Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возникновение и развитие системных идей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.05.13. Год: 2013. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1. Возникновение  и развитие системных идей

 

    1. Основные этапы развития системных идей

 

Формирование системных  идей происходило очень медленно в процессе становления человеческого  общества и культуры. Системные идеи, как и любое другое явление  природы и общества, прошли несколько этапов.

Первый этап (…– начало XX века): Этап возникновения и развития системных идей, которые складывались в практической и познавательной деятельности людей, шлифовались философией и носили разрозненный характер. Возникали и оформлялись основные понятия ТС (нередко они представляли собой нечаянные интуитивные открытия тех или иных выдающихся ученых, философов, мыслителей).

Второй этап (начало XX века – середина XX века): происходит теоретизация системных идей, формирование первых системных теорий, широкое распространение системности во все отрасли знания, освоение их системными идеями. Системность превращается в научное знание о системах, оформляется как инструмент познавательной деятельности.

Третий этап (втор.половина 50х гг – …): происходит превращение системности в метод научных исследований, аналитической деятельности. Он совпадает с началом НТР, которая максимально использовала системный метод для научных открытий, осуществления технологических разработок. Системность к концу XX века становится всеобщим мировоззрением, которое используют специалисты во всех отраслях.

 

Становление философских основ  системного подхода представляет собой  длительный процесс. Слово «система»  появилось в Древней Греции более 2000 лет назад, однако зачатки системных идей возникли в еще более глубокой древности. В ее первооснове лежит целостное мифологическое восприятие людьми всего сущего. Системность как видение мира в виде целостности взаимосвязанных элементов складывалась в процессе эволюции человеческой практики и мышления.

 

Становление системности происходило благодаря следующим факторам:

  • В ходе познания окружающего мира (человек проникал во внутреннее устройство вещей и явлений, где всякий раз обнаруживались многообразные взаимосвязи и другие признаки системности);
  • Вследствие мыслительной деятельности (когда постоянно происходило разложение целого на части (и наоборот – соединение составляющих)).
  • В ходе практической деятельности (когда целое разбивалось на части (и наоборот – целое создавалось из нескольких частей)). Разбивая, ломая что-то человек всегда ощущал потерю целого.

 

Таким образом, можно выделить следующие источники системных идей:

  • Практическая деятельность людей (которая всегда обнаруживала структуру, целостность объектов и явлений, взаимосвязи между ними; целое и части всегда присутствовали в хозяйственной деятельности, торговле, военном деле, строительстве и т.д.);
  • Философия (которая осмысливала и обтачивала основные понятия системности, отрывала от реальной действительности, способствовала абстрактному мышлению);
  • Естественные знания и науки (которые формировали системность видения природы);
  • Социальные науки, науки о человеке (которые вырабатывали системный подход к обществу).

Ведущая роль в формировании системных  представлений принадлежит, несомненно, практической жизни людей. Человек либо сталкивался с системами, либо созидал их, подвергал разрушениям и т.д. Напр., Египетские пирамиды – практика всегда требовала соблюдения принципов целостности, соразмерности, влияния многообразных факторов внешней среды на сооружение и т.д.

Классический пример недооценки влияния  внешних факторов на систему –  одно из 7ми чудес света – 40метровая статуя бога Солнца Гелиоса, сооруженная  на входе в гавань острова Родос. Она простояла 50 лет (66 лет) и рухнула во время землетрясения. Самым уязвимым местом оказались колени статуи – выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи уперлись в землю. Обломки более 1000 лет лежали на берегу бухты.

 

    1. Возникновение и развитие науки о системах

 

Во второй половине XX века стал популярным системный подход, без которого немыслима методология научного познания.

Поскольку одной из категорий философии  выступает «целое», системные представления  существовали издавна, но первый вариант ОТС был предложен А.А. Богдановым ((1873 – 1928), настоящая фамилия – Малиновский) в 1912 г.

