Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Особенности учета основных средств Гомельского вагонного депо

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

 

Белорусская железная дорога занимает в экономике  Республики Беларусь особое место, являясь  интегрирующим и организующим элементом  во взаимодействии производственных субъектов хозяйствования, обеспечения населения в перевозках. Обладая высокой провозной и пропускной способностью, дорога занимает ведущее место в транспортной системе республики. Одним из преимуществ железнодорожного транспорта является относительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта. Данное преимущество обеспечивается эффективным использованием имеющихся финансовых, материальных и трудовыхресурсов. Исключением не являются и основные средства железной дороги. Эффективное использование основных средств способствует снижению стоимости транспортных услуг, повышает конкурентоспособность железной дороги на рынке транспортных услуг.

Одним из важнейших факторов любого производства являются основные средства. Достижение основной цели предпринимательской  деятельности коммерческой организации - получение прибыли - обеспечивается многими факторами, среди которых большое значение имеет модернизация действующих и ввод в эксплуатацию новых основных средств, в том числе оборудования, а также эффективное их использование.

Этот фактор для железнодорожного транспорта особо актуален, так как составляющая основных производственных фондов в имуществе организаций весьма существенна.

Эффективное использование основных средств  улучшает технико-экономические показатели производства, в том числе способствует увеличению выпуска продукции, снижению её себестоимости и трудоёмкости изготовления, росту прибыли. Размер и динамика основных средств –  объекты финансового, управленческого  и инвестиционного анализа.

Актуальность  изучения учета и анализа основных средств заключается в том, что основные фонды являются основой материально-технической базы предприятия, которая необходима для осуществления перевозочного процесса, т.е. от технического состояния и наличия основных средств зависит использование производственной мощности предприятия, объем выпускаемой продукции и конечный финансовый результат.

Цель дипломной работы – изучить особенности учета основных средств Гомельского вагонного депо, провести анализ их наличия, движения, технического состояния и эффективности использования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты анализа основных средств;
  • выявить особенности организации бухгалтерского учета основных средств на рассматриваемом предприятии;
  • провести анализ движения и технического состояния основных средств на примере Гомельского вагонного депо;
  • изучить анализ интенсивности и эффективности использования основных средств.
  • изыскать резервы повышения эффективности использования основных средств.

В качестве объекта исследования в данной работе выбрано Гомельского вагонного депо Транспортного РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

Основными целями деятельности вагонного депо являются:

  • осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли
  • удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов и багажа

Предметом деятельности вагонного депо является обеспечение технического обслуживания пассажирских и грузовых вагонов.

Длянаписании данной работы исходными даннымипослужили первичные документы и отчетность Гомельского вагонного депо, а также машинограммы по счетам, учетные регистры и другие документы.

Для изучения построения бухгалтерского учета и  проведения анализа эффективности основных средств при написании дипломной работы использованы такие приемы экономического анализа, как способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов, наблюдение, сопоставление, абстрактно-логический метод, системный подход, метод обобщения теоретического и практического материала.

Структура данной работы представлена тремя главами.

В первой главе дипломной работы раскрываются теоретические аспекты основных средств,экономическая сущность основных средств, изучены аспекты основных средств, в частности, как объекта бухгалтерского учета и анализа, рассмотрена экономико-правовая характеристика Гомельского вагонного депо Транспортного РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

Вторая глава раскрывает вопросы бухгалтерского учета основных средств. В ней детально рассматриваются специфические особенности учета движения основных средств и их восстановления,изучена методика расчета и учета амортизационных отчислений, разработаны мероприятия и предложения по совершенствованию и рационализации бухгалтерского учета основных средств на Гомельском вагонном депо.

В третьей главе проведен анализ структуры, динамики, движения и технического состояния основных средств, показателей эффективности использования основных средств и влияющих на них факторов,  а также выявлены резервы улучшения использования основных средств, использование которых позволит предприятию нарастить объемы выполняемых работ, сократить себестоимость и тем самым привлечь дополнительных заказчиков.

При выполнении дипломной работы использовалась теоретическая и методическая литература по экономике предприятия, финансовому менеджменту, анализу финансово-хозяйственной деятельности, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие порядок отражение операций, осуществляемых с основными средствами, периодическая печать. Так, при написании даннойработыосновными источниками послужили труды таких авторов как И. В. Новикова, О.И. Волков, Савицкая Г. В.,ГизатуллинаВ. Г., Панкова П. Я., Папковская П. Я., Липатова О. В.,а также нормативная база в области учета и анализа основных средств, в частностиИнструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 (в редакции от 25.06.2010 N 77), Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами от 20 декабря 2001 г. №127 (в редакции от 25 июня 2010г. №77). Кроме того были использованы статьи из периодической печати, а именно из журналов «Налоги Беларуси», «Бухгалтерский учет и анализ», «Главный бухгалтер».

Исследование вагонного депо с  точки зрения организации и ведения  бухгалтерского учета основных средств, а также проведение анализа эффективности их использования позволит нам оценить рациональность построения учета, полноту и правильность отражения операций с основными средствами, а также изыскать резервы повышения эффективности использования основных средств и разработать рекомендации по рационализации бухгалтерского учета и мероприятия по реализации выявленных резервов.

 

 

1 ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ

ПРОИЗВОДСТВА

 

1.1 Экономическая сущность основных средств, их состав

и классификация

 

Процесс производства материальных благ и услуг предполагает функционирование совокупности различных факторов. Среди них согласно современной экономической теории обычно выделяются четыре основные группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост. Материально-вещественная форма капитала воплощается в основных средствах предприятия, с помощью которым осуществляется воздействие на предметы труда с целью получения конечной готовой продукции (работ, услуг). Без основных средств не может существовать ни одно предприятие, поэтому они играют важную роль в производственном процессе и в деятельности предприятия в  целом.

Объекты основных средствсоставляют  основу любого производства, в процессе которого создается продукция, оказываются услуги и выполняются работы. Основные средства занимают основной удельный вес в общей сумме основного капитала хозяйствующего субъекта и принимают непосредственное участие при производстве продукции (работ, услуг). От их количества, стоимости, качественного состояния, эффективности использования и многих других факторов во многом зависят конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Для осуществления перевозок грузов и пассажиров и обеспечения нормальной работы многочисленных организаций железнодорожного транспорта необходимо располагать основными средствами, рационально их использовать, своевременно пополнять и заменять.Основных средств железнодорожного транспорта выполняют основную роль в перевозочном процессе, характеризуют производственную мощность всех структурных подразделений, входящих в ее состав, обуславливают объем перевозок и погрузо-разгрузочных работ, уровень производительности труда.

