Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование производственной программы предприятия в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.13. Год: 2013. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение образования  Федерации Профсоюзов Беларуси

Международный университет «МИТСО»

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Формирование производственной программы 
предприятия в современных условиях»

по дисциплине «Экономика предприятия»

 

 

 

Студент:

Черкас Каролина Игоревна

Курс II

Группа 1022зс

Факультет МЭО и М

Специальность Менеджмент

 

Руководитель:

Старший преподаватель

Куприянович Татьяна Борисовна

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С переходом к рыночной экономике требования к организации  производства изменились. Главной целью  становится удовлетворение покупательского спроса в полном объеме и в установленные сроки. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.

Страны с рыночной экономикой за последние полтора  десятилетия накопили огромные знания в области управления производством, которые приобрели интернациональный характер. Экономические отношения в стране в настоящее время чаще всего рассматриваются на макроуровне. Вместе с тем очень актуальным остается вопрос о влиянии создания рынка на уровне деятельности промышленного предприятия. В этом отношении рынок следует рассматривать как экономическую среду, в которой функционирует предприятие.

Влияние рынка на хозяйственное  поведение предприятия проявляется  через ускорение решения ряда технико-экономических, социальных задач, а именно: изменения в подходе к ценообразованию, ориентацию производства на реальный спрос, развитие прямых межхозяйственных связей, повышение технического уровня производства, диверсификацию производства, развитие новых видов услуг. Многие торговые предприятия, выросшие и окрепшие на внутреннем рынке, пробуют свои силы во внешнеэкономической деятельности.

Именно успешно развивающая  торговля повергла многих людей в  сферу бизнеса — только кто-то удачно движется по течению, а кого-то настигло разочарование. Успех каждого предприятия, каждой фирмы в большей степени зависит от эффективности решений и действий, осуществляемых этим предприятием. А именно от успеха предприятия зависит, какую прибыль получит владелец. А успех зависит от того, какое место займет фирма на рынке, что она предложит обществу и в каких количествах. Это должны быть четко отработанные действия, эффективно налаженная производственная программа.

Задачи курсовой работы: дать понятие производственной программы и ее показателей; исследовать практику формирования производственной программы на основе конкретного предприятия; дать предложения по оптимизации производственной программы предприятия. Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть тему на основе конкретного предприятия и дать практические предложения и рекомендации по проблемам экономики и менеджмента для руководства и специалистов предприятия. Объектом курсовой работы является производственная программа швейного предприятия. Предметом исследования являются экономические показатели деятельности предприятия за 3 года.

Структура курсовой работы включает: титульный лист; содержание; введение; исследуемые вопросы (понятие и показатели производственной программы, исследование существующей практики формирования производственной программы, совершенствование формирования производственной программы в современных условиях), включающие в себя подпункты; заключение; список использованной литературы.

Актуальность выбранной  темы курсовой работы состоит в том, что она раскрывает вопросы, интересующие предпринимателей, которые необходимы для успешной коммерческой деятельности, ведь каждый предприниматель стремится выжить в сложившейся рыночной кризисной обстановке, получая прибыль. Только при четко спланированной производственной программе и налаженном процессе производства, использовании производственных и торговых площадей, рабочего времени, можно ожидать максимальных результатов.

В последующем расчеты  будут использованы для выработки  управленческих решений и оптимизации производственной программы.

 

 

ГЛАВА 1. Понятие И ПОКАЗАТЕЛИ 
производственной программы

Ориентирами для деятельности любого предприятия является его  планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства.

Производственная программа предприятия представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. В условиях рыночной экономики производственная программа предприятия должна ориентироваться на потребителя и исходить из результатов маркетинговых исследований. При разработке производственной программы основываются на потребностях регионального и мирового рынков, общей рыночной ситуации, состоянии конкурирующих предприятий и отраслей. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям продаж. При разработке конкретной производственной программы учитываются сроки и объем поставок продукции на рынок, максимальную, равномерную загрузку производственных мощностей, платежеспособный спрос населения. Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции и получении прибыли. Подготовка производственной программы является ответом на ключевые вопросы управления производством:

Какие виды продукции, и в каких количествах производить?

В какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю?

Какого качества должна быть продукция в планируемом  периоде?

Сколько продукции предприятие  может выпустить дополнительно  в случае возникновения срочных заказов, какого вида и качества?

Каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором  следует перейти в режим его  консервации или остановить для  модернизации?

Каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для  их удовлетворения?

Производственная программа  состоит из двух разделов:

  • план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении;
  • план производства в стоимостном выражении.

Производственная программа характеризуется  системой следующих показателей:

Показатели производственной программы распадаются на две большие группы:

  • количественные, характеризующие объемы производимой продукции и динамику их изменений;
  • качественные, отражающие производственно-технические (материалоемкость, точность, мощность) и эксплуатационные (надежность, ремонтопригодность) достоинства производимой продукции.

 Качественные показатели  не являются предметом изучения  в данной теме, но они могут быть представлены достаточно сложной системой самостоятельных показателей.

 Различают абсолютные  и относительные количественные  показатели.

Абсолютные показатели отражают объем производимой продукции  в натуральных (условно-натуральных); трудовых (временных) и стоимостных показателях.

 При составлении  производственной программы используются  натуральные (условно-натуральные) и стоимостные показатели.

Натуральные показатели (номенклатура и ассортимент) наиболее точно отражают объем изготавливаемой продукции и выражаются в штуках, тоннах, кубометрах и других физических единицах измерения. Они являются базой основных технико-экономических плановых расчетов, служат исходными величинами для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производственных площадях. Однако из-за большого разнообразия выпускаемой продукции зачастую невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели. Для расширения сферы применения натуральных показателей используются условно-натуральные показатели (условная тонна топлива и т.п.). Они применяются в случае планирования производства однородной, однотипной или одноименной продукции. При этом за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по трудоемкости, массе, материалоемкости или по какому-либо другому признаку.

Номенклатура и ассортимент  продукции являются одним из основных показателей производственной программы предприятия. Номенклатура продукции – это состав изготавливаемой продукции по ее видам или наименованиям. Ассортимент – это состав данного вида (наименования) продукции по типам, маркам, профилям, сортам и т.п. Ассортимент продукции представляет расширенный (по сравнению с номенклатурой) набор разновидностей продукции определенного наименования, различающейся технико-экономическими характеристиками (типоразмерами, качеством, внешним видом и т. д.). Каждое предприятие выпускает продукцию определенного ассортимента (номенклатуры) и определенной ассортиментной структуры. С позиции производителей, чем уже ассортимент, тем проще ассортиментная структура производимой продукции, тем лучше и проще организация и технология производства, тем ниже производственные затраты, и выше, при прочих равных условиях, рентабельность. То же самое относится и к обновлению ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Потребитель же, напротив, заинтересован в расширении ассортимента продукции, в его постоянном обновлении.

Трудовые (временные) показатели — часы и минуты рабочего времени — применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель — трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Трудоемкость — это затраты времени на изготовление единицы продукции в данных условиях и при средней интенсивности труда. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется такой показатель, как станко-часы. На первый взгляд, показатели трудоемкости производственной программы вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые показатели часто используются во вспомогательных расчетах.

 Для того чтобы  получить сопоставимые показатели производственной программы и осуществить сводный учет и планирование, используют стоимостные показатели производственной программы, которые носят обобщающий характер и считаются универсальными при взаимоувязке всех разделов плана предприятия.

 Обобщающим показателем производственной программы предприятия является реализованная продукция (РП), или объем продаж. Первый термин применяется в отечественной практике, второй — в мировой. Понятие «реализованная продукция» более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Объем реализованной продукции рассчитывается по формуле

где ТП — объем товарной продукции за определенный период (месяц, квартал, год), руб.;  — изменение остатков готовой продукции на складе за определенный период, руб., — прирост остатков отгруженной продукции за определенный период, руб.

