Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Россия и международная энергетическая безопасность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Введение 2

Проблематика  международной энергетической безопасности 4

Основы стратегии  по обеспечению глобальной энергетической безопасности 8

Стабилизация  мирового топливного рынка 10

Экологические аспекты мировой энергетической безопасности 13

Энергосбережение  и использование новых источников энергии 18

Заключение 23

Литература 25

Приложение 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики  от угроз надежному топливо- и  энергообеспечению.

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач  энергетической политики. 
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

Указанные факторы, сдерживающие развитие ТЭК, являются одновременно источником угроз энергетической безопасности России. 
Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся "хронической болезнью" (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожает энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется географией размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью мощностей линий электропередачи, связывающих Дальний Восток, Сибирь и европейскую часть страны. 
          Целью политики энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик: 
- способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости; 
- способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса; 
- устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов. 
          Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются: 
- гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера; 
- контроль со стороны государства, федеральных органов исполнительной власти и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов, обеспечивающих безопасность государства; 
- восполняемость исчерпаемых ресурсов топлива (темпы потребления этих ресурсов должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии); 
- диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя); 
- учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды); 
- предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности); 
- создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равную выгоду поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки и рационализацию структуры экспорта; 
максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования.

Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем. Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы (обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях). Предусматривается, что в текущем десятилетии из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет осуществляться в первую очередь технологическая модернизация существующих производственных мощностей (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем - их коренная реконструкция и создание новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий. Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.

 

 

 

 

Проблематика международной  энергетической безопасности

 

С точки зрения данной проблематики, более последовательно выглядят позиции европейских стран членов "восьмерки". В "старой" Европе отчетливо понимают, что отстаивание обобщенных интересов "западной демократии" не снимает вульгарный страх перед кратковременным глобальным производственным дефицитом, который повлечет за собой рост цен на нефть и тем самым существенно замедлит темпы роста мировой экономики. Это может произойти в том случае, если террористические акты выйдут за пределы Ирака, распространятся на Саудовскую Аравию, крупнейшего производителя нефти, что все больше будет затрагивать всю инфраструктуру нефтяной отрасли (например, производственные мощности и нефтеперерабатывающие заводы). Таким образом, собственно проблематика международной энергетической безопасности в кратко- и среднесрочной перспективе заключается не только в конечности запасов нефти и газа, но и в предотвращении региональных кризисов и внутриполитической нестабильности в нефте- и газодобывающих странах, при все большем дефиците свободных производственных мощностей (следствие глобальной конкуренции) и неожиданно быстро растущем глобальном спросе на нефть, а также колоссальной потребности в инвестициях в новую инфраструктуру (разведка полезных ископаемых, нефтеперерабатывающие заводы, нефте- и газопроводы и т. д.).

Эти вызовы глобальной энергетической безопасности имеют, несомненно, угрожающие последствия для Европейского Союза. Уже в ноябре 2000 года Европейская  Комиссия утвердила "Зеленую книгу" будущей безопасности энергоснабжения, в которой было указано на многочисленные структурные слабости ЕС, а также  на будущие вызовы.

Комиссия ЕС с озабоченностью относится к росту зависимости  Европы от импорта энергоносителей: к 2030 году она будет составлять 70%, в то время как импорт нефти  в ЕС может вырасти с 76% до 90%, импорт газа - с 40% до 70%, угля - с 50% до более чем 70%.

Учитывая политическую нестабильность на Среднем Востоке, в рамках Европейского Союза принятие решение о больших  объемах экспорта нефти и газа из России, что представляется естественным и находит свое выражение в европейско-российском энергетическом. На первый взгляд, и на самом деле целый ряд причин (не в последнюю очередь большая политическая стабильность) говорят за необходимость увеличения европейского импорта энергоносителей из России. Так, импорт российского газа в Германию в первые четыре месяца 2004 года составил уже 47%, нефти - 33,8% от общего объема импорта соответствующих энергоносителей. Импортную квоту природного газа можно для ФРГ было бы увеличить к 2030 году даже до 60% и более. Однако в периоды кризисов именно газоснабжение по причине, требующей больших затрат и инвестиций в пользу инфраструктуры, является гораздо менее гибким, чем снабжение сырой нефтью (многие государства при этом находятся в зависимости от единственного газопровода).

