Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.13. Год: 2013. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Таможенные  органы и их деятельность по  обеспечению экономической безопасности  государства

1.1 Экономическая  безопасность государства и механизм государственного регулирования экономики

Обеспечение государственной  безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало  развитой экономики. Постепенно, развитие военных техники и технологии привело к практической невозможности ведение войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три  её важнейших элемента:

Экономическая независимость  не носит абсолютного характера  потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию1

Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Сущность экономической  безопасности реализуется в системе  критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.

Важно подчеркнуть, что наивысшая  степень безопасности достигается  при условии, что весь комплекс показателей  находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

 Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

- экономического  роста (динамика и структура  национального производства и  дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

- характеризующие  природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

- характеризующие  динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

- качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.)

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

- предельно  допустимый уровень снижения  экономической активности, объемов  производства, инвестирования и  финансирования, за пределами которого  невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала;

- предельно  допустимое снижение уровня и  качества жизни основной массы  населения, за границами которого  возникает опасность неконтролируемых  социальных, трудовых, межнациональных  и других конфликтов; создается  угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;

- предельно  допустимый уровень снижения  затрат на поддержание и воспроизводство  природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений.

Обобщая выше сказанное, можно  сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Таким образом, экономическая  безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой  экономики, то есть, наряду с защитными  мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции.

1.2 Функции  таможенных органов по обеспечению  экономической безопасности государства

Важнейшая роль в  деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских  мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность. В ее обеспечении  зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической  деятельности государства.

Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза, контроль за исполнение которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение  в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно – тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение  в пределах своей компетенции  соблюдения прав и законных  интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение  в пределах своей компетенции  мер по защите национальной  безопасности государств – членов  таможенного союза, жизни и  здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств – членов таможенного союза – мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств – членов таможенного союза, ценных бумаг и валютных ценностей, дорожных чеков;

8) выявление,  предупреждение и пресечение  административных правонарушений  и преступлений в соответствии  с законодательством государств – членов таможенного союза;

9) обеспечение  защиты прав интеллектуальной  собственности на таможенной  территории таможенного союза  в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики2.

Приоритетными направлениями  деятельности таможенной службы были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов.

В укреплении экономической  безопасности государства принимают участие все органы государственной власти, это одна из их конституционных функций. В компетенцию таможенных органов входят такие вопросы экономической безопасности, как борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, наполнение федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства и российских участников внешнеэкономической деятельности.

Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри- и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса, транспорта и связи и т.п. Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы:

- Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов.

- Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).

Т.е. таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов.

Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Главная задача внешнеэкономической  политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны. Существует следующая классификация методов регулирования внешнеэкономической деятельности.

Тарифные методы. Импортный тариф регулирует экономический климат в стране. Импортный тариф базируется на Законе “О таможенном тарифе”.

Нетарифные методы. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. 

Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).

Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ.

Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности3.

Оценивая таможенные политику и методы регулирования внешнеэкономической  деятельности, можно утверждать, что  государство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями.

Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе. При  этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том  числе структурного, является все  же таможенный тариф.

1.3. Таможенный тариф во внешнеторговом регулировании

Таможенный тариф - это  систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при  импорте, а в отдельных случаях  при экспорте из данной страны. Таможенные тарифы остаются одним из важнейших  инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции. Таможенный тариф относится к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф  - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые  прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий.

 В таможенном тарифе  применяются следующие виды ставок  ввозных таможенных пошлин:

1) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические, начисляемые  за единицу облагаемых товаров; 

3) комбинированные, сочетающие  оба вида, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта4.

Ставки ввозных таможенных пошлин таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств.

 Для оперативного  регулирования ввоза товаров  на единую таможенную территорию  государств – членов ТС при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.

Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет.

Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.

Импортный таможенный тариф  заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.

Российский тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы  он максимально соответствовал задаче защиты экономических интересов страны пространства.

Таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции:

- фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

- защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

- регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других5.

Таким образом, таможенный тариф  является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка товаров России при его взаимосвязи с мировым рынком.

Меры  таможенного тарифа:

- рационализация  товарной структуры ввоза товаров  в государство ТС;

- поддержание  рационального соотношения ввоза  и вывоза товаров, валютных  доходов и расходов на территории ТС;

- создание условий  для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС;

- защита экономики государств ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.

- обеспечение  условий для эффективной интеграции государств ТС в мировую экономику.

Многоплановость и специфика  влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

 

 

 

2. Тарифные инструменты регулирования международных торговых отношений

2.1 Правовые основы взимания таможенных пошлин

Основным правовым документом является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании».

В главе 9 ТК ТС “Общие положения” перечислены виды таможенных платежей, дается краткая характеристика важнейших из них. В частности, в ст. 70 предусмотрено: при перемещении через таможенную границу государства-члена ТС и в других случаях, установленных Кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:

1. таможенная  пошлина (ввозная и вывозная);

2. налог на  добавленную стоимость;

3. акцизы;

4. таможенные сборы6.

Дополнительно на территории РФ отдельные правоотношения регулируются нормативно – правовыми актами органа, уполномоченного в сфере таможенного дела – ФТС.

Правовые аспекты  установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин, а также определение и применение тарифных льгот регулируются соглашением «О едином таможенно – тарифном регултровании», Протоколом о предоставлении тарифных льгот, Решением КТС № 130 «О едином таможенно - тарифном регулировании» таможенного союза (РФ, Казахстан, Беларусь)7.

Уплата ввозных таможенных пошлин осуществляется с учетом норм установленных соглашением «Об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин».

По вопросам применения и установления вывозных таможенных пошлин применяются нормы  установленные Соглашением о  вывозных таможенных пошлинах в отношении трех стран от 25 января 2008г.8

Взимание основных таможенных платежей осуществляется в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза и законодательством государств – членов ТС.

2.2 Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию таможенного союза либо при вывозе товаров с таможенной территории государств – членов таможенного союза9.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу ТС, видов сделок и других факторов, за исключением предусмотренных законом.

Сроки уплаты таможенных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, законодательством государств – членов таможенного союза.

Изменение сроков уплаты производится в форме отсрочки или рассрочки.

Основания и  условия изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международными договорами государств – членов таможенного союза.

Отсрочка или  рассрочка представляет собой изменение  срока уплаты таможенных пошлин при  наличии оснований с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком отсроченной или рассроченной суммы.

Отсрочка или рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается  по письменному заявлению плательщика.

Отсрочка или  рассрочка предоставляется от 1-6 месяцев.

Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин определяется международным договором государств – членов таможенного союза.

При наличии  у плательщика на счете денежных средств банк не вправе задерживать  исполнение поручения плательщика  на перечисление сумм в таможенные органы и обязан исполнить в течение 1 дня.

Ввозные таможенные пошлины, кроме личного пользования, уплачиваются на счет определенный международным  договором государств – членов таможенного  союза.

Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены  в счет уплаты иных платежей.

Вывозные пошлины уплачиваются на счет Федерального казначейства.

3.3 Таможенная стоимость  товара

Еще одним элементом таможенно-тарифного  регулирования является таможенная стоимость товаров.

Определение стоимости  импортного товара с целью расчета  таможенных пошлин - одна из наиболее сложных процедур таможенной практики. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. Пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм.

Таможенная стоимость - эта стоимость товара, которая  используется в целях таможенного  обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для исчисления таможенных платежей (пошлин, акцизов, НДС и сборов за таможенное оформление). Помимо основного назначения, как базы налогообложения, таможенная стоимость прямо или косвенно используется также и для иных таможенных целей, таких как ведение таможенной статистики, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, осуществления валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Кроме обеспечения реализации чисто фискальных функций, наличие механизма определения и контроля таможенной стоимости способствует решению задач построения рыночной экономики путем создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов.

Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 
 
 

1 См.: Основы таможенного дела. Учебник для слушателей таможенной академии и студентов вузов / Под редакцией В.Г. Драганова -М.: Экономика, 2007. -С.687. Стр. 290-316.

2 См.: Федеральный закон РФ от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29 ноября 2010 г. №48. Ст.6252.

3 См.: Петров В.И. Таможенный контроль товаров, подлежащих нетарифным мерам регулирования ВЭД. - Ростов - на - Дону, Рост. Филиал РТА, 2010.С. 284. Стр. 123-147.

4
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.