Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Организация социальной политики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание

 

Введение………………………………………… …………………………………..3                                                                                                                    

1. Основные цели  и задачи социальной политики  в области доходов………...…4

2. Стоимость жизни и уровень потребления населения……………..……………7

3. Социальная  защита населения: природа, функции  и механизмы осуществления…………………………………………………..………………….10

4. Политика Министерства  труда и социальной защиты: «за»  и «против»…….12

5. Критический  взгляд на социальные программы различных российских партий……………………………………………………………………………….16

Задача ……………………………………………………...………………………..22

Заключение……………………………...…………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………...…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В научной литературе и нормативно-правовых актах под социальной политикой принято понимать составную часть внутренней политики государства, воплощенную в его социальных программах и практике и регулирующую отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика с точки зрения своей направленности призвана обеспечивать поддержание определенного уровня благосостояния граждан, удовлетворение их материальных и интеллектуальных потребностей, формировать уважение к достоинству человека и обеспечивать социальный мир в обществе. Содержание социальной политики всегда находится во взаимосвязи с конкретным этапом исторического и национального развития общества и во многом обусловлено его политической системой, экономическим и духовным состоянием.

Актуальность  данной темы состоит в том, что  в современном мире значение социальной политики как одного из важнейших факторов формирования и развития человеческого капитала постоянно возрастает. Период трансформации переживают все отрасли социальной сферы страны, к которым обычно относят образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру, социальное обслуживание, значительную часть организаций жилищно-коммунального хозяйства. Главная задача преобразований в этих отраслях заключается в максимальном использовании их потенциала для решения жизненно важных проблем общества, в первую очередь демографических, включающих необходимость стабилизации рождаемости и укрепления семьи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения средней продолжительности жизни. А также не менее значимыми являются вопросы повышения образовательного уровня, обеспечения экологической безопасности, роста доходов населения, снижения преступности и многие другие, в совокупности позволяющие судить о качестве жизни населения.

1. Основные  цели и задачи социальной политики  в области доходов 

Социальная  политика, осуществляемая государством, имеет целью обеспечить необходимый  и объективно возможный уровень  благосостояния населения, позволяющий  удовлетворять его материальные, социальные и интеллектуальные потребности. Роль государства в реализации социальной политики может быть сведена в конечном итоге к стабилизационной функции, функции распределения ресурсов и функции распределения доходов[5, с. 153].

Главной целью социально-экономической политики являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики признаны инвестиции в человека.

Стратегическими целями социальной политики определены:

- создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующих потребностям развития экономики и гражданского общества;

- улучшение состояния здоровья населения на основе реальной доступности широким его слоям медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;

- развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;

- создание эффективного цивилизованного рынка труда;

- обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;

- создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.

Наряду с  повышением защиты социально уязвимых групп населения, не имеющих возможности самостоятельно решать социальные проблемы и нуждающихся в государственной поддержке, имеется в виду создать для трудоспособного населения экономические условия, которые позволяют гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления.

Последовательное  осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных выплат и иной помощи обеспеченным семьям. Только в этом случае активная социальная политика может выступать катализатором экономического роста.

Безусловным приоритетом  социальной политики являются инвестиции в «человеческий капитал». Индикаторами эффективности инвестиций в человека служат показатели уровня и качества жизни населения.

Уровень жизни  характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей граждан. Иными словами, это структура потребностей и их обеспечение соответствующими товарами и услугами.

Рост уровня жизни его позитивная динамика создает возможности для улучшения качества жизни, формирует материальную базу для повышения его показателей. Условия, необходимые для улучшения качества жизни, не сводятся только к потреблению товаров и услуг, а включают социальные результаты экономического развития: среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, обеспечение прав человека и т. п.

Главной целью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни. Существенную роль также призвано играть проведение политики доходов населения, направленной на повышение уровня стандартов его жизни посредством развития спроса на потребительском рынке и рынке платных услуг на основе осуществления федеральных (а также на уровне субъектов РФ) программ повышения активности предприятий и населения. Реализация социальных программ в сфере труда, включая программы содействия профессиональному развитию персонала на производстве, улучшения условий труда и его охраны, установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников, обеспечения контроля и надзора за их соблюдением также должны служить базой обеспечения достойного уровня жизни населения.

Обобщающими стоимостными показателями уровня жизни населения принято считать: общее потребление материальных благ и услуг; реальные доходы, реальную заработную плату рабочих и служащих; денежный доход семьи; совокупный доход семьи; общие и располагаемые доходы. Основными видами доходов населения являются: оплата труда, социальные трансферты, доходы от собственности, предпринимательской деятельности и другие виды (от продажи продукции личного подсобного хозяйства, стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, использованных в семье, и др.).