Технические дефициты, связанные  с газопроводами, или политически  мотивированное прекращение газоснабжения  имеют гораздо более серьезное  значение, так как подобного рода остановка в снабжении не может  быть в короткие сроки скомпенсирована  при помощи других поставок. Это  справедливо до тех пор, пока Германия и Европа не перейдут к увеличению импорта сжиженного газа, что, конечно, является для них более дорогим  удовольствием. Слишком сильная  зависимость от импорта природного газа из России, вместе с тем, противоречила  бы также важному положению ЕС о диверсификации поставок. К тому же это было бы не совсем беспроблемно, поскольку энергетическая политика России, которая ни в коей мере не следует лишь экономическим критериям, тесно связана с внешнеполитическими  мотивами и мотивами политики безопасности.

С точки зрения стратегических интересов России следует признать, что наша страна рассматривается  в мире сейчас как ключевое звено  в системе международной энергетической безопасности, причем это относится  не только к традиционным для нее  рынкам сбыта энергоносителей (Европа, США), но и к новым: Китай, Индия  и другие страны Азии, развивающим свое энергопотребление опережающими темпами. В этом плане многие инициативы "восьмерки" можно расценивать как средство закрепления

России в качестве поставщика энергоресурсов в основном на рынки  промышленно-развитых стран альянса, в противовес растущей конкуренции  со стороны потенциально новых индустриальных лидеров, относительно независимых  от стран клуба G-8. Как отмечает видный российский специалист, президент Российского  союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник, энергопотребление в начале XXI века по всем регионам планеты демонстрирует устойчивую тенденцию роста. Этот рост обусловлен динамичным мировым экономическим развитием и все более важной ролью

энергоресурсов в жизни  человечества. За последние 10 лет энергопотребление в мире увеличилось на 11%. За тридцать лет (с 1971 по 2000 г.) оно выросло почти на 84% - с 5,0 до 9,2 млрд т в условном (в пересчете на нефть) исчислении. По его оценкам, в предстоящие 30 лет оно возрастет еще на 60-70%, с темпом роста 1,7-2,0% в год. При этом нефть продолжит доминировать над другими видами топлива, хотя наиболее высокими темпами будет расти спрос на газ (около 2,4% ежегодно). Только прирост потребления нефти и газа в мире за эти 30 лет составит около 2,2 млрд т нефтяного эквивалента по каждому из этих видов сырья (для сравнения: за предыдущие 30 лет - с 1971 по 2000 г. прирост потребления нефти составил 1,1 млрд т и газа - 1,2 млрд т).

Усиливается дифференциация между энергопроизводящими и энергопотребляющими регионами - отсюда рост значимости внешней торговли и всего комплекса внешнеполитических и внешнеэкономических аспектов в энергетике, особенно в нефтяной отрасли. Появились новые крупнейшие потребители энергоресурсов и импортеры нефти - и среди них, прежде всего, Китай и Индия. По оценкам специалистов Международного энергетического агентства (МЭА) - одной из наиболее авторитетных

международных организаций  в части долгосрочного прогнозирования  производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, импорт нефти и нефтепродуктов этими государствами к 2030 г. может  составить, соответственно, до 475 и 255 млн. тонн, соответственно. Все это еще  раз подчеркивает роль энергетического  фактора в мировых процессах.

