Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эмоции как фундаментальной характеристики самоактуализация человека

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение                                                                                                          2

Глава 1 Самоактуализация как  одна из потребностей человека                7

    1. Структура потребностей человека в антропологии                                7

1.2 Теоретические представления самоактуализации в отечественной и зарубежной литературе                                                                                   13

Глава 2 Значения эмоций для  самоактуализации человека                         23

2.1 Анализ теорий посвященных  эмоциям                                                    23

2.2 Влияние положительных  эмоций на самоактуализацию человека      34

Заключение                                                                                                       40

Список литературы                                                                                         42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы: Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что для понимания человека мы должны иметь представление о том, как определенные моменты жизни влияют на него, характер человека, его эмоции  и его реализация. Большинство людей ищут внутреннего совершенствования и нуждаются в нем. Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала; добиться полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Для человека является важнейшей потребностью реализовать себя. На данный момент это важнейшая проблема, так как в современном мире иногда практически невозможно реализовать себя. В нашей стране человеку нелегко так, как атмосфера нестабильна, и мы не можем с полной уверенностью сказать, что нас ждет завтра. Есть еще множество факторов, которые, влияя на человека, меняют его. В этой работе мы рассмотрим только один из многочисленных, эмоции одна из частей личности человека и безусловно эмоции показывают нам человеческую натуру.

Эмоции начали изучать примерно сто лет назад, и на этом поприще ученые добились не малых результатов. За все то время что изучались эмоции было выдвинуто не мало теорий, много ученых потратили силы и время на их изучение. Но изучение эмоции затрудняется тем что эмоции связаны на прямую с мозгом, а мозг человека  еще плохо изучен. Конечно же на уровни процессов возникновение и причин появление эмоций довольно много изучено, а вот с антропологической точке зрения, эта тема еще слабо изучена.

Самоактуализацию начали изучать с прошлого столетия  и на данный момент она еще, не достаточно, изучена. Современные ученые основываются на теориях Абрахама Маслоу, К. Роджерса и других. Знания прошлых поколений бесспорно важны и являются фундаментом современной науки, но надо понимать, что сам человек изменился, и мир вокруг себя он тоже меняет. Само изменение эмоционального фона влечет за собой изменение целей человека. Человеческая психика его идеалы и ценности уже поменялись и современный ученый должен идти в ногу со временем.

Сегодня трудно сказать кто  из людей самоакуализировался как личность, границы самоактуализации  сильно размыты и обусловлены. И выявить их, является главной целью науки.

Научно-теоретическая  степень разработанности проблемы: В данной работе  рассматривается проблема самоактуализации личности. Одни из первых эту проблему затронули американские психологи К. Роджерс и А. Маслоу, основоположники основных направлений в гуманистической теории личности. В их теориях главным источником развития личности являются врожденные тенденции к самоактуализации. А развитие личности — это и есть развертывание этих врожденных тенденций.

Благодаря К. Роджерсу и А. Маслоу, концепция самоактуализации до сих пор волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть и, следовательно, придает его жизни интерес  и цель.

 Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологи, педагогике и антропологии. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека.

В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в  работах Л.И. Антроповой, Л.Г. Брылевой, И.А. Витина, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанова.

И.А. Витин (1999) считает понятие  «самоактуализация» центральным в  современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных  попыток не только поставить, но и  решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим.1

И.А. Витин особо подчеркивает этические, психологические и педагогические аспекты самоактуализации. Нравственный идеал в этой теории ориентирует  человека на достижение счастья в  мире действительности через реализацию в конструктивной деятельности таких  личностных качеств, как открытость; отношение к другим людям как  ценности (а не цели); способность  к диалогическому и полилогическому  общению; способность самостоятельно ставить цели и достигать их. Эта  теория направляет человека на непрерывную  работу над собой, над развитием  своих творческих способностей. На основе теории самоактуализации И.А. Витин  предлагает модель перестройки системы  образования с целью ориентации личности на нравственные и духовные ценности, идеалы соборности и всечеловечности.

Л.И. Антропова (1980), Н.Л. Кулик (1992) и К.Ч. Мухаметджанов (1992) рассматривает  в философском аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий  к поиску Смысла Жизни и как  фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, прослеживая философские корни  проблемы самоактуализации в отечественной  культуре, приходит к выводу о том, что в философии Нового времени  впервые эта проблема была поставлена Г. Сковородой, который считал возможным  достижение истинно человеческого  счастья только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека, его склонностям и дарованиям. Н.Л. Кулик видит в самореализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в этом аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия.

