Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Теория жизненных циклов организаций: анализ основных моделей

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 22.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Министерство образования  и науки РФ

НОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

МАГАДАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Факультет: Менеджмента экономики  и сервиса.

Кафедра: Финансы и кредиты.

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине:  «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

Тема: Теория жизненных циклов организаций: анализ основных моделей

 

 

 

 

Выполнил:

студент  6 курса

группы 8-35-314/6-6/

Проверил

преподаватель:

 

 

 

МАГАДАН

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………3

1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ  ………………………………4

    1. Понятие жизненного цикла организации
    2. Различные модели жизненного цикла
    3. Этапы жизненного цикла организации
    4. Теория жизненного цикла организации и графическая модель жизненного цикла организации Адизеса
    5. Действия руководителя на различных стадиях развития организации
    6. Перспективные модели теории эволюции организации

Заключение………………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Новые организации формируются  ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются  навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее  других и делают свое дело лучше, чем  другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится  организация, и оценивать, насколько  принятый стиль руководства соответствует  этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых  изменений с определенной последовательностью  состояний в течение времени.

Исследователями было замечено, что развитие организаций  обусловлено определенным алгоритмом, общим практически для всех типов  организаций. Выявление такого алгоритма  позволяет с определенной долей  вероятности осуществлять прогнозирование  наступления кризисных ситуаций и выбирать инструменты, позволяющие  наиболее эффективно нейтрализовать их негативные последствия. Это становится более актуальным в условиях рыночной экономики, когда происходит активное формирование рыночных механизмов, разрушение старых экономических связей и выстраивание новых отношений с контрагентами. Рассматривая организацию как экономическую  систему с позиции стадий ее жизненного цикла, можно достаточно точно прогнозировать будущие характеристики организации  в целях оптимизации управленческого  воздействия. Тем не менее, малоизученными остаются вопросы проявления стадий жизненного цикла в условиях развития рыночной экономики, кроме того, существуют некоторые разночтения в определении  направлений совершенствования  управления организациями по стадиям  их жизненного цикла. Главной проблемой  является в данном случае сложность  совмещения выработанных мировой экономической  мыслью подходов с традициями отечественной  научной школы и сложностями  развития современной экономической действительности.


 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ


 

    1. Понятие жизненного цикла организации

 

Учитывая зависимость  любой организации от многих внешних  и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между  развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий  вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так  или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации  в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.

Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается.

На  средний срок жизни организации  влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.


 

Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости. Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».

Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования  изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей  долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства. Также это позволяет предусмотреть  негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно предупредить их появление, либо (при неизбежности их возникновения) предотвратить возможные последствия.


 

1.2 Различные модели  жизненного цикла

 

На сегодняшний день известно не менее десяти моделей развития организаций, созданных в разное время. Примечателен тот факт, что  большинство моделей появились  в США за период с 1967 по 1983г.г. В  основе каждой из них предполагаются различные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые  модели в их исторической последовательности возникновения.

А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967). Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:

  1. «борьба за автономию» возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;
  2. «стремительного роста» включает быстрое расширение, где подчеркиваются инновации и креативность;
  3. «замедления» характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.

В целом эта модель представляет развитие правительственных организаций  от установления обоснованности их существования  к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю.

Ученые  Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967) разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе. Они предложили три стадии развития корпораций:

  1. рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
  2. юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
  3. зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.

Данная модель описывает  шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе компании из одной стадии в другую.

 

Таблица1- Жизненный цикл организации в модели Липпита-Шмидта

Стадии

Проблема 

Главный вопрос

Последствия, если проблемная ситуация сохраняется

Рождение

  • Создать новую организацию
  • Выжить

Чем рисковать?

Фрустрация и бездеятельность.

Юность

  • Достичь стабильности
  • Создать репутацию
  • Чем пожертвовать?
  • Как пересматривать и оценивать деятельность?
  • Реактивная организация с доминированием кризисного состояния. Скорее оппортунистические, чем личностно направленные установки и политика.
  • Трудности с привлечением хорошего персонала и клиентов. Построение неуместного и большей частью агрессивного имиджа организации

Зрелость

  • Достичь уникальности и адаптивности
  • Внести вклад в развитие общества
  • Изменяться ли и каким образом?
  • Делиться ли деньгами, и, каким образом?
  • Излишне «защитные» и «состоятельные» установки, распыление энергии и усилий. Потеря творческого персонала.
  • Возможно отсутствие уважение общественности и потеря признания. Банкротство или потеря прибыли.

