Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституционно-правовой статус человека и гражданина - институт конституционного права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   КУРСОВАЯ  РАБОТА 

   по конституционному  праву

  

   на тему :

 

   “Конституционно-правовой  статус человека и 

  

   гражданина - институт конституционного права”

  

  

 

   МОСКВА 1997 г.

  

  

  

    
 

  

  

   СОДЕРЖАНИЕ:

  

   1. Исторические  предпосылки конституционно-правового  статуса 

   человека..........................................................................................................стр.3

   2. Особенности  современной международной практики  развития 

   конституционно-правового  статуса человека и гражданина.............................стр.5

  

   3.Определение  и классификация конституционно-правового  статуса 

   человека  и гражданина..............................................................................................стр.7

  

   4. Решение  проблем конституционно-правового  статуса человека и 

   гражданина  в России..................................................................................................стр.14

  

   5. Конституционно-правовой  статус человека и гражданина  в

   системе  общечеловеческих ценностей...................................................................стр.18

   6.Заключение.Выводы...................................................................................стр.21 7. Библиография..............................................................................................стр.22

  

Введение

   Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами. 

Значение Конституции  определяется тем, что нормы, установленные  в ней, должны выступать как форма  воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед  собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Политические права и свободы  относятся именно к конституционным  правам и свободам, что говорит  об их высоком приоритете и значимости. Политические права и свободы  нацелены на активное включение каждого  индивидуума в жизнь страны, в  управление ее делами. Эти права  и свободы создают условия  для закрепления связей между  человеком и обществом, гражданином  и государством. От того, каково состояние  политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у  населения. Политические права и  свободы развиваются на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с  ними и прежде всего при опоре  на уважение к человеку. 

В отличие от основных личных прав и свобод, которые  по природе своей неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права  и свободы связаны, как правило, с обладанием гражданством. Вместе с тем право на объединение, свобода  мысли и слова адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам. 

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают  как естественные права и свободы  каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных. 

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства  и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие  в решении вопросов устройства и  управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических  условий, необходимых ему для  удовлетворения жизненно важных для  него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные  права, зафиксированные в конституции  государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для  производных, но не менее важных прав.

Цель  данной работы рассмотреть конституционно-правовой статус человека и гражданина. 

Для реализации данной цели необходимо раскрыть следующие  задачи:

1. Определить  понятие политических прав и  свобод граждан;

2. Изучить виды  и содержание политических прав  и свобод;

3. Описать гарантии  защиты политических прав и  свобод. 

Конституционные права и свободы являются главным  элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство  и гражданин. Для гражданина смысл  такого правоотношения состоит в  получении защиты своих прав, а  для государства - в обязанности  предоставить эту защиту. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. Эта  норма касается и политических прав и свобод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Исторические  предпосылки конституционно-правового  статуса человека.

  

   Основой  современных демократических теорий  конституционно-правового статуса  человека явились идеи, высказанные  еще в XYII-XYIII веках такими философами-просветителями  как Дж. Локк (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755),Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Ф.М.А. Вольтер (1694-1778), в частности идея о том, что человек - высшая социальная ценность общества и государства. Он обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты: ни правительством, ни обществом.

   Нам представляется  необходимым назвать и более  ранние правовые источники конституционно-правового  статуса человека: Великую Хартию  Вольностей 1215 г. (Англия), Петицию о  праве 1628 г. (Англия), Habeas Corpus Act 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и другие документы. Хотя исследователи относят эти документы к разряду памятников истории, невозможно отрицать их важную роль в развитии демократии. Современному человеку в конце XX века трудно представить себе, что первые шаги демократии воспринимались когда-то как социальная утопия, порой и как бунт против существовавшего строя, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом. От буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда были предприняты первые попытки воплотить эти идеи в реальность, именно тогда на законодательном уровне были закреплены права и свободы, получившие дальнейшее развитие в XX веке. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация конституционно-правового статуса человека и гражданина , а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США) . Вплоть до гигантских потрясений XX века - первой миро вой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. По нашему мнению, впервые наиболее четкое понимание конституционно-правового статуса человека было сформулировано в Американской Декларации 1776 г.:"... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью". Однако признание обществом конституционно-правового статуса человека предполагало не только некий договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей ее от произвола. История человечества показала, что права человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию конституционно-правового статуса человека как важнейшей фундаментальной проблемы . Такое изменение отношения к проблеме конституционно-правового статуса человека, как на международном уровне, так и внутри государств во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение конституционно-правового статуса человека и распространение идей об этих правах . 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию конституционно-правового статуса человека . Трудно переоценить значение этого документа. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод. Это положение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: "Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав." Сегодня Всеобщая Декларация прав человека - это основной международный кодекс поведения в области конституционно-правового статуса человека. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все международные договоры.