Здесь и далее индексы «н»  и «к» соответствуют началу и  концу рассматриваемого периода.

Товарная продукция включает стоимость  продукции, которая будет произведена и подготовлена к реализации в планируемом периоде. Она включает готовую продукцию; запасные части, полуфабрикаты собственного производства и продукцию вспомогательных подразделений, поставляемую другим предприятиям или организациям; промышленные работы, выполняемые на сторону или для непромышленных хозяйств данного предприятия; капитальный ремонт и модернизацию оборудования. Товарная продукция определяется в рыночных оптовых ценах.

Валовая продукция (ВП) характеризует  весь объем работы, выполненной предприятием за определенный период времени. В состав валовой продукции входит как  законченная, так и незаконченная  продукция, так называемое незавершенное производство. Объем валовой продукции определяется по формуле

где — прирост остатков незавершенного производства, руб., — прирост специальной оснастки (которая конструируется и изготавливается в инструментальных цехах предприятия, так как это самостоятельная продукция инструментальных цехов), руб.

Чистая продукция (ЧП) — это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда в виде заработной платы, оплата труда, не выплаченная в виде заработной платы, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. В ЧП не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные отчисления основных фондов), т.е.

где  — материальные затраты; — амортизационные отчисления.

Условно-чистая продукция (УЧП) — это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений, т.е.

Валовой оборот (ВО) характеризует весь объем продукции, произведенный предприятием, т.е. представляет собой сумму стоимости продукции всех производственных подразделений предприятия:

где — стоимость валовой продукции i-го цеха, руб., n — количество производственных цехов предприятия.

Внутрипроизводственный оборот (ВПО) — это объем продукции, произведенный для внутренних нужд предприятия,

где  — количество сборочных цехов предприятия.

Относительные показатели характеризуют  динамику изменения абсолютных показателей: темпы роста абсолютных показателей ( ) и темпы прироста абсолютных показателей ( ). При этом выделяют три периода: плановый, базисный, отчетный.

 или  или или или или

Выполнение плана по номенклатуре ( )

где  — объем производства по плану;  — объем производства фактический, но скорректированный по плану.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ 
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Эффективность хозяйственной  деятельности во многом можно предопределить, произведя анализ производственной программы (плана по выпуску) на предстоящий период. Большое внимание производственной программе стали уделять после принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций, находящихся в ведении или входящих в состав республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома» (с изменениями и дополнениями; далее — постановление № 873).

На основании постановления № 873 предприятия должны разработать бизнес-план, составной частью которого является утвержденный план производства (производственная программа). С производственной программой в расчетах согласовывается потребность в сырье, материалах, топливе, электроэнергии и других затратных статьях, определяется ожидаемая выручка, прибыль, рентабельность.

Необходимо отметить, что одним из недостатков в  работе экономических служб многих предприятий является отсутствие «управления» производственной программой. Речь в данном случае идет не о планировании объема выпуска, а скорее о структуре выпуска продукции и структуре производственной программы. Изменяя структуру, но при этом, не меняя объем производства, можно спланировать максимальную прибыль или же минимальную себестоимость произведенной продукции в зависимости от того, какую цель преследует предприятие.

 

2.1. Основные задачи анализа показателей производственной программы

Основными задачами экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия и организации являются:

  • изучение результатов выполнения плана;
  • исследование реальности плановых показателей, разрабатываемых предприятиями;
  • контроль за выполнением плана;
  • изучение и распространение передового опыта.

Экономический анализ представляет собой комплексное изучение во взаимосвязи всех этапов производственно-торгового процесса предприятий, и в зависимости от решения конкретных задач, целей и объема анализа он может классифицироваться на отдельные виды. В наиболее общей форме экономический анализ подразделяется на предварительный и последующий. При тематическом анализе изучаются отдельные стороны производственно-торгового процесса, т.е. анализируются такие направления деятельности предприятия, которые в данный момент требуют глубокого рассмотрения, чтобы выявить неиспользованные резервы и устранить допущенные недостатки.

