Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ прибыли и рентабельности и пути их повышения на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени  первого Президента  России Б.Н. Ельцина»

Высшая школа экономики  и менеджмента

Кафедра Экономики и организации  предприятий машиностроения

                                                                            

                                                                               Оценка проекта


 

 

 

 

АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по «Анализу и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

 

 

 

 

 

Руководитель:                                                                                                   Типнер Л.М.    

Студент группы ЭМ-580301:                                              Соловьёв А.С.                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени  первого Президента  России Б.Н. Ельцина»

Высшая школа экономики  и менеджмента

Кафедра Экономики и организации  предприятий машиностроения

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедрой ЭОПМ ________________

«_______»_________________ 20____ г.

Задание № _____

на курсовой проект

Студент группы ________________ специальность/направление___________________________

Фамилия ____________________ Имя _____________________ Отчество ___________________

Руководитель курсового проекта _______________________________________________

Срок проектирования с ____________________________ по ______________________________

1. Тема курсового проекта _____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Содержание проекта (какие графические работы и расчёты должны быть выполнены) __________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Особые дополнительные сведения ___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. План выполнения курсового проекта

Наименование элементов проектной работы

Сроки

Примечание

Отметка о выполнении

Выполнение расчётов и оформление

     

Сдача на проверку (рецензию)

     

Защита 

     
       
       

 

5. Курсовой проект закончен ____________________________________________

6. Оценка проекта ____________________________________________________

Руководитель ___________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ОРГАНИЗАЦИИ 5

1.1. История 5

1.2. Виды деятельности 6

1.3. Номенклатура 7

1.4. Основные  технико-экономические показатели 9

1.5. Структура  управления 10

2. АНАЛИЗ  ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 12

2.1. Анализ  формирования прибыли до налогообложения  в отчётном периоде и в динамике 12

2.2. Анализ  изменения прибыли от продаж  по факторам 19

2.3. Анализ  показателей рентабельности 24

2.4. Выводы  и рекомендации 30

3. РАЗРАБОТКА  ПРОЕКТА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ  ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 33

3.1. Мероприятие  1 33

3.2. Мероприятие  2 37

3.3. Выводы  по мероприятиям 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Прибыль, являясь главной  движущей силой рыночной экономики, обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли и рентабельности предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, использования современных методов их анализа и планирования.

В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде  зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством  повышения эффективности производства на основе экономически обоснованного использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.

Прибыль служит критерием  эффективности деятельности предприятия  и основным внутренним источником для его развития. Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников.

Экономический и финансовый анализ результатов хозяйственной  деятельности организации позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по её развитию, выявлению и оценке резервов роста прибыли и рентабельности и способов их мобилизации.

Целями данного курсового  проекта являются:

  • углубление изучения проблем выявления и использования внутрипроизводственных резервов в условиях рыночных отношений, выявление умения слушателя анализировать, делать выводы и обобщения, обосновывать рекомендации и вырабатывать решения;
  • овладение методами анализа;
  • закрепление проверки достоверности источников информации, традиционных

приёмов обработки экономической  информации;

  • анализ и оценка системы показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности предприятия, выявление качественной и количественной взаимосвязи и определение влияния факторов на конечные результаты производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
  • краткая  характеристика  предприятия, формулировка основных проблем в его деятельности;
  • анализ прибыли и рентабельности на примере ФГУП «Госрыбцентр» и разработка мероприятий по их повышению.

Данная тема курсового проекта была выбрана по рекомендации предприятия, которое крайне заинтересовано в том, чтобы разобраться с показателями прибыли и рентабельности -  выявить существующие проблемы, систематизировать их, а также найти возможные пути устранения этих проблем и увеличения показателей прибыли и рентабельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. История

Федеральное государственное  унитарное предприятие «Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства» (ФГУП «Госрыбцентр») берёт своё начало от созданного приказом Государственного комитета по рыбному хозяйству при Совете народного хозяйства СССР (№ 184 от 02.12.1963 г.) Сибирского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (СибНИИРХ). В 1971 г. на его базе был создан (приказ Министерства рыбного хозяйства РСФСР от 16 августа 1971 г. № 178) Сибирский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт рыбного хозяйства (СибрыбНИИпроект). В соответствии с распоряжением Минимущества России от 18 февраля 2002 г. № 403-р, институт был реорганизован путём присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия «Абалакский экспериментальный рыбоводный завод». Согласно приказу Министерства сельского хозяйства России от 17 июля 2002 г. № 556 СибрыбНИИпроект был переименован во ФГУП «Госрыбцентр». В настоящее время Госрыбцентр находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по рыболовству РФ. 

В 1933 году для осуществления  научно-исследовательских работ  по вопросам ведения рыбного хозяйства  Уральского региона была образована Уральская научно-исследовательская озёрно-прудовая станция. Первоначально она являлась отделением Всесоюзного научно-исследовательского института озёрно-речного рыбного хозяйства, расположенного в Ленинграде. С середины 50-х годов прошлого столетия станция была преобразована в Уральский филиал «Сибирского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института рыбного хозяйства». В 2003 году отделение стало филиалом ФГУП «Госрыбцентр» и имеет собственное наименование: «Уральский научно-исследовательский институт водных биоресурсов и аквакультуры».

Юридический адрес ФГУП «Госрыбцентр»: 620086, г. Екатеринбург, ул. Ясная, 1, корп. 6.