В психологии, антропологи и педагогике теорию самоактуализации развивают А.Г. Асмолов, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М.Фридман и др.

Для исследования ценностных ориентаций, самоактуализации, самореализации и самооценки огромный вклад внесли Алешина Ю.Я., Гозман Л.Я., Кроз М.В., Сопов  В.Ф., Карпушина Л.В, Будаси С.А., Пантилеев  С.Р. ,Нюттен Ж. Их  тесты и методы исследование применяют ученые всех стран.

 Эмоции в жизни человека  играют очень важную роль. Они  отличаются от других  психических процессов, но отделить их трудно, т.к. они сливаются в едином переживании человека. Американский психолог У. Джеймс- создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с функциями, - описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами: "Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им

надежд или опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нём ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, - всё это чистый продукт созерцающей личности".2 Огромный вклад в разработку эмоций в несли: Фрейд З., Джеймс У., Кэннона У., Барда Ф., Папеса У.,Пейпец Дж., Смирнов П.В. Несмотря на то, что множество работ посвящено эмоция и самоактуализации, нет четкого представления о том как эмоции связаны с самоактуализацией.

Научная проблема: определить как эмоции связаны с самоактуализацией человека.

Объект исследования: самоактуализация как одна из потребностей человека.

Предмет исследования: эмоция как фундаментальная характеристика самоактуализации человека.

Цели исследования: Антропологическое исследование эмоции как фундаментальной характеристики самоактуализация человека.

Задачи:

  1. Показать самоактуализацию как одну из потребностей человека.
  2. Выявить характеристики самоактуализации.
  3. Рассмотреть значения эмоций в жизни человека
  4. Проанализировать положительное влияние эмоций на самоактуализацию личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1 Самоактуализация как одна из потребностей человека

1.1Структура потребностей  человека в антропологии

  В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму  и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.3

  Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.  
  Потре?бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо и проявляются в зависимости от ситуационных факторов. 4

  Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением  и дискомфорт, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями  и мотивации активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

 Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.5

Различают потребности:

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
    • материальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
  • по значимости:
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
    • устойчивые
    • ситуативные
  • по функциональной роли:
    • естественные
    • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные6

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности  репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые  проявляются через соответствующие  ощущения и мотивируют человека к  определенной деятельности.7

Инстинкт 

Его проявление

1

Пищевой инстинкт

Голод

2

Инстинкт самосохранения (страх)

Бегство

3

Стадный инстинкт

Стремление к общению

4

Инстинкт приобретательства

Жадность

5

Инстинкт продолжения  рода

Половое влечение

6

Родительский инстинкт

Нежность

7

Инстинкт созидания

Стремление к активности

8

Отвращение

Неприятие, отторжение

9

Удивление

Любознательность

10

Гнев

Агрессивность

11

Смущение

Самоуничижение

12

Воодушевление

Самоутверждение


Список мотивационных  факторов Гилфорда:

  1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
    1. голод,
    2. сексуальное побуждение,
    3. общая активность;
  2. потребности, относящиеся к условиям среды:
    1. потребность в комфорте, приятном окружении,
    2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
    3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
  3. потребности, связанные с работой:
    1. честолюбие,
    2. упорство,
    3. выносливость;
  4. потребности, связанные с социальным положением:
    1. потребность в свободе,
    2. независимость,
    3. конформизм,
    4. честность.
  5. социальные потребности:
    1. потребность находиться среди людей,
    2. потребность угождать,
    3. потребность в дисциплине,
    4. агрессивность;
  6. общие интересы:
    1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
    2. потребность в развлечениях.8

Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:

  1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
  2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
  3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
  4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
  5. гностические (потребность в познании),
  6. коммуникативные (потребность в общении),
  7. праксические (потребность в результативности усилия),
  8. пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
  9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
  10. эстетические (потребность в прекрасном).9

Более известная и часто  используемая  является структура  потребностей по Маслоу.

Маслоу выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию:

1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе,  в материальной обеспеченности)

2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне,  социальная защищенность)

3. потребность социальных  контактов (потребность в любви,  дружбе, принадлежности к группе)

4. потребность в признании  (в уважении со стороны окружающих  и самоуважении)

5. потребность в самоактуализации10

1-4 группы являются насыщаемыми  потребностями, которые можно  полностью удовлетворить. 5-я потребность  - человек может очень длительно  реализовывать свой личный потенциал.

По мнению Маслоу, для  того чтобы человек мог реализовать  свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей. Первые четыре группы потребностей, являясь более низшими  по сравнению с потребностью самоактуализации, в то же час являются самыми насущными. До тех пор пока не удовлетворены  потребности 1-4 уровня активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей.

