Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Автоматизация операционного учета в банке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОГО УЧЕТА В БАНКЕ

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сложность и  динамичность современных экономических  взаимоотношений требуют от банков внедрения эффективных и гибких к рыночным условиям систем управления банком, которые обеспечивали бы возможность оперативного реагирования на изменения в экономической среде и учитывали существующие структурные особенности.

В последние  годы в банках РФ значительное внимание уделяют усовершенствованию именно системы бухгалтерского учета, одним из направлений которого является разработка теоретических основ и механизмов практического внедрения учетной политики и эффективной операционной работы в банке. Стратегия реформирования системы бухгалтерского учета предусматривает применение международных стандартов финансовой отчетности, поэтому максимальная интеграция и приведение учета общепринятым в международной практике принципов является необходимым условием активного сотрудничества с зарубежными странами и расширения внешнеэкономических связей.

Актуальность  темы связана в первую очередь с тем, что сегодня в условиях рыночных отношений и нестабильной внешней среды, наряду с активными процессами гармонизации и стандартизации учета в мире, отечественные банки все больше ощущают потребность в совершенствовании нормативного обеспечения данных вопросов как на уровне государства, так и на уровне отдельного банка.

Суть проблемы обусловлена, прежде всего, необходимостью адаптации учетных систем банка к изменениям информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей информации. Потребность в выявлении, измерении, регистрации, накоплении, анализа и расширении объема и содержания такой информации постоянно возрастает.

Однако на практике этот процесс происходит достаточно медленно, учетная политика еще не стала средством оперативного реагирования на факторы внешней и внутренней среды, а операционная работа требует существенных изменений и усовершенствований, потому что не обеспечивает требований эффективной работы банка. На сегодняшний день указанная проблема разработана недостаточно.

Изучением проблемных вопросов по организации учетно-операционной работы в коммерческих банках занимались такие зарубежные ученые, как: Ж. Бурнисьен, Ж. Савари, И. Шер, А. Шмаленбах, X. Андерсон, Р. Энтони, Д. Колдуэлл, Б. Нидлз и  Дж. Рис, Е.С. Хендриксен и др.

Среди отечественных  ученых необходимо отметить работы А.С. Бакаева, П.С. Безруких, С.А. Николаева, В.Д. Новодворского, В.Ф. Палия, Я.В. Соколов, Л.З. Шнейдман.

Развитие и  надежность банковской системы РФ в сложившихся экономических условиях во многом зависит от эффективной сформированной учетно-операционной работы, что позволяет уменьшать операционные риски  банка и способствовать росту имиджа национальной банковской сферы и уровню доверия к ней.

Целью дипломной работы является исследование теоретико-методических основ и практических аспектов организации автоматизации операционного учета в банке.

Для достижения поставленной цели определены следующие  основные задачи:

– исследовать теоретические основы и принципы организации операционной работы в банках;

– рассмотреть основные аспекты построения учетно-операционного аппарата в банке;

– раскрыть основные требования к автоматизированным технологиям в банковской деятельности;

– рассмотреть вопрос нормативно-законодательного регулирования организации учетно-операционной работы в банке;

– охарактеризовать особенности организации учетно-операционной работы в банке «А»;

– рассмотреть основные аспекты построения учетно-операционного аппарата банка «А»;

– разработать и обосновать предложения по повышению эффективности операционной работы в банках на основе автоматизации.

Объектом данной работы являются процессы организации автоматизации операционной работы в банке «А».

Предметом дипломной работы является совокупность теоретических, методических и практических аспектов организации автоматизации операционной работы в банках.

Методическую  и теоретическую основу дипломной работы составляют действующая нормативная база по вопросам банковской деятельности, научные труды и специальная литература отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы научно-практических конференций, материалы органов статистики и Банка России по деятельности банков.

При исследовании теоретических аспектов учетной  политики и операционной работы банка  использовались методы абстрагирования, индукции и дедукции, с помощью которых определены общие тенденции развития учетной политики.

Применяя системный  подход, методы анализа и синтеза, экспертных оценок, которые использовались при изучении целесообразности внедрения  отдельных методик учета, доказано, что учетная политика занимает значительное место в системе управления субъекта предпринимательской деятельности.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННОГО УЧЕТА В БАНКЕ

1.1 Сущность  и структура операционной работы банка

 

Развитие рыночных отношений требует от банков оперативного реагирования на изменения, происходящие как снаружи так и внутри, поэтому  правильное построение и организация  операционной работы в банке является методом повышения эффективности  работы банка.

В международной  практике существуют некоторые разногласия  по организации операционной работы в банке. Все зависит от особенностей выбранной модели учета.

Например, в  таких странах как Великобритания, США, Канада учет ориентирован прежде всего на потребности инвесторов и кредиторов. В странах Европейского Союза учет ориентирован на государственные интересы налогообложения и макроэкономическое планирование общественных ресурсов. В странах Латинской Америки применяют модель учета, ориентированную на налоговые государственные интересы.

Обобщая различные  подходы, можно выделить основные факторы, влияющие на содержание учетно-операционной работы в банке в той или  иной стране: избранная государственная  политика по организации бухгалтерского учета; тип кредиторов и инвесторов, участие инвесторов в управлении бизнесом развитость финансового рынка и рынка ценных бумаг, участие в международном бизнесе, а также внутренние правила, методы, процедуры и стратегия банка.

