Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Становление конфликтологии как науки

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.05.13. Год: 2012. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

 

?

1. Становление конфликтологии как науки

Как следует из вышеизложенного, преимущественно эмпирическое восприятие конфликтов держалось долго. По-настоящему научный подход к ним проявился только со второй четверти XIX в. Именно с того времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для социального изучения. Формирование конфликтологии как особой области такого рода исследований происходило вместе с развитием социологии, права, этики, психологии и других социальных наук.
Борьба, конфликтные столкновения представлялись не просто возможными, а неизбежными явлениями человеческого бытия. Вслед за Чарльзом Дарвиным, который выдвинул теорию биологической эволюции, появился так называемый социальный дарвинизм – направление, сторонники которого объясняли развитие общества биологическими законами естественного отбора наиболее приспособленных к выживанию и борьбы за существование. Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии, к числу которых по праву относят Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Их труды стали, с одной стороны, общетеоретической базой конфликтологии, а с другой – методологическим руководством для разработки практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов.
Конт, к примеру, уделял большое внимание приметным в истории человечества проявлениям разделения и кооперации труда. Неизбежные следствия отмеченной им закономерности: образование социальных групп; концентрация богатства в руках немногих и эксплуатация значительной части людей; возникновение в разных формах корпоративных объединений; усиление эгоистической морали.
Спенсер, в свою очередь, последовательно отстаивал взгляд на единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет присущие ей специфические функции. Он считал состояние противоборства, конфликты универсальными, усматривал в них всеобщий закон общественного развития.
Маркс, как известно, истолковывал развитие общества с материалистических позиций. В соответствии с марксистской концепцией социального детерминизма, общество предстает как целостная интегральная система, состоящая из подсистем – экономической, социальной, политической, идеологической. Все подсистемы находятся в объективно обусловленной причинно-следственной зависимости одна от другой. Главенствующую роль среди них выполняет экономика.
Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующим поколением представителей наук об обществе. Хотя представители разных направлений в социологии единодушно признавали важную роль конфликтов в жизнедеятельности общества, настоятельную потребность их внимательного исследования, все более очевидными оказывались несхожесть подходов отдельных мыслителей к конфликтам, серьезные расхождения между выдвигаемыми ими концепциями. Например, Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической школы – ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в обществе не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге. В его трактате «О разделении общественного труда» (1893 г.) утверждалось: конфликт – универсальное явление социально жизни, но не менее универсальны сотрудничество, взаимообмен и сплоченность людей; конфликт, если он разрешается эффективно и мирно, играет двоякую роль – выступает симптомом социальных проблем и является одновременно средством восстановления социального равновесия.
Для Макса Вебера – одного из ярких представителей немецкой социологии – субъектом социального действия являлось не общество в целом, а больше индивид, положение которого связано с определенным социальным статусом. С его точки зрения общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные статусные группы.
Георг Зиммель – современник и соотечественник Вебера – специально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего фактора. Именно Зиммель ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Его фундаментальный труд – «Социальная дифференциация». В нем обстоятельно проанализированы «чистые формы социализации», весь процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, ценностей и норм. В ряду «чистых форм2 значится и конфликт как одно из проявлений разногласия, объединяющих противоборствующие и вместе тем взаимосвязанные стороны.
В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили его зависимость от психологических факторов. Например, хорошо известно, что это послужило Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы в развитии индивида, в формировании характера человека выдвинуть на первый план определенные влечения, в первую очередь сексуальное, предложить идею расчленения личности на три инстанции, т.е. ступени, звенья – «Оно», «Я», «Сверх-Я».
Крупный австрийский психолог Альфред Адлер в противовес Фрейду
безусловное предпочтение в человеческом поведении отдавал социальным факторам, единству, а не расчленению личности. Он утверждал, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек – прежде всего социальное существо.
Лучше ориентироваться в человеческих характерах помогала ставшая популярной во всем мире типология, разработанная швейцарским психиатром и социологом, основателем аналитической психологии Карлом Юнгом. В его широко известной книге «Психологические типы» (1921 г.) учитывались, с одной стороны, общая преобладающая направленность личности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы), а с другой – выделение доминирующей у данной личности психической функции (мышление, ощущения, интуиция).
Нужно отметить, что свою лепту в становлении конфликтологии вносили и отечественные мыслители. Они, испытывая влияние разных зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине XIX и началеXX в.
Можно назвать имена Петра Лаврова и Николая Михайлоского – представителей так называемого субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее всесторонне развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом.
Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева. Они утверждали, что человек – часть природы и потому должен повиноваться ее законам, в том числе принципу борьбы за существование, понимаемому как борьба человека с природой; коренная цель и критерий социального прогресса – постоянное приращение свободы личности; на пути к идеалу приходится преодолевать антагонизм индивидуальных, частных интересов, порождающих конфликты между теми или иными общественными силами.
Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочнении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в человеческом общежитии идей равенства и справедливости.
Свое видение социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. В потоке идейной борьбы их взгляды были представлены двумя направлениями – ортодоксальным (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.) и «легальным» (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский и др). При значительных расхождениях им присуще и нечто принципиально общее – детерминистский подход к историческому процессу, когда в развитии общества приоритет отдается сфере материального производства, а ведущая роль отводится производственным отношениям, борьбе противостоящих классов, когда крупномасштабный социальный конфликт рассматривается как непременное условие разрешения социальных противоречий и приведения общества в новое качественное состояние.
Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин. Он подчеркивал: без знания общества и культуры, в которых рождается и растет индивид, никакие его личные черты – верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, - не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами, конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека.
Таким образом, можно констатировать, что к началу ХХ в. Интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался нормальным социальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. Отмечалось, что в свою очередь, конфликты могут выполнять позитивную роль, когда при их посредстве удается взаимно уравновешивать несовпадающие интересы социальных групп и общественных сил [2,C. 14-22].


