Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование стратегического выбора на примере МО «Порховский район»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

Псковский государственный  университет

 

Факультет управления и экономики

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: Стратегическое управление муниципальными образованиями

Тема: «Формирование стратегического  выбора на примере МО «Порховский район»

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

Выполнила: студентка 6 курса

заочной формы  обучения

группы 101602

специальность 080504

Гринько В.С.

 

 

 

Руководитель: Григорьева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Псков 2012

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………............. 3

Глава 1    Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования……………………………………………….....…5

     1.1  Разработка стратегии развития муниципального образования…….....…5

     1.2 Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………..8

     1.3 Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования………………………………………………………………………..10

Глава  2    Анализ исходной социально-экономической ситуации в Порховском районе....……………………………………………………………………………13

    2.1 Стартовые условия и оценка………………………………………………13

    2.1.1 Историческа справка……………………………………………………..13

    2.1.2 Общая характеристика……………………………….…………………..14

   2.1.3   Анализ социально-экономической сферы района……………………………………………………………………………....15

   2.2  Анализ внешних факторов развития МО……………….……………...….21

   2.3 «Точки роста» Порховского района…………………………………….....27

Глава 3     Формирование концепции социально экономического развития Порховского района……………………………………………………………….40

   3.1 Стратегический выбор и приоритеты развития Порховского муниципального района…………………………………………………….……..41

   3.2 Стратегические цели и ключевые направления деятельности администрации Порховского муниципального района…………………….….. 41

   3.3   Механизм реализации концепции социально-экономического развития Порховского муниципального района ………………………………….………..52

   3.4 Организация управления и контроля за выполнением   Стратегии социально-экономического развития……………………………….……...….….54

 

Заключение…………………………………………………………….……………56

Список использованной литературы...…………………………............................59

Приложение 1...…………………………………………….…………….…..…….61

 

 

                                        

Введение

 

Переход к рыночной экономике в  России привел к изменению муниципального менеджмента, которые заключаются  в том, что доказавшие свою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента  переносятся на практику муниципального управления. Стратегическое управления муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе .

Задача стратегических программ: привести к росту потенциала муниципального образования, обеспечить его конкурентными  преимуществами на региональном, федеральном  и международном уровнях.

Планирование развития района, особенно долгосрочное, основывается на тщательном анализе, прогнозе и вероятностной оценке всего комплекса внутренних и внешних условий, моделировании развития событий для последующего принятия решений. Одной из наиболее существенных особенностей стратегического планирования развития муниципальных образований в рамках рыночной экономики является высокий уровень внешней и внутренней неопределенности.

Во-первых, он обусловлен сложной внутренней структурой самого района. С одной стороны, это «общественная» сфера — муниципальные финансы, земли и имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальный жилищный фонд. Данные объекты находятся в муниципальной собственности, что определяет их прямое управление со стороны муниципального образования.

Во-вторых, он обусловлен разнообразием  и динамичностью внешних факторов развития. Сюда относится множество  позиций, которые на региональном, страновом, общемировом уровне определяют сложный комплекс политических, экономических, социальных, экологических и многих других «внешних» условий развития района.

Еще одной особенностью современного этапа развития является озвучивание  в настоящее время государственными и частными инвесторами намерений  о реализации в среднесрочной  и долгосрочной перспективе большего количества крупных инвестиционных проектов.

В случае реализации проектов в обозначенные сроки появляются значительные риски  нехватки ресурсов (материальных и  трудовых) и мощностей инфраструктуры. Анализ общей социально-экономической  ситуации в России показывает, что  уже в среднесрочной перспективе  ключевым ограничением развития станут трудовые ресурсы.

В современных условиях рыночных отношений перед органами местного самоуправления Порховского района стоит задача согласования интересов всех субъектов муниципального образования, что даст возможность эффективно развиваться району.

Целью данной работы является совершенствование  системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.

