Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Трудовые ресурсы и система показателей их оценки

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 22.05.13. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

  1. Трудовые ресурсы и система показателей их оценки

 

 

В современных условиях трудовые ресурсы являются важнейшим фактором, определяющим качество работы торгового  предприятия и достижение поставленных перед ним текущих стратегических целей. Особая роль трудовых ресурсов в деятельности предприятия обусловлена  тем, что только в результате их взаимодействия с материальными, финансовыми, управленческими  и иными ресурсами достигается  осуществление технологически и  экономически эффективного процесса.

Трудовые ресурсы находят  конкретное выражение в персонале  предприятия, под которым понимается весь кадровый профессионально-квалификационный состав постоянных и временных работников, включая собственников предприятия при условии участия последних в трудовой деятельности. Работники, включенные в персонал, составляют трудовой коллектив, то есть определенную группу людей, объединенных  общей целью.

Труд торговых работников весьма специфичен и характеризуется  следующими особенностями, в той  или иной степени присущими трудовой деятельности персонала всех торговых предприятий:

1) выполняя свою главную функцию реализации товаров, персонал торгового предприятия осуществляет большой объем трудовых операций, связанных как с завершением процесса производства в сфере обращения, так и со сменой форм стоимости товара.

2) торгово-технологический процесс на предприятии характеризуется высоким уровнем трудоемкости, большой долей затрат живого труда и значительным удельным весом ручных операций.

3) характерная особенность торговых предприятий – неравномерность интенсивности покупательского потока и, как следствие, значительная дифференциация объема работы, выполняемой персоналом в течение рабочего дня: от простоя при отсутствии покупателей до сильной перезагрузке в «часы пик».

4) труд работников торговых предприятий, особенно торгово-оперативного персонала, характеризуется высокой степенью нервно-эмоциональной напряженности.

Интенсивное развитие торговли в последние годы привело к  появлению новых (как позитивных, так и негативных) тенденций в  области использования трудового  потенциала торговых предприятий. Среди них можно выделить следующие:

1) постепенное возрастание цены живого труда, что особенно актуально для торговли вследствие ее прежнего длительного отставания от других сфер деятельности по оплате труда работников ( хотя необходимо отметить, что в настоящие время торговля не относится к числу отраслей с высокой заработной платой);

2) повышение доли овеществленной части трудозатрат на основе внедрения прогрессивных торговых технологий, применение нового торгово-технологического оборудования, компьютеризации торговой деятельности;

3) усиление социальных аспектов в трудовом процессе (развитие социального партнерства, оптимизация поведенческих отношений внутри коллектива, обеспечение безопасности и комфортности условий труда и т.п.);

4) изменение профессиональной структуры персонала;

5) повышение интенсивности труда, инициируемое собственниками и администрацией торговых предприятий по отношению к наемным работникам.

Особо следует отметить увеличение в трудовом процессе интеллектуального  потенциала. Так, постоянно возрастает доля трудовых функций по контролю над торговыми операциями, все  более широкое применение в торговле находит труд таких специалистов, как аналитики, маркетологи, финансисты, менеджеры, юристы, инженерно-технические  работники. Формирование человеческого  капитала отражает развитие новых тенденций  в структуре трудовых ресурсов торговых предприятий в направлении повышения уровня образования работников и технологического изменения содержания их труда.

Торговые предприятия  чрезвычайно разнообразны, поэтому  их кадровый состав зависит от объёма и вида деятельности, режима работы, размеров предприятия и еще целого ряда других аспектов, обусловленных  форматом предприятия. Все это оказывает  определяющие влияние на численный  состав и структуру персонала  конкретных предприятий. Вместе с тем  персонал всех торговых предприятий  может быть четко классифицирован  в соответствии с определенными  критериями.

Классификация работников торговых предприятий осуществляется по следующим  основным признакам: категориям, должностям, профессиям и специальностям, уровню квалификации, характеру трудовых отношений  и ряду других критериев.

В основу деления работников по категориям положено функциональное разделение труда, в соответствии с  которым в составе персонала  торгового предприятия выделяют четыре группы.

1. Административно-управленческий персонал включает работников, выполняющих функции управления, то есть руководителей предприятий и структурных подразделений, а также сотрудников функциональных отделов (экономисты, бухгалтеры, менеджеры, маркетологи и т.д.).

2. Торгово-оперативный персонал, к которому относится работники, непосредственно занятые торговым процессом в зале обслуживания и  в подготовительных подразделениях (продавцы, кассиры, заведующие секциями, мерчандайзеры).

3. Вспомогательный персонал включает работников, обслуживающих торгово-технологический процесс (кладовщики, водители, техники, механики).

