Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Манипулирование массовым сознанием: природа, формы и механизмы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  государственный университет

Факультет журналистики

Кафедра теории коммуникации

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

«Манипулирование  массовым сознанием:  
природа, формы и механизмы»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 

Проверила:

д.пс.н., профессор

Коваленко Наталья Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

1. Введение.

 

СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, они являются посредником между информацией и аудиторией. Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции …

Обо всех изменениях во внешнем мире современный человек узнает в  СМИ. Благодаря этому влияния  СМИ на аудиторию растет с каждым годом.

В данной работе будут рассмотрены  формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание и будут приведены примеры манипулирования общественным мнением. Но для начала необходимо сказать несколько слов о ключевых объектах исследования - о СМИ и об общественном сознании.

 

 

2. Роль СМИ в современном обществе.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и  радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации. Каково общество, такова и система  массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие, они могут содействовать прогрессу или тормозить его. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Моль Абраам Антуан пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в  наше время почти не оказывает влияния на развитие общества". Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ. 

Необходимо оговориться, что принято  отличать средства массовой информации от средств массового воздействия (театра, эстрады, художественной литературы и др.). Средства массового воздействия, в отличие от средств массовой коммуникации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации.

Печатное  слово имеет большую традицию, а следовательно, доверие к нему населения значительно выше, чем  к слову, услышанному по телевидению, которое нередко воспринимается как средство развлечения. Отсюда благодаря  периодике новое слово закрепляется за определенными сферами употребления, создается традиция и последующее привыкание к необычному или непривычному выражению. Следовательно, периодика искусственным образом закрепляет в сознании реципиента языковые модели и штампы.

Люди  воспринимают идеи, распространяемые средствами массовой информации, через свое мировоззренческое и социально-психологическое состояние, через психологический настрой. Журналистика сознательно формирует внутреннюю готовность человека воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом, изменяет не только сознание людей, но и психологические характеристики, свойства, состояния аудитории, на которую было направлено воздействие, формирует аттитюд (социальную установку). Понятие аттитюда используется для обозначения тенденции действовать в соответствии с оценочными комплексами. Это - ценность, значимость для человека определенного предмета или действия, которые оцениваются как "хороший - плохой", "полезный - вредный" и т.д.

Механизмы воздействия существуют как явные, так и скрытые. Сегодня более широко используется "метод подсознательного стимулирования", когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей действительности формируется с помощью стандартизированных упрощенных представлений (стереотипов и имиджей). Они внедряются в поток массового сознания.

Имидж - это целенаправленно созданная  форма отражения объекта в  сознании людей. По своей сути имидж  активен. Он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения.

От количества органов восприятия, задействованных в процессе получения  информации, зависит объем сведений, усвоенных человеком. Успех телевидения  заключается в том, что в этот процесс, кроме органов слуха, оказались  вовлеченными органы зрения, через которые человек получает львиную долю информации. Именно телевидение явилось самым популярным средством овладения информацией и именно с его появлением сформировалось информационное общество - общество, управляемое посредством информации. Возможности этого технического явления позволяют передать максимальное количество информации в том виде, в котором она предельно легко усваивается, следовательно, оказывает наибольшее воздействие.

Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определённых групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной "четвёртой властью", властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.

 

 

 

3. Общественное сознание.

Существует не так много  различных определений понятия «общественное сознание». Однако зачастую происходит подмена близких по смыслу и сущности определений, которые не тождественны друг другу.  Речь идет о словосочетаниях «общественное сознание» и  «общественное мнение».

Сознание объективируется в  системе материальной и духовной культуры, в формах обществ. Общественное сознание развивается через сознания отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от последнего: только в отношении к отдельным людям  книжные богатства библиотек мира, памятники искусства и т.п. имеют смысл духовного богатства.

Общественное сознание — это  отражение общественного бытия, выраженное в языке, в науке и  философии, в произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового сознания и кончая высшими формами теоретического мышления.

В состав общественного сознания входят различные его формы: наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Исторически выработанные обществом  нормы сознания становятся личными  убеждениями индивида, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они входят в состав общественного сознания, приобретают характер нормы поведения.

