Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология проектного обучения как средство развития творческих способностей у подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области 

ГБОУ СПО СО «Ревдинский  педагогический колледж»

 

 

 

Кафедра лингвистики

 

 

 

 

 

 

Технология  проектного обучения как средство развития творческих способностей у подростков

 

 

 

 

 

 
Исполнитель: Кистаев С.Е.

студент 53 группы

специальность 050303

«Иностранный язык»

Руководитель: Коровина Н.А.

преподаватель 1 кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ревда, 2012

 

Содержание

Введение 

Глава 1. Теоретические  основы применения технологии проектного обучения в процессе обучения подростков

1.1. Сущность технологии  проектного обучения

1.2. Характеристика различных  подходов к использованию технологии  проектного обучения на уроках  английского языка 

Глава 2. Возможности  применения технологии проектного обучения для формирования социокультурной компетентности подростков

2.1.  Понятие творческих способностей и особенности их формирования у подростков

2.2.  Методические рекомендации  по применению технологии проектного  обучения в процессе развития творческих способностей подростков на уроках английского языка

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимость постоянного  совершенствования системы и  практики образования обусловлена  социальными переменами, происходящими  в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

Реформирование школьного  образования и внедрение новых  педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Английский язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области изучения английского языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения английскому языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика. На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель.

Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная  деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного  образования и представляет собой  нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Проектная методика как  новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

- особое внимание к  индивидуальности человека, его личности.

- чёткость, ориентация  на сознательное развитие критического  мышления учащихся.

Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Традиционные подходы  к обучению языку и культуре недостаточно учитывают специфику языка как отражения системы культурных ценностей, на основе которых строятся конкретные общества и модели поведения их членов. Язык отражает мир и культуру и формирует личность носителя языка (Г.В. Елизарова).

           В этой связи остроту приобретает формирование социокультурной компетентности студентов педагогических вузов - будущих учителей иностранных языков. Культурное самоопределение будущего учителя иностранных языков представляется одним из финальных уровней формирования социокультурной компетентности. В процессе профессиональной подготовки студенты должны осознать себя в качестве поликультурных субъектов, способных перейти от этноцентризма к диалогу культур и значительно расширить свое социокультурное пространство. Этому способствует ознакомление студентов с вариативностью и разнообразием культур современных поликультурных сообществ стран как родного, так и иностранных языков, что ведет к самоопределению своего места в спектре культур.

Актуальность, теоретическая  значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Технология проектного обучения как средство развития социокультурной компетентности подростков».

 

Объект исследования:

Предмет исследования: формирование социокультурной компетентности подростков посредством проектной методики

Цель работы: Исследовать особенности проектной методики  как средства развития социокультурной компетентности подростков.

Цель потребовала решения  ряда задач:

      1. рассмотреть использование проектной методики в обучении иностранному языку (английский).;
      2. уточнить научное представление о сущности социокультурной компетентности подростка;
      3. обобщить и систематизировать результаты исследования проблемы, содержащиеся в научной литературе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические основы применения технологии проектного обучения в процессе обучения подростков

1.1. Сущность технологии  проектного обучения

 

          Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка .

Реформирование школьного  образования и внедрение новых  педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Новые ценности и ориентиры образования, а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Ярким примером может служить проектная методика.

           Приобретая все большую популярность, проектная методика получила широкое применение в педагогике двадцатого века, был и продолжает оставаться предметом исследований многих ученых и научных деятелей, освещающих различные аспекты этого метода. Значительное количество исследований посвящено использованию проектная методика в обучении иностранным языкам. Среди них — научные работы Н.Ю. Абышевой, Т.В. Березиной, Е.С. Полат и других исследователей.

          Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, недостаточным исследованием условий и факторов эффективности использования метода проектов при обучении иностранному языку. Кроме этого изучение проектной методики видится автору исследования необходимым для его эффективного использования в своей будущей педагогической деятельности.

          В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов. В нашем исследовании понятия «метод проектов» и «проектная методика» являются синонимами.

