Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Кризисные явления в экономике производственной системы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство  по образованию

Филиал Государственного образовательного учреждения Высшего  профессионального образования

 Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)

 в пос. Матвеев Курган Ростовской области

Факультет Национальной и мировой экономики

Специальность: «Экономика и управление на предприятии машиностроения»

Специализация: «Экономист-менеджер»

Кафедра: «Общеэкономических и специальных  дисциплин»

Дисциплина: «Антикризисное управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

На тему: 1. «Кризисные явления в экономике производственной системы»

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса, 153 з-к группы       Аралкина В. Б.

                                                                                                                        (фамилия, имя, отчество)

 

Руководитель: ___________________________       Иванов Г. Г.

                                               (ученая степень, ученое звание)                    (фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Матвеев Курган

2010 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы кризисных явлений в экономике производственной системы………………………………………………………………………….....6

     1.1. Кризис и факторы его проявления……………………………………….6

     1.2. Классификация кризисных  явлений……………………………………..8

     1.3. Причины кризисных  ситуаций………………………………………….11

2. Программа плановых мероприятий преодоления кризиса в экономике производственной системы……………………………………………………..13

     2.1. Антикризисное  управление, как мера преодоления  кризиса………....13

     2.2. Государственное  регулирование стабилизации и  развития экономики российских предприятий………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Россия  вступила в  кризис благодаря своим реформам, и многие предприятия обанкротились; кризис всегда приводит к ухудшению материального благосостояния народа. Выход из кризиса путем разработки мероприятий, направленных на совершенствование производства, качества продукции и реализации по выгодным ценам, а также возможный переход на другой вид продукции.

Актуальность темы исследования заключается в том, что российская экономика переживает этап глубоких экономических преобразований, которые ведут к коренному изменению системы управления как национальной экономикой в целом, так и отдельными хозяйствующими субъектами [5].

Одной из первостепенных задач реформирования системы управления

является разработка и внедрение в хозяйственную практику таких форм и  методов управления, использование которых позволит защитить осуществляемую промышленными предприятиями производственно –хозяйственную деятельность от риска вхождения в глубокий кризис, чреватый банкротством. Решение этой задачи видится в применении механизма антикризисного управления как неотъемлемой составной части системы управления на предприятии.

В свою очередь перестройка  системы управления обнажила ряд  взаимосвязанных проблем:

- у многих руководителей  предприятий система антикризисного  управления вызывает ассоциацию  с несостоятельностью (банкротством) предприятия;

- отсутствует практика  применения механизма антикризисного  управления в российских условиях  хозяйствования;

- существует недостаток  в высококвалифицированных специалистах, среднего и высшего управленческого  звена, которые могли бы справиться с выполнением функций и обязанностей кризис – менеджеров [4].

Указанные выше проблемы стимулируют научные исследования, направленные на формирование целостного механизма антикризисного управления предприятием. Ядро такого механизма  — комплекс стратегий. Разработка стратегического ядра системы антикризисного управления, особенно востребована в промышленности, где предприятия столкнулись с глубоким и затяжным экономическим кризисом.

Проблема антикризисного управления еще только начинает разрабатываться в отечественной экономической литературе. Рассмотрению экономических аспектов системы антикризисного управления на микроэкономическом уровне, т. е. уровне хозяйствующего субъекта – промышленного предприятия посвящены работы: Градова А. П., Грязновой А. Г. и Уткина Э. А.

Вместе с тем, следует  отметить, что в экономической  литературе мало внимания уделяется  месту и роли антикризисного управления в системе управления предприятием. В большинстве работ антикризисное  управление рассматривалось лишь как механизм управления, направленный на выход хозяйствующего субъекта из сложившейся кризисной ситуации. Систему антикризисного управления необходимо рассматривать шире, как неотъемлемую составную часть организационно-экономического механизма управления предприятием, направленного на предотвращение и предупреждение кризисных ситуаций [2].

Практически не разработана  проблема формирования комплекса

антикризисных стратегий  применительно к отдельным этапам жизненного цикла промышленного  предприятия. Теоретическое решение данной проблемы входит в число наиболее востребованных наукой и хозяйственной практикой.

Целью настоящей контрольной работы является формирование научного стратегически ориентированного подхода к антикризисному управлению производственной системы и систематизация на основе данного подхода стратегий антикризисного управления.

Предметом исследования является стратегическая составляющая системы управления кризисными ситуациями, возникающими у хозяйствующих субъектов  при функционировании и развитии последних. Объектом моего исследования является ряд предприятий промышленности России, для которых характерна стратегическая направленность антикризисного управления.

