Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Международно-правовая защита прав ребенка

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

 

Юридический факультет

 

Кафедра конституционного и международного права

 

 

 

 

Допущена к защите

Зав. кафедрой

 

Кандидат юридических наук, доцент     

                      звание, степень

 

____________________А.Б. Мезяев_

                          подпись

 

«_____»_________________20____г.

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

 

 

на тему: «Международно-правовая

защита прав ребенка»

название ВКР

 

 

 

 

 

Работу выполнил

Студент   гр. Ю/083Б __________________  ___Мардаханов М.А.______

Подпись                                                                   (Ф.И.О.)

 

Научный руководитель

К.ю.н., ассистент __________________  ___Чиков П.В.____________

Подпись                                                                   (Ф.И.О.)

 

Консультант

ученое  звание, степень __________________  _________________________

Подпись                                                                   (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2012 г.

 

Содержание

 

 

Введение...................................................................................................................

3

1. Формирование системы международно-правовой защиты прав ребенка………………..………………………………………………………….

 

7

 

1.1.

История возникновения  международно-правовой базы в области  защиты прав ребенка …………………………………………………….

 

7

 

1.2.

Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка……………………………………………………………………

 

12

2. Международно-правовые механизмы защиты прав детей……………..

20

 

2.1.

Деятельность международных  организаций в области защиты прав детей……………………………………………………………………….

 

20

 

2.2.

Ювенальная юстиция  в международно-правовой защите прав детей..

26

3. Процесс стандартизации прав ребенка в международном и российском праве………………………………………………………………..

 

32

 

3.1.

Формирование  декларативных и конвенционных  норм о правах ребенка……………………………………………………………………

 

32

 

3.2.

Процесс закрепления  в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка…………………………

 

41

Заключение..............................................................................................................

62

Список литературы...............................................................................................

66


Введение

 

 

Актуальность темы дипломной  работы. В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в  международных отношениях. Во многих международных договорах государства  признают, что уважение прав и свобод человека является главным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Права ребенка являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Несмотря на то, что ребенок обладает теми же правами, что и взрослый, вследствие своего неполного физического и умственного развития он должен быть обеспечен особыми правами.  
Вопросы прав ребенка являются ключевой категорией, определяющей положение детей во всем мире. До недавнего времени проблема защиты прав детей не рассматривалась на международно-правовом уровне, а соответствующие вопросы решались в семье, на местном и национальном уровнях. Защита прав ребенка в значительной степени обусловлена тем, насколько общество осведомлена о правах детей и о механизмах их реализации и защиты. 

Период с 2001 по 2010 гг. объявлен Организацией Объединённых Наций международным  десятилетием культуры, ненасилия и  мира в интересах детей планеты, и информирование и просвещение  широких слоев населения о правах детей повышает уровень осведомлённости общества, способствует формированию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Вопросы прав ребенка являются ключевой категорией, определяющей положение детей во всем мире. До недавнего времени проблема защиты прав детей не рассматривалась на международно-правовом уровне, соответствующие вопросы решались на уровне семьи, местном и национальном уровнях. Защита прав ребёнка в значительной степени обуславливается тем, насколько общество осведомлено о правах детей и о механизмах их реализации и защиты.

Сегодня вопрос о правах ребенка становится все более актуальным. В настоящее время положение детей осложнилось: незаконная торговля, контрабандный провоз, похищение, экономическая и сексуальная эксплуатация, а также проблемы в области биоэтики и злоупотребление, эксплуатация и коммерческое использование здоровья детей стали повседневной реальностью во всех регионах мира. Во всем мире миллионы детей заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию и, а также лишает их средств к существованию в будущем. Многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред либо даже угрожают их жизни. Такая ситуация представляет собой нетерпимое нарушение прав каждого ребенка.

Во все времена дети представляли собой великий смысл  существования человечества, его  будущее. Поэтому человечество обязано  давать ребенку все лучшее, что  оно имеет. Так записано в Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году. В 1989 году ею же была принята Конвенция «О правах ребенка», которую Россия ратифицировала и взяла на себя обязательство выполнять. В свою очередь, Российская Федерация на основании вышеупомянутых международных норм и в обеспечение закрепленных в ней положений, признав детство важным этапом в жизни человека и исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, издала целый ряд законов и других нормативных актов, которые закрепляют права детей и их интересы. Основные права ребенка, которые, согласно Конвенции, государства-участники обязались выполнять, это право на охрану здоровья детей, право на воспитание и образование, права детей в семье, в том числе имущественные и жилищные права: устройство и защита детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, защита детей от всех видов эксплуатации, гарантии всех прав личности при привлечении детей к ответственности за правонарушение. Но в действительности в России о Конвенции, о законах Российской Федерации, республиканских и областных законах и других нормативных актах мало кто знает, и прежде всего — дети.