4. Младший обслуживающий персонал объединяет таких работников, как        уборщики, грузчики, охранники, дворники и т.п.).                                               

Следующий признак классификации – должности, характеризующие определенное положение работников в кадровой структуре предприятия, обусловленное возложенными на них трудовыми обязанностями и полномочиями в соответствии с должностной инструкцией, которая включает перечень функциональных обязанностей и регламент поведения работников для определенной должности.

Все сотрудники торгового  предприятия подразделяются на две  группы: рабочие и служащие. Работники, непосредственно занятые обслуживанием  покупателей, продажей товаров, оказание услуг, перемещением грузов ( то есть продавцы, кассиры, водители, грузчики и т.п.), относятся к группе основных рабочих профессий.

В группе служащих выделяют три подгруппы:

1) руководители, возглавляющие как линейные подразделения (заведующей секцией, начальник цеха и т.п.), так и функциональные службы (начальник финансового отдела, главный инженер и т.п.);

2) специалисты, выполняющие работу, которая требует специальных знаний (экономист, менеджер, бухгалтер и т.п.);

3) технические исполнители (экспедиторы, секретарь, табельщик, калькуляторщик и др.).

В зависимости от профессии (вида трудовой деятельности) работники  предприятия в рамках каждой из них  различаются по специальностям, то есть разновидностям трудовых функций, которые требуют определенной совокупности специальных знаний, навыков, умений. Так экономисты  могут выполнять функции финансистов, аналитиков, плановиков, менеджеров; кассиры выполнять работу кассира-контролера, инкассатора и т.д.

Уровень профессиональной подготовки работников характеризует их квалификация, определяющаяся глубиной знаний и степенью профессионального мастерства. В  торговом предприятии работники  основных специальностей и должностей подразделяют на ряд квалификационных групп, различающихся по степени  сложности выполняемой работы.

В соответствии с другими  классификационными признаками персонал торгового предприятия при необходимости  можно подразделять по характеру  трудовых отношений ( постоянные и временные работники), по социальным аспектам ( пол, возраст, стаж и т.п.), по отношению к собственности (учредители, владельцы, наемные работники).

Особенности торгово-технического процесса, связанного с обслуживанием  потребителей, а также сложность  и многообразие видов трудовой деятельности торговых работников не позволяют с  помощью одного универсального показателя охарактеризовать трудовой потенциал  предприятия в полной мере. Объективная  оценка использования трудовых ресурсов возможна только на основе системы  показателей, в совокупности отражающих специфику трудовой деятельности работников торгового предприятия. Такая система на ряду с количественными параметрами трудовых показателей включает и качественные критерии, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов.

Основной количественной характеристикой персонала торгового  предприятия является численность  его работников. Различают общую, списочную, среднесписочную и явочную  численность.

Показатель общей численности  отражает количество физических лиц, включенных в трудовые отношения с работодателем, и объединяет всех работающих в соответствии с трудовыми и гражданско-правовыми  договорами, в том числе совместителей.

Списочная численность включает работающих по трудовому договору наемных  работников, принятых на постоянную, временную  или сезонную работу. При этом учитываются как фактически находящиеся на рабочих местах  работники, так и отсутствующие (по причине болезни, отпуска и т.п.) . Не включается в списочный состав: работники-совместители из других предприятий; лица, направленные на обучение с отрывом от производства, а также на работу за границей; не работающие в данном предприятие его собственники. Списочная численность отражает потребность предприятия в работниках для полной комплектации рабочих мест и замены отсутствующих по уважительным причинам. Списочная численность – это моментный показатель, расчет которого производится на определенную дату.

В планово-экономических расчетах чаще применяется среднесписочная численность за определенный период времени (год, квартал). Она рассчитывается на основе моментных показателей по формуле средней арифметической (по данным двух дат) или средней хронологической (по данным на начало каждого месяца). В состав среднесписочной численности не включаются работники, отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, лица, находящиеся в учебных отпусках и производственной практике, а также женщины в период декретного отпуска и ухода за ребенком до трех летнего возраста.

Явочная численность, в отличие  от среднесписочной, характеризует только то необходимое число работников, которое на своих рабочих местах должно ежедневно обеспечивать осуществление торгово-технологического процесса. Этот показатель используется для учета отработанного времени и при планировании численности работников предприятия.

Численность работников тесно  связанна с фондом рабочего времени. Он измеряется в днях или человеко-днях (произведение численности работников и определенного количества дней в периоде).  Различают календарный (365 дней в году), номинальный и  явочный фонд рабочего времени. 

Номинальный характеризует  максимально возможное число  рабочих дней, то есть календарный  фонд за минусом всех выходных, праздничных дней, а также дней очередных отпусков работников.