Тот факт, что Россия стала  играть лидирующую роль в обеспечении  международной энергетической безопасности, подтверждается не только ее национальными  источниками. Эксперты Международного энергетического агентства официально признали этот факт. По их мнению, Россия сейчас занимает особое место в мировой  энергетике. Такой вывод делают авторы доклада, распространенного в конце 2004 г. парижской штаб-квартирой Международного энергетического агентства. Впервые  в этом докладе России посвящена  отдельная глава. Авторы документа  отмечают, что на сегодняшний день Россия находится на седьмом месте  в мире по объему запасов нефти, а  по экспорту "черного золота" занимает второе место вслед за Саудовской Аравией. Согласно прогнозам экспертов  МЭА, к 2010 году российские поставки будут  составлять более 15% от объема мирового рынка нефти, а к 2030 году они снизятся до 10%, что примерно соответствует  нынешнему уровню. Еще более солидными  выглядят российские позиции в области  природного газа, где РФ является мировым  лидером, как по добыче, так и по экспорту этого сырья. По мнению экспертов  агентства, Россия, на долю которой  приходится 26% мировых запасов природного газа, сохранит лидирующие позиции  и к 2030 году. Все это, как полагают авторы доклада, говорит о том, что  Россия будет играть растущую роль в поставках и мировой торговле углеводородным сырьем, что неизбежно  будет иметь решающие последствия  для мировой энергетической безопасности. Впрочем, как отмечают эксперты МЭА, у этого процесса есть и обратная сторона: не только мировой рынок  энергоносителей будет во многом зависеть от России, но и сама Россия может попасть во все большую  зависимость от этого рынка. В  этой связи авторы доклада высказывают  опасения по поводу того, что в случае чересчур резкого падения мировых  цен на нефть Россия может попытаться воздействовать на рынок, согласовав с  ОПЕК снижение объемов добычи. Чтобы  избежать чрезмерной зависимости от мировых цен на энергоносители, по их мнению, России следует активнее продвигаться по пути диверсификации своей экономики, предупреждают  составители доклада. С их точки  зрения, это необходимо еще и потому, что высокие темпы роста нефтедобычи  в ближайшие годы, согласно прогнозам, должны замедлиться. В настоящее время, напоминают эксперты МЭА, в России добывается свыше 10,4 миллионов баррелей нефти в день. После этого уровень нефтедобычи практически стабилизируется и к 2020 году составит примерно 10,8 миллиона баррелей в день. Что касается газового сектора, то, как полагают эксперты МЭА, гигантские ресурсы позволят и в дальнейшем увеличивать производство и не только обеспечивать внутренний спрос, но и наращивать экспортные поставки в Европу и на новые азиатские рынки. Однако, отмечают авторы доклада, обязательным условием такого развития событий является массовый приток инвестиций в абсолютно новые проекты, которые должны прийти на смену нынешним месторождениям. А для обеспечения интереса со стороны зарубежных инвесторов необходимо, в свою очередь, открытие российского рынка и повышение внутренних цен на газ, говорят эксперты МЭА.

По оценкам российских специалистов, также получается, что  роль России в мировой энергетической безопасности будет расти. Доля России в мировых запасах нефти, по их данным, составляет 13%, газа - 35%, угля - 12%. Значительно участие страны в  программах развития электроэнергетики, в том числе атомной, в научных  разработках альтернативных источников энергии.

Основные интересы нашей страны в сфере обеспечения международной энергетической безопасности. Это:

- относительная стабилизация  цен на энергоносители на приемлемом  для России уровне;

- согласованное регулирование  параметров развития мирового  энергетического рынка, с учетом  интересов как экспортеров, так и импортеров энергоресурсов;

- привлечение инвестиций в проекты разработки энергоресурсов по схемам,

обеспечивающим соблюдение интересов всех участников;

- разработка и внедрение энергосберегающих технологий и вариантов эксплуатации малопродуктивных месторождений углеводородного сырья;

- компенсация потерь и  затрат, связанных с экологическими  последствиями развития энергетики (в том числе - атомной).

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы стратегии по обеспечению  глобальной энергетической безопасности

 

Если говорить о мерах  по стабилизации мирового топливного рынка, то надо констатировать, что  в рамках "восьмерки" речь идет, прежде всего, об интересах трех основных игроков - США, Евросоюза и России, которые отнюдь не всегда совпадают  и требуют согласования. Обратимся  к известной работе Ю. Шафраника. По его мнению, с которым мы склонны согласиться, происходит глобализация мировых энергетических рынков. Рынки энергоресурсов, будучи вначале однопродуктовыми и локальными,

эволюционировали со временем в сторону региональных и глобальных (мировых) рынков отдельных энергоресурсов (например, мировой нефтяной рынок) и региональных рынков энерготоваров (например, европейский рынок электроэнергии и газа).

Конечной целью развития энергетических рынков является формирование глобального энергетического пространства с едиными правилами "игры". И кто эти правила установит, тому легче будет по ним играть. Поэтому, уже сейчас, за многие годы до того, как такое пространство будет окончательно сформировано, будет  идти борьба за перспективные ключевые позиции на этом пространстве.

В настоящее время ведущие  позиции на мировых рынках энергоресурсов, а основным из них пока является нефтяной, занимает ряд стран - экспортеров  жидкого топлива и потребителей-импортеров. США и Россия находятся сейчас в противоположных частях мирового нефтяного "поля". США - крупнейший в мире потребитель нефти (29%), и  таким они останутся и к 2030 г. (свыше 1,2 млрд т в год, или около 21%). При этом больше половины потребляемой нефти США импортируют (к 2030 г. доля импорта увеличится до 60-65%).

 К 2020 г. в соответствии  с Энергетической стратегией  России, которая 

была принята правительством, добычу нефти в стране намечается увеличить до 450-520 млн т/год, а экспорт составит 300-350 млн т/год.