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более и более тяготеют к психологии, к психологическому пониманию конфликта.
В развитии конфликтологии выделяют три основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинированный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующий конфликт. Эти этапы охватывают разные по длительности периоды. Вкратце рассмотрим каждый из этих этапов.
Донаучный этап. Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества. Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве (легенды, сказания, наскальная живопись). Основной конфликт данного периода – конфликт человека и природы.
Особый интерес здесь представляют труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта.
На данном этапе происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина еще не существовало. В философии, по сути, вызревало отношение к конфликту через понимание войны и мира, насилия и подавления. Мыслители древности со всей очевидностью поставили вопрос о необходимости регулирования и предупреждения конфликтов, а в XV в. европейские философ поставили со всей ясностью вопрос о необходимости толерантности, веротерпимости в обществе.
Монодисциплинарный этап. Уже в XIX в. начинаются исследования конфликтов в рамках двух основных дисциплин – психологии и социологии. Этот этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки.
В 1820-1830-е гг. конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению У.Макдугалла, конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психофизической предрасположенностью.
В 30-е гг. ХХ в. было положено начало этологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя К.Лоренца. Его гипотеза состояла в том, что главной причиной конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы.
Источником конфликта К.Левин считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты.
В 1950-1960-е гг. ХХ в. на Западе появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к конфликту. Выделяются основные подходы, разрабатываются понятийный аппарат психологической теории конфликта. В этот период появляются публикации и отечественных ученых.
В 1960-1970-е гг. начинает формироваться самостоятельное направление – по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия.
Междисциплинарный этап. Конфликтология как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с конца 50-х гг. ХХ в. Особое влияние на ее развитие оказал опыт Второй мировой войны. Развитие конфликтологии характеризуется постепенным соединением теории и практики.
В нашей стране переход к междисциплинарным исследованиям начинается с 1990 г., когда впервые появляются исследования такого типа и проходит конференция по конфликтологии в Красноярске. С этого момента резко повышается интерес к этой сфере.
В 1999 г. вышел первый учебник по конфликтологии (авторы А.Я.Анцупова, А.И.Шипилов), где предпринята попытка систематизации и интеграции научных знаний о конфликтах. Авторы стремились о конфликтах объединить практически все о конфликтах на основе общей методологии. Также следует отметить учебник Н.В.Гришиной «Психология конфликта», в котором исчерпывающе рассматриваются все психологические проблемы конфликтов.
В этот же период появляется в России несколько проектов ЮНЕСКО, связанных с культурой мира в России и проблемой формирования толерантного сознания, начинает издаваться журнал «Век толерантности»; выпускается серия книг «На пути к толерантному сознанию»; выходят работы самого разного плана, в которых активно обсуждается толерантность как явление и предпринимаются попытки его анализа.
В настоящее время мы находимся внутри данного этапа, что усложняет объективность анализа. Со всей очевидностью можно сказать только одно, что не случайно переплелись эти два направления: конфликт и толерантность. Сначала (в древности) они сменяли друг друга, а сегодня оказались рядом, как бы представляя человечеству выбор – куда идти, как развиваться, понять, что хотя конфликт и играет очень важную роль в нашей жизни, он не может быть целью нашей жизни, нормой существования [3, C. 11-18].
2. Методы психологии в исследовании конфликтов

Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний Конфликтология: Учебник/ Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров и др.; Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА-М, 2006. - с.57.

1. Наблюдение - прямая и непосредственная регистрация событий и условий, в которых они имеют место. Применяются для изучения конфликтов различного уровня - от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбор первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть обеспеченно участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, посредник). Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конфликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике.

В применении Шкалы тактики есть один недостаток, проистекающий из возможного нежелания респондента отвечать на вопросы. Кроме того, список «нарушений» может оказаться неполным. Поэтому наиболее распространенным и довольно простым является метод наблюдения. Каждый из нас, чаще всего бессистемно, пользуется этим методом в повседневной жизни, поскольку он позволяет оценить многие личностные характеристики как знакомых, так и незнакомых нам людей.

Профессиональными наблюдателями являются журналисты, комментаторы, врачи, учителя, представители многих других специальностей. Наблюдение обычно производятся в естественных условиях, чем и отличается этот метод от других.

Конфликтолог в зависимости от целей исследования и складывающейся ситуации может наблюдать, являясь либо участником события (включенное наблюдение), либо сторонним наблюдателем (обычное наблюдение).

Профессиональное «обычное наблюдение» провел известный московский социолог А.Г. Здравомыслов во время своих служебных командировок в Осетию в середине 90-х гг. Объектом исследования были последствия осетино-ингушского конфликта, произошедшего осенью 1992 г. Метод, избранный А.Г Здравомысловым, был нестандартизирован, что позволило определить общие направления в наблюдении, согласно которым результаты фиксируются как непосредственно на месте («в поле»), так и позднее по памяти. В сочетании с наблюдением использовались и другие методы: сбор и анализ документов, интервью. Собранный и обобщенный материал был оформлен в виде научного доклада и представлен руководству Осетии, Ингушетии, а также во Временный государственный комитет по ликвидации последствий конфликта.

Достоинства метода наблюдения состоят не только в его относительной простоте, но и в том, что он дает возможность исследователю вникнуть в детали конфликта, «прочувствовать» его многообразие. Недостаток его также очевиден: личность исследователя неизбежно сказывается на качестве наблюдения, да и в отличие от качественного количественный характер выводов может быть поставлен под сомнение.

Многие исследователи (В.А. Ядов, Ф.И. Шереги, М.К. Горшков и др.) рекомендуют применять его лишь в сочетании с другими методами.

Однако наблюдение как метод изучения конфликта имеет и недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта, и его психика подвергается изменениям, которые присущи противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативное эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные таким образом факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недостаткам также можно отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.

2. Социометрия - социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.

Разработаны различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентные личности, микрогруппы с положительными и отрицательными статусами в официальном общении; пространственная социометрия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемого существует установка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отношений в группе и др.

3. Изучение документов - исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тесте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др. Информация фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д. Обычно при исследовании документов встречаются трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. Поэтому применяется своеобразная методика их изучения, называемая контент - анализом (количественный анализ). При применении этой методики удается найти и посчитать признаки документа, отражающие его сущностное содержание. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - с.45-46