Для достижения поставленной цели по совершенствованию  системы стратегического планирования необходимо было решение следующих  задач:

1. Анализ исходной социально-экономической ситуации в районе. Географическое положение и природные ресурсы.

2. Выявление основных проблем и перспектив развития муниципального образования

3. Разработка миссии и основных целей социально-экономического развития муниципального образования.

4. Характеристика стратегического выбора муниципального образования

Объект  исследования – стратегическое планирование в муниципальном     образовании  Порховский район.

Предмет исследования – показатели социально-экономического развития Порховского района.

 

Глава 1. Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования

 

    1. Разработка стратегии развития муниципального образования

 

Для того, чтобы добиться качественного повышения управленческой деятельности необходимо наряду с решением оперативных, тактических задач разработать стратегию развития муниципального образования. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуются при принятии управленческих решений. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив, выяснению тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции.

Стратегическое планирование и  управление развития территории муниципального образования обеспечивает единство действий, осуществляемых на разных уровнях  системы управления, и степень  мобильности, отвечающую темпам изменений  среды деятельности муниципального сообщества. Чтобы достичь такого единства, нужно сформировать систему  представлений, обладающих двумя основными  характеристиками:

а) достаточно высокой степенью общности, необходимой для того, чтобы она  могла непротиворечиво вместить в себя вопросы и представления, возникающие и работающие на различных  уровнях управления, существующих в  территориальной организации местного сообщества, с одной стороны, и  представления об условиях и обстоятельствах, в которых происходит ее деятельность, с другой;

б) возможностью превращать эти представления  в понимание того, какие конкретные действия надо осуществлять на разных уровнях управления.

Стратегический план развития муниципального образования - управленческий документ, который содержит взаимосвязанное  изложение таких вопросов, как:

1) цели развития муниципального  образования;

2) пути достижения поставленных  целей;

3) потенциальные возможности муниципального  образования, реализация которых  позволяет достичь успехов;

4) методы организации движения  по избранным направлениям;

5) ресурсы, необходимые для достижения  поставленных целей;

6) способы использования ресурсов .

Такой план позволяет органам местного самоуправления, населению и другим организациям действовать совместно, предвидя и опережая основные изменения  в структуре занятости, технологии производства и территориальной  среды. Он создает новые инструменты, направляющие и стимулирующие развитие муниципального образования. Стратегический план - это документ не только местной  администрации, но и всех других субъектов  муниципальных правоотношений. Он представляет собой инструмент стратегического  партнерства, механизм определения  и осуществления эффективных  стратегий во всех сферах жизни муниципального образования. Это работа по формированию представлений о смысле и назначении деятельности территориальной организации  местного сообщества и превращению  этих представлений в ориентиры, необходимые для осуществления  конкретной управленческой работы по достижению социально значимых целей  развития территории муниципального образования.

Ключевой исходной точкой стратегического  планирования является формирование представлений  о смысле и назначении организации  местного самоуправления. Эти представления  оформляются в ключевых инструментах стратегического планирования - миссии и целях. В миссии формулируются  фундаментальные представления  о смысле жизнедеятельности местного сообщества. Цели могут быть с учетом этого самыми разными: увеличение доходов населения, эффективное управление муниципальной собственностью, освоение новых рынков, изменение имиджа и др.

Чтобы перейти к стратегическому  планированию прежде всего необходимо понимание необходимости изменений, осознание того, что наряду с оперативным - тактическим управлением и планированием важно и стратегическое. Понимание формирует набор субъектов стратегического управления и способы организации взаимодействия между ними.

После достижения определенного понимания  и в зависимости от него формулируются  принципы стратегической деятельности и определяются приоритеты развития, которые должны быть связаны с  повышением качества жизни населения. В связи с тем, что качество жизни - характеристика относительная  и сравнительная, анализ проблем  и состояния муниципального образования  проводится на основе сравнения его  базовых характеристик с другими. В рамках этой работы формируется  установка на усиление сильных сторон, и превращение слабых сторон в сильные. Следует особо выделить проблемы в реализации вопросов местного значения, которые находят наибольшую поддержку населения.

