Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Советский Союз в условиях «Холодной войны»

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 22.05.13. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине

История

 

Советский Союз в условиях

«Холодной войны»

 

 

 

 

                                                                        Дмитриенко Лия Алексеевна

                                                                         «Ландшафтная архитектура»

                                                                                «Ландшафтное строительство»

                   Группа (ЛА-Д-11) 

 

 

 

 

Москва, 2012-2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Начало Холодной войны…………………………………………...……...4
  2. 1946-1953: начало противостояния……………………………………….5
  3. Период эскалации 1953-1962гг………………………………………...….9
  4. Разрядка.……..…………………………………………………………….11
  5. "Вторая Холодная война" 1979-1985гг. ……..………………………….13
  6. Окончание Холодной войны…………………..…………………………15

Заключение………………………………………………………..……………...17

Список литературы………………………………………………………..……..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В историографии «холодной войной»  называют глобальную конфронтацию между  Советским Союзом и США, которая  охватила полувековой период до 90-х  годов прошлого столетия.              

Обычно указывают на то, что эта  конфронтация носила идеологический характер, однако, она проявилась практически  во всех без исключения сферах жизни. Две сверхдержавы сошлись в длительном и изнуряющем противоборстве, которое  определило дальнейшее развитие мира.

Как появился термин «холодная война»? Считается, что впервые его употребил  Бернард Барух, занимавший пост советника  американского президента Трумэна. Выступая перед палатой представителей в штате Южная Каролина 16 апреля 1947 года, он подчеркнул, что наступает новая эпоха мировой истории, которую можно назвать холодной войной. При этом Барух вкладывал в термин глубокий социально-философский смысл. По его мнению, начала создаваться новая структура глобального мира, в которой основную роль стали играть скрытые противоречия между государствами.

США и СССР создали  свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими  блоками - НАТО и ОВД. Хотя Соединенные  Штаты и СССР

никогда не вступали в прямое военное   противостояние,  их  соперничество  за   влияние  часто   приводило к вспышкам локальных  вооруженных конфликтов по всему  миру.

Одним из наиболее ярких проявлений глобального противостояния стала  так называемая гонка вооружений. СССР и США активно наращивали свой военный потенциал, который  был готов обрушиться на противоборствующую сторону. Особенно очевидно это стало  во времена печально известного Карибского кризиса в 1962 году. При этом тяжесть  возможных последствий прямого  военного конфликта прекрасно понимали обе стороны.

Разумеется, гонка вооружений сильно сказывалась на экономическом положении  стран, принимавших участие в  холодной войне. В конце концов, непомерные военные расходы наносили существенный урон советской социалистической экономике, предопределив трагические события  распада СССР. Наверное, сейчас уже  можно открыто признать, что Советский  Союз уступил в полувековом противостоянии, которое могло обратиться гибелью  всего человечества.

Окончание холодной войны связывают  с крахом СССР в 1991 году. И это  вполне обоснованно. Впрочем, союзники Советского Союза еще раньше отказались от противоборства, а их коммунистические правительства были смещены. 1 июля 1991 года прекратил свое действие Варшавский договор, и именно эту дату историки называют официальной датой окончания глобального мирового противостояния. В мировой истории возобладали новые внешнеполитические тенденции, которые заложили основы для будущего развития.

 

 

  1. Начало холодной войны 

После окончания Второй Мировой войны установление советского контроля над странами Восточной Европы, в особенности создание просоветского правительства в Польше в противовес польскому эмигрантскому правительству в Лондоне, привело к тому, что правящие круги Великобритании и США стали воспринимать СССР как угрозу. 
            В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР.

План операции был подготовлен  объединенным штабом планирования британского  военного кабинета. В плане дана была оценка обстановки, сформулированы цели операции, определены привлекаемые силы, направления ударов войск западных союзников и их вероятные результаты.

Составители плана пришли к двум основным выводам: начиная войну с СССР, необходимо быть готовым к длительной и дорогостоящей тотальной войне, и к вполне возможному поражению численный перевес советских войск на суше делает крайне сомнительной возможность достижения победы одной из сторон быстрым путем.

Черчилль указал в комментариях на представленный ему проект плана, что он является «предупредительной мерой» на, как он надеется, «чисто гипотетический случай».

В 1945 году СССР предъявил территориальные  претензии Турции и потребовал изменения  статуса черноморских проливов, включая  признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах.

