Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ конкурентного рыночного механизма и его функции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

САМАРСКИЙ ИСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Специальность «Менеджмент организации»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине «Экономическая теория»

 

На тему «Анализ конкурентного рыночного механизма и его функции»

 

 

 

 

 

           Работа выполнена студентом

                                                      2 курса Васин Д.М.

                                                        Группа №МО28-08д

                                                       Научный руководитель: к.э.н Русакова Е.В

 

                                                  Самара 2009

 

                                                    Содержание

 

Введение                                                                                                    3

Глава 1. Конкуренция и её виды                                                             7

1.1. Сущность и функции  конкуренции                                                 7

1.2. Виды конкуренции                                                                            11

Глава 2. Конкуренция в  рыночной экономике                                      19

2.1. Модели рынков совершенной  и несовершенной                           21

Конкуренции

Глава 3. Правительство  как регулятор конкурентных отношений    33

в рыночной экономике

                3.1. Антимонопольное законодательство и государственное              38

регулирование экономики.

Заключение                                                                                                41

Список литературы                                                                                   44

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием – рынок.

Рынок – место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.

В экономической  литературе существует множество определений  категории «конкуренция».

По определению  классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание.

По Карлу  Марксу, конкуренция – это борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала.

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой  однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.

 Важно понять: без конкуренции нет рыночной системы.

Конкуренция в переводе с латинского языка значит <<сталкиваться>> и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Рыночный характер экономических  отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение  спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

1) она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведет к  удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде  случаев к их снижению;

3) в известной мере  выравнивает норму прибыли на  капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

                    К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу  определенную нестабильность, создает  условия для безработицы, инфляции  и банкротства;

2) ведет к дифференциации  доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3) ее следствием может  быть перепроизводство товаров  и не догрузка мощностей в  периоды производственных спадов.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится  при рыночных методах хозяйствования.

Справочники, словари  и учебные пособия по политэкономии  социализма регулярно оповещали о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (или малоконфликтным - с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С точки зрения организации  плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства.

Сегодня мы понимаем, что  чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными  к борьбе за рынки за рубежом, и  тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической  жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало  важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение рыночного механизма и категории конкуренции как его основы.

 

                         

 

 

 

 

        Глава 1. Конкуренция и ее виды

                         1.1 Сущность и функции конкуренции

 

Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Конкуренция выполняет  в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов  хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.

При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

 Основные условия  возникновения конкуренции:

1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

2. полная зависимость  товаропроизводителя от конъюнктуры  рынка;

3. противостояние всем  другим товаропроизводителям в  борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция – важнейший  элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

                Функции конкуренции.

1. Функция размещения (аллокационная) – направляет  ограниченные ресурсы в те  отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.

2. Инновационная функция  – стимулирует внедрение достижений  науки и техники, выпуск новых  видов продукции и услуг, новых  технологий, повышение качества  продукции и услуг, и т.д.

3. Распределительная функция – создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.

2. Контрольная функция  – инструмент (средство), которое  препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению  спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции, имеют настолько небольшую  часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов

Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия  производства и реализации товаров  и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

Конкуренция стимулирует  научно-технический прогресс и повышение  эффективности производства. Так  как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

При противоборстве субъектов  рынка усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые  только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

 

                                          1.2. Виды конкуренции

Конкуренция

по методам осуществления

по отраслевой принадлежности

по степени 

свободы

ценовая

неценовая

внутриотраслевая

межотраслевая

совершенная

несовершенная

По методам осуществления  конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.

Неценовая конкуренция  основана на предложении товаров  более высокого качества, с большей  надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы  и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую  конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция  — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция  — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени свободы  подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция -  свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к  факторам производства, свободное ценообразование  и др. При этой конкуренции никто  из участников рынка не может оказать  решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия  реализации товаров. Несмотря на то, что каждый рынок имеет свой уникальные особенности, всё же есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и следовательно суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции. Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами: Соперничество среди конкурирующих продавцов. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества. Сила, мощь, с которой продавцы товара борются за более сильную рыночную позицию в отрасли или в конкурентном преимуществе является лучшим индикатором «пульса» конкуренции.

 

Прибыль побуждает конкурирующие  фирмы развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий. Черты конкурентных взаимодействий фирм можно охарактеризовать следующим образом:

- Фирмы борются за  более выгодную рыночную позицию,  которая проявляется, в конечном  счёте, в стремлении каждого  завоевать свою клиентуру (наиболее прибыльную рыночную долю);

- Конкурирующие стратегии  фирм и пути реализации этих  стратегий различны. Фирмы ограничены, в основном, своими соображениями  о том, что и как будет  работать на этом рынке (реакция  покупателей и т.п.), и что вообще юридически законно (антимонопольное законодательство, разрешающее конкурентные действия и т.д.).