Можно предположить, что влияние различных (шумовых, световых и др.) раздражителей на агрессивность поведения не обязательно исследовать методом эксперимента. Психофизиологи дают множество сведений об этом как в своих статьях и книгах, так и в официальных отчетах. Исследователь также может узнать о конфликтующих странах, институтах, группах и отдельных людях в многочисленных источниках, которые социологи называют документами, психологи - архивными данными или документальной информацией, экономисты - статистикой и т.д. В любом случае имеются в виду средства различного закрепления на специальном материале информации о фактах, событиях и мыслительной деятельности человека. Информация фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д. В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды письменных документов: официальная документация государственных и общественных организаций, литература; пресса; личные документы (письма, дневники); фонетические (радио, магнитные записи, грампластинки). В последние десятилетия появились и продолжают появляться новые физические носители для хранения документации, например микрофильмы. Универсальным способом хранения и распространения становится представление информации в машиночитаемой форме на магнитных (магнитные ленты, дискеты и т.п.) и оптических (оптические диски) носителях для компьютера. Например, исходные данные переписей населения хранятся в машиночитаемой форме; исходные данные социологических исследований хранятся в банках данных на магнитных носителях; некоторые газеты распространяют тексты электронным способом. Все более популярным становится использование системы Интернет.

Анализ содержания документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для углубленного анализа проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования конфликтолог обращается к анализу таких письменных документов, как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация. Анализ документов дает первоначальную информацию.

Российский исследователь конфликтов в сфере девиантного поведения Я.И. Гилинский тщательно изучал необходимую ему статистику. Он пришел к выводу, что статистические данные, характеризующие состояние и динамику организованной и экономической преступности, весьма неполны. Это объясняется, во-первых, пробелами в уголовном законодательстве, не позволяющими учитывать непосредственно деятельность преступных организаций, во-вторых, очень глубокой латентностью совершаемых ими преступлений. Лишь дополнительные специальные исследования позволяют представить развитие организованной экономической преступности в стране и ее регионах (в частности, в Санкт-Петербурге).

Между тем при всей ограниченности информации об организованной преступности все же нельзя пренебрегать какими-либо источниками, включая официальные статистические данные.

В результате анализа он смог констатировать:

* существующие показатели организованной и экономической преступности в современной российской уголовной статистике лишь в очень слабой степени, весьма косвенно отражают криминальную ситуацию;

* тренд большинства показателей характеризует не столько реальную динамику преступлений, сколько активность (пассивность) правоохранительных органов, их политику и практику;

* некоторые показатели (групповая преступность, преступления, совершенные с применением огнестрельного оружия) свидетельствуют о расширении масштабов организованной преступности.

Обычно при исследовании документов встречаются трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. Поэтому применяется своеобразная методика их изучения, называемая контент-анализом (количественный анализ). Его суть укладывается в довольно простую схему: «Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом?» При применении этой методики удается найти и подсчитать признаки документа (например, число упоминаний слова «борьба»), отражающие его сущностное содержание.

Заметим, что контент-анализ - это методика с широким спектром применения. Однако он, возможно, более, чем любой другой метод, требует тщательной операционализации всех переменных и постоянного мониторинга процесса наблюдения. Благодаря ему можно получить высокоинформативные результаты, но которые должны интерпретироваться лишь в контексте всех материалов, а не только контент-анализа. Дело в том, что анализ документов дает ограниченный результат. Они подготовлены обычно с позиций тех или иных групп и учреждений, т.е. носят, как это ни кажется парадоксальным, субъективный характер. К тому же они достаточно фрагментарны и зачастую не коррелируют с задачами исследователей.

4. Опрос - в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах.

Тестовые процедуры позволяют выявить избираемые испытуемым стратегии поведения в конфликтах. В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления взаимодействия конфликтующих сторон.

Для иллюстрации достаточно провести простой опрос среди своих коллег с целью выяснения их готовности конфликтовать «грамотно». См. Приложение. При проведении значительных исследований, например в области трудовых отношений, применяются другие, более сложные, виды опросов.

Для получения данных исследователи использовали метод диагностического интервью, который позволил получить качественную информацию об изучаемом социальном явлении - забастовочном процессе. Однако исследователи столкнулись с рядом организационно-психологических проблем, затрудняющих их работу. В ряде случаев боязнь увольнения, нежелание идти на контакт из-за «звонков сверху» привели к тому, что из исследования выпал блок информации об одном из видов профессиональной деятельности.

На основании полученной информации исследователи попытались выявить стратегии конфликтующих сторон и наиболее типичные причины отсутствия таковых стратегий на стадии созревания конфликта.

5. Эксперимент. Экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакции человека на эти ситуации. Среди разработанных экспериментальных игровых процедур - матричные игры, переговорные игры (в которых участники общаются друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры, локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры - ловушки, а также и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие столкновения. Однако подобные исследования конфликтов связаны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемые6 с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче; взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, могут не проявиться в реальных конфликтах.