Разработка стратегического плана муниципального развития состоит из следующих этапов:

1) анализ ресурсов и условий  развития;

2) составление прогноза;

3) формирование концепции развития  муниципального образования;

4) обсуждение концепции;

5) разработка целевых программ  по стратегическим направлениям;

6) сведение целевых программ  в стратегический план с оценкой  затрат, потребностей в привлечении  средств и эффекта от реализации;

7) разработка графика выполнения  стратегического плана с указанием  исполнителей;

8) обсуждение и утверждение стратегического плана

    1. Нормативно правовая база разработки концепции социально экономического развития муниципального образования

 

     Новая редакция Федерального Закона «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 3 мая 2011 г. N 88-фз)  содержит требования к формированию территорий муниципальных образований и определению структур органов местного самоуправления, существенно отличающиеся от соответствующих положений прежней редакции названного закона. Если ранее субъекты российской федерации имели возможность устанавливать территории муниципальных образований практически без каких-либо ограничений, разделять или не разделять вопросы местного значения, доходные источники местных бюджетов, объекты собственности между муниципальными образованиями по собственному усмотрению, то в новой ситуации устанавливаются обязательность наличия нескольких категорий муниципальных образований (городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа); вопросы местного значения, относящиеся к компетенции каждой из категорий муниципальных образований; требования к формированию территорий муниципальных образований; принципы и механизмы определения структур органов местного самоуправления и разделения компетенции между ними.

    Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. В соответствии с принципами правового государства самостоятельная деятельность населения по эффективному решению вопросов местного значения возможна только при правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления .

    Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только исключительно нормативно-правовыми актами муниципального права, но и посредством широкого круга федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих деятельность муниципальных образований:

- Гражданский  кодекс Российской Федерации  содержит статьи о признании  муниципальных образований и  выступающих от их лица органов  местного самоуправления равноправными  участниками гражданских правоотношений;

- Земельный кодекс Российской Федерации определяет механизм формирования муниципальной собственности на землю, права органов местного самоуправления на земли своей территории, порядок землепользования в городах и других поселениях;

- Бюджетное и налоговое законодательство регламентирует права органов местного самоуправления по бюджетно-финансовым вопросам, порядок разработки и утверждения минимальных государственных социальных стандартов и нормативов бюджетной обеспеченности;

- Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав» является  основой для муниципального избирательного права .

     Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового регулирования, выделяются основы, гарантируются права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы, содержание и механизм функционирования местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации  с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей .

     Для разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования нормативно-правовой базой являются документы, самостоятельно принимаемые в муниципальных образованиях.

    Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ определяет полномочия и обязанности только федеральных органов власти, хотя он часто служит базовым документом для разработки правовых актов муниципальных образований. Субъекты федерации также принимают акты в данной сфере, однако и они определяют полномочия муниципальных органов лишь по участию в разработке региональных программ.

    Кроме того, существует разработанный и утвержденный Министерством экономического развития и торговли РФ «Макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации», для обеспечения методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития, который также может служить нормативно-методическим документом для разработки муниципальных программ.

 

1.3. Методические основы разработки  концепции социально-экономического  развития муниципального образования

 

Местное самоуправление призвано решать задачи жизнедеятельности населения, имея непосредственный контакт с  ним, ощущая его насущные проблемы, местные власти должны управлять  портфелем вопросов местного значения, не забывая при этом о задачах  стратегического управления.

Для разработки стратегии развития необходимо сформулировать действующую  стратегию и оценить ее. Оценка стратегии с качественной точки  зрения заключается в целостности  и ее внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации. Количественные результаты проявляются в фактическом состоянии  социально-экономического положения  МО, что находит свое подтверждение  в данных статистической отчетности. Результативность действующей стратегии  зависит от социальной активности населения, притока инвестиций, а также содержания функциональных составляющих стратегии: рациональность каждой составляющей стратегии (политик, проектов и программ), последние  действия администрации, субъектов  бизнеса и местного сообщества .