Рассматривая операционную деятельность, исходя из отечественной практики, выделяют следующие ее особенности:

– отражение банковских операций в учете в день их совершения;

– ежедневный баланс;

– полная компьютеризация учета.

Бухгалтерская работа в банках в зависимости  от ее содержания делится на операционную и учетную. Учетно-операционная работа является синергией этих двух понятий. Учетно-операционная работа - это совокупность процессов, связанных с оформлением документации по банковским операциям, ведением бухгалтерского учета и контролем за его полнотой и достоверностью

Учетная работа в банке предусматривает ведение  бухгалтерского учета в автоматизированном режиме на основе мемориально-ордерной формы счетоводства с использованием информационных компьютерных технологий.

В составе учетной  работы можно выделить следующие основные виды: ведение учета по внутрибанковским операциям, контроль за регистрацией всех совершенных банковских операций; проверка правильности и достоверности регистров аналитического и синтетического учета, полученных в процессе компьютерной обработки данных, введенных по документам; сверка и подтверждение данных аналитического и синтетического учета путем составления ежедневного баланса, подготовка и составление форм финансовой и другой отчетности банков, формирование архивных папок документов .

Учетная работа банка осуществляется с использованием подсистемы «Операционный день банка» (ОДБ), что позволяет уменьшить  количество процедур ручной обработки  информации, снизить затраты времени  на обработку учетной информации, повысить оперативность получения отчетных данных.

В подсистеме «Операционный  день банка» обработка учетной информации осуществляется одним и тем же учетным циклом. Учетный цикл - это  совокупность последовательных этапов, выполняемых начиная с банковской операции, обработки информации в учетной системе к составлению финансовой отчетности (годовой или промежуточной) рис.1.1.

 

 

Этапы учетного цикла

(1)

     

Подготовка  порверочного баланса после закрытия счетов

(9)

 

Запись операций в журнал

(2)

 

Закрытие счетов и записи в журнале и главной книге

(8)

 

Разноска операций в главной книге

(3)

     

Подготовка  финансовй отчетности

(7)

 

Проверочный баланс

(4)

 

Трансформация проверочного баланса

(6)

 

Трансформационные записи

(5)


Рис.1.1 - Этапы  учетного цикла

Первый этап - проверка ответственным исполнителем правильности отражения операции в системе двойной записи.

Второй этап - введение бухгалтерской проводки с документа или отдельного мемориального  ордера в компьютерную систему.

Третий этап - в автоматическом режиме операции разносятся по бухгалтерским счетам.

Четвертый этап - подготовка предварительного проверочного баланса для проверки правильности отражения банковских операций по бухгалтерским  счетам.

Пятый этап - исправление  ошибочных записей, обнаруженных в  процессе составления проверочного баланса. Ошибки должны исправляться немедленно после их выявления. Исправление ошибок должно сопровождаться надписью «Исправлено» и заверяться подписью лиц, подписавших этот документ с указанием даты исправления.

Шестой этап - подготовка к сдаче финансовой отчетности, выполнение регулирующих проводок, сверка данных аналитического и синтетического учета, исправление допущенных ошибок.

Седьмой этап - составление отчета о прибылях и  убытках банка (ежеквартального  и годового).

Восьмой этап-выполнение заключительных проводок, закрытие временных счетов, открытие счета «Результат текущего года», суммирование остатков по каждому бухгалтерскому счету.

Девятый этап-составление  предварительного проверочного (пробного) баланса и составления на его основе отчетного баланса и балансового отчета.

Важным элементом  учетной работы банка является составление  учетной политики банка, как инструмента, что способствует созданию гармонизированной  финансовой информации относительно финансового  состояния, результатов деятельности и движения денежных средств банковского учреждения. Согласно Положению «Об организации бухгалтерского учета и отчетности в банковских учреждениях Украины», утвержденного Постановлением Правления НБУ от 30.12.98 № 566, учетная политика - совокупность определенных в рамках действующего законодательства принципов, методов и процедур, используемых банком для составления и представления финансовой отчетности .

Законодательно  закреплено: каждый банк самостоятельно должен разрабатывать учетную политику. Положение об учетной политике должно утверждаться приказом руководителя до начала нового календарного года. Учетная политика является внутренним документом и должна быть доведена до сведения всех филиалов и подразделений банка.

Операционная деятельность банка - это совокупность технологических процессов, связанных с документированием информации по операциям банка, проведением их регистрации в соответствующих регистрах, проверкой, выверкой и осуществлением контроля за операционными рисками.

Операционная работа заключается в обслуживании клиентов и проверке и обработке документов, являющихся основанием для проведения и отражения операции по бухгалтерским счетам. Она предусматривает следующие этапы:

– проверка законности сделки;

– проверка правильности оформления документа;

– проверка правильности отражения бухгалтерской проводки и подготовка документа для его проведения по бухгалтерскому учету;

– проверка возможности осуществления операции (проверяется наличие денег на счете и др..)

– передача документа для компьютерной обработки.

Процедура по каждой операции должна базироваться на таких  принципах, как наличие разрешения записи, контроля и обязательно включать следующие составляющие: описание операции, распределение полномочий между  исполнителями операции; установление ответственных лиц, ее осуществляющих; документирование информации по операции, меры внутреннего контроля за проведением операции и другие составляющие, определенные банком.