Преобладающие направления  расходования (использования) денежных доходов: покупка товаров и оплата услуг, оплата обязательных платежей и  взносов, накопление сбережений во вкладах  и ценных бумагах, покупка иностранной валюты и т.п.

Дифференциация доходов  складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов. Наиболее наглядно ее отражает соотношение уровней материальной обеспеченности крайних (20%-ных) групп населения. Соотношение в росте (падении) денежных и натуральных доходов и динамика потребительских цен на товары и тарифов на услуги оказывают влияние на формирование номинальных и реальных доходов населения и их покупательной способности[5, с. 168].

 

 

2. Стоимость жизни и уровень потребления населения

 

Стоимость жизни  населения характеризуется объективно складывающимся размером затрат на удовлетворение жизненно необходимых потребностей граждан в материальных благах и услугах. Размер этих затрат изменяется в зависимости от принимаемого в расчет набора потребительских товаров и услуг и уровня цен на товары и тарифов на услуги в конкретных условиях и периодах[2, с. 197].

Набор товаров и услуг  принято определять дифференцированно  по основным социально-демографическим группам населения: трудоспособные мужчины и женщины, пенсионеры, дети дошкольного и школьного возраста.

Цены на потребительские  товары и услуги зависят от затрат на их производство и доставку потребителю, а также спроса и предложения на те или иные виды продовольственных и непродовольственных товаров и услуг социально-бытового назначения. Непременное условие сопоставимости данных о стоимости жизни — единство методов ее исчисления, использование в этих целях аналогичных методических приемов расчета и сравнения.

Для оценки изменения стоимости жизни населения рассчитывают индекс стоимости жизни, который исчисляется по минимальному набору товаров и услуг для различных социально-демографических групп населения по формуле:

где р и p — цена покупки соответственно в базовом и текущем периодах;

q — объем покупки в базовом периоде.

Измерение уровня дифференциации доходов, характеризующей  различия в возможностях семей удовлетворять свои потребности (различия в уровне жизни), производится на основе построения «кривой Лоренца» (рис. 1) и исчисления коэффициента Джини. Характеристика имущественного расслоения общества достаточно точно может быть получена на основе исчисления распределения населения по уровню доходов.

Рис. 1. Кривая Лоренца

Неравенство в распределении дохода по методу Лоренца воспроизводится на графике с помощью кривой, где характер ее вогнутости отражает степень неравномерности распределения доходов, приходящихся на разные группы семей. Если каждая группа семей будет получать равную долю дохода, то на графике это найдет выражение в виде прямой линии абсолютно равного распределения доходов. Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем выше степень равномерности распределения дохода, и наоборот, чем большую вогнутость имеет кривая, тем выше степень неравномерности распределения доходов[3, с. 228].

Индекс Джини характеризует  степень отклонения фактического распределения  денежных доходов населения от линии  их равномерного распределения. Величина коэффициента варьирует от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Наряду с  дифференциацией доходов показателем  уровня жизни населения призвана служить мера соответствия получаемых доходов прожиточному минимуму и величине потребительских бюджетов. Рассмотрение положения дел под этим углом зрения позволяет формировать социальную политику, ориентированную на те или иные уровни потребления.

Прожиточный минимум  есть показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг минимально допустимого уровня, обеспечивающего поддержание активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. При формировании прожиточного минимума мировая наука и практика используют статистический, комбинированный или нормативно-статистический, субъективный и ресурсный подходы.

Более полный набор (в стоимостной и натуральной формах) материальных и духовных благ отражает другой показатель — минимальный потребительский бюджет — баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни тех групп населения, которые должны располагать минимальными доходами.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 утверждены Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, где определено, что они разработаны в целях определения потребительской корзины[1, с. 162]:

1) для основных социально-демографических  групп населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети) в целом по Российской Федерации с учетом половозрастных особенностей потребления ими продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

2) для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

В рациональном потребительском  бюджете предусмотрено полное удовлетворение потребностей человека в материальных благах и услугах. Он предполагает обеспечение рационального потребления граждан на основе научно обоснованных норм.

 

 

3. Социальная защита населения: природа, функции и механизмы осуществления

 

Социальная  защита населения представляет собой  систему законодательного закрепления минимальных гарантий, предоставляемых в обществе (государством или под его патронажем и контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

В соответствии с Конституцией РФ регулирование социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Нормативные акты по социальной защите имеют форму федеральных и региональных законов и постановлений, призванных реализовать защитные функции государства[6, с. 201].

Размеры выплат и натуральных выдач в системе  социальной защиты должны быть ориентированы  на минимальные социальные стандарты  — нормы и нормативы, отражающие потребности человека в материальных благах и услугах и гарантирующие соответствующий уровень их потребления.