Понятие основных средств появилось  не сразу, его синонимами являлись такие  понятия как капитал, средства производства, основные фонды. Поэтому следует  рассмотреть многовариантность употребления этих терминов различными экономистами в разные периоды времени.

В экономической теории и предпринимательской  практике, пожалуй, нет понятия, которое  бы использовалось столь часто и  одновременно столь неоднозначно как используется понятие капитала. Под капиталом понимают все, что приносит или способно приносить доход. Этот термин употребляется в отношении оборудования завода, фабрики, накопленной суммы денег, произведений искусства, таланта инженера и т.д. Нетрудно увидеть общее во всех приведенных примерах: капитал – это блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ, это главный элемент производства, выступающий в многообразных формах.

Первую  попытку научного анализа капитала предпринял Аристотель. Он ввел понятие  «хремастика» (хрема–имущество, владение), подкоторой понимал искусство обеспечения достатка, или деятельность, направленную на накопление богатства, получение прибыли, вложение и накопление капитала. Поскольку в античном мире важную роль играл торговый и ростовщический капитал, то целью торговой деятельности было неограниченное накопление богатства, постоянное увеличение капитала.

Классики  политической экономии А. Смит и Д. Рикардо отождествляли капитал с накопленным трудом, запасом (машин, инструментов, сырья, одежды, еды, денег и т. п.). Правда, А. Смит к капиталу относил только ту часть запасов, которая предназначена для дальнейшего производства и приносит доход, и утверждал, что труд –единственный источник стоимости только в условиях простого товарного производства, а при капитализме к таким источникам относятся и другие факторы, в частности, капитал. Эта мысль получила свое логическое завершение в теории трех факторов производства Ж. Б. Сэя. А. Смит и Д. Рикардо в выяснении сущности капитала по сравнению с Аристотелем сделали шаг назад.

К. Маркс определил капитал как  стоимость, приносящую прибавочную  стоимость. Рыночное производство без прибыли невозможно, поэтому капитал действительно представляет собой самовозрастающую стоимость. Во-вторых, К. Маркс определяет капитал как экономическое отношение, причем отношение эксплуатации. Капитал может приносить прибыль и "самовозрастать" только находясь в движении. В процессе использования ресурсов, между людьми возникают определенные отношения, но не обязательно отношения эксплуатации. Скорее это отношения между экономическими агентами в ходе создания материальных благ и услуг.

 В современной экономической  науке капитал рассматривается  как абстрактная производительная сила, как источник процента. Это означает признание того факта, что какой угодно элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени, можно рассматривать как капитал (с небольшим отклонением такого определения придерживается Л. Вальрас, И. Фишер).

 Многие американские  экономисты (Д. Хайман, П. Хейне, П. Самуэльсон и др.)определяют капитал как ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. При этом физический капитал рассматривается как машины, здания, сооружения, передаточные устройства, запасы сырья и человеческий капитал.

 Если исключить из определения  капитала К. Маркса социальную заостренность (отношения эксплуатации) то нетрудно заметить, что все эти определения капитала не противоречат, а дополняют друг друга. Одна группа определений фиксирует чисто экономическую сторону, другая –натуральную, в сочетании с раскрытием цели использования капитальных товаров.

Составляющие  капитала, идущие на организацию производства, играют различную роль в создании стоимости и прибавочной стоимости. Расходы предпринимателя на приобретение средств производства неизменны и переносятся конкретным трудом на создаваемый продукт. К. Маркс назвал их постоянным капиталом, который принимает участие в процессе труда своим вещественным содержанием, является фактором производства, создания потребительных стоимостей, но не участвует в процессе увеличения стоимостей, а соответственно, не создает прибавочной стоимости. Другая часть затрат капиталиста, авансируемая им на приобретение рабочей силы и изменяющая свою стоимость в процессе производства, –это переменный капитал. Он увеличивает первичную стоимость, то есть не только воспроизводит собственный эквивалент, но и создает избыток стоимости –дополнительную стоимость.

Если  постоянный капитал рассматривать  только с точки зрения материально-вещественного содержания, то он предстает в форме основных фондов.

Любой процесс  труда включает в себя два основных компонента: средства производства и  рабочая сила. Средства производства в свою очередь делятся на предмет  труда и средства труда Средства труда в экономике принято  называть основными средствами труда  или основными фондами предприятия. Дадим определение термину основные средства и основные фонды предприятия.

Основные  средства –это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.

Основные  фонды – отражённые в бухгалтерском или налоговом учёте основные средства организации в денежном выражении.

В настоящее  время существует множество трактовок  термина «основные средства». Рассмотрим некоторые из них.

Экономист А. С Головачева под основным капиталом понимала часть финансовых ресурсов предприятия, вложенную в производственные объекты, многократно участвующую в повторяющихся циклах производства, сохраняющую свою форму и переносящую свою стоимость на выпущенную продукцию (работы, услуги) частями в форме амортизационных отчислений. Поэтому главным объектом оценки основного капитала являются основные средства, т.е. основные фонды. В данном случае основной капитал и основные средства являются синонимами, а основные фонды представляют материальное их воплощение [5, c.65] .

Так, профессор  Тишков считал, сто основные средства предприятия–совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного периода времени как в сфере производства, так и в нематериальной сфере. Это здания, сооружения передаточные устройства, рабочие и силовые машины, оборудование, инвентарь, скот, многочисленные насаждения и прочие аналогичные средства.

Другой  отечественный экономист Калинка  А. А. определяет основные фонды как «средства производства, которые многократно участвуют в процессе производства, постепенно, по мере износа, по частям переносят свою стоимость на готовую продукцию и при этом не меняют своей первоначальной материально-вещественной формы».

По мнению Стражевой Н. С., основные средства – это орудия труда, которые используются продолжительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, и переносят свою стоимость на готовую продукцию, товары, услуги, по мере износа.

Кейлер В. А., в отличие от всех остальных экономистов, характеризует основные фонды с двух сторон: материально-вещественной и социально-экономичес-кой. С материально-вещественной стороны они представляют собой средства труда, включающие в себя единство орудий и условий труда. Социально-экономическая сущность основных фондов состоит в том, что они отражают отношения собственности, складывающиеся  в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

СогласноИнструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 (в редакции от 25.06.2010 N 77) основные средства – это часть средств производства, которые в течение многих производственных циклов сохраняют свою натуральную форму, и переносит свою стоимость по частям на готовую продукцию или оказываемые услуги. Активы, имеющие материально-вещественную форму, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, предусмотренных пунктом 2 данной инструкции.

