Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по «Законодательство Тюменской области»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Контрольная работа

По дисциплине «Законодательство Тюменской области»

Вариант — 5

 

 

Выполнил:

студент 3 курса 

Заочного факультета

Специальности «Юриспруденция»

Зачетная книжка №10335

Фот Екатерина Андреевна

Проверил:

к.и.н., Шабанова Инна Константиновна


 

 

 

 

 

Тюмень 2012

Содержание

 

Введение........................................................................................................................3

 

1. Общие положения о законодательных органах государственной

власти в субъектах  РФ.................................................................................................6

1.1. Характеристика законодательной (представительной) власти в РФ...............6

1.2.Правовой статус законодательных органов власти субъекта Российской Федерации.....................................................................................................................8

 

2.Особенности правового статуса законодательных (представительных) органов автономных округов, входящих в состав Тюменской области ............................12

2.1.Правовой статус Тюменской областной Думы……………………………….12

2.2. Правовой статус Думы Ханты-Мансийского автономного округа.............15

2.3. Правовой статус Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа...................................................................................................................17

 

Заключение.................................................................................................................20

Список использованной литературы........................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации.1 Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности. 
 Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Поскольку существуют три  основные функции государственной  власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций  должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной  власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций  в деятельности одного органа государственной  власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает  возможность установления в стране диктаторского политического режима.

Законодательные органы субъектов  РФ являются также высшими представительными  органами, выражающими волю и интересы народа и претворяющими ее в жизнь. Он формируется непосредственно  народом через выборы, и поэтому  является показателем общественного  мнения.

Региональные законодательные  органы имеют значительные контрольные  полномочия, что позволяет им играть существенную роль в обеспечении  законности в субъектах Российской Федерации.  
 Актуальность:  Конституция Российской  Федерации 1993г. в статье 94  впервые  закрепила понятие парламента – Федерального Собрания  – как высшего представительного и законодательного органа государственной власти Российской  Федерации. Тем самым были положены конституционные основы для развития российского парламентаризма. Данный правовой институт постоянно развивается и совершенствуется, меняется его нормативная основа. Парламент – это  правовой институт государственной представительной и законодательной и власти, который является связующим звеном между обществом и государством. Он выполняет две важнейшие функции:               

а) формирует законодательство Российской  Федерации, на основании которого развиваются политическая, экономическая и социальная системы, гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина;

 б) осуществляет реализацию  принципов народовластия, совершенствует  формы участия населения в  управлении делами государства.

Поэтому исследование парламентаризма  в современной России представляет особый интерес.

Предметом работы являются правовые нормы, регламентирующие правовой статус и деятельность органов представительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, далее — ХМАО и ЯНАО, а так же Тюменской области) в различных сферах.

Цель работы - определение  места, значения и основных функций  законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Задачи обусловлены основной целью:

- изучить основные положения о законодательных органах власти в субъектах РФ;

- определить правовой  статус Тюменской областной Думы

- определить правовой статус Думы ХМАО;

- определить правовой статус Законодательного собрания ЯНАО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения о законодательных органах государственной власти

в субъектах РФ

1.1. Характеристика законодательной (представительной) власти в РФ

Государственная власть в  Российской Федерации на современном  этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности. 
 Джон Локк, основатель теории разделения властей, отмечал, что законодательная власть есть верховная, но не абсолютная, не деспотическая власть. В интересах народа ее следует ограничивать. Пределы законодательной власти - условия, свойственные для всякого государства: существование закона для всех людей, законы предназначаются для блага народа; без согласия народа нельзя увеличивать налоги; законодательный орган не может и не должен передавать законодательную власть кому-либо другому2.

Законодательная власть является органом представительства интересов  социальных общностей людей, осуществляющим функции по изданию законов, обязательных для исполнения всеми людьми, проживающими на определенной территории.

На современном этапе  развития российского общества законодательная  власть представлена системой органов  государства, имеющих и реализующих  право на принятие законов. К ним  в России относятся: Федеральное  Собрание - представительный и законодательный  орган Российской Федерации; законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, которые  осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.  Конституция устанавливает, что правосубъектная деятельность перечисленных структур осуществляется по вопросам, не затрагивающим пределы ведения Российской Федерации, совместного ведения ее и субъектов Федерации. 
 На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом.