Стратегии развития муниципального образования - это важнейший элемент, в котором  формируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме  его достижения, а также о методах  управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования. В основу концепции должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также конкурентные преимущества муниципального образования.

На основе концепции стратегии развития муниципального образования формируется план конкретных стратегических действий, представляющий собой вектор развития муниципального образования и имеет следующий порядок формирования:

•  стратегический анализ муниципального образования;

•  разработка и оценка сценариев развития на основе эталонной и действующей стратегий;

•  выработка философии развития муниципального образования, включающая в себя определение видения, миссии, целей и задач муниципального образования;

•  определение подходов и методов разработки стратегических планов и действий .

Ключевые звенья концепции развития муниципального образования - это определение  его видения, миссии, целей и задач, то есть то, что называют философией развития. При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях  оказывается целью.

Исходя из выше сказанного, определяются основные подходы и методы разработки стратегии развития муниципального образования. При отсутствии стратегии  как документа предпринимаются  попытки выделения факторов, характеризующих  деятельность муниципального образования. Это необходимо для того, чтобы  затем выдвинуть гипотезу о содержании возможно действующей стратегии. При  этом проводится анализ как внутренних, так и внешних параметров муниципального образования. В качестве критериев выбора стратегии используются сильные стороны и внешние возможности, цели и все виды ресурсов.

    Концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Концепция социально-экономического развития – это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития территории, планируемых государством и муниципалитетами эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров, включающих научно-исследовательские, производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные, финансовые меры, увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам.

     Однако она является лишь частью системы прогнозных и программных документов, хотя и основным и наиболее проработанным.

    План социально-экономического развития области — это сводный документ, характеризующий социально-экономическое положение и основные направления деятельности органов власти по регулированию ее социально-экономического развития.

    Изучение порядка разработки и реализации программ социально-экономического развития, несомненно, даст навыки для составления прогнозов, концепций и планов. Поэтому в отчете при упоминании программ имеется в виду все программные и прогнозные документы.

   Концепция определяет общие направления, являющиеся по мнению населения наиболее важными.

Глава 2. Анализ исходной социально-экономической ситуации в Порховском районе

 

    2.1 Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации

    2.1.1 Историческая справка.

    Расположенный в 75 километрах восточнее Пскова по обоим берегам реки Шелони, Порхов был основан в 1239 году Александром Невским как часть системы обороны Новгородского княжества. Город за свою историю неоднократно подвергался нападениям немцев и литовцев. В древности Порховская крепость представляла собой деревоземляное сооружение, но в 1387 году началась замена деревянных стен каменными. Прекрасно сохранившаяся, она является главной достопримечательностью города.

    Район образован 1 августа 1927 года в составе Ленинградской области, с 23 августа 1944 года — в составе новообразованной Псковской области. В октябре 1959 года в состав Порховского района были переданы упразднённые      Славковский район и южная часть упразднённого Павского района.

     Всего насчитывается 572 сельских населённых пункта, из которых по переписи 2002 года в 65-ти деревнях население отсутствовало, в 140 деревнях и сёлах жило от 1 до 5 человек, в 111-ти — от 6 до 10 человек, в 148-ми — от 11 до 25 человек, в 59-ти — от 26 до 50 человек, в 26-ти — от 51 до 100 человек, в 11-ти — от 101 до 200 человек, 6-ти — от 201 до 500 человек, в 4-х — от 501 до 1000 человек, в 2-х — от 1000 до 2000 человек.

    На референдуме 11 октября 2009 год было поддержано объединение ряда волостей района: Павской и Березовской, Демянской и Дубровенской, Зареченской и Туготинской, Красноармейской и Туровской, Славковской и Митрофановской.

