Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные средства обучения в профессиональной школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки

 Российской  Федерации

 

Пензенский государственный  университет

 

Факультет машиностроения, транспорта и энергетики

 

Кафедра профессиональной педагогики  и психологии

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине «Общая и профессиональная педагогика

 

на тему:

Современные средства обучения в профессиональной школе

 

Выполнил: Студент гр.09 МУ1

ШаблиновВ.А.

Научный руководитель:

к.п.н..доцент

ЛогиноваО.А.

 

Пенза 2011

Содержание:

Введение

 

Глава 1: Применение средств обучения  в профессиональной школе 

Глава 2: Современные  средства обучения: классификация, функции  и задачи

Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе

2.1. Печатные средства обучения

2.2. Экранные средства обучения

2.3. Звуковые  и  объемные средства обучения

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Молодежь, осваивающая сегодня  профессиональное мастерство, будет  трудиться в условиях более высокого уровня развития техники и технологии. Все это потребует постоянного  роста профессионального мастерства.

Жизнь предъявляет все  более жесткие требования к профессиональному, образовательному и культурному  уровню всех тружеников общества. Поэтому  необходимо уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии их запросами  и склонностями. В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования профессионального интереса.

Практика, однако, показывает, что еще у многих обучающихся отсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отношению к общеобразовательной и профессиональной подготовке и в результате к отсеву учащихся. Причины названных недостатков различные.

Поэтому вся деятельность мастера и учебная и производственная, и воспитательная должны быть объединены единой стержневой идеей - формированием  интереса к избранной профессии.

В условиях реализации реформы  общеобразовательной и профессиональной школы развернулись активные поиски совершенствования учебно-воспитательного  процесса.

Одним из путей является широкое внедрение в учебный  процесс средств обучения. Все эти вышеперечисленные факты и составляют актуальность выбранной нами темы курсовой работы «Современные средства обучения в профессиональной школе».

Цель  данной курсовой работы состоит в исследовании современных средств обучения  в профессиональной школе.

Объект исследования -  средства обучения в профессиональной школе, предмет исследования виды средств обучения в профессиональной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были выдвинуты на рассмотрение следующие  задачи:

  1. Проанализировать  педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Рассмотреть классификацию современных средств  обучения в профессиональной школе.
  3. Выделить задачи и функции средств обучения в современных условиях профессионального обучении.
  4. Описать применение средств обучения в профессиональной школе.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Применение средств обучения в профессиональной школе

 

Формирование умений и  навыков обучающихся происходит, прежде всего,  в процессе их учебно – производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально – технические средства производственного обучения в профессиональной школе.

Другая составная часть  средств производственного обучения – учебно – методическое оснащение производственного обучения. Это средства  обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно – воспитательного процесса учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения учебно – методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т.п.

К средствам обучения относят  такие предметы, которые используются в учебно-воспитательном процессе для  передачи информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью на различных  этапах урока.

Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной  работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью.

Особенно большое значение они имеют при ознакомлении обучающихся с новой техникой, прогрессивной технологией, передовыми методами труда новаторов производства. Никакие технологии не в состоянии «сами собой» обучить или научить кого-либо. Подобное создается только подобным: знания, нравственные черты, особенности психологического и интеллектуального восприятия вольно или невольно передаются от учителя учащимся.

Образовательный процесс  в современной профессиональной школе достигает наивысшей эффективности  при широком, но оправданном использовании  преподавателем всего богатого арсенала дидактики - через разумную комбинацию различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов  и алгоритмов обучения. В этом умении, мастерстве - важнейший показатель профессиональной компетентности и  дееспособности преподавателя.

Таким образом, средства обучения [18; 568]:

    • обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней;
    • материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося.

К средствам обучения относятся  материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в  качестве носителей информации и  инструмента деятельности педагогов  и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [21; 177].

Процесс обучения - сложное  единство деятельности учителя и  деятельности учащихся направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.

По утверждению Лихачева.Б. педагогический процесс реально существует, как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику возрастного изменения детей [10; 102]. Структура педагогического процесса образуется из органически связанных элементов: системообразующим звеном педагогического процесса является; целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он определяет цели; полноправным элементом педагогического процесса является ребенок.