Результаты проведенного исследования по вопросам трактовки  капитала и постепенного перехода к  понятию основные средства представим в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Трактовка понятия «капитал»

Автор

Определение капитала

Аристотель

«Хремастика» – искусство обеспечения достатка, или деятельность, направленная на накопление богатства, получение прибыли, вложение и накопление капитала.

А. Смит

Капитал – это та часть запасов, которая предназначена для дальнейшего производства и приносит доход.

К. Маркс

Постоянный капитал – капитал, участвующий в процессе труда  своим вещественным содержанием, являющийся фактором производства, создания потребительных стоимостей, но не участвующий в процессе увеличения стоимости.

Л. Вальрас,

И. Фишер

Капитал – элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени.

Д. Хайман,

П. Самуэльсон

Определяют капитал как ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг.

А.С. Головачева

Основной капитал – это часть  финансовых ресурсов предприятия, вложенная в производственные объекты, многократно участвующие в повторяющихся циклах производства, сохраняющие свою форму и переносящие свою стоимость на выпущенную продукцию (работы, услуги) частями в форме амортизационных отчислений. Поэтому главным объектом оценки основного капитала являются основные средства, т.е. основные фонды. В данном случае основной капитал и основные средства являются синонимами, а основные фонды представляют материальное их воплощение [5, c.65] .


Окончание таблицы 1.1

Автор

Определение капитала

А. А. Калинка

Основные средства – средства производства, которые многократно участвуют в процессе производства, постепенно, по мере износа, по частям переносят свою стоимость на готовую продукцию и при этом не меняют своей первоначальной материально-вещественной формы


 

Наиболее полно, на наш взгляд сущность основных средств раскрывается в  определении, предложенном экономистом  Калинка А. А., который трактует их как средства производства, многократно  участвующие в процессе производства, постепенно, по мере износа, по частям переносящие свою стоимость на готовую продукцию и при этом не меняющие своей первоначальной материально-вещественной формы.

Рассмотрев различные  трактовки понятий основных средств, фондов, капитала, сущности основных средств можно выделить основные критерии отнесения имущества к основным средствам (рисунок 1.1).

 



 








 

Рисунок 1.1 – Критерии отнесения  имущества к основным средствам

 

Для правильной организации учета  основных средств большое значение имеет их классификация, представленная на рисунке 1.2.

В зависимости  от использования в предпринимательской деятельности основные средства делятся на производственные и непроизводственные –это наиболее распространенная классификация.

Основные производственные средства многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою вещественно-натуральную форму (металлорежущее оборудование, силовые машины и оборудование, теплотехническое оборудование, вычислительная техника и др.).

Основные непроизводственные средства не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на готовый продукт, они предназначены для удовлетворения бытовых и культурных потребностей людей (жилые дома, детские и спортивные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначения).


 


Рисунок 1.2 – Признаки классификации основных средств

 

В зависимости от вещественно-натурального состава основные производственные средства, в соответствии с Временным Республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы (в редакции от 02.11.2009 №173), разделяют на группы, представленные на рисунке 1.2. Так как предприятия железной дороги очень разнообразны по видам своей деятельности и имеют множество особенностей, то в данной классификации для рационального построения бухгалтерского учетамогут появляться дополнительные группы, отражающие специфику деятельности тех или иных предприятий. Так, например, на Гомельском вагонном депо такой группой является группа «Грузовые вагоны».

Роль основных средств в процессе производства различна. Часть из них  непосредственно воздействует на предмет труда и является активной, другая часть создает необходимые условия для труда и является пассивной [5, c. 65].

Большинство экономистов считают  что, к активной части средств  относятся машины и оборудование (силовые и рабочие машины и  оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, прочие машины и оборудование), а также транспортные средства. Пассивную часть средств образуют здания и сооружения.

Активные средства обслуживают процесс производства, непосредственно влияют на уровень технической вооруженности труда на предприятии.

Пассивные средства принимают косвенное участие в процессе производства, создают условия для его осуществления.

Деление основных средств на активные и пассивные  в основном применяется при проведении анализа основных средств. Так, например, при анализе коэффициента обновления необходимо сравнить данный показатель, рассчитанный по активной части, с показателем по всем основным фондам предприятия и выяснить, за счет какой части основных фондов в большей степени происходит их обновление. Более высокий коэффициент обновления по активной части, чем по всем основным средствам, покажет, что их обновление в организации осуществляется как раз за счет активной части и при прочих равных условиях положительно влияет на показатель фондоотдачи.

На железной дороге к активной части  основных фондов относятся транспортные средства, машины и оборудование, передаточные устройства, т. е. примерно 60% стоимости всех основных средств железной дороги.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные.

Собственные основные средства полностью принадлежат предприятию.

Арендованные основные средства, являясь собственностью других предприятий, в соответствии с договором аренды или лизинга временно используются на данном предприятии.

На предприятиях железной дороги также  применяется классификация основных средств по возрастному составу, которая позволяет провести анализ их технического состояния и выявить те группы основных средств, которые нуждаются в обновлении. Возрастные группы основных средств не обязательно должны соответствовать предложенным в таблице 1.2, для различных групп имущества могут применяться различные возрастные группы. Так, на Гомельском вагонном депо группировка основных средств по предложенному на рисунке возрастному составу применяется  только для сооружений, машин и оборудования и производственного транспорта. Для таких объектов основных средств, как здания, группировка осуществляется по следующему возрастному составу: до 5 лет, от 5 до 20 лет, от 20 до 50 лет, от 50  до 75 и более 75 лет. Иная классификация возрастных групп также применяется для грузовых вагонов и легковых автомобилей. Поэтому деление различных основных средств по возрастным группам не является принципиальным, а обуславливается особенностями и условиями эксплуатации объектов основных средств.

Приведенная классификация основных средств показывает, что не все их виды играют одинаковую роль в производственном процессе. Например, одни (машины и оборудование, транспортные средства и т.д.)принимают непосредственное участие в процессе производства, другие (здания, сооружения, инвентарь и т.п.) оказывают на него косвенное влияние. В связи с этим большое экономическое значение имеет соотношение отдельных видов основных средств в общей их стоимости, или, иначе, – видовая структура средств.

Существуетнесколько видовых структур основных средств: технологическая, производственная и отраслевая (рисунок 1.3).