Общественное мнение - это состояние  массового сознания, заключающее  в себе отношение (скрытое или  явное) к общественным событиям, к  деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию  одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определённые нормы общественных отношений. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в голосовании на выборах органов власти, в средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.

В силу своей природы человек  не имеет прямого контакта с общественным мнением - он может лично ознакомится только с мнением другого человека. О содержании общественного мнения люди узнают из СМИ, причем рейтинг считается его единственным объективной характеристикой. Картина общественного мнения, созданная на основе рейтингов, внедряется в сознание индивида, который всегда подсознательно отождествляет себя с большинством, поскольку в массовом сознании именно большинство является носителем моральной истины. Возникает положительная обратная связь, ведущая к дальнейшему росту рейтинга. Не является ли общественное мнение, созданное имиджмейкерами на основе рейтинг-технологий, имиджем общественного мнения?

 

 

4. Массовое общество  как объект воздействия.

Г. Лебон – автор одной из первой концепции массового общества отождествлял массу с толпой, где индивиды утрачивают чувство ответственности. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Становясь частью толпы, люди опускаются вниз по лестнице цивилизации. Согласно Лебону, главная черта ХХ века – это замена сознательной деятельности индивидуума бессознательной деятельностью толпы. Он отмечал, что основной характерной чертой масс является слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушёвывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый стремится походить на ближнего, с которым он общается. При этом всё равно, каков бы ни был социальный класс, образование и культура участвующих: «с того самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и учёный становятся одинаково неспособными соображать». Для Лебона масса является почти исключительной противоположностью личности.

Зигмунд Фрейд , анализируя и обобщая взгляды Лебона, делает следующие выводы:

– Масса импульсивна, изменчива  и возбудима. Ею почти исключительно  руководит бессознательное.

– Масса легковерна и чрезвычайно  легко поддаётся влиянию, она  некритична, неправдоподобного для  неё не существует. Она думает образами и не знает ни сомнений, ни неуверенности.

– Она склонна ко всем крайностям, и тот, кто хочет на неё влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации.

– Массы никогда не знали жажды  истины. Они требуют иллюзий, без  которых они не могут жить.

Ю.В. Ирхин выделяет следующие типичные признаки человека как части массы:

1. Тенденция к обезличенности. Индивидуальная манера поведения отступает под натиском общих страстей и вытесняется импульсивными реакциями.

2. Преобладание чувственного над  сознательным. Разум в той или  иной мере «захлёстывается» чувствами  и «обволакивается» инстинктами.

3. Снижается интеллект, понижается уровень моральных ценностей.

4. Резко снижается уровень ответственности. 

 

Французский исследователь Серж Московичи пишет, что, «растворившись в массе индивиды утрачивают свои личные интересы, чтобы подчиниться общим желаниям, точнее тем, которые как общие преподносят им вожди». Он отмечает, что характерной чертой массового человека является отсутствие критичности и способности принимать правильное решение. «Единственный язык, который они понимают, – это язык, минующий разум и обращённый к чувству», – тонко подмечает Московичи, – «Человек– индивид и человек– масса – это две разные вещи, как достояние в один франк и в миллион: индивида убеждают, массе внушают».

Г. Блуммер отмечает, что поведение массы не определяется никаким предустановленным правилом и является спонтанным. «В массе индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу. Этот факт означает, что индивид в массе действует, откликаясь на тот объект, который привлёк его внимание, и на основании пробуждённых им порывов». Отсюда и возникает проблема манипуляции массовым сознанием и массовым поведением.

5. Психологические закономерности восприятия.

Воздействие быстрее достигнет  своей цели, если информатором будут  учтены следующие психологические  закономерности:

1). Внушение принимается сознанием, если внушаемое совпадает с психическими нуждами и побуждениями, испытываемыми реципиентами информации. Не случайно практически все политические блоки в нашей страны используют в своих предвыборных программах слова "порядок" или "стабильность", то есть именно то, чего, по мнению большинства населения, так не хватает в современной России.

2). Принятие сознанием внушающего  воздействия оказывается более  вероятным, если его содержание  согласуется с нормами референтной  группы, то есть группы, к которой принадлежит реципиент и мнение которой является для него значимым.

