Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1.Право в системе социальных регуляторов 5

2.Нравственные начала в праве. Соотношение права и морали 9

3.Взаимодействие норм права с иными социальными нормами 15

Заключение 22

Библиография 24

 

 

 

Введение

 

 

Каждое  исторически конкретное общество заинтересовано в создании и соблюдении такого порядка общественных отношений, который обеспечивает его нормальное существование и объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы ? ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация.

Социально-нормативное регулирование, будучи обусловлено реальным содержанием  и закономерностями общественной жизни, выражает объективную потребность  любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их социально необходимым  правилам и выступает в качестве мощного фактора сознательного  и целенаправленного воздействия  социальной общности на жизнедеятельность  людей. Социально-нормативное регулирование общественных отношений осуществляется посредством социальных регуляторов, обеспечивающих наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития. В процессе исторического развития и эволюции общественных отношений неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. В научной литературе долгое время право рассматривалось как доминанта социально-регулятивной системы общества, обуславливающая любые отношения и нормы, что приводило на практике к их искусственному отрыву от других социальных нормативов и негативно сказывалось на реализации правовых предписаний.

В этой связи комплексный анализ социальных норм, выявление среди них места и роли права имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия в нормативной системе общества в целом, что и определяет актуальность выбранной темы исследования.

Отдельные аспекты сущности нормативного регулирования, взаимодействия права и социальных норм рассмотрены в научных работах С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, А.И. Денисова, В.М. Лазарева, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Р.З. Лившица, А.С. Пиголкина, Л.Д. Спиридонова, В.А. Четвернина и др.

Объект исследования - система нормативного регулирования общественных отношений.

Предмет исследования - соотношение права с наиболее распространенными социально-нормативными регуляторами: моралью, религией, обычаями.

Цель исследования - теоретический анализ места и роли современного права в системе нормативного регулирования общественных отношений.

Для достижения поставленной цели определены следующие  задачи:

  • определить место права в системе социальных регуляторов;
  • выявить нравственные начала в праве;
  • рассмотреть соотношение права и морали;
    • проанализировать взаимодействие норм права с иными социальными нормами.

Методологической  базой исследования является учебная  и периодическая литература, в которой подвергнуты анализу различные аспекты социально-нормативного регулирования общественных отношений. Активно использовались диалектико-материалистический метод научного познания объективного мира, основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы теоретического анализа ? системно-структурный, анализ, синтез, обобщение.

Структурно  работа состоит из введения, трех пунктов, заключения и библиографии.

1.Право в системе социальных  регуляторов

 

В теории государства и права под социальным регулированием понимается упорядочение отношений, возникающих в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих  перед обществом, государством и  отдельной личностью. Социальное регулирование  представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в обществе  путем социальных регуляторов, устанавливающих  конкретные, четкие рамки для поведения  участников общественных отношений  посредством социальных норм. Основной целью социального регулирования  является достижение соответствия между  поведением личности и действием  общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей1.

Социальное  регулирование общественных отношений  реализуется с помощью социальных норм как социальных регуляторов, обеспечивающих наиболее целесообразное и гармоничное  функционирование общества в соответствии с потребностями его развития. В этой связи изучение понятия  социальной нормы, ее социального назначения и роли  в жизни общества имеет решающее значение для выяснения сущности социального управления.

По мнению В.М. Лазарева нормы социального  регулирования имеют следующие  общие черты:

– представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного  времени и среды;

– определяют границы должного и  возможного поведения, служат ориентирами  в выборе социально одобряемого  поведения и одновременно являются средством контроля за этим поведением;

– формируются в процессе жизнедеятельности  людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя;

– преследуют достижение единых целей  – обеспечение порядка и организованности в общественных отношениях2.

В научных  исследованиях по теории права большинством ученых социальные нормы рассматриваются  как правила поведения, образец, масштаб, модель поведения, которыми руководствуются  люди в общественных отношениях.

Так, М.Н. Марченко определяет социальные нормы как связанные волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений3.

В.К. Бабаев дает следующее определение: «Социальные нормы ? это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры»4.

А.В. Мелехин полагает, что социальные нормы – это требования должного к поведению членов общества и положению вещей, создаваемых в результате сознательной деятельности людей, и адресуемые как отдельному человеку, так и социальным группам, государству и обществу в целом5.