 

Первый вариант ОТС представлял собой учение о тектологии. Тектология (в пер.с греч) – «учение о строительстве». Под строительством здесь понимается «организация».

Тектология Богданова – это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем.

Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней: от микромира до биологических и социальных систем.

 

Богданов считал, что всякая человеческая деятельность является организующей или  дезорганизующей. Причем он полагал, что  дезорганизация – частный случай организации. Во всем мире происходит борьба организационных форм, и побеждают  в ней более организованные (неважно, речь идет об экономике, политике, культуре и т.д.).

Это происходит потому, что организационная система всегда больше, чем сумма составляющих ее элементов, а дезорганизационная – всегда меньше суммы своих частей.

Поэтому главная задача тектологии – лучшая организация вещей, людей и идей.

Богданов одним из первых ввел понятие  системности. Состояние системы  определяется равновесием противоположностей. В результате непрерывного взаимодействия формируются 3 вида систем:

  • Организованные;
  • Неорганизованные;
  • Нейтральные.

 

В самой системе он увидел 2 вида закономерностей:

  • Формирующие (закономерности развития, приводящее к переходу системы в другое качество);
  • Регулирующие (закономерности функционирования, способствующие стабилизации нынешнего качества систем).

 

Ввел ряд понятий, характеризующих этапы жизненного цикла систем:

  • Комплексия – ситуация, когда система представляет собой механическое объединение элементов, между которыми еще не начались процессы взаимодействия (создание новой фирмы);
  • Конъюгация – ситуация, когда в системе началось взаимодействие между ее элементами (работники новой фирмы установили между собой формальные и неформальные отношения);
  • Ингрессия – этап перехода системы к новому качеству (рост сплоченности, взаимопонимания коллектива);
  • Дезингрессия – процесс деградации системы, распад ее как целостного объединения.

 

 

Свои идеи Богданов опубликовал  в Берлине. С ними ознакомился  австрийский биолог и философ Людвиг фон Берталанфи (1901 – 1972), который создал второй вариант общей теории систем (ОТС).

 

Он заложил основы организмического подхода к организованным динамическим системам, обладающим свойством эквифинальности (способностью достигать цели, независимо от нарушений на начальной стадии развития).

 

Идеи Берталанфи привлекли внимание международной научной общественности, а идеи Богданова к тому моменту оказались уже невостребованным потенциалом науки.

В 50е и 70е гг. Берталанфи работал  в США и Канаде. Судьбоносной стала  его работа в Чикагском университете, где в то время складывалась школа выдающихся социологов. Неудивительно, что системный подход тут же вошел в социологическую науку и как теория, и как принцип, и как знание, и как метод исследования.

Берталанфи – основоположник целого научного направления, связанного с  созданием ОТС. ОТС мыслилась им как фундаментальная наука, исследующая проблемы систем различной природы.

Существенный недостаток состоял  лишь в том, что он объявил ОТС  наукой, заменяющей философию, что вызвало  возражения философов.

Последующее развитие ОТС привело  к тому, что появилось несколько ее вариантов, отражающие системы различной природы (физ, хим, биол и т.д.).

 

1.3. Разнообразие определений  понятия «система»

 

Понятие система относится  к одному из самых общих и универсальных  дефиниций, оно используется по отношению к различным предметам, вещам, процессам, и потому достаточно сложно дать четкое определение этому понятию.

 

Термин «система» имеет несколько  смысловых вариаций:

  • Система – это теория (философская система Платона).

Это понимание термина  «система» – одно из самых ранних. Оно появилось тогда, когда возникали различные теоретические комплексы, и чем универсальнее они были, тем больше была потребность в специальном термине, который смог бы эту универсальность описать.

  • Система – это классификация (периодическая система Д.И. Менделеева). Классификационные системы бурно появлялись и развивались в 18-19 вв.
  • Система – это завершенный метод практической деятельности (система реформатора театра Станиславского).