3). Можно добиться увеличения  эффективности внушения, если источник  информации ассоциируется в сознании  аудитории с носителем высокого  престижа, а также за счет высокого  социального статуса, личностного обаяния, компетентности коммуникатора. Например, во время операции НАТО в Югославии население США доверяло заявлениям военных руководителей блока об отсутствии разрушений гражданских объектов больше, чем словам жителей разрушенных домов в сербских городах.

4). Если императивное представление  информации (представление, в первую  очередь, затрагивающее эмоциональную  сферу человека) подкрепляется логизированным  доводом (обращенным к интеллекту) в его пользу, возникает смешанный  тип убеждающего и внушающего воздействия.

6. Управление вниманием.

Очевидно, что для осуществления  любого информационного воздействия  необходимо, в первую очередь, привлечь внимание человека к данному сообщению. Чем внимательнее человек отнесется  к предлагаемой информации, тем более значительная ее часть проникнет в его сознание и сохранится в памяти. Привлечь внимание человека к какому-либо событию несложно, главное, чтобы представление этого события было неординарным, отличающимся от ряда других представлений.

Непроизвольное внимание легко привлекается и удерживается с помощью раздражений, которые контрастны по отношению к окружающему фону. Контрастность широко применяется на практике в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов или же в виде контрастной формы в газетных заголовках, в цветной печати, в звуковом оформлении радиопередач и т.д. В качестве примера можно привести телепередачи, построенные в форме диалога двух политических противников, например, передача "К барьеру".

На основе контраста построен известный  прием мобилизации ресурсов внимания телезрителей через передачу звука  нового тембра или некоторую остановку  звучания вообще. Если после паузы  снова раздастся голос диктора  или музыка, это сильнее привлечет внимание человека, чем, если бы информации передавалась непрерывно. Как замечено психологами, внимание реципиента после подобных пауз, автоматически обостряясь, удерживается в напряженном состоянии в течение 10-20 секунд. Внимание в этот момент из относительного становится абсолютным, что увеличивает возможность более полного усвоения информации. Телевидение использует это время либо для передачи краткого, важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся передаче.

Контрастность также может проявляться в следующих ситуациях:

  • использование разных размеров (например, крупный заголовок в газете на фоне более мелких);
  • разная длительность (короткое сообщение в информационной передаче среди более подробных и долгих);
  • смена манеры изложения (если среди сухого, сжатого изложения информации вдруг проскальзывают какие-либо образные выражения или небольшие отступления от темы, это непроизвольно привлекает внимание)
  • сочетание цветов.

Но не всякое сочетание цветов привлекает внимание зрителя, и не всякая цветовая гамма вызывает у него одинаковый интерес. Напротив, неудачные цветовые сочетания могут воздействовать на человека угнетающе. Например, сочетание красного и темно-синего цветов вызывают удовольствие, сочетание красного и желтого цветов действуют сомнительно, а сочетание красного и фиолетового цветов вызывают неудовольствие.

Немаловажным фактором привлечения  внимания аудитории к информации является прием повторения. С помощью  повторения увеличивается число  людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, повторение благодаря феномену внимания становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную. Но это не единственная особенность повторения. Оно достаточно сильно влияет на процесс запоминания. В целях лучшего запоминания аудиторией нужной информации на телевидение практикуется повторение этой информации в различных модификациях. Повторение неизменно вызывает ассоциативное действие психики. Ассоциации расширяют сферу восприятия и запоминания информации, повышают ее субъективную значимость. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием.

 

7. Формы манипулирования массовым сознанием

Существует  две основные формы манипулирования общественным сознанием - убеждение и внушение.

 

7.1 Убеждение.

Убеждение - метод воздействия на сознание личности через обращение  к ее собственному критическому суждению. Основу метода составляет отбор, логическое упорядочивание фактов и выводов  согласно единой мировоззренческой концепции конкретного человека. Установлено, что убеждением, главным образом, достигается усиление ранее созданных установок. В целях убеждения СМИ осуществляют самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений. От того, какую информацию получают люди, во многом зависят их последующие действия. Это и понятно, ведь поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной для массовой аудитории форме - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и сокращений, осуществленных газетами, радио и телевидением.