По мнению А.В. Мелехина, социальные нормы обладают радом характерных признаков:

    1. действуют в сфере общественных отношений, регулируя отношения между индивидами, их коллективами и общностями;
    2. являются правилами, требующими определенного поведения в обществе, в отношениях  друг с другом, с обществом, с окружающими их предметами и явлениями природы;
    3. имеют общеобязательное значение и, в отличие от индивидуальных правил, отражают потребности и интересы членов общества в их совместной деятельности и личной жизни, выступая мерилом социальных поступков;
    4. носят сознательно-волевой характер ? адресованы осознанному поведению, имеющему представление о границах возможного и должного и отражают общественное волеизъявление;
    5. объективно обусловлены экономическими и социальными условиями исторического развития, констатируют и фиксируют типичность и распространенность социальных и культурных связей а обществе;
    6. обладают в определенной мере императивностью исполнения и связаны с мерами общественного воздействия на нарушителей. Так, значительной обязательности требуют юридические нормы и относительной нормы обычаев и традиций;
    7. отличаются содержанием и внешней формой выражения, существуя как в виде негласных предписаний (мораль, обычай), так и в виде официально оформленных правовых норм.

Благодаря указанным признакам социальные нормы являются важным регулятором  общественных отношений, активно воздействуют на поведение членов общества и определяют русло его направления в различных  жизненных ситуациях6.

На наш  взгляд, социальные нормы – это общепризнанные и распространенные эталоны, образцы, правила поведения членов общества, составляющие суть социального регулирования общественных отношений и определяемые социальными и экономическими условиями закономерности общественного развития.

Социальные  нормы весьма многочисленны и  разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений как предмета регулирования. В научных исследованиях по теории права представлены множество классификаций указанных норм в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность.

В частности  В.Н. Хропанюк на основе названных оснований  выделяет следующие виды социальных норм:

  1. нормы права - это формально определенные, общеобязательные правила, оказывающие властное воздействие на сознание и волю членов общества, выражаемые в категоричной форме указания должного поведения,  регулирующие общественные отношения, закреплённые в праве и обеспеченное государством;
  2. нормы морали (нравственности) - правила поведения, устанавливаемые в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;
  3. нормы общественных организаций - правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций;
  4. нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде в результате их многократного повторения и вошедшие в привычку людей, ставшие естественной жизненной потребностью человека;
  5. нормы традиций - выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции);
  6. нормы ритуалов - разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов, национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей и охраняется мерами морального воздействия7.

Право – это наиболее значимый социальный регулятор общественных отношений, выступающий в  качестве нормативно-государственной основы или критерия юридически дозволенного, а также запрещенного и предписанного поведения и осуществляющий регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с нормами морали, нормами традиций, обычаев и ритуалов и т.д.

Правовое  регулирование определяется как  воздействие на социальное поведение  индивидов, общественные отношения, социальные процессы, системы, придающее им социально  необходимое, желаемое состояние, определяемое правовой нормой.

В отличие  от других социальных норм специфика  регулятивной роли права связана  с предоставительно-обязывающим  содержанием большинства составляющих его положений, а также с наиболее обширной сферой действия.

 

2.Нравственные начала  в праве. Соотношение права  и морали

 

 

 

Для современной  юридической науки характерен процесс  углубления нравственных начал, сближения  права и морали демократического общества.

Как отмечает Н.Г. Лукьянова, «нравственность есть та категория, которая определяет гуманистическую сторону содержания права. Анализируя соотношение права и норм нравственности в обществе, мы можем судить о глубине и позитивизме правовых механизмов общества, о состоянии его правовой культуры. И хотя природа указанных категорий во многом различна, однако, они объективно взаимозависимы»8.

По нашему мнению, взаимосвязь между правом и нравственностью предопределена не только способностью нравственности проникать во все сущностные стороны общественной и частной жизни, но и в немалой степени тем обстоятельством, что право, будучи ценностным явлением гражданского общества, исходит из нравственного начала, ориентируется на моральные ценности и естественно и закономерно проявляет постоянную готовность к взаимодействию с соответствующими правилами, нормами нравственности.

«Мораль требует, – отмечал Гегель, – чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения»9. Такая практическая взаимосвязь указанных нормативных регуляторов обусловлена тем, что право в определенной степени предстает в качестве юридически оформленной нравственности, обогащено, усилено моральными принципами и требованиями. Простые нормы нравственности (типа «не убий», «не укради») пересекаются с аналогичными предписаниями юридических норм.

Фактически  все государства, которые позиционируют  себя как демократические и правовые, закрепили в своих конституциях приоритет личности и гарантии ее основных прав и свобод. Указанное  право несет в себе значительный нравственный потенциал.