Предоставление населению  государственными или некоммерческими  организациями пособий, стипендий, пенсий, дотаций и бесплатных услуг принято называть социальными трансфертами. Они осуществляются в виде социальной помощи, государственных социальных гарантий, социального страхования (обязательного и добровольного).

Социальная помощь оказывается  гражданам на основе проверки нуждаемости, социальные гарантии — без учета трудового вклада и проверки нуждаемости.

Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защитить население от различных  рисков, ведущих к потере трудоспособности, а, следовательно, и трудового дохода.

Поскольку формирование системы  социальных трансфертов в современной России является предметом совместного ведения органов управления Российской Федерации и ее субъектов, одной из важнейших сторон предоставления социальных выплат является необходимость четкого определения прав и ответственности каждого из уровней управления экономикой в определении круга оказываемых услуг и денежных выплат и источников их ресурсного обеспечения.

Природе рыночной экономики  свойствен перенос центра тяжести решения большей части социальных проблем населения в регионы. В этой связи наблюдается тенденция к расширению бюджетных прав территорий, касающихся источников доходов региональных и местных бюджетов и направлений их расходования. Участие федеральных органов управления финансовой системой в формировании ресурсных основ социальных трансфертов обусловлено необходимостью обеспечения всему населению минимума денежных доходов и общественных благ на принципах социальной справедливости.

Важное место в системе  финансирования социальных трансфертов занимают целевые бюджетные и внебюджетные фонды. К числу последних относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Средства фондов социальной поддержки населения формируются  за счет взносов работодателей, отчислений от индивидуальных трудовых доходов  граждан, а также доходов от предпринимательской деятельности предприятий (организаций), добровольных взносов граждан и благотворительных организаций.

Направления использования средств, аккумулируемых во внебюджетных фондах, зафиксированы в федеральном законодательстве об их создании и функционировании. Внебюджетные фонды в значительной мере дополняют и расширяют систему источников покрытия расходов на социальную поддержку населения[6, с. 203].

 

4. Политика Министерства труда и социальной защиты: «за» и «против»

Министерство  труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) было образовано при формировании второго правительства Черномырдина 14 августа 1996 путем слияния Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости РФ[7, с. 99].

Постановлением Правительства N1074 от 13 сентября 1996 было установлено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения; осуществляет функции, возложенные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" на Федеральную государственную службу занятости населения.

Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. было образовано Министерство здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, передав  ему функции по принятию нормативных  правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывало предложения основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, по повышению уровня жизни и доходов населения, по развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организацию пенсионного обеспечения и социального обслуживания, по улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, по развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности и оказанию международной гуманитарной помощи.

В результате осуществления  социальных реформ Правительством России и Министерством труда и социального развития РФ в конце XX начале XXI вв. положение населения в целом не только не улучшилось, но и ухудшилось, по ряду параметров достигнув критического уровня: снижение продолжительности жизни в стране; рост безработицы; снижение интеллектуального потенциала стран; повышение уровня и роста алкоголизма и наркомании; деформация семейно-брачных отношений: сокращение числа браков, размеров семей, рост доли детей, рожденных вне брака, появление качественно нового явления — массового социального сиротства; реальное снижение уровня и качества жизни преобладающей части населения; неоправданно высока социальная и имущественная дифференциация населения, региональная дифференциация условий реализации социальных прав граждан.

Сложившаяся в  России система социальной защиты населения  оказалась малоэффективной и не способной выполнять большинство возложенных на нее функций. Она обладает крайне ограниченными возможностями перераспределения ресурсов в пользу наименее обеспеченных и наиболее нуждающихся слоев общества, поскольку базируется на системе всеобщих социальных трансфертов, субсидий на товары и услуги, а также категориальных льготах. Основные объемы социальных трансфертов в такой системе попадают в распоряжение граждан с высокими и средними доходами (приходятся на долю домохозяйств, которые не относятся к числу нуждающихся). Они в меньшей степени нуждаются в социальной защите, но обладают достаточным политическим весом и влиянием, чтобы блокировать решения, ведущие к перераспределению социальных трансфертов в пользу бедных слоев населения. Около 20% малоимущих домохозяйств вообще не получают пособий, в то время как почти четыре из пяти семей, не относящихся к категории малоимущих, их получают. Малоимущим является приблизительно 40% населения, однако право на различные пособия и льготы имеют 68%; многие малоимущие остаются за пределами системы социальной защиты.

Эффективность ряда направлений социальной защиты (выплата пособий на детей, финансирование программ занятости и др.) достигла критического уровня; они перестали оказывать значимое влияние на положение уязвимых групп населения, которым были адресованы.