Существует большое количество приемов распространения информации, способных убедить в достоверности  представляемых сведений:

1) Фрагментарность подачи.

Этот прием создает для слушателей ряд трудностей. Дробление информации, придавая видимость ее разносторонности и оперативности подачи, препятствует непрофессионалам, т.е. подавляющему большинству  граждан, сформировать целостную картину политических явлений или событий. Оно дает работникам СМИ дополнительные возможности манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя какие-то другие его аспекты. Для этих же целей используется односторонняя аргументация, когда показывается точка зрения только одного оппонента, которой присваивается смысл единственно правильной. Например, в ходе каких-либо военных операций СМИ, действующие в интересах нападающей стороны предоставляют аудитории только информацию, оправдывающую эти операции и указывающую на необходимость такого вмешательства. При этом другая информация просто блокируется и глушится. Этот прием можно проследить на примере информационного обеспечения операции США в Ираке, когда западные СМИ передавали информацию о наличие в регионе оружия массового уничтожения. Такая подача оправдывала необходимость применения силы. Фрагментарность подачи информации, в конечном счете, дезориентирует слушателей и либо гасит их интерес к политике и вызывает политическую апатию, либо вынуждает их полагаться на оценки комментаторов.

2) Ритуализация - показ легкодоступных для телекамеры официальных процедур, встреч и т.д. Это формирует у телезрителей чувство значимости происходящего, является демонстрацией, якобы, активных действий политиков, и в результате вводит аудиторию в заблуждение.

3) Персонализация  - акцентирование внимания не на смысле событий, а на их носителях - президентах, премьерах, видных политиках и т.д.

Приемы ритуализации и персонализации часто уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной стороны политических явлений. Сущностные же взаимосвязи остаются нераскрытыми. Эти приемы направлены, в основном, на повышение имиджа политиков, участвующих в этих мероприятиях.

4) Отвлечение внимания от важной информации.

Убеждающее воздействие, содержащее сильные и в какой-то степени  неприемлемые для данной аудитории  аргументы, оказывается более эффективным, если внимание аудитории несколько  отвлечь от содержания передаваемой информации с тем, чтобы лишить ее возможности выдвинуть контраргументы. Например, во время сообщения по телевидению спорной информации демонстрируется сюжет, не относящийся к ее содержанию и снижающий внимание аудитории.

 

7.2 Внушение.

Более эффективное влияние на массы по сравнению с убеждением оказывает метод эмоционального воздействия, т.е. внушение.

Внушение (суггестия) - процесс воздействия  на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности  при восприятии информации, с отсутствием  развернутого логического анализа и оценки. Внушение осуществляется с целью создания у человека или людей определенных состояний или побуждения их к определенным действиям. Суть состоит в воздействии на чувства человека, а через них - на его разум и волю. Содержанию, усвоенному благодаря механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер: оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность "внушенных установок".

Внушение - единственно возможный  способ передачи идей, недоказуемых с  помощью логических доводов или представляющихся абсурдными с точки зрения здравого смысла. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое может затмить рациональные доводы и аргументы. Насыщая свои передачи эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека, телевидение может оказывать определяющее влияние на политическое поведение граждан. Эта его способность особенно часто используется в периоды предвыборных кампаний, когда поддерживающие непопулярные политические силы СМИ с помощью ярких частных фактов или фальшивок пытаются накалить эмоциональную атмосферу в обществе и блокировать рациональный выбор избирателей. Аргументы, содержащие апелляцию к чувствам, снижают возможное сопротивление. Например, апелляция к ненависти снижает цензуру ранее усвоенных индивидом социальных норм и ценностей над его собственным поведением.

В настоящее время практикой  СМИ накоплен большой арсенал  приемов, обеспечивающих воздействие  на эмоции людей. К таким приемам  относятся:

1) Прием "свидетельства".

Этот прием состоит в приведении высказывания личности, которую уважают  или ненавидят в данной аудитории. Это могут быть авторитетные представители  политики, культуры и пр. Так, например, 24 декабря в студию ТВЦ был  приглашен вице-президент ВШЭ, который комментировал ситуацию на валютном рынке, рекомендуя гражданам не хранить сбережения при себе в долларах, а доверить их инвестиционным компаниям.