   Более  двадцати лет потребовалось для  создания и принятия Генеральной  Ассамблеей ООН Международного  пакта об экономических, социальных  и культурных правах и Международного  пакта о гражданских и политических  правах . Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол , предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц. Эти три документа вместе составляют Международный Билль о правах человека. Международные пакты о правах человека - это договоры, государства - участники которых - то есть государства, которые официально договорились и согласились придерживаться их положений, - заключили их с тем, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра прав. Международное сотрудничество государств в области прав человека протекает в определенных формах: 1) в создании единых универсальных стандартов по поводу того, какие именно права и свободы человека должны уважаться и соблюдаться, 2) в принятии на себя государствами-участниками международных договоренностей - обязательств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка,3) в создании специального механизма контроля за соблюдением принятых государствами обязательств. Этот механизм включает в себя процедуру представления в различные органы и комитеты (например, в Экономический и Социальный Совет ООН, Комиссию по правам человека) докладов-отчетов государств-участников о проведении ими в жизнь положений соглашений. Представляется важным, что эти доклады рассматриваются на открытых заседаниях, доступных для общественности и прессы. Комиссия по правам человека рассматривает жалобы отдельных лиц о нарушении их прав государствами, в которых они проживают. В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включают в себя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся названный выше Международный Билль о правах человека, а также принятые на его основе международно-правовые документы о самоопределении народов, о предупреждении дискриминации, геноцида, а партеида, рабства, о праве на гражданство, о праве на убежище, о правах беженцев, о свободе информации, о свободе ассоциаций, о браке и семье, правах детей и молодежи, о социальном прогрессе, обеспечении и развитии и т.д. К эти актам относится также ряд договоренностей, касающихся правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, беженцев, апатридов (лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу закона этого государства) и др. Все они дополняют и конкретизируют механизмы выполнения международных соглашений.

  

  

   2. Особенности  современной международной практики  развития конституционно-правового  статуса человека и гражданина.

  

   Международные  нормы и стандарты в области  конституционно-правового статуса  человека устанавливаются путем  соглашений между государствами,  но не создают непосредственно  прав и свобод человека. Эти  нормы обязательны только для  государств и между государствами.  Осуществление, претворение в  жизнь этих норм и стандартов  является долгом и обязанностью  государств-участников международных  договоров о правах человека, в случае ратификации которых,  они (государства) обязуются привести  свое национальное законодательство  в соответствие с обязательными  нормами. Международная защита  конституционно-правового статуса человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой. Реальное обеспечение конституционно-правового статуса человека остается в основном внутренним делом каждого государства. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его внутренним законодательством. Международные правовые документы имеют различную юридическую силу. Ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются лишь нормами, рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает обязательных норм поведения стран-участниц, в ней содержатся только 30 рекомендаций, но она оказывает большое влияние на отношения между государствами. И более того, многие ее статьи входят в современные Конституции различных государств, в том числе и в Конституцию Российской Федерации 1993 г. Другие документы представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государственной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства на международном форуме, его положения становятся обязательным для применения внутри страны. Примерами таких договоров являются Международные Пакты об экономических, социальных, культурных, гражданских и политических правах: 1966 г., которые были ратифицированы СССР 18 сентября 1973 года, а вступили в силу в 1976 году. Претворение стандартов обоих Пактов является обязанностью всех государств, подписавших данные документы. Следующим важнейшим шагом в истории развития международных отношений в области прав человека после создания ООН стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки,1975 г.) . Он выражает концепцию безопасности и конституционно-правового статуса человека, основанную на общепризнанных демократических началах и стандартах, и исходит из того, что от решения многих проблем в гуманитарной области прямо зависит налаживание цивилизованных и корректных международных отношений . Важной вехой в деле укрепления и развития позитивных процессов в военно-политической, торгово-экономической, экологической, гуманитарной, правовой областях стал Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.) Документ принят согласием (консенсусом) 33 европейских государств, США и Канады, после двухлетней напряженной работы. Политические обязательства и договоренности по правам человека и основным свободам, содержащиеся в итоговом документе, дали новый импульс развитию процесса, начатого в Хельсинки. Венская встреча ознаменовала собой принципиально новый этап в общеевропейском гуманитарном и правовом сотрудничестве, так как в настоящее время именно гуманитарное и правовое сотрудничество является одним из ключевых факторов укрепления безопасности в мире. Понятие безопасности в мире включает в себя не только военно-политическую, но и правовую, гражданскую, социальную, культурную защищенность личности . Проходящий в мире процесс сближения стран и интересов людей требует единства прав и ответственности, создания единого правового пространства. Во время Венской встречи впервые официально вошел в лексикон термин "человеческое измерение". Это означало поворот хельсинского процесса

в сторону человека, его интересов и забот, это  сделало человека отправной точкой всех принимаемых договоренностей. Под "человеческим измерением" понимается весь комплекс прав человека: гражданских, политических, экономических, социальных и др., а также контакты между  людьми, сотрудничество в области  информации, культуры, образования . Важнейшим достижением Венской встречи явилась договоренность государств-участников способствовать тому, чтобы все люди знали свои права и обязанности. С этой целью государства-участники обязались широко публиковать и делать доступными для населения все законы, административные правила и процедуры, поощрять обсуждения в школах и других учебных заведениях вопросы защиты конституционно-правового статуса человека и основных его свобод.

