Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Трудовые ресурсы и трудовой потенциал как фактор демографического развития общества

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 23.05.13. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


трудовые  ресурсы и трудовой потенциал  
КАК ФАКТОР демографического развития общества

Л. М. Низова

Доцент  Марийского государственного технического университета,  
г. Йошкар-Ола

    1. Трудовые ресурсы  как социально-экономическая  категория

    Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны.

    Частью  населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, но данный термин используется, как правило, за рубежом. В России оперируют категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы – это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы».

    Термин  «трудовые ресурсы» впервые применил академик  
С.Г. Струмилин в 20-е годы ХХ столетия. В 1954 году Международная конференция статистиков труда утвердила определение «общие трудовые ресурсы», включившие «собственно трудовые ресурсы» и «военнослужащих».

    Трудовые  ресурсы в сегодняшнем понимании  – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

    Физические  и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются.

    С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно подразделяют на три группы:

    1) дорабочий возраст – это период получения общего профессионального образования;

    2) рабочий;

    3) послерабочий (пенсионный возраст).

    Согласно  сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят:

    1) из трудоспособных граждан в  трудоспособном возрасте, работающих в экономике страны (в РМЭ – 63,1% на 1 января 2004 г. с учетом итогов переписи 2002 г.);

    2) граждан моложе трудоспособного  возраста (работающие подростки; в РМЭ – 18,5%);

    3) граждан, старше трудоспособного  возраста (работающие пенсионеры; в РМЭ – 18,4%).

    Трудоспособный (рабочий) возраст – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. К трудовым ресурсам из лиц  трудоспособного возраста не относятся  инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях.  
 

Рис. 1. Состав трудовых ресурсов Республики Марий  Эл  
(с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.)
 

    С учетом социально-экономических условий  страны и физиологических особенностей мужского и женского организма в каждом государстве устанавливаются законодательными актами возрастные границы трудоспособного (рабочего) возраста. Исторически эти границы менялись по социальным и экономическим мотивам.

    В России трудоспособным возрастом в  настоящее время считается: у мужчин – 16 – 59 лет включительно, у женщин – 16 – 54 года. В период первой пятилетки нижняя граница была 14 лет, а в конце второй и до сих пор – 16 лет. Нижняя граница определяет возраст вступления в трудоспособность, а верхняя – возраст выхода на пенсию. Россия является единственной или одной из немногих стран мира, где самая низкая верхняя граница для женщин, где для отдельных категорий работников пенсионный возраст сокращается на 5 – 10 лет (с вредными условиями труда); это связано, прежде всего, с уровнем жизни и с ее средней продолжительностью.

    Расчет  численности трудовых ресурсов производят тремя методами.

    1. Демографический метод:  

     ,                                   (1) 

где S – численность трудовых ресурсов;

   ST – численность населения в трудоспособном возрасте;

   SИ – инвалиды I и II группы;

   SРП – число работающих подростков;

   SП – число работающих пенсионеров. 

    2. Экономический метод:  

     ,                              (2) 

где SЗ – фактически занятое население, включая занятых в личном, подсобном и сельском хозяйстве;

    SДХ – занятые в домашнем хозяйстве;

    SУ – учащиеся с отрывом от производства (старше 16 лет);

    SБ – численность безработных;

    SНЗ – остальные незанятые лица в трудоспособном возрасте. 

    Однако  по этим методам результаты не могут  совпадать из-за маятниковой миграции. 

    3. Определение численности трудовых  ресурсов универсальным методом с учетом маятниковой миграции: 

,                                  (3) 

где – трудовые ресурсы региона (муниципального образования города, региона);

     – численность трудоспособного  населения в трудоспособном  возрасте;

     – число работающих подростков;

     – число работающих лиц  пенсионного возраста;

     – число лиц, прибывших  на работу в данный регион;

     – число лиц, выбывших  на работу из данного региона  в другие регионы. 

    4. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.

    Абсолютный  прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода (год, квартал).

     ,                                                  (4)

где SТР – абсолютный прирост трудовых ресурсов;

   SО – численность трудовых ресурсов на начало периода;

   SН – численность трудовых ресурсов на конец периода. 

    Темп  роста рассматривается как отношение  абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода  к их величине в начале периода. Если рассматривается темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая:

                                                (5)

     ,                                            (6)

где ТРС – среднегодовой темп роста;

   n – число лет;

   SH – численность трудовых ресурсов в конце периода;

   SO – численность трудовых ресурсов в начале периода. 