1.2. Виды деятельности

Основным видом деятельности ФГУП «Госрыбцентр» является водное и рыбное хозяйство. 

Первым и важнейшим  направлением научной деятельности института являет-

ся озёрное рыбоводство. Это направление включает в себя комплексное и всестороннее изучение озёр Уральского региона, а также подготовку рыбоводно-биологических обоснований для эффективного использования этих водоёмов в рыбохозяйственных целях. Также институт разрабатывает научно обоснованные нормы допустимого вылова. Необходимо отметить, что это единственная организация, занимающаяся такого рода деятельностью для всего Уральского региона.

Кроме того, в приоритетные направления института входят прудовое и садковое рыбоводство. ФГУП «Госрыбцентр» осталось практически единственным в Свердловской области способным к выполнению мероприятий по зарыблению естественных водоёмов для восстановления и сохранения рыбных популяций.

Рыбопосадочный материал является востребованным как у нас  в области, так и в соседних областях. Приобретается подращенная  рыба и для зарыбления водоёмов при организации услуг по платной рыбалке.

Товарная живая рыба всех видов выращиваемых ФГУП «Госрыбцентр» пользуется устойчивом спросом, как среди торговых организаций, так и среди частных

лиц, которые могут приобрести рыбу непосредственно на предприятии.

На закреплённых за ФГУП «Госрыбцентр» водоёмах ведётся промысловый лов, как местных видов рыб, так и вселенцев (толстолобик), которые пользуются устойчивым спросом у населения области.

ФГУП «Госрыбцентр» предоставляет также услугу по культурному отдыху граждан (платная рыбалка).

1.3. Номенклатура

Основные направления  научной деятельности: 

В настоящее время Уральский  НИИ водных биоресурсов и аквакультуры готов выполнить научно-исследовательские работы по следующим направлениям:

  • разработка биологических основ рационального рыбного хозяйства на озёрах,

реках, водохранилищах и  прудах, оптимального использования  сырьевых ре- сурсов водоёмов;

  • разработка научных основ акклиматизации, разведения и товарного выращивания ценных видов рыб;
  • разработка мероприятий по повышению эффективности естественного воспроизводства ценных видов рыб;
  • оказание научно-методической и практической помощи в вопросах индустриального товарного рыбоводства в естественных водоёмах, на сбросных тёплых водах, на установках промышленных предприятий;
  • оценка ущерба, наносимого рыбному хозяйству водозаборными сооружениями в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоёмах;
  • разработка рыбоводно-биологических обоснований;
  • установление и корректировка величин предельно допустимых сбросов вредных веществ в водоёмы для субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на водных объектах (разработка проектов и корректировка норм ПДС);
  • оценка современного состояния водных объектов с учётом гигиенических,

рыбохозяйственных и экологических  требований;

  • оценка устойчивости водных экосистем к антропогенным воздействиям и способности их к восстановлению;
  • проведение подводных обследований водоёмов и гидротехнических сооружений;
  • гидрохимический и гидробиологический мониторинг водных объектов;
  • методическая помощь в организации гидрохимического и гидробиологического мониторинга за состоянием водного объекта;
  • методические услуги по организации системы контроля качества результатов в аналитических лабораториях.

 

Также ФГУП «Госрыбцентр» предоставляет следующее:

  • организацию работы по заготовке производителей, сбору и инкубации икры

ценных видов рыб для  целей воспроизводства и рыбоводства, по выращива-

нию и выпуску молоди рыб  в естественные водоёмы;

  • реализацию икры и личинок ценных видов рыб для целей рыбоводства предприятиям региона;
  • реализацию товарной рыбы различных видов рыб.

На  данный момент выращиваются следующие  виды рыб:

  • Осетровые (осётр, стерлядь, веслонос);
  • Карповые (карп чешуйчатый, зеркальный, КОИ);
  • Растительноядные (толстолобик, пелядь).

1.4. Основные технико-экономические  показатели 

Таблица 1

Основные технико-экономические  показатели работы ФГУП «Госрыбцентр»

Наименование  показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1. Выручка от продажи товаров,  работ, продукции, услуг, тыс.  руб.

6259

9804

9264

2. Чистая прибыль (убыток), тыс.  руб.

-5218

435

853

3. Рентабельность активов, %.

-15,31

1,06

1,8

4. Рентабельность продаж, %.

-83,37

4,44

9,21

5. Среднесписочная численность работников, чел.

45

50

65

6. Среднемесячная заработная плата одного работника, руб.

9202

9797

9950

7. Производительность труда, тыс. руб.

139,09

196,08

142,52


Как видно из табл. 1 выручка  от продаж имеет «скачкообразную» тенденцию (так темп роста в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. составляет 156,64%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 94,49%). Такое неравенство в темпах роста говорит о том, что предприятие работает нестабильно, т.е. никак не может преодолеть кризис 2009 г., а «высокий» результат 2010 г. свидетельствует лишь о том, что предприятие реализовало накопившуюся рыбу (которая осталась у предприятия ввиду снижения спроса на рыбную продукцию в 2009 г.).

Чистая прибыль тем  не менее присутствует и с каждым годом растёт. Так, после провального 2009 г., предприятие вышло в плюс, а темп роста чистой прибыли

за 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил целых 196,09%. Это заслуживает  положи-

тельной оценки.

