Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Становление и развитие социальной психологии как науки

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Становление и развитие социальной психологии как науки

Предмет социальная психология, как предмет любой науки определяется вопросом: “Что изучает данная наука  как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?”.

Социальная психология как  самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX века, хотя само понятие стало  широко употребляться только после 1908 года в связи с появлением работ  У. МакДугалла и Э. Росса. Эти авторы впервые вынесли термин “социальная психология” в начале своих работ. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX веке, когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психологических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. К этому времени наука вполне “созрела” для того, чтобы выявить некоторые социально-психологические закономерности. Но оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция. И прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология - общество.

Психология и социология, по образному выражению Г. М. Андреевой, стали “материнскими” дисциплинами по отношению к социальной пси-хологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология - это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки. Существует несколько точек зрения на вопрос о том, что является предметом исследова-ния социальной психологии. Рассмотрим наиболее распространённые.

С конца XIX века появляются работы, посвящённые социально-психологическим  проблемам, исходя из современного определения  предмета социальной психологии как  науки. Эти исследования оказались  столь выдающимися, что даже спустя столетие не только не потеряли своей  социальной и научной актуальности, но, напротив, явились предметом  ещё более пристального внимания в связи с попыткой социально-психологического анализа многих исторических событий XX века. Следует особо отметить следующие  работы: Э. Дюркгейм “Метод социологии” (1899); Г. Лебон “Психология народов и масс”(1895); Г. Тард “Законы подражания” (1892), “Общественное мнение и толпа” (1892); М. Вебер “О категориях понимающей социологии” (1913); В. Вундт “Психология народов” (1912). Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы связывали с такими терминами, как “социальная философия” и “историческая социология”. В начале XX века термин “социальная психология” становится общеупотребительным и служит для обозначения нового направления в науке.

Выделяют основные этапы  развития социальной психологии как  науки.

Первый этап - становление  социальной психологии как науки - охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Определяются предмет изучения и  основные проблемы. Издаются первые фундаментальные  работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение  и теоретический анализ социально-психологических  проблем привлекают специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и тд. Большинство вышеперечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется  появлением научных социально-психологических  школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и  на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К. Левин, создатель теории групповой  динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленности в группе и тд. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап в развитии социальной психологии начинается с  середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой  на социальный заказ. Экспериментальная  психология продолжает своё развитие, что же касается фундаментальных  теоретических разработок, то они  отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные  вузовские программы и являются одним из обязательных предметов  изучения для специалистов различных  профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями стабилизации и совершенствованию общественных отношений на всех уровнях общественной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические  особенности руководства детской  группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного  мнения и др.

Следует отметить, что развитие социальной психологии как науки  осуществлялось от общих теоретических  вопросов к более частым, практическим. Первые теоретические концепции в области социальной психологии разрабатывалась во второй половине XIX - первой трети XX века. В 1859 году в Германии выходит в свет новое издание: “Журнал психологии народов и языкознания”.Его авторы, языковед Штейнталь и философ Лацарус, заявили о психологии народов или народной психологии как о науке. В первом номере журнала они сделали попытку раскрыть сущность новой науки, заключающейся в открытии тех законов человеческого духа, которые проявляются там, где живёт и действует много людей. Это было началом разработки одной из первых социально-психологических концепций - психологии народов. Позднее концепцию психологии народов разрабатывал Вундт, написавший десятитомный труд с соответствующим названием.

В. Вундта принято считать  родоначальником экспериментальной  психологии, поскольку он, будучи учеником знаменитого физиолога Гельмгольца, впервые предложил отделить психологию от физиологии и превратить её в  отдельную науку. При этом Вундт  параллельно занимался двумя  важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека через  метод внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспекция); проблемой влияния психологии народа на сознание конкретного индивида.

В. Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей  в определённых условиях. Он считал, что необходимо изучить те явления  общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил  три таких основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи.