В 1946 году активизировались греческие  повстанцы, руководимые коммунистами и подпитываемые поставками оружия из Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров  иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат  над Триполитанией (Ливией), чтобы  обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

Во Франции и Италии компартии  стали самыми крупными политическими  партиями и коммунисты вошли в состав правительств. После вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе. Все благоприятствовало установлению полного контроля Сталина над Европой, если бы он пожелал этого. (5))

Часть политических деятелей Запада стала выступать за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде районов Европы и Азии. Другой точки зрения придерживался Черчилль.

Формальным началом холодной войны  часто считается 5 марта 1946 года, когда  Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнес свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 года оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана (войска были выведены только в мае 1946 под нажимом Великобритании и США).

Черчилль призвал не повторять  ошибок 30-х годов и последовательно  отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение  англосаксонских наций.

Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что  в своей речи тот призвал Запад  к войне с СССР.

  1. 1946—1953: начало противостояния

12 марта 1947 года президент США  Гарри Трумэн заявил о намерении  предоставить Греции и Турции  военную и экономическую помощь  в размере 400 миллионов долларов. Отметив вначале, что серьезность положения заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов, он обрисовал мрачными красками положение в Греции. "Греческое правительство, говорил он, работает в условиях хаоса... Греческая армия мала и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы восстановить власть правительства над всей территорией Греции". Одновременно он сформулировал задачи политики США, нацеленной на помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давлению». Трумэн в этом заявлении, кроме того, определил содержание начинающегося соперничества США и СССР, как конфликта демократии и тоталитаризма. Так появилась на свет доктрина Трумэна, ставшая началом перехода от послевоенного сотрудничества СССР и США к соперничеству. (4)

Несмотря на проведенную подготовительную работу, "доктрина Трумэна" встретила  сильную оппозицию в конгрессе. Прения затянулись на два месяца. В  конгрессе многие отдавали себе отчет  в том, что означает затея президента США. Один конгрессмен в своем  выступлении заявил: "Мистер Трумэн требует вмешательства Америки  в крупном масштабе в политические, военные и экономические дела Балкан. Он говорит о таком вмешательстве также в другие страны... Если бы это даже было желательным, США не так сильны, чтобы управлять миром с помощью военных сил." Трумэн сравнивал свою доктрину с "доктриной Монро". Но "доктрина Монро" предусматривала не вмешательство Америки в дела других континентов. Трумэн не только распространил свою доктрину на государства, расположенные в Европе и в Азии, но пошел гораздо дальше. Монро выступил против вмешательства иностранных государств во внутренние дела латиноамериканских стран.

Трумэн взял на себя защиту существующего  строя Турции и Греции не только против внешней, но и против внутренней угрозы. Он поступил так же, как за столетия до него "Священный союз" европейских монархов, который защищал  старые реакционные режимы и против которого как раз выступил Монро. Таким образом, между этими двумя  доктринами имеется существенное различие.

22 мая 1947 г. "доктрина Трумэна"  вступила в силу. Конгресс, санкционируя  вмешательство США во внутренние  дела стран Ближнего Востока,  одобрил поддержку Вашингтоном  реакционных сил и режимов  во всем мире, курс, поистине чреватый  далеко идущими последствиям.

Своей доктриной Трумэн добился  того, что конгресс возложил на США  односторонние обязательства, не обеспечив  себя ни союзниками, ни поддержкой ООН. В соответствии с этой доктриной  правительство Трумэна, в частности, решило оказать военную помощь Франции  в ее колониальной войне в Индокитае, что в конечном итоге привело  к скандальной и позорной для  Америки войне во Вьетнаме. В Греции и Турции Вашингтон преследовал  военно-стратегические цели, и в  их числе - укрепление позиций нефтяных монополий США на Ближнем Востоке. (1)

Но в общем большом плане "холодной войны" "доктрина Трумэна" представляла лишь предварительную, подготовительную операцию. Основным полем действий в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу.

После всестороннего обсуждения Маршалл  изложил публично основные моменты  этого плана в своей речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете. Так зародился "план Маршалла". Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и военно-стратегические цели. Западная Европа служит не только прямо, но и косвенно важнейшим рынком для американского капитализма. Экспорт продовольствия и сырья в Европу из Латинской Америки, Канады и других стран увеличивает покупательную способность, а следовательно, и значение этих стран как рынка для товаров США. В 1947 г. экспорт США превысил импорт примерно в 2,5 раза, а экспорт США в Европу превысил импорт из Европы в 7 раз. Такой ненормальный баланс в американской торговле с Европой неизбежно должен был в дальнейшем оказывать пагубное воздействие на все состояние внешней торговли США.