    Согласно Областному Закону № 984-ОЗ от 3 июня 2010 года и новой редакцией Областного Закона «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области» на территории района было образовано 9 муниципальных образований: 8 сельских поселений (волостей) и 1 городское поселение. Таким образом, в 2010 году были упразднены следующие волости: Березовская (в пользу Павской); Демянская (в пользу Дубровенской); Зареченская (в пользу Туготинской); Туровская (в пользу Красноармейской); Митрофановская (в пользу Славковской).

 

  2.1.2 Общая характеристика.

 

   Расстояние от города Порхов до областного центра  (Псков) составляет 80 километров. Район находится на востоке области. Район граничит на севере с Стругокрасненским районом той же области, на западе — с Псковским, на юго-западе — с Островским, на юге — с Новоржевским, на юго-востоке — с Дедовичским, на востоке — с Дновским районом, на северо-востоке — с Новгородской областью. Территория района имеет форму неправильного прямоугольника, вытянутого с северо-востока на юго-запад на 68 км, с шириной центральной части до 40 км.

Климат умеренно-континентальный, в целом благоприятный для  проживания населения и ведения  сельскохозяйственного производства, однако неустойчивость погодных явлений, выражающихся по годам в неравномерном  выпадении осадков и колебания  температурного режима, отрицательно влияет на урожайность культур.

     Поверхность Порховского района преимущественно равнинная. Значительное расчленение поверхности создает довольно густая сеть речных долин (рек Шелони, Узы, Демянки, Белки, Черехи и др.).

    Повсеместно на территории района расположены дерно-подзолистые почвы различного механического состава. В целом для района типичны легкие почвы: легко-суглинистые, супесчаные.

    Полезные ископаемые pайона связаны с девоном (известняки, гипс, минеpальные воды) и с водно-ледниковыми позднечетвеpтичными отложениями (стpоительные пески, ПГМ, тоpф, сапpопель, легкоплавкие глины). Всего в районе выявлено более 30 месторождений и проявлений.   Наибольшую ценность представляют карбонатные породы, торф и гипс. На базе Поpховского местоpождения известняков pаботает Поpховский извесковый завод «Сизма»; Порховское ДРСП ведет добычу ПГМ и строительных песков месторождений Дубровичи и Студенец-1, а курорт «Хилово» добывает подземную минеральную воду для лечебных целей.

    Территория района составляет 3 190  кв. км.

    Население района составляет 24619 человек, в том числе в городских условиях (в городе Порхов) проживает 11066 человек (1 января 2010 года). По переписи 2010 года — соответственно 21568 и 10608 человек (14 октября 2010 года).

 

     2.1.3 Анализ социально-экономического развития

    Промышленность

     В соответствии с Общероссийским классификатором  видов экономической деятельности  производственный сектор экономики района включает основные виды деятельности:

    -  сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

    - обрабатывающие производства;

    - производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

   -  транспорт и связь.

    Исторически сложившаяся структура экономики района обуславливает тот факт, что большая часть (70,3%) отгруженных товаров приходится на обрабатывающие производства и сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство.     Объём отгруженных товаров собственного производства, в обрабатывающих производствах (2011 г.) составил 1,05 млрд руб.

    По итогам 2011 года наибольший удельный вес в объеме отгрузок обрабатывающих производств имел такой вид, как «производство пищевых продуктов, включая напитки и табака» (68,8%).

    Инвестиции

   На территории района начата совместная работа с промышленными предприятиями района и области. (Приложение №1)

    В Порховском районе Псковской области откроется завод по производству топливных гранул (пеллеты), которые можно применять как экологически чистое биотопливо для электростанций и котельных. Новое производство разместится в окрестностях Порхова, в деревне Тосныборки. Отметим, что запуск нового производства позволит создать дополнительно в Порховском районе 50–80 рабочих мест, что соответствует разработанной в администрации области концепции программы «Развитие торфяного и других местных видов топлива на 2010 — 2014 годы».