конфликт философский общенаучный психология

Конфликтология — наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, завершения конфликтов любого уровня. Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Решение рассматриваемых ниже проблем может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

 

Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии — социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения


 

3 Диалектическое учение о противоречии и конфликте Карла Маркса

Существенный вклад в общую теорию конфликта внес Карл Маркс, разработав учение о противоречии и развив модель конфликта революционного класса и социального изменения.

Американский социолог Дж. Тернер, который считал Маркса одним из создателей теории конфликта на основе изучения работ Маркса сформулировал следующие основные положения Марксового учения о конфликте:

1. Несмотря на то, что социальные отношения проявляют свойства системы, они все же содержат большое количество конфликтных интересов;

2. Это обстоятельство свидетельствует о том, что социальная система систематически порождает конфликты;

3. Следовательно, конфликт является неизбежным и очень распространенным свойством социальных систем;

4 . Подобные конфликты имеют тенденцию проявляться в полярной противоположности интересов;

5. Конфликты чаще всего происходят из-за недостаточности ресурсов, особенно власти;

6. Конфликт - главный источник изменений социальных систем;

7. Любой конфликт имеет антагонистический характер.

Ключевые тезисы Маркса в интерпритации Тернера:

1. Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными сегментами (социальными группами) системы.

2. Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои интересы, тем более вероятнее, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей в настоящее время формы распределения дефицитных ресурсов.

3. Чем больше подчиненные группы системы сознают свои интересы, чем больше они сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятнее, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими группами системы.

4. Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более насильственным будет конфликт.

5. Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов.

Эти ключевые тезисы Маркса в интерпретации Тернера поясняют причины и факторы конфликта и их влияние на особенности развития конфликта.

Маркс развивал теорию социального конфликта общества. Но изложенные тезисы применимы и для теории конфликта социальной группы меньшего уровня - организации трудовой группы. Так согласно названным положениям конфликт - неизбежное и распространенное свойство развития организации.

Одной из основных причин организационного конфликта является дефицит ресурсов и в частности власти, а также неравномерное и несправедливое распределение этих ресурсов.

Более высокий уровень развития организации и следовательно более высокий уровень осознания подчиненными своих групповых мотивационных компонентов (интересов, целей, ценностей) вызывают более частые позитивные открытые конфликтные ситуации. Усиление рассогласованности интересов подчиненных и руководства вызывает более насильственные формы конфликтов.

Насильственные формы организационных конфликтов влекут за собой более кардинальные организационные изменения и перераспределения ресурсов (мирные формы лучше урегулируют межличностным отношениям, но не всегда кардинально устраняют истинные причины конфликтам, а при урегулированных отношениях создается иллюзия устранения конфликта).

Слабое проявление руководством своих интересов как администраторов разрозненность административных структур с большей вероятностью вызывает коллективные массовые конфликтные выступления подчиненных.

Подтверждение правильности названных интерпретаций положений учения Маркса применительно к организации можно найти в современных исследованиях конфликта и описаниях практического опыта конфликтных ситуаций.

Аналогично можно переложить теории других классиков конфликтологии к условиям.

2. Конфликтный функционализм Георга Зиммеля

Конфликтный функционализм Георга Зиммеля большинство ученых относит к основателям теоретической конфликтологии. Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. Но если Маркс социальную структуру общества представил в виде господствующих и подчиненных страт конфликт по его мнению произрастает в системе "господство-подчинение" и всегда ведет к разрушению или социальным изменениям, то Г.Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации и диссоциации ее элементов. Конфликт является естественной составляющей этих процессов, а так как конфликт присущ и диссоциации и ассоциации то он необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям.

Г. Зиммель отмечает положительные последствия конфликтов: сохранение и укрепление социальной системы как целостности, сплочение и унификация социального организма.

В качестве источников конфликта Г. Зиммель называет не только столкновение интересов, но и проявление людьми, так называемых, им "инстинктов враждебности". Инстинкт враждебности может усилить остроту конфликта. Смягчить же конфликт возможно благодаря гармонии отношений между людьми и инстинкту любви.

Г. Зиммель выделяет своеобразные факторы влияющие на характер протекания конфликта - инстинкты любви и ненависти.