 


 

 

 


 


 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Видовые структуры основных средств

 

Структура основных средств неодинакова для предприятий различных отраслей промышленности, что объясняется спецификой самих отраслей, технической оснащенностью предприятия, уровнем специализации, характером выпускаемой продукции и прочими особенностями. Прогрессивной и оптимальной считается такая структура основных средств, которая обеспечивает высокое качество выпускаемой продукции и максимальный уровень использования активной части при отсутствии простоев оборудования.

Подводя итог вышеизложенному следует отметить, что основные средства играют основополагающую роль в деятельности каждого предприятия и железная дорога не является исключением. Основные средства железнодорожных предприятий составляют основу их деятельности и материально-технической базы, рост и совершенствование которых является важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособности продукции. Благодаря исправности и своевременному ремонту основных средств всех структурных подразделений дороги обеспечивается непрерывность перевозочного процесса, безопасность движения пассажиров и грузов на всем пути следования.

Для более полного понимания  сущности основных средств необходимо четко определить критерии отнесения  имущества к основным средствам, а также понятие таких объектов как основные средства. Исходя из проведенного исследования на базе различных позиций  экономистов прошлого и современности, а также изучения нормативной литературы в области бухгалтерского учета, под основными средствами следует понимать средства производства, которые длительное время участвуют в производственном процессе, сохраняют натуральную форму в течение всего срока эксплуатации и переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию по частям в виде амортизационных отчислений.

 

 

1.2 Основные средства  как объект бухгалтерского учета  и анализа

 

Для осуществления своей производственной деятельности предприятия должны иметь  необходимые средства производства. Они являются  важнейшим элементом производительных сил и определяют их развитие. В бухгалтерском учете средства производства принимают форму основных и оборотных средств.

Исходя из проведенного в пункте 1.1 исследования экономической сущности рассматриваемого объекта,основные средства представляют собой часть средств производства, которые в течение многих производственных циклов сохраняют свою натуральную форму, и переносит свою стоимость по частям на готовую продукцию или оказываемые услуги. Активы, имеющие материально-вещественную форму, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, предусмотренных пунктом 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 (в редакции от 25.06.2010 N 77).

30 октября 2009г. Минфином  Республики Беларусь принято  постановление №132 «О внесении  изменений в постановление Минфина  Республики Беларусь от 12 декабря  2001г. №118» (далее – постановление  №132), согласно которого к основным  средствам следует относить активы  организации, имеющие материально-вещественную форму и одновременно соответствующие 4 критериям признания, представленным на рисунке 1.4.

 



 

 

 


 

 

 

 


 

 

 


 

 

Рисунок 1.4 – Критерии отнесения активов к основным средствам

 

Основанием  для  регистрации  на счетах бухгалтерского учета хозяйственных  операций  с  основными  средствами являются первичные учетные  документы,  подтверждающие  факт  совершения  хозяйственной операции. Порядок применения типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов регламентируется Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. №360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов».

Для организации учета и обеспечения  контроля за сохранностью основных  средств  каждому  инвентарному  объекту  основных  средств независимо  от  того,  находится  он в эксплуатации, в запасе или на консервации,  присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарные номера  присваиваются  бухгалтерией  организации  в  момент принятия объектов к бухгалтерскому учету.     В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих  разные  сроки  полезного  использования и учитывающихся как отдельные  инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.

На    основе    соответствующих  данных  бухгалтерского   и  оперативного  учета,  а также  технической документации в организации  осуществляется  оперативный  контроль  за функционированием основных средств.

Для постановки любых объектов на учет необходимо знать их стоимостную оценку, т. к. бухгалтерскому учету подлежит только имущество, имеющее денежное выражение.

В настоящее время для оценки основных средств используются следующие  виды оценки, представленные на рисунке 1.5.













 

Рисунок 1.5 – Виды оценок основных средств

 

Основные средства оцениваются  в бухгалтерском учете по первоначальной или восстановительной стоимости, в балансе же они отражаются по остаточной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма  фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая следующие виды расходов, представленные на рисунке 1.6.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.6 – Затраты включаемые в первоначальную стоимость основных средств

 

Определение первоначальной стоимости основных средств может  быть различным в зависимости от источников их поступления. Так, первоначальная стоимость объектов основных средств, внесенных собственником имущества (учредителями участниками) в счет их вкладов в уставный фонд организации, определяется в порядке, установленном законодательными актами, в денежной оценке, согласованной собственником имущества (учредителями, участниками).

Стоимость активов, полученных безвозмездно, может определяться на основании заключения об их оценке, определенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом их индивидуальных особенностей.

Первоначальная стоимость  безвозмездно полученных объектов основных средств от организаций в пределах одного собственника по его решению  или уполномоченного им органа устанавливается  по стоимости, отраженной в бухгалтерском учете у передающей стороны.

Стоимость безвозмездно полученных основных средств от физических лиц  формируется исходя из рыночной стоимости, а в случае невозможности оценки по рыночной стоимости – по соглашению сторон.

Стоимостью активов, приобретенных  в обмен на другие активы, признается стоимость обмениваемого актива, по которой он был отражен в  бухгалтерском учете передающей стороны, если иное не предусмотрено  законодательством, увеличенная на расходы, перечисленные на рисунке 1.6.

Объект основных средств, находящийся в собственности  двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией как отдельный  инвентарный объект в составе основных средств в части, соответствующей ее доли в общей стоимости.

Восстановительная стоимость  представляет собой стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях. Она определяется как суммарная стоимость затрат, которые необходимо осуществить организации для воспроизводства объектов основных средств, находящихся у нее на балансе либо взятых в аренду (безвозмездное пользование), или для замены на новые аналогичные объекты по ценам, действующим на дату переоценки, включая первоначальную стоимость находящихся на балансе организации основных средств.

В связи с этим периодически проводят переоценку основных средств по восстановительной  стоимости, в результате чего достигается  единообразие а оценке одинаковых объектов, введенных в действие в разное время. После переоценки основные средства отражаются в учете по восстановительной стоимости. При проведении переоценки основных средств используются такие методы как  индексный метод и метод прямой оценки, один из которых (выбранный организацией) фиксируется в учетной политике.

Рыночная стоимость  представляет собой вид оценки, отражающий сложившееся соотношение спроса и предложения на данный вид основных средств. Для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости основных средств.

Оценочная стоимость представляет собой стоимость основных средств, сформированную исходя из цены аналогичного основного средства на момент оценки с учетом его технического состояния.