    С 2007 года начата совместная работа   инвесторов из торговой компании «Ами Трейд» с ОАО "Маслосырзавод Порховский". В 2009 году установлена и введена в эксплуатацию автоматическая линия производства сыров мощностью до 200 тонн молока в сутки, на которой возможно производить продукт в трех разных форматах с различными способами формования, аналогов которой в России нет. Для законченного цикла переработки молока создан цех по переработке сыворотки, в котором установлена и введена в эксплуатацию установка распылительной сушки. Инновационные изменения, происшедшие с заводом за последние годы, позволили представить потребителям новый бренд – «Аланталь».

     Так же крупным игроком является Совхоз Шелонский - эффективно работающее хозяйство, расположенное в Полонской волости Порховского района Псковской области, производящее более 3500 тонн свинины в живом весе.

     Налажена переработка произведенного мяса: совхозный колбасно-коптильный цех выпускает до 700 тонн колбасных изделий и копченостей в год. Реконструируется консервный цех. Рентабельность реализованной продукции составляет 8—12 процентов.

     Число работников совхоза - 550 человек. Совхоз принимает активное участие в проводимых ярмарках и занимает призовые места. Продукция совхоза очень популярна в Псковской области и за её пределами.

Широко известен за пределами области промышленный гигант района "СИЗМА" (ОАО), Порховский известковый завод.

     Сельское хозяйство

    Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, население) в январе-сентябре 2012 года в действующих ценах, по расчетам, составил 409,55 млн. рублей.

Индекс производства продукции сельского хозяйства  всех сельхозпроизводителей к январю-сентябрю 2011 года составил 100,8 процента.

    Растениеводство

    Завершилась уборка урожая сельскохозяйственных культур. В хозяйствах всех категорий, по расчетам, намолочено 2,49 тыс. тонн зерна (в первоначально-оприходованном весе), накопано 5,75 тыс. тонн картофеля, собрано 1,76 тыс. тонн овощей открытого и защищенного грунта.

    Животноводство

    На конец октября 2012 года поголовье скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло  : крупного рогатого скота 8110 в т.ч.-коров 4124 (голов),овец 2557 (голов),свиней 26500 (голов),птицы 19974 (голов).

     В сельскохозяйственных организациях, по расчетам, на конец октября 2012 года по сравнению с соответствующей датой 2011 года поголовье крупного рогатого скота сократилось на 7 процентов, коров – на 5,6 процента, увеличилось поголовье свиней в 2,4 раза, овец и коз – на 58,3 процента.

     В январе-октябре 2012 года в хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 1,66 тыс. тонн, молока – 8,112 тыс. тонн.  

    В сельскохозяйственных организациях, по расчетам, по сравнению с январем-октябрем 2011 года производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 5,2 процента, молока – на 4,6 процента, яиц уменьшилось на 37,2 процента.

    Надои молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях (без субъектов малого предпринимательства) в январе-октябре 2012 составили 4256   килограммов против 3409 килограммов в январе-октябре 2011 года.

   К началу ноября 2012 года обеспеченность скота кормами в расчете на 1 условную голову скота в сельскохозяйственных организациях (без субъектов малого предпринимательства) составила 9,9 центнера кормовых единиц.

    Жилищно-коммунальная сфера, благоустройство и транспорт

    Производственная и финансовая деятельность многоотраслевых муниципальных унитарных предприятий Порховского района  направлена на устойчивое и бесперебойное обеспечение населения, учреждений социальной сферы района и прочих потребителей услугами теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, уборки придомовых территорий и улиц, вывозу бытовых отходов, на повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обеспечение котельных топливом,  предупреждение аварийных ситуаций на объектах ЖКХ, устранение неисправностей внутридомовых систем и оборудования по заявкам жителей.