Очевидно, что  сложившаяся модель социальной политики в силу ее крайней неэффективности  едва ли может быть устойчивой в  течение длительного времени; она не столько прокладывает путь к социально ориентированной рыночной экономике, сколько блокирует её.

Наиболее очевидными причинами сложившейся в социальной сфере ситуации являются:

1) осуществление  экономической реформы методами  «шоковой терапии», без учета социальных последствий и необходимой социальной поддержки населения;

2) отказ от принципа социального партнерства, обеспечивающего социальную основу социального государства;

3) конъюнктурность, бессистемность и безответственность решений в области социальной политики, принимавшихся в середине 90-х гг. в результате прямого лоббирования заинтересованных групп, на основе существующего на данный момент соотношения сил;

4) принципиальная недооценка властью роли социальной политики, как в осуществлении рыночных реформ, так и в дальнейшем экономическом развитии, политической стабилизации общества.

Наиболее фундаментальной основой реально осуществляемой социальной политики в современной России является та экономическая стратегия, которая проводится правящими элитами. Осуществляемое ими реформирование экономики не только не ослабило, но значительно усилило экспортно-сырьевую ориентацию российской экономики, закрепило ее деформированную структуру. Это привело к несопоставимым уровням доходности сырьевого и несырьевого комплексов, соответствующему перераспределению финансовых потоков, сегментации российской экономики. Ведущий макросубъект российской экономики — «валютный», прочно связанный с мировыми рынками, интегрировавший мощный ресурсный потенциал (финансовый, предпринимательский, кадровый, услуги); ориентированный на вывоз энерго-сырьевых ресурсов, экспорт капитала и массированный ввоз готовой продукции. Для обеспечения оптимальных условий его функционирования произошло свертывание большинства сегментов российского производства, обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые потребляют (да еще по внутренним, более низким ценам) нужные для экспорта энергетические и сырьевые ресурсы, препятствуют наращиванию экспорта.

Следствием такой экономической политики являются недостаточное инвестирование в развитие и неизбежная деградация обрабатывающих и наукоемких отраслей, а также отраслей социальной сферы — здравоохранения, образования, жилищного строительства, науки и культуры, деквалификация занятой там рабочей силы, массовая безработица и т.д.

Начавшаяся  структурная перестройка экономики, переориентация производства, прежде всего на внутренний рынок при сокращении удельных масштабов импорта позволила добиться принципиальных изменений в сфере трудовых отношений, повысила общий уровень занятости населения и в перспективе обеспечит полную и эффективную занятость.

 

 

 

 

 

 

5. Критический взгляд на социальные программы различных российских партий

Партия «Единая Россия» отчетливо осознает, что проводимая правительством финансово-бюджетная политика не приносит тех результатов, которых вправе ожидать общество. Как следствие этого сохраняются очаги социальной напряженности. Недопустимо велик разрыв в доходах между бедными и богатыми группами населения. Большинство граждан не устраивает то, как распределяются доходы, получаемые от ресурсов, являющихся общенациональным достоянием. Масштабы демографического кризиса таковы, что угрожают существованию России как суверенного государства.

Видение партии:  «потребность в формулировании новой идеологии, отвечающей интересам нации и интересам государства, находящейся в русле традиций русской политической культуры, назрела в нашей стране уже давно. Любая страна живет и развивается в соответствии с осознанием своей миссии, своего места в мире. Понимание народом своей миссии особенно важно для России, которая всегда была идеологизированной страной. «Единая Россия» предлагает стране идеологию, способную объяснить роль и место России в современном мире, сплотить российское общество, не разрушив его многообразия. Эта идеология - социальный консерватизм»1.

Консерватизм (от латинского conservo – "сохраняю") - это  обозначение идейно-политических и  культурных течений, отстаивающих традицию и преемственность в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны приверженность проверенным временем социальным установлениям и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание последовательного, устойчивого развития.

Социальный  консерватизм - это идеология модернизации российского общества, реформирование различных систем общественной жизни в русле общих мировых тенденций, с безусловной опорой на национальные традиции и опыт истории нашего народа.   

В современных условиях ни одна социальная группа, ни одно общественное объединение не может без государственной поддержки решить сколь бы то ни было масштабные задачи. Но государство должно рационально определить сферу своей ответственности, а также формы своего воздействия на субъекты хозяйственной и социальной деятельности. Времена командно-административной системы ушли навсегда. Деятельность государства должна заключаться в неторопливом, заботливом пестовании институтов гражданского общества. Социальным консерваторам предстоит в ближайшем будущем осуществить те задачи общественной модернизации, решение которых было отложено в 90-е годы. Проводя модернизацию, государство обязано проявлять заботу о большинстве населения, особенно о малоимущих гражданах.

Взгляд КПРФ на социальные программы.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.