Эти элементы инвариантны показаны И. И. Ильясовым в своей книге «Структура процесса обучения» [15; 34]:

  1. Изменяющимся элементом педагогического процесса является его содержание, которое тщательно подбирается, подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно раскрывается через понятие; основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд, физическая культура. Благодаря содержанию идеологического процесса у детей осуществляется социализация, формируется отношение к миру, мировоззрение, формируются основные мотивы, стимулы и формы поведения. Содержание педагогического процесса формирует духовные потребности и ценные ориентации ребёнка, вооружает его знаниями, способами познания и преобразования мира раскрывает ему пути и формы удовлетворения материальных и духовных потребностей.
  2. Вторым изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы, средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать при условии регулярного обмена информации, Управленческая система педагогического процесса органически связанна со всеми его компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.
  3. Третьим элементом педагогического процесса является педагогическая диагностика. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной информации, используются в целях изучения эффективности педагогического процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей, плоды самостоятельной работы.
  4. Четвёртым элементом являются критерии эффективности педагогического процесса установленных педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений, навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.
  5. Пятым структурным элементом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой.

Содержание обучения раскрывается через учебный план, программу  и систему средств обучения, которая  служит основой для организации  и управления учебно-воспитательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя (мастера).

Поэтому обеспечение учебных  заведений средствами обучения имеет  немаловажное значение в подготовке квалифицированных кадров.

Под комплексным методическим обеспечением учебно-воспитательного  процесса понимается разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимой для полного и  качественного изучения предмета (профессии) в рамках отведенного времени.

Применение средств обучения коренным образом изменят структуру  урока, помогает с большей пользой  использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и  доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное  его усвоение, сократить время  на передачу информации и контроль за ее усвоением, увеличив одновременно продолжительность самостоятельной работы обучающихся на уроке.

Средства обучения расширяют  границы опыта и наблюдений обучающихся, открывают возможности для более глубокого понимания основных законов развития природы и общества, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью, для организации разнообразной самостоятельной работы на уроке. Они лучше доносят до учащихся сущность изучаемых явлений, помогают выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними.

Одно время считалось, что применение технических средств  обучения может радикально изменить всю систему обучения. Однако, мнение о том, что ТСО могут заменить преподавателя и мастера  производственного обучения не оправдались.

Как показала практика, средства обучения являются специфическими средствами педагогического труда, умножающими  возможности преподавателя и  мастера в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и  во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Современные  средства обучения: классификация, функции, задачи

 

Классификация средств обучения (как и многое в педагогике) различна - в зависимости от положенного  в основу признака. А. В.  Хуторской в своей книге «Современная дидактика» ранжировал следующую классификация современных средств обучения [24; 402]:

1-я классификация (по  общим свойствам) 

1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты, гипотезы, идеи, ощущения).

2. По отношению к источникам появления: искусственные (книги, тетради, освещение, картины, часы) и естественные (цветы, гербарий, биологические объекты, ландшафт, климат).

3. По степени сложности: простые (образцы, модели, карты, атласы, рабочие тетради) и сложные (музыкальные инструменты, видеомагнитофон, компьютер, Интернёт).

4. По характеру использования: статичные (парта, доска, стул) и динамичные (часы, видеотехника, аудиозапись, кино, люди).

5. По характеру воздействий: аудиальные (живая речь, звукозапись, радио), визуальные (демонстрационные приборы, диаграммы, таблицы), аудиовизуальные (магнитофоны, радио, WЕВ-конференции).

6. По особенностям строения: плоские (рисунки, карты. схемы), объемные (макеты, модели, скульптуры, предметы, человеческое тело), смешанные (глобус), виртуальные (мультимедийные программы).

7. По сфере приложения: локальные (по отдельному предмету  или занятию) и общие (универсальные  для всего учебного процесса).

8. По носителю информации: бумажные (книги, альбомы, фотографии, атласы), магкитооптические (аудио - и видеокассеты, диафильмы, слайды), электронные (синтезатор, компьютер, приборы).

9. По уровням содержания образования: урочные (тексты, задачи, упражнения), предметные (учебники, справочники, таблицы, стенды), процессуальные (кабинеты, аудитории, лаборатории, мастерские, залы).

10. По отношению к технологическому процессу: традиционные (наглядные пособия, музеи, выставки, библиотеки), перспективные (электронная аппаратура, компьютерная техника, психодиагностические материалы), инновационные (класс-синтезатор, электронное тестирование, электронный учебник, рука).

11. По способу изготовления: промышленные (книги, портреты, мебель, приборы), автономные (сделанные руками учащихся или преподавателей).

2-я классификация (по  группам):

1. Натуральные объекты: образцы и коллекции (минералов, растений, детских работ); технические средства и инструменты лабораторно-испытательной принадлежности (реактивы, карточки, станки, машины, посуда, установки).

2. Изображения и отображения: модели, муляжи, иллюстрации (рисунки, картины, репродукции, фото), экранно-звуковые средства (кино - и слайд-фильмы, аудио - и видеозаписи, радио - и телепередачи).

