Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современная модель ранка - олигополия: теория и практика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.05.13. Год: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ ………………… 5
1.1. Сущность и основные черты олигополистического рынка……………... 5
1.2. Характеристика основных моделей олигополии………………………… 8
1.3. Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий.. 12
      ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ……………………………………………………………..
 
15
2.1. Основные олигополистические рынки в России.………………………... 15
2.2. Особенности  Российского  рынка  олигополии ………………………… 24
      ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТИ  И ПОСЛЕДСТВИЙ ОЛИГОПОЛИИ …….
 
27
3.1. Эффективность олигополии………………………………………………. 27
3.2. Позитивные и негативные последствия олигополии………....................

3.3. Проблемы  функционирования олигополии………………………………

29

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 34
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 39

 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В России очень много  случаев, когда  на рынке господствует  одна, две  фирмы. Если мы присмотримся, то увидим, что на прилавках магазинов продающих  компьютерную технику чаще всего  лежит продукция Intel или AMD,  то же самое относится к автомобильной промышленности и рынку сотовых операторов.

     Как описать такие ситуации? Экономисты называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией. Частным случаем несовершенной конкуренции является олигополия.

     Для олигополистической фирмы характерны следующие черты — высокий  уровень концентрации капитала и  производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен  в отрасли. Отношения между олигополистическими  фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.

     В последние годы государство уделяет  повышенное внимание проблемам, связанным  с состоянием конкуренции, а также  пресечению нарушений антимонопольного законодательства. Обновлено антимонопольное  законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение.

     Актуальность  проблемы заключается в том, что  в условиях российской экономики  олигополия существенно влияет на развитие страны. Это особенно актуально в  современное кризисное время, когда  происходит перераспределение собственности, сокращение игроков на рынке, различные  слияние и поглощения.

     В данной курсовой работе поставлена цель — найти пути решения проблемы олигополии в России.

     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи: понять сущность олигополии; рассмотреть особенности олигополистического рынка; исследовать олигополию с точки зрения её основных моделей; проанализировать олигополистический рынок России; выявить проблемы функционирования олигополий в России и определить пути повышения эффективности ее функционирования.

     В качестве объекта исследования выступил олигополистический рынок России, предмет исследования — механизм функционирования олигополистического рынка России.

     Данная  курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты олигополистического рынка, а именно сущность, характерные черты олигополии и основные модели поведения олигополистических фирм. Вторая глава посвящена олигополиям в России и их особенностям. В третьей главе рассмотрим позитивные и негативные последствия олигополии, её проблемы и пути эффективности функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ 
 

    1. Сущность  олигополистического рынка
 
 

     Совершенная конкуренция и чистая монополия  – крайние полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия.

     Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, приближающейся к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция  – случай, когда «много конкуренции  и мало монополии», монополистическая  власть на рынке относительно невелика. Противоположной ситуацией является олигополия, когда небольшое число  крупных фирм производят основную («львиную») долю продукции данной отрасли. Рассмотрим её подробнее [14, C.249].

     В современной высокомонополизированной экономике преобладает олигополистический тип производства, характеризующийся  несколько меньшей властью над  ценой, чем монополия.

     Олигополия  — это рыночная структура, в которой  действуют небольшое количество продавцов.

     Олигополия  — это такая ситуация, когда  число фирм на рынке настолько  мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать  во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как  рыночную структуру, при которой  на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты.

     Количество  субъектов олигополии может быть разным. Все зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы. По мнению некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно  отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существуют только два продавца — это дуополия, частный случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

     Олигополия  может быть жесткой, когда на рынке  господствуют 2—3 фирмы, и расплывчатой, при которой 6 и более фирм делят 70—80% рынка.

     По  концентрации продавцов рынки олигополии подразделяются на плотные и разреженные. К первым относят такие отраслевые структуры, где представлены 2—8 продавцов, ко вторым — более 8 хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно.

     Исходя  из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Первые связаны  с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные  металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для тех отраслей, в которых  имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров  и услуг [8, C.159].