Такие системы появлялись по мере возникновения профессий, накопления профессиональных знаний и навыков. Такое применение термина «система» появилось в культуре средневековья, здесь понятие «система» употребляли не только в +, но и в – смысле, считая, что любая система сковывает творчество, не дает развиваться.

Наполеон: «Всегда надо оставлять право на следующий  день посмеяться над своими мыслями  дня предыдущего».

  • Система – это некоторый способ мыслительной деятельности (система исчисления).

Этот вид системы  имеет древние истоки, он начинается с систем письма и сейчас развился до информационных систем. Для такого рода систем важна их обоснованность, т.е. на одном факте, на одной идее построить систему невозможно, необходимо подкрепление ее несколькими доказательствами.

  • Система – это совокупность объектов природы (Солнечная система).

Употребление данного термина связано с некоторой автономностью, завершенностью и целостностью объектов, т.е. когда несколько объектов природы обладают некоторыми общими характеристиками, можно говорить об их системности по отношению друг к другу.

  • Система – это некоторое явление общества (экономическая система, правовая система).

Общество состоит из нескольких взаимосвязанных между  собой подсистем (социальной, экономической, правовой и проч.), в каждом обществе эти системы будут отличаться друг от друга, но компоненты в общей массе остаются одними и теми же, поэтому можно говорить о системности.

  • Система – это совокупность установившихся норм жизни, правил поведения (законодательная, моральная системы).

Это некоторые нормативные  системы, которые свойственны различным сферам жизни людей и общества, и выполняют регулятивную функцию.

 

Основные свойства систем:

  • Ограниченность – система отделена от окружающей среды некими границами
  • Целостность – свойство системы принципиально не сводится к сумме свойств составляющих ее элементов
  • Структурность – поведение системы обусловлено не только особенностями отдельных элементов, но и свойствами ее структуры
  • Взаимозависимость со средой – система формирует и проявляет свойства в процессе взаимодействия со средой
  • Иерархичность – соподчиненность элементов в системе
  • Множественность описаний – по причине сложности познание системы требует множественности ее описания

 

Классификация систем

 

Признак классификации

Виды систем

по степени взаимодействия с внешней средой

а) изолированные (искусственные);

б) закрытые;

в) открытые.

по размерам

а) малые;

б) средние;

в) большие сложные  системы.

по видам

а) космические;

б) биологические;

в) технические;

г) социально-экономические (в т.ч. производственные);

д) экосистема;

е) логические системы.

по степени свободы  системы по отношению к внешней  среде

а) относительно самостоятельные;

б) несамостоятельные (подсистемы).

по уровню специализации

а) комплексные;

б) специализированные.

по продолжительности  функционирования системы

а) системы краткосрочного действия;

б) дискретные системы;

в) долговременные.

по способу описания системы

а) детерминированные;

б) стохастические (вероятностные);

в) нечеткие (описательные).

по типу величин, используемых в субстанции системы

а) физические системы;

б) абстрактные системы.


 

 

Тема. Закономерности развития систем

 

При моделировании систем необходимо учитывать принципы их изменения  во времени. Для большего понимания  этих принципов существуют следующие  закономерности функционирования и  развития систем.

Закономерность  историчности. Данная закономерность связана с ЖЦ системы, который необходимо учитывать, чтобы в нужный момент суметь разработать механизмы, которые предотвратят разрушение системы. Любая система не может быть неизменной, она не только возникает, функционирует, развивается, но и погибает, и каждый легко может привести примеры становления, расцвета, упадка (старения) и даже смерти (гибели) биологических и социальных систем.

Закономерность  самоорганизации. Основная особенность самоорганизующихся систем – противостояние энтропийным тенденциям, способность адаптироваться к изменяющимся условиям, изменяя порой свою структуру. Энтропия – мера неопределенности характеристик системы.