Со своей стороны руководство  США самым тщательным образом  отслеживает энергетическую ситуацию и готовится действовать в  меняющихся условиях. Каждый президент (начиная с 70-х гг.) регулярно принимает  Энергетическую стратегию (или доктрину) на предстоящие 15-20 лет. Энергетическая безопасность входит в число высших приоритетов государства. Ведется четкая координация (через государственный

департамент) действий и  усилий государства и компаний за пределами США.

Решение мировых энергетических проблем требует последовательных глобальных усилий в течение многих десятилетий. Будучи крупнейшим единым рынком в мировой энергетической системе, интеграция которой постоянно  повышается, Соединенные Штаты влияют на процессы, происходящие во всем мире, и сами испытывают их воздействие. В  результате энергетическая политика США  оказывает влияние на

обеспечение глобальной энергетической безопасности.

Понимая зависимость экономики  своей страны от нефти в целом  и особенно от импорта нефти, руководство США принимает упреждающие меры по обеспечению национальной энергетической безопасности. В числе этих мер, безусловно можно назвать и события вокруг Ирака. Однако Энергетическая стратегия все же не стала тем документом, который бы реально определял перспективы развития ТЭК страны эталоном, с которым сверялись бы все практические действия государственных и хозяйствующих субъектов в энергетическом секторе страны.

Стратегические резервы  нефти впервые были созданы в  Европе после нефтяного кризиса 1973-1974 гг., когда Саудовская Аравия и  другие страны, входящие в ОПЕК, ограничили экспорт нефти в знак протеста против поддержки США израильской  политики в отношении Палестины. Планирование и управление европейскими резервами осуществляет Международное  энергетическое агентство, объединяющее 26 развитых

стран, включая 15 государств ЕС. По условиям соглашения, каждое государство  обязано держать в резерве  количество нефти, равное импорту в  течение 90 дней. МЭА может принимать  решения о продаже этих запасов  в случае перебоев с поставками нефти.

Объединенная Европа сейчас потребляет 620 млн т нефти в год, из которых 450 млн т приходится на импорт. На 90 дней странам ЕС необходимо 150 млн т нефти. На деле европейские страны резервирует не сырую нефть, а нефтепродукты - бензин, средние дистилляты и мазут. Причем учитываются именно объемы потребления, а не импорта, как это принято в МЭA. Таким образом, на 90 дней странам ЕС нужен резерв в размере 100 млн. т нефтепродуктов, а на 120 дней - более 130 млн т.

Соответственно, можно утверждать, что Россия становится для Евросоюза (в том числе для европейских  стран G-8) потенциальным поставщиком  энергоресурсов взамен нестабильного  Ближнего Востока.

Основные положения стратегии  стран "восьмерки" по обеспечению  международной энергетической безопасности состоят в:

- мерах по стабилизации мирового топливного рынка;

- создании новых мощностей в сфере инфраструктуры этого рынка;

- оказании содействия беднейшим странам (как производителям, так и потребителям энергии);

- налаживании оперативного реагирования на угрозы международной энергетической безопасности;

- нейтрализации экологических  последствий нынешнего развития  мировой энергетики;

- разработке новых технологий  в сфере энергетики, включая альтернативные  источники энергии. 

 

 

Стабилизация мирового топливного рынка

 

Стабилизация мирового топливного рынка, в первую очередь, состоит  в регулировании ценовой ситуации на нем, в которой России принадлежит  немалая роль. Естественно-природные  факторы предложения энергоресурсов сейчас вполне просчитаны и поддаются  оценке на перспективу. Исходя из этого, нынешний энергетический кризис теперь менее опасен для мирового энергетического  порядка, чем в 70-е годы прошлого века, за счет

того, что экспортеры нефти  и газа органично являются теперь элементом 

глобализированной экономики.

Все вышеизложенное не отрицает, вместе с тем, необходимость согласованной  политики стран "восьмерки" по обеспечению  международной энергетической безопасности путем повышения предсказуемости  изменений на мировом топливном  рынке, усиления прозрачности потоков  на этом рынке, проведения превентивных мер по развитию его инфраструктуры, в том числе - транспортной, согласования интересов стран - экспортеров 

и импортеров энергоносителей  с учетом их нынешнего и перспективного

позиционирования в мировой  экономике.