Г. Зиммель рассматривает конфликт в качестве изменчивой переменной, которая проявляет различные степени интенсивности или силы. Крайними точками шкалы интенсивности являются конкуренция и борьба. Борьбу Зиммель определил как беспорядочную непосредственную битву сторон. Конкуренция - это более упорядоченная взаимная борьба сторон, приводящая к их взаимному обособлению.

В отличии от Маркса. который считал, что конфликт в конце концов обязательно усиливается, приобретает революционный характер и приводит к структурным изменениям системы, Зиммель чаще анализировал менее интенсивные и острые конфликты, которые укрепляют прочность и интеграцию социальной системы. Однако Зиммель высказал несколько значимых для общей конфликтологии суждений об остроте и силе конфликта. Эти суждения были формализованы и сведены Тернером:

1. Чем больше группы вовлечены в конфликт эмоциональное, тем острее конфликт.

2. Чем лучше "сгруппированы" группы, втянутые в конфликт, тем он острее.

3 . Чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.

4. Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте, тем острее конфликт.

5. Чем менее изолированы и обострены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт.

6. Чем больше конфликт становится самоцелью, тем он острее.

7. Чем большее по представлению его участников конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.

Из высказываний следует, что более сильные эмоции, вызванные конфликтом с большей вероятностью ведут к применению насилия. В межличностных конфликтах чувствам вызванные прежней близостью, враждой или ревностью усилят остроту конфликта. В межгрупповых конфликтах внутренняя сплоченность групп, внутренняя гармоничность отношений участвующих в конфликте групп с большей вероятностью вызывает насилие.

Вопрос: означают ли эти наблюдения Зиммеля, что снизить остроту возможного конфликта можно с помощью ослабления эмоциональных привязанностей членов группы, изолированности и разрозненности группы? Следует ли руководителю во избежании острых конфликтов стремится к снижению сплоченности членов группы?

Итак, своим возникновением теоретическая конфликтология обязана Марксу и Зиммелю (а также Коззеру и Дарендорфу о которых позже).

Маркс представил социально-структурные причины конфликтам условиям, которые могли бы разрешить конфликт и подчеркнул антагонистический характер конфликта. А Зиммель описал условия изменения остроты конфликта и интегративные последствия конфликта.

В современной теории конфликта (начиная с 60-х годов) сложилось два направлениям в основе которых лежат либо положения Маркса. либо Зиммеля:

1) диалектическая теория конфликта;

4 Сущность конфликта, его источники и причины.

В зарубежной психологии существует традиция рассматривать конфликт как взаимоисключаемые несовместимые действия, цели, как несоответствие когнитивных структур, а также как отклонение от нормы, выход из состояния равновесия. В отечественной психологии под конфликтом понимается взаимоотношения сложных систем с несовпадающими целями или представлениями о них.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, взглядов, возникающих в процессе взаимодействия.

Источники:

1.отсутствия согласия между двумя и более сторонами.

2.особенности психики человека.

3.наличие конфликтогенов (конфликтогены -слова, действия или бездействия, способствуют возникновению к развитию конфликта):

  ? стремление  превосходства ? проявление агрессивности   ? проявление эгоизма

4 .эскалация (ускорение) конфликтогенов.

5.несовпадение:

? межличностных качеств? понимания и интерпретации информации

? межличностных отношений. ? оценок и самооценок

? знаний, целей, способностей ? мнений, взглядов, убеждений.

? мотивов, потребностей, ценностных ориентаций

Причины:

1.соц.- псих причины. 3.конфликты по информационным факторам.

2.морально этнические причины4.отнош-ие между людьми.

5.поведение

Виды конфликтов по сферам конфликтного взаимодействия.

1.социальные - столкновение взаимоисключающих интересов целей и ценностей личностей, групп, организаций, государств

2.экономические - конфликты по поводу средств жизнеобеспечения

3.политические - конфликты по поводу  распределения власти

4.межэтнические - вызваны борьбой за права и интересы этнических и национальных групп

5.органиционные и трудовые - конфликты по поводу трудовых отношений и условий их обеспечения

6.семейные - способ выражения и разрешения противоречий, лежащих в основе развития семьи

? супружеские

?  детско-родительские

7. мотивационные - конфликты по поводу интересов, ценностей

Виды конфликтов по степени вовлечённости людей.