Законодательный орган - Федеральное  Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый  серьезный инструмент влияния - возможность  постановки вопроса о доверии  Правительству), в той либо иной форме  участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне, что вытекает из принципа разделения властей, установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации3. Данный принцип предполагает наряду с разграничением функций законодательной, исполнительной и судебной власти их взаимодействие (включающее взаимное влияние, контроль).

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отнесено Конституцией к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. 

 

 

1.2. Правовой статус законодательных органов власти субъекта Российской Федерации

Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется  рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут  входить в механизм государственной  власти, но органами государственной  власти не являются. Прежде всего, орган  государственной власти устанавливается  только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с  нормами Конституции, законами или  другими нормативными правовыми  актами.  
 Признаком органа государственной власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носят общеобязательный характер, и для их осуществления при необходимости может быть использовано государственное принуждение.

Государственный орган имеет  определенные права, которые выступают  для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу  применения этих прав, пределы их территориального использования. Это установлено  для того, чтобы орган государственной  власти не выходил за рамки своей  компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной  власти.

Характерным признаком органа государственной власти является установленная  в правовых формах его структура, внутренняя организация данного  органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами.

Следует отличать понятия  правового статуса и компетенции  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. 
Компетенцию, можно определить как совокупность полномочий, прав и обязанностей органа или должностного лица государства (или местного самоуправления), определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления)4
 Статус органа государственной власти — законодательно закрепленная совокупность прав и обязанностей органа власти, характеризующая его правовое положение в системе разделения властей. К элементам статуса органа государственной власти относятся: социальное назначение, роль, задачи и функции; принципы организации и деятельности, характер взаимоотношений с иными органами власти; компетенция и государственно-властные полномочия; источники финансирования; форма правовых актов; право пользования государственными символами, официальное название. Важнейшими элементами указанного статуса являются порядок его формирования, внутренняя организация, порядок деятельности и используемые процедурные формы, гарантии деятельности, иммунитеты и др. Элементы статуса закрепляются в Конституции страны и в конкретизирующих ее законах.5 
 Что касается законодательных органов, то их правовой статус имеет свою специфику, обусловленную их местом в системе разделения властей. 
 Статья 72 Конституции РФ определяет предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, статья 73 Конституции РФ определяет остаточную компетенцию субъекта. Можно также отметить компетенцию органов местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ) - вопросы местного значения. 
 В целом к компетенции субъекта Российской Федерации можно отнести всё то, что не относится к исключительному ведению Российской Федерации и что дозволено Федерацией по предметам совместного ведения, а также то, что не является вопросами местного значения.

Условно можно разделить  данные полномочия на вопросы организации  и обеспечения государственной власти и местного самоуправления, обеспечения экономического и социального развития, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Законодательный (представительный) орган определяется как постоянно  действующий, высший и единственный орган законодательной власти субъекта, что подчеркивает его исключительность и верховенство в системе представительства  конкретного субъекта.

Таким образом, ни один орган  власти или общественная организация, по смыслу нормы, не вправе претендовать на представительство населения, на право издания законов, кроме  законного парламента. Это не мешает законодательным органам некоторых  субъектов иметь двухпалатную структуру. 
Наиболее подробно вопросы статуса законодательных (представительных) органов государственной власти регулируются в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации. 
В итоге, правовой статус органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации можно определить как совокупность установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными актами соответствующих субъектов федерации полномочий, прав и обязанностей органа в сфере организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления, обеспечения экономического и социального развития, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления) как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Указанное определение не может полностью отражать всю  полноту правового статуса указанных  органов. Потому целесообразно рассмотреть  правовой статус законодательных органов  субъектов Российской Федерации  через деление полномочий на законотворческие, представительские, контрольные6.