Такая политика может, на наш  взгляд, включать в себя такие компоненты, как: гармонизация интересов различных  групп стран - участников топливного рынка, повышение предсказуемости развития этого рынка, исключение новых кризисов, дестабилизирующих всю мировую экономику.

Сошлемся на исследование "теневой большой восьмерки" - организации, объединяющей ряд видных экспертов и ученых, подготовленное к саммиту в Эвиане, результаты которого нам представляются актуальными и по сей день.

Сегодня все понимают, что  для основных импортеров нет серьезной  альтернативы торговле нефтью с зарубежными  партнерами. Даже у Соединенных Штатов, по-прежнему обладающих самыми большими среди основных импортеров запасами нефти, практически отсутствует  экономически оправданная возможность  ограничить рост ее импорта (не говоря уже о сокращении абсолютных объемов  закупок). Более того, даже гипотетическая возможность уменьшить "нефтяную зависимость" лишена смысла в условиях глобально интегрированного нефтяного  рынка.

В связи с этим, помимо военной защиты нестабильных нефтеэкспортирующих регионов, существует, как минимум, два актуальных аспекта международной энергетической безопасности: 1) защита от кратковременных потрясений и 2) возможность направлять средства, отпущенные на разведку и разработку, непосредственно к источникам мировых энергетических ресурсов. Каждый из этих аспектов должен быть рассмотрен "большой восьмеркой".

Что касается первого из указанных аспектов международной  энергетической

безопасности, то "большая  восьмерка" должна увеличить стратегические нефтяные резервы - это единственный доступный инструмент противодействия  любым краткосрочным дефицитам  поставок. В данной связи необходимо решить две, как минимум, проблемы.

Первая состоит в том, что развивающиеся рыночные экономики, как правило, не располагают стратегическими  резервами. Экономикам таких стран  принадлежит растущая доля в мировом  потреблении нефти, и в случае крупных нефтяных потрясений они  могут сильно пострадать.

Вторая проблема кроется  в том, что пока отсутствует четкая доктрина использования существующих стратегических резервов. Тому есть много  причин, и многие из них вполне убедительны. Например, правительства не хотят  вмешиваться в ценообразование, поскольку, во-первых, это дорого, а  во-вторых, вмешательство заведомо обречено на неудачу. В предложении  ЕС о создании подконтрольного Еврокомиссии стратегического резерва для  проведения противоциклических интервенций мало смысла, оно было резко

раскритиковано большинством экспертов - как практиков, так и  теоретиков, и должно быть отклонено. Давно отстаиваемое экономистами, но на практике так и не нашедшее своего применения решение состоит в  том, чтобы рассматривать стратегические резервы как принадлежащий государству  дополнительный источник предложения  нефти, доступный частному сектору  благодаря опционным контрактам.

Что касается второго из указанных аспектов международной  энергетической безопасности, то "большая  восьмерка" должна рассмотреть пути совершенствования законодательной  базы для международных инвестиций в энергетику. В этой области в  течение последних 15 лет проделана  значительная работа. Ее необходимо продолжать, поскольку большинство богатых  нефтью регионов страдают от неэффективного управления, а особенно от отсутствия защиты инвестиций, что препятствует привлечению иностранного капитала. Соединенные Штаты поддерживают двусторонние подходы, равно как  и программы регионального масштаба. В Договор к Энергетической хартии, на сегодняшний день единственный многосторонний правовой инструмент в энергетической области, входят более 50 членов, и это  число в ближайшем будущем  должно увеличиться.

Однако документ не был  подписан Соединенными Штатами - крупнейшим "экспортером энергетического  капитала". "Большая восьмерка" должна поддержать процесс, предусматриваемый  Договором к Энергетической хартии, и поощрять его расширение за счет стран, являющихся как импортерами, так и экспортерами капитала.

Для России, как полноправного  ныне участника "восьмерки", актуальны  оба вышеназванных аспекта международной  энергетической безопасности. Что касается создания стратегических резервов нефти и, особенно, газа, то наша страна может сыграть в этом процессе весьма важную роль, но надо иметь в виду тот факт, что чрезмерное усердие России здесь может, в перспективе, негативно сказаться на ценовой ситуации на мировом топливном рынке, что отнюдь не соответствует национальным экономическим интересам страны.

Относительно активизации  инвестиционной деятельности в российском ТЭКе за счет иностранных капвложений  можно отметить, что здесь заинтересованность страны - прямая, хотя есть нюансы, связанные  с механизмами и формами их привлечения. Здесь отнюдь не все  складывается для России благоприятно.