 

 

Автор Л.Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972) при создании данной модели опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами.

Взяв за основу эту теорию, Грейнер рассматривает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию - бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода. Достоинством этой модели является возможность фокусироваться на проблеме кризисов и рисков, присущих развитию организации и различных для различных этапов жизненного цикла.

В модели У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974) организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие организации осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу. Механизмы развития при этом не уточняются.

Ф.Лиден: «Функциональные проблемы» (1975) писал, что на различных стадиях своего развития организации имеют проблемы, мешающие нормальному функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.

Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций. На втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур. Третья стадия характеризуется приданием особого значения постановке целей и получению прибыли. На четвертой стадии акцент делается на поддержании поведенческих паттернов и институализации структур.

Д.Кац и Р.Кан: «Организационная структура» (1978) по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития.

Три основных этапа  развития организации:

  1. стадия простых систем;
  2. устойчивая стадия организации;
  3. стадия разработки структур.

Представление социальной организации  в качестве открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой позволило авторам предположить, что главные предпосылки успешной деятельности находятся не внутри организации, а вне её. Также это представление выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации.

В 1983 году Р.Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983). предложили вариант, обобщающий ранее созданные модели. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности деятельности организации и определении ее критериев на различных стадиях.

В своем  исследовании автор И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979) проводит аналогию эволюции организации со схожими биологическими процессами, происходящими в развитии живых организмов, что позволяет характеризовать эту модель как эволюционно-теологическую. Процесс организационного развития представляется как естественный, запрограммированный и заранее предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы. Однако исследователем выявлено основное отличие организационного развития от биологического: в состоянии расцвета организация может находиться долгое время при условии обеспечения верного стратегического и тактического управления. Помимо этого организация может восстановиться и продолжить свой рост, даже если в настоящее время находится на стадии спада при условии внедрения принципиально нового стиля руководства, при необходимости – смены ориентиров, ценностей, установок и т.д.

Рассмотрев различные модели жизненного цикла организации, видим, что в  основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все  модели в той или иной степени  отражают сущность эволюции компании.

Отсутствие  единой объективной модели обусловлено  тем, что авторами не были  произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Несмотря на то, что различные авторы спорят о длительности и природе стадий развития, все они солидарны в том, что каждая стадия содержит ее собственную уникальную структуру, системы и стиль лидерства. Переходы от одной стадии к другой не происходят естественно и гладко, независимо от силы и пожеланий высшего руководства.

Еще одна особенность развития, отмеченная Куином и Камероном, состоит в том, что изменения на ранних стадиях происходят более стремительно, чем на поздних стадиях развития. Но эта закономерность нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях. Стоит отметить также следующую особенность описанных выше моделей: как правило, стадии раннего развития и распада, или смерти, игнорируются исследователями. Это обусловлено сложностью получения информации о состоянии организации на указанных этапах. Пребывая на стадии зарождения, т.е. до формального существования, организация существует лишь в виде образа, созданного основателями компании. Очевидно, что отсутствие полного объема фиксированной информации затрудняет исследования. Между тем этап, предваряющий рождение организации, не менее важен, чем остальные. Важность его заключается в том, что основатели компании закладывают «теоретический» фундамент будущей организации, планируют главные направления ее деятельности и от правильности планирования во многом зависит успешная реализация стратегии на практике.

С другой стороны, кроме И.Адизеса, никто из исследователей не уделил должного внимания стадии распада и смерти. Данный этап по некоторым естественным причинам игнорируется в исследованиях. Желание работать с «умирающими» организациями возникает далеко не у всех, в то же время архивные исследования лишены субъективного отражения фактов, интересующего исследователей и консультантов по управлению.

Таким образом, мы провели краткий анализ созданных в разное время моделей  жизненного цикла организаций, выявили  основные их особенности, отметили имеющиеся  недостатки.

В настоящее время в теории организации  чаще всего встречается модель, предложенная Д.Миллером и П.Фризеном, которые, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии, выделили пять стадий развития: рождение, развитие, зрелость, расцвет, упадок.