Операции, которые  осуществляют банки, должны быть надлежащим образом задокументированы. Основанием для отражения операций в бухгалтерском учете являются первичные документы. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания в бумажной или в электронной форме.

Информация, содержащаяся в первичных документах, должна быть систематизирована в регистрах синтетического и аналитического учета.

Банки обязательно  составляют следующие регистры:

– лицевые счета и выписки из них;

– аналитические счета по учету внутренних операций;

– оборотно-сальдовый баланс.

Операции в  банке осуществляются в течение  операционного дня, который состоит  из операционного времени и времени  завершения технологической обработки учетной информации с обязательным формированием оборотно-сальдового баланса, регистров аналитического учета и других регистров по операциям, совершаемым с использованием соответствующего программного обеспечения.

Операционная  деятельность банка должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить:

– распределение обязанностей и полномочий по осуществлению операций;

– надлежащее документирование всех операций;

– своевременное, полное и достоверное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета;

– накопление и предоставление подробной информации по каждой операции с обязательным указанием данных о ее участниках;

– защита активов банка от потенциальных убытков и контроль за их качеством;

– установление лимитов на осуществление отдельных операций;

– определение имеющихся и возможных операционных рисков и управления ими;

– хранение информации обо всех операциях банка;

– конфиденциальность информации о каждой операции и ее контрагентов.

Операционный день в банке  заканчивается выдачей всех выходных форм и их проверкой ответственными исполнителями до начала нового операционного дня. С целью рациональной организации учетно-операционной работы в учреждениях банка составляется график документооборота по банковским операциям и график обслуживания клиентов.

В графике документооборота, отмечается время прохождения документов на всех этапах обработки информации структурными подразделениями банка.

Документооборот состоит  из следующих основных этапов:

1) проверка правильности  оформления и содержания документов  поступивших;

2) определение возможности  выполнения операции в зависимости от состояния счетов;

3) проверка или оформление  бухгалтерской проводки в документе,  подписание ответственным исполнителем, а в определенных случаях -контролирующим работником;

4) передача документов  для автоматизированной обработки;

5) использование  документов для проверки правильности  отражения операции в лицевом  счете;

6) группировка документов и их брошюровка в папки для сдачи в текущий архив.

Графики документооборота и обслуживания клиентов утверждаются руководителем банка.

Обязательным  элементом операционной деятельности банка является внутренний контроль банка, как метод противодействия  операционным рискам банка, а также  обеспечение сохранности активов банка и достоверность отчетности. Контроль осуществляется при открытии счетов, взятии документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, осуществлении операций и отражении их в бухгалтерском учете.

Требованием по операционной деятельности банка является обеспечение строгой сохранности бухгалтерских документов. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка.

Таким образом, рациональная и четкая организация  учетно-операционной работы обеспечивает успешное выполнение возложенных на банки функций.

Операционную  деятельность банка непосредственно  осуществляют работники банка, которые  выполняют функции фронт-офиса и бэк-офиса. Обязанности должны быть четко определены и распределены между участниками операционного процесса в соответствии с внутренними процедурами банка.

Выполнять функции  фронт-офиса могут работники казначейства банка, кредитного подразделения, подразделения, осуществляющего операции с ценными бумагами и др..

Фронт-офис занимается проведением операций на открытых финансовых рынках и обеспечивает выполнение основных функций казначейства банка.

Работники, выполняющие  функции бэк-офиса, отвечают за:

– проверки полученных от фронт-офиса документов на бумажных или электронных носителях в достоверности предоставленной информации;

– регистрацию сделок и введение необходимых данных в автоматизированной системе;

– проверки подтверждений о совершении сделок;

– проведение проверки лимитов с контрагентами;

– проверки лимитов дилеров;

– выверка остатков по счетам клиентов;

– подготовку соответствующих распоряжений для осуществления расчетов;

– хранение информации об операциях;

– начисление процентов по кредитам.

Бэк-офис - бухгалтерская  служба в банке, самостоятельное  подразделение. В составе бухгалтерии  банка, как правило, выделяют следующие  отделы: учетно-операционная, отдел  учета валютных операций, отдел учета  внутрибанковских операций, отдел финансовой отчетности, отдел учета деятельности филиалов.

1.2 Сущность и требования к автоматизированным технологиям в банковской деятельности

 

В настоящее  время банковская деятельность просто немыслима без использования  компьютерной техники и различных  систем автоматизации деятельности. Благо, современный IT-рынок достаточно насыщен различным программным обеспечением отечественного и зарубежного производства. Однако чтобы выбрать правильную "автоматизированную банковскую систему" (АБС), которая в дальнейшем оправдает все ожидания, следует учитывать ряд факторов, касающихся, в первую очередь, банка: размеры банка, количество филиалов, вид деятельности банка, возможности имеющейся компьютерной техники и т.п. Собственно, сама АБС состоит из ядра (центральная часть системы) и дополнительных модулей, количество которых зависит от потребностей в автоматизации того или иного процесса. Основными требованиями, предъявляемыми к современной АБС, является надежность информационной системы, оперативность информации, система защиты, возможность быстро принимать решения на основании АБС, скорость работы, возможность быстрой замены технологий.