Время от времени фирмы  обновляют свои стратегии (для улучшения  позиции или с целью защиты уже завоёванных преимуществ). Продолжительность  функционирования фирмы в рамках любой стратегии зависит, с одной стороны, от рыночного успеха (или неудачи), а с другой стороны, от действий фирм- соперников.

Фирмы стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут быть сымитированы или обойдены конкурентами.

Межфирменное соперничество  может закончиться успехом или  проигрышем.

Стратегический успех  может дать фирме возможность "контролировать" направление действий рыночных сил  или конкурентных усилий. Стратегические неудачи могут привести к смене  стратегии, потере рыночной позиции и даже выходу из отрасли.

Акции и контракции фирм-соперников, в конечном счете, выливаются в создание новых условий спроса-предложения  или в реагирование на создавшиеся  условия рынка: маркетинговые стратегии  фирм-соперников в конкурентной борьбе воздействуют на рынок, а рынок, в свою очередь, заставляет фирмы принимать такие маркетинговые стратегии, которые могут принести успех в сложившихся условиях.

Конкуренция со стороны  товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных  с точки зрения цены.

Часто фирмы, принадлежащие  к одной отрасли, находятся в  тесной конкурентной борьбе с фирмами  в других отраслях из-за того, что  их продукция является хорошим заменителем. Конкурентные силы, возникающие вследствие наличия заменителей товара, сталкивают продавцов.

Во-первых, цены и доступность  товаров-заменителей создают потолок  цен для производителя, в то же время, потолок цен ограничивает потенциальную величину прибыли.

Во-вторых, производитель  товаров и/или услуг может выделить товар/услугу качеством, уменьшением цены путем сокращения издержек или другим способом дифференцировать свой продукт от заменителей, но чем больше зависят продажи товара от изменения цен заменителей, тем сильнее влияние конкурентных сил заменителей.

В-третьих, конкуренция со стороны заменителей зависит от того, насколько легко покупатель может предпочесть заменитель (это зависит от стоимости «переключения» покупателя на товар-заменитель).

Наиболее часто упоминаемым  индикатором силы конкурентного  давления на производителя со стороны производителей заменителей является темп прироста продаж.

Пример конкуренции  товарозаменителей.

Продавцам мелкой бытовой  техники в последнее время  неожиданную конкуренцию составили  операторы сотовой связи. По мнению продавцов, очень часто электрический чайник или кофеварку покупают в подарок.

После того как сотовики в очередной раз снизили цены, подарком «что- нибудь на $ 40-50» стал сотовый телефон»

Угроза появления новых  конкурентов. Конкурирующие силы, возникшие  вследствие угрозы появления новых конкурентов.

Серьезность угрозы возможного появления на рынке новых конкурентов  зависит от двух групп факторов:

- барьеры для входа;

- ожидаемая реакция  фирм на вновь входящих в  отрасль.

Существуют следующих  основных барьеров для входа:

- эффективный масштаб производства;

- эффект ЖЦ продукции  (иногда достижение низких затрат  на единицу зависит от опыта  производства товара и др. выгод,  полученных за время освоения  товара;

- предпочтения и преданность  потребителей к определенным  торговым маркам;

- потребность в капитале (чем больше величина требуемых инвестиций для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок);

- препятствия в виде  дополнительных затрат, связанных  с доступом к более дешевым  источникам сырья, патенты и  ноу-хау, опыт производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.;

- доступ к каналам  распределения;

- государственные меры  и политика (здесь имеются в  виду, законодательные правили и ограничения, применяемые на данном рынке).

Пример. Отмена в России в ближайшее время сезонных импортных  пошлин на ввоз сахара-сырца приведет к резкому снижению цен на сахар, изготавливаемый из него. Есть опасения, что российские производители сахара из сахарной свеклы не выдержат конкуренции со стороны сахара производимого из бразильского сырья. Ожидается, что производство сахара из сахарной свеклы в России станет убыточным и в результате сойдет на нет.

Угроза появления конкурентов  возможна не только внутри одной отрасли, но и на межотраслевом уровне. Здесь конкуренция ведется за выгодные сферы приложения капитала, за получение наиболее высокой прибыли.

Состязательность возникает  потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются уровнем технической оснащенности, структурой применяемого капитала, скоростью его оборота, стабильностью спроса на продукцию. По этим причинам процент прибыли на капитал в разных отраслях будет неодинаков. Перелив капитала будет происходить до тех пор, пока различные нормы прибыли не выровняются в какую- то общую или среднюю прибыль.