 

Для того, чтобы в системах шла  самоорганизация, должны выполняться следующие необходимые условия:

  • Система должна быть открытой и находиться  достаточно далеко от состояния, соответствующего равновесию;
  • Необходимо, чтобы порядок возникал благодаря отклонениям, которые сначала осуществляют, а затем усиливают его;
  • Наличие положительной обратной связи;
  • Достижение системой некоторых критических размеров, способствующих и усиливающих кооперативное поведение элементов системы.

 

Главные принципы синергетического подхода  в современной науке таковы:

 

 

принцип

Автор, доп.информация

Суть принципа

Принципы сложности

Принцип дополнительности

Нильс Бор (1885 – 1962), датский  физик-теоретик и общественный деятель, один из создателей современной физики. Известен как создатель первой квантовой  теории атома и активный участник разработки основ квантовой механики.

Сам Бор считал принцип  дополнительности самым ценным вкладом  в науку, и пытался расширить  его применение на другие области  человеческой деятельности.

В сложных системах существует необходимость сочетания различных, ранее казавшихся несовместимыми, а ныне взаимодополняющих друг друга моделей и методов описания.

Принцип спонтанного  возникновения

Илья Романович Пригожин (1917 – 2003). Одно из главных его достижений заключалось в том, что было показано существование неравновесных систем, которые при определённых условиях, поглощая энергию из окружающего пространства, могут совершать качественный скачок к усложнению

В сложных системах возможны особые критические состояния, когда  малейшие отклонения могут внезапно привести к появлению новых структур, полностью отличающихся от обычных

Принцип несовместимости

Лотфи Заде (1921 г.р.). Изложил  математический аппарат теории нечетких множеств, предложил теорию нечеткой логики, теорию вербальных вычислений и представлений.

Чем сложнее система, тем менее мы способны дать точные и в то же время имеющие практическое значение суждения о ее поведении. Для систем, сложность которых превосходит некоторый пороговый уровень, точность и практический смысл становятся почти исключающими друг друга характеристиками

При росте сложности  системы уменьшается возможность  ее точного описания вплоть до некоторого порога, за которым точность и смысловая  связанность информации становятся несовместимыми, взаимно исключающими характеристиками

Принципы неопределенности

Принцип управления неопределенностями

В сложных системах требуется  переход от борьбы с неопределенностями к управлению ими

Различные виды неопределенности должны преднамеренно вводиться  в модель исследуемой системы, поскольку  они служат фактором, благоприятствующим инновациям

Принцип незнания

Знания о сложных  системах принципиально являются неполными, неточными и противоречивыми: они  обычно формируются не на основе логически  строгих понятий и суждений, а  исходя из индивидуальных мнений и  коллективных идей. Поэтому в подобных системах важную роль играет моделирование частичного знания и незнания

Знания о сложных  системах преднамеренно являются неполными, что дает возможность их постоянного изучения на основе индивидуальных или коллективных экспертных мнений

Принцип соответствия

Один и тот же объект может описываться различными языками

Язык описания сложной  системы должен соответствовать  информации и системе и той  цели, которую она преследует

Принципы эволюции

Принцип разнообразия путей  развития

Развитие сложной системы  многовариантно и альтернативно, существует «спектр» путей ее эволюции. Переломный критический момент неопределенности будущего развития сложной системы  связан с наличием зон «разветвления» возможных путей эволюции системы

Развитие сложных систем представляет собой иерархию путей ее развития

Принцип единства и взаимопереходов  порядка и хаоса

Эволюция сложной системы  обязательно проходит через критическую  точку – хаос, который может  иметь как положительную функцию, так и отрицательную

Эволюция сложной системы  проходит через неустойчивость; хаос не только разрушителен, но и конструктивен. Организационное развитие сложных  систем предполагает своего рода взаимодействие порядка и хаоса

Принцип колебательной (пульсирующей) эволюции

Процесс эволюции сложной системы носит циклический характер (дифференциация – интеграция, разбегание – сближение, ослабление – усиление связей)

Процесс эволюции системы  носит не поступательный, а циклический  характер: сочетает в себе дивергентные (рост разнообразия) и конвергентные (свертывание разнообразия) тенденции


 

Тема. Характеристика сложных  систем

 

Системы: простые, сложные, сверхсложные.