Будущее каждой нации  и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей  и их правовая защита, безусловно, - составная часть международного права в области прав человека. Вышеуказанные причины и определили выбор темы дипломной работы. 

Методологическую и  теоретическую основу дипломной  работы составил комплекс научных методов  познания, в том числе конкретно-исторический, системно-функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, логический и другие методы, а также теоретические положения в области международного публичного права. Осуществлен формально - юридический анализ документов ООН, резолюций и других нормативных актов, касающихся защиты прав ребенка. 

Теоретическую и информационную основу дипломной работы составляют труды известных ученых: Э.М. Аметистова, В.А. Карташкина, Ю.М. Колосова, И.К. Городецкой, Л.В. Корбут, А.В. Кортунова, Э.С. Кривчиковой, А.В. Кукушкиной, И.И. Лукашука, Е.А. Лукашевой, С.В. Полениной, Г.И. Тункина, Т.А. Титовой, С.В. Черниченко, З.К. Шнекендорфа, а также зарубежных ученых: С. Нарангэрэла, Ж. Амарсаны, Е.Верхелена, В. Мунтарбхорна и др. 

Предметом исследования является теория международного права в аспекте исследуемой проблематики, а также совокупность международно-правовых и национальных норм и принципов в сфере регулирования защиты прав ребенка.

Объектом исследования является международное право, как  явление международно-правовых отношений, касающихся защиты прав детей и нормы международного права.

Цель работы основана на анализе международного и российского законодательства, международной судебной практики, научных изысканий на этот счет специалистов в области международного, а также российского ювенального права, изучить вопросы правового регулирования и защиты прав ребенка.

В соответствии с указанной  целью в настоящей работе поставлены следующие задачи: 

- изучить историю развития международного законодательства в области защиты прав ребенка и определить основные международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка;

- рассмотреть основные  международно-правовые механизмы  защиты прав детей на примере  деятельности международных организаций  в области защиты прав детей и ювенальной юстиции в международно-правовой защите прав детей;

- определить и проанализировать  процесс стандартизации прав  ребенка в международном и  российском праве, путем изучения  процесса формирования декларативных  и конвенционных норм о правах ребенка и рассмотрения процесса закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка.

Структура выпускной  аттестационной (квалификационной) работы. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

1. Формирование системы международно-правовой              защиты прав ребенка

 

 

1.1. История возникновения международно-правовой базы

в области защиты прав ребенка

 

Международная защита прав человека является одной из важнейших отраслей современного международного права. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человека уходит далеко в прошлое. Первые нормы, регулирующие правовой статус индивида, присутствовали в национальных законодательствах Древнего Рима и Древней Греции, в Англии в период феодализма (Великая Хартия вольностей 1215 года, акт о лучшем обеспечении свободы поданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года, Билль о правах 1689 года), в США ( Декларация независимости 1776 года, Конституция США 787 года, билль о правах 1789 года), во Франции в результате достижений Великой французской революции (Декларация прав человека и гражданина 1789 года). Сама же концепция прав человека и основных свобод как категории появилась в XIII веке в Европе. Она была сформулирована в трудах таких известных мыслителей, как Гуго Гроций, Джон Локк, Эдмонд Бурк, в XIII же веке, получила свое развитие в трудах Томаса Пейна.1

Вопрос о необходимости регулирования  прав детей возник сравнительно недавно. Роль в этом сыграли и последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения, и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки. В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. Комитет занимался разработкой мер, которые необходимо было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговле детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1924 году по предложению Международного союза спасения детей в Женеве Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка. Декларация стала первым международно-правовым документом в области охраны прав и интересов ребенка и впервые сформулировавшая цели и принципы защиты прав ребенка. Но, к сожалению, декларация не смогла сплотить государства для международного сотрудничества в этой области, главным образом из-за отсутствия единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм. Государства обращались к этой декларации лишь фрагментарно по отдельным вопросам в области охраны прав ребенка. Поэтому можно сделать вывод о том, что в то время «международная защита прав ребенка как система международно-правовых норм еще не сформировалась»2.

Как составная часть защиты прав человека система международной защиты прав ребенка сложилась только после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Этот принцип был закреплен в преамбуле Устава этой организации.

10 декабря 1948 года генеральной  Ассамблеей ООН была принята  Всеобщая декларация прав и  свобод человека и гражданина, в преамбуле к которой говорится,  что признание человеческого  достоинства, равных и неотъемлемых  прав является основой свободы,  справедливости и всеобщего мира. 