Планирование показателей  производственной программы и товарооборота производится на основе анализа выполнения плана по выпуску и реализации различных видов продукции в отчетный период.

В процессе анализа осуществляются следующие задачи:

  • выявляется степень выполнения плана по объему и составу товарооборота, выпуску продукции и ее ассортименту;
  • изучается динамика развития показателей в течение ряда предшествующих лет;
  • анализируется равномерность выполнения плана выпуска и реализации продукции в течение года;
  • выявляется степень удовлетворения спроса потребителей.

В результате анализа  изыскиваются неиспользованные резервы  и разрабатываются конкретные мероприятия для изучения работы предприятия с целью наиболее полного удовлетворения спроса потребителей на продукцию общественного питания и достижения высокой эффективности использования производственных цехов и залов.

При анализе товарооборота  в начале сравнивают ожидаемое выполнение объема товарооборота с установленным планом, а затем с фактическим выполнением в прошлом году. Это позволит выявить степень выполнения плана товарооборота в текущем году и темп его роста за анализируемый период. В этом же порядке сопоставляются все составные части товарооборота: розничного и оптового оборота, оборота продукции собственного производства и покупных товаров. При анализе необходимо учесть, что наиважнейшее значение имеет выполнение плана розничного товарооборота и особенно планового задания по обороту продукции собственного производства, поскольку основной целью предприятий общепита является обеспечение населения горячей пищей.

Выпуск продукции собственного производства должен расти опережающими темпами по сравнению, с реализацией покупных товаров. Одновременно должен повышаться удельный вес продукции собственного производства в товарообороте за счет снижения доли покупных товаров. При анализе состава оборота по продукции собственного производства наибольшее внимание должно быть направлено на выпуск блюд, так как этот вид продукции является основным.

Предварительный анализ используется при составлении продуктов  плана. Это своего рода прогноз итогов хозяйственной деятельности предприятия  в форме расчетов ожидаемого выполнения плана, сопоставимой базы по объему товарооборота, оборота по продукции собственного производства и другим плановым показателям.

Последующий анализ позволяет  глубоко и всесторонне изучить экономику предприятия, объективно оценить его деятельность и достигнутые экономические результаты, выявить внутрихозяйственные резервы и установить конкретные пути их реализации. Последующий анализ в свою очередь подразделяется на текущий или оперативный и периодический.

Оперативный анализ хозяйственной деятельности — это анализ работы столовой, ресторана, закусочной за определенный короткий период времени — день, пятилетку, декаду.

Оперативный анализ используется для оперативного управления предприятием в форме ежедневного контроля за выполнением основных плановых заданий — план товарооборота, оборота по продукции собственного производства и т.д., а также для устранения недостатков и принятия необходимых мер по мобилизации резервов.

Периодический анализ проводят за отчетный период. Выполнение установленных плановых показателей является основным критерием при оценке результатов хозяйственной деятельности каждого предприятия, его филиалов или отдельного производства Значение этого вида анализа заключается в том, что изучение деятельности предприятия ведется комплексно и всесторонне на основе итоговых данных выполнения плановых показателей за определенный отчетный период времени.

По пространственному  признаку экономический анализ подразделяется на внутрихозяйственный и межхозяйственный. При внутрихозяйственном анализе изучается деятельность только анализируемой организации и его подразделений. Сравнительный анализ позволяет сопоставить показатели хозяйственной деятельности анализируемого предприятия с показателями других предприятий. Он направлен в основном на выявление различий в работе сопоставимых предприятий, что позволяет перенять и распространить передовой опыт, полнее выявить результаты и дать объективную оценку эффективности деятельности анализируемых предприятие. Особенно большое значение сравнительный анализ имеет в экономической работе организаций общественного питания. По степени охвата деятельности предприятия экономический анализ подразделяется на комплексный и тематический. При комплексном анализе изучаются все итоги производственно-торговой деятельности предприятия, в целях оценки достигнутых экономических результатов.