Показатели рентабельности, а именно рентабельность активов и рентабельность продаж особенно не радуют. Так рентабельность активов за 2010-2011 гг. очень низкая (практически нулевая), а в 2009 г. и вовсе отрицательная. Что касается рентабельности продаж, то она увеличивается аналогично показателю чистой прибыли, т.е. рост обусловлен с одной стороны ростом чистой прибыли, а с другой стороны снижением выручки, что не позволяет сделать однозначного вывода на данном этапе анализа.

Среднесписочная численность  работников заметно увеличивается  на протяжении рассматриваемого периода (так темп роста в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составляет 111,11%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 130%). С одной стороны рост численности работников должен был привести к росту выручки путём увеличения объёмов производства и реализации продукции. Да, сравнивая темпы роста выручки с темпами роста среднесписочной численности работников в 2010 г. (156,64% и 111,11% соответственно), можно сделать вывод о том, что увеличение численности работников можно считать обоснованным. С другой стороны в 2011 г. темпы роста составляли 94,49% и 130% соответственно – это заслуживает отрицательной оценки, т.к. произошло существенное увеличение штата сотрудников (скорее всего необходимое), но не приведшее не то, что к такому же росту выручки, а наоборот к снижению.

Что касается показателя производительности труда, то он изменяется практически аналогично показателю выручки (так темп роста в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составляет 140,97%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 72,68%). Можно сказать, что производительность труда после «скачка» в 2010 г. пришла в исходное состояние (2009 г., так темп роста в 2011 г. по сравнению с 2009 г. составляет 102,47%) – что заслуживает всё же отрицательной оценки.

1.5. Структура управления

Структура управления предприятием представлена на рис. 1.

На данный момент штат сотрудников ФГУП «Госрыбцентр» составляет 69 че-

ловек. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура  управления предприятием

 

2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Важнейшими показателями финансовых результатов предприятия  являются показатели прибыли, которая  составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения социальных и материальных проблем трудового коллектива. За счёт прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

2.1. Анализ формирования  прибыли до налогообложения в  отчётном периоде и в динамике

Информацию о формировании балансовой прибыли получаем из Отчёта о прибылях и убытках (табл. 2).

Вначале рассмотрим показатель прибыли до налогообложения за отчётный период (табл. 2, 3).

Таблица 2

Отчёт о прибылях и убытках  за период 2010 – 2011 гг., тыс. руб.

Показатель

За 2010 г.

За 2011 г.

Изменения

наименование

код

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

Выручка

2110

9804

9264

-540

94,49

Себестоимость продаж

2120

9511

9529

+18

100,19

Валовая прибыль (убыток)

2100

293

(265)

-558

-90,44

Коммерческие расходы

2210

182

460

+278

252,75

Управленческие расходы

2220

2215

2622

+407

118,37

Прибыль (убыток) от продаж

2200

(2104)

(3347)

-1243

159,08

Доходы от участия в других организациях

2310

0

0

0

-


Окончание таблицы 2

1

2

3

4

5

6

Проценты к получению

2320

0

0

0

-

Проценты к уплате

2330

0

0

0

-

Прочие доходы

2340

3844

5445

+1601

141,65

Прочие расходы

2350

1266

1245

-21

98,34

Прибыль (убыток) до налогообложения

2300

474

853

+379

179,96

Текущий налог на прибыль

2410

0

0

0

-

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

2421

0

0

0

-

Изменение отложенных налоговых обязательств

2430

0

0

0

-

Изменение отложенных налоговых активов

2450

0

0

0

-

Прочее

2460

39

0

-39

0,00

Чистая прибыль (убыток)

2400

435

853

+418

196,09


Чистая прибыль предприятия  увеличилась за 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 418 тыс. руб. и составила 853 тыс. руб. Темп роста составил 196,09%. Рост чистой прибыли сам по себе заслуживает положительной оценки, т.к. создаются дополнительные источники для развития предприятия. Но, чтобы дать более полную оценку показателям прибыли, необходимо провести анализ структуры прибыли до налогообложения (табл.3).

Далее сопоставим темпы роста  выручки с темпами роста себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов. За отчётный период темп роста выручки составил 94,49%, а темп роста себестоимости продаж 100,19%. Т.е. за 2011 г. было реализовано меньше продукции, чем за 2010 г. (на 540 тыс. руб.), при этом себестоимость продаж незначительно увеличилась (на 18 тыс. руб.). Это объясняется тем, что львиную долю в себестоимости продаж занимают искусственные корма, цены на которые увеличиваются каждый год, а т.к. технология выращивания рыбы предполагает использование именно таких кормов, то себестоимость продаж всё равно увеличивается, даже при сокращении реализации продукции.

Темпы роста коммерческих и управленческих расходов за 2011 г. по сравнению с 2010 г. соответственно 252,75% и 118,37%. Сравнивая их с темпом роста выручки (94,49%), можно сделать вывод о том, что увеличение в первую очередь коммерческих расходов (а именно расходов на рекламу, представительских и на транспортировку по доставке продукции) не было обосновано и привело лишь к ещё большему росту убытков от продаж. Что касается управленческих расходов, то темп их роста также превосходит темп роста выручки (хоть и не так сильно как у коммерческих). Рост этих расходов не прихоть, а жестокая реальность – увеличение заработной платы административно-управленческому персоналу во имя избегания увольнений и пр.