Классификация АБС:

1-е поколение

Аппаратная  платформа - автономные персональные компьютеры под управлением MS-DOS; СУБД - Clиpper, FoxPro, Clarиon; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка; структура АБС - автономные Автоматизированные Рабочие Места (АРМ), не связаны или слабо связаны с данными через обмен файлами (в том числе путем физического переноса на гибких дисках с компьютера на компьютер). В данный момент уже не используется в практической деятельности

2-е поколение

Аппаратная  платформа - персональные компьютеры под  управлением MS-DOS, работающие в локальной  сети Novell NetWare; СУБД - Clipper, FoxPro, Clarion; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка; структура АБС - автономные АРМы, связанные через общие файлы, лежащие на сервере и не связанные по функциям. Широко распространено до сих пор, особенно в небольших банках и в провинции.

3-е поколение

Аппаратная  платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS (MS Windows), работающие в локальной сети Novell NetWare; СУБД - собственная разработка на базе менеджера записей Brtieve; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка, реже - документ; структура АБС - автономные АРМы , сильно связаны по данным через общие структуры базы данных и слабо связаны по функциям. Технология, переходная от «файл-сервер» к «клиент-сервер». Широко распространено, в том числе в ряде крупных банков.

4-е поколение

Аппаратная  платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS (MS Windows), работающие в локальной сети, или хост-компьютер с терминалами; СУБД - профессиональная реляционная. Базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка (реже), документ, операция; структура АБС - автономные АРМы, сильно связаны по данным через общие структуры базы данных, в отдельных случаях связаны по функциям через общее ядро. Технология «хост-терминал или двухуровневая» клиент-сервер. Очень распространено, в основном в Западных странах.

5-е поколение

Аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS Windows, MS-DOS, реже Unix, в распределенной сети (WAN) с несколькими физическими  серверами приложений; СУБД - профессиональная реляционная плюс менеджер транзакций; базовый элемент технологии - документ или операция; структура АБС - логические АРМы, сильно связаны как по данным, так и по функциям в пределах локальной сети или хоста и слабо связаны по данным в пределах распределенной сети. Технология трехуровневая «клиент-сервер» с использованием менеджеров транзакций. Единичные разработки.

6-е поколение

Аппаратная платформа - гетерогенная сетевая среда; СУБД - профессиональные реляционные с открытым интерфейсом (возможно использование одновременно несколько разных СУБД) базовый элемент технологии - операция или документ; структура АБС - логические АРМы динамично формируемые по компонентной технологии, сильно связаны по данным и функциям в пределах сети Intranret. Перспективная технология, появившаяся чуть больше двух лет назад. Единичные разработки, но за ними будущее.

Наибольшая  часть российских банков (более 60%) при решении автоматизации отдают предпочтение отечественным разработчикам программных продуктов. Самыми известными решениями, представленными на отечественном рынке банковских АСУ, является

  • R-Style Softlab;
  • Диасофт;
  • Банк"с Софт Системс;
  • ПрограмБанк;
  • Инверсия;
  • Центр финансовых технологий (ЦФТ);
  • Банковские информационные системы (БИС);
  • Компьютерные системы для бизнеса (CSBI) 

 

Количество игроков на российском рынке систем банковской автоматизации (АБС) в последние годы остается примерно одинаковым, учитывая специфическую узость этой ниши. Однако определенные пертурбации здесь все же имеют место. Банки периодически производят замену ранее установленных систем — либо переходя на более современные версии ПО, либо отдавая предпочтение решениям другого поставщика. Некоторые крупные финансовые структуры начинают внедрять западные программные продукты, в том числе и класса ERP1.

Рис. 1.2 Распределение  разработчиков по общему числу внедрений  АБС2

 

Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения  на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить затраты на их содержание. Затем появились услуги по телефону. Примерно полтора года назад возник новый подход к взаимодействию банка с клиентом - многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специализированных систем "банк-клиент". Сначала такие услуги предоставлялись только по закрытым частным каналам. В настоящее время ситуация меняется в сторону использования Internet. Сейчас наиболее популярны смешанные решения.

Есть три  модели оказания банковских услуг на дому, каждая из которых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу:

1. Банк предоставляет  пользовательский интерфейс, сеть  и наполнение решения. При этом  может использоваться система  "банк-клиент", разработанная самим  банком или специализированной фирмой производящей ПО.

2. Посредник  или провайдер услуг,  берет  на себя ответственность за  пользовательский интерфейс и  за сеть, в то время, как банк  отвечает за наполнение.

3. Предоставление  услуг на дому с помощью  Internet. В данном случае интерфейс представляет собой программу просмотра Web, как сеть выступает Internet, а наполнение зависит от банка. Вообще говоря, через узел Web финансовые институты могут предложить широкий спектр услуг.

Таких, например, как представление оперативной  информации о финансовых новостях, возможность управления счетами, электронная почта и удаленный доступ к персональной финансовой информации.

Схема использования  системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или разрабатывает) систему  и затем продает или бесплатно предоставляет доступ к ней своим клиентам.

С точки зрения реализации финансовых услуг для  банков система "банк-клиент" не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной сферы деятельности.

Система "банк-клиент" позволяет всего лишь исключить из технологической цепочке обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операциониста и перевода его в электронную форму.

Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсолютно те же этапы обработки, предусмотренные существующей банковской технологией, что и бумажный документ.

Ограничения обусловлены  лишь готовностью банка доверить выполнение финансовых операций автоматизированной системе.

В Россию автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала проводиться с начала 1990-х годов, когда появились первые коммерческие банки. Сразу же на рынке программного обеспечения для банковского дела средств появилось ряд зарубежных и отечественных фирм-разработчиков. Развитие процесса автоматизации обусловил появление различных автоматизированных банковских систем, что объясняется не только большим количеством фирм-разработчиков, но и широким спектром функций, которые банки выполняют, разнообразием структур и размеров банковского дела.

БС обычно реализуются  по модульному принципу. Широко используются специализированные мощные или универсальные  компьютеры, объединяющие несколько ЛВС. В БС применяется межсетевой обмен и удаленный доступ к ресурсам центрального офиса банка для выполнения операций "электронных платежей". Банковские системы должны иметь средства адаптации к конкретным условиям эксплуатации. Для поддержки оперативной работы банка БС должна функционировать в режиме реального времени OLTP (On-line Transaction Processing).

Перечислим  основные функции БС (обычно они  реализуются в виде независимых  модулей единой системы):

– fвтоматизация всех ежедневных внутрибанковских операций, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов;

– cистемы коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями;

– cистемы автоматизированного взаимодействия с клиентами (так называемые системы "банк-клиент");

– аналитические системы. Анализ всей деятельности банка и системы выбора оптимальных в данной ситуации решений;

– автоматизация розничных операций - применение банкоматов и кредитных карточек;

– системы межбанковских расчетов;

– системы автоматизации работы банка на рынке ценных бумаг;

– информационные системы. Возможность мгновенного получения необходимой информации, влияющей на финансовую ситуацию.

Создание и  выбор банковских информационных систем базируется на планировании всех систем, связанных с функционированием  полной инфраструктуры банка, построенной на информационных технологиях. Под информационной инфраструктурой АБС понимают совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процессов деятельности банка на основе автоматизации банковских технологий. В инфраструктуре, кроме концептуальных составляющих, выделяют поддерживающие и функциональные подсистемы. К поддерживающим подсистем относят информационное обеспечение, техническое оснащение, системы связи и коммуникаций, программные средства, системы безопасности, защиты и надежности.

Функциональные  подсистемы реализуют банковские услуги, бизнес - процессы и любые комплексы  задач из сферы содержательной или  предметной направленности банковской деятельности.

Кроме этого  создание автоматизированных банковских технологий наряду с общесистемными (системотехнического) принципами требует учета особенностей структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Характерной особенностью банковских технологий является разнообразие и сложность видов обеспечения автоматизации деятельности банка.

Процесс проектирования, разработки и внедрения информационных систем в банковских учреждениях  делятся на две стадии:

1. Предпроектная - разработчик совместно с заказчиком проводят организационные мероприятия по подготовке объекта автоматизации к обследованию и создание информационной базы. Составляют технико-экономическое обоснование, постановку задачи и техническое задание на разработку системы. Определяют ожидаемую эффективность системы и стоимость работ по проектированию и разработке системы. Все документы на этой стадии утверждаются в двустороннем порядке.

2. Проектная  - осуществляется разработка проекта,  программирование составных частей, настройка и тестирование программного обеспечения. Создаются два документа: технический и рабочий проект.

3. Внедрение  - система кажется сначала в  опытную, а затем в промышленную  эксплуатацию. Включает апробацию  отдельных элементов, и внедрение  системы в целом.

4. Эксплуатации - осуществляется сопровождение  программного и технического обеспечения, выполнения работ по вводу информации и решения соответствующего класса задач автоматизированным способом.

К АБС в силу определенных обстоятельств выдвигается  ряд требований.

Первым и основным требованием является требование о ее функциональной полноте. Полнофункциональной можно считать систему, если набор ее функций позволяет выполнять все операции конкретного банка. Конечно, система, которая отвечает сегодняшним потребностям, может не удовлетворять их завтра, если у банка появятся новые функции. Поэтому следующим требованием к АБС, является ее гибкость.

Гибкость - это  один из ключевых факторов, который  заключается в том, что любая банковская система должна иметь возможность расширяться и развиваться не только фирмой-разработчиком, но и силами специалистов банка.

Развитие системы  может происходить в двух направлениях: количественном - при увеличении количества филиалов или клиентов и качественном - при расширении спектра банковских операций и услуг.

Изменения количественного  характера приводят к необходимости наращивания системы, которое может производиться двумя способами:

– за счет установки в главной конторе более мощных компьютеров или путем распараллеливания процесса обработки на несколько компьютеров;

– за счет увеличения производительности вычислительных комлексов в филиалах банка и перехода на распределенную обработку данных, сохранив за центральным вычислительным комплексом только функцию консолидации баланса и обслуживание текущих информационных потребностей.

Выбор способа  наращивания АБС зависит от стратегии развития банка, особенностей взаимодействия головной конторы и ее филиалов, а также от принятого распределения функций и ответственности за них. Но в любом случае разработчик АБС должен указать конкретные пути решения проблемы наращивания системы для того или иного банка.