В ходе дальнейшего развития прав человека произошло выделение в  данной отрасли права отдельных  институтов, одним из которых в современном международном праве является институт международно-правовой защиты прав ребенка. Развитие и становление данного аспекта прав человека в качестве самостоятельного правового института имеет достаточно длинную историю. Ребенок не рассматривался как представитель отдельной социальной категории достаточно долгое время. В правовом смысле ребенок не существовал вовсе , а в отдельных государствах, где в законодательных актах шла речь о ребенке, он воспринимался как собственность своего отца, и отношение к нему было таким же, как к другой собственности. В дальнейшем, уже в XIII веке, в эпоху Просвещения, дети стали рассматриваться как отдельная социальная группа. В начале XX века в ряде западных стран появились законы о защите детей и об обязательном образовании. Ребенок перестал восприниматься как собственность родителей и стал частью государства, а его задачей было готовиться к настоящей, взрослой жизни. Данное восприятие ребенка как категории макросоциальной нашло свое отражение и в уже упомянутой Женевской Декларации 1924 года. Уже Всеобщая декларация прав человека не дифференцирует права в зависимости от возраста человека: « Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст.1).3

Выделению международно-правовой защиты прав ребенка способствовало дальнейшее провозглашение Декларации прав ребенка 1959 года, принятая Генеральной Ассамблеей ООН. Декларация стала специальным документом, впервые полностью посвященным правам детей. Ее преамбула гласит, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». В Декларации говорится о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни было признакам; о праве ребенка на нормальное развитие; о праве на получение образования. Согласно Декларации ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации; ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении . Последний принцип посвящен вопросам воспитания ребенка. Таким образом, Декларация прав ребенка 1959 года сформулировала принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. 

Но несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой  деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-ч гг. стало  очевидным, что существующие нормы  по правам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы  отвечать специальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации прав ребенка были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав детей и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией № 44/25. Конвенция явилась плодом десятилетней работы многих специалистов. Первый проект Конвенции был представлен в Комиссию по правам человека ООН в 1978 году. В разработке документа принимали участие не только представители государств и межправительственных организаций структуры ООН, но и ученые, а также неправительственные организации, но только спустя десять лет, 20 ноября 1989 года Генеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию № 44/25, приняв тем самым Конвенцию о правах ребенка. В день открытия Конвенции к подписанию, 26 января 1990 года (ее подписала 61 страна), что явилось своего рода рекордом

Нельзя не отметить, что  Конвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в  мире договором по правам человека, который ратифицируют все страны мира.

Принятие Конвенции  стало значительным событием в области  защиты прав детей: ребенок впервые рассматриваются не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. 

Конвенция, состоящая  из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия . С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие ( ст.6), на сохранение индивидуальности (ст.8), на право свободно выражать свои взгляды ( ст.12), на неучастие в военных действиях ( ст.38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст.39). В Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников. Государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Идеи Конвенции непосредственно  касаются общечеловеческих проблем. Ее называют «Великой хартией вольностей для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка».

Предполагается, что стандартами, установленными Конвенцией, станут пользоваться все те, кто заинтересован в решении проблем, связанных со здоровьем, развитием и защитой детей. Конвенция, в качестве всеми признанного и авторитетного документа, будет выступать в защиту детей во всем мире. Для России как международный договор, к которому она присоединилась, этот документ, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции российской Федерации имеет приоритетное значение.4

 

1.2. Международно-правовые источники, регулирующие

защиту прав ребенка

 

Наиболее распространенным и значимым на сегодняшний день источником международного права являются многосторонние международные договоры. Среди них будет целесообразно выделить в первую очередь универсальные международные договоры, то есть договоры с неограниченным количеством участников. Важную роль в международно-правовой защите прав ребенка имеют акты общего характера, предоставляющие защиту прав человека в целом. Несмотря на то что подобные международные международно-правовые соглашения практически не предоставляют особую защиту ребенку как представителю отдельной социальной группы, все же их положения имеют значение и для защиты прав ребенка. Среди них можно выделить Международные пакты 1966 года об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских и политических правах. 5 

Таким образом, Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах предусматривает, что семье, которая рассматривается как естественная и основная ячейка общества, должна «предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, особенно при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10). 6 В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах указывается на то, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах также  провозглашает, что особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации ( п. 3 ст. 10).7

Более конкретные положения, непосредственно касающиеся прав и  интересов детей, были записаны в  Пакте о гражданских и политических правах. Устанавливалось, что «каждый  ребенок без всякой дискриминации  по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего, со стороны его семьи, общества, государства; каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после рождения и должен иметь имя; каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства".8

Несмотря на абстрактность  и декларативный характер отдельных  положений обоих Пактов, следует  признать значимость данных документов с точки зрения обеспечения интересов документа. Признание ребенка субъектом, обладающим правами и правом на защиту со стороны семьи, общества и государства, подтверждает и признание интересов ребенка.