Методологической основой  работы явился системный подход к  исследованию механизма антикризисного управления.

Практическая значимость моей контрольной работы состоит в обосновании и разработке стратегически ориентированного подхода к антикризисному управлению и выработке системы антикризисных стратегий управления производственно – хозяйственной деятельностью промышленным предприятием [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы кризисных явлений в экономике производственной системы

1.1 Кризис и факторы его проявления

Промышленное предприятие – это особый хозяйствующий субъект, который занимается какими-либо видами промышленной деятельности и включен в систему отношений, обладая правами собственности, хозяйственной самостоятельности принятии решений, а также устойчивой социально-экономической структурой и комплексом экономических интересов. Речь идет о живом, хозяйствующем субъекте. Промышленное предприятие объединяет ресурсы для производства определенных материальных и нематериальных благ с целью максимизации прибыли.

Развитие промышленного предприятия и в целом производственной системы – это сложный и разносторонний процесс, в ходе которого происходит изменение всех организационных и производственных механизмов управления. В частности, изменяются масштаб производственной деятельности, организационная структура управления как предприятием в целом, так и отельными подразделениями, потоки финансовых ресурсов, состав и структура внеоборотных активов, требования, предъявляемые к уровню квалификации работников и другие. При этом развитие любого предприятия протекает волнообразно. Так, вслед за прогрессом в развитии приходит регрессия и как следствие кризисное состояние [12].

Объективно кризис характеризуется  множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом, возможно отдаление кризиса  и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего.

Под кризисом (от греческого «krisis» – решение, поворотный пункт, исход) понимается острое затруднение в ходе какого-либо процесса, т. е. отход от нормального течения дел или тяжелое, а подчас и безысходное положение дел, кризис также определяется, как зона риска в жизнедеятельности социально-экономический системы, организации или предприятия.

Любой экономический  кризис необходимо понимать, как болезнь экономики на уровне предприятии, организации, фирмы, концерна, народно-хозяйственного комплекса, отдельные его отрасли и страны в целом.

Организации развиваются  с помощью кризисов. Переход от стадии формирования организации к  ее интенсивному росту, как правило, сопровождается кризисной ситуацией – кризисом роста.

Стадия формирования характеризуется с одной стороны  наличием в организации специалистов-разнорабочих, готовых ориентироваться на потребности  рынка, создавать и предлагать новый  продукт, а с другой стороны – тесными, доверительными, почти семейными отношениями между сотрудниками [10].

Однако для эффективного функционирования организации на стадии интенсивного роста на смену "творцам" или в дополнение  к ним должны прийти "продавцы", коммерсанты, то есть специалисты, способные обеспечить продвижение товара на рынке. Нормальные условия существования и профессионального развития "продавцов" – это постоянная конкуренция друг с другом.

Следующая кризисная  ситуация ожидает организацию, переходящую от стадии интенсивного роста к стадии стабилизации, - кризис зрелости. На этой стадии необходимы специалисты, способные создавать эффективные технологии, фиксировать наиболее удачные решения, обнаруженные в ходе интенсивного роста организации. Это означает, что "продавцов" должны сменить "технологии", средой функционирования которых являются строгая иерархия, подчиненность и определенность.

Следующий кризис ожидает  организацию при переходе от стадии стабилизации на стадию спада –  собственно кризис. Для выживания организации, оказавшейся на стадии спада, необходимы совершенно особые специалисты, способные объединить в себе навыки разработчиков, продавцов и технологов. В этих условиях персонал будет нуждаться в совершенно особом стиле отношений – стиле, ориентированном на лидера [7].

В качестве факторов проявления кризиса можно выделить следующие  признаки:

- имеющейся состав  и структура производственных  и финансовых ресурсов недостаточен  для достижения целевой установки;

- существующие источники  финансирования недостаточны для выполнения определенных функций и достижения поставленных целей;

- общий объем поступающих  доходов недостаточен для финансирования  необходимых производственных затрат  и погашения текущих обязательств  перед кредиторами;

- низкий уровень эффективности использования основных факторов производства недостаточен для обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия на рынке по показателям качества и ценовым факторам [3].

 

1.2. Классификация кризисных явлений

Исследование кризиса  на уровне отдельного хозяйствующего субъекта существенно отличается от кризиса, исследуемого на уровне всей экономики. Причем для распознания возникающих кризисных ситуаций большое значение отводится их типологии. Все кризисные явления в экономике принято классифицировать следующим образом:

1. По периодичности  возникновения:

- Регулярные (циклические)  или периодические, которые повторяются  с определенной закономерностью  и дают начало новому циклу,  в ходе которого экономика  проходит четыре фазы и подготавливает  базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности [6].