В целом система  должна иметь возможность расширения как по горизонтали (увеличение количества клиентов, каналов связи и т.п.), так и по вертикали (переход на более мощную технику).

При этом должны быть сведены к минимуму возможные изменения:

– интерфейса пользователя;

– технологии работы с системой;

– структуры файлов базы данных.

Также должна быть исключена или сведена к минимуму необходимость модификации прикладного  программного обеспечения и переподготовки персонала.

Надежность  заключается в том, что АБС  должна обеспечивать работу большого количества пользователей, которые  одновременно могут вводить, корректировать документы (счета или сделки), формировать  отчетность без каких-либо конфликтов, связанных с одновременным доступом к данным.

Реальный масштаб  времени после введения документа  АБС должна обеспечивать его бухгалтерская проводка. Новое состояние счетов сразу становится доступным для всех пользователей и отражается в балансе, а также может быть использовано при вычисление нормативов. Система, построенная на основе этого требования, имеет следующие преимущества:

– позволяет в любой момент времени иметь полную картину финансового состояния банка;

– предоставляет возможность оперативно отслеживать информацию, поступающую в систему;

– предоставляет возможность получения дополнительных кредитных ресурсов.

Интегрированность системы означает, что система  должна согласовывать работу  с информационным и функциональным модулями. Информационная связь заключается в том, что все составляющие системы работают с общей базой данных, что позволяет избежать дублирования и обеспечивает целостность и согласованность данных.

Функциональная связь позволяет функциональным задачам, которые характеризуются одинаковой прикладной логикой, но решаются на разных АРМах, использовать общие процедуры, которые хранятся в соответствующих библиотеках (например, начисление процентной ставок и др.)..

Обеспечение многофилиальной  работы банка заключается в том, что для банков, имеющих много  филиалов, и особенно для тех, структура  которых является трехуровневой, важным моментом является обеспечение единственности и целостности технологии.

Выполнение этого требования в идеальном варианте - это обеспечение распределенной обработки данных в режиме On-line. Обеспечение распределенной обработки данных в таком режиме стоит пока довольно дорого и под силу не всем банкам.

Поэтому более  реальным с точки зрения обеспечения этого требования является единственость технологий, то есть как минимум системы всех уровней должны иметь одинаковую структуру данных, одинаковые интерфейсы и инструментальные средства разработки программного обеспечения.

Безопасность  и защищенность системы - это одно из жизненно необходимых требований, которое относится к АБС. По оценкам западных специалистов, даже большой и стабильный банк обанкротится, если он откроет всю свою документацию. Поэтому АБС должна быть защищена как внутри от возможных злоупотреблений сотрудниками банка, так и снаружи от разного рода попыток раскрытия банковской тайны и махинаций с его средствами.

1.3 Нормативно-правовое  обеспечение организации учетно-операционной  работы банка

 

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России уполномочен вводить для банков и кредитных организаций особые правила бухгалтерского учета и отчетности, отличающиеся от таких правил для предприятий. Специальный план счетов и большой объём специализированной отчетности перед Банком России делает невозможным использование в банках обычных бухгалтерских систем, не имеющих средств автоматизации получения такой отчетности.

Кроме того, постоянные изменения  законодательства и правил учета  означают необходимость регулярных доработок программного обеспечения. В связи с этим иностранные производители такого программного обеспечения испытывают сложности с выходом на данный рынок.[1]

Нормативные акты, регулирующие осуществление банковских операций

Осуществление банковских операций регулируется различными нормативными актами:

· Гражданский Кодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (с изм. и доп., от 01.07.2009) определяет понятия кредита, банковского вклада, банковского счета, регулирует кредитные, расчетные отношения, общие положения учреждения кредитной организации и условия осуществления ее деятельности;

· Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009) определяет Центральный банк РФ как орган, регулирующий деятельность кредитных организаций, осуществляющий банковский надзор и банковский контроль, основные положения осуществления банковской деятельности;

– Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 30.12.2008) регулирует основные положения осуществления банковской деятельности, организации, реорганизации и ликвидации кредитных учреждений, определяет основные понятия и виды банковских операций.

– Положение ЦБР от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (с изм. и доп., от 11.01.2009) определяет правила оформления банковских операций.

Нормативные акты, регулирующие отдельные  виды банковских операций:

– Федеральный закон от 16 июля 1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 26.01.2009) определяет понятие ипотеки, условия предоставления ипотеки;

– Положение от 24.12.2004 №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (ред. от 23.09.2008).

Расчетные отношения  регламентируются также постановлениями  правительства РФ, нормативными актами Банка России. Банка России является органом, регулирующим, координирующим и лицензирующим организацию  расчетных отношений, в том числе  клиринговых систем в России. К компетенции Банка России относится установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов.

Гражданский кодекс РФ регулирует права и обязанности хозяйствующих  субъектов, равно как и устанавливается  ответственность за нарушение этих обязательств. Например, гл. 45, 46 ГК РФ посвящены договору банковского счета и механизму его реализации. В соответствии со ст. 30 Закона «О банках и банковской деятельности» расчетные отношения между клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено Законом. В договоре должны быть указаны стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

При проведение расчетных  операций основными видами деятельности банка являются:

зачисление и хранение поступающих на счет клиента денежных средств;

списание по поручению  клиента соответствующих сумм с  его счета для зачисления их на счет кредиторов;

прием от клиента и  выдача ему по его поручению наличных денег;

выплата установленных  процентов на хранимые на счете суммы;

контроль законности и возможности проведения денежной операции;

определение остатка  средств на счетах клиентов и на основании поступлений, выдач, начисления налогов, обязательных резервов, дивидендов, процентов, комиссионных и т.д. зачисление или списание денег с расчетных, текущих или других счетов клиентов;

извещение всех участников операций о их проведении и результатах.