При анализе используют материалы бухгалтерской и статистической отчетности о реализации и отпуске продукции, в которых содержатся плановые и фактические данные об объеме товарооборота, реализации продукции собственного производства и покупных товаров. Использованный при анализе статистический "Отчет по общественному питанию" отражает расход сырья и товаров, выработку и реализацию полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, а также выпуск обеденной продукции. Используются также данные лабораторных анализов, книги жалоб и предложений, материалы ревизий, протоколы производственных совещаний и др.

Анализ проводится за 2-3 месяца до окончания текущего года, когда отчетных данных за год еще нет, поэтому возникает необходимость в установлении ожидаемых показателей.

Ожидаемое выполнение плана за предплановый год определяется на основе данных о его фактическом выполнении за истекшее время с учетом планового задания на период, оставшийся до конца года.

Вначале сравнивают ожидаемое  выполнение объема товарооборота с установленным планом, а затем — с фактическим выполнением в прошлом году. Эго позволит выявить степень выполнения плана товарооборота в текущем году и темп его роста за анализируемый период.

В этом же порядке сопоставляют все составные части товарооборота: розничного и оптового оборота, оборота по продукции собственного производства и покупным товарам.

При анализе необходимо учесть, что наибольшее значение имеет выполнение плана розничного товарооборота и особенно планового задания по обороту продукции собственного производства, поскольку основной целью предприятий общественного питания является обеспечение населения горячей пищей. Выпуск продукции собственного производства должен расти опережающими темпами по сравнению с реализацией покупных товаров. Одновременно должен повышаться удельный вес продукции собственного производства в товарообороте за счет снижения доли покупных товаров.

При анализе состава  оборота по продукции собственного производства наибольшее внимание необходимо направить на выпуск блюд, так как этот вид продукции является основным.

Анализ выпуска продукции  собственного производства позволяет  определить степень удовлетворения спроса потребителей на готовые блюда, кулинарные и кондитерские изделия, выявить резервы увеличения этой продукции в планируемом периоде. Для анализа данных показателей должен быть обеспечен количественный учет продукции.

Анализ производственной программы начинают с анализа  общего выпуска блюд. Для этого ожидаемое выполнение текущего года сравнивают с планом и фактическими данными прошлого года, после чего изучают равномерность выполнения плана выпуска блюд в течение года.

Анализируя выполнение производственной программы, необходимо сопоставить степень выполнения плана оборота по обеденной продукции и выпуска блюд. Если при перевыполнении плана оборота по обеденной продукции плановое задание по выпуск блюд оказалось не выполненным, это значит, что предприятие увеличило продажу дорогостоящих блюд. Этот же факт подтверждается ростом средней цены одного блюда, которая рассчитывается делением стоимости реализованной обеденной продукции ни количество выпущенных блюд.

При изучении объема и  структуры обеденной продукции  положительно оценивают производственную деятельность предприятия в том  случае, если выпуск блюд растет как по сравнению с планом, так и по сравнению с прошлым годом, а также, если меду отдельными группами блюд соблюдается правильное соотношение. При анализе структуры вторых блюд следует установить соотношение между реализацией блюд их сравнительно дорогих видов сырья и блюд более дешевых, но не менее полноценных. Хорошим показателем работы предприятия является увеличение объема реализации рыбных блюд, овощных, крупяных блюд за счет снижения удельного веса мясных блюд.

Целью этого анализа является изучение изменения удельного веса прочей продукции в общем обороте собственной продукции, а также исследование структуры прочей продукции собственного производства.

При оценке результатов анализа следует исходить из того, что увеличение объема реализации прочей продукции собственного производства способствует лучшему использованию производственной мощности предприятия, однако се удельный вес в обороте по продукции собственного производства не должен расти за счет снижения удельного веса обеденной продукции.

При анализе ассортимента прочей продукции собственного производства внимание уделяется выпуску полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий. Их удельный вес в общем объеме реализации дайной продукции должен систематически расти.

Изучение показателей производственной программы и товарооборота заканчивают анализом объема реализации и структуры ассортимента покупных товаров. При оценке результатов исходят из того, что покупные товары только дополняют ассортимент продукции собственного производства и поэтому объем их реализации данной продукции.

При анализе структуры  ассортимента покупных товаров наибольшее внимание уделяется реализации кондитерских изделий, безалкогольных напитков и фруктов. В то же время продажа пива, винно-водочных изделий должна постоянно сокращаться.

2.2. Организационная характеристика столовой швейной фабрики

Основным  показателем производственной деятельности предприятия общественного питания  является выпуск продукции собственного производства. К ней относятся готовые блюда и полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия.

Данная столовая относится к предприятиям 3 категории. Она имеет свой расчетный счет в Национальном банке. Предприятие обслуживает контингент посетителей швейной фабрики с общей численностью 458 человек. Количество рабочих дней в году 267, при 8 часовом рабочем дне с 2-мя выходными. Столовая работает в одну смену с 11 до 15 часов. Предприятие имеет 1 торговый зал на 50 мест. В столовой применяется самообслуживания с последующей оплатой. Средняя продолжительность приема пищи одним потребителем 23 минуты. Среднее количество блюд приходится на потребителя 2,3 блюда.

Продолжительность работы горячего цеха — 6 часов, емкость котлов — 60 литров, продолжительность одной варки — ПО минут, простой по организационно — техническим причинам — 60 минут, время на проведение подготовительно — заключительные работы — 10 минут.

Пиво и винно-водочные изделия реализуют только во время банкетов, а также в выездных буфетах. Хлеб и хлебобулочные изделия в основном подаются вместе с обеденной продукцией, поэтому стоимость хлеба, включается в оборот по обеденной продукции. Вместе с тем хлеб и хлебобулочные изделия частично реализуются через буфет, в этом случае его стоимость включается в товарооборот по покупным товарам. Фрукты, ягоды, мороженое, реализуются не только в пределах столовой фабрики, но и вне ее.

Более 80 % общего выпуска продукции собственного производства составляет обеденная  продукция. Остальные виды продукции собственного производства (полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия, горячие напитки, бутерброды, молоко и молочные продукты).

Выпуск продукции  собственного производства в производственной программе выражается как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Обеденная продукция измеряется в блюдах, прочая в шт., кг., и стаканах.

Объем реализации обеденной и прочей продукции  собственного производства, выраженной в стоимостных показателях, составляет оборот по продукции собственного производства общественного питания.

Для полного  удовлетворения спроса потребителей планируется  продажа покупных товаров. К ним относятся товары, приобретенные в других организациях и отпускающиеся населению без кулинарной обработки.

Реализация  покупных товаров отражается в плане  только в стоимостных показателях, т.е. в виде оборота по покупным товарам. Реализация населению продукции собственного производства и покупных товаров составляют розничный товарооборот предприятия общественного питания. Основное место занимает оборот по продукции собственного производства, удельный вес которого составляет от 60 до 90 %. Чем выше удельный вес, тем лучше выполняет предприятие свою основную задачу.

Наряду с  розничным товарооборотом существует оптовый товарооборот. Оптовый оборот представляет собой реализацию готовой продукции или полуфабрикаты одними предприятиями другим предприятиям и организациям для дальнейшей переработки или продажи. Оптовый и розничный товарооборот составляет валовой товарооборот, характеризующий весь объем их производственно-торговой деятельности.

При расчете  валового товарооборота организации в него не включают ту часть суммы оптового товарооборота подведомственных предприятий, который образуется при продаже их продукции предприятиям этой же организации. Иначе эта сумма в товарообороте организации будет учтена дважды: в оптовом обороте предприятия, продавшего полуфабрикат и в розничном обороте предприятия, которое реализовало готовую продукцию.

При планировании производственной программы и плана товарооборота используют следующие материалы: данные с выполнением плана товарооборота и выпуска продукции за отчетный период; материалы анализа выполнения плана товарооборота и выпуска продукции собственного производства за предшествующий период; указание вышестоящих органов по изысканию и использованию внутренних ресурсов для увеличения объема реализации продукции.