    Темп  прироста можно рассчитать по формуле:

     .                                          (7)

    Трудовые  ресурсы как социально-экономическая  категория могут рассматриваться с четырех позиций:

    – демографической;

    – экономической;

    – социологической;

    – статической.

    Демографический аспект отражает зависимость трудовых ресурсов от воспроизводства населения  и учитывает такие его корректировки (характеристики), как пол, возраст, место жительства и др.

    Экономический аспект выражает экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве.

    Социальный  аспект отражает формирование и использование  трудовых ресурсов внутри исторически  определенной формации и под ее влиянием.

    Статический аспект характеризует трудоспособный (рабочий) возраст населения.

    Структура трудовых ресурсов многогранна, ее можно  поделить на две группы:

    – количественная характеристика;

    – качественная характеристика.

    К количественным характеристикам трудовых ресурсов относят численность, их состав по полу, возрасту, общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики.

    К качественным – образовательный  уровень трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационную структуру и т. д.

    Не  углубляясь в характеристику каждого  показателя, необходимо остановиться лишь на некоторых. При анализе по возрасту особого внимания заслуживают молодежь и работающие пенсионеры, а по полу – работающие женщины. Их положение усугубляется в настоящее время трудностями трудоустройства и конкуренцией на рынке труда. В то же время основную часть предпринимателей, банкиров, менеджеров и других представителей современного бизнеса составляет именно молодежь с ее характерными особенностями – высокой мобильностью, активностью и смелостью.

    Трудовые  ресурсы России всегда отличались сравнительно высоким общеобразовательным и  профессиональным уровнем. Однако эти  позиции начали утрачиваться, особенно в последние годы, что требует нового подхода и отношения к образованию и науке.

    По  мере развития общества быстро меняется распределение трудовых ресурсов между  городом и селом. Трудовые ресурсы  города растут как количественно, так и качественно, они отличаются более высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем. На селе же складывается неблагоприятная возрастная структура (молодежь мигрирует в город), здесь растет неполная занятость (сезонность) и излишняя численность работающих.

    Однако  трудовые ресурсы – это не единственное понятие, которое выражает человеческие ресурсы. В странах с развитой рыночной экономикой уже давно (с 1966 года) утвердилось понятие «экономически активное население». В Российской Федерации переход на международную систему квалификации состава населения осуществлен с 1993 года.

    Экономически  активное население – это совокупность работающих и безработных (или, точнее, активно ищущих работу). Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

    Некоторые авторы считают, что понятие «трудовые ресурсы» вообще утратило свое значение, а понятие ЭАН отождествляют с понятием «рабочая сила». Однако составные части (структура) трудовых ресурсов говорят о другом.

    Из  схемы видно, что трудовые ресурсы  – более широкое, обобщающее понятие, оно характеризует именно имеющиеся ресурсы труда, в него входят как ЭАН, так и военнослужащие, а также лица, занятые учебой с отрывом от производства, не занятые трудом и не ищущие работу.  

    Трудовые  ресурсы Республики Марий Эл 

 

Рис. 2. Составные  части трудовых ресурсов Республики Марий Эл  
(с учетом переписи населения 2002 г.)
 

    Экономически  неактивное население – это то население, которое не входит в состав рабочей силы. К нему относятся  следующие категории:

    а) учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты очных форм обучения;

    б) лица, получающие различные виды пенсии;

    в) лица, занятые ведением домашнего  хозяйства, уходом за детьми и больными;

    г) лица, отчаявшиеся найти работу, прекратившие ее поиск;

    д) лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.

    В экономической теории принято рассчитывать уровень экономической активности населения по формуле: 

     ,                                               (8) 

где УЭА – уровень экономической активности населения;

   ЧЭАН численность экономически активного населения;

   ЧН – общая численность населения. 

    Рабочая сила в экономической теории понимается как совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает (обладает) человек и которые используются им для производства материальных и духовных благ. Носителем рабочей силы является человек. В условиях рыночного хозяйства рабочая сила является товаром, она продается и покупается, имеет потребительскую стоимость, стоимость и цену.