Правовое обеспечение  расчетных операций основывается на соблюдении определенных правил, сроков и стандартов проведения операций. Важнейшими из них являются принципы организации расчетных отношений. В соответствии с этими принципами:

все предприятия независимо от их организационно-правовой формы  обязаны хранить денежные средства в банке на соответствующих счетах;

в наличной форме денежные средства могут находиться в кассах банков в прела лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием;

денежные средства между  предприятиями проводятся путем  безналичных расчетов через бани;

платежи (расчеты) осуществляются банком в соответствии с полученными от предприятия денежно-расчетными документами.

При осуществление расчетов банки и клиенты принимают  на себя определенные обязательства, которые  носят императивный характер, т. е. должны строго соблюдаться по нормам Гражданского кодекса РФ. Так, существуют правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, предусмотренного договором о возмездном оказании услуг. При условии несоблюдения банком или несоблюдения сроков исполнения обязательств клиента банк должен возместить клиенту фактически понесенные им убытки, включая ущерб и произведенные заказчиком платежи в пользу своего контрагента.

Для банка нарушение  в одностороннем порядке договора со стороны клиента означает не только прямой ущерб, но и упущенную выгоду, которая должна быть возмещена в полном объеме. Подобные нарушения приводят не только к ухудшению финансового состояния сторон, но и подлежат обязательному разбирательству в судебных инстанциях.

Основанием для осуществления  расчетов является договор банковского или корреспондентского счета, если иное не предусмотрено законодательством. Важнейшими нормами, которые регулируют расчетные отношения, являются:

своевременность выполнения расчетов по договору;

сохранность документации;

конфиденциальность полученной банком информации от клиента;

ответственность банка  за ненадлежащее качество оказания расчетных  услуг.

В соответствии с договором  банковского счета устанавливаются  сроки проведения платежей и расчетов банком. Оптимальным способом осуществления  расчетов являются платежи, проводимые банком в день предоставления документации клиентов, если иное не предусмотрено договором.

Банк несет ответственность  за нарушение срока проведения платежей, что очень важно, так как полноценная  работа банков в области расчетных отношений полностью зависит от правильности оформления клиентской документации, выбора оптимальной формы расчетов, точности их заполнения. В связи с переходом к системе расчетов в режиме реального времени порядок прохождения документов становится действительно оптимальным и обеспечивает в наибольшей степени интересы банка и его клиента.

Важной составляющей расчетных взаимоотношений клиента  и банка является сохранность  документации, которая возлагается  на банк и подлежит обязательному  выполнению.

Банк также должен гарантировать клиенту конфиденциальность полученной информацию. При исполнении банком своих обязательств сведения, содержащиеся в клиентской документации, рассматриваются как коммерческая тайна и не подлежат разглашению третьим лицам. Порядок и условия пользования такой информацией определяется соглашением сторон.

Таким образом, объем  соответствующих сведений должен быть определен в договоре. Этические  нормы банковской деятельности предусматривают  безусловное соблюдение конфиденциальности всей информации, ставшей известной всему банку в процессе расчетного обслуживания клиента. В противном случае за нарушение этой обязанности банк может быть лишен лицензии на право осуществления банковских операций.

Банк несет ответственность  за ненадлежащие качество выполнения расчетных операций. если эти отношения выполняются с отступлениями от договора, ухудшившими финансовое состояние клиента, последний в праве расторгнуть его и перейти на обслуживание в другой банк.

Убытки, которые понес  клиент в случае неквалифицированного обслуживания, могут быть взысканы с банка на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявленному ЦБРФ, выдавшему лицензию: понесенные убытки в полном объеме; штраф, зачисляемый в доход федерального бюджета в соответствии с установленными размерами.

 

Выводы к  разделу 1

На сегодня в условиях интеграции и глобализации главной  целью банковской деятельности является построение такого аппарата управления, который бы смог повысить эффективность  деятельности банка.

Бухгалтерский учет должен обеспечивать правильное, непрерывное и точное отражение в учете банковских операций с целью получения адекватной информации о состоянии банка: по составу имущества, активов и обязательств, для принятия решений по эффективному руководству и управлению банком. Бухгалтерский учет является основой контроля за экономным использованием финансовых ресурсов и имущества, снижению затрат банка, повышению доходности и рентабельности операций, прироста капитала, применению своевременных мер по избежанию негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому развитая методология учетной политики, основанная на применении эффективных методов учета, выявлении рисков, связанных с операционной деятельностью банка, и противоречий в законодательстве, являются мощным инструментом управления кредитной организации.

Бухгалтерский учет в учреждениях  банка сочетается с операционной работой по обслуживанию предприятий, учреждений, и других клиентов банка. В процессе связанных с выполнением  банковских операций и ведения бухгалтерского учета называют учетно-операционной работой банков.