1.внутриличностный - протекает во внутреннем мире человека, состояние неудовлетворенности человека какими-либо жизненными обстоятельствами, связанные с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, целей, желаний или мотивов.

2.межличностный- возникает между 2-мя или более личностями. В ситуации межличностного конфликта люди, как правило, преследуют несовместные цели, либо придерживаются несовместных норм и ценностей, пытаясь их реализовать во взаимоотношениях друг-с-другом. Самый распространенный вид конфликта.

3. конфликт между личностью и группой - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам.

? руководитель- подчинённый

? влияние отрицательно настроенных неформальных лидеров.

? рядовой член группового  коллектива. 4. межгрупповой. в качестве  участников конфликта выступают группы, преследуя достижения целей несовместимых  целям противостоящей группы. Сопровождается следующими проявлениями

? деиндивидуализацией

? межгрупповым сравнением

? групповой атрибуцией.

Также существуют конфликты по средствам конфликтного взаимодействия, по длительности протекания, по источнику возникновения, конструктивные и деструктивные, реалистичные и нереалистичные.

Структура и динамика конфликта.

Структура- совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, а также отличие от других соц. явлений.

Элементы структуры:

1.объект конфликта (предмет столкновения, т.е. то, на что претендует конфликтующие стороны)- основной характерной чертой всех объектов конфликтов является их неделимость.

2. предмет конфликта(объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами).Это то основное противоречие, из-за которого, и ради которого стороны вступают в конфликт. Предмет далеко не всегда является явным, т.к., зачастую конфликт порождается скрытым желанием, которое по каким-либо причинам не удовлетворяется.

3.стороны или участники конфликта (основные участники- люди, которые могут действовать как частные, официальные, юридические лица, а также объединятся в группы).

4.внешние условия- условия, в которых конфликт возникает и развивается, разделяются на:

? пространственно-временные.

? соц.-психологические

? социальные

5.образы конфликтной ситуации - представляют собой некоторые идеальные картины, которые включают следующие элементы:

? представление участников о самих себе.

?  представление о противоположной стороне или сторонах

? представление конфликтных сторон о среде, в которой складывается конфликтные отношения.

Образы конфликтных ситуаций не всегда соответствуют реальности. Возможны следующие варианты взаимоотношений между идеальными картинами и реальностью:

? конфликт отсутствует

? неадекватно понятый конфликт

? ложный конфликт

? объективный конфликт

6.конфликтные действия и их исходы. эти действия направлены на то, чтобы блокировать достижения противостоящей стороной, её целей и интересов. Исходы конфликтных действий - результаты конфликта включены в конфликт на идеальном уровне в виде предвидения участниками желаемых или допустимых итогов, в  соответствие с которыми они выстраивают своё поведение.

Динамика - закономерное развитие конфликта, понимается в полном соответствии со структурой конфликта.

Стадии:

1.возникнониее объективной конфликтной ситуауации.

2.осознаниее конфликта.

3.конфликтное действие или поведение.

4.разрешение конфликта.

I.нарастание конфликта

II. реализация конфликта

III.затухание

Успешная блокировка конфликта возможна лишь на I стадии. На II стадии конфликт подавить не удастся. На III стадии конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свою силу и энергию.

 Типология стилей поведения в конфликтных ситуациях.

Была предложена в 1972г. американским психологом Томасом.

Стили.

1.конкуренция- Это стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам других. Характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применение власти, принуждения и других средств давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него (шеф и подчинённый).

2.приспособление- приношение в жертву собственных интересов ради других. Действие индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путём сглаживания разногласий за счёт собственных интересов. В ходе приспособления возможны: уступки, договор, интрига идущая от бессилия и невозможности напрямую влиять на ситуацию.

3.компромисс - действия участников направлены на поиск решения за счёт взаимных уступок, на выработку  решения, устраивающего обе стороны, при котором никто не выигрывает, но и ничего не теряет.

4.избегание- для стиля характерно как отсутствие стремления к кооперации так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает уход от ответственности за решения.