В целом можно сделать  следующий вывод по данной таблице: предприятие продаёт меньше продукции, но не потому что она не пользуется спросом на рынке (данные маркетологов говорят об обратном), а ввиду каких-то других причин, которые предстоит выяснить на следующих этапах анализа (см. п. 2.2). При этом растут все виды затрат, что ещё сильнее бьёт по показателям прибыли. Следовательно, необходимо продолжить анализ, дабы выяснить в чём же тут дело…

В табл. 3 наглядно представлены финансовые показатели – показатели прибыли для последующего проведения анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности. Рассмотрим их поподробнее.

Таблица 3

Анализ структуры прибыли до налогообложения

Наименование показателей

2010

2011

Изменения

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Прибыль до налогообложения

474

100

853

100

+379

179,96

Прибыль от продаж

-2104

0

-3347

0

-1243

159,08

Прибыль от прочих видов деятельности

2578

100

4200

100

+1622

162,92


Прибыль до налогообложения предприятия увеличилась за 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 379 тыс. руб. и составила 853 тыс. руб. Темп роста составил 179,96%. Рост прибыли до налогообложения подразумевает наличие источников для развития предприятия в будущем – что является положительным моментом. Однако, необходимо разобраться как формируется балансовая прибыль, т.е. разобраться с составляющими балансовой прибыли – прибылью от продаж и прибылью от прочих видов деятельности.

Прибыль от продаж как за 2010, так и за 2011 гг. величина отрицательная (убыток), причём убытки от реализации продукции в 2011 г. по сравнению с 2010 выросли на 1243 тыс. руб. и составили 3347 тыс. руб. Темп роста прибыли от продаж (а точнее рост убытков) составил 159,08%. Возможными причинами такого результата могут являться:

  • изменение объёма реализации продукции;
  • влияние структуры и ассортимента реализованной продукции;
  • высокая себестоимость продукции;
  • цены на продукцию.

Сам факт того, что прибыль  от продаж величина отрицательная абсолютно не то, что не характерна, а просто не допустима для любого предприятия. Предварительный вывод по прибыли от продаж: на данном этапе довольно сложно выявить истинные причины такой ситуации на предприятии; для выявления проблем, резервов и путей решения этих проблем необходимо провести более глубокий анализ, а именно провести факторный анализ прибыли от продаж (см. п. 2.2).

Далее рассмотрим показатель прибыли от прочих видов деятельности. Она увеличивается за 2011 г. по сравнению  с 2010 на 1622 тыс. руб. и составляет 2578 тыс. руб. Темп роста составляет 162,92%. То, что прибыль от прочих видов  деятельности больше прибыли от продаж и является по сути основным источником формирования балансовой прибыли – факт довольно необычный и не характерный для большинства предприятий. Сам рост прибыли можно считать положительным моментом, однако, этот рост осуществляется преимущественно за счёт дотаций от государства и области.

Сравнивая темпы роста  убытков от продаж (159,08%) и прибыли от прочих видов деятельности (162,92%) с темпом роста балансовой прибыли (179,96%), можно подытожить, что при всех отрицательных моментах балансовая прибыль (а с ней и чистая) всё-таки увеличиваются сильнее, чем увеличиваются убытки от продаж.

Общий микровывод по прибыли  до налогообложения: сам факт её увеличения заслуживает одобрения, но стоит обратить пристальное внимание на показатель прибыли от продаж (это «звоночек») – он говорит нам о том, что предприятие должно проанализировать своё нынешнее состояние и всеми силами стараться увеличить этот показатель (по крайней мере, выйти в ноль). Что касаемо прибыли от

прочих видов деятельности – не стоит полагаться предприятию  только на дотации,

 а необходимо искать  самим пути решения этой проблемы.

Затем рассмотрим показатели прибыли, выручки, затрат в динамике за 2008-2011 гг.  (табл. 4, рис. 2 и 3).

Таблица 4

Отчёт о прибылях и убытках  за период 2008 – 2011 гг., тыс. руб.

Показатель

Единицы измерения

За 2008 г.

За 2009 г.

За 2010 г.

За 2011 г.

Средний темп роста

1

2

3

4

5

6

7

Выручка

тыс. руб.

7666

6259

9804

9264

-

цепной темп роста, %

-

81,65

156,64

94,49

106,51

Себестоимость продаж

тыс. руб.

5191

8499

9511

9529

-

цепной темп роста, %

-

163,73

111,91

100,19

122,44

Валовая прибыль (убыток)

тыс. руб.

2475

-2240

293

-265

-

цепной темп роста, %

-

-90,51

-13,08

-90,44

-

Коммерческие расходы

тыс. руб.

37

162

182

460

-

цепной темп роста, %

-

437,84

112,35

252,75

231,66

Управленческие расходы

тыс. руб.

1896

1942

2215

2622

-

цепной темп роста, %

-

102,43

114,06

118,37

111,41

Прибыль (убыток) от продаж

тыс. руб.

542

-4344

-2104

-3347

-

цепной темп роста, %

-

-801,48

48,43

159,08

-

Прочие доходы

тыс. руб.

662

485

3844

5445

-

цепной темп роста, %

-

73,26

792,58

141,65

201,86

Прочие расходы

тыс. руб.

957

1326

1266

1245

-

цепной темп роста, %

-

138,56

95,48

98,34

109,17

Прибыль от прочих видов деятельности

тыс. руб.

-295

-841

2578

4200

-

цепной темп роста, %

-

285,08

-306,54

162,92

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

тыс. руб.