Одним из ярких примеров правовых установлений, в которых находят свое выражение  нравственные начала, является глава 2 УПК РФ «Принципы уголовного судопроизводства». Законодательные правила, изложенные в ней, берут свое начало в Конституции  РФ, да и не только в ней. Нормы  морали декларированы в форме закона на международном уровне, что свидетельствует об их должной оценке со стороны всего цивилизованного мира10.

«Каждая норма уголовно-процессуального  закона, ? пишет О.А. Зеленина, ?  может рассматриваться с точки  зрения содержания зримых и незримо  присутствующих в ней нравственных правил. Так, ограничение времени  допроса, правила, обеспечивающие безопасность участников уголовного судопроизводства, их близких родственников и другие правила преследуют нравственную цель – охрану личности в уголовном  процессе. Под охраной находятся  не только правомочия конкретного участника, но и нравственное обеспечение личности. Поэтому не следует вести речь о раздельном существовании норм права и нравственности»11.

В качестве другого примера можно привести более конкретное положение ст.17 УПК РФ12, которая обязывает должностных лиц, оценивая доказательства по делу, как следствие, принимая юридически значимые для личности решения, руководствоваться не только законом, но и внутренним убеждением, и, главное, совестью. В указанной норме категория совести используется как оценочное понятие нравственного характера, является основанием юридической оценки.

Иным  ярким примером соответствия моральным  принципам требования закона мы видим  в ст.11 УПК РФ: «Вред, причиненный  лицу в результате нарушения его  прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное  преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом». Императивный запрещающий характер данной нормы соответствует моральному принципу разумности осуществления свободы личности в обществе, в ином случае будут иметь место не только нарушение правовых установлений, но и посягательство на моральные ценности личности.

Можно приводить  множество примеров из уголовно-процессуального  законодательства, но безусловным является влияние, которое оказывает нравственность на формирование норм права.

Приоритетный  интерес для юридической науки  представляет соотношение права  и морали как двух главных определителей  общественного поведения.

Мораль  ? важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания, совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Как отмечает В.К. Бабаев нормы морали – продукт  исторического развития общества, зародившиеся в период первобытнообщинного строя  с целью регулирования общественных отношений и выражающие представления  людей  добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Формирование морали имеет естественное происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий13.

А.И. Ильин  неизменно подчеркивал, что «право есть средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества и юридически оформленная мораль. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо»14.

По мнению Л.Н. Бахрах право и мораль, являясь  самостоятельными социальными регуляторами общественных отношений, доминируют в  системе норм социального регулирования, обладая наиболее обширной сферой действия. В соотношении права и морали автор выделяет четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали обусловлены их выступлением  в  качестве разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную  систему нормативного регулирования и определяющих границы должных и возможных поступков, а также в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Отличительными особенностями  права и морали являются:

  1. способы формирования – нормы морали имеют общественное происхождение, создаются сознанием индивидов; правотворчество – исключительная прерогатива государства;
  2. методы обеспечения – нормы права имеют императивный характер и охраняются государством, в то время как мораль опирается на силу общественного мнения;
  3. форма выражения – моральные нормы в основном составлены в виде неписаных заповедях; право закреплено в нормативно-правовых актах;
  4. способ регуляции – право воздействует на членов общества юридическими нормами и санкциями, моральные нормы взывают к совести, справедливости и человеколюбию;
  5. сфера действия ? право регулирует наиболее важные, общественно значимые социальные отношения;  нормы морали носят всепроникающий, универсальный характер15.

В процессе социального регулирования  право и мораль находятся в  тесной связи и взаимодействии, способствуя  укреплению общественного порядка. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан общечеловеческих, прогрессивных норм морали, укрепляет законность, уважения к интересам личности и общества, государства. В свою очередь мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка посредством таких факторов, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение.

Являясь приоритетными типами нормативного регулирования, право  и мораль оказывают взаимное влияние  друг на друга. Как полагает Л.В. Сокольская формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах  безнравственных поступков. Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости, юридическими средствами и механизмами гарантировать действенность прав и свобод человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной свободы16.

Причины противоречий между правом и моралью заключаются в перечисленных выше отличиях: способах формирования и регуляции, форме выражения и методах обеспечения, сферой действия и критериях оценки поведения членов общества. В отличие от динамичных и активно развивающихся норм морали, право по своей природе более консервативно, отстает от течения социальной жизни и содержит пробелы, что определяет различие этического и юридического в обществе.

Таким образом, мораль и право  являются базовыми социальными регуляторами общественных отношений, взаимодействуют, дополняют, взаимопроникают и обеспечивают друг друга. В правовом государстве нормы права должны соответствовать моральным критериям общества, воплощающим принципы гуманизма, добра, справедливости и человеколюбия.

 

3. Взаимодействие норм  права с иными социальными  нормами

 

 

В процессе социального регулирования общественных отношений право тесно взаимодействует  с религией и обычными нормами.

Религия (от лат. ««religio» ? набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование бога, сверхъестественного17.

Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет.

По мнению Е.В. Бабошиной, религиозные нормы – это правила, установленные различными вероисповеданиями, содержащиеся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд и др.) и представляющие собой свод морально-этических установлений, имеющих обязательное значение для верующих людей. Религиозные каноны являются разновидностью социальных норм и как регулятивная система действуют в обществе с самых ранних этапов развития человечества в виде мононорм, в рамках которых были тесно переплетены моральные, религиозные и мифологические представления и правила, определявшиеся сложными условиями выживания человека. В процессе исторического развития в связи с усложнением социальных и экономических условий возникла объективная необходимость в дифференциации указанных мононорм, в результате чего возникли такие социальные нормы как религия, право и мораль18.

Исторический опыт свидетельствует  о различном характере и степени  взаимодействия права и религии  в разных правовых системах и на многих этапах развития общества. В истории права наблюдались целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. Так, период феодализма в Европе характеризуется существованием канонического (церковного) права, которое действовало в обществе как дополнение к светскому праву и регулировало вопросы церковной организации, правил причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения. В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменилась «юридическим мировоззрением», в котором возвысилась роль права как созидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества.

Современная эпоха представляет огромный материал, свидетельствующий  о наличии разнообразных форм взаимодействия религии и права. В.А. Бачинин отмечает, что характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. В настоящее время принято выделять семьи религиозного права (англосаксонскую, романо-германскую, славянскую, мусульманскую и др.), где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности, наблюдается тесное переплетение юридических положений с религиозными правилами, нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, право во многом основано на системе религиозных обязанностей, признается Божественное происхождение права. Например, в ряде современных индусских и исламских правовых систем религиозные нормы являются источником права и выступают единым религиозно-правовым регулятором общественной жизни. В частности, Коран в арабских странах составляет основу религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульман19.

Е.Н. Тогузаева полагает, что соотношение права и религиозных норм выражается как в сходных чертах, так и в различиях. К общим характерным признакам автор относит:

    1. нормативность;
    2. универсальность;
    3. общность нормативно-ценностных критериев правомерного и неправомерного поведения;
    4. стремление к общественно-полезным целям;
    5. родство морально-нравственного содержания.

В то же время Е.Н. Торгузаева считает нужным указать на принципиальные различия между правом и религией, которые выражаются в отличии сфер и механизмов их действия. Сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия права, так как религиозные предписания распространяются исключительно на верующих лиц, исповедующих ту или иную религию, что обусловлено секуляризацией общественной жизни и утверждением свободы совести. Противоположны и механизмы действия религии и права. В частности, право активно использует императивный метод, в то время как религия воздействует на сознание и обосновывает непреложность предписываемых истин, ссылаясь на трансцендентное миру начало20.

Влияние права на религию  в известной мере достаточно специфично. В связи с тем, что Российская Федерация является многоконфессиональным  государством, Конституция РФ и отечественное законодательство гарантирует свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой, устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование указанным правам, а также запрещает деятельность тоталитарных сект и оккультных религий, подавляющих личность21.

Исходя из изложенного, право и религия – важные социальные регуляторы общественных отношений и необходимый инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

В обществе существуют и  действуют многочисленно народные, национальные, профессиональные, местные  обычаи, которыми руководствуются люди в своей повседневной общественной и личной жизни. В теории права под обычаями понимаются устойчивые и распространенные правила поведения, утвердившиеся  в общественной практике в результате многократного применения в рамках жизнедеятельности членов общества и ставшие нормой – традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость.

По мнению А.Ю. Калинина, обычные нормы – это сложившиеся стереотипы или тенденции определенного поведения, объективизация общественного мнения, в котором совпадают должное и сущее. Обычай так же нормативен, как и мораль, но обоснование этой нормативности иное – «так должно поступать, потому что так поступают все»22.

Как отмечает А.В. Мелехин, «обычаи – это древнейшая форма социальной регуляции и исторически первая группа социальных норм, возникших одновременно с обществом, передающихся из поколения в поколение веками и тысячелетиями. Обычаи порой являются для индивидов не менее императивным требованием, чем исполнение правовых предписаний, ибо здесь ощущается жесткое давление общественного мнения»23
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.