Амортизируемая стоимость –  стоимость, от величины которой рассчитываются амортизационные отчисления. Новой редакцией Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов от 30.09 2009

№ 141/106/28  определено, что организация вправе определить амортизируемую стоимость за вычетом амортизационной ликвидационной стоимости объекта. Для целей начисления амортизации амортизационная ликвидационная стоимость представляет собой оценочную величину в текущих ценах, которую организация планирует получить от реализации объекта основных средств или нематериальных активов, за вычетом предполагаемых затрат, связанных с их реализацией, в конце установленного срока полезного использования указанного объекта. Амортизационная ликвидационная стоимость рассчитывается исходя из предположения, что данный объект уже достиг того состояния, в котором, как можно ожидать, он будет находиться в конце срока полезного использования. Решение о применении амортизационной ликвидационной стоимости при расчете амортизируемой стоимости принимается организацией самостоятельно и закрепляется учетной политикой организации по объектам, вводимым в эксплуатацию с 1 января 2011 года.

После определения стоимости, по которой объект основных средств  будет принят к бухгалтерскому учету, и непосредственного его включения  в состав основных средств предприятия, оно начинает интенсивно использоваться в процессе производства продукции, товаров, работ, услуг. 

Участвуя в процессе производства основные средства изнашиваются и переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт. Износ характеризует снижение стоимости основных средств. В то же время, перенесенная на продукт стоимость основных средств функционирует в кругообороте средств как часть стоимости этого продукта и после его реализации принимает денежную форму. Размер перенесенной основными средствами стоимости образует сумму, которая включается в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений.

Материальное  изнашивание основных средств называется физическим износом. Его частично можно восстановить, произведя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства, но со временем затраты на ремонт не окупаются, что приводит к нецелесообразности их эксплуатации.

Моральный износ проявляется в том, что  основные средства по своей конструкции, производительности, расходам на эксплуатацию и обслуживание отстают от более новых конструкций, а главное - они не могут выпускать продукцию такого качества и в количестве, в котором можно выпускать ее на более совершенном оборудовании. Это требует замены устаревших объектов основных средств более совершенными [2, c. 89].

В целях рациональной организации  бухгалтерского учета основных средств  необходимо решить ряд задач, представленных на рисунке 1.7. 




 





 






 



 



 



Рисунок 1.7 – Задачи бухгалтерского учета основных средств

 

Данные  бухгалтерского, оперативного и статистического учета служат исходной информацией для проведения экономического анализа, целью которого является следующее:

  • поиск резервов повышения объёма выпускаемой продукции через эффективность использования оборудования;
  • сокращение затрат по эксплуатации, модернизации, техническому переоснащению, переоборудованию основных производственных фондов.

Для достижения поставленных целей в процессе аналитической работы решаются задачи, представленные на рисунке 1.8.

 


 

Рисунок 1.8 – Задачи анализа основных средств

 

Указанные в рисунке 1.8 задачи позволят провести последовательный анализ основных средств предприятия и на каждом из этапов определить положительные или отрицательные тенденции в динамике показателей, а также изыскать резервы повышения эффективности использования основных средств.

Подводя итог вышеизложенному следует  отметить, что основные средства, как и любые другие активы, являются объектом бухгалтерского учета и анализа.Для постановки любых объектов на учет необходимо знать их стоимостную оценку, т. к. бухгалтерскому учету подлежит только имущество, имеющее денежное выражение. В связи с этим существуют различные виды оценок, особенности применения которых были изложены выше.

При отражении  операций, связанных с поступлением, выбытием и прочим перемещением основных средств, предприятия должны соблюдать  определенный порядок, закрепленный в законодательных актах Республики Беларусь. Участвуя в процессе производства основные средства постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию в виде амортизационных отчислений, которые также являются одним из объектов бухгалтерского учета. Соблюдение единого порядка отражения операций с основными средствами всеми организациями позволяет получить достоверную информацию, служащую исходными данными  для проведения экономического анализа, результаты которого позволяют судить об эффективности и рациональности использования основных фондов предприятия.

Из выше сказанного можно сделать вывод  о том, что роль основных средств  в осуществлении производственного  процесса предприятия очень велика. Поэтому уже с античных времен экономисты и ученые уделяли большое внимание трактовке данного термина, в который представители разных эпох вкладывали разные значения и по-разному именовали. В настоящее время основные средства являются одним из объектов бухгалтерского учета и при отражении на бухгалтерских счетах операций, осуществляемых с ними, следует руководствоваться законодательными актами Республики Беларусь. Также важным моментом является правильное определение амортизируемой стоимости и последующее начисление амортизации, правильная оценка основных средств при принятии их к бухгалтерскому учету, своевременное отражение на синтетических счетах различных операций, осуществляемых с основными средствами.

 

1.3 Краткая экономическая  характеристика 

Гомельского вагонного депо

 

В качестве объекта исследования в  данной работе выбрано Гомельское вагонное депо, которое в соответствии с приказом 145Н от 29.03.2007г. Начальника Белорусской железной дороги является структурным подразделением Транспортного республиканского унитарного предприятия «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» (сокращенное наименование - РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»).

В составе вагонного депо находятся  хозяйственные единицы (участки) представленные на рисунке 1.9.

Гомельское вагонное депо не является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельный баланс (с последующим включением его в сводный баланс РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»), счета в учреждениях банков, печати со своим наименованиями и штампы.

Вагонное депо действует на основе законодательства Республики Беларусь, нормативных актов Белорусской  железной дороги, Устава РУП«Гомельское отделение Белорусской железной дороги» и настоящего Положения.

Основными целями деятельности вагонного депо являются:

  • осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли
  • удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов и багажа

Предметом деятельности вагонного депо является обеспечение технического обслуживания пассажирских и грузовых вагонов.

 

 


 

Рисунок 1.9 –Участки Гомельского вагонного депо

 

В соответствии с целями, предметом  деятельности и законодательством  Республики Беларусь, основные виды деятельности вагонного депо представлены на рисунке 1.10.

 


 

 

Рисунок 1.10 –Основные виды деятельностиГомельского вагонного депо

Имущество вагонного депо составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в его самостоятельном балансе

Источниками формирования имущества вагонного депо представлены на рисунке 1.8.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.8 – Источники формирования имущества вагонного депо

 

Организационная структура вагонного  депо приведена в приложении А.

Руководство деятельностью  вагонного депо осуществляется начальником, назначаемым на должность начальником  РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги». Начальник депо осуществляет возложенные на него функции перечисленные в пункте 4.2 Положения вагонного депо (приложение Б).Также начальник депо несет ответственность за результаты работы, соблюдение требований Положения, выполнение обязательств перед трудовым коллективом в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенным контрактом.