 

2.3. Исследование производственной программы столовой швейной фабрики

Таблица 1. Объем  и структура выпуска обеденной  продукции

Показатели

Ед. измерения

2009

2010

Текущий год

Отклонение ожидаемого выполнения

План

Ожид. выполнение

% выполнения

Ожид. в % к прошлому году

От плана (+,-)

От прошлого года (+,-)

Розничный товарооборот (всего)

тыс. руб.

4420

4423

4430

4443

100,3

100,5

+13

+20

В том числе:

                 

- оборот по продукции  собственного производства

тыс. руб.

3765

3778,8

3801,6

3805

100,1

100,7

+3,4

+26,2

- оборот по обеденной продукции

тыс. руб.

3335

3340,2

3363

3369

100,2

100,9

+6

+28,8

- оборот по прочей продукции собств. производства

тыс. руб.

438,6

438,6

438,6

436

99,4

99,4

-2,6

-2,6

- оборот по покупным товарам

тыс. руб.

646

644,2

628,4

638

101,5

99,0

-9,6

-6,2

Удельный вес оборота:

                 

- по продукции собств. производства

%

85,2

85,4

85,8

85,6

-

-

-0,2

+0,2

- по обеденной продукции

%

75,5

75,5

75,9

75,8

-

-

-0,1

+0,3

- по выкупным товарам

%

14,6

14,6

14,2

14,4

-

-

+0,2

-0,2


 

Согласно данной таблице предприятие проработало год удовлетворительно. Товарооборот в текущем году возрос на 0,3% , а по сравнению с прошлым годом товарооборот возрос на 0,5%. В текущем году темп роста по продукции собственного производства был небольшим и возрос на 0,1% и составил (100,1%). Оборот по обеденной продукции возрос на 0,2% (100,2%) к проценту выполнения, и на 0,9% (100,9%) к ожидаемому в процентах к прошлому году. В целом анализируя данную таблицу можно сказать, что товарооборот за последние 3 года вырос.

 

Таблица 2. Данные о равномерности  выполнения годового плана товарооборота  и его состава по кварталам 

 

Показатели

Ожид. выполнение за год (тыс. руб.)

Оборот по кварталам, в том числе к годовому

Итого, %

I

II

III

IV

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

Сумма

%

Розничный товарооборот (всего)

4443

1115,2

25,1

1021,9

23

1177,4

26,5

1128,5

25,4

100

В том числе:

                   

-оборот по продукции  собственного производства

3805

985,5

25,9

852,3

22,4

985,5

25,9

981,7

25,8

100

-оборот по обеденной  продукции

3369

929,8

27,6

724,3

21,5

896,1

26,6

818,7

24,3

100

-оборот по прочей  продукции собственного производства

638

155,2

24,33

173,2

27,14

195,4

30,62

114,3

17,91

100


 

 

Вычислим коэффициент ритмичности:

;

;

 

Анализируя таблицу  № 2 можно сказать, что розничный товарооборот в I, II, III кварталах превышал ожидаемые результаты, зато во II квартале не был выполнен. Это можно объяснить тем, что большое количество работников во II квартале уходило в отпуск. Оборот по продукции собственного производства также был выполнен в I, III, IV кварталах, а во втором квартале план не был выполнен соответственно (22,4 %). Общий коэффициент ритмичности составил 0,98, т.е. план не был выполнен из-за II квартала. По обеденной продукции план был выполнен во втором и четвертом кварталах. Также план во втором и четвертом кварталах был выполнен по прочей продукции  собственного производства. А вот по покупным товарам план был выполнен только во втором и третьем  кварталах. Высокие показатели по обеденной продукции (27,6 и 26,6) можно связать с тем, что полуфабрикаты были приготовлены заранее, а в другие периоды они небыли выполнены из-за того, что была плохо организована доставка продуктов в предприятие.

 

Таблица 3. Выполнение плана по выпуску обеденной продукции 

Показатели

Ед. измерения

2009

2010

Текущий год

Отклонение ожид. выполнения

План

Ожид. выполнение

% выполне-ния

Ожид. в % к прошлому году

От плана (+,-)

От прошло-го года (+,-)

Первые

Тыс.бл.