 Явочный (эффективный)  фонд времени отражает реальное  число рабочих дней, которое ежегодно  отрабатывает каждый работник, и  рассчитывается как разность  между номинальным фондом и  общим числом неявок на работу по различным причинам (уважительным и неуважительным).

Показатели рабочего времени  используются в процессе расчета  норм труда, начислении заработной платы, при составлении табеля учета  рабочего времени, а также графика  сменности выполняемой работы.

Производительность труда  выступает в качестве главного качественного  показателя использования трудовых ресурсов. Этот показатель характеризует  объем продажи товаров, достигнутый  одним работником в единицу времени (год, месяц, день), и рассчитывается как отношение товарооборота  к среднесписочной численности персонала предприятия:

  ПТ = Т / Ч или Ч = Т / ПТ,                                             (1)

где  ПТ – производительность труда (выработка) одного работника, тыс.руб.;

Т – товарооборот торгового  предприятия, тыс.руб.;

Ч – среднесписочная численность  работников, чел.

Обратный показатель производительности труда – трудоемкость. Она отражает величину трудозатрат в расчете  на единицу товарооборота и фиксирует  количество работников, необходимых  для продажи товаров на определенную сумму (например, 10 тыс. руб., 100 тыс. руб. и т.д.). В отличие от производительности труда, которая имеет значение только при условии ее прогрессирующего, возрастающего изменения, трудоемкость с позиции эффективности использования трудовых ресурсов, ориентирована на снижение:

     ТР = ( Ч *100 тыс. руб.)  / Т,                                        (2)

где ТР – трудоемкость товарооборота, чел.;

Ч – среднесписочная численность  работников, чел.;

Т – товарооборот торгового  предприятия, тыс. руб.

Трудовые ресурсы, как и любые другие, имеют свою стоимость, воплощенную в цене рабочей силы. Цена использования трудовых ресурсов находит свое выражение в форме заработной платы. Экономическая сущность заработной платы двояка. Она состоит, во-первых, в возмещение трудозатрат работников и, во-вторых, в получении вознаграждения за труд в зависимости от его количества и качества.

Величина средств, предназначенных  для выплаты заработной платы, аккумулируется в фонде заработной платы, который  рассчитывается как произведение средней  заработной платы одного работника  и среднесписочной численности  этих работников:

                                Ф = Ч * Зср или Зср  = Ф / Ч,                                        (3)                                                                         

где Ф – фонд заработной платы, тыс. руб.;

Ч – среднесписочная численность  работников, чел.;

Зср – средняя заработная плата одного работника, тыс.руб.

Эффективность расходования средств на заработную плату выявляется на основе оценки соотношения объема этих средств и полученного результата в форме товарооборота. Данное соотношение  отражает долю фонда заработной платы  в товарообороте, то есть характеризует  ее уровень в процентном соотношении  к товарообороту. Тенденция к  снижению этого показателя, при котором  сокращаются удельные расходы по заработной плате в расчете на единицу оборота, свидетельствуют  о повышении эффективности использования  трудовых ресурсов в торговом предприятии:

                                           У = (Ф / Т) * 100%,                                      (4)

где У – уровень фонда  заработной платы в процентах  к товарообороту, %;

Ф – фонд заработной платы, тыс. руб.;

Т – товарооборот торгового  предприятия, тыс. руб.

Все рассмотренные показатели по труду и заработной плате органически  связаны между собой. Эта взаимосвязь  может быть выражена следующей системой формул:

                                    Если Ч = Т / ПТ и Ф = Ч * Зср,                           (5)

Тогда Ф = (Т * Зср) / ПТ.

Следовательно, величина расходов на оплату труда работников торгового  предприятия прямо пропорциональна  объему товарооборота и средней  заработной плате и обратно пропорционально  производительности труда (выработке). Отсюда уровень расходов по оплате труда работников прямо пропорционален величине средней заработной платы  и обратно пропорционален выработке:

                 У = Ф / Т = (Ч * Зср) / (Пт * Ч) = (Зср / Пт) * 100 %.           (6)

Таким образам, уровень фонда  заработной платы в процентах  к товарообороту как сводный  синтетический показатель органически  включает в себя все остальные  параметры, характеризующие использование  трудовых ресурсов в торговом предприятии.

Эффективное использование  трудового потенциала предприятия  предполагает необходимость учета  следующих оптимальных соотношений  динамики показателей по труду и  заработной плате:

                                        Уm > Уф > Уч и Уnm > Уз.                                   (7) 

Приведенные неравенства  показывают, что индекс фонда заработной платы (Уф) должен возрастать медленнее, чем индекс товарооборота (Уm), но быстрее индекса численности (Уч). В этом случае рост товарооборота сопровождается увеличением производительности труда при одновременном росте средней заработной платы. В результате индекс роста выработки одного работника (Уnm) превышает индекс средней заработной платы (Уз), что ведет к снижению уровня расходов на оплату труда в процентах к товарообороту.