247

-5185

474

853

-

цепной темп роста, %

-

-2099,19

-9,14

179,96

-

Прочее

тыс. руб.

84

33

39

0

-

цепной темп роста, %

-

39,29

118,18

0

-

Чистая прибыль (убыток)

тыс. руб.

163

-5218

435

853

-

цепной темп роста, %

-

-3201,23

-8,34

196,09

-


Рассмотрим динамику показателей прибыли за рассматриваемый период более наглядно (рис. 2).

Прибыль до налогообложения  в 2009 г. – отрицательная (убыток), виной тому кризис, но в 2010 и 2011 гг. она уже величина положительная. Сравнивая темпы роста прибыли до налогообложения (убытков), можно говорить о том, что предприятие не смогло найти эффективного решения по полному устранению данной проблемы. Однако, если сравнить темп роста прибыли до налогообложения (убытков)

за 2010 г. по сравнению с 2009 г., становится видно, что предприятие  сделало «ги-

 гантский» скачок в  положительном направлении.

Рис. 2. Динамика показателей  прибыли за 2008-2011 гг., тыс. руб.

Чистая прибыль практически идентична показателю прибыли до налогообложения и также находится на довольно низком уровне (853 тыс. руб. в 2011 г. и 435 тыс. руб. в 2010 г.). Сравнивая между собой темпы роста чистой прибыли и прибыли до налогообложения, становится ясно, что предприятие сохраняет существующую систему налогообложения, а именно ЕСХН, что является значимым, т.к. данная система налогообложения является довольно выгодной и привлекательной для предприятий данной отрасли.

Прибыль от продаж остаётся отрицательной величиной на протяжении 2009 –2011 гг. Лишь в 2008 г. был положительный результат (542 тыс. руб.). Так после «удачного» 2008 г. предприятие попало в ловушку, из которой довольно трудно будет выпутаться. Однако, стоит отметить, что темп роста прибыли от продаж (убытков) за 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил всего 48,43%, что означает в свою очередь почти двукратное сокращение убытков от продаж.

Более интересным выглядит в динамике показатель прибыли от прочих видов деятельности. За рассматриваемый  период явно наметилась тенденция к росту (исходя, из рис. 2). Имея убытки как в 2008 г., так и в 2009 г. (для наглядности темп роста составил 285,08%), предприятие пускай даже и путём помощи «сверху», смогло увеличить данный показатель до 4200 тыс. руб. в 2011 г. (для наглядности темп роста составил 162,92% за 2011 г. по сравнению с 2010 г.). Предприятие должно понимать, что дотации, которые идут от государства и области на улучшение работы предприятия не вечны и, что в следующем периоде предприятию необходимо принимать срочные меры для того, чтобы такая же тенденция была и для прибыли от продаж.

Рассмотрев показатели прибыли  в динамике за 2008-2011 гг., можно уже с уверенностью подытожить, что:

  • предприятие продаёт продукцию дешевле, чем она обходится самому предприятию, однако, если принять во внимание тот факт, что в 2008 - 2009 году имел место кризис (что возможно объясняет убытки предприятия, т.к. ввиду отсутствия спроса на посадочный материал в 2009 г. полностью отсутствовал факт зарыбления водоёмов Свердловской области по государственным заказам, за счёт чего в прошлые годы происходило снижение себестоимости), то «улучшение» результатов в 2010 и 2011 гг. по сравнению с провальным 2009 г. носит чисто символический характер – убытки стали меньше, но всё равно это убытки.
  • Что касается чистой прибыли, то мы видим, что после кризиса она становится величиной положительной – это хорошо, другое дело, что она формируется за счёт прибыли от прочих видов деятельности, а не за счёт основных видов – что является крайне неоднозначным моментом.

Далее рассмотрим более наглядно показатели выручки и затрат за рассматриваемый период (рис. 3).

Все затраты без исключения (себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) имеют явную тенденцию к росту. С одной, стороны, это легко объяснить тем фактом, что растут цены на сырьё, топливо, корма и пр. – т.е. под влиянием инфляции. С другой стороны, различные виды затрат имеют разный темп роста (для сравнения возьмём средний темп роста): так, среднегодовой темп роста управленческих расходов 111,41%, себестоимости продаж – 122,44%, коммерческих расходов – 231,66%. Если первые два и можно приравнять к инфляционному воздействию, то существенный рост коммерческих расходов объясняется сознательным увеличением представительских и расходов на рекламу, с целью увеличения объёмов реализации продукции и роста выручки.

Рис. 3. Динамика показателей выручки, затрат за 2008-2011 гг., тыс. руб.

На практике же увеличение коммерческих расходов не привело к  желаемому эффекту: сравнивая темпы  роста выручки с темпами роста  коммерческих и других затрат, а  также беря за основу сравнения средний темп роста, равный 106,51%, можно подытожить, что увеличение этих расходов не было обоснованным и привело ещё к большим убыткам. Положительный результат 2010 г. по показателю выручки объясняется тем, что в результате удачно проведённой нерестовой компании, увеличились объёмы производства и, как следствие, увеличилась и выручка.

2.2. Анализ изменения  прибыли от продаж по факторам

Особое внимание в процессе анализа показателей прибыли  уделим прибыли от продаж. Факторами, влияющими на изменение этого  показателя, являются:

  • объём реализации продукции в натуральных измерителях;
  • структура реализованной продукции;
  • цены реализации;
  • себестоимость единицы продукции по видам.