    Предприятия  жилищно-коммунального хозяйства  обслуживают объекты муниципальной  собственности и по заключённым   договорам с хозяйствами и  предприятиями района других  форм собственности, расположенные  более чем в 500 населённых пунктах  Порховского  района. Общая площадь жилого фонда - 633,5 тыс. кв. в т.ч. площадь муниципального фонда - 46,7 тыс. кв.м.

    Через территорию района проходят значимые авто (Санкт- Петербург – Великие Луки; Псков- Великий Новгород)и железные дороги. Порхов является значимым железнодорожным узлом.

    В 2012 году достигнуты определённые положительные результаты улучшении деятельности жилищно-коммунального хозяйства, состояние этой отрасли остаётся сложным. Основными целями дальнейшей работы жилищно-коммунального хозяйства являются: повышение эффективности, устойчивости и надёжности функционирования жилищно-коммунальных систем, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Рынки товаров  и услуг.

     В розничной торговле крупными и средними организациями населению продано товаров на 345269,3 тыс. рублей. Физический объем продажи по сравнению с январем-сентябрем 2011 года увеличился на 16 процентов.

 Объем  платных услуг населению составил, по оценке, 152458 тыс. рублей и  увеличился по сравнению с  тем же периодом 2011 года на 21,6 процента, Услуг бытового характера  оказано населению на 10223 тыс.  рублей (125,6% к уровню января-сентября 2011 года).

    Уровень жизни

     Оплата труда. Номинальная начисленная заработная плата по крупным и средним организациям в сентябре составила 5012,1 рубля и возросла по сравнению с соответствующим равнению с соответствующим периодом 2011 года на 40,3 процента.

   Занятость населения. В сентябре 2012 года среднесписочная численность работающих в крупных и средних организациях района составила 6,2 тыс. человек и по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 1 процент.

    Демографическая ситуация в районе характеризуется устойчивым сокращением численности  населения. Численность населения на 01.01.2011г. составила 24,6 тысяч человек.

    В январе-августе 2012 года в отличие от соответствующего периода 2011 года наблюдалась миграционная убыль. За этот период число прибывших в районе составило 154 человека, а выбывших -178 человек.

    Демографическая ситуация в Порховском районе характеризуется сокращением численности населения в силу превышения смертности над рождаемостью.  

   Уровень жизни населения Порховского района остаётся низким.

    Занятые граждане Порховского района в основном работают на крупных и средних предприятиях района, а также в торговле и сфере услуг. Средняя номинальная начисленная заработная плата по крупным и средним организациям района в 2011 году составила 9536,5 руб., в 2012 году-9965 руб.

В 2012 году по сравнению с 2010 годом общий объём  социальных выплат возрос в 1,3 раза. Доля пенсионеров на протяжении рассматриваемого периода уменьшается в среднем  на 1,4%. Средний размер пенсий по району за 2010-2012 годы вырос в 1,6 раза.

    Образование

     За последние 10 лет система образования Порховского района значительно изменилась. Всего в районе функционируют 16 образовательных учреждений с количеством обучающихся 1931, 10 дошкольных образовательных учреждений с контенгентом детей более 520, два учреждения дополнительного образования.

     Среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных общеобразовательных школ без совместителей с учетом дополнительных услуг в 2012 году увеличилась на 0,7 раза по сравнению с 2009 годом и составила 13800 рублей.

     В школах реализуется предпрофильная подготовка в 9 классе.

 

 

 

 

 

    2.2 Внешние и внутренние факторы.

 

      Перспективы развития Порховского МО во многом зависят от внешних факторов и условий, которые формируются вне его границ, имеют преимущественно объективный по отношению к нему характер, и оказывают существенное влияние на процессы, протекающие внутри района.