Таким образом, трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность.

Далее произведем организационно-экономическую  характеристику Прохоровского райпо.

 

  1. Организационно-экономическая характеристика Прохоровского райпо

 

 

Объектом исследования курсовой работы явилось Прохоровское райпо  расположенное по адресу: Белгородская область, поселок Прохоровка, улица Мичурина, 38.

Организационно правовая  форма: потребительское общество.

 Прохоровское районное потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц - созданное по территориально-производственному признаку на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Прохоровское районное потребительское общество - юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты. Граждане и (или) юридические лица, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в общество, являются пайщиками. Прохоровское районное потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом от 28.04.2000 № 54-ФЗ и другими законами Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской федерации, настоящим Уставом.

Управление обществом  осуществляют общее собрание общества, совет общества и правление общества. Высшим органом общества является общее собрание общества. В период между общими собраниями общества управление в обществе осуществляет совет общества, который является представительным органом и действует  в пределах компетенции, предусмотренной ст. 19 Закона Российской Федерации “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” и настоящим уставом. Исполнительным органом общества является правление общества. Контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями осуществляет ревизионная комиссия общества.

К основным видам деятельности предприятия относят:

  1. оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков, лавок на дому по заказам, в кредит, круглосуточно;
  2. производство и реализацию продукции научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров;
  3. производство продукции сельскохозяйственного назначения на сепараторных пунктах, мельницах, крупорушках, зернодробилках, маслобойнях;
  4. заготовительную деятельность, в том числе закупку всех видов сельхозпродукции и сырья, а также сбор и реализацию сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);
  5. пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом;
  6. транспортные и транспортно-экспедиционные услуги, в том числе организацию придорожного сервиса;
  7. привлечение заемных средств;
  8. строительную деятельность;
  9. производство отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  10. образовательную деятельность в области среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, в том числе дополнительного к полному среднему;
  11. образовательную деятельность в области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего педагогического, среднего индустриально-педагогического образования,
  12. скупку у населения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий;
  13. реализацию изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  14. деятельность по страхованию имущества, физических лиц;
  15. производство и реализацию продукции общественного питания;
  16. медицинскую деятельность;
  17. фармацевтическую деятельность (аптеки, аптечные киоски);
  18. деятельность по оказанию бытовых услуг (парикмахерские, раскрои тканей, ремонт сложной бытовой техники, часов, проявка фотопленок и т.д.), в том числе ритуальных;
  19. организацию мелкотоварного производства, в том числе выпечка хлеба надомниками, вязание варежек, носков, прием изделий народного промысла;
  20. оказание услуг в содействии занятости граждан негосударственными организациями (при наличии заключения органов Федеральной службы занятости России);
  21. организацию досуга населения, в том числе публичный показ кино- и видеофильмов;
  22. ветеринарную деятельность, в том числе организацию зооаптек;
  23. внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  24. ведение секретного делопроизводства, выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В таблице 1 отразим динамику основных показателей финансово-хозяйственной деятельности Прохоровского райпо за исследуемый период.

 

Таблица 1

Динамика основных показателей  хозяйственной деятельности Прохоровского райпо за 2008-2010 годы

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Темп роста, (%)

Динамика,    (+,-)

2009г.

 к 2008г.

2010г. к 2009г.

2009г.

 к 2008г.

2010г. к 2009г.

1

Выручка от реализации продукции в  действ. ценах, тыс. руб.

337710

374471

425989

110,89

113,76

36761

51518

2

Выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.

337710

344183

391534

101,09

104,56

6473

17063

3

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

267979

297690

340335

111,09

114,33

29711

42645

4

Уровень себестоимости реализованной  продукции, %

79,35

79,50

79,89

-

-

0,15

0,40

5

Коммерческие расходы, тыс. руб.

61086

66345

78260

108,61

117,96

5259

11915

6

Уровень коммерческих расходов, %

18,09

17,72

18,37

97,95

103,69

-0,37

0,65

7

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

8645

10436

7394

120,72

70,85

1791

-3042

8

Рентабельность продаж,  руб.

0,026

0,028

0,02

-

-

0,002

-0,011

9

Чистая прибыль, тыс. руб.

4723

7006

3830

148,34

54,67

2283

-3176

10

Индекс цен

1,000

1,088

1,088

100

100

0

0


 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.