Вагонное депо самостоятельно организует свою деятельность исходя из необходимости  производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Ведение бухгалтерского учета и  составление бухгалтерской и  статистической отчетности вагонное депо осуществляет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а так же предоставляет необходимые данные в налоговые органы и несет ответственность за их достоверность.

Бухгалтерский учет в вагонном депо осуществляется в бухгалтерии,которая является самостоятельным структурным подразделением на правах отдела.Руководство бухгалтерией осуществляет главный бухгалтер. Структуру и штаты бухгалтерии утверждает начальник вагонного депо в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства. В состав бухгалтерии входят подразделения учета основных средств и малоценного инвентаря, материалов, затрат на производство и калькулирование себестоимости, учета готовой продукции и ее реализации, расчетов с рабочими и служащими, финансово-расчетные операции, сводного учета и отчетности, финансового контроля и ревизии и др.

Бухгалтерский учет в депо ведется  в соответствии с разработанной  и утвержденной учетной политикой и планом счетов (приложения В и Г).

Бухгалтерия депо обеспечивает ведение обособленного  учета хозяйственных операций с последующим их включением в сводный баланс УП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

Сроки представления  и объем сводного баланса по основной деятельности вагонного депо определяются Гомельским отделением Белорусской  железной дорогой с учетом требований Министерством финансов Республики Беларусь.

 Бухгалтерская  отчетность за месяц, квартал,  год нарастающим итогом составляется по типовым формам бухгалтерской отчетности в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. №19.

Вагонное  депо осуществляет производственно-хозяйственную  деятельность на основе хозяйственного расчета; внедряет новейшие достижения науки и техники, передового опыта, а также прогрессивные нормы расходования сырья, материалов, топлива, электроэнергии; повышает рентабельность производства. Отношения вагонное депо  с другими предприятиями во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров.

Ознакомившись с организацией «Гомельское вагонное депо» и изучив ее основной вид  деятельности, проанализируем основные показатели производственно-финансовой деятельности организации за 2009-2010 гг. Показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1.1 (приложение Д).

 

Таблица 1.1 –Динамика основных экономических показателей деятельности

Гомельского вагонного депо

Показатель

Годы

Отклонение

(+; -)

Темп

роста, %

2009

2010

1. Количественные и качественные  показатели

1.1 Проследовавшие вагоны (ваг.) в т.  ч.:

-пассажирские

-грузовые

1229566

202 426

1027140

1294418

205 820

1088598

64852

3394

61458

105,3

101,7

106

1.2 Подготовка под погрузку (ваг.)

294614

251757

-428757

85,5

1.3 Текущий ремонт грузовых вагонов (ваг.)

12365

10494

-1871

84,9

1.4 Простой грузовых вагонов в  текущем ремонте (час.)

3

3

-

100

1.5 Простой грузовых вагонов в  текущем ремонте в депо (час.)

22,1

23,6

1,5

106,8

1.6 Простой пассажирских вагонов  в текущем ремонте (час.)

1,3

1,5

0,2

115,4

2. Показатели по труду

2.1 Среднесписочная численность работников, чел.

553

552

-1

99,8

2.2 Производительность труда 1-го  среднесписочного работника:

- прив. ваг./ чел.

-млн руб./ чел.

 

 

6661

26,88

 

 

6324,7

33,48

 

 

-336,3

6,6

 

 

95

124,6

2.3 Среднемесячная заработная плата  1-го среднесписочного работника,  руб.

1094575

1423400

328825

130,0


 

Окончание таблицы 1.1

Показатель

Годы

Отклонение

(+; -)

Темп

роста, %

2009

2010

3. Расходы всего, млн  руб. в т.ч.:

-по перевозкам

- по ИВД

13147

13005

142

16820

16634

186

3673

3629

44

127,9

127,9

131

4 Себестоимость проследовавшего  вагона, руб.

10577

12851

2274

121,5

5. Доходы всего, млн руб. в т.ч.:

-по перевозкам

-по ИВД

14867

14644

223

18479

18187

292

3612

3543

69

124,3

124,2

130,9

6. Прибыль отчетного периода всего, млн руб. в т.ч.:

-по перевозкам

-по ИВД

 

1538

1493

45

 

1630

1553

57

 

92

60

12

 

104,7

104

126,6

7. Рентабельность хозяйственной деятельности, % в т.ч.:

- по перевозкам

- по ИВД

 

11,7

11,5

31,7

 

9,6

9,3

30,6

 

-2,1

-2,2

-1,1

 

82,1

80,9

96,5


 

Как видно  из данных таблицы 1.1, Гомельское вагонное депо имеет несколько показателей, характеризующих объем выполненных работ. Так, количество проследовавших вагонов в 2010 году по сравнению с 2009 в целом увеличилось на 5,3% или 64852 вагона, в том числе по пассажирским вагонам – на 1,7% (3394 ваг.), по грузовым – на 6,0% (61458 ваг.). Количество вагонов, подготовленных под погрузку, сократилось на 428757 вагонов или на 14,5% по независящим от предприятия причинам. Количество вагонов, поступивших в вагонное депо для текущего отцепочного ремонта,в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 15,1%, что составило 1871 вагон.Сложившаяся ситуация не связана с деятельностью предприятия, а свидетельствует о снижении спроса на данный вид ремонта, который депо осуществляет для сторонних организаций и частных лиц.

Качественными показателями работы предприятия являются простои грузовых и пассажирских вагонов в текущем ремонте в депо.  Так, продолжительность простоя грузовых вагонов в 2010 году по сравнению с 2009 в депо увеличилась на 1,5 часа или на 6,8%, пассажирских вагонов – на 0,2 часа или на 15,4%. Это негативный фактор в деятельности предприятия, который приводит к замедлению оборачиваемости вагонов, проходящих через депо и как следствие к сокращению объема выполненных работ.

Среднемесячная  заработная плата по депо к отчету прошлого года составила 130,0%, что обусловлено повышением в марте, мае и октябре месяце 2010 года тарифной ставки первого разряда.

Производительность  труда в приведенных вагонах  по сравнении с 2009 годом выполнена на 95,0%, что произошло из-за невыполнения плана подготовки вагонов под погрузку (85,5% к аналогичному периоду прошлого года).Также на снижение производительности повлияло сокращение среднесписочной численности работников депо на 1 человека.