52,5

52,56

52,6

57,0

108,4

108,5

+4,4

+4,44

Вторые

Тыс.бл.

24,4

24,54

125,0

126,0

100,8

101,2

+1,0

+0,46

В том числе:

                 

-мясные

Тыс.бл

76,3

76,58

78,0

78,48

100,6

102,5

+0,48

+1,9

-рыбные

Тыс.бл

16,1

16,40

16,0

16,42

102,6

100,1

+0,42

+0,02

-овощные

Тыс.бл

2

2,06

2,5

2,0

80

97,08

-0,5

-0,06

-мучные и крупяные

Тыс.бл

23,7

24,02

24,0

24,4

101,6

101,5

+0,4

+0,38

-прочие

Тыс.бл

5,2

5,48

4,5

4,7

104,4

85,76

+0,2

-0,78

Сладкие

Тыс.бл

14,9

15,32

16,0

16,2

101,25

105,7

+0,2

+0,88

Холодные

Тыс.бл

19,6

19,96

20,0

19,98

99,9

100,1

-0,02

+0,02

Выпуск блюд (всего)

Тыс.бл

375

381

213,6

219,18

102,61

103,2

5,58

6,8

Средняя цена одного блюда

Руб.

17-79

17-79

17-79

17-36

-

-

-0,43

-0,43

Средняя численность

потребителей

Чел.

340

346

348

357

-

-

+9

+11

Кол-во рабочих и служащих потребляющих обеды (из общего числа работающих на фабрике)

%

75,4

75,54

75,98

77,9

-

-

+1,92

+2,36


Таблица № 3 показывает, что первые, вторые, мясные, мучные, сладкие, рыбные блюда план выполнили. И только лишь овощные и холодные блюда с планом не справились. Так, к примеру, процент выпуска первых блюд в текущем году возрос на 8,4% , а к ожидаемому выполнению на 8,5%.  Процент выполнения овощных блюд в текущем году составил 80%, а холодных блюд 99,9%, т.е. план не был выполнен. К ожидаемому выпуску овощные блюда возросли до 97,08% , а холодные блюда до 100,1 % это говорит о том, что овощные блюда пользуются у потребителей переменным успехом, а холодные блюда по уровню спроса остаются примерно на одном уровне. Цена же в свою очередь  снизилась на 43 коп. и составило в прошлом году 17-97 руб., а в текущем 17-36 руб.

 

 

Таблица 4. Объем и структура обеденной продукции

Наименование блюда

Удельный вес в %

2009

2010

Текущий год

План

Ожидаемое выполнение

Первые

24,65

24,74

24,6

26

Вторые

58,4

58,6

58,5

57,48

В том числе:

       

- мясные

35,9

36,05

36,5

35,8

-рыбные

7,6

7,72

7,49

7,49

-овощные

1,2

0,96

1,17

0,9

-крупяные и мучные

11,25

11,3

11,23

11,13

-прочие

2,51

2,58

2,1

2,14

Сладкие

7,19

7,21

7,5

7,39

Холодные

9,37

9,39

9,36

9,11

Итого (%):

100

100

100

100


 

При исследовании таблицы  № 4 стало известно, что первые блюда в ожидаемом выпуске составили больше плана на 1,4 % и больше прошлого года на 1,26%. Глядя на таблицу можно сказать, что первые блюда пользуются спросом, и спрос на них постоянно растет. Так же возрос спрос на прочую продукцию. А вот вторые, мясные, овощные, крупяные, мучные, сладкие, холодные блюда пользуются у посетителей наименьшим спросом. Так, например, мясные блюда в ожидаемом выполнении 35,8% меньше плана на 0,7% и меньше по сравнению с прошлым годом на 0,25%. Так же сократился удельный вес на холодные блюда по сравнению с прошлым годом (9,39%), он упал на 0,28% и стал в свою очередь 9,11%.

Таблица 5. Выполнение плана на выпуск прочей продукции собственного производства


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.