Особое внимание уделяют  сложным системам (от космических  до микроскопических систем, животное, люди, общество).

Эти системы определяют различные аспекты жизнедеятельности человека.

 

По отношению к сложным системам в обществе приходится решать следующие группы проблем:

  • анализ свойств и поведения системы в зависимости от ее структуры и значения параметров;
  • выбор структуры и значений параметров, исходя из свойств системы;
  • конструирование сложных систем.

 

Сложная система – система, состоящая из элементов различных типов, обладающая разнородными связями между ними.

 

Сложность:

  • объективная – когда она обусловлена характеристиками системы и не зависит от познающего ее субъект;
  • субъективная – обусловленная неполными знаниями субъекта о системе.

 

В науке выделяют 4 подхода к пониманию сложности систем:

Первый подход

Сложные системы – это системы  с плохой организацией (диффузные  системы). Свойственно технико-экономическим системам, у которых множество элементов, между которыми постоянно идет разнородные процессы.

Сложные системы – системы, функции  которых зависят от внешней среды, которая постоянно воздействует на систему.

Условия существования таких систем непредсказуемы.

Сложные системы – системы с  множеством связей, большим количеством  автономных подсистем, иерархичностью строения.

 

Второй подход

Сложные системы – системы, которые  сложно описать математическими  моделями.

Недостаток подхода в том, что строго описанных математических систем мало, а мир сложных систем очень широк. Нет инструментария для описания всего многообразия сложных систем.

 

Третий подход

Сложные системы – системы с  целенаправленным поведением, в основном социальные системы.

 

Четвертый подход

 Сложность трактуется с позиции  теории множеств – где элемент  множества выступает самостоятельным  множеством.

 

Сложные системы включают в себя разнородные составляющие (природные, технические, социальные): телефонная станция включает в себя число абонентов, технические станции, коммуникации, обслуживающий персонал и т.д.

 

 

Характеристики сложных  систем:

  • наличие большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов;
  • сложность функций, выполняемых системой;
  • возможность разбиения системы на подсистемы, цели функционирования которых подчиняются общей цели системы;
  • наличие управления (часто имеющего иерархическую структуру), разветвленной информационной сети и интенсивных потоков информации;
  • взаимодействие с внешней средой;
  • функционирование в условиях случайных факторов.

 

Сложность систем можно представить  следующей формулой:

Сложность системы = сложность ее состава + сложность  ее организации

 

Сложность состава = Субстратная + параметрическая + динамическая + генетическая сложность

Субстратная сложность – сложность  компонентов, подсистем, уровней организации

Параметрическая сложность – сложность  связей и отношений в системе

Динамическая сложность – сложность  состояний, фаз, переходных процессов  системы

Генетическая (эволюционная) сложность – сложность этапов, уровней и фаз развития

 

Сложность организации = многообразие связей и отношений + многообразие законов

Многообразие связей и отношений  – уровни организации, подсистемы внутри уровней

Многообразие законов –  законы функционирования и развития

 

Таки образом, сложность систем – это интегральный показатель, который в каждом конкретном случае нуждается в анализе

 

 

Организация и структура  системы

 

Внутреннее устройство системы – единство ее состава, организации  и структуры.

Состав – набор  элементов, из которых состоит система. Он характеризует богатство системы, ее многообразие и сложность.

Изменение состава ведет  к изменению системы (если изменить состав стали, добавив в него определенные компоненты, то можно получить сталь с заданными свойствами).

Состав – необходимая  характеристика системы, но отнюдь не достаточная.

Системы могут иметь  одинаковый состав, но обладать различными свойствами, т.к. между элементами существует различная связь.

Поэтому в ТС есть 2 характеристики системы – это организация и структура системы.

Свойства системы не сводятся к свойствам ее элементов  – между ними существует различные  взаимосвязи.

Элемент – неделимая  единица системы при данном способе  расчленения.

 

Типы элементов систем

Тип элемента системы

Характеристика

упругий

Противостоит внешним  воздействиям, однозначно передает воздействие  по связи

рефлексивный

Обладает внутренним движением и осуществляет внутреннее преобразование по какому-либо алгоритму

потребитель

Воспринимает воздействие  без образования направленного  эффекта

источник

Образует направленный эффект в присутствии понуждающего внешнего воздействия

полирецепторный

Рефлексивный элемент, воздействует по нескольким направлениям

полиэффекторный

Рефлексивный элемент, образующий воздействия по нескольким направлениям при восприятии одного понуждающего воздействия

полиэлемент

Рефлексивный элемент, образующий воздействия по нескольким направлениям при условии восприятия нескольких внешних воздействий

полиисточник

Источник, образующий в  данных неизменных условиях воздействия  по нескольким направлениям

полипотребитель

Потребитель, воспринимающий воздействия по нескольким внешним  связям


 

Классификация элементов системы

По степени родства  с другими элементами:

  • Гомогенные (однотипны с другими элементами)
  • Гетерогенные (разнотипны с другими элементами)

 

По степени самостоятельности  элементов:

  • Программный (действует по жесткой программе)
  • Адаптивный (обладает способностью приспособления)
  • Инициативный (обладает способностью изменять действительность)

 

По длительности существования:

  • Постоянный (отличается относительно длительным временем существования)
  • Временный (возникающий временно)

 

По временной принадлежности:

  • Элементы прошлого (остался от прошлых этапов функционирования системы)
  • Элементы настоящего (характерны для настоящего времени существования системы)
  • Элементы будущего (свойственны для будущего состояния данной системы) – инновационный элемент

 

По роли в системе:

  • Основной (играет главную роль в системе)
  • Неосновной (играет второстепенную роль в системе)

 

По активности в системе:

  • Активный (воздействует на процессы)
  • Пассивный (слабо воздействует на процессы системы)

 

По характеру воздействия  на систему:

  • Определенный или предсказуемый (оказывает вполне определенное воздействие на систему)
  • Неопределенный или непредсказуемый (оказывает непредсказуемые воздействия на систему)

 

Элементы в системе находятся  не сами по себе, а связаны определенными  отношениями, взаимосвязями. Под связью понимается любого рода взаимоотношения между элементами системы. Это определенное ограничение на поведение объектов.

 

Связи играют большую роль в системе  и выполняют следующие функции:

  • Системообразующая – связи выступают основой строения системы, обеспечивают взаимодействие элементов, их участие в общесистемных процессах;
  • Специфицирующая – связи задают конкретные специфичные свойства системы, т.е. определенный набор характеристик, которые предопределяют функциональные возможности и развитие системы;
  • Витальная – связи обеспечивают жизнедеятельность системы, поддерживают обмен системы с внешней средой.

 

Проблема связей системы относится  к числу недостаточно исследованных, существует большой набор классификаций  связей, что обусловлено их многоплановостью и многообразием.

Связи системы необходимо рассматривать с 4х точек зрения (подходов).

 

Подходы к рассмотрению связей системы:

  1. Формальный подход. Определяет наличие и направленность связей в системе.

Связи: (не) направленные, односторонние, двусторонние, (не) равноправные, внутренние, внешние и т.д. Кроме того, они отличаются продолжительностью (долговременные/кратковременные) и частотой (частые/редкие)

  1. Функциональный подход. Связи рассматриваются с точки зрения той функции, которую они выполняют.

Связи: нейтральные или статические (при которых действие и противодействие равны по величине, никаких изменений не происходит) и функциональные (когда действие и противодействие не совпадают и элемент начинает реализовывать в системе некоторую функцию).

Функциональные связи:


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.