3. Описания предметов и явлений: посредством знаковых систем (слово, символы, знаки) - в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков, учебно-методической литературы.

4. Технические средства  обучения (ТСО): проекторы (диа-, кино-, звуко-, видео-, мультимедиа-), приемники (радио-, теле-, телефон), оргтехника, компьютерная техника.

Обладая высокой степенью наглядности, средства обучения дают возможность  организовывать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для данной категории учащихся, а  постоянный оперативный контроль в  процессе изложения позволяет более  объективно судить о ее доступности.

Таким образом, применение средств  обучения на уроке позволяет преподавателю (мастеру) решить следующие дидактические  задачи [17; 56]:

    • более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов;
    • наиболее полно реализовать в процессе обучения основные принципы дидактики;
    • лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков;
    • установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения.

Основные и дидактические  функции основных средств обучения [12; 78]:

    • Компенсаторность - восстановительный, энерго - и время - сберегающий, облегчающий характер труда (и учащегося, и преподавателя).
    • Адаптивность - более спокойный, равномерный процесс «погружения» в новый учебный материал.
    • Информативность - ознакомление с необходимой учебной информацией.
    • Интегративность - возможность рассмотрения предмета или явления как в целом виде, так и по составным элементам.
    • Инструментальность - технически безопасное и рациональное выполнение действий студентами и педагогом, воспитание культуры педагогического труда.

Дидактические функции средств обучения зависят от вида средства обучения (учебники, учебные пособия).

Преимущественные дидактические функции (возможности) являются основным источником информации при самостоятельном изучении, закреплении и повторении учебного мате - риала на уроке и в процессе домашней работы. Также они содержат необходимый методический аппарат: задачи и задания для упражнений, иллюстрации и примеры, алгоритмы, таблицы, контрольные вопросы и др. для качественного усвоения учебного материала. Преимущественно дидактические функции современных средств обучения способствуют формированию у учащихся умений пользоваться справочной литературой; обеспечивают возможность объективной диагностичной проверки и оценки качества и полноты знаний и умений обучающихся; содержат задания и эталоны правильного их выполнения. Они позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству; изучить способы применения, регулирования, настройки изучаемых объектов. Передают информацию в образной графической, схематической, цифровой формах. Позволяют показывать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, количественные и качественные зависимости изучаемых объектов, процессов.

Преимущественные дидактические  функции (возможности) дают возможность  получить точное представление о  внешнем виде, устройстве, форме, размерах, масштабных соотношения частей, цвете  изучаемых объектов и являются средством  управления учебной деятельностью  учащихся, а также самостоятельным  источником учебной информации. Позволяют  индивидуализировать процесс обучения, осуществляя его в диалоговом режиме с персональным компьютером, моделировать процессы и явления  в динамике (являются своеобразным тренажером), автоматизировать процессы анализа учебной деятельности учащихся и принятия оптимальных управленческих решений.

 К типичные учебные ситуации применения средств обучения относят амостоятельное изучение, закрепление и повторение учебного материала на уроке и в процессе домашней работы. Используются в качестве основного источника учебной информации при программированном (в том числе с применением компьютеров) обучении, в качестве справочного и инструктивного материала при выполнении упражнений, лабораторно-практических работ и др.

 

 

 

 

Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе

Общественная  жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь  в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его  цель - в организации отношения  к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.

Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении. Средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью [16; 44].

Наглядность содействует выработке  у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в  истинности приобретаемых знаний, в  реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях  делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к  знаниям, делают более легким процесс  усвоения, поддерживают внимание ребенка. В использовании любого вида средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые закономерностью  обучения. Так, отсутствие или недостаточное  количество средств наглядности  снижает количество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и  образного восприятия материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным следует считать при изучении новой трудной темы 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.

Термин «формы сочетания» мы употребляем в качестве понятия, охватывающего и формы сочетания, и их варианты, таким образом, данный термин обозначает в наиболее общем виде характер связи между словами учителя и применяемыми им наглядными средствами. Выявление многообразия способов сочетания слова учителя и наглядных средств занимает существенное место в разработке данной проблемы. Основаниями выделения различных форм сочетания служат [16; 49]:

    • учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется та или иная форма сочинения.
    • функции слова учителя и средств наглядности.
    • характер умственной деятельности учащихся.