Факторный анализ проведём по следующей модели:

                                               Пр= ?Nобщ*УДi*(Цi–Ci),                                           (1)

где Nобщ – общий объём реализованной продукции в натуральных измерителях (кг);

УДi – удельный вес (доля) объёма реализации i-го вида продукции в общем объёме реализации в натуральных измерителях;

Цi – цена единицы продукции i-го вида, руб.;

Ci – себестоимость единицы продукции i-го вида, руб.

Исходные данные для  проведения анализа представлены в табл. 5. Необходимо отметить, что для факторного анализа прибыли от продаж берётся прибыль только непосредственно от реализации продукции (кроме неё предприятие получает прибыль от разработки норм ПДВ и т.п. – которая в расчёт не берётся), сделано это с целью обеспечения сопоставимости расчёта (объём в кг).

 

 

 

Как за 2010, так и за 2011 гг. прибыль от продаж величина отрицательная, но, что ещё более важно –  она уменьшается и довольно значительно (темп убыли составил 126,78%). Это является очень серьёзной проблемой для предприятия, разобраться с которой и призван в том числе факторный анализ.

Для факторного анализа используем метод цепных подстановок:

 

 

 

 

Таблица 5

Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции

Вид продукции

Объём реализованной продукции, кг

Удельный вес i-го вида продукции в общем объёме реализации в долях

Цена 1 кг продукции i-го вида, руб.

Себестоимость 1 кг продукции i-го вида, руб.

Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %

Рентабельность продукции, %

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

Карп

41518

54874

0,7480

0,8993

94,5

112,95

173,27

184,56

-83,35

-63,4

-45,46

-38,80

Пелядь

2000

943

0,0360

0,0155

70,4

77,5

80,09

103,22

-13,76

-33,19

-12,10

-24,92

Стерлядь

1530

1034

0,0276

0,0169

625

640

575,42

603,31

7,93

5,73

8,62

6,08

Осётр

3901

1552

0,0703

0,0254

650

680

609,18

618,16

6,28

9,09

6,70

10,00

Веслонос

306

259

0,0055

0,0042

635

650

575,24

604,49

9,41

7

10,39

7,53

Толстолобик

6250

2358

0,1126

0,0386

115,2

119,95

110,13

120,15

4,40

-0,17

4,60

-0,17

Итого

55505

61020

1,0000

1,0000

-

-

-

-

-

-

-


 

За счёт увеличения общего объёма реализации продукции с 55505 до 61020 кг прибыль от продаж уменьшилась на 298533,48 руб.

 

 

 

За счёт изменений в  структуре реализации продукции, прибыль  от продаж уменьшилась на 886953,04 руб.

 

 

За счёт роста цен по всем без исключения видам продукции прибыль от продаж возросла на 1096162,37 руб.

 

За счёт роста себестоимости  по всем видам продукции прибыль от продаж уменьшилась на 715195,1 руб.

Для подтверждения правильности данного расчёта проведём проверку:

 

 

Что касается показателей  рентабельности, а именно рентабельности продаж по прибыли от продаж и рентабельности продукции, то тут продукция делится  на низкорентабельную (осетровые) и нерентабельную (прочая). Это связано в основном с технологией производства, т.е. при выращивании осетровых частично используется естественный корм (15%), который снижает общую величину затрат на корма, а при выращивании прочих видов рыб используется только искусственный корм, стоимость которого намного выше стоимости естественного.

По окончании проведённого факторного анализа прибыли от продаж сделаем некоторые выводы:

  • прибыль непосредственно от продажи рыбы является величиной отрицательной и имеет тенденцию к ещё большей убыли. Проанализировав 4 фактора, стало очевидно, что наиболее сильное влияние на изменение величины прибыли от продаж оказывает цена на каждый вид продукции. Именно рост цен 

единственный фактор, оказывающий положительное влияние на изменение прибыли от продаж (+1096162,37 руб.). Скорее всего, данный рост цен на продукцию носит инфляционный характер, т.е. предприятие «неосознанно» шло на это.

  • Далее по значимости идёт фактор структуры реализованной продукции. Это свидетельствует о том, что доля более рентабельных видов продукции сократилась. Рентабельными считается рыба семейства осетровых (стерлядь, осётр, веслонос), а остальные виды продукции нерентабельны на данный момент (как видно из табл. 5). Однако, доля осетровых в общей величине проданной продукции незначительна и уменьшается, преобладает же высоконерентабельный карп.
  • Следующим по значимости фактором, повлиявшим на снижение прибыли от продаж является рост себестоимости продукции. Себестоимость рыбы – больное место на предприятии. Из-за существующей на предприятии технологии выращивания рыбы, в частности, применение искусственных кормов, себестоимость продукции очень велика.
  • Самым наименьшим влиянием отметился фактор увеличения объёма реализации продукции. Общий объём реализации продукции вырос на 5515 кг (темп роста составил 109,94%). За счёт этого увеличения прибыль от продаж уменьшилась на 298533,48 руб. Это говорит о том, что несмотря на, казалось, рост производства и эффект масштаба, предприятие теряет прибыль, ввиду увеличения доли нерентабельного карпа.