В числе возможных внешних  дестабилизирующих российский ТЭК  факторов можно выделить дискриминационные  действия отдельных зарубежных стран  или их сообществ и бизнес-структур по отношению к России и ее хозяйствующим субъектам на международных рынках энергоресурсов и технологий, зависимость энергообеспечения ряда приграничных областей России от зарубежных государств, ограничения по транспортировке экспортируемых из России энергоресурсов, блокирование нефте- и газопроводов на территории транзитных государств, невыполнение конвенции по свободе судоходства в проливах (действия Турции в Черном море), сохраняющуюся возможность военных конфликтов и др. Кроме того, необходимо добавить, что преодоление кризиса в ТЭК России невозможно без широкомасштабных инвестиций, значительная часть

которых может быть получена только из внешних источников.

Потребности российского  ТЭКа в ежегодных инвестициях  оцениваются экспертами примерно в 20-30 млрд. долларов. И потенциал для  привлечения несомненно имеется. Это отчетливо понимают и крупнейшие потребители энергоресурсов, прежде всего США.

Стремясь снизить свою зависимость от импорта нефти, прежде всего из стран ОПЕК и особенно от нефти из стран Персидского залива, США в последнее время предприняли целый ряд шагов в направлении разобщения входящих в ОПЕК государств. И война в Ираке - всего лишь звено в этой политике. Так же, как и психологические меры, в числе которых публикация в "Ойл энд Гэс Джорнэл" уточненных данных о запасах нефти в мире, согласно которым по этому показателю на второе место выведена Канада (с учетом нефти в песчаниках и нефтеносных сланцах). Отметим, что в 2000 г. геологическим управлением США были пересмотрены в сторону увеличения и нефтяные запасы России, которые в результате этого "выросли" до 138 млрд. барр., что сразу же поставило нашу страну по разведанным запасам нефти на второе место в мире (после Саудовской Аравии).

Вопрос, по-прежнему стоящий  перед Россией, состоит в том, как обеспечить необходимый приток инвестиций в ТЭК из-за рубежа, не жертвуя при этом интересами национальной безопасности - с одной стороны, и  создав выгодные конкурентные условия  для себя среди других возможных  реципиентов иностранного капитала - с другой.

Экологические аспекты  мировой энергетической безопасности

Наряду с общеэкономической  проблематикой развития мировой  энергетики, в последнее время, пожалуй, особо остро стоят и вопросы  ее воздействия на природную среду, которые страны "восьмерки" не могут игнорировать при проведении согласованной энергетической политики.

Практически общепринятым является тот факт, что усиление индустриального  давления на природную среду, в первую очередь за счет форсированного развития энергетики, представляет собой глобальную проблему. Большинство обозревателей  расценивают такую позицию скорее как выжидательную, нежели свидетельствующую  о готовности США сокращать выбросы. Прогнозы говорят о том, что даже при невмешательстве в этот процесс  интенсивность выбросов сократится к 2012 г. на 14%. Таким образом, запланированные  администрацией США показатели всего-

навсего отражают закономерную тенденцию американской экономики к снижению энергоемкости. В любом случае абсолютные показатели выбросов будут продолжать расти, и, по подсчетам администрации, за период с 2002 по 2012 г. они вырастут в США на те же 14% (предусмотренный в Киотском протоколе показатель для США - снижение выбросов на 7% за 1990-2010 годы).

Неприятие Соединенными Штатами  Киотского протокола, кроме всего  прочего, отражает их глубоко укоренившееся  отрицательное отношение к самой  идее брать на себя обязательства  по принудительным количественным ограничениям, устанавливаемым на международном  уровне; эта точка зрения присуща  не только нынешней администрации. Попытки  заставить Соединенные Штаты  вернуться к этому протоколу  бесполезны и 

бесперспективны. Но лидеры "большой восьмерки" все же должны убедить США, как крупнейший источник выброса парниковых газов  и богатейшую страну мира, в необходимости  принятия более радикальных мер  по противодействию негативным климатическим  изменениям.

Для решения глобальной проблемы стабилизации климата необходимы технологические  прорывы в энергетике и транспорте. Поэтому подписавшие Киотский протокол страны, в первую очередь европейские  государства и Япония, должны оказывать  более активную поддержку НИОКР, ведущимся в Соединенных Штатах, и вкладывать больше средств в собственные исследования. Разработка и коммерциализация новых технологий требуют мощного ценового импульса - соответствующая стоимость каждой тонны углеродсодержащих выбросов должна ставить экономических агентов

перед серьезным выбором.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.