    Некоторые утверждают, что предметом купли-продажи  является труд, а не рабочая сила. Но это не так, поскольку труд –  это процесс, и он не может быть предметом купли-продажи. Еще К. Маркс доказал, что потребительная стоимость товара – рабочая сила именно и состоит в том, что она способна приносить прибавочную стоимость, прибыль на вложенный капитал. А классики политической экономики А. Смит и Д. Рикардо сделали вывод о том, что прибыль, процент и рента являются нетрудовыми доходами, т. е. результатом эксплуатации.

    Но  для превращения рабочей силы в товар необходимы три условия.

    Первое  – работник должен быть лишен средств  производства и средств существования.

    Второе  – работник должен быть юридически свободным, иметь возможность полностью распоряжаться своей рабочей силой.

    Третье – на рынке должен быть владелец средств производства, способный покупать рабочую силу.

    В условиях рыночной экономики – все  эти условия налицо, в результате складывается система наемного труда.

    Рабочая сила – это только та часть трудовых ресурсов, которая продает свою рабочую силу на рынке труда, т. е. это наемная рабочая сила и безработные. Количественно она меньше ЭАН, в странах с развитой рыночной экономикой она составляет от него 80-85%. Остальная часть – это предприниматели, банкиры, фермеры, лица, занимающиеся индивидуальной  трудовой деятельностью. То есть в рыночной экономике понятие «экономически активное население» шире понятия «рабочая сила», но уже понятия «трудовые ресурсы».

    Таким образом, трудовые ресурсы – это важнейшая и активная часть ресурсов общества. Это более широкое понятие, чем ЭАН и рабочая сила. Они определяют все имеющиеся в данном регионе (муниципальном образовании) ресурсы живого труда, используемые и неиспользуемые в общественном производстве и сфере услуг. Структуру населения человеческих ресурсов можно представить схематично на рис. 3. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3. Распределение  населения по различным категориям 

 

    2. Воспроизводство  населения как  фактор формирования человеческих ресурсов

    Большое значение в формировании человеческих ресурсов имеет воспроизводство населения, под которым понимается процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.

    Различают три типа воспроизводства населения:

  • расширенное – превышение числа рождений над числом смертей;
  • простое – число рождений равно числу смертей;
  • суженное – смертность превышает рождаемость.

    Для характеристики воспроизводства применяют  показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Рождаемость и смертность рассчитываются на 1000 человек населения и измеряются с помощью коэффициентов: 

                                                    (9)

     ,                                             (10) 

где  КР и КС – коэффициенты рождаемости и смертности;

    ЧР – число родившихся за год;

    ЧУ – число умерших за год;

    НСГ – среднегодовая численность населения.

    Разница между ними дает коэффициент естественного  прироста населения:

    КЕП = КР – КС                                            (11)

    По  показателю общей численности населения  Россия занимает 7 место: после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.

    Наука о народонаселении, изучающая численность, состав, размещение и движение, называется демографией.

    Однако  воспроизводство имеет не только демографический, но и экономический и социальный аспекты (снижение уровня жизни, уменьшение детских учреждений, уровень младенческой смертности). Уже с середины 60-х годов не обеспечивается даже простое воспроизводство населения (численность детей меньше, чем родителей). К началу 70-х годов доминирующей стала двудетная семья, затем росло число семей с одним ребенком. В 90-е годы начался процесс суженного воспроизводства, депопуляция, естественная убыль населения. В ближайшее десятилетие рождаемость будет несколько выше за счет поколения женщин, родившихся в 80-е годы. Однако этого будет недостаточно для возобновления естественного прироста населения. Поэтому далеко не случайно проблема демографического развития страны поднята в последнем послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации и создан специальный фонд будущих поколений.

    Численность и состав населения во всех странах  мира определяется с помощью переписей и микропереписей (выборочное обследование). Первая перепись населения в Российской империи была проведена в 1897 году. Первая советская прошла в 1920 году (охватила ? населения), а всеобщая – в 1926 году, и первый учет населения был проведен более 4 тыс. лет назад в Китае.

    Воспроизводство населения является исходным пунктом  воспроизводства трудовых ресурсов. Воспроизводство трудовых ресурсов является важнейшей составной частью всего общественного воспроизводства. Оно включает в себя 4 фазы.

    1. Формирование трудовых ресурсов  – это процесс постоянного  возобновления численности трудовых ресурсов. Формирование трудовых ресурсов определяется, прежде всего, естественным воспроизводством самого населения, новых поколений людей, приобретением и развитием их способности к труду. Оно зависит от следующих факторов:

    – демографические: рождаемость, естественный прирост, структура, расселение, миграция и т. п.;

    – природные: климатические условия, полезные ископаемые, плодородие почвы и т. д. От них зависят расселение, плотность населения и трудовых ресурсов, их формирование  в наиболее благоприятных по природным условиям регионах (плотность населения в Китае – 1261, Южной Кореи – 452 человека на км2, Японии – 336, Индии – 284, Великобритании – 237, Германии – 229, Вьетнаме – 219, Франции – 107, США – 27,6, России – 8,7, Австралии – 2,3 человека на км2);

    – исторические: национальные традиции, обычаи, особенности семейного уклада, большая или малая подвижность, религия (например, цыган или татар);

    – экономические: развитие материально-технической базы, производства отраслей и сферы деятельности, специализация труда, структура рабочих мест;

    – социальные: уровень жизни, социальная инфраструктура, возможности здравоохранения, образования, развитие других социальных отраслей (транспорта, связи, энергетики и т. д.).

    2. Фаза распределения определяет размещение трудовых ресурсов по территориям, сферам деятельности, отраслям и предприятиям.

    При этом особенность трудовых ресурсов в том, что их нельзя аккумулировать, накапливать, как товары или оборудование, а надо распределять для дальнейшего потребления (использования) по мере их формирования.

    3. Фаза обмена совершается на  рынке труда, где трудовые ресурсы,  вступая в стадию купли-продажи,  становятся рабочей силой. В советский период данная фаза обмена в экономической науке не рассматривалась, т. к. купля-продажа рабочей силы отрицалась.

    4. Фаза использования – заключительная  фаза воспроизводства трудовых ресурсов. Она происходит в процессе трудовой деятельности и реализации способности к труду, в процессе производства материальных и духовных благ и услуг. Задача этой фазы – обеспечение эффективной занятости, создание условий для рационального и высокопроизводительного использования трудовых ресурсов.

    Включение рыночных отношений в сферу воспроизводства трудовых ресурсов должно глубоко видоизменять  поведение человека в этом процессе.

    Например:

    а) на стадии формирования у работников должны сложиться такие качества, как конкурентоспособность, умение доказать свою пригодность к конкурентному делу, готовность к освоению новой работы, повышению квалификации.

    б) в процессе использования на первое место выдвигаются такие личные качества работника, как компетентность, ответственность, деловая активность, предприимчивость, коммуникабельность и т. д.

    Таким образом, решение проблем воспроизводства  населения и человеческих ресурсов требует проведения государством научных обоснований, продуманной и целенаправленной демографической политики, целью которой должно стать создание благоприятных условий для количественного и качественного роста населения.

    Распределение (размещение) и движение трудовых ресурсов

    Распределение трудовых ресурсов отражает уровень  развития производительных сил, общественного разделения труда и относится к важнейшим экономическим пропорциям. Распределение занятых (работающих) трудовых ресурсов проходит по территориям, отраслям и секторам экономики.

    Под распределением понимают также направление, трудоустройство граждан на работу в различные секторы экономики, на предприятия, в учреждения и организации. Различают при этом два вида распределения трудовых ресурсов – первичное и вторичное.

    При первичном распределении трудовые ресурсы впервые вступают в трудовую деятельность.

    При вторичном происходит перераспределение уже занятых в экономике трудовых ресурсов.

    В советские времена распределение  осуществлялось организованно и  планомерно, а в настоящее время  оно происходит через рынок рабочей  силы.

    Движение  трудовых ресурсов – это сложный  социально-демографичес-кий и экономический процесс.

    Существует  несколько видов движения трудовых ресурсов:

    – естественное движение трудовых ресурсов

    нормативная продолжительность трудовой жизни  и трудовой активности (рабочий период):

    у мужчин – 44 года (16 – 60);

    у женщин – 39 лет (16 – 55);

    реальная  продолжительность зависит от уровня смертности в рабочем периоде;

    – отраслевое (связано с разными  темпами развития различных отраслей);

    – профессионально-квалификационное (связано  с изменением профессии, разряда, должности);

    – социальное (формирование новых социальных групп);

    – территориальное.

    Территориальное движение трудовых ресурсов называется миграцией. Ее виды:

    – межгосударственная (внешняя), связанная  с выездом из стран (эмиграция) или въездом в страну (иммиграция);

    – внутригосударственная (внутренняя);

    – постоянная – переселение со сменой постоянного места жительства;

    – циклическая (периодическая) – перемещение  на определенный срок с возвращением к прежнему месту работы;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.