         Несмотря на «современный» статус, данная технология имеет многолетнюю историю. Проектная методика в образовательном процессе используется уже около ста лет. Научным описанием метода проектов занимались американские педагоги и философы Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др., основываясь на постулатах прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления». Ведущая идея данной научной школы состояла в необходимости организации обучения таким образом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Д. Дьюи подчеркивал необходимость опоры на личный опыт ребенка и полезность деятельности для реальной жизни.

         В 20-х гг. ХХ в. методом проектов заинтересовались советские педагоги (Б. В. Игнатьев, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий). Его широко использовали в «трудовой школе», так как приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся в рамках общественно-полезных дел.

        Сравнительный анализ истории становления метода проектов показывает, что подходы к пониманию его сущности отечественными и американскими педагогами были разными. Принципиальное отличие состояло в том, что отечественные педагоги основную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), а их американские коллеги делали акцент на выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Ценность метода проектов, с точки зрения американских педагогов, состояла в возможности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы учащихся. [6, c.29-30]

         Тем не менее, оба указанных подхода содержат в себе положительные моменты, так как в жизни каждого человека необходимо развитие как индивидуальных особенностей, так и навыков социального взаимодействия.

        Для ответа на вопрос «Что представляет собой метод проектов в педагогическом процессе?» необходимо выделить его характерные особенности при анализе различных дефиниций.

          В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов». Авторы утверждают, что, «исторический опыт апробации данного метода показывает, что данная педагогическая технология не должна являться доминирующей, но должна быть органично вплетена в образовательный процесс на ряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания». [4]

В определении Е.С. Полат  делается акцент на самостоятельную  деятельность учеников, сопровождающуюся детальной разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практического результата.

         Также стоит обратить внимание на понимание метода проектов А. А. Хромовым как системы обучения, гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость, под контролем учителя. [5]

         В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

 

В соответствии с указанными определениями  и различными описаниями метода проектов [6; 7;4] выделим его характерные черты:

 

·          Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического  процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;

·          Использование  комплекса знаний и навыков из различных областей;

·          Соответствие поставленных проблем реальным интересам  и потребностям воспитанников;

·          Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;

·          Творческая направленность, стимулирование самореализации и само-актуализации личности;

·          Ориентация на практический, социально-значимый результат.

 

Анализ и обобщение  различных подходов к структурированию проектной деятельности [3,9,10] позволяет выделить следующие этапы:

 

1.         Подготовительный: создание творческой  атмосферы в коллективе, нацеливание  участников на поиск и выявление  конкретной, отвечающей их интересам  проблемы, выдвижение гипотез по  ее решению.

 

2.         Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп и др.

 

3.         Деятельностный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности  участников, консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта.

 

4.         Презентативно-оценочный: представление  результатов, защита проекта,  анализ и оценка результатов  и проделанной работы, выявление  успехов и неудач, обсуждение  перспектив и тем новых проектов.

 

Роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит — работает на социализацию личности ученика.

Широкое применение метода проектов подтверждается огромным разнообразием типов проектов. Наиболее подробную типологию проектов предлагает Е.С. Полат. Она выделает несколько классификаций проектов по различным критериям.

Разделение проектов по содержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть внутренними (региональными) и международными. Количество участников в проекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личностные и групповые (парные).

Наибольший интерес представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Здесь Е.С. Полат выделяет исследовательские, творческие, игровые, ознакомительные и прикладные проекты. [8, c.71-76] Такое многообразие свидетельствует об относительной универсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическом потенциале метода проектов.

Применяемый в системе  обучения метод проектов играет особую связующую роль, в определенной степени  открывая перед учениками механизмы  взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.

Такие особенности метода проектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна позволяют с большой уверенностью предположить успешность использования указанной технологии на уроках иностранного языка. В следующем параграфе мы рассмотрим особенности использования проектной методики в обучении иностранному языку.

 

 

1.2. Характеристика различных подходов  к использованию технологии проектного  обучения на уроках английского  языка 

 

В обучении иностранному языку метод  проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. [11]

Довольно подробно изучением использования  метода проектов в обучении иностранному языку занимается Е.С. Полат. В своей  работе «Метод проектов на уроках иностранного языка» она подчеркивает первостепенность обучения способам речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку, который выступает средством межкультурного взаимодействия. Е.С. Полат говорит о посреднической роли языка, как средства для «формирования и формулирования мысли», выдвигая следующие выводы:

·       Необходимость активной устной практики для каждого ученика с целью формирования умений и навыков речевой деятельности и необходимого уровня лингвистической компетенции.