     Олигополии  присущи следующие черты:

     - Небольшое количество фирм в отрасли: господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий — характерный признак олигопольного рынка. Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями;

     - Однородность или дифференцированность  продукта;

     - Степень влияния на рыночные цены: степень влияния фирмы на рыночные цены, или ее монопольная власть высока, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии;

     - Барьеры: вход на рынок для новых фирм труден, но возможен. При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки (min АТС) достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами. Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены [20, C.139].

     Многие  из указанных признаков характерны и для других рыночных структур. Поэтому невозможно выдвинуть единую модель олигополии. Тем не менее, особенности  олигополистической взаимозависимости  позволяют определить типичные варианты поведения фирмы на данном рынке: олигополия, не основанная на тайном сговоре; олигополия, основанная на соглашении; лидерство в ценах; ценообразование  по принципу «издержки плюс».

     Олигополия  в большей степени распространена в отраслях, где эффективнее крупное  производство и отсутствуют широкие  возможности для дифференциации отраслевого товара. Такое положение  характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой  торговли [6, C.152].

     Таким образом, у олигополии есть свои плюсы  и минусы. Так, будучи взаимозависимыми, олигополисты устанавливают цены очень  взвешенно, пересматривают их весьма редко  и осторожно, что говорит о  жёсткости цен в условиях олигополии. Да и власть над ценой производителей в олигополистической отрасли не так значительна, как у монополии. Следовательно, по сравнению с монополией, олигополистическая организация рынка  приносит обществу меньше невосполнимых  потерь («мёртвого убытка») от сознательного  недопроизводства. Однако барьеры вступления в олигополистическую отрасль всё  равно остаются слишком высокими. Создавая условия для спокойного развития, эти барьеры серьёзно ограничивают конкуренцию со стороны новых  фирм. Это ослабляет стимулы к разработке и внедрению прогрессивных технологий, снижающих издержки производства. 
 

    1. Характеристика  основных моделей олигополии
 
 

     Общей модели поведения олигополиста при  выборе оптимального объёма производства, максимизирующего прибыль, не существует. Так как выбор зависит от поведения  фирмы в ответ на изменения  действий конкурентов, то могут возникать  различные ситуации. В связи с  этим выделяют следующие основные модели олигополии:

     - модель Курно;

     - олигополия, основанная на тайном сговоре;

     - олигополия, не основанная на  тайном сговоре (дилемма заключённого);

     - молчаливый сговор: лидерство в  ценах;

     - олигополия с ценообразованием  «издержки плюс».

Рассмотрим  модель Курно. Модель Курно была представлена в 1838 г. французским экономистом Августином Курно [3, C.161].

     Дуополия  – это частный случай олигополии, когда на рынке конкурируют друг с другом только две фирмы. При  построении этой модели предполагается, что фирмы производят однородный товар и что известна рыночная кривая спроса. Максимизирующий прибыль объём производства первой фирмы (Q1) изменяется в зависимости от того, как, по мнению её руководства, будет расти объём производства второй фирмы (Q2). В результате каждая фирма строит свою кривую реакции (Приложение 1).

     Кривая  реакции каждой фирмы говорит  о том, сколько она будет производить  при  предполагаемом объёме производства своего конкурента. При равновесии каждая фирма устанавливает объём  производства в соответствии со своей  кривой реакции. Это равновесие называется равновесием Курно. При нём каждый дуополист устанавливает объём  производства, который максимизирует  его прибыль при данном объёме производства конкурента. Равновесие Курно является примером того, что в теории игр называется равновесием Нэша, когда каждый игрок, играющий в покер, делает наилучшее, что можно, при заданных действиях оппонентов. В итоге ни у одного игрока нет стимула, чтобы изменить своё поведение. Теория игр была описана Джоном Нейманом и Оскаром Моргенштерном в работе «Теория игр и экономическое поведение».

     Следующая модель это олигополия, основанная на тайном сговоре.

     Тайный  сговор – это фактическое соглашение между фирмами отрасли с целью  установления фиксированных цен  и объёмов производства. Во многих странах тайный сговор считается  незаконным. К факторам, способствующим к тайному сговору, относятся:

     - наличие правовой базы;

     - высокая концентрация продавцов  (олигополистов);

     - примерно одинаковые издержки  у фирм в отрасли;

     - невозможность проникновения новых  фирм на рынок.

     Предполагается, что при тайном сговоре каждая фирма будет выравнивать свои цены и при понижении, и при повышении цен. При этом фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые средние издержки. Тогда при выборе оптимального объёма производства, максимизирующего прибыль, олигополист ведёт себя подобно чистому монополисту. Если две фирмы сговорились, то они строят кривую контракта (Приложение 2), показывающую различные сочетанию объёмов производства двух фирм, которые максимизируют прибыль.

     Мы  видим, что тайный сговор значительно  выгоднее для фирм, чем не только совершенное равновесие, но и равновесие Курно, так как они будут производить  меньше продукции, установив при  этом выше цену [12, C.221].

     Рассмотрим  модель, противоположную предыдущей, т.е. олигополию, не основанную на тайном сговоре.

     Если  же тайного сговора нет, то олигополисты при установлении цены сталкиваются с дилеммой заключённых. Это классический пример теории игр в экономике: двух заключённых обвинили в совместном совершении преступления; они находятся в отдельных тюремных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Если оба сознаются, срок тюремного заключения каждого составит 5 лет. Если оба не сознаются – дело не будет доведено до конца, и каждый получит по 2 года тюрьмы. Если один сознается, а другой нет – то первый получит один год тюрьмы, а другой – 10 лет. Матрицу возможных результатов см. на рис. 3 (Приложение 3).

     Перед заключёнными стоит дилемма: признаваться или не признаваться в совершение преступления. Если бы они могли  договориться, чтобы не признаваться, они бы не признались и получили бы по 2 года тюремного заключения. Даже если бы такая возможность существовала, они не могут доверять друг другу. Если один не признается, то он рискует, что другой этим воспользуется. Поэтому, чтобы не делал первый, второму всегда выгоднее признаться. Тогда вероятнее всего, признаются оба и пойдут в тюрьму на 5 лет.

     Олигополисты  часто сталкиваются с дилеммой заключённых. Предположим, что две фирмы – единственные продавцы на рынке. Они сталкиваются с дилеммой, какую цену установить, высокую или низкую? Если договорятся и установят оба высокую цену, то получат по 20 млн. руб., если оба установят относительно низкую цену – то получат по 15 млн. руб., если одна из фирм установит высокую цену, а другая – низкую. То первая фирма получит 10 млн. руб., а вторая 30 (за счёт первой). Матрицу возможных результатов см. на рис. 4 (Приложение 4).

     Очевидно, что каждой фирме выгодно установить относительно низкую цену, независимо от того, как поступит конкурент, и  получить по 15 млн. руб. Дилемма заключённых  объясняет жёсткость цены при  олигополии [15, C.215].

     Существует  ещё одна модель поведения в условиях олигополии, основанная на молчаливом тайном соглашении – «лидерство в  ценах», когда доминирующая на рынке  фирма меняет цену, а все остальные  ей следуют. Ценовому лидеру с молчаливого  согласия остальных отводится ведущая  роль в установлении отраслевых цен. Он может объявить об изменение цены, и, если его расчёт верен, то остальные  фирмы также повысят цены. В  результате отраслевая цена изменяется без тайного сговора. Если же фирмы не поддерживают лидера, то он отказывается от увеличения цены, причём при частом повторении подобной ситуации происходит смена лидера на рынке [16, C.115].

     Следующая модель олигополии с ценообразованием «издержки плюс».

     Эта модель ценового поведения используется как в случае раздела рынка  между несколькими крупными производителями, так и при наличии олигополиста-лидера. Данная модель привлекает своей простотой  и универсальностью.

     При планировании объёма выпуска и нормы  прибыли цена на продукцию устанавливается  по следующему принципу: средние издержки плюс прибыль в процентах (норма  прибыли). Но какой размер прибыли, и какие средние издержки закладывать в цену? Ведь размер средних издержек зависит от объёма выпуска, а размер прибыли – от вечно колеблющего объёма продаж. Поэтому фирмы планируют средний объём выпуска и подсчитывают величину средних издержек для этого объёма. К ним прибавляется минимальная экономическая прибыль исходя из средней прибыли отрасли последних лет. Формула «издержки плюс» составляет основу стандартного ценообразования, вокруг которой в зависимости от текущей конъюнктуры цена может колебаться. Используя такую модель, олигополисты с близкими средними издержками могут автоматически выравнивать цены и максимизировать общеотраслевую прибыль [13, C.245].

     В заключение можем зафиксировать  ряд особенностей функционирования олигополистического рынка. Во-первых, его участники будут воздерживаться от немотивированного изменения  цен. Во-вторых - продавать по одинаковым или сравнимым ценам. В-третьих, в  условиях олигополии существуют факторы, обусловливающие стабильность (жесткость) рыночных цен. 
 

    1. Ценовая координация  и неценовая конкуренция на рынке  олигополий
 
 

     Рассмотренные нами модели поведения олигополистов  предполагают, что цены фирм выравниваются  в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень  издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать  одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию  — по сопоставимым ценам. Только в  условиях сильной дифференциации возникает  возможность продажи товара по более  высоким ценам.

     Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:

     - тайные соглашения;

     - молчаливое соглашение, или сознательный  параллелизм (в том числе в  форме ценового лидерства);

     - передачу информации о ценах  через средства массовой информации  и т.д.

     Вместе  с тем на олигополистическом рынке  существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.

     Факторы, препятствующие ценовой координации:

     - вход на рынок новых фирм, игнорирующих  текущие обычаи и практику  и разрушающих сложившиеся отношения  между продавцами и покупателями;

     - нестабильность отраслевого спроса;

     - технические нововведения, изменяющие  издержки отдельных фирм;

     - изменение долей рынка, которыми  владеют отдельные фирмы;

     - крайняя дифференциация продукции;

     - частое изменение продукции;

     - появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д. [19, C.120]

     Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую  конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся  использовать понижение цен для  привлечения новых покупателей.

     Во-первых, снижение цены у одной из фирм может  вызвать ответную реакцию у своих  конкурентов.

     Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее  скопировать, они имеют более  длительный эффект.

     К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:

     - усиление дифференциации продукции;

     - рост качества обслуживания покупателей;

     - качество и технические характеристики  самого изделия;

     - условия кредита;

     - стиль и дизайн;

     - долговременность использования  и срок гарантии [9, C.345].

     Итак, в условия современной рыночной экономики выбор той или  иной  стратегии ценообразования, назначение  тех  или  иных  видов  цен  на  свою  продукцию становятся все более необходимом элементом  жизнедеятельности любой фирмы,  а также должен служить основой  новых  маркетинговых  исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА  РОССИИ 
 

2.1.  Основные  олигополистические  рынки  в  России 
 

     Основными олигополистическими рынками в  России являются: чёрная и цветная  металлургия, нефтяная и автомобильная  промышленности, рынок операторов сотовой  связи. Рассмотрим их подробнее.

     Черная  металлургия является одной из классических отраслей для рынка олигополии. На рынке России представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний (Таблица 1).  

Таблица 1                              

Крупнейшие  компании черной металлургии 2008 года. 

Место Компания Объем реализации,в  млн $
1 ММК 1928,4
2 «Северсталь» 1923,6
3 Новолипецкий  МК 1699,5
4 «Евразхолдинг» 1589,2
5 Трубная металлургическая компания 959,5
6 Кузнецкий МК 714,3
7 «Мечел» 593

 

     Несмотря  на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2008года они  составили 31,6 млн. 

     Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает, если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

     Черная  металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен  на металл. В отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В  целом же экспорт проката в  стоимостном выражении вырос  в 2008году на 18%. На рынке, на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа «Мечел» еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого «Мечела», угольная компания «Южный Кузбасс», торговая компания «Угле-меттрейдинг», Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания «Южуралникель». Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а «Мечел» - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.

     Следующим основным олигополистическим рынком в  России является цветная металлургия - отрасль разнородная по составу и по самой продукции. Можно сказать, что данная отрасль наиболее близка к монополии, так как большинство фирм специализируются на разных видах продукции (медь, цинк и т.д.) (Таблица 2). 
 
 
 

Таблица 2

Крупнейшие  компании цветной металлургии за 2008 г. 

Компания Объем реализации продукции в млн$
«РусАл» 3960
ГМК «Норильский  Никель» 3354,2
«УГМК-Холдинг» 1185,7
СУАЛ 709,3
Группа  «ВСМПО-Ависма» 322,1

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.