 

Принимая во внимание обострившуюся  борьбу двух систем в результате развернутой  Соединенными Штатами политики "холодной войны", в Вашингтоне считали, что  стабилизация и усиление позиций  капитализма в Западной Европе выгодны  для США экономически и необходимы политически. Между тем в первые послевоенные годы частный капитал США неохотно шел за границу. Со временем окончания ленд-лиза в 1945 г. до весны 1949 г. правительство США предоставило иностранным государствам в виде займов и субсидий около 20 млрд. долл., а экспорт частного капитала из США составил за это время лишь около 1,5 млрд. долл. А главное, в Вашингтоне в это время готовились планы объединения капиталистической Европы против СССР.

 

Для этого необходимо было прежде всего подкрепить экономически и политически позиции капитализма в Европе. И "план Маршалла" действительно послужил экономической и политической основой для агрессивного военного союза. Спустя почти 20 лет в сенате США открыто признали: "План Маршалла положил основу Североатлантическому союзу".

Таким образом "план Маршалла" наряду с некоторыми экономическими задачами имел, как и "доктрина Трумэна", военнополитическое назначение. Но официально решили, как рекомендовал Совет по планированию политики, преподнести этот план как чисто экономическое, даже филантропическое, мероприятие. Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: "Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса." В общем "план Маршалла", как и "доктрина Трумэна", преследовал военно-стратегические и политические задачи, но только несравненно более крупные. Он также, хотя более осторожно, завуалированно предусматривал вмешательство США во внутренние дела стран Западной Европы. Но формально Маршалл старался придать своему плану демократическую окраску. Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства и т.д. (2)

В конгрессе США "план Маршалл" встретил более сильную  оппозицию, чем "доктрина Трумэна". Ведь речь шла о несравненно более  крупных ассигнованиях. Первая сессия конгресса закончила свою работу, ничего не предприняв в этом отношении.

Одновременно с подготовкой  и проведением "плана Маршалла" США вместе с Англией проводили  в оккупированной Германии сепаратные действия, срывающие выполнение решений  Потсдамской конференции и работу Контрольного совета четырех держав, восстанавливая западногерманские  промышленные монополии-застрельщиков  двух мировых войн, подготавливая  почву для ремилитаризации Западной Германии и превращения ее в военного союзника США.

2 декабря 1946 г в Вашингтоне  было заключено соглашение о  слиянии американской и английской  зон оккупации в Германии, образовавших  так называемую Бизонию. Летом 1948 г. к ним присоединилась и французская оккупационная зона, таким образом, создалась Тризония. 18 июня 1948 г. США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы.

Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу  на Западный Берлин, находившейся в  советской зоне и имевшей свободное  общение с Восточным Берлином и всей Восточной Германией, что  спровоцировало первый Берлинский кризис. В Вашингтоне принимали меры к тому, чтобы втянуть в свою политику государства Латинской Америки, обеспечить полную поддержку Соединенным Штатам со стороны этих государств в Организации Объединенных Наций.

Эти цели США преследовали на конференции министров иностранных  дел американских республик в 1947 г. в Рио-де-Жанейро и на девятой  панамериканской конференции состоявшейся в 1948 г. в Боготе. Конференция в Рио-де-Жанейро открылась 15 августа и продолжалась до 2 сентября 1947 г.. Делегацию США возглавлял Маршалл. Перед закрытием конференции в столицу Бразилии прибыл Трумэн и выступил перед делегациями американских стран. (4))

В Рио-де-Жанейро было повторено  более обстоятельное решение  Чапультепекской конференции о том, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства. Участники конференции подписали договор о защите Западного полушария, который в Вашингтоне комментировали как прообраз будущего североатлантического пакта 1949 г. На Ближнем Востоке в 1947-1948 гг. после принятия "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла" усилилась активность нефтяных монополий США. На следующий день после опубликования "доктрины Трумэна", 13 марта 1947 г., было сообщено, что американские компании решили инвестировать 227 млн. долл. в нефтеносные земли Саудовской Аравии и строить нефтепровод из района этих земель до Средиземного моря длиной в 1050 миль. 6 июля 1948 г. появилось сообщение о получении американцами большой концессии на добычу нефти в Кувейте. К арабской нефти начали проявлять большой интерес крупнейшии нефтяные монополии США. Вашингтон втягивал в "холодную войну" Западную Европу и Южную Америку, Ближний и Дальний Восток, придавал этой политике глобальный характер, углублял и обострял ее в дальнейшем созданием военных союзов. Правительство США развернуло и проводило "холодную войну" с одобрения и благословения лидеров обеих больших партий в конгрессе, несмотря на то что в отдельных вопросах между этими партиями обнаруживались известные тактические разногласия.