Язык существенно влияет на психологию народа, поскольку он содержит в самой общей форме, живущие в духе народа представления. Анализ различных языков как социально-психологических  знаковых систем данного этноса показывает, что разница между ними довольно существенная. Наиболее важным для  системы индивидуальных представлений  является язык, на котором человек  думает, хотя знание других языков вносит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем его мире. Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, каждый язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов - таких  устойчивых словосочетаний, значение которых не выводимо из значений составляющих их компонентов. В любом случае “неправильности” языка отражают специфику представлений  точно так же, как и основные его компоненты. Язык может иметь  высокую степень конкретизации, как, например, русский, или быть абсолютно  абстрактным, как, например, японский. Рассматривая язык как уникальную знаковую систему, которая задаёт интерпретацию  явлений окружающего мира, можно  заметить, что он является необходимым  условием понимания психологии данного  народа по сравнению с другим.

Социально-психологическое  значение мифов заключается в  том, что они несут в себе первоначальное содержание представлений в виде контекста восприятия, а также  чувства и влечения, связанные  с представлениями. Мифы включают в  себя не только фантастические представления  человека о мире, но также и ценности, идеалы, долженствования. Они возникают  на ранней стадии человеческого общества и транслируются через сказки, былины, эпос, любые художественные произведения, имея широкое распространение  в обществе, как на уровне общественного  сознания, так и на уровне индивидуального. Мифы передаются всей культурой общества, определяя мифологические представления  людей, формируя их установки, влияя  на вкусы и знания о том, что  является хорошим и плохим. Мифы часто определяют психологическую  потребность человека видеть вещи в  определённом свете. Они могут помогать человеку постигать истину, но могут также искажать её. В любом случае мифологическое восприятие формируется непроизвольно в процессе социализации и является более подсознательным процессом, нежели сознательным.

Обычаи представляют собой  способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных  социальных ситуациях у данного  народа. Они регулируют поведение  человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно важных для человека событиях во вступления в брак, рождение ребёнка, похоронах  и др.

Выделив язык, мифы и обычаи - три основополагающих явления, определяющих психологию народа, В. Вундт сделал важный шаг в разработке фундаментальных  социально-психологических проблем. Значение исследований психологии народов  заключается в том, что они  поставили вопрос о необходимости  изучения особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного  человека. Один из главных выводов, который был сделан на первом этапе  развития социальной психологии, заключался в том, что различные формы  социальной психики являются не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, а качественно  новым образованием. Основная сила истории - народ, или, по выражению Вундта,”дух целого”.”Дух целого” выражает себя в религии, искусстве, языках, мифах, обычаях. Индивидуальный сознание есть только продукт этого целого.

Почти одновременно с разработкой  концепции психологии народов появляются концепции массового общества, или  концепция психологии масс, исследующие  проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека. Г. Тард рассматривал народ как гигантскую аудиторию, воспринимающую определённую информацию, поступающую из одного источника. Большинство социальных процессов в рамках данных концепций рассматривается с точки зрения развития цивилизации. Разрабатывается понятие массовой культуры как совокупности культурных ценностей в индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Массовой культура является как по месту, так и по времени, то есть потребителями массовой культуры являются практически все цивилизованные люди, и само её производство осуществляется изо дня в день. Главный признак массовой культуры - стандартизация жизни, которая не может влиять на психологию человека в обществе.

Все достижения цивилизации  рассматриваются как результат  деятельности элиты, и большинство  социально-психологических отношений  изучается в системе взаимодействия элиты и массы. Элита - составная  часть общества, в которую входит высший, привелигированый слой, осуществляющий функцию управления, - люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности; пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством; обладающие интеллектуальным и моральным превосходством; творческое меньшинство в отличие от нетворческого большинства. Психологическое состояние общества изучалось в зависимости от доминирующего влияния на него элиты либо массы. При этом считалось, что если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности. Рассматривались социально-психологические феномены перехода доминирования от элиты к массам на примерах революций, гражданских войн, стихийных бунтов. Изучались изменения индивидуального человека в толпе.