При этом их можно условно  разделить на формальные (процедурные) и материальные (содержательные). К первым будут отнесены законотворческие полномочия как форма выражения воли населения, а также учредительские функции, поскольку те носят во многом процессуальный характер, характер регламентации деятельности самого законодательного собрания и некоторых других органов, создаваемых внутри него и за его пределами. Вторые - представительские полномочия, чья реализация есть основа и смысл законодательной деятельности, а также контрольные, так как они, по сути, определяют положение представительного органа в системе разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные полномочия  органов власти субъекта Российской Федерации

2.1. Правовой статус Тюменской областной Думы

Устав Тюменской области (статья 3) устанавливает, что государственную законодательную власть в области осуществляет Тюменская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти.

Областная Дума является постоянно  действующим высшим и единственным органом законодательной власти Тюменской области.7

Областная Дума состоит 48 депутатов. Из них 24 депутата избираются по спискам кандидатов, выдвинутым избирательными объединениями, и 24 депутата - по одномандатным избирательным округам.

Областная Дума избирается гражданами Российской Федерации, постоянно  или преимущественно проживающими на территории области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов составляет пять лет.  Порядок выборов регулируется законом области "О выборах депутатов Тюменской областной Думы". Статья 10 указанного закона определяет 25 одномандатных избирательных округов, в том числе 10 - в Ханты-Мансийском автономном округе , 4- в Ямало-Ненецком автономном округе и 11 на территории области за исключением территорий автономных округов.

 Дума правомочна начать свою работу, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Областная Дума обладает правами  юридического лица, имеет гербовую печать.

Аппарат Тюменской областной  Думы осуществляет правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Тюменской областной Думы.

Структура аппарата областной  Думы состоит из руководителя аппарата, структурных подразделений аппарата Думы и аппаратов постоянных комиссий.

Перечень комитетов и  комиссий:

  • Комитет по аграрным вопросам и земельным отношениям
  • Комитет по бюджету, налогам и финансам
  • Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению
  • Комитет по социальной политике
  • Комитет по экономической политике и природопользованию
  • Постоянная комиссия по вопросам депутатской этики и регламентным процедурам

К основным полномочиям  областной Думы относятся:

  • принятие устава области и внесение в него поправок;
  • принятие законов области, внесение в них изменений, контроль за их соблюдением и исполнением;
  • утверждение программ социально-экономического развития области, долгосрочных областных целевых программ и контроль за их исполнением;
  • утверждение областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчётов об их исполнении;
  • установление областных налогов и сборов и порядка их взимания на территории области;
  • установление административно-территориального устройства области;
  • принятие решения о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями губернатора области;
  • принятие решения о недоверии (доверии) губернатору области;
  • выражение недоверия соответствующему органу исполнительной власти области и его должностным лицам;
  • назначение на должности мирового судьи, судьи уставного суда по представлению губернатора;
  • учреждение наград, Премии и почётных званий Тюменской области, присвоение почётных званий.

Устав области, определяя  деятельность и компетенцию законодательного (представительного) органа государственной власти -областной Думы  устанавливает распространение их на территорию области. В то же время, что касается территории автономных округов, то деятельность и компетенция и действие принимаемых нормативно-правовых актов областной Думы ограничивается положениями, изложенными в главе II Устава "Основы отношений Тюменской области с входящими в ее состав Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа". Анализ парламентов ХМАО и ЯНАО приведен в следующих параграфах.

 

2.2. Правовой статус Думы Ханты-Мансийского автономного округа

Дума Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры8.

Дума автономного округа состоит из 35 депутатов, избираемых населением автономного округа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Дума автономного округа правомочна начать свою работу, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Дума автономного округа является юридическим лицом, имеет  гербовую печать.

Депутат Думы автономного  округа имеет право:

1) представлять законопроекты и предложения по их разработке;

2) вносить депутатские запросы;

3) выступать на заседаниях комитетов, комиссий и других органов, создаваемых Думой автономного округа;

4) выдвигать кандидатуры на выборные должности в комитетах, комиссиях и других органах Думы автономного округа;

5) участвовать в образовании и деятельности депутатских групп и фракций, а также осуществлять иные действия, предусмотренные Уставом, законами автономного округа и Регламентом Думы ХМАО - Югры.

