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

   Познание  не ограничивается познавательными  процессами, направленными на объект (внимание) , эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря  усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14.Ощущение как первичная форма отражения действительности.

    Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

    Виды  ощущений:

    1.Интеререцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних органов; рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях.

    2.Проприорецептивные ощущения – это сигналы о положении тела в пространстве; рецепторы, расположенные в мышцах и связках и доставляющие информацию о движении и положении нашего тела.

    3.Эксторецептивные – доводят информацию из внешнего мира. рецепторы поверхности тела, реагирующие на сигналы из среды;

    - Контактные  (осуществляется контакт раздражителя с рецепторами) - осязание и вкус;

    - Дистантные (раздражитель воздействует  на рецепторы издалека) - зрение, слух, обоняние.

    Свойства  ощущений:

  • Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующим раздражителям;
  • Контраст – изменение интенсивности и качество ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя;
  • Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений;

    Синестезия проявляется в том, что ощущения одной модальности могут сопровождаться ощущениями другой модальности. 
 
 

15.Восприятие, его свойства и закономерности.

    Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.

    Виды  восприятия:

  1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
  • зрительные
  • осязательные
  • вкусовые
  • обаятельные
  1. в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:
    • восприятие пространства
    • восприятие времени
    • восприятие движения

    Свойства  восприятия:

  • предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;
  • целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;
  • структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;
  • константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;
  • осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему  классу предметов;
  • апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни;
  • активность;

    адекватность. 
 

 

16.Внимание как ограничение поля восприятия, виды и свойства внимания.

    Внимание  осуществляет отбор актуальных, лично  значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Внимание есть простейший вид самоуглубления, за счет которого достигается особое состояние: созерцаемый предмет или мысль начинает занимать все поле сознания целиком, вытесняя из него все остальное. Тем самым обеспечивается устойчивость процесса и создаются оптимальные условия для обработки этого объекта или мысли «здесь и сейчас».

Виды  внимания

    По  активности человека в организации  внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

    Непроизвольное  внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

    Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя.

    Перечисленные особенности раздражителя ненадолго  превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем, с его значимостью для личности.

    Предметы, создающие в процессе познания яркий  эмоциональный тон, вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее  значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

    Интерес выступает одной из важнейших  причин длительного непроизвольного  внимания к предметам.

    В процессе познания интересным для человека является не то, что вовсе неизвестно, и не то, о чем уже все известно. Новое в известном вызывает познавательный интерес.

    Произвольное  внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

    При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

    Произвольное  сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

    Произвольное внимание как свойство личности не может быть сформировано независимо от самой личности.

    В послепроизвольном внимании снижается  волевое напряжение, необходимое  при сосредоточении в произвольном внимании. После-произвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

    Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная  особенностями предмета, а проявление направленности личности. При таком  внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

    Переход к контролю деятельности на уровне послепроизвольного внимания в значительной степени определяется особенностями  личности. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости не чувствуется напряжения.

Свойства  внимания.

    Внимание  характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением.

    Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого человека объем внимания равен 4–6 объектам, не связанным между собой.

    Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Обычно в процессе деятельности внимание сосредоточивается на каком-то одном объекте. Физиологически это объясняется существованием только одного очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Но реальные условия деятельности всегда требуют постоянного распределения внимания.

    Способность распределять внимание воспитывается  в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.

    Ценным  качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности.

    Устойчивость  внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это  свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.

    Устойчивость  внимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток. Способность нервных клеток продолжительное время выдерживать процесс возбуждения является показателем силы нервных процессов. Поэтому в устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.

    Переключение  внимания – это преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17.Воображение, его функции и виды.

   Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства практических действий.

   Воображение - это психический процесс, который  заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность  представлять отсутствующий или  реально не существующий образ удерживая  его в сознании и мысленно манипулируя им. Кант и Хайдеггер считали, что воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира.

   Благодаря воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет  ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «homosapiens», уже достаточно хорошо известно.

   Воображение человека выражается:

   1) в построении образа средств  и конечного результата предметной  деятельности;

   2) в создании программы поведения,  когда проблемная ситуация характеризуется  неопределенностью; 

   3) в продуцировании образов, которые  не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

   4) в создании образов, соответствующих  описанию объекта.

   Существуют  индивидуальные, типологические особенности  воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать  конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии.

   Воображение человека выступает как отражение  свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психологических личностных методик.

   Воображение может быть 4 основных видов:

   1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;

   2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;

   3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;

   4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

   Активное  воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение  предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в  оригинальных и ценных продуктах  деятельности; оно - неотъемлемая сторона  технического, художественного и любого иного творчества.

   Пассивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов  и планов, которые не воплощаются  в жизнь. В этом случае воображение  выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать.

   В жизни человека воображение выполняет  ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах  и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция  воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

18.Представление, сущность, содержание, виды.

Представле?ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

В соответствии с разделением представлений  по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. 
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д
 

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).

  • Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
  • Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
  • Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
 

Третья  классификация представлений –  по происхождению. В рамках данной типологии  их делят на представления, возникшие  на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.

  • На основе восприятия. Большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе восприятия – то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
  • На основе мышления. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*
  • На основе воображения. Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.
 

Представления различаются также по степени  проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

  • Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.
  • Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19.Память, её виды и процессы.

  Большинство психологов признают существование  трех уровней памяти, различающихся  по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную, или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.

  Сенсорная память. Кратковременная и долговременная память. Как следует из ее названия, сенсорная память - это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг показал, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время - порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

  Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.

  Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т. е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

  Было  установлено, что кратковременная  память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется  очень немного информации - например, какое-то число или несколько  слогов из трех-четырех букв.