- Нерегулярные экономические  кризисы включают:

а) промежуточный кризис, не дающий начало новому кризису, а прерывающий на определенное время процесс развития отдельного субъекта

рыночных отношений, он менее глубок и менее продолжителен  по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер;

б) частичный кризис, отличающийся от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-то сферу общественного воспроизводства;

в) отраслевой кризис, охватывающий одну их отраслей народного хозяйства;

г) структурный кризис являющийся следствием нарушения закона пропорционального развития общественного производства, что проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития.

2. По ширине охвата:

- отдельные (или единичные);

- локальные (или групповые, охватывающие лишь часть или группу явлений, процессов, субъектов хозяйствования);

- системные (поражающие  болезнью весь экономический  организм в целом, будь то  предприятие, корпорация, отрасль,  народнохозяйственный комплекс, экономика  страны в целом).

3. По причинам возникновения:

- случайные;

- закономерные;

- циклические, из числа  закономерных. На микроуровне циклические кризисные явления возникают в соответствии с жизненным циклом процесса воспроизводства на предприятии. Микроуровень экономики – это уровень экономики или её состояние в отдельном предприятии в сфере материального производства и в  сфере интеллектуальной деятельности, для вывода отдельных предприятий на более высокий уровень экономики не достаточно экономического суммирования большего или меньшего количества предприятий, как по отдельным регионам и отраслям, так и по стране в целом. Они должны быть объединены в общественные системы и сравниваться  между собой по отдельным установленным экономическим и финансовым показателям. А на макроуровне рыночно – капиталистического хозяйства развертывается цикл, включающий в себя четыре фазы – подъем, спад (кризис), застой, оживление, новый подъем и т. д. Макроуровень – это уровень народного хозяйства в целом, в котором предприятия представлен как единая, целая и объединённая их структура [6].

4. По силе воздействия:

- болезненные;

- разрушительные;

- катастрофические.

5. По времени воздействия:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные.

6. По источникам происхождения:

- внутренние;

- внешние;

- смешанные, из внутренних  и внешних;

- стихийные (развивавшиеся  сами по себе);

- искусственные (сознательно  созданные теми или иными силами  с целью ослабления конкурента  и присвоения его ресурсов);

- смешанные, из стихийных  и искусственных.

7. По возможности преодоления:

- преодолимые с помощью  внутренних сил;

преодолимые с внешней  помощью или под внешним воздействием;

- непреодолимые [6].

1.3. Причины кризисных  ситуаций

С момента возникновения  экономического кризиса на макроуровне  в России наблюдается заметная дифференциация состояний промышленных предприятий. Одни мгновенно оказались на грани банкротства, другие длительное время почти безрезультатно сопротивляются негативным обстоятельствам, третьи используют сложное положение во благо себе, «ловят рыбку в мутной воде», четвертые, очень немногие, сумели выпрямиться под гнетом кризиса [1].

Рассмотрим причины  кризисных ситуации на предприятии, которые в свою очередь возникаю под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Особенности возникновения кризисных ситуации обусловленных отрицательным воздействием внешних факторов:

1) Экономические факторы:

- кризисное состояние  экономики страны в целом, повсеместный  спад и убыточность производства, с одной стороны, и ослабление  функций государственного регулирования экономикой - с другой;

- акцент государственной  политики на фискальной функции  («брать») при слабом внимании  к поощрительно-распределительной  («давать»),

повлекший за собой неэффективность  налоговой политики государства, при

которой непосильное налоговое бремя стало выступать антистимулом развития деятельности предприятий, особенно производственной сферы;

- несовершенство и  нестабильность финансово-кредитной  политики, проявляющееся в росте  процентных ставок и недоступности  кредитов для большинства промышленных предприятий;

- ошибки, допущенные в  экономическом регулировании, например  нарушения законов денежного  обращения, приведшие к дефолту  (августовский кризис 1998 г.), девальвации  и усугубившие инфляцию.

2) Социальные факторы:

- политическая нестабильность в обществе, война в Чечне, терроризм, непредвиденные чрезвычайные ситуации, высокая преступность;

- недостаток квалифицированных  специалистов, проблемы с кадрами  из-за отсутствия качественной  целевой переподготовки;

- снижение рождаемости  и повышение уровня смертности;

- бедность населения,  обусловившая его низкую покупательную  способность, что привело к  снижению платежеспособного спроса  покупателей.