Сделав необходимые выводы, сформулируем следующие рекомендации:

  1. У предприятия имеются резервы для увеличения прибыли от продаж. Во-первых, необходимо увеличить долю осетровых в общей величине производимой продукции. Тот факт, что их удалось реализовать значительно меньше в 2011 г., чем в 2010 г., вовсе не означает, что спрос на них упал, наоборот, спрос на них растёт (данные маркетологов), а произошло это потому, что выращивание товарной продукции очень длительный технологический процесс, который занимает до 3-х лет и более, т.е. предприятие просто не смогло произвести необходимый объём этой продукции в 2011 г.
  2. Во-вторых, имеются резервы роста прибыли от продаж и за счёт снижения се-

бестоимости. Для этого необходимо переходить на более оптимальный техпроцесс (см. п. 3), использующий частичное потребление естественных кормов, а также искать другие возможности снижения себестоимости, например, за счёт нормирования труда управленческого персонала и, как следствие, экономия на высвобождаемых работниках.

  1. Возможно, допустимо увеличение цен на продукцию или объёмов реализации, но для этого необходимо провести работу с покупателями и заказчиками: предоставление скидок при больших объёмах закупки, заключение долгосрочных контрактов с предоставлением отсрочки платежа (довольно сомнительно, ввиду роста дебиторской задолженности, которая будет сопровождаться отвлечением денежных средств из хозяйственного оборота предприятия).

  2.3. Анализ показателей рентабельности

Перейдём к анализу показателей рентабельности, вначале рассмотрим за отчётный период (табл. 6).

  Таблица 6

Динамика показателей  рентабельности за 2010-2011 гг.

Показатели

Код

Единицы измерения

2010 г.

2011 г.

Изменение

абсол.

относ.

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от реализации товаров  за минусом НДС и акцизов

2110

тыс. руб.

9804

9264

-540

94,49

Прибыль от продаж

2200

тыс. руб.

-2104

-3347

-1243

159,08

Прибыль до налогообложения

2300

тыс. руб.

474

853

+379

179,96

Прибыль чистая

2400

тыс. руб.

435

853

+418

196,09

Прибыль от прочих видов  деятельности

-

тыс. руб.

2578

4200

+1622

162,92

Средняя величина капитала предприятия

-

тыс. руб.

40967

47299,5

+6332,5

115,46

Средняя величина собственного капитала 

-

тыс. руб.

37713,5

43179,5

+5466

114,49


 

Окончание таблицы 6

1

2

3

4

5

6

7

Рентабельность капитала по прибыли до налогообложения

-

%

1,16

1,8

+0,64

155,17

Рентабельность капитала по чистой прибыли

-

%

1,06

1,8

+0,74

169,81

Рентабельность капитала по прибыли от продаж

-

%

-5,14

-7,08

-1,94

137,74

Рентабельность капитала по прибыли от прочих видов деятельности

-

%

6,29

8,88

+2,59

141,18

Рентабельность собственного капитала по прибыли до налогообложения

-

%

1,26

1,98

+0,72

157,14

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

-

%

1,15

1,98

+0,83

172,17

Рентабельность собственного капитала по прибыли от продаж

-

%

-5,58

-7,76

-2,18

139,07

Рентабельность собственного капитала по прибыли от прочих видов деятельности

-

%

6,84

9,73

+2,89

142,25

Рентабельность продаж  (по прибыли от продаж)

-

%

-21,45

-36,13

-14,68

168,44


Рентабельность капитала по чистой прибыли за 2011 г. по сравнению  с 2010 г. увеличилась на 0,74% и составила 1,8%. Темп роста составил 169,81%.  Это  заслуживает, с одной стороны, положительной оценки, т.к. это говорит об увеличении источников для развития предприятия, а, с другой стороны, рентабельность довольно маленькая величина, т.е. говорить о каком-то существенном увеличении этих источников не приходится.

Соотношение темпов роста  рентабельности капитала по прибыли  до налогообложения и чистой прибыли (155,17% и 169,81% соответственно) позволяет сделать вывод, что существенного изменения в налогообложении по отношению к ФГУП «Госрыбцентр» не произошло. Средняя величина капитала за 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 6332,5 тыс. руб. и составила 47299,5 тыс. руб. (темп роста составил 115,46%). Прибыль до налогообложения предприятия увеличилась за 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 379 тыс. руб. и составила 853 тыс. руб. (темп роста составил 179,96%). Темп роста прибыли до налогообложения гораздо больше темпа роста средней величины капитала – что и обуславливает значительный рост рентабельности капитала по прибыли до налогообложения.

Рентабельность капитала по прибыли от продаж за 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 1,94% и составила -7,08% (темп убыли 137,74%). Заслуживает отрицательной оценки, т.к. убыток от продаж в 2011 г. выше, чем в 2010 г. (3347 тыс. руб. >2104 тыс. руб.). Сравнивая темп убыли рентабельности капитала по прибыли от продаж с темпом роста рентабельности капитала по чистой прибыли (137,74%<169,81%), можно сделать вывод о том, что у предприятия не только имеются доходы от прочих видов деятельности, но они превышают убытки от прибыли от продаж. Рост темпа убыли прибыли от продаж обусловлен опережающим ростом убыли прибыли от продаж по сравнению с ростом средней величины капитала (159,08%>115,46%).

Рентабельность капитала по прибыли от прочих видов деятельности за 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 2,59% и составила 8,88% (темп роста 141,18%). Это заслуживает, с одной стороны, положительной оценки, т.к. рост прибыли – это хорошо, это реальный источник для развития предприятия. Однако, с другой стороны, это не есть хорошо, т.к. предприятие в этом случае не дифференцирует свою деятельность, не проявляет деловую активность, а просто получает дотации от государства и области.