Темпы роста производительности труда, рассчитанной в миллионах рублей на человека, ниже темпов роста заработной платы на 5,4%. Данная ситуация не является благоприятной, так как не обеспечивает расширенного воспроизводства, получения прибыли и рентабельности, происходит перерасход фонда заработной платы, повышение себестоимости выполняемых работ и соответственно уменьшение суммы прибыли. Поэтому необходимо организовать контроль за сложившейся ситуацией и установить соответствие между темпами роста производительности труда и заработной платы, причем так, чтобы производительность труда росла большими темпами.

Расходы Гомельского вагонного депо в 2010 году по сравнению с предшествующим годом значительно выросли – на 27,9%, что в стоимостном выражении составляет 3673 млн руб. Это было обусловлено ростом расходов по каждому из элементов затрат (приложение Д). Так, увеличение расходов по элементам «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» произошло за счет неоднократного увеличения ставки первого разряда в течение 2010 года. Расходы на электроэнергию увеличились в 2010 году к отчету 2009 года в связи с ростом цен на электроэнергию, так цена 1 кВтч выросла на 67,5% (приложение Д). Увеличение амортизационных отчислений на 23,2% к отчету прошлого года (приложение Д) произошло в связи с вводом нового оборудования на сумму 224 млн руб., а также в связи с переоценкой основных средств. Рост прочих расходов произошло из-за увеличения расходов по ремонту подвижного состава на 328 млн руб. и повышения расходов на текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений на 345 млн руб. (приложение Д).

Повышение расходов большими темпами, чем рост объема выполненных работ, привело к росту себестоимости проследовавших вагонов на 2274 руб. или на 21,5%.

Общая сумма доходов за анализируемый  период увеличилась на 3612 млн. руб. (или на 24,3%), в т. ч. доходы по перевозкам, которые занимают наибольший удельный вес в общей сумме доходов, увеличились на 3543 млн руб. (или 24,2%), а доходы по иным видам деятельности увеличились на 69 млн руб. (или 30,9 %).

Прибыль отчетного периода также увеличилась на 92 млн руб. (или 4,7%), в т. ч. прибыль по перевозкам возросла на 60 млн руб. (или 4%), а прибыль по иным видам деятельности на 12 млн руб. (или 26,6%). Данная тенденция является положительной тенденцией в деятельности организации т.к. рост прибыли создает экономическую базу для самофинансирования и расширения воспроизводства, за счет ее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими организациями. Однако в силу технико-экономических особенностей функционирования железной дороги анализ ее финансовых результатов необходимо осуществлять на уровне Управления дороги.

Несмотря  на положительный прирост прибыли  ( на 4,7% или 92 млн руб.) депо, рентабельность хозяйственной деятельности снизилась на 2,1 %, в т.ч. рентабельность по перевозкам - на 2,2% , а рентабельность по иным видам деятельности- на 1,1%. Это объясняется тем, что темп роста расходов превышает темп роста прибыли, что значит, что на 1 рубль произведенных затрат в анализируемом периоде приходиться меньший процент прибыли. Это является негативным фактором в деятельности предприятия.

Таким образом, по результатам проведенного анализа, можно сказать, что в деятельности вагонного депо есть как положительные (рост проследовавших пассажирских и грузовых вагонов, увеличение средней заработной платы работников депо, рост доходов и прибыли как от основной, так и от иных видов деятельности), так и отрицательные (увеличение простоев вагонов в текущем ремонте в депо, повышение себестоимости выполняемых работ, превышение темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда, снижение рентабельности выполняемых работ) моменты.

В целом проведенный анализ показал, что работа Гомельского вагонного депо довольно слаженная, что обеспечивается работой его всех хозяйственных участков. Экономические показатели деятельности стабильные с небольшим колебанием, связанным с влиянием внешних факторов. Будущая деятельность депо, на наш взгляд, останется такой же стабильной и бесперебойной, так как в политике и управлении предприятия не намечается изменений.

 

2 Учет основных средств

на гомельском вагонном депо

 

2.1 Организация учета основных средств 

 

Рациональная организация  учета всех активов и обязательств предприятия позволяет получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений на различных уровнях. Относительно основных средств такой информацией являются сведения о наличии и изменениях в составе и размещении основных средств в процессе использования во взаимосвязи с источниками формирования этих средств.

Бухгалтерский учет основных средств на Гомельском вагонном депо предприятии имеет большое значение, так как позволяет обеспечить их сохранность, учет амортизационных отчислений и контроль за их наличием и движением.

На исследуемом предприятии организация бухгалтерского учета основных средств ведется в соответствии с нормативно-правовыми актами, основными из которых являются:

  1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994г. № 3321-XII (в редакции от 26 декабря 2007 г. № 302-3).
  2. Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 (в редакции от 25.06.2010 N 77).
  3. Временный республиканский классификатор основных средств и нормативных сроках их службы, утвержденный постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 № 186 (в редакции от 02.11.2009 №173).
  4. Постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов».
  5. Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2011г. №114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов».
  6. Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (с изменениями и дополнениямиот 05.11.2010 г. № 162/131/37) и др.

В целях рациональной организации  учета и контроля за движением  основных средствнеобходимо их классифицировать по различным признакам.

Так, по своему функциональному назначению все основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные. На Гомельском вагонном депо к непроизводственным основным средствам относятся лишь 3 объекта: бильярдный стол, постамент платформы и двухосная платформа. Остальные же основные средства, такие как здания складов, цехов, газопроводы, сверлильные и токарные станки, козловой кран и многие другие, участвуют в производственном процессе и поэтому относятся к производственным.

В соответствии с Временным республиканским  классификатором и с учетом специфики деятельности Гомельского вагонного депо представим классификацию основных средств исследуемого предприятия в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1– Классификация основных средств по вещественному составу

на Гомельском вагонном депо

Классификационная группа

Характеристика объектов в разрезе  классификационных групп

Основных средств

Сумма, млн руб.