К международно-правовым актам универсального характера, гарантирующим  защиту прав человека в общем, и ребенка в частности, относятся и все другие международно-правовые договоры о правах человека: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уничижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1956 года, а также Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, в особенности в той части, где речь идет о равных правах на получение образования, в том числе дошкольного и общего школьного образования.

Наряду с универсальными международными договорами следует  отметить значение международных договоров  регионального характера, гарантирующих  защиту прав человека в целом. Среди них можно выделить договоры, заключенные в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Европейского Союза.

«Огромное значение для  защиты прав человека имеет подписанная  в рамках Совета Европы в 1950 году Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также обе Европейские социальные хартии – 1961 года и Пересмотренная европейская социальная хартия 1996 года. В рамках ОБСЕ необходимо упомянуть о Заключительном акте СБСЕ 1975 года, закрепляющем существование самостоятельного принципа международного права – принципа уважения прав человека, а также итоговый документ Венской встречи СБСЕ 1989 года, который уделил особое внимание решению проблем воссоединения несовершеннолетних детей с их родственниками, упрощая для них процедуры пересечения государственных границ, наложив при этом на государства – участников организации обязательство следовать при рассмотрении ходатайств о поездках за границу принципу недискриминации, в том числе по признаку возраста».9 Говоря о договорах Европейского союза, следует отметить подписание Амстердамского договора 1997 года, одной из основных целей которого было названо сосредоточение усилий Евросоюза на проблемах занятости и прав человека. При этом в данном договоре речь идет, в частности , о средствах борьбы с дискриминацией по возрастному признаку. Среди договоров, предоставляющих защиту прав человека в общем смысле, в рамках СНГ следует отметить Конвенцию о правах и основных свободах человека 1995 года, закрепившую, наряду с основными правами человека и гражданскими правами, право на охрану здоровья, социальное обеспечение со стороны государства и др.

Следующую ступень в классификации источников международного права, регулирующих институт защиты прав ребенка, образуют международные договоры, имеющие непосредственное отношение к детям. Их также подразделяют на договоры универсального и регионального характера.

Центральное место здесь, безусловно, занимает Конвенция ООН  по правам ребенка 1989 года. Данная Конвенция является наиболее распространенным и широко признанным международно-правовым актом по правам человека. Ее ратифицировали и присоединились к ней 192 государства. Пятьдесят четыре стать Конвенции закрепляют гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, призванные удовлетворять особым нуждам ребенка, которым в соответствии со ст. 1 Конвенции является « каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раннее». Конвенция 1989 года объединила разнообразные права ребенка в тексте одного документа, преследуя три основные цели: 1) вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров по правам человека в целом; 2) закрепить некоторые права человека, предоставляя в связи с особым статусом ребенка особые гарантии их защиты (условия труда, лишения свободы); 3) закрепить специальные нормы, касающиеся защиты тех прав, которые относятся непосредственно к ребенку, как то: вопросы усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита от насилия и отсутствия должной заботы в семье, а также вопросы о взыскании алиментов.10

Среди международных  договоров регионального характера, предоставляющих гарантии прав ребенка, особого внимания заслуживает принятая в 1990 году в рамках Организации Африканского Единства Африканская Хартия о правах и благополучии ребенка, вступившая в силу в 1999 году. Данный документ содержит все основные права и свободы ребенка, подразделяя их на общие и специальные, то есть такие права, которые присущи отдельным категориям детей. При этом одним из важнейших достижений в рамках данного документа является безоговорочное определение ребенка как человека в возрасте до 18 лет.

Следующим пластом в  классификации международно-правовых источников защиты прав ребенка являются международно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка. Среди них существуют как документы, гарантирующие права ребенка как части человечества, уделяющие лишь в отдельных положениях особое внимание ребенку, так и документы, имеющие непосредственное отношение к правам ребенка. В связи с тем, что все они предоставляют гарантии защиты специальных прав ребенка, то их не принято делить по данному признаку. Именно поэтому целесообразным будет объединить данные источники в одну категорию классификации лишь по признаку характеристики прав, которые они гарантируют.

К международно-правовым источникам универсального характера, предоставляющим особую защиту прав ребенка, следует отнести Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года.

Особое внимание непосредственной защите уделяет IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года, содержащая ряд статей, имеющих отношение исключительно к детям. В данной сфере большое значение имеет также.

Второй дополнительный протокол 1977 года, касающийся защиты жертв  вооруженных конфликтов немеждународного характера, так как в последнее  время количество таких конфликтов сильно возросло и именно они характеризуются наибольшим количеством жертв среди гражданского населения, в особенности среди детей.11

«Среди иных актов, предоставляющих  особую защиту ребенку, следует отметить Конвенцию о статусе беженцев 1951 года, а также Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, который отменил ограничение действия Конвенции во времени, вследствие чего она стала носить универсальный характер».12

К этой же группе источников относится Международная конвенция  о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, которая в своем тексте опирается на выработанные МОТ стандарты и принципы в области защиты прав соответствующей части населения.

Международно-правовым актом, принятым на уровне международной организации, значение которого также невозможно переоценить, является Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Данная конвенция обязывает государства предпринять незамедлительные и эффективные меры для того, чтобы обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда. Конвенция также запрещает работу, которая по свое природе или в силу условий, в которых она производится, способна нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности детей, однако оставляет государствам возможность самим определить, после консультаций с профсоюзами и нанимателями, какая работа должна подпадать под такой запрет. При этом понятие «ребенок» относится ко всем лицам до 18 лет. Вместе с тем в Конвенции предусмотрено, что в любом случае государства должны распространить ее на любое участие детей в военных действиях и военный призыв лиц, не достигших 18 лет.13 

Отдельную категорию  в классификации составляют многочисленные акты, которые можно отнести к  разряду актов «мягкого» права, т.е., акты ненормативного содержания, носящие рекомендательный характер, но вместе с тем имеющие большое значение для института международно-правовой защиты прав ребенка. Среди актов «мягкого» права можно отметить прежде всего акты, принятые ООН по правам ребенка, включая резолюции и доклады Генеральной Ассамблеи, доклады Генерального Секретаря ООН, доклады Экономического и Социального Совета, резолюции Совета Безопасности.

Наиболее известной  и обсуждаемой является Резолюция  ГА от 26 июня 2000 года. Она приурочена к десятой годовщине встречи на высшем уровне в интересах детей и вступления в силу Конвенции о правах ребенка. В резолюцию включены тексты двух факультативных протоколов к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года: касающегося участия детей в вооруженных конфликтах и касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Данные протоколы содержат ряд положений, предоставляющих особую защиту детям, столкнувшимся или затронутым соответствующими обстоятельствами. К сожалению, ни один из них не вступил пока в силу, однако их значение для прав ребенка достаточно велико, так как многие международные организации, занимающиеся защитой прав ребенка, в своей деятельности опираются на положения этих Протоколов и часто ссылаются на них в принимаемых внутри организаций актах.14

В отношении защиты прав ребенка особого внимания заслуживают  также акты, принимаемые Комитетом  ООН по правам ребенка. В особенности  следует выделить так называемые Замечания общего порядка, которые  содержат результаты работы Комитета по отдельным аспектам защиты прав ребенка, а также выводы о ситуации в мире по отношению к конкретным правам или группам прав, определяют направления и цели дальнейшей работы Комитета. Примерами таких документов могут служить: Замечание общего № 6 (2005) «Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения», Замечание общего порядка № 7 (2005) «Осуществление прав ребенка в раннем детстве», Замечание общего порядка № 9 «Права детей-инвалидов». Кроме замечаний общего порядка, Комитет по правам ребенка, рассматривая доклады государств – участников Конвенции, отвечает на них итоговыми замечаниями и Рекомендациями, которые призваны направлять действия этих государств на улучшение положения детей в стране.15

«Исходя из того, что мы рассматриваем защиту прав ребенка в международном праве как отдельный институт международно-правовой защиты прав человека, к источникам можно причислить также отраслевые принципы защиты прав человека в международном праве. К ним относятся: принцип универсальности, недискриминации, а также принцип неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека. Все они имеют отражение в приведенных примерах источников анализируемого международно-правового института, отсылая к обязанности государств соблюдать все общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека в отношении любых лиц, находящихся под их юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации, предоставляя им гарантии осуществления присущих им гражданских, политических, экономических и социальных прав».16

Подводя итог, следует привести еще раз классификацию источников, регламентирующих международно-правовой институт прав ребенка:

  1. Принцип уважения прав человека в международном праве.
  2. Универсальные и региональные международно-правовые договоры, предоставляющие защиту прав человека в общем смысле.
  3. Универсальные и региональные международно-правовые договоры, гарантирующие защиту прав ребенка.
  4. Международно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка.
  5. Акты рекомендательного характера.
  6. Отраслевые принципы международно-правовой защиты прав человека.

Соответственно из предложенной классификации можно сделать  вывод о том, что международно-правовая защита прав ребенка сформировалась как полноценный самостоятельный институт международного права.

 

2. Международно-правовые механизмы защиты прав детей

2.1. Деятельность международных организаций

в области защиты прав детей

В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях. С целью защиты прав детей созданы различные международные организации, осуществляющие деятельность в области защиты прав детей.

В данном разделе дипломной  работы рассмотрим одну из международно-правовых организаций в области защиты прав ребенка, на примере деятельности ООН.

Наряду со структурами, созданными ООН, все большее значение для защиты прав и свобод ребенка на международном уровне приобретает функционирование конвенционных органов, учрежденных на основе целого ряда международных соглашений. Полномочия его органов определяются Уставом ООН, решениями ООН и ее специализированных учреждений, международными соглашениями универсального и регионального характера.

Комитет по правам ребенка - это конвенционный орган, созданный по воле государств и действующий на основе включенных в Конвенцию о правах ребенка процессуальных норм.

Применение термина  «конвенционный орган» объясняется  тем, что этот контрольный орган  создан, в отличие от постоянно  действующих органов международных организаций, например комиссий ООН, самими участниками международного договора. Комитет по правам ребенка был создан в соответствии со ст.43 Конвенции о правах ребенка, где говорится, что в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка.

В соответствии с этим также следует обратить внимание на специальные сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по положению детей: Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей17, Венскую декларацию и программу действий, принятые на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году18, Декларацию Тысячелетия ООН19, Доклад Генерального секретаря ООН, представленный специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей20, Декларацию «Мир, пригодный для жизни детей», принятую Генеральной Ассамблеей ООН на специальной сессии по положению детей в сентябре 2002 года21, которые являются важным фактором для осуществления положений Конвенции о правах ребенка и других международно-правовых положений защиты прав детей.

Проблема защиты прав и интересов детей привлекает все большее внимание мирового сообщества, о чем свидетельствуют созыв специальных сессий Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, проведение международных конференций, всемирных кампаний. Однако до сих пор даже на международном уровне эти права и интересы не получили должной и надежной защиты. В этой связи привлекают к себе внимание те международные организации, которые призваны охранять и защищать интересы детей.

Одной из таких организаций  и является Детский фонд ООН, активно  сотрудничающий в исследуемой области не только с межправительственными и неправительственными международными организациями, но и с правительствами целого ряда стран в целях защиты прав и интересов ребенка.

31 декабря 2011 года форма  сотрудничества Детского фонда ООН в Российской Федерации в качестве представительства завершена, между тем Правительством Российской Федерации рассматривается вопрос о создании национального комитета Детского фонда ООН в России.

Также следует уделить особое внимание значению деятельности Детского фонда ООН по защите прав ребенка (ЮНИСЕФ). Особое место в деятельности ЮНИСЕФ занимает нормотворческая деятельность. В планах, предпринимаемых ООН в отношении деятельности ЮНИСЕФ, нашел закрепление ряд принципов международной охраны прав детей.

Так первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.22

ЮНИСЕФ выработал единые правила для реализации Конвенции по правам ребенка:

а) Конвенция о правах ребенка, которую ратифицировали почти  все страны, является легитимной основой и должна определять рамки сотрудничества ЮНИСЕФ с правительствами, неправительственными организациями и другими потенциальными партнерами;

 б) основное внимание  следует уделять оказанию помощи  странам в деле развития гражданского общества с целью придания устойчивого характера деятельности в интересах детей и содействия созданию обществ, в которых потребности и права детей рассматриваются как приоритетные;

в) ЮНИСЕФ следует сосредоточить  свои усилия на реформе законодательства и использовать процесс сбора и анализа данных о положении детей как наиболее важный инструмент взаимодействия с правительствами стран пребывания для установления объективных критериев оценки действия законодательства, затрагивающего права и интересы женщин, детей и молодежи, и реально предпринимаемых мер с целью изменения подходов в той мере, в какой это будет признано необходимым во имя того, чтобы интересы и проблемы этих групп занимали приоритетное место а социальной политике государства и всего общества;

г) ЮНИСЕФ надлежит играть роль своего рода «катализатора», добиваясь от правительств, общественных институтов и возможных доноров мобилизации ресурсов и действий, направляемых на обеспечение такого положения, чтобы права детей находились в центре внимания и занимали ведущее место в программах стран, продолжающих процесс преобразований с целью построения правовых демократических государств.

Таким образом, задача ЮНИСЕФ заключается в следующем: ЮНИСЕФ уполномочен выполнять особую миссию по оказанию помощи правительствам в выполнении обязательств по реализации положений Конвенции и в обеспечении осуществления необходимых действий с той целью, чтобы основополагающим принципам Конвенции - обеспечению наилучших интересов ребенка, отсутствию дискриминации, выживанию и развитию - уделялось такое внимание, какое необходимо для защиты интересов детей. С учетом этого можно сделать вывод, что деятельность ЮНИСЕФ направлена на то, чтобы все законы и правила соответствовали положениям Конвенции о правах ребенка и другим соответствующим международным документам.

Первостепенное внимание в рамках ЮНИСЕФ уделяется следующему:

1) анализу и документированию  положений в сфере с обеспечения  прав и интересов детей;

2) разработке правовых  и институциональных норм и  механизмов их осуществления;

3) определению и распространению  эффективных экономических методов  и технологий защиты прав и  интересов детей.

ЮНИСЕФ с самого начала становления наделен определенной компетенцией и учрежден для выполнения таких целей, как создание детям нормальных условий жизни и охрана их здоровья во всем мире, особенно детей из стран, подвергшихся агрессии23 в ходе Второй мировой войны. Основные цели Фонда выражены в его программах, кампаниях, стратегиях и направлены на: иммунизацию детей; обеспечение достаточного потребления ими йодированной соли и витамина А; проведение пероральной регидратационной терапии; обеспечение чистой водой; безопасное материнство и грудное вскармливание до шести месяцев; образование; предупреждение заражением ВИЧ и распространения СПИДа; защиту детей, находящихся в особенно трудных условиях.

Деятельности ЮНИСЕФ основывается на общих принципах реализации прав человека, закрепленных в целом ряде международно-правовых актов и документов, затрагивающих права ребенка, а также на принципах, сформулированных в Конвенции о правах ребенка. Подробно изучены и изложены нормы международного права, содержащие основополагающие принципы реализации прав детей, которыми руководствуется исследуемая организация.

Подробно проанализировав  функции ЮНИСЕФ, изложенные в пункте 22 Приложения I  к резолюции Генеральной Ассамблеи 48/162 от 20 декабря 1993 года24, можно прийти к выводу, что главной ответственностью Детского фонда ООН является определение стратегических направлений его деятельности и обеспечение учета потребностей и приоритетов стран - получателей помощи.

Хотя деятельность Фонда созвучна и адекватна целям и приоритетам международного гуманитарного сотрудничества и развития, на практике ЮНИСЕФ не всегда уделяет должное внимание вопросам насилия в отношении конкретных категорий детей (например, детей-инвалидов; детей, находящихся в интернатных учреждениях), их жизни и смерти25.

Деятельность ЮНИСЕФ в государствах разворачивается  согласно его учредительных документов только при достижении соглашения с субъектом международного права. По согласованию с Правительством Российской Федерации договоренность об открытии представительства Фонда в Российской Федерации была достигнута 15 июня 1993 года в Вене в форме Соглашения между Правительством РФ и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации представительства Организации Объединенных Наций, где среди прочих органов, организаций и программ указан и ЮНИСЕФ. Представительство ЮНИСЕФ в Москве начало свою работу в 1997 году.

Распоряжением Правительство РФ от 28 декабря 2005 года № 2326-р «Об участии Российской Федерации в Детском фонде ООН» Министерству здравоохранения и социального развития предписано обеспечить участие России в ЮНИСЕФ, при этом ежегодный добровольный взнос страны в Детский фонд составил 1 млн. долларов США.

Первостепенное внимание в рамках программы сотрудничества уделяется  анализу и документированию положения в нашей стране с  обеспечением прав и интересов детей; разработке правовых норм и механизмов их осуществления; определение и распространение эффективных, экономичных методов и технологий защиты интересов семей и детей; развитию сети Уполномоченных по правам детей.

ЮНИСЕФ превратился  в важный фактор политической и правовой жизни России, в инструмент внедрения  международно-правовых стандартов обеспечения прав детей в таком политически непростом регионе, каким она является.

В заключение следует обратить особое внимание на необходимость при планировании деятельности ЮНИСЕФ применять более гибкий подход к реализации программ и кампаний каждой страной (например, что касается  менталитета государства), учитывая их разнородность и развитие, а также поставить вопрос об обмене знаниями и накопленным опытом, лучших практических методах, исследованиях между представительствами, расположенными в разных географических регионах (структурными подразделениями), посредством оперативного глобального размещения информации на официальном сайте учреждения.

 

2.2. Ювенальная юстиция в международно-правовой защите прав детей

 

Одним из инструментов защиты прав детей является формирование особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии (1890), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894) и в США (1899). Их примеру последовали другие страны, где через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних.

Ювенальная юстиция (лат. Juvenalis – юношеский; лат. Justitia правосудие) – правовая основа западной модели системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними. 26

С 70-х годов XIX века граждане американского  города Бостона Кук и Аугустус начали предлагать судьям не применять к несовершеннолетним, способным встать на путь исправления, наказания, а передавать их под присмотр органов попечительского надзора.

В июле 1899 года в США в Чикаго на основании закона штата Иллинойс «О детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними» был учрежден первый детский суд. Принятие Закона и создание ювенального суда было инициировано Люси Флауэр из Чикагского женского клуба, Джулией Латроп из общественной организации «Халл Хауз», обществом патроната «Visitation and Aid society». Для рассмотрения дел о несовершеннолетних было введено новое понятие «виновный», «правонарушитель» (англ. delinquent), отличающееся от понятия «преступник» (англ. criminal), нашел закрепление статус несовершеннолетнего правонарушителя, который стал субъектом ювенальной юстиции.

Позднее идея ювенальной юстиции получила развитие в Великобритании, где в 1908 году была принята серия законов о детях и молодежи. Во Франции первый ювенальный суд был учрежден в 1914 году на основе опыта США.