Способы удовлетворения

1. жизнеобеспечения соответствующая заработная плата, создание комфортных условий труда

2. безопасности разработка долгосрочных социальных программ, отчисления в специальные фонды, медицинское обслуживание персонала, дополнительные льготы.

3. социальных контактов создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе

4. самоуважения привлекать персонал к выработке решения, обсуждение с персоналом проектов.

5. самоактуализации разработка профессионального развития персонала, переподготовка, разработка профессиональной карьеры, распределение заданий.11

 

1.2 Теоретические представление самоактуализации в отечественной и зарубежной литературе.

Самоактуализация напрямую связана с внутренним миром человека, а данная  мир издревня беспокоил умы великих. Аристотель, Платон, Гиппократ, Авиценн, Сократ, Диоген, Конфуций и др. Уже в те века, не зная понятия самоактуализация, ученые говорили о ней. Следующий шаг в зарубежной литературе сделали Фрейд, Маслоу, Абрахам, Гарольд.

Огромный вклад в науку  внесли сторонники гуманистической  психологии. они считали что главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К.Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая — «организмический отслеживающий процесс»

В контексте теории Роджерса, тенденция самоактуализации — это  процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей  личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную  смыслом, поисками и волнениями. К  тому же самоактуализирующийся человек  живет экзистенциально, непринужденно  наслаждаясь каждым моментом жизни  и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуя каких-то особых мотивационных  конструктов (то есть специфических  влечений), чтобы понять, почему человек  активен; каждый человек исходно  мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У  него всегда остаются таланты для  развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических  потребностей.

Маслоу же  охарактеризовал  самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего  уровня, добивается полного использования  своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть верны своей природе» самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Концепция самоактуализации Маслоу волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть, и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.12

Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании  и ищут его. Его собственные исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов  естественно и необходимо. И все  же только некоторые — как правило, одаренные — люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Отчасти дела обстоят  столь неблагополучным образом  потому, что многие люди просто не видят  своего потенциала; они и не знают  о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и  даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для  самоактуализации. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы. Он характеризуется  страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Примером тому является культурный стереотип мужественности. Такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость и нежность, часто мешают мужчинам, потому что существует культурная тенденция рассматривать данные характеристики как «немужественные». Или вспомним о подавляющем влиянии традиционной женской роли на психосоциальное развитие женщин.

Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе  возможна только при «хороших условиях». Или, более точно, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя надо признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида.13

 

Последнее препятствие для  самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние, оказываемое  потребностями безопасности. Процесс  роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает  страх и тревогу человека, увеличивает  также и тенденцию возврата к  поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей  имеют сильную тенденцию сохранять  специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям  и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны  к приобретению здорового представления о процессе роста.  Иными словами, при здоровых условиях (когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает) рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И напротив, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал — стать тем, чем они могли бы стать — реагируют на депривацию своих основных потребностей. Если бы большое число людей достигло самоактуализации, то могли бы измениться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей для удовлетворения потребностей низких уровней. Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих наших социальных институтов и политических структур.

Л.Г. Брылева (1998) рассматривает  с культурологических позиций методологические проблемы самореализационной парадигмы  в гуманистическом движении второй половины ХХ века. По ее мнению, самореализация личности – это оптимальный (наилучший  из возможных) и целостный способ ее самоосуществления в совокупном континууме Культура - Социум. Л.Г. Брылева  пролагает, что культурологическом плане исследования самореализация личности есть процесс и результат  «опредмечивания», «овеществления», проявления Смыслов в Универсуме, развертывания  и осуществления их, перехода-перевода их из Небытия в Бытие, обеспечивающее присутствие в мире Добра, Жизненности, Негэнтропии. Самоактуализация - это  путь самораскрытия, ведущий в экзистенциальные глубины к Сущности человека, к  его Сокровенному Ядру, где происходит его Встреча с Абсолютом.

Самореализация личности осуществляется через принадлежащие  Культуре механизмы обмена свойств, явлений и состояний между  Человеком и Миром. В этом процессе, через динамику развития, совершенствования, преображения раскрываются, развиваются, разворачиваются существенные для  Человека и Мира свойства, стороны, взаимоотношения. Культура в этом процессе предстает Целокупным Человеческим Инобытием. С точки зрения культурологии  самореализация личности и самоактуализация человека как целостности означает не только сущностную (эссенциальную) характеристику самоосуществления  человека, но и определенную оптимальную  технологию развертывания этой целостной  сущности в Культуре.