Итак, составной частью нового внешнеполитического курса США  была программа экономического возрождения  разрушенной войной Европы. Её разработал новый государственный секретарь США Маршалл. Названный его именем план был одобрен на международной конференции в Париже (12.7-22.9.1947). СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Всего же план Маршалла подписали 16 западных стран.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США  принял "закон об экономическом  сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю программу экономической  помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла составила около 12,4 млрд. долл., причем основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Противостояние  коммунизму отразилось и во внутренней политике США. С 20 марта 1947 года в стране шла проверка взглядов американских государственных чиновников. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности приступила к допросам первых подозреваемых.

 

 

 

  1. Период эскалации 1953-1962гг.

 

Период 1953-1962 годов был временем, когда структурно оформленное противостояние сверхдержав в Холодной войне  достигло стадии почти непримиримого  противоборства. США наращивали военный  потенциал и укрепляли уже  имеющиеся структуры – НАТО, американо-японский договор. СССР крепил дисциплину в Организации  Варшавского Договора (в т.ч. и  с помощью силового воздействия, как в Венгрии в 1956г.), укрепляя при этом стратегические силы страны.

Во время предвыборной компании 1952г. Д.Эйзенхауэр неизменно вторгался в зону влияния СССР, обещая миллионам американцев восточноевропейского происхождения распространить принципы западной демократии на территорию Восточной Европы путем «освобождения покоренных народов». Позитивным фактором в Холодной войне стало решение нового президента о прекращении войны в Корее, стабилизации военного бюджета, а также обещание быть более осмотрительным и избегать военных авантюр в далеких регионах. (1))

Президент Эйзенхауэр имел в руках  оружие, отличное от того, на которое  мог рассчитывать президент Трумэн. Ядерный арсенал США за несколько лет был увеличен многократно, ядерное оружие 50-х годов было в тысячи раз мощнее атомных бомб второй половины 40-х годов. К 1955г. число бомбардировщиков, способных нанести удар по СССР, достигло 1350 единиц, причем боевой груз каждого стратегического бомбардировщика, несущего ядерное оружие, был эквивалентен по разрушительной силе совокупному объему всех боеприпасов, сброшенной союзной авиацией на Германию за всю Вторую мировую войну. В это время администрацией Эйзенхауэра на полном серьезе обсуждаются планы превентивного ядерного удара по Советскому Союзу и его союзникам. Одновременно со строительством стратегических вооружений в это время разворачивается интенсивное строительство американских военных баз во всех уголках Земного шара.

В Советском Союзе убежденность в решимости США начать ядерную  войну и устроить в СССР гигантскую Хиросиму была такова, что армия, с  целью обретения опыта ведения  боевых действий в условиях ядерной  бомбардировки, под руководством маршала  Г.К. Жукова провела под Семипалатинском  учения с применением атомного оружия. Сотни танков прошли по территории, где только что была сброшена ядерная  бомба. В ходе учений многие тысячи военнослужащих получили огромную дозу радиации.  
          Огромные средства выделялись ученым, которые под руководством академиков Курчатова и Королева создавали оружие ракетно-ядерного типа. В ноябре 1957г. межконтинентальная баллистическая ракета советского производства вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли. Теперь уязвимой для ядерного удара стала любая точка планеты, в т.ч. и вся территория США. СССР вышел на рубеж стратегического паритета.

Джон Кеннеди, сменивший Эйзенхауэра на посту президента США в 1961г., начал с инициативы активизации внутренних и внешних сил для обеспечения решительного лидерства США в Холодной войне. Кредо своей администрации он выразил в своей инаугурационной речи: «Пусть каждая нация вне зависимости от того, желает она нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем любой бремя, перенесем любые трудности, поддержим любого друга, выступим против любого врага ради обеспечения торжества свободы». Главными элементами ведения Холодной войны при президенте Кеннеди стало ускоренное военное строительство, консолидация союзников, стремление расширить влияние и закрепиться в развивающихся странах, освобождающихся или освободившихся от колониализма, ведение дипломатии, предполагавшей диалог с любым потенциальным противником.