Структура, %

1 Здания

Архитектурно-строительные объекты, предназначенные  для перевозочного процесса и социально-культурного обслуживания работников

Склад для хранения лакокрасок, здание цеха текущего ремонта, здание столовой, склад горюче-смазочных материалов

4289

25,1

2 Сооружения

Инженерно-строительные объекты для  осуществления перевозочного процесса путем выполнения технических функций, не связанных с изменением предмета труда

Асфальтированные дорожки, подкрановый путь, площадка для хранения оборотного парка колесных пар

993

5,8

3 Передаточные устройства

Устройства, предназначенные для передачи электрической, тепловой или механической энергии

Газопровода, сварочная линия, наружные сети освещения, система электроснабжения ст. Барбаров

3050

17,8

4 Силовые машины и оборудование

Машины-генераторы, вырабатывающие тепловую и электрическую энергию и машины-двигатели, превращающие разную энергию в механическую

Распределительный щит, шкаф сигнализации, выпрямитель, водоподогревательная установка

267

1,6

5 Рабочие машины и оборудование

Основные средства, которые с помощью механического, термического или химического воздействия на предметы труда изменяют их состав форму и состояние

Сверлильный станок, гидропресс правки металлических изделий, токарный станок по дереву, козловой кран, машина для мойки и сушки роликовых подшипников грузовых вагонов

7034

41,1

6 Измерительные и регулирующие приборы и устройства

Средства, предназначенные для измерения толщины, диаметра, площади, веса, времени, давления и проч.

Глушитель шумастравливания, пирометр, толщиномер, метрошток, система регулирования температуры отопления, расходомер

925

5,4


 

Окончание таблицы 2.1

Классификационная группа

Характеристика объектов в разрезе  классификационных групп

Основные средства

Сумма, млн. руб.

Структура, %

7 Вычислительная техника

 

Принтер, компьютер, факс модем, блок бесперебойного питания, маршрутизатор

216

1,3

8 Транспортные средства

Средства, предназначенные для перевозки людей, грузов

Электротележка, автомобиль ГАЗ

97

0,6

9 Грузовые вагоны

 

Цистерна

116

0,7

10 Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь

Механизированные и немеханизированные орудия труда общего назначения, приспособления для обработки материалов, производства монтажных работ

Отбойный молоток, слесарные тиски, гайковерт, металлический поддон, телевизор, письменный стол

50

0,3

11 Многолетние насаждения

 

Зеленые насаждения депо

56

0,3

12 Непроизводственные основные средства

 

Бильярдный стол, постамент платформы и двухосная платформа,

7

-

Всего основных средств

17099

100


 

Согласно представленной в таблице 2.1 классификации наиболее многочисленной группой основных средств на Гомельском вагонном депо является группа «Рабочие машины и оборудование», удельный вес которой составляет 41,1% в общем объеме основных средств. Данный факт связан со спецификой деятельности предприятия, основная работа которого заключается в ремонте и техническом осмотре грузовых и пассажирских вагонов.

По принадлежности все основные производственные средства Гомельского  вагонного депо  являются собственностью Белорусской железной дороги, но учитываются  на балансе депо.

В ходе исследования бухгалтерской  информации по учету основных средств определено, что по состоянию на 01.01.2011г.  все основные средства Гомельского вагонного депо находятся в эксплуатации, за исключением колесотокарного станка «Рафамет», который был передан ОАО «Барановичский завод автоматических линий» для ремонта с последующей модернизацией. Исходя из этого можно сказать, что на предприятии отсутствуют основные средства, находящиеся в простое, это говорит об эффективном их использовании и положительно сказывается на конечных показателях деятельности депо.

Для отражения в учете операций, связанных с движением основных средств, на Гомельском вагонном депо используется синтетический счет 01 «Основные средства», для которого Рабочим планом счетов данного предприятия предусмотрены субсчета, представленные на рисунке 2.1 (приложение Г).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Субсчета счета 01 «Основные  средства» Гомельского вагонного  депо

 

В бухгалтерском учете депо основные средства, как и все остальные  активы, учитываются в стоимостном выражении.Они оцениваются по первоначальной или восстановительной стоимости, а в балансе отражаются по остаточной стоимости.

Первоначальной является стоимость, по которой активы принимаются на бухгалтерский учет в качестве основных средств. В нее включается сумма фактических затрат на строительство или приобретение объекта основных средств, включающая расходы по доставке и установке и прочие расходы, перечисленные выше в рисунке 1.6.

Восстановительная стоимость представляет собой стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (по действующим ценам). Обычно, вновь поступающие основные средства, например оборудование, имеют стоимость иную, чем такие же объекты, приобретенные несколько лет назад, поэтому в учете одинаковые объекты получают разную оценку. В связи с этим, периодически проводят переоценку основных средств по восстановительной стоимости, в результате чего достигается единообразие в оценке одинаковых объектов, введенных в действие в разное время.

На рассматриваемом  предприятии переоценка наличного  имущества по состоянию на 1 января 2011 года проводилась исключительно с использованием индексного метода оценки по каждому объекту имущества. При использовании данного метода восстановительная стоимость определяется путем умножения стоимости основного средства на коэффициент ее изменения по группам основных средств. Увеличение стоимости не происходит по объектам (работам), введенным (произведенным) в декабре предыдущего года, так как коэффициент изменения стоимости по ним равен единице (приложение Ж).

Основанием для начала проведения переоценки имущества Гомельского  вагонного депо является приказ начальника депо «О проведении переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования по состоянию на 01.01.2011» (приложение К), который разработан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 №622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», Постановлением №512 от 30.09.2010 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь», а также Инструкцией «О порядке проведения переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.11.2010 №162/131/37.

Хозяйственные операции по передаче объектов основных средств, в  том числе бывших в эксплуатации, (без начисления налога на добавленную стоимость) организациям основной деятельности  производятся с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» субсчет 79-04 «Расчеты по перераспределению основных средств и нематериальных активов», независимо от источников их приобретения.  Счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» в данном случае не применяется, в связи со спецификой деятельности железнодорожного транспорта и структурой его управления.

Передача налоговых вычетов, приходящихся на остаточную стоимость безвозмездно передаваемых основных средств между организациями основной деятельности, производится в соответствии с нормативными правовыми актами по налогообложению с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» по соответствующим субсчетам (79-02 или 79-05).

Аналогичным образом с использованием счетов 79-02 «Расчеты со структурными подразделениями организаций основной деятельности по текущим операциям» и 79-04 «Расчеты по перераспределению основных средств» отражаются операции по перераспределению основных средств в организациях отделения дороги, при этом передача налоговых вычетов по НДС не производится.

Передача основных средств, отраженных в балансе капитальных вложений Управления дороги, организациям основной деятельности производится с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» субсчет 79-04 «Расчеты по перераспределению основных средств и нематериальных активов» в порядке, изложенном выше. При этом передача налоговых вычетов, приходящихся на стоимость передаваемых объектов, службой бухгалтерского учета и методологии не производится. Аналогичным порядком производится передача основных средств, отраженных в балансе капитальных вложений отделения дороги.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.