П.И. Пидкасистый (1998) пишет, что в современной педагогике развитие человека рассматривается  как процесс, детерминированный  внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями, представляющими собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий; мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. «Первоисточником» активности человека он считает «те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития», которые человек переживает при необходимости найти и реализовать верное и эффективное решение в различных проблемных ситуациях своего жизненного пути.

В процессе обучения ребенок  усваивает культуру тремя основными  путями: (1) путем «стихийного воспитания» - через подражание в референтной  группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п.; (2) планомерно, в соответствии с планами  и целями, которые в процессе взаимодействия субъектов процесса воспитания задает воспитатель. В этом случае субъект-воспитатель, обладающий определенными знаниями и системой ценностей, порождает  процесс передачи информации субъекту-воспитуемому, вызывая у него заинтересованность в обладании знаниями; (3) путем  саморазвития и самовоспитания, «надстраиваемым» над освоенными более низкими  уровнями на основе существенного уровня развития рефлексивного мышления. Этот путь осваивается в подростковом возрасте в ходе социализации, по мере того, как ученик хотя бы на время  прекращает исполнять роль учащегося, полностью ведомого учителем.

П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман  и М.Г. Гарунов (1999) пишут, что потенциальные  возможности человека могут проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности, которая не связана прямо с  уровнем развития познавательных способностей. Эффективная самоорганизация учебной  деятельности заключается в умении автономно, без внешнего систематического контроля, помощи и стимуляции рационально  организовать свою учебную деятельность. Этот уровень самоорганизации, основанный на способности к саморегуляции, ранее считался необходимым для успешного обучения в ВУЗе, однако в последние годы он становится необходимым в старших классах школы, а своего рода «педагогическая прививка», стимулирующая этот способ саморазвития и самообразования, необходима уже в подростковом возрасте. Сущность процесса самоактуализации в образовательном пространстве эти авторы видят в передаче, трансляции от воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.

Е.В. Андриенко, рассматривая самоактуализацию студентов педагогических ВУЗов и учителя в педагогической деятельности, выделяет три необходимых  этапа формирования ее психологических  предпосылок: информационный, актуализирующий  и моделирующий. На информационном этапе формируется система знаний о психологических предпосылках, возможностях и препятствиях на пути самоактуализации студента, учителя. На актуализирующем этапе студенты в индивидуальном опыте и деятельности формируют систему компетентностей, обеспечивающих возможность реализации своих индивидуальных способностей в профессиональной деятельности. Моделирующий этап связан с освоением и закреплением на практике новых способов действий на основе творческого профессионального  самоопределения и самопроявления.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995, 2000) рассматривают личность человека с философско-антропологической  позиции как персонализированную, самоопределившуюся самость среди  других, для других, и только таким  образом – для себя. В этом смысле самоактуализация есть процесс  становления человека субъектом  собственной жизнедеятельности  и требует освоения им норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Понять свою самость в истинном, полном значении этого слова –  значит усмотреть в ней идеальную, очевидно осмысленную необходимость  бытия в мире действительности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъективную реальность как проекцию самости.

На ранних этапах развития самость – это «поведенческих текст», который ребенок создает  неосознанно, неумышленно, не ведая  того, что он творит, не ведая творчества как состояния. «Читают» и толкуют  этот текст взрослые, от которых  ребенок и узнает о себе, о своей  самости. Открытие возможности собственного авторства в творении «поведенческого  текста» самости, а главное –  обнаружение себя в качестве автора и главного героя – это и  есть знаменитое открытие подростком своего «Я». С этого момента в  жизни человека появляются особые типы кризисов развития – личностные кризисы, первым из которых является кризис подросткового возраста.

Г.А. Цукерман в работе «Психология  саморазвития: задача для подростков и их педагогов» (1994) интегрирует  психологию и педагогику саморазвития. Она пытается определить тот момент, когда растущий, взрослеющий человек  становится субъектом собственного развития и обнаруживает его в  подростковом возрасте, когда человек  начинает переживать момент встречи  с самим собой, обнаруживает в  своей жизни предмет практического  преобразования, планирования и проектирования жизненного пути. Именно в этот момент, который религия считает вторым, а философия – экзистенциальным рождением души, - ребенок из объекта  забот постепенно начинает превращаться в субъекта собственной жизни.14 В акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Акме рассматривается как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, в которой наиболее полно проявляется его зрелость как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Под самоактуализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.

Новейшие тенденции в  изучении самоактуализации связаны  со смещением интереса исследователей на изучение предельных моментов самоактуализации, возникающих в тех случаях, когда  позитивное решение в проблемно-конфликтной  ситуации крайне затруднительно или  даже невозможно на основании ранее  усвоенных шаблонов поведения.