  Сохранение  в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти. И наконец, третий этап - это извлечение (воспроизведение) хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

  Процесс кодирования начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Архивизация - это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввел Тульвинг.

  Эффективность извлечения информации тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти. Действительно, информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. 

 

20.Мышление, его виды и формы.

Виды мышления.

В зависимости  от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически-действенное  мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически, и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом.

Этот  вид мышления оказывается необходимым  и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Практически-действенное  мышление применяется и оказывается  наиболее целесообразным и при решении  несравнимо более сложных задач.

Значение практически-действенного мышления определяется тем большим весом, который имеет практическая деятельность людей, тем, что многие задачи в процессе этой деятельности могут быть решены продуктивнее и экономичнее в процессе практически-действенного мышления.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

   Развитие  наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

   Особенностью  словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления.

   Понятие,суждение,умозаключение - основные формы мышления. По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное для данной формы мысли – отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете.

    Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Между понятиями, как вышеперечисленно, устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть».

    Умозаключение— это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание. Например, в механике известно, что у всякого тела, плотность которого одинакова во всех его частях, геометрический центр и центр тяжести совпадают 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21.Общая характеристика мыслительных операций.

    Предметы  и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые  можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

    Первая  особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может  познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

    Мышление - высшая ступень познания человеком  действительности. Чувственной основой  мышления являются ощущения, восприятия и представления.

    Мышление  не только теснейшим образом связано  с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход  от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

    Мышление  выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания.

    Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации. 

22.Основные эмоциональные состояния.

    Эмоциональные состояния:

      • Эмоциональный тон – это обобщенная эмоциональная окраска, оценка ситуации. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сводя их  к общему знаменателю: полезно-вредно;
      • Настроение – эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью, окрашивающее все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение событий для жизни человека. Оно зависит от общего состояния здоровья, от тонуса нервной системы;
      • Аффект – сильная, кратковременная вспышка эмоций, связанная с резким изменением важных для субъекта жизни обстоятельств и сопровождаемые резковыраженными двигательными правлениями, изменениями в функциях внутренних органов;
      • Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Ганс Селье выделял три этапа стресса: мобилизация защитных свойств организма; стабилизация; истощение.
      • Фрустрация (с лат. неудача) – стресс рухнувшей надежды. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями, способна дезорганизовывать сознание.
      • Страсть – это сильное, стойкое всеобхватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.
 

 

23.Стресс и его особенности.

   Наиболее  мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Важно подчеркнуть, что интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.

   Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и  психологические компоненты. С помощью  стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

   Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических  и физиологических черт - улучшении  внимания (его объема и устойчивости), в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации.

   При стрессовых воздействиях в кровь  начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма, например учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

   Стресс  является составной частью жизни  каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает "вкус к жизни".

   Весьма  важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных  процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности  человека, ибо в этих случаях могут  возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания - соматические или невротические.

   Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция  активная - при стрессе эффективность  их деятельности продолжает расти до некоторого предела ("стресс льва"), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу ("стресс кролика") 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

24.Воля и ее характеристика.

  Воля  — одно из самых сложных явлений  психологии человека, определить его  довольно трудно. Попробуем это сделать так, как мы уже не раз делали раньше, применительно к другим сложным психологическим явлениям, то есть через характеристику или описание соответствующего явления с разных сторон.

  Воля  — это некоторая внутренняя сила психологического свойства, которая способна управлять другими психологическими явлениями и поведением человека.

  Воля  — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого  им самим и связанного с его  сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.

  Воля  — это то, что представляет собой  высший уровень регуляции поведения  человека. Волевое поведение называется произвольным потому, что человек  может им управлять по своему желанию.

  Воля  — это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой довольно сложные цели, а также достигать поставленные цели, преодолевая серьезные внутренние и внешние препятствия на своем пути.

  Воля  — это то, благодаря чему человек  способен делать сознательный выбор  в тех случаях жизни, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных или одинаково вынужденных форм поведения.

  Воля  — это то, чем отличается поведение  человека от поведения других живых  существ. У животных воли нет, они действуют под прямым влиянием внешних воздействий или внутренних факторов чисто органического свойства. Ни одно животное в отличие от человека не в состоянии контролировать свое поведение.

  С древнейших времен до наших дней проблема воли человека привлекала к себе внимание ученых. Ни одно из направлений в психологии, за исключением, пожалуй, бихевиоризма, не отрицало факт существования воли у человека. Почти все учебники по психологии, независимо от того, кем и когда они были написаны, так или иначе затрагивали и обсуждали проблему воли человека. Вместе с тем, ни в одной из традиционных проблем психологии мы до сих пор не остаемся столь же далеки от понимания ее природы, как в проблематике воли. Несмотря на столетия, затраченные не одной сотней ученых-психологов на изучение этой проблемы, мы в ее решении до сих пор остаемся примерно на уровне XVII в. Иными словами, более чем за 300 лет, прошедших с того времени, наука почти не продвинулась вперед в понимании сущности воли и волевой регуляции поведения человека. Попробуем кратко ответить на вопрос, почему это так.

  Во-первых, воля — это чисто субъективное явление, не имеющее, в отличие от других психологических явлений, никаких  специфических внешних проявлений или физиологических признаков, по которым можно было бы ее изучать и оценивать.

  Во-вторых, мы не располагаем какими-либо данными  анатомо-физиологического характера, относящимися к воле человека. Совершенно непонятно и неизвестно, какие  процессы, происходящие в мозге человека, связаны с волей, какие структуры головного мозга отвечают за волевую регуляцию поведения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.