  

   3.Определение  и классификация конституционно-правового  статуса человека и гражданина.

   После  1989 года аналогичные встречи состоялись  в Копенгагене (1990г.) и в Москве (1991г.) .Эти встречи способствовали развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере. Положения, зафиксированные в вышеуказанных документах, позволяют нам дать определение "конституционно-правового статуса человека и гражданина" и назвать условную ее классификацию. Концепция конституционно-правового статуса человека и гражданина включает в себя два основных понятия.

   Первое  состоит в том, что неотъемлемые  и неотчуждаемые права присущи  человеку просто потому, что он  человек. Это моральные права,  которые вытекают из самой  человеческой природы каждого  индивидуума, и назначение их  в том, чтобы поддерживать в  человеке чувство собственного  достоинства. Ко второму понятию  концепции прав человека относятся  юридические права, устанавливаемые  в соответствие с нормотворческими  процессами, происходящими как на  национальном, так и на международном уровнях. Основой подобных прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок . Один из известных юристов в области международного права Назаров В.Л. подчеркивает, что многообразие характеристик отдельных сторон прав человека если и возможно включить в одно общее определение, то, естественно, не посредством перечисления и сложения, но органического обобщенного объединения их важнейших сущностных признаков. В таком наиболее общем определении права человека представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством и Международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях ]. Наиболее распространенное, по нашему мнению, определение конституционно-правового статуса человека и гражданина было дано в опубликованном ООН сборнике "Права человека. Вопросы и ответы". "В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой". Любая классификация конституционно-правового статуса человека относительна и далеко не полна. Права человека затрагивают различные стороны личной и общественной жизни человека, все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Тем не менее классификация конституционно-правового статуса человека необходима. Она помогает нам лучше понять их. Наиболее часто встречающаяся в исследованиях, в юридических и социологических пособиях и популярной литературе является классификация ООН, в которой выделены следующие группы конституционно-правового статуса человека:

   1. Гражданские  права 

   2. Политические  права 

   3. Экономические  права 

   4. Социальные  права 

   5. Культурные  права. 

   Ряд зарубежных, а также и российских авторов,  в том числе и В.А.Корнилов, Л.И. Глухарева, В.А. Северухин выделяют еще одну категорию прав - естественные права, которыми человек наделяется в силу факта своего рождения на свет. Они неотъемлемы и неотчуждаемы, так как их нельзя отделить от человека без явной угрозы потерять в нем члена общества. Естественные или элементарные права человек получили еще наименование священ

ых прав в силу их чрезвычайной важности. Никакие внешние силы, будь то монарх или государство, не могут произвести отчуждение. Естественными правами называют право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, честь и репутацию . Гражданские и политические права, которыми обладает человек нашли свое отражение в статьях 2-19 Всеобщей Декларации прав человека:

   - право  на жизнь, свободу и безопасность  личности,

   - право  на свободу от рабства и  подневольного состояния, 

   - право  на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или

   унижающего  его достоинство обращения и  наказания, 

   - право  на признание правосубъектности,

   - право  на равенство перед законом, 

   - право  на эффективное восстановление  в правах в случае 

   нарушения  конституционно-правового статуса  человека,

   - право  на свободу от произвольного  ареста, задержания или 

   изгнания,

   - право на гласное и с соблюдением всех требований справедли-

   вости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом,

   - право  на презумпцию невиновности до  тех пор, пока виновность 

   не будет  установлена, 

   - право  на запрещение осуждения за  деяние, которое во время его 

   совершения  не составляло преступления,

   - право  на свободу от произвольного  вмешательства в личную и

   семейную  жизнь, произвольного посягательства  на неприкосно-

   венность жилища, или тайну корреспонденции,

   - право  на свободу передвижения и  выбора места жительства, в

   том числе  право покидать любую страну  и возвращаться в свою

   страну,

   - право  на убежище в других странах, 

   - право  на гражданство, 

   - право  на вступление в брак и создание  семьи, 

   - право  на владение имуществом,

   - право  на свободу мысли, совести и  религии, 

   - право  на свободу убеждений и на  свободное выражение их,

   - право  на свободу мирных собраний  и ассоциаций,

   - право  на участие в управлении своей  страной, 

   - право  на равный доступ к государственной  службе в своей

   стране.

   Следующие  семь статей (с 22 по 28) затрагивают  экономические, социальные и культурные  права, в том числе: 

   - право  на социальное обеспечение, 

   - право  на труд и свободный выбор  работы,

   - право  на равную оплату за равный  труд,

   - право  на справедливое и удовлетворительное  вознаграждение,

   обеспечивающее  достойное человека существование, 

   - право  создавать профессиональные союзы, 

   - право  на отдых и досуг, 

   - право  на жизненный уровень, необходимый  для поддержания 

   здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище, ме-

   дицинский уход),

   - право  на социальное обеспечение на  случай безработицы, бо-

   лезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или ино-

   го случая  утраты средств к существованию  по не зависящим от

   человека  обстоятельствам, 

   - право  на защиту материнства и детства, 

   - право  на образование, причем родители  имеют право приоритета 

   в выборе  вида образования для своих  детей, 

   - право  на участие в культурной жизни  общества,

   - право  на защиту моральных и материальных  интересов, являю- 

   щихся результатом научных, литературных или художественных

   трудов  автора .

   Со времени  принятия Всеобщей Декларации  прав человека ООН ведет кропотливую  работу по согласованию целого  ряда конвенций, протоколов и  деклараций по правам человека. Эти документы подробно определяют  экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права  и создают систему их защиты. Сегодня немногие оспаривают  успехи, достигнутые в области  четкого определения прав, однако  несмотря на прогресс в решении  этой проблемы, совершенно очевидно, что права человека повсеместно  нарушаются, зачастую в широких  масштабах . Это обстоятельство является одной из основных причин, обусловивших решение Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в Вене 14-25 июня 1993 года Всемирной Конференции по правам человека. Главная цель Конференции - сделать защиту конституционно-правового статуса чело

века неотъемлемой частью социально-экономического развития во всем мире. Конференция была посвящена  изучению прогресса, достигнутого со времени  проведения в 1968 г. в Тегеране (Иран) первой Всемирной конференции. Она также рассмотрела возможности дальнейшего уточнения пяти выше названных категорий конституционно-правового статуса человека и пути совершенствования и укрепления существующих систем с целью поощрения и защиты прав человека на международном, региональном и национальном уровнях. При этом на национальном уровне особое значение имеет разграничение прав и свобод на "права человека" и "права гражданина". Употребление применительно к человеку двух терминов - "человек" и "гражданин" имеет свой особый смысл. Каждый человек как часть природы вправе иметь достойное существование. Поэтому ему должны принадлежать естественные или неотъемлемые права и свободы, такие как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и др. Все эти права относятся к так называемым личным правам и свободам человека и принадлежат ему независимо от гражданства. Гражданин же является политической личностью, поэтому ему принадлежат такие политические права и свободы, как право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной жизни и др. Отсюда положение человека рассматривается с двух позиций: а) существование его в гражданском обществе, когда он выступает носителем естественных прав и свобод. При этом под "гражданским обществом" понимается "совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, национальных и т.п." б) существование в обществе, рассматриваемом с политической стороны, т.е. положение гражданина в государстве .

   С последним  тесно связано существование  правового государства, под которым  обычно понимается демократическое  государство, где обеспечивается  господство права, верховенство  закона, равенство всех перед  законом и судом. Правовое государство  обеспечивает соблюдение и охрану  прав и свобод человека. Каждый  человек пользуется только теми  правами и свободами: социальными,  экономическими, политическими, гражданскими, - которые предусмотрены в Конституции  и законах его страны. Впервые конституционный принцип закрепления основных прав и свобод человека был применен в Билле о правах США 1789 г., а также в Польской Конституции от 3 мая 1791 г. В наше время практически все Конституции содержат основной перечень прав и свобод, предоставляемых гражданам своей страны, а в ряде случаев иностранцам и лицам без гражданства. Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории: прежде всего граждан данного государства, а также иностранцев и апатридов. Как круг, так и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой конкретной страны. Поэтому в государствах с различным социально-политическим строем по-разному определяются содержание конституционно-правового статуса человека, сущность и пределы основных свобод личности.

  

   4. Решение  проблем конституционно-правового  статуса человека и гражданина  в России.

  

   С учетом  внутренних условий и возможностей  решается проблема конституционно-правового  статуса человека и в нашем  государстве. Новая Конституция  Российской Федерации 1993 г. исходит  из того, что соблюдение прав  и свобод, чести и достоинства  - главная обязанность государства.  В первой статье Конституции  Российская Федерация провозглашается  правовым государством . В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше. В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (Ч.1 ст.17) . Все права и свободы человека и гражданина объявляются непосредственно действующими (ст.18) [там же,с.9], т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их. Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан. Как определяет С.С.Алексеев в книге "Государство и право": "Правосознание - это отношение людей к праву ... Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве (праве выраженном в законах - авт.), о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Правовая культура - это общее состояние законодате


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.