Выделяются четыре формы сочетания  слова и средств наглядности [17; 89]:

1. При выделении первой формы  сочетания и слова и средств  наглядности мы имеем в виду  определённую типическую ситуацию, отличающуюся тем, что учебная задача состоит в ознакомлении с внешним обликом объекта. Знания школьник получает самостоятельно в процессе непосредственного восприятия объекта. Одним из существенных оснований для выделения первой формы сочетания служит своеобразие функций слова учителя и наглядных средств используемых им в учебном процессе. Роль слова педагога здесь заключается не в сообщение знаний школьникам, а в том, что словесные обращения педагога к учащимся побуждают их к наблюдению наглядных объектов, направляет процесс наблюдения по определённому руслу в целях изучения объекта.

Функция средств наглядности определяется тем, что именно из наблюдения данного  объекта, а не из словесных сообщений  учителя школьник получает знания о  внешнем облике объекта.

Характерные черты первой формы  сочетания слова учителя и  наглядных средств заключаются  в следующем: при посредстве слова  учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно  воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.

2. Переходя к рассмотрению второй  группы сочетания слова и средств  наглядности, следует обратить  внимание на то, что при использовании  данной формы учащиеся познают  связи между явлениями, в то  время как при применении первой  формы школьники знакомятся с  внешним обликом объектов. Таким  образом, вторая форма отграничивается  от первой по линии отношения  к учебной (дидактической) задаче.

При использовании первой формы  сочетания знания черпаются учащимися  в процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при  использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из непосредственного восприятия.

Функция слова учителя в составе  второй формы сочетания заключается  не в руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование сделанных наблюдений и избирательное  воспроизведение знаний, которые  были приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности  состоит в том, чтобы служить  опорной точкой для осознания  связей между явлениями.

Характерные черты второй формы  сочетания слова и средств  наглядности следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного  школьниками наблюдения наглядных  объектов и на базе имеющихся у  них знаний ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в  явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.

3. Данная форма сочетания, подобно  первой форме, имеет место на  уроках в тех случаях, когда  школьник знакомится с внешним  обликом объекта, с теми его  свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении  функций словесных и наглядных  средств, третья форма сочетания  противоположна первой форме  сочетания. При использовании  третьей формы сочетания педагог  при помощи слова сообщает  учащимся сведения об облике  объекта, а наглядные средства  лишь иллюстрируют то, что сообщено  ученикам словесным путем. Когда  применяется первая форма сочетания,  школьник черпает знания из  наглядного объекта благодаря  собственным наблюдениям, а при  посредстве слова учитель руководит  ходом наблюдения. Характерные черты  третьей формы сочетания слова  и средств наглядности следующие:  сведения об облике объекта,  о его непосредственно воспринимаемых  свойствах и отношениях учащихся  получают из словесных сообщений  педагога, а наглядные средства  служат подтверждением или конкретизацией  словесных сообщений. 

4. В случаях применения четвёртой  формы сочетания учитель сообщает  словесным путём о связях между  явлениями, недоступных непосредственному  наблюдению. Функции слова учителя  в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том, и в другом случае  педагог при посредстве слова  сообщает знания учащимся. В то  же время функции наглядных  средств резко отличаются. При  использовании 3-ей формы сочетания  наглядный объект органически  включён в процесс познания: он  подтверждает, конкретизирует то, что  сообщено словесным путём. Когда  применяется 4-ая форма сочетания  наглядный объект служит лишь  отправным пунктом словесного  сообщения учителя, которое содержит  сведения о явления и связях, не воспринимаемых непосредственно.

Характерные черты четвертой формы сочетания слова и средств наглядности следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.

Достижению каждой из этих задач  способствует использование различных  видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию  средств обучения связано со спецификой их функций.

Прессман Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика, однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя - это, прежде всего ориентир в руководстве учебным познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала, средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.

Независимо от содержания предмета или профессии все средства обучения можно подразделить на четыре группы [4; 56]:

    • печатные (учебники, справочники, учебные плакаты, карточки, сборники задач и упражнений, инструкции, инструкционно - технологические карты и контролирующие программы),
    • экранные (видеозаписи, кинофильмы, транспаранты, диафильмы),
    • звуковые (аудиозаписи),
    • объемные (натуральные образцы, модели, макеты и муляжы, отвечающие требованиям, предъявляемым к демонстрационному оборудованию).

3.1 Печатные средства

 

Учебники, сборники задач  и справочники с помощью текста и графических изображений передают самую разнообразную информацию.

При очной системе обучения учебник служит средством для  самостоятельной работы учащихся по усвоению знаний, во внеурочное время  или на уроке, когда преподаватель  дает задание изучить не очень  сложный материал без предварительного объяснения и т.п. особую роль играют учебники на начальном этапе освоения умений и навыков.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.