Концепция Кеннеди предусматривала  ускоренное наращивание ракетно-ядерных  вооружений, с тем, чтобы оставить далеко позади СССР. Стратегическое превосходство  должно было стать твердым основанием всей внешней политики США. К 1967г. число  МБР (межконтинентальных стратегических ракет) было увеличено в 5 раз –  с 200 до 1000; был построен подводный  флот, состоящий из 41 атомной подводной  лодки типа «Поларис», способный осуществить запуск 656 ракет стратегического назначения. (3))

Помимо стратегических сил, на 300 тысяч  человек были увеличены обычные  вооруженные силы США. Разрабатывалась  стратегия «двух с половиной  войн» - когда США могли бы вести  две полномасштабные войны в  Европе и Азии против СССР и Китая  и одну «половинную» - в любом  другом месте. Для решения последней  задачи создавались также части  спецназначения («Зеленые береты»), способные вести боевые действия скрытно и в самых необычных условиях на самых отдаленных рубежах Холодной войны.

Столкнувшись с реальной угрозой ядерной войны, Д. Кеннеди  пришел к выводу, что абсолютное отстаивание своего превосходства  повсюду может вовлечь США  в самоубийственный ядерный конфликт, который приведет к национальной катастрофе. Для Белого дома стало  очевидным, что нагнетание враждебности до степени военного конфликта отнюдь не всегда служит американским интересам  – наоборот, оно может способствовать отчуждению обеспокоенных нейтральных  государств, отходу устрашенных подобными  действиями союзников.

 

 

  1. Разрядка.

 

Два явления отличают 1960-70е  годы от предшествующего периода: в  это время и в СССР и в  США произошел огромный прирост  стратегического потенциала, причем динамика была не в пользу США: в  первой половине 60-х годов Соединенные  Штаты превосходили советский Союз по числу ядерных средств доставки приблизительно в 10 раз, а к концу  десятилетия это превосходство  растаяло. В Холодной войне отчетливо проявил себя новый элемент - стратегическое равенство. Кроме того, рост численности независимых государств - бывших Европейских колоний - объективно ослабил прежние позиции Соединенных Штатов. В эти годы возникли новые мощные международные организации: "Группа 77", Движение Неприсоединения и Организация стран -экспортеров нефти (ОПЕК). По логике противостояния государства Африки, Азии и Латинской Америки обращались за помощью либо к США, либо к СССР. У Советского Союза появилась зона влияния, значительно выходящая за пределы Восточной Европы. В то же время СССР стал слабее в Азии из-за крепнущего конфликта с Китаем, пиком которого стали бои на Даманском и Желанашколе в 1969 году. (3)

Чудом избежав ядерной  войны во время Карибского кризиса, руководства США и СССР постарались учесть все ошибки, приведшие к нему, чтобы данная ситуация больше не повторилась. В 1963г. была установлена прямая линия связи между Белым домом и Кремлем. В том же году страны пошли на важный шаг – подписание договора по ограничению испытаний ядерного оружия, а также выдвинули в ООН резолюцию, запрещающую размещение в космосе ядерного оружия. Также было подписано соглашение о поставках в Советский Союз зерна. Особенно существенное значение имел заключенный в Москве в августе 1963г. Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой, ставивший реальную преграду на пути совершенствования ядерного оружия, оберегающий экологическую среду и в целом служивший интересам подписавших его сторон – СССР, США и Великобритании. В это же время в НАТО зародилась т.н. "Доктрина гибкого реагирования" или "Доктрина Макнамары" (названная так в честь тогдашнего министра обороны США). Суть ее была в том, что что ядерный потенциал СССР и США настоль велик, что уничтожить его посредством первого удара невозможно – сторона, подвергшаяся первому удару, все равно сохранит часть своего потенциала, которой окажется достаточно, чтобы ответным ударом нанести неприемлемый ущерб стране, которая напала первой. Уничтожение было гарантировано обеим сторонам. Поэтому ядерное оружие может быть применено лишь в случае атомной атаки на Соединенные Штаты или убежденности в бесспорной неизбежности такого нападения, а также в случае крупномасштабного советского вторжения в Западную Европу. Все остальные конфликты должны были решаться при помощи обычных вооруженных сил. В любом случае главной задачей продолжало оставаться недопущение дальнейшего увеличения сферы влияния Советского Союза и его союзников и отстаивании своих "жизненно важных" интересов. Советская военная доктрина в это время выглядела следующим образом:

На сухопутных театрах задача вооруженной борьбы будет решаться преимущественно  наступлением...


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.