В приведенной ниже таблице  отражены основные критерии, по которым можно определить (по их мнению) стадию, на которой находится исследуемая организация.

Таблица 2 - Критерии определения стадии развития организации

Фазы развития

Критерии

Рождение

Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе  управления – менеджер-собственник

Развитие

Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально  организованная структура, политика формализована

Зрелость

Уровень продаж растет, но прирост  составляет менее 15%, более бюрократическая  организация 

Расцвет

Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные  системы контроля и планирования

Спад

Ограничение выпуска продукции, прибыль падает


 

Основные фазы развития и критерии их определения схожи для многих моделей, описанных выше.

1.3 Этапы жизненного цикла  организации

 

Один из вариантов деления  ЖЦ организации на соответствующие  временные отрезки предусматривает  этапы.

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие и демонстрируют высокие обязательства.

3. Этап формализации  и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более консервативным. Роли уточнены так, что выбытие членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

4. Этап выработки  структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура более комплексная и отработанная. Принятие решений децентрализовано.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. Механизм выработки и принятия решений централизован.

 

1.4 Теория жизненного цикла организации  и графическая модель жизненного  цикла организации Адизеса

 

Наиболее приемлемой, с  точки зрения задач управления организацией на различных этапах ЖЦ, является модель Адизеса, которая в наибольшей степени отражает особенности эволюции организации, [13, C. 10].

Согласно модели Адизеса, развитие организаций происходит через определенные стадии, на которых изменяются приоритеты четырех видов деятельности - достижения результатов 3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более консервативным. Роли уточнены так, что выбытие членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

4. Этап выработки  структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура более комплексная и отработанная. Принятие решений децентрализовано.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. Механизм выработки и принятия решений централизован.

 

предпринимательской деятельности, управления с помощью формальных правил и процедур и интеграции индивидов  в организации. Продвижение от одной  стадии к другой происходит, прежде всего, благодаря разрешению важнейших проблем последовательных стадий. Организация, в соответствии с этой моделью, начинает с приоритета предпринимательской деятельности, затем к нему добавляется приоритет результативности производства.

И.Адизес разработал модель жизненного цикла организации, состоящую из 10 этапов, которые можно разделить на 2 группы: стадии роста и стадии старения. Рост начинается с момента зарождения организации и продолжается вплоть до расцвета компании, после чего наступает неизбежное старение организации. Старение происходит с этапа стабилизации и заканчивается смертью (ликвидацией) фирмы. Задачей руководителя на любом этапе является выявление подобных проблем и своевременное их решение. Для каждой стадии развития необходимы свои тактические приемы и способы принятия управленческих решений. Далее для некоторых этапов жизненного цикла будут приведены примеры возможных действий руководителя при наличии тех или иных проблем, присущих определенным этапам.

Стадии ЖЦ организации  можно представить более детально:

Создание - это этап зарождения организации. Она еще не возникла физически и формально, однако энтузиазм и бизнес-идея относительно ее существования уже возникли. В этот период происходят, в основном, обсуждения по поводу будущего организации, в ходе которого основатели закладывают «теоретический» фундамент новой компании. Происходит попытка «продать» идею о ее будущем успехе. Но организация рождается только тогда, когда идея получила положительную оценку в среде единомышленников основателя, сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации и имеется готовность взять на себя риск основания нового дела. Создание высокого уровня обязательств – это ключ к успеху, поскольку без него новая организация просто не выживет.

Для создания успешной компании необходима не только хорошая идея, но и финансовая поддержка и готовность рынка. Главным  мотивационным фактором для создания организации должно быть удовлетворение потребностей рынка, создание нового качества либо в производстве какого-либо продукта, либо в предоставлении услуг.

 

Фундамент для создания организации у основателя будет в том случае, если он имеет четкие ответы на такие вопросы, как:

  1. Что мы реально собираемся делать?
  2. Как это будет сделано?
  3. Когда это может быть сделано?
  4. Кто собирается это делать и почему?

При выполнении указанных условий  организация имеет шанс успешно  начать свое функционирование на рынке.

Младенчество, детство – стадия, где внимание перемещается от идей и возможностей к результатам производства – удовлетворению потребностей, ради которых компания создавалась.