    Наиболее значимые внешние факторы и тенденции, которые будут влиять на развитие МО, систематизированы следующим образом (таблица 1)

Таблица 1

Тенденции создающие благоприятные возможности и потенциальные опасности

Благоприятные возможности (О)

Потенциальные угрозы(Т)

Возможности развития за счет повышения  конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики МО:

- привлечение инвестиций в экономику  МО при реализации мероприятий  по повышению инвестиционной  привлекательности:

-повышение конкурентоспособности  продукции, товаров и услуг  муниципальных товаропроизводителей, за счет модернизации основных  фондов и перехода на современное  оборудование.

Возможности использования  преимуществ географического положения, природных условий и территории:

-получение государственной (в  т.ч. федеральной) поддержки для реализации крупных инфраструктурных проектов на территории МО:

благоустройство сельских населенных пунктов;

строительство очистительных сооружений;

-повышение эффективности  развития  сельского хозяйства, в том  числе животноводства и садоводства:

разведение  репродуктивного  мясного  направления,

развитие растениеводства интенсивного типа;

- содействие в организации  торговых мест на рынках города  по реализации собственной продукции  сельхозтоваропроизводителям;

 

-развитие современного  туристического бизнеса, привлечение  туристов и отдыхающих:

- строительство объектов  образования;

-привлечение инвестиций  в жилищное строительство для  удовлетворения спроса со стороны  жителей МО;

- разработка Правил землепользования  и застройки .

Возможности межрегионального и международного сотрудничества:

-  реализация межрегиональных  проектов, в том числе  туристических;

-использование трудовых  ресурсов за счет миграционного  притока из других регионов  России и стран СНГ;

-развитие международных  связей, стимулирование создания  на территории МО иностранных  и совместных предприятий.

Угрозы, связанные с недостаточной  конкурентоспособностью экономики  МО:

- неготовность большинства  предприятий МО к работе по  правилам ВТО;

 

Угрозы, связанные  с отраслевыми диспропорциями в  экономике города:

-диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители – риск снижения конкурентоспособности сельхозпроизводства;

- угроза оттока квалифицированных  кадров из АПК и утери технологий  и традиций сельскохозяйственного  производства.

 

Угрозы демографического характера:

-рост смертности населения  в трудоспособном возрасте при  общем старении населения –  угроза увеличения демографической  нагрузки на работающее население.

 


 

    Для более четкого и системного представления о процессе развития муниципального образования следует выделить основные факторы, оказывающие влияние на его развитие. Целесообразно разделить эти факторы на внутренние и внешние (Таблица 2) :

Таблица 2

Внутренние факторы

Внешние факторы

1. Политика органов местного самоуправления  муниципального образования

1. Федеральное и региональное законодательство  влияющие на жизнедеятельность  и перспективы развития муниципального  образования

2. Функционирование общественных  организаций муниципального образования

2. Элементы федеральной и региональной  политики

3. Деловая активность в муниципальном  образовании

3. Ценовая и тарифная политика  естественных монополий

4. Значительный экономический потенциал  муниципального образования

4. Диспаритет цен на готовую сельскохозяйственную продукцию

5. Наличие сырьевой базы в муниципальном  образовании

5. Государственная поддержка развития  отдельных секторов экономики  и социальной сферы

6. Функционирование различных видов  экономической деятельности в  муниципальном образовании

6.  Потенциальная заинтересованность  инвесторов

7. Состояние и уровень развития  социальной инфраструктуры муниципального  образования

7. Востребованность ресурсов


 

На основе оценки исходной социально-экономической  ситуации муниципального образования  для обеспечения всестороннего  учета местной специфики, анализа  внутренних и внешних факторов, определяющих развитие муниципального образования, определения конкурентных преимуществ  и проблем, тормозящих прогрессивное  движение, негативных моментов и тенденций, проведен анализ социально-экономического развития муниципального образования  «Порховский район».

Уникальность, конкурентные преимущества, которые  должны быть использованы для перспективного развития муниципального образования  «Порховский район», и ключевые проблемы района, требующие решения для достижения высокого уровня развития и на решение которых будет направлена стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Порховский район» представлены в таблице 3:

 

 Таблица 3

Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы МО Порховский район


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.