Г. Лебон - один из родоначальников социальной психологии полагал - что вслед за промышленной революцией, ростом городов и увеличением средств массовой коммуникации жизнь всё больше определяется поведением толпы, которая представляет собой слепую разрушительную силу. Особенно в ситуации социальных изменений. Г. Лебон дал социально- психологический анализ многих феноменов Французской буржуазной революции. Он сделал попытку проанализировать изменение некоторых психических процессов и поведение индивида под влиянием толпы, что и происходило во Франции вовремя революции. Эти изменения заключались в следующем.

Во-первых, повышалась внушаемость  человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует восприятию многих, в том числе преступных, идей. Во-вторых, снимается ответственность  за своё поведение. Участие каждого  человека практически анонимно. Развивается  гипертрофированный конформизм - “быть  как все”. В-третьих, усиливается  потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание. Она  не в состоянии принимать сложные  решения. В-четвёртых, происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает многие свои положительные качества. Так, вероятность  помощи человеку, попавшему в беду, обратно пропорционально количеству свидетелей его трудностей. То есть чем больше людей видят несчастье  человека, тем меньше возможности  помощи, и наоборот. В-пятых, повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливаются механизмы влияния  в стихийных социальных группах: заражение, внушение, подражание.

Концепция психологии масс, разрабатываемые Г. Тардом и Г. Лебоном, содержали в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношений массы и элиты, влияние средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида. В целом, данные концепции имеют значение для больших слабо организованных социальных групп. Любая большая социальная группа, даже хорошо организованная, под влиянием определённых условий может быстро превратиться в стихийную. Закономерности функционирования стихийных социальных групп были исследованы при разработке вышеназванных концепций.

Одной из наиболее консервативных первых концепций в области социальной психологии считается концепция  инстинктов и социального поведения  Мак-Дугалла. Она разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Дарвина. В частности, идеи о борьбе за существование среди себе подобных; о приспособительном значении психики как важнейшего средства адаптации к среде; о движущих силах развития социальных организмов, в основе которых лежит изменчивость вида, естественный отбор, наследственность. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного. Социальные явления и процессы объяснялись им с биологических позиций, в связи, с чем его теория получила название биологизаторской.

Основная идея заключалась  в том, что причины социального  поведения человека связаны с  врождёнными инстинктами. В связи с этим изучались социальные инстинкты, определяющие чувства: инстинкт борьбы, связанный с гневом и страхом; инстинкт бегства, связанный с чувством самосохранения; инстинкт воспроизведение рода, связанный с чувством любви; инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности; стадный инстинкт, связанный с принадлежностью к социальной группе и др. Наибольшее значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе.

Концепция инстинктов социального  поведения, в отличии от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную активность, однако её значение состояло в выделении некоторых биологических факторов, определяющих социальное поведение личности. Кроме того, именно в рамках данной концепции впервые появился сам термин “социальная психология”. Позднее данная концепция повлияла и на развитие психоаналитического направления в психологии.

Вклад ведущих психологических  школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует  заметить, что любая психологическая  школа не могла не внести свой вклад  в разработку проблем социальной психологии, исходя из её предмета. В  связи с этим можно выделить некоторые  идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической  психологии, когнитивизма и интеракционизма.

Совершенно особый вклад  в развитие социальной психологии внёс функционализм, или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина  и эволюционной теории социального  дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ  Г. Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционализма, считается основоположником органической школы в социологии и одним  из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального  развития является закон выживания  наиболее приспособленных обществ  и социальных групп. По Спенсеру, все  субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и  развиваться, полагаясь лишь на собственные  силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это  концепция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне понятно, что данные идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX века.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучили людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации - приспособления к сложным условиям жизни. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой функционализма стала проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат. Представители функциональной психологии фиксировали результат  не на внутренних психологических процессах  человека, а на их функциях, в частности  социальных, которое имели значение как при межличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы - тесты, опросники, интервью, которые будут весьма широко применяться в позднее время. Кроме того, именно функционализм дал толчок развитию таких актуальных направлений психологических исследований, как развитие ребёнка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, психология рекламы и тд.

Список литературы:

1. Андриенко Е. В., Социальная психология, М., 2000;

2. Битянова М. Р., Социальная психология, М., 1994;

3. Олдпорт Г. Личность в психологии, М., 1998;

Социальная психология как  наука, ее структура и история  становления.

Предмет социальной психологии С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и др.

Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают  одни и те же явления? Как формируются  убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поведение людей? На какой основе мы доверяем или, наоборот, не доверяем тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам люди ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей могут отражаться на их здоровье?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов  между людьми, пытается ответить такая  отрасль научного знания, как социальная психология Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Предметом исследования в  социально-психологической науке  являются различного рода контакты между  людьми. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, "лицом к лицу". Они бывают и опосредствованными: например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, Интернета. Таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, и общества в целом. Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, как разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер - в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом социальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц. Это нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравним, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии. Те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации.

Рассматривая структуру  социальной психологии как науки, можно  выделить следующие ее разделы:

- социальная психология  личности;

- социальная психология  общения и межличностного взаимодействия;

- социальная психология  групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную  общественной природой личности, ее включенностью  в различные группы и общество в целом. Это вопросы социализации личности, ее социально-психологических  качеств, мотивации поведения, влияния  на него социальных норм.

Социальная психология общения  и межличностного взаимодействия рассматривает  различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с  данной проблематикой и вопросы  социального познания, такие как  восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Социальная психология групп  охватывает групповые явления и  процессы, структуру и динамику малых  и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Само по себе название науки - социальная психология - уже говорит  о ее тесной связи и с социологией, и с психологией Это положение обусловливает различное понимание проблематики социальной психологии и ее места в системе наук как отечественными, так и зарубежными исследователями. Одни из них считают, что социальная психология целиком входит в систему психологических наук. Другие, наоборот, включают ее в состав социологии. Третьи полагают, что социальная психология - это наука пограничная, рассматривающая проблематику, которая должна изучаться и психологами, и социологами, но с различных методологических и теоретических позиций. Дискуссии о предмете социальной психологии, ее месте в системе наук продолжаются. Все это говорит о сравнительной молодости социальной психологии как науки.

История становления социальной психологии как науки. Началом научного социально-психологического знания можно  считать анализ наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности. Уже в произведениях  Платона и Аристотеля обнаруживается немало рассуждений о связи между  индивидуальными особенностями  тех или иных людей и их положением в обществе, об идеальной личности и идеальном образе жизни, о том, как люди влияют друг на друга. Многие из этих идей послужили исходной основой  для разработки социально-психологических  концепций в более позднее  время. Философы прошлого в течение  продолжительного периода сосредоточивали  свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе "хорошим" или "плохим". Отсюда и выводились источники социального  поведения людей.

Во второй половине XIX в. интерес  к социально-психологической проблематике возрастает в различных странах. В Германии формируется научная  школа, обратившаяся к изучению психологии народов. В первую очередь здесь  необходимо отметить труды по психологии философа Лацаруса и языковеда Штейнталя, которые в 1860 г. в Берлине начали выпускать "Журнал психологии народов и языкознания". За тридцатилетний период было опубликовано 20 томов этого издания, которое можно рассматривать как первый журнал по социальной психологии. Целью журнала было объявлено "открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое". На его страницах социально-психологические вопросы рассматривались, исходя из филологической, антропологической и исторической ориентации. При этом явления культуры прослеживались в их историческом развитии. К данному направлению можно отнести и работы "отца психологии" Вундта. 10 томов его "Психологии народов" были опубликованы за период с 1900 по 1920 гг. К сфере изучения "народной психологии" Вундт относил "те психические продукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому необъяснимы только исходя из индивидуального сознания". Так, он считал, что языки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны, поэтому объектом социально-психологического исследования должен выступать язык, миф, обычай.