Автоматизированная банковская система - это система, которая функционирует на основе компьютеров и других технических средств, обеспечивающих процессы сбора, регистрации, передачи, обработки, хранения и актуализации данных для решения задач управления деятельностью.

Автоматизированная банковская система должна быть интегрированной. Интегрированная - это такая система, которая построена на общесистемных принципах и охватывает всю совокупность банковских задач. Она решает вопросы автоматизации комплексно с учетом информационных и функциональных связей. Как любая система, АБС может быть представлена в виде определенной совокупности подсистем. В состав АБС входят обеспечивающие и функциональные подсистемы.

Состояние автоматизации банковской деятельности в коммерческих банках РФ очень разный. Это связано с тем, что банковский сектор экономики РФ - это сектор, который интенсивно развивается и постоянно совершенствуется.

Расчетные отношения  регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами гражданского и финансового права. Важней шимми нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются:

Гражданский кодекс РФ;

Федеральный закон «О Центральном банке»;

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;

Налоговый кодекс РФ;

Положение ЦБРФ «О безналичных расчетах в РФ» от 3 октября 2002г. №2-П.

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОПЕРАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАНКА «А»

2.1 Классификация  задач операционного учета банка «А»

 

Учетная работа в банке предусматривает ведение  бухгалтерского учета в автоматизированном режиме на основе мемориально-ордерной формы счетоводства с использованием информационных компьютерных технологий.

Основанием  для бухгалтерского учета операций в банке являются первичные документы. Банк составляет первичные документы согласно действующему законодательству, четко контролирует основные требования к оформлению, движения первичных документов и их обязательных реквизитов. Ответственность за своевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также за правильность отражения операций в учетных регистрах несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Основной формой регистров синтетического учета  в «А» является ежедневный оборотно-сальдовый баланс. В ежедневном оборотно-сальдовом балансе отражаются обороты по дебету и кредиту за день, выходные остатки по активом и пассивом по каждому балансовому счету.

Ежедневный  баланс подписывается руководителем  и главным бухгалтером. Перед подписанием баланса главный бухгалтер (или по его поручению другой работник банка) сверяет равенство дебетовых и кредитовых оборотов и остатков по активам и пассивам, соответствие остатков на начало рабочего дня остаткам на конец предыдущего рабочего дня.

О проведении сверки в балансе делается соответствующая запись, ставится подпись работника, проводившего сверки, после чего баланс подписывается руководителем банка.

При ведении  аналитического учета в карточках, книгах, журналах проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета производится на первое число каждого месяца. Результаты проверки главный бухгалтер заверяет подписью в проверочной ведомости и ведомости остатков. Проверочные данные сверяются с данными баланса. Номера счетов аналитического учета банк устанавливает самостоятельно.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета  и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех операций банка  в первичных документах, хранение в течение установленного срока  обработанных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель банка.

Основным внутренним организационным регламентом учета в банке является учетная политика. Пользователями учетной политики банка является ответственные работники, которые осуществляют учет и составляют отчетность. Согласно требованиям нормативно-правовых и внутренних документов по вопросам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, технологиями, а также задачами руководства относительно результатов управленческого учета, банком самостоятельно определяются конкретные методы учета и учетные процедуры, которые составляют его учетной политике.

Учетная политика банка регламентируется локальными нормативно-правовыми актами банка  и Положением об учетной политике банка «А», утвержденным решением Правления банка «А».

В положении  об учетной политике определены основные принципы бухгалтерского учета, на которых основывается учетная политика, причины и признание влияния изменения учетной оценки в текущем и будущих периодах.

Указанные процедуры  оценки активов и обязательств, а  именно: по первоначальной стоимости  активы признаются по сумме фактически уплаченных за них средств, а обязательства - по сумме мобилизованных средств  в обмен на обязательства.

При учете по справедливой стоимости активы признаются по той сумме средств, которую необходимо было бы уплатить для приобретения таких активов в настоящее время, а обязательства - по той суммой средств, которая требовалась для проведения расчета в текущее время.

Признание справедливой стоимости финансового инструмента, осуществляется путем дисконтирования всех ожидаемых будущих денежных потоков с применением рыночной процентной ставки по подобного финансового инструмента.

Учет операций по приему и выдаче наличных по оформлению соответствующих кассовых документов, учет средств по расчетам, депозитных, кредитных, операций с использованием платежных карт, операций в иностранной валюте, операций с ценными бумагами, учет основных средств и нематериальных активов, доходов и расходов, учет формирование резервов под потери по активным операциям банка, составления финансовой отчетности банка, определения финансовых результатов, инвентаризация активов и обязательств, выполнения корректирующих проводок, ведение налогового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства, локальных нормативно-правовых положений банка с определением соответствующих счетов синтетического учета, единой методологии бухгалтерского учета с соблюдением принципов и правил отражения всех операций в регистрах бухгалтерского учета.

Организация операционной деятельности в банке осуществляется в соответствии с требованиями внутреннего Положения об организации операционной деятельности в банке «А», утвержденного решением Правления банка «А». Положением установлены основные требования к разработке технологии осуществления банковских операций и определение методов внутреннего контроля, к организации операционной деятельности банков и определения операционных рисков и принятия мер по управлению ими.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.