Компания в младенчестве обладает нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически  отсутствуют. Организация очень  персонифицирована. Все называют друг друга по именам, субординация слаба, отсутствует система приема на работу и контроля выполнения заданий. Для  осуществления перехода организации  от предвидения к действию необходимо, чтобы во главе компании стоял  лидер, ориентированный на результат. Он должен учитывать, что чем выше риск, тем более высокий фундамент необходим.

Для нормальной жизнедеятельности  организации необходим реальный бизнес-план, в котором был бы проанализирован поток денежных средств. Если на этом этапе не будет  происходить периодического вливания денежных средств, организация может  погибнуть.

Поскольку организация борется  за выживание, решения должны приниматься  и исполняться быстро. Однако отсутствие правил, стабильности и опыта, на который  можно было бы положиться при принятии решений, превращает каждое решение  в новый прецедент. Управление осуществляется от кризиса к кризису. Младенческая организация не может подготовить  долгосрочные планы или выработать стратегию, поскольку у нее нет  реального опыта относительно эффективности  тех или иных механизмов ведения бизнеса. На этом этапе рынок формирует планы и определяет долговечность продукта.

На данной стадии развития необходимо соблюдать определенные условия, чтобы  избежать гибели. Одно из них – это обеспечение постоянного притока денежных средств, а второе – преданность основателя идее построения устойчивой организации.

Отрочество, «Давай-давай» - стадия быстрого роста, когда идея, заложенная во младенчестве, начинает работать, преодолевается нехватка денежных средств и уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает. Нередко это делает основателя и организацию излишне самонадеянными.

При переходе от «младенчества» к  быстрому росту видение будущего компании изменяется от очень узкого взгляда на бизнес до панорамы бескрайних возможностей. Каждая вновь появившаяся  возможность - это очередной приоритет. Одним из видов патологии на данной стадии развития может быть желание  основателя охватить необъятное, т.е. диверсификация может включать даже те сферы бизнеса, о которых он не имеет представления. Во избежание негативных последствий  подобных явлений руководитель должен четко определять приоритеты и осознавать, чем заниматься не следует. Вследствие нечеткого закрепления должностных  обязанностей разные функции нередко  выполняются одним сотрудником. Это обуславливает то, что компания организована вокруг людей, а не задач. И хотя основателем организации  делаются попытки делегировать властные полномочия, принятие всех существенных решений не происходит без его  непосредственного участия. Причиной тому является боязнь руководителя потерять контроль.

На данном этапе компания только реагирует на возможности, предоставляемые  внешней средой, но пока не может  их предвидеть, следствием чего является действие методом проб и ошибок. Однако серьезные ошибки могут повлечь  за собой существенные потери: доли рынка, важных клиентов, крупных денежных средств. Для выхода из сложившейся ситуации организации необходимо четко формализовать свою деятельность, т.е. перейти от интуитивного управления к профессиональным действиям.

При успешном переходе организация  вступает в следующую стадию своего развития – юность, ранняя зрелость, этап, когда компания получает свое второе рождение, при котором коренные изменения претерпевают фундаментальные основы организации. Данный процесс протекает более длительно и проблематично, нежели предыдущие.

Характерными становятся конфликты, прежде всего между сотрудниками, стоящими у истоков компании и  недавно начавшими свою деятельность в увеличившейся организации. Цели компании становятся противоречивыми, система вознаграждения и стимулирования не соответствует потребностям компании.

Трудность перехода определяется необходимостью одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.

Смена целей происходит путем перехода от экстенсивного развития к повышению  качества деятельности. Для этого  необходимо вовлечение всего персонала  в происходящие изменения, поскольку  сотрудники по-прежнему находятся на стадии быстрого роста, и они хотят, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался  тот же темп роста. Но эти два требования взаимно исключают друг друга.

Проблема руководителя состоит  в том, что он самостоятельно уже  не справляется с руководством компанией  и для решения своих проблем  либо децентрализует полномочия, либо нанимает профессионального менеджера, что в любом случае приводит к  изменению системы руководства  организацией, организационной культуры. В действительности происходит переход  организации от одного набора проблем  к другому. Задача руководства состоит  в решении текущих вопросов и  подготовке ее к столкновению с новыми проблемами. Для нормального функционирования организации новым руководителям  необходимо создать систему вознаграждений, перераспределить роли и обязанности, а также установить четкие правила  и нормы поведения сотрудников.

Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные  инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции  к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой. Если систематизация административной деятельности произошла  успешно, решены основные проблемы организации  и руководство создало институты, компания движется к следующему этапу  развития - расцвету.

Расцвет – стадия, на которую переходит организация, достигая оптимального сочетания между самоконтролем и гибкостью. Организация отличается наличием систем должностных обязанностей и высокой организационной культурой; усложняется структура организации; налаживается планирование, четко определены перспективы развития; компания ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов; наблюдается стабильный рост продаж и прибыли. Организация знает, что она делает, куда она идет и как достичь намеченных целей. Расцвет организации являет собой процесс стабильного роста. Он является показателем жизнеспособности организации, способности достигать эффективных результатов в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе  цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты, деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала - более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

Если организация не пополняется  новыми силами, перестает внедрять прогрессивные методы управления, теряет предприимчивость, то организационные  ресурсы перестают расти и, в  конечном итоге, организационная жизнеспособность достигнет определенного уровня. Компания в своем развитии достигает  следующей стадии – стабилизации, которая является концом роста и  началом падения.

Стабилизация, «поздняя зрелость» - является первой стадией старения в жизненном цикле организации. Компания еще сильна, но уже начинает терять гибкость. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат и хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. Достигнутая стабильная позиция на рынке вызывает чувство безопасности, что может быть безосновательным в длительной перспективе. Морально-психологический климат в коллективе становится более формальным, новые идеи еще высказываются, но волнений по этому поводу уже нет. Происходят изменения в распределении прибыли компании. Ресурсы на исследования урезаются в пользу расходов на развитие. Бюджеты на маркетинговые исследования уменьшаются для повышения прибыльности компании. Возвратность инвестиций становится доминирующим индикатором выполнения планов, а различного рода количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление. Организация еще растет, это видно по увеличению объема продаж, но уже зарождается основная причина будущего падения: истощается дух предпринимательства.

Если творчество бездействует достаточно долго, то это может повлиять на способность  организации удовлетворять потребности  покупателей. Происходит неуловимое скольжение к следующей стадии – аристократизму. Не существует явных переходных событий, как это было на стадиях роста. Начиная с расцвета, по ходу дальнейших этапов жизненного цикла происходит процесс изнашивания. Отсутствие различимых точек перехода от этапа к этапу  свидетельствует о продолжающемся процессе потери предпринимательского духа в процессе ведения бизнеса. Признаком этого является процесс обострения чувства самосохранения и дистанции от клиентов. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то, что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Эти симптомы нередко игнорируются руководством. Аристократизм, «старение» - стадия жизненного цикла организации, для нее характерны следующие признаки: организация обладает значительными денежными ресурсами, причем деньги в основном тратятся на укрепление системы контроля, страхования и обустройство; существуют определенные традиции, входит в обычай формализм в одежде и обращении; корпорация может приобретать другие компании для получения новых продуктов и рынков или пытаясь «купить» предприимчивость.

Снижение гибкости, которое начинается еще на этапе расцвета, имеет длительное последействие: в конечном итоге  способность достигать результаты должна также упасть. Цели компании становятся преимущественно краткосрочными и, соответственно, гарантированные результаты становятся нормой, а ее деятельность приобретает окраску посредственности.

Уменьшение ориентации на долгосрочный результат создает новый стиль  организационного поведения; морально-психологический  климат становится тяжелым. Наблюдение за поведением людей, их манерой общения, решения возникающих конфликтов позволяет определить аристократическую  организацию, которой свойствен  консерватизм и единообразие мышления.

Попытки организации сохранить  прежний уровень прибыли приводят к повышению цен на продукцию, при этом качество продукции может  оставаться на прежнем уровне или  начинать снижаться. Однако в определенный момент достигается предел, выше которого цена не может быть поднята. Отдельные  детали, тонкости уходят и начинается борьба за выживание не корпорации, а каждого, кто в ней работает. Такое положение говорит о переходе к следующему этапу старения - ранней бюрократизации.

Ранняя бюрократизация – стадия, основной отличительной чертой которой является множество внутренних конфликтов между сотрудниками компании, принявших открытую форму. В результате полного упадка, который произошел в организации, начинается поиск виновного во всех бедах.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.