Межотраслевая конкуренция  объективно создает определенное динамичное равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего лишь 1-2 процента.

Если бы условия для  возрастания капитала в какой-либо отрасли были устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной.

Стихийное передвижение капиталов из одних отраслей в  другие, возможно лишь тогда, когда  вход в высокоприбыльную отрасль не заблокирован. Если в обществе возникают отношения, ограничивающие конкуренцию, становится неизбежным подрыв механизма образования средней нормы прибыли.

Экономические возможности  и торговые способности поставщиков.

Конкурирующие силы, возникшие вследствие возможностей и торговых способностей поставщиков.

Конкурентное влияние  со стороны поставщиков главным  образом зависит от того, насколько  важными являются эти составляющие затрат для покупателя

(если поставки определенной  группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается)

Влияние поставщиков  сильнее, если имеют место следующие  факторы:

- затраты на производство  играют важную роль для покупателя;

- поставщики представляют  собой несколько крупных фирм, не скованных интенсивной конкуренцией;

- продукция поставщиков  дифференцирована настолько, что  покупателю трудно и дорого  перейти от одного поставщика  к другому;

- покупатели не являются  важными клиентами для фирм-поставщиков,  т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;

- поставщики не конкурируют  с производителями заменителей  в других отраслях;

- со стороны одного  или нескольких поставщиков существует  реальная угроза прямой интеграции  в бизнес отрасли покупателя.

- фирмы-покупатели не проявляют склонности к интеграции в рынки поставщиков.

Экономические возможности  и торговые способности покупателей.

Конкурирующие силы возникают  вследствие возможностей и торговых способностей покупателей.

 

Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:

- потребители значимы  и их немного, они покупают  товар в большом количестве;

- объем потребления  представляет собой значительную  часть от всех продаж в отрасли;

- отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;

- товары, предлагаемые  на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы,  и потребители легко могут  найти альтернативный вариант  покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;

- покупаемые изделия  не являются важной составляющей  комплектующих изделий покупателя;

- экономически выгодной  для потребителя является практика  приобретения комплектующих у  нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному продавцу;

Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому существует потребность  у фирмы в отслеживании конкурентных изменений на рынке систематически. Только при этих условиях фирма может  правильно оценить возможности конкурентов и собственные возможности и выработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена на создание или поддержание собственного конкурентного преимущества.

 

               Глава 2. Конкуренция в рыночной экономике

 

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма  не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

До недавнего времени  в советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Рыночная конкуренция  в нашей экономике была устранена  с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский  период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных  производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентная среда, как  и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей  основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Конкурентной среде  предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами  его появления были:

1)устранение рыночных  условий хозяйствования вследствие  игнорирования законов товарного производства.

2)свёртывание товарно-денежных  отношений

3)ликвидация конкуренции

4)искусственная концентрация  и узкая специализация производства

5)преобладание централизма  и бюрократии в управлении  экономикой и др.

2.1. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

 

Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться  для разных типов (моделей) рынка.

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:

Конкуренция

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

 

 Совершенная (чистая) конкуренция.

 

К совершенной (чистой) конкуренции относятся:

· внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары;

· межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности  контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения  в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

2. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Позитивные  явления конкуренции:

1) снижение издержек;

2) быстрое внедрение НТП;

3) гибкое приспособление к спросу;

4) высокое качество продукции;

5) препятствие к завышении цен.

Негативные  явления конкуренции:

1) разорение многих субъектов рыночной экономики;

2) анархия и кризис производства;

3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;

4) экологические нарушения.

Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке  совершенно эластична и совпадает  с кривой и предельного дохода (рис. 1.)

.

                                              

Рис. 1. График предельного  и совокупного дохода

Поведение фирмы  на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль 

.

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства 

.

1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 2.).

2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис. 3).

3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 4).

4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 5).

5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

Рис. 2. Максимизация прибыли

 Рис. 3. Равновесие фирмы в длительном периоде


Рис. 4. Минимизация издержек

Рис. 5. Выход фирмы из отрасли в короткий период


Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

На рис.6 и 7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.

Рис. 6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня

Рис. 7. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня


Недостатки  рынка совершенной конкуренции: 
        – в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП; 
        – способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя; 
        – не может распространяться на производство общественных благ; 
        – вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность  для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция  – главное оружие монополистической  конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

Проникновение на рынок монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Теория монополистической  конкуренции выделяет краткосрочный  и долгосрочный периоды.

Спрос в условиях монополистической конкуренции  является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.