·        Важность предоставления ученикам возможности мыслить, рассуждать над возможными путями решения проблем с тем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей».

·           Необходимость включения учащихся в активный диалог культур, чтобы язык воспринимался «как средство межкультурного взаимодействия».

         

          Данный подход к обучению, по мнению исследователя, предполагает перенос акцента «со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся». Для чего, безусловно, подходит проектная деятельность. [12]

           В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

           Особый интерес представляют предложенные Е.С. Полат международные телекоммуникационные проекты, в которых посредством компьютерных телекоммуникаций организуется совместная проектная деятельность учащихся-партнеров из разных стран. Исключительность их использования в обучении иностранному языку состоит в создании языковой среды и на ее основе создании потребности в использовании иностранного языка на практике. Участники подобного проекта в реальности применяют полученные знания и могут оценить всю важность имеющихся навыков общения. [12]

 

Н. Кочетурова выделяет следующие  отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку:

           использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

          акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

            выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

            отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

            ·           наглядное представление результата. [11]

 

К этому списку в соответствии со спецификой предмета можно добавить такие характеристики как:

 

·          коммуникативная направленность проектов;

·          приоритет групповой работы в проектной деятельности;

·   повышение роли презентационно-оценочного этапа, на котором происходит защита проекта и рефлексия.

Общие черты метода проектов и указанные специфические особенности  проектной деятельности в обучении иностранному языку накладывают определенный отпечаток на использование этой технологии в педагогической практике. Однако наличие несомненных преимуществ и возможностей позволяет говорить об огромном образовательном и воспитательном потенциале метода проектов для обучения иностранному языку, который педагоги реализуют в своей работе.

 

Обобщая полученные в  ходе анализа данные, можно сделать  следующие выводы:

Метод проектов, являясь  личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности.

Проектная деятельность обладает четко выраженной структурой и отличительными особенностями, среди  которых можно отметить соответствие личностным потребностям учащихся, самостоятельность в работе, творческая направленность, ориентация на практический результат и т.д.

Использование метода проектов в обучении иностранному языку в  определенной степени обусловлена  спецификой учебного предмета и характеризуется  коммуникативной направленностью, ситуативной обусловленностью, интеграцией знаний из разных областей, необходимостью отбора языкового материала для работы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Возможности применения технологии проектного обучения для  формирования творческих способностей у подростков

2.1.  Понятие творческих способностей и особенности их формирования у подростков

Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так  же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.

Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как  говорил 
С.Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития способностей более высокого уровня.

Способности разделяются  на общие и специальные. В современной  отечественной психологии способности  выделяют с точки зрения психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и творческие.

Творческие способности  относятся к группе разделяемой  на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими  способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. 
Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

Особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие на процесс развития творческих способностей подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое  рефлексивное мышление. Подросток уже  умеет оперировать гипотезами при  решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет доктор психологических наук, профессор И.Ю. Кулагина в своей работе «Возрастная психология». 
Свидетельствует о высоких возможностях развития таких творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках проблем.

Подросток находит способы  применения абстрактных правил для  решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта.

Овладение подростком в  процессе обучения такими мыслительными  операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению  понятий, определяющейся легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

 

Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим  процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии воображения  у подростков отмечал и Л.С. Выготский. Он говорил о том, что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». 
Говоря о фантазии подростков, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии».

 

Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей».

 

Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом анализе работ 
Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С., развиваются творческие способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников.

Для того чтобы школьники  не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что  подросток стремится к решению  максимально трудных для него задач. Это поможет нам реализовать  второе условие предъявляемое к  развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. 
Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка.

 

Ещё одним важным условием для развития именно творческих способностей 
Левин В.А. называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал он, многие качества, необходимые творческой личности – художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних.[15.43.] Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности подростка стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.

Традиционные же объективные  условия возникновения в процессе обучения творческой деятельности учащихся обеспечиваются при реализации принципа проблемности в процессе обучения в  современной школе.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.