А.Г. Асмолов (2001) пишет о  том, что поведение человека может  быть понято только как история поведения, а психология личности – только как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Развитие личности сопровождается переходом  от формально-ролевого типа взаимоотношений  с окружающими к личностно-смысловому типу взаимоотношений в контексте  социально-исторического образа жизни. Этот переход осуществляется в проблемно-конфликтных  ситуациях, позитивное разрешение которых  крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных  шаблонов поведения. Такие ситуации неопределенности возникают не только при наличии внутренних и появлении  внешних преград в жизнедеятельности  человека, но и в результате постановки человеком перед самим собой  сверхзадач. По каким бы причинам такая  ситуация не возникла, она ставит человека перед проблемой выбора в неопределенной ситуации, что требует ориентировки личности в сложной системе смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Именно в ситуациях свободного выбора история  развития личности становится историей отклоненных и сотворенных ею альтернатив (Б.Ф. Поршнев). С этих позиций  А.Г. Асмолов подходит и к изучению феноменов самореализации и самоактуализации. Он пишет, что самоактуализация личности – это самоосуществление «иных  культур», имеющее своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм, то есть нормотворчество. В процессе самоактуализации рождаются интерсубъективные социальные миры.

Не отрицая того факта, что предпосылки к творческой и надситуативной активности формируются  в процессе успешного решения  человеком адаптационных проблем  и основываются на высоком уровне овладения социальной и индивидуальной компетентностью, - отечественные психологи  считают, что достижение вершин жизни, акме, требует от человека освоения им пятого, смыслового измерения мира действительности. В последние годы возрастает число практически ориентированных  исследований по проблемам духовности, смысла жизни человека и вершин его  профессиональной деятельности, акме, как цели процесса самоактуализации. Идеи теории самоактуализации сегодня  широко развиваются и применяются  в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, акмеологии, педагогике, логопсихотерапии (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Д. Бьюдженталь, Н.Л. Карпова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Ю.Б. Некрасова, В.А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл, В.Э. Чудновский и др.).

Из приведенного выше, можно выявить множество классификаций потребностей в, большинстве случая, они имеют схожие черты. Различия заключаются в том, на чем конкретно основывался автор классификации. Но многие ученые выявляют самоактуализацию  в своих работах одну из высших потребностей. Так же есть  отечественные и европейские ученые, которые приводит ряд теорий о развитии и становление человека. Конечно же они различны. Большинство ученых утверждают что, самоактуализацию можно достигнуть только в спокойной атмосфере с уже удовлетворенными потребностями.

 

 

 

 

Глава 2 Значение эмоций для самоактуализации человека

2.1 Анализ теорий  посвященных эмоциям.

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного  переживания отражает не объективные  явления, а субъективное к ним  отношение. Особенность эмоций состоит  в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих  на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции  связи между действительностью  и потребностями.15

Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них.

Так, П.Милнер считает, что хотя и  принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и  т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно  связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния  обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как  эмоции. Другая причина, по которой  эмоции противопоставляются общим  ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают  спонтанно и зависят от случайных  внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают  с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают  в составе мотивации как отражение  определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих  рецепторов.

Милнер утверждает что  нужно  различать эмоции и ощущения . так  как они имеют немного различную  природу происхождение и регулировать.

Вместе с тем существует и  иная точка зрения. Так, П.Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум  внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные  переживания могут быть названы  эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние  на текущую деятельность. Именно эти  сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда  мотивация становится слишком сильной  по сравнению с реальными возможностями  субъекта. Их появление ведет к  снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может  стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности  мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение  понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной  теории Д.Линдсли, согласно которой  эмоции соответствуют локальному участку  на верху шкалы активации с  наиболее высоким ее уровнем. Их появление  сопровождается ухудшением выполняемой  деятельности. 16

Не все субъективные переживания  относятся к эмоциям и по классификации  эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева. Он различает три вида эмоциональных  процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты — это сильные  и относительно кратковременные  эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными  и висцеральными проявлениями. У  человека аффекты вызываются как  биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными  оценками, санкциями. Отличительной  особенностью аффектов является то, что  они возникают в ответ на уже  фактически наступившую ситуацию. В  отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

 Теория Леонтева  очень интересна  с точки зрения науки, не многие ученые разделяют эмоции и чувства. Тема чувств и эмоции очень шатка, так как, нет четкого их разграничения и по поводу этого ведется много споров.

Далии я хотела бы рассмотреть ряд  теорий которые внесли огромный вклад  в развитии темы эоций.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.