3) Информационные факторы:

- отсутствие опыта  антикризисного менеджмента (практика  зарубежных стран в этой области применима в России только лишь на 30%, а остальные знания необходимо добывать методом проб и ошибок);

- отсутствие качественной  информации о рыночной конъюнктуре;

- неэффективность антикризисного  регулирования из-за несовершенства  действующей системы учета и отчетности, поэтому оно осуществляется «вслепую»;

4) Рыночные факторы:

- отсутствие адекватной, рыночным условиям, системы регулирования  различных видов хозяйственной  деятельности;

- неразвитость инфраструктуры  бизнеса, которая должна была бы стимулировать развитие отечественного производства [10].

 

 

 

 

 

 

 

2. Программа плановых  мероприятий преодоления кризиса  в экономике производственной  системы

В программу плановых мероприятий преодоления кризиса  должно входить: изучение рынка и  потребность в той продукции, которую производят предприятия. Изучение планов конкурентов, разработка собственного бизнес-плана, тактики и стратегии предприятия на производство того или иного вида продукции. К мероприятиям по преодолению кризиса может стать: повышение уровня заработной платы работникам, материальные стимулы по инновации их трудовой деятельности и др. В тоже время большую долю ответственности за преодоление кризиса в экономике производственной системы должно брать на себя государство, путём вливания денежных средств, разработки и принятия мер по укреплению и развитию отечественных предприятий, развивать инициативу управляющих, повышать квалификацию работников, их ответственность за поставленные экономические цели предприятием [лекции].

 

     2.1. Антикризисное управление, как мера преодоления кризиса

Сущность антикризисного управления предполагает систему мер  по диагностике, предупреждению, нейтрализации, преодолению кризисных ситуаций и их причин на всех уровнях развития экономики. Антикризисное управление имеет 2 значения: в широком смысле –  управление является системным управлением тем или иным субъектом хозяйствования на том или ином уровне экономики с целью преодолением кризиса; в узком смысле – управление представляет собой систему организационно-правовых мер в отдельном предприятии, вошедшего в кризис. Объектом антикризисного управления является кризисная ситуация, состояние наряду с окружающими их условиями внешней среды и внутренними условиями предприятиями, вошедшими в кризис. Основное содержание антикризисного управления использование классического менеджмента, т.е. совершенствование внутрихозяйственного  планирования (производственный менеджмент) и собственно управления (персональный менеджмент). Внутренние резервы предприятия, на которое, прежде всего, должно опираться антикризисное управление при оценке кризисного состояния предприятия и вывода их из данной ситуации [11].

Опора антикризисного управления по выводу предприятия из кризисного состояния на воздействие внешних факторов, например, предоставление льготных кредитов.

Некоторые считают, что  антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса.

По моему мнению, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное  управление рассматривается как  комплекс мероприятий от предварительной  диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

Рассмотрим на каких принципах базируется система антикризисного управления. К числу основных принципов относятся:

  • Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
  • Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
  • Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).
  • Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления предприятием [12].

Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от или, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме.

Основы антикризисного регулирования

  1. Наиболее четко движение цикла, переход от фазы к фазе выражается в динамике инвестиций. Движущей силой является инвестирование, следовательно, для выхода из кризиса необходимо, прежде всего, способствовать созданию условий для увеличения масштабов инвестиций это исходный пункт программы антикризисного регулирования.
  2. Существует иная точка зрения: Краеугольный камень смещения фаз циклов и колебания инвестиций изменение спроса, прежде всего спроса на конечный продукт (потребительские товары). Практика выхода из кризиса подтверждает, что обычно оживление начинается с расширения спроса на потребительские товары и услуги; это создает увеличение спроса на производство средств производства для этих секторов, увеличение инвестиций, занятости и, значит, дополнительного расширения потребительского спроса.
  3. Инновации: выход из кризисной фазы происходит на основе освоения нового поколения техники. Это обеспечивает конкурентоспособность продукции на основе повышения ее технического уровня и снижения издержек.
  4. Денежно-кредитная сфера игры на биржах, ссудный процент и т. п. Антикризисные программы включают активное использование регуляторов в денежно-кредитной сфере.
  5. Государство инициатор антикризисных программ. Государственное антикризисное регулирование определяется с помощью разнообразных дополнительных программ, осуществляющихся при бюджетной поддержке, которые становятся импульсом для оживления экономики [3].

 

2.2. Государственное регулирование  стабилизации и развития экономики  российских предприятий

Многообразие задач, которые  стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые  государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

Вмешательство государства  необязательно должно выражаться в  организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

Реформы предполагают коренные изменения в обязанностях государства, предприятия и гражданина. В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность за поиск для себя работы и реализацию своих возможностей [14].

Государство призвано отслеживать  взаимосвязи между масштабами и  скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.