5.сотрудничество- участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. Индивид активно участвует в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом о своих интересах .Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликтов в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Самая трудная форма. В стиле избегание и приспособление не предполагается активное использование конфронтации. При конкуренции и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Стиль сотрудничества предполагает устранение причин конфликта. При избегании и приспособлении решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликта, т.к. причины полностью не устраняются. При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При конкуренции, приспособлении и компромиссе один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или проигрывают оба, при сотрудничестве выигрывают обе стороны.

5. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ

 

   Конфликт – форма столкновений противоположных стремлений, в которой проявляется противоречивость природы личности и общества. С целью анализа и поиска решений преодоления конфликтов различают несколько психологических полей, в которых конфликтные столкновения могут происходить, а именно:

         1. поле психики отдельной личности,  

         2. поле взаимодействия психик двух личностей,

         3. поле взаимодействия психик более двух личностей, объединенных в группу, слой общества, общество сколь угодно высокого уровня,

         4. поле взаимодействия психик более двух личностей, объединенных в две и более группы, слоя общества, обществ сколь угодно высокого уровня.

   Конфликт в поле психики отдельной личности. Внутренние конфликты личности зарождаются и развиваются бессознательными процессами. Только уже на развитых стадиях они проявляются в сознании нарушением его уравновешенного состояния. По проблемам, которыми внутренний конфликт проявляет себя в сознании личности, различают три типа внутренних конфликтов личности:

         1) мотивационные,

         2) когнитивные,

         3) ролевые.

   Разумеется, переживаемый личностью внутренний конфликт может содержать одновременно все компоненты и мотивационного, и когнитивного, и ролевого конфликтов.

   Содержанием мотивационных конфликтов является столкновение мотивов. Они  осознаются по одновременной актуализации нескольких почти равных по силе мотивов, побуждающих личность совершить противоречащие друг другу действия. Непременным условием мотивационного конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют почти равную силу, в противном случае конфликт не осознавался бы, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас и реализовали свои желания последовательно.

   По своим проявлениям различают три варианта мотивационных конфликтов:

         а) мотивы в равной мере привлекательны, но взаимоисключающие,

         б) мотивы в равной мере непривлекательны,

         в) один и тот же мотив в равной мере привлекателен и непривлекателен.

    Первый вариант мотивационного конфликта осознается, когда личность оказывается перед необходимостью выбора в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими мотивационными альтернативами. Эта ситуация, когда хочется и того и другого, она может  приобретать драматический характер, если речь идет о выборе между чем-то или кем-то в равной мере необходимым или дорогим для человека.

   Второй вариант мотивационного конфликта осознается по наличию выбора между двумя в равной мере непривлекательными возможностями, выбором «из двух зол меньшего».

   Третий вариант мотивационного конфликта осознается, когда один и тот же выбор в равной мере и привлекателен, и непривлекателен, имеет «и плюсы, и минусы». Внутренний конфликт в этом случае осознается по наличию взвешивания «за и против». Этот конфликт может быть мучительным для личности, если речь идет о жизненно важном выборе.

   Пониманию и разрешению мотивационных конфликтов помогает анализ градиентов приближения и удаления. Градиент приближения – это показатель возрастания привлекательности выбора по мере приближения к нему и уменьшение привлекательности по мере удаления от него. Градиент удаления показывает возрастание нежелательности этого выбора по мере приближения к нему и уменьшение нежелательности по мере удаления от него.

   Градиент удаления всегда имеет большую скорость изменения, чем градиент приближения. Если конфликт не решается или затягивается время выхода из него, то большая скорость изменения градиента удаления приводит к тому, что градиенты  совпадают по величине, т.е. два выбора становятся равно привлекательными, или равно нежелательными. В этом случае личность «зацикливается» на конфликте и выход из него становится крайне затруднительным.

   Содержанием когнитивных конфликтов является столкновение несовместимых мнений. Личность стремится к уменьшению неприятного для нее когнитивного диссонанса, т.е. состояния дискомфорта, связанного с тем, что она одновременно имеют два  противоречивых мнения об одном и том же явлении, но это еще не конфликт, конфликт возникает, когда личность подталкивается противоречивыми мнениями сразу в двух противоположных направлениях.

   Содержанием ролевых конфликтов является столкновение несовместимых ролевых принципов поведения. По своим проявлениям различают два варианта ролевых конфликтов:

         а) несовместимость требования роли и возможностей личности,

         б) несовместимость двух ролевых позиций личