Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговые реформы и перспективы налогообложения на предприятиях малого бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.13. Год: 2013. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Налогообложение, как элемент финансовой политики…………..5

1.1. Современная налоговая  система России………………………………….....5

1.2. Налогообложение, действующее  в современной России…………………17                                                                   

1.3  Классификация налогов……………………………………………………..20

Глава 2. Налогообложение  предприятий малого бизнеса…………………26

2.1. Упрощенная  налоговая система……………………………………………26

2.2. Единый налог на  вмененный доход(ЕНВД)……………………………….28

2.3  Единый сельскохозяйственный  налог(ЕСХН) ………………………….....31

Глава 3. Налоговые реформы и перспективы  налогообложения на         предприятиях малого бизнеса……………………………………………………...…33

3.1. Налоговые реформы……………………………………...…………………..33

3.2. Перспективы………………………………………………………………….36

Заключение……………………………………………………………………….39

Приложение………………………………………………………………………42

Список использованных источников и литературы………….…………….41

 

Введение 

    Значение малого  бизнеса в рыночной экономике  очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его – одна из основных проблем экономики. Целью данной работы является исследование механизма функционирования налогообложения предприятий малого бизнеса, последовательность образования налоговых ставок. Задача курсовой – анализирование существующих концепций налогообложения, формирование налогооблагаемой базы и исчисление налогов, варианты возможного развития налоговой системы России. Выбранную тему я считаю актуальной, так как проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.

 Малый бизнес в  рыночной экономике - ведущий  сектор, определяющий темпы экономического  роста,  структуру и  качество  валового национального продукта;  во всех развитых странах на  долю малого бизнеса приходится 60 - 70  процентов  ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

  В мировой  экономике   функционирует  огромное количество  малых

 фирм, компаний и  предприятий. Например, в Индии  число МП превышает 12 млн.,  а в Японии 9 млн. Малый бизнес,  например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

   Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,  придает рыночной экономике необходимую гибкость.

   Существенный вклад вносит малый бизнес в  формирование  конкурентной среды.

   Нельзя также забывать,  что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

   Немаловажна роль  малого  бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования  экономики России.

Среднее время  жизни  малых предприятий примерно 6 лет.  Но число новых предприятий превышает  число закрывшихся.

   По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности  и  осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

    Очень часто малые предприятия создаются на  базе старых государственных предприятий.  Например,  в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге,  количество кафе  не  увеличилось,  а цены  поднялись достаточно высоко 1. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии,  а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия,  сами решают какие заказы делать как государственной предприятие,  а какие как фирма,  по более высоким ценам.

В сегодняшней экономической  ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно.  Должна  быть мощная государственная  поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ,  могут  привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

   

 

Глава 1. Налогообложение, как элемент финансовой политики

 

1.1 Современная  налоговая система России

Налоговая система любого государства представляет собой:

во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

во-вторых, систему законов, указов подзаконных нормативных  актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;

в-третьих, систему государственных  институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в  соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

С известной долей  условности первый из аспектов может  быть назван системой налогов, второй – системой налогового законодательства, а третий – институциональной  системой налогообложения. Все они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов независимо от законодательства и подзаконных нормативных актов, а последние – независимо от институтов, которые их принимают и администрируют.

Налоговая система России состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры – федеральных, региональных (налогов республик в составе РФ, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов.

Федеральные налоги - взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации. Это такие налоги, как:

- налог на добавленную  стоимость;

- федеральные платежи  за пользование природными ресурсами;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- подоходный налог;

- налог на доходы  банков;

- подоходный налог  с физических лиц;

- налог на доходы  от страховой деятельности;

- налоги – источники  образования дорожных фондов;

- налог на операции  с ценными бумагами;

- гербовый сбор;

- таможенная пошлина;

- государственная пошлина;

- отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

- налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  и дарения;

- налог с биржевой  деятельности;

Региональные  налоги - являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие. Или по-другому их называют - республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных формирований:

- республиканские платежи  за пользование природными ресурсами;

- лесной налог;

- налог на имущество  предприятий;

- плата за воду, забираемую  промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

Местные налоги:

- земельный налог;

- регистрационный сбор  с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью;

- налог на имущество  физических лиц;

- сбор за право торговли;

- налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

- целевые сборы с  населения и предприятий всех  организационно-правовых форм на  содержание милиции, на благоустройство  и другие цели;

- курортный сбор;

- налог на перепродажу  автомобилей и ЭВМ;

- налог на рекламу;

- лицензионный сбор  за право торговли вино-водочными  изделиями;

- сбор с владельцев  собак;

- сбор за выдачу  ордера на квартиру;

- лицензионный сбор  за право проведения местных  аукционов и лотерей;

- сбор за право использования  местной символики;

- сбор за парковку  транспорта;

- сбор за выигрыш  на бегах;

- сбор за участие  в бегах на ипподромах;

- сбор с лиц, участвующих  в игре на тотализаторе на  ипподроме;

- сбор со сделок, совершаемых  на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

- сбор за право проведения  кино- и телесъемок;

- сбор за уборку  территорий населенных пунктов;

- другие виды местных  налогов.

В местных налогах  общеобязательны только три –  налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую  часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Рассмотрим поподробнее, что представляет собой каждый из этих налогов.

Налог на добавленную  стоимость.

Добавленная стоимость  включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически  исчисляется как разница между  стоимостью готовой продукции, товаров  и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Налогоплательщиками НДС  признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской федерации, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ.

Налогооблагаемой базой  для данного налога служит валовая  стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного  потребителя, т.е. только часть стоимости  товаров, новая, возрастающая на очередной  стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Объектами налогообложения  являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с  установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость:

  • услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом,
  • плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях,
  • услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях,
  • услуги по уходу за больными и престарелыми,
  • ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий;
  • услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

         Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов  являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения  является оборот (стоимость) подакцизных  товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких  товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

Подоходный  налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

С введением в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса РФ существенно изменилась система налогообложения доходов  физических лиц. Новая концепция  налогообложения ориентирована на снижение налогового бремени за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, введение минимальной налоговой ставки 13% к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей, отказа от совокупного доходов с применением прогрессивных налоговых ставок. Однако по такой ставке облагаются не все доходы. Так, денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям должны будут облагаться по ставке 35%. Т.е. доходы, получение которых не связано с выполнением физическим лицом каких-либо трудовых обязанностей, работ, оказанием услуг.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:

    1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов получаемых как на территории РФ, так и за ее пределами.
    2. Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов, получаемых ими от источников, расположенных в РФ.

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, либо от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Единый социальный налог (взнос) (ЕСН) зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ – с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

При этом контроль правильности исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Порядок расходования средств, уплачиваемых  в фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.В практике организации налоговых систем сложились критерии, позволяющие определить, какие именно налоги следует использовать в качестве федеральных налогов, а какие – на более низком уровне бюджетной иерархии.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1%.Смотреть табл.2 (Приложение 2)

Построение налоговой  системы любого государства основывается на распределении налоговых полномочий между такими составляющими этого  государства, как центральное правительство  и местные органы власти – в  унитарных государствах, и между Федерацией, ее субъектами (регионами) и местным уровнем – в федеративных государствах.

Налоговые полномочия –  это законодательно оформленные  права того или иного уровня бюджетной  системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги.

В соответствии с этими  тремя позициями могут быть выделены и три аспекта, или три составляющие, налоговых полномочий:

  • законодательные, т.е. полномочия вводить те или иные налоги, устанавливать налоговые ставки, уточнять налоговую базу и корректировать иные элементы законов о налогах;
  • доходные, т.е. полномочия формировать доходы бюджета за счет тех или иных налогов. Причем не обязательно в бюджет какого-то уровня будут поступать только те налоги, в отношении которых этот уровень власти имеет установленные законодательные;
  • административные, т.е. полномочия администрировать и собирать налоги.

В рамках налоговой системы  РФ административная компонента налоговых  полномочий в полном объеме сконцентрирована на федеральном уровне. Именно Федеральная  налоговая служба и ее структурные территориальные подразделения осуществляют в основном все административные действия по сбору налогов – федеральных, субъектов Федерации, местных. Значительную часть налоговых платежей администрирует Государственный таможенный комитет, который также является институтом  федеральной составляющей государственной власти. Поэтому далее рассматриваются два первых аспекта налоговых полномочий – законодательный и доходный.

 При распределении  налоговых полномочий в отношении  каждого из налогов действующей налоговой системы государства необходимо определить, за каким именно уровнем государственной власти целесообразно закрепить тот или иной доходный источник и соответствующий налог. Здесь действуют следующие критерии или принципы:

Первый критерий – степень мобильности облагаемой базы. Принято считать, что чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне (государственной власти) она может облагаться, т.к. относительное повышение уровня налогообложения такой базы не может повлечь за собой ее миграцию за пределы данной субнациональной юрисдикции.

Традиционно считается, что достаточно высокой степенью активности и мобильности обладают труд и капитал (в первую очередь  в денежной форме), а самой низкой  - имущество в виде недвижимости и природные ресурсы, которые вообще не мобильны. С учетом этого более целесообразно закрепление таких объектов налогообложения, как доходы юридических и физических лиц, за общенациональным (федеральным) уровнем, а имущество и природные ресурсы – за субнациональным.

Второй критерий – степень равномерности распределения налоговой базы по территории государства, или степень межрегиональной дифференциации налоговой базы.

С точки зрения равномерности  распределения налоговой базы следует  иметь в виду, что, чем неравномерно распределен налоговый источник или налоговая база по территории, тем на более высоком уровне государственной власти должно осуществляться его налогообложение. Это требование в значительной мере связано с необходимостью выравнивание финансовой базы разных субнациональных образований (регионов) в рамках федеративного государства. Налогообложение неравномерно распределенных на территории объектов на общенациональном уровне не приводит к усилению дифференциации субнациональных бюджетов по уровню бюджетных доходов в расчете на душу населения. Напротив, те виды налоговых баз, которые размещаются относительно равномерно по территории страны, могут облагаться на региональном уровне (например, розничная торговля).

Однако реализация данного  принципа часто сталкивается существенными препятствиями. Так, наибольшей не равномерностью характеризуется  размещением природных ресурсов, оно вообще не поддается экономическому регулированию, являясь исключительно географическим и геологическим фактором, а значит, экзогенным для экономики в целом. Кроме того, особенно не равномерно размещаются редкие природные ресурсы.

Третий критерий – экономическая эффективность. В соответствии с этим критерием отдельные виды активов или облагаемой базы более целесообразно облагать на общенациональном или региональном уровне. При определенных условиях здесь могут возникнуть такие явления, как повышение эффективности вследствие масштаба мероприятий или, напротив, экономия на приближении уровня обложения к объекту обложения (эффект масштаба). При прочих равных условиях, чем масштабнее налоговая база, тем на более высоком уровне государственной власти она должна облагаться. В этом случае существенно понижаются прямые и косвенные удельные административные издержки налогообложения. Чем «мельче» и чем более раздроблена налоговая база, тем на более низком административно -государственном уровне она должна облагаться. Это связано с тем, что развертывание общенационального учета объектов налогообложения, количество которых единично или же существует множество различных типов и видов объектов, существенно повышает прямые административные издержки обложения. Эти издержки в ряде случаев могут превысить полученные по данной статье суммы налоговых платежей.

Считается, что наиболее трудоемкой для учета является такая налоговая база, как имущество населения, а также размеры и качество земельных угодий. Из этого следует целесообразность ее обложения на региональном и даже на местном уровне. Учет же такого вида налоговой базы, как доходы юридических лиц, может быть налажен в общенациональном масштабе: здесь нет столь значительной местной или региональной специфики. Соответственно облагать эти объекты можно на общенациональном уровне.

Четвертый критерий – необходимость макроэкономического регулирования, объективно требующая закрепления за федеральным (общенациональным) уровнем основных налогов, через которые осуществляется государственное регулирование экономики. Это касается в первую очередь всех категорий подоходных налогов: на прибыль, подоходный налог с физических лиц или личных подоходных, а также налогов, исчисляемых в зависимости от размера заработной платы и имеющих целевой социально-пенсионный характер (в России – единый социальный налог).

С учетом этого циклически устойчивые налоги (налоги с циклически устойчивой налоговой базы) более целесообразно использовать на субнациональном уровне(налоги на имущество, на природные ресурсы, в меньшей степени – разнообразные косвенные налоги, в частности с продаж). Циклически неустойчивые объекты, которые к тому же могут выступать в качестве базы для построения «встроенных стабилизаторов», целесообразно облагать на общенациональном уровне. Тем самым за общенациональным уровнем теоретически остается возможность воздействия на экономический цикл.

Пятый критерий – необходимость корректировки через налоговую систему объективно возникающих финансовых дисбалансов в бюджетной системе.

Финансовый дисбаланс  является следствием объективного несовпадения функций, в соответствии с которым  формируются, с одной стороны, доходы бюджетной системы, а с другой – потребности в расходах в части предоставления государственных услуг. Если потребность в расходах на стандартный объем государственных услуг в значительной мере является функцией такой «переменной», как население (численность, плотность населения, характер расселения, доля городского населения и т.д.), то объем доходов соответствующих бюджетов имеет существенно более сложную зависимость. При прочих равных условиях, чем большую долю в доходах бюджетной системы составляет поступление налогов с населения (в первую очередь налога на доходы физических лиц и его аналогов), а также налогов, взимаемых в зависимости от заработной платы или иных форм денежных доходов населения, тем меньше размер указанного дисбаланса. В этом случае относительно меньшим окажутся расходы федерального бюджета на финансовую помощь регионам.

Шестой критерий – соблюдение границ юрисдикции. При решении вопроса о закреплении того или иного налогового источника за национальным и субнациональным уровнем необходимо учитывать факт возможного переноса налогового бремени за пределы соответствующей юрисдикции. Субъекты Федерации могут вводить налоги только в отношении физических и юридических лиц, имеющих имущество, проживающих, осуществляющих хозяйственную деятельность и т.д. на территории этих регионов. В то же время национальное правительство обладает правом вводить налоги на территории собственной юрисдикции, т.е. всего государства как единое целое.

Так, допустить введение НДС (или иной формы налога с оборота) на уровне субнациональных образований, то это приведет к частичному переносу налогового бремени за пределы этого образования. Такой налог реально будут платить жители не только данного региона, но и других регионов, связанных с ним «по технологической цепочке». Аналогичные  проблемы возникают при использовании налога на наследство и дарение в качестве регионального налога. Если он используется как налог субъекта Федерации, то его плательщиком может оказаться житель другого региона, т.е. произойдет перенос налогового бремени за пределы юрисдикции субъекта Федерации.

Седьмой критерий – единство экономического пространства, т.е. такое закрепление налоговых полномочий, чтобы не возникнуть налоговые барьеры на пути движения товаров, труда, перелива капитала и финансовых ресурсов между различными субнациональными образованиями в пределах единого государства. В соответствии с данным критерием субъекты Федерации (регионы) не должны наделяться правом введения ввозных и вывозных пошлин и аналогичных им дополнительных налогов. Считается не допустимым, что один субъект Федерации вводил налог на ввоз продукции в регион (вывоз продукции за пределы региона), поскольку это нарушает единство экономического пространства страны.

Некоторые примеры того, как используются эти критерии при  формировании российской налоговой системы, приведены в табл.1 (Приложении 1).

В мировой практике широко применяются три основные модели взаимодействия Центра и субъектов  Федерации в области реализации налоговых полномочий:

  • распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз);
  • последующее разделение (расщепление) части полученных федеральным бюджетом от раздельного использования этих источников доходов (разделение доходов);
  • совместное использование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз)

В Российской Федерации  формально используются все три  основные формы (модели) реализации налоговых  полномочий между уровнями бюджетной  системы, однако их роль отнюдь не одинаково.

Рассмотрим в общем  виде структуру российской налоговой системы, сложившуюся  в начале XXI столетия, в таких основных аспектах, как:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • распределение налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
  • роль отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
  • распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, а также некоторые другие аспекты).

 

1.2 Налогообложение,  действующее в современной России.

Налоговая система (это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены) в Российской Федерации была создана в 1991г., когда в декабре этого года был принят  пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”,  “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92г.). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Налоговая система Российской Федерации в 1992-1994 гг. по сравнению  с советской налоговой системой претерпела существенные изменения, т.к. смена командно-административной системы управления на рыночную потребовала пересмотра всей существующей налоговой политики.

Главным изменением налоговой  системы стало то, что основными  налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. Эти налоги в 1998г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений.

Наиболее важным достижением  реформы стала замена налога с  оборота на налог на добавленную  стоимость и акцизы. Однако, изменив  состав и структуру налоговых  доходов, налоговая реформа начала 1990-х гг. не смогла коренным образом  изменить порядок взимания, а также принципы начисления многих налогов, во многих случаях сохранив практику советских времен.

Второй серьезный шаг  в реформировании налоговой системы  страны был сделан в 1995г., когда были ликвидированы либо включены в федеральный  бюджет все внебюджетные фонды (включая Федеральный дорожный фонд), за исключением четырех внебюджетных фондов системы социального страхования.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.72, п.1) установление общих принципов  налогообложения и сборов отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Принципы налогообложения  в Российской Федерации установлены  в ст. 3 НК РФ.

 Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не  может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности  и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника.

Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного  характера налогов и сборов - налоги  и сборы не могут различно  применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех  элементов налогообложения. При  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического  пространства Российской Федерации.  Конституционный принцип единства  экономического пространства, свободного  перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.

8) все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

 

 

1.3 Классификация налогов

Классификация налогов  – это обоснованное распределение налогов  и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Следует отметить, что классификации  носят достаточно условный характер и в зависимости от целей анализа, проводимого исследователями, имеют  тот или иной срез, так как все  без исключения налоги в различной  степени влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на экономику.

  1. Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные - это наиболее известная и традиционная классификация налогов.

Прямые налоги – это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владение имуществом налогоплательщика, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком  и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги – это успешно преложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Они изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу зачастую характеризуют как налоги на потребление. Косвенные налоги наиболее желанны для фиксальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты.

  1. Классификация налогов по объекту обложения – классификация, согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребителя (индивидуальные, универсальные, монопольные), с использованием ресурсов (рентные).

Налоги с  имущества (имущественные) – это налоги, взимаемые с организаций и физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Характерная черта – их взимание и размер не зависят от индивидуальной платёжеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге – мощностью  двигателя, налоге на имущество – стоимостью, в земельном налоге – несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с  дохода – это налоги, взимаемые с организаций или физических  лиц при получении ими дохода. Эти налоги определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода - фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из этого, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных  режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов - систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налоги с  потребления – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг) подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товаров, например, акцизы на отдельные виды товара, универсальными – все товары (работ, услуг), за отдельным исключением, например НДС, а монопольными – производство и реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства.

Налоги с  использованием ресурсов (рентные) – это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный  налог.

  1. Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с физических  лиц, юридических и смешанные, являются также достаточно распространенной.

Точная классифицирующая основа размывается в связи с  бурным развитием       малого бизнеса не столько в форме юридических  лиц, сколько в форме физических лиц – индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющих группу налогов с юридических лиц.

  1. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.

 Способ «у источника»  закладывается в налогах, предусматривающих  институт налоговых агентов, на  которых возлагается обязанность  при выплате дохода в пользу  налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций.

Способ «по уведомлению» закладывается чаще в налогах  с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производиться  исчисление и уведомление налогоплательщикам. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, например предполагаемой средней доходности, объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц).

  1. Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

  2. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.