Прием «свидетельства» содержит оценку преподносимой идеи, деятеля, вещи, направленную на побуждение аудитории к определенному к ним отношению (положительному или отрицательному). Например, если человек, отношение к которому у аудитории однозначно отрицательное, одобрит какие-либо действия или идеи, к ним также сформируется отрицательное отношение.

2) Прием "наклеивания  ярлыков".

В этом случае для компрометации  и отторжения слушателями лиц  или идей на них наклеивается негативный ярлык, например: "империалист", "фашист" и т.п.

Например, в целях дискредитации  президента СРЮ С. Милошевича западные телекомпании навязывали мировому сообществу образ "Милошевича - Гитлера", осуществляющего "геноцид албанцев".

3) Прием "сияющего  обобщения".

Заключается в обозначении конкретной вещи обобщающим понятием, имеющим  позитивную эмоциональную окраску - символом. Целью является побуждение аудитории принять и одобрить преподносимое явление. Этот прием скрывает негативные стороны и не вызывает у аудитории нежелательных ассоциаций (например, "свободный мир", "демократия", "национальное самосознание", "народовластие", "суверенитет" и др.). В устойчивые старые символы вкладывается новое содержание, и с этим новым содержанием они беспрепятственно входят в сознание людей.

В качестве примера можно привести использование символа "монополия". В СССР это понятие имело негативный смысл. Монополиями, грабящими народ, назывались корпорации Запада, широко употреблялся термин – государственно-монополистический капитализм. В конце перестройки монополиями стали называть единую энергосистему, единую сеть железных дорог, единую газовую систему, что придавало им негативный смысл в глазах людей и подводило к выводу о необходимости их раздробления.

 

 

 

4) Прием "непривлекательного  ракурса".

Для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным  политикам телевидение использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом подбирает и монтирует заснятые кадры, например, выискивает, снимает, а затем систематически показывает, как (в душном помещении или в жару, о чем умалчивается) ведущий оппозиционный политик вытирает пот. Тем самым в ходе многократно повторяющегося показа кадров с вытиранием пота в подсознании многих избирателей, особенно женщин, формируется психологическая установка на личностное неприятие этого лидера.

Телевизионные репортажи о событиях, которые нужно представить в негативном свете, несут в себе элемент документальности, но внимание сосредоточено на кадрах, выхватывающих из большой толпы трудных подростков, «лиц не русской национальности», нелепые лозунги, хотя бы они и содержались в пропорции 1:100. В частности в видеорепортажах "Би-би-си" с демонстраций протеста против ВТО в Сиэтле крупным планом демонстрировался молодой человек, находящийся в состоянии наркотического опьянения, который выкрикивал протестующие лозунги. Таким образом, создавалось впечатление, что на демонстрацию вышли не вполне адекватные люди, которым просто больше нечем заняться.

5) Прием "спираль  умолчания".

Он состоит в том, чтобы с  помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодных манипуляторам лиц. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться в социально-психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится громче, что еще сильнее вынуждает несогласных или колеблющихся к принятию "общепринятой" позиции или к глубокому утаиванию своих убеждений. В результате цепной реакции обеспечивается победа манипуляторов. Использование этого приема во внушающей коммуникации рассчитано на некритическое разделение излагаемой оценки или точки зрения.

Чаще всего этот прием используется СМИ накануне различных выборов. Телекомпании, ангажированные кандидатами, представляют в своих материалах предвыборные рейтинги, где на одном из первых мест, как правило, находится фамилия их кандидата. Опросы общественного мнения нередко недостоверны, политические прогнозы социологов СМИ подчас откровенно манипулируют общественным мнением.

6) Прием "создание  образа".

В последние годы в зарубежных странах, а также в России, успешно развивается  целое направление - имиджмейкинг, занимающееся созданием привлекательных для  населения образов руководителей  компаний и политических деятелей. Имиджмейкеры диктуют им не только форму одежды и манеры поведения, но и содержание выступлений. Создаваемые имиджи позволяют устанавливать ложные репутации, искажать образы.

 

7) Прием "игра в  простонародность" (популизм).

Цель этого приема - побуждение аудитории к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за "народности" этих понятий или принадлежности к "простым людям".

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.