К настоящему времени в мире сложилось  несколько моделей ювенальной юстиции: англо-американская, континентальная  и скандинавская. В отдельных  государствах ювенальная юстиция является частью ювенальной системы органов и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и правами детей

Система ювенальной юстиции (англ. juvenile justice system) — сеть учреждений и организаций, совместно работающих с несовершеннолетними правонарушителями, деятельность которых осуществляется на основе законоположений и процессуальных норм, регламентирующих обращение с несовершеннолетними. Эти учреждения и организации включают в себя полицию, суды, прокуроров, обвинителей, пенитенциарные учреждения, службу пробации и управление исправительных учреждений для несовершеннолетних.27

В отдельных государствах учреждения ювенального профиля  представлены лишь судебными органами, в иных государствах помимо судов — различными организациями, занимающимися вопросами детства и социальной защитой несовершеннолетних.

Центральным элементом  системы ювенальной юстиции является ювенальный суд, в пределах своей  компетенции рассматривающий уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний. К основным задачам ювенальных судов относятся защита детей и их реабилитация.28

В настоящее время  в России ведется работа по созданию новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних, которая, как предполагается, будет представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

В России различают ювенальную юстицию в широком и узком смысле слова:

  • в узком смысле — это специализированная ветвь судебной системы;
  • в широком смысле — это совокупность правовых механизмов (медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных и др. процедур и программ), предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.29

А под системой ювенальной юстиции (ювенальной системой) в России понимается теоретико-правовая конструкция, включающая комплекс механизмов, нацеленных на реализацию и обеспечение на основе установленных законом процедур прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего и реализующихся в рамках деятельности специализированных служб и учреждений ювенального профиля..30

Сам термин «ювенальная юстиция» впервые в Российской Федерации был введен в правовой оборот в сентябре 1995 года «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей)», утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942, которыми было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».

В 1998 г. был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а в 1999 году – Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Оба эти закона содержат указание о том, что они приняты с учетом общепризнанных норм международного права.

К таким общепризнанным нормам относятся «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (они были приняты в 1985 году в г.Пекине на сессии ООН, поэтому их еще называют «Пекинские правила»). Согласно этому международному акту правосудие в отношении несовершеннолетних – это «ювенальная юстиции».

«Пекинские правила» предусматривают, что «ювенальная юстиция» – это правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом, то есть ювенальная юстиция – это сфера уголовной юстиции.

Говоря о ювенальной юстиции в России, мы ведем речь о модели ювенальной уголовной юстиции, то есть то, что сегодня в России называют «Ювенальной юстицией» – это правосудие в отношении несовершеннолетних- правонарушителей. Речь идет, прежде всего, о совершенствовании правоприменительной практики в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, с учетом рекомендаций «Пекинских правил».

Эти «Правила» регулируют сферу уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Цели правосудия в отношении несовершеннолетних – «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения».

Основная идея «Пекинских правил» – в рамках уголовной ювенальной юстиции надо сделать все таким образом, чтобы несовершеннолетний правонарушитель больше не совершал преступлений, через восстановление его прав (на образование, на поддержку со стороны семьи, возможность трудоустроиться, получить профессию, получить необходимую психологическую, медицинскую помощь и т.д.) обеспечить безопасность общества, вернуть правонарушителя к нормальной жизни в обществе как законопослушного его члена.

В соответствии с положениям российского Уголовного и Уголовно-процессуального законов, законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на сегодняшний день мы ведем речь о внедрении в России ювенальных технологий в уголовное судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних.

До настоящего времени иных законопроектов по ювенальной юстиции в Государственную Думу РФ не вносилось, а данный законопроект продолжает быть предметом дискуссий, потому что, прежде всего, нет единого понимания – какие именно гражданские дела надо передавать в сферу ювенального суда31.

Таким образом, ювенальная юстиция представляет собой особую систему правосудия для несовершеннолетних, в рамках которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

 

3. Процесс стандартизации прав ребенка в

международном и российском праве

 

3.1. Формирование  декларативных и конвенционных  норм 

о правах ребенка

 

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это  рекомендация, в которой провозглашаются  основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. –  договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).32

В 1959 году ООН принимает  Декларацию прав ребенка.33

Основной ее тезис  состоял в том, что «человечество  обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и достоинства. Она оказывала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), во всенародном пакте о гражданских и экономических правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1989 году 20 ноября Генеральная  Ассамблея ООН единогласно приняла  Конвенцию о правах ребенка. Конвенция  содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка  не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что  Конвенция устанавливает общие  нормы, в ней учтены различные  культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что  позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.34

Конвенция – документ особого социально-нравственного  значения, ибо она утверждает признание  ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей:35 сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.36

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.37
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.