К основным полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся:

1) принятие Устава (Основного закона) и поправок к нему;

2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения автономного округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и автономного округа в пределах полномочий автономного округа;

2.1) заслушивание ежегодных отчетов Губернатора автономного округа о результатах деятельности Правительства автономного округа, в том числе по вопросам, поставленным Думой автономного округа;

3) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом, законами автономного округа, договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти Тюменской области.

Дума автономного округа9:

1) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов автономного округа, исполнением бюджета автономного округа, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью автономного округа;

2) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами автономного округа.

Для осуществления внешнего государственного финансового контроля Дума автономного округа образует контрольно-счетный  орган Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры - Счетную палату, полномочия, состав и порядок деятельности которой определяются законом автономного округа.

 

 

2.3.Правовой статус Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа

Законодательное Собрание автономного  округа является постоянно действующим  высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти автономного  округа10.

Законодательное Собрание автономного  округа самостоятельно решает вопросы  организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового  обеспечения своей деятельности.

Расходы на обеспечение деятельности Законодательное Собрание автономного  округа предусматриваются в окружном бюджете отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания автономного округа одного созыва равен пяти годам.

Полномочия Законодательного Собрания автономного округа прежнего созыва оканчиваются с момента начала работы Законодательного Собрания автономного  округа нового созыва, кроме случаев роспуска Законодательного Собрания автономного округа Президентом Российской Федерации, Губернатором автономного округа, досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания автономного округа на основании решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Момент окончания полномочий Законодательного Собрания автономного  округа в случаях ее роспуска Президентом  Российской Федерации, Губернатором автономного  округа, досрочного прекращения ее полномочий на основании решения  суда определяется в соответствии с  федеральными законами.

Законодательное Собрание автономного  округа состоит из двадцати двух депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании гражданами Российской Федерации, обладающими  в соответствии с федеральным  законом активным избирательным  правом. Депутаты Законодательного Собрания автономного округа могут работать на профессиональной постоянной основе.

Полномочия Законодательного Собрания автономного округа состоят  в том, что оно:

1) принимает Устав автономного округа и поправки к нему;

2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения автономного округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий автономного округа;

2.1) заслушивает ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства автономного округа, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием автономного округа;

3) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом автономного округа и законами автономного округа.

Законодательное Собрание автономного  округа в пределах и формах, установленных  Уставом автономного округа и  законами автономного округа:

1) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов автономного округа, исполнением окружного бюджета, включая окружные долгосрочные целевые программы в пределах, установленных бюджетным законодательством, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью автономного округа;

2) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом автономного округа и законами автономного округа.

 

 

Заключение

Итак, подведем некоторые  итоги. Рассмотрев в нашей работе общие положения о законодательных органах государственной власти в субъектах Российской Федерации, в частности их характеристику и правовой статус, остановившись на вопросах особенности правового статуса законодательных (представительных) органов автономных округов, входящих в состав Тюменской области, а так же самой Тюменской области.  Мы, на основании Конституции Российской Федерации и Уставов Тюменской области и входящих в нее автономных округов, ХМАО и ЯНАО проанализировали сущность вопросов ведения, компетенции и функций Тюменской областной Думы, Думы ХМАО и Законодательного собрания ЯНАО, как органов представительной (законодательной) власти.

На основании вышеизложенного  материала хочется отметить:

Законодательная власть принимает  законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной  власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, в той либо иной форме участвует в формировании исполнительных органов, судебных органов Российской Федерации.

Основные функции законодательного (представительного) органа государственной  власти: представительная - призвана выражать волю населения путем проведения периодических свободных выборов  на основе свободного волеизъявления избирателей; законодательная - обеспечивается законодательной деятельностью путем подготовки и принятия законов субъекта РФ, толкованием норм регионального законодательства, направлением отзывов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на проекты федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализацией права законодательной инициативы в принятии проектов федеральных законов; контрольная - осуществляется через контроль за реализацией регионального законодательства.

Устав Тюменской области  был принят в марте 1995 г. Он стал, по сути, базой дальнейшего развития всего законодательства области. Основная трудность при подготовке и принятии Устава Тюменской области заключалась  в том, чтобы, не нарушив конституционных  прав автономных округов, сохранить  территориальную целостность области.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.