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли за 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 0,83% и составила 1,98%. Темп роста составил 172,17%.  Это заслуживает, с одной стороны, положительной оценки, т.к. это говорит об увеличении источников для развития предприятия, а, с другой стороны, рентабельность довольно маленькая величина, т.е. говорить о каком-то существенном увеличении этих источников не приходится.

Соотношение темпов роста  рентабельности собственного капитала по прибыли до налогообложения и чистой прибыли (157,14% и 172,17% соответственно) позволяет сделать вывод, что существенного изменения в налогообложении по отношению к ФГУП «Госрыбцентр» не произошло. Средняя величина собственного капитала за 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 5466 тыс. руб. и составила 43179,5 тыс. руб. (темп роста составил 114,49%). Прибыль до налогообложения предприятия увеличилась за 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 379 тыс. руб. и составила 853 тыс. руб. (темп роста составил 179,96%). Темп роста прибыли до налогообложения гораздо больше темпа роста средней величины собственного капитала – что и обуславливает значительный рост рентабельности капитала по прибыли до налогообложения.

Рентабельность собственного капитала по прибыли от продаж за 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 2,18% и составила -7,76% (темп убыли 139,07%). Заслуживает отрицательной оценки, т.к. убыток от продаж в 2011 г. выше, чем в 2010 г. (3347 тыс. руб. >2104 тыс. руб.). Сравнивая темп убыли рентабельности собственного капитала по прибыли от продаж с темпом роста рентабельности собственного капитала по чистой прибыли (139,07%<172,17%), можно сделать вывод о том, что у предприятия не только имеются доходы от прочих видов деятельности, но они превышают убытки от прибыли от продаж. Рост темпа убыли прибыли от продаж обусловлен опережающим ростом убыли прибыли от продаж по сравнению с ростом средней величины собственного капитала (159,08%>114,49%).

Рентабельность собственного капитала по прибыли от прочих видов деятельности за 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 2,89% и составила 9,73% (темп роста 142,25%). Это заслуживает, с одной стороны, положительной оценки, т.к. рост прибыли – это хорошо, это реальный источник для развития предприятия. Однако, с другой стороны, это не есть хорошо, т.к. предприятие в этом случае не дифференцирует свою деятельность, не проявляет деловую активность, а просто получает дотации от государства и области.

Далее отметим, что темпы  роста величин капитала и собственного капитала примерно одинаковы (115,46% и 114,49% соответственно), т.е. изменение рентабельности капитала и рентабельности собственного капитала по всем рассмотренным показателям прибыли примерно одинаково. А это в свою очередь означает, что доля собственного капитала в общей величине капитала существенно не меняется.

В заключении анализа табл. 6 рассмотрим показатель рентабельности продаж по прибыли от продаж. За 2011 г. по сравнению с 2010 г. рентабельность продаж по прибыли от продаж уменьшается на 14,68% и составляет -36,13% (темп убыли 168,44%). Это заслуживает отрицательной оценки, т.к. убытки от основной деятельности предприятия возрастают. Т.е. предприятие находит возможность увеличения капитала только за счёт дотаций.

Рассмотрим показатели рентабельности в динамике за 2009-2011 гг. (табл. 7, рис. 4).

Таблица 7

Динамика показателей  рентабельности за 2009 – 2011 гг.

Показатель

Единицы измерения

За 2009 г.

За 2010 г.

За 2011 г.

Средний темп роста

1

2

3

5

6

7

Средняя величина капитала предприятия

тыс. руб.

34091,5

40967

47299,5

цепной темп роста, %

-

120,17

115,46

117,79

Средняя величина собственного капитала 

тыс. руб.

29992,5

37713,5

43179,5

-

цепной темп роста, %

-

125,74

114,49

119,99

Рентабельность капитала по прибыли  до налогообложения

%

-15,21

1,16

1,8

-

цепной темп роста, %

-

-7,63

155,17

-

Рентабельность капитала по чистой прибыли

%

-15,31

1,06

1,8

-

цепной темп роста, %

-

-6,92

169,81

-

Рентабельность капитала по прибыли  от продаж

%

-12,74

-5,14

-7,08

-

цепной темп роста, %

-

40,35

137,74

74,55

Рентабельность капитала по прибыли  от прочих видов деятельности

%

-2,47

6,29

8,88

цепной темп роста, %

-

-254,66

141,18

-

Рентабельность собственного капитала по прибыли до налогообложения

%

-17,29

1,26

1,98

-

цепной темп роста, %

-

-7,29

157,14

-

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

%

-17,4

1,15

1,98

-

цепной темп роста, %

-

-6,61

172,17

-

Рентабельность собственного капитала по прибыли от продаж

%

-14,48

-5,58

-7,76

-

цепной темп роста, %

-

38,54

139,07

73,21

Рентабельность собственного капитала по прибыли от прочих видов деятельности

%

-2,8

6,84

9,73

-

цепной темп роста, %

-

-244,29

142,25

-

Рентабельность продаж  (по прибыли  от продаж)

%

-14,48

-21,45

-36,13

цепной темп роста, %

-

148,14

168,44

157,96


Рассмотрим динамику показателей  рентабельности капитала за рассматриваемый период более наглядно (рис. 4).


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.