В конце XIX - начале XX в. ведется  активный исследовательский поиск  движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой многих работ этого периода было выделение  того или иного доминирующего  фактора при анализе социально-психологических  явлений. Подобное упрощение сводило  основы всех социально-психологических  проблем к единственному объяснению. Баджот и Тард называли в качестве такого фактора подражание, Лебон - внушение, Джеймс - привычку, Макдугалл и Троттер - инстинкт, Дюркгейм и Леви-Брюль - "коллективное сознание". Большое влияние на развитие социально-психологической мысли оказали труды английского естествоиспытателя Дарвина. В соответствии с принципом естественного отбора, который он сформулировал, в "борьбе за существование" выживают особи "наиболее приспособленные". Хотя Дарвин приписывал человеку природную агрессивность, тем не менее признавал роль социальных воздействий в формировании нравственных качеств человека. Он подчеркивал свою веру в моральную и социальную эволюцию человека, осуществляемую благодаря социальным и культурным факторам.

Многие последователи  Дарвина обратились к его теории эволюции органического мира, чтобы  использовать ее как основу для объяснения социальных и социально-психологических  явлений. На этой почве возник социальный дарвинизм, который делал акцент на "борьбе за существование" посредством межличностных и межгрупповых конфликтов, хотя сам Дарвин был далек от такой мысли. Основателем социального дарвинизма является английский философ и социолог Спенсер, выступивший со своими собственными эволюционными идеями и предвосхитивший точку зрения Дарвина. Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими. Исходя из этого, он оправдывал войны, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт. Вслед за Спенсером многие мыслители второй половины XIX в. считали расовые, этнические, национальные и классовые различия людей функцией биологических факторов, обусловленных эволюционными процессами естественного отбора. Идеи социального дарвинизма развивают во Франции Фуле, Эспина, Вормс, Лапуж, в Англии - Баджот, в Австрии - Гумплович и Ратценхофер, в США - Фиске, Смолл, Самнер. Хотя позиции этих исследователей по многим вопросам были различны, все они исходили из того, что биологическое изменение является детерминантой изменения социального.

Большой вклад в формирование социально-психологического знания внес австрийский психолог, невропатолог и психиатр Фрейд. Будучи основоположником психоанализа и соответствующей научной школы, Фрейд в то же время оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. В отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов он сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы, результатом чего являются фрустрации. Фрейд признавал необходимость цивилизации, для того чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения друг друга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера. Фрейд обращался также к анализу природы групповых феноменов, исходя из своей концепции "либидо" (сексуальное влияние или в более широком смысле - жизненная энергия). По Фрейду, эмоциональные связи между членами группы основаны на идентификации и десексуализации "либидо", иначе говоря, сублимации. Имеется в виду бессознательный процесс, посредством которого сексуальная энергия трансформируется в несексуальную и социально приемлемую активность. Члены различных социальных групп идентифицируют себя с их лидерами, которые выступают в качестве идеалов - в образе отца. При этом социальные чувства оказываются "перевернутыми" чувствами враждебности, ибо идентификация с лидером, образом отца, есть защитная реакция, преобразующая испытываемые индивидом чувства враждебности в противоположные, социально приемлемые. Поэтому узы, связывающие лидеров и остальных членов группы, Фрейд считал чрезвычайно важными для поддержания групповой стабильности - более важными, чем связи членов группы друг с другом.

В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Он полагал, что те или иные действия людей направляются, главным  образом, примитивными неосознаваемыми  импульсами. В то же самое время  его концепции отличает негативная точка зрения на человеческое общество, которое по своей сущности неизбежно  является причиной неудовольствия людей. По мнению Фрейда, именно в самой  природе общества заложено стремление находящихся у власти лиц препятствовать свободному выражению импульсов  людей, не имеющих власти. При этом он видел необходимость в такой  социальной системе, которая могла  бы регулировать проявления человеческой агрессивности. Несмотря на уязвимость многих положений психоаналитической теории Фрейда, она позволила по-новому подойти к объяснению ряда социально-психологических феноменов. На Западе уже более полувека фрейдизм выступает в качестве одной из главных философских основ социальной психологии Фрейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическими данными. На рубеже XIX-XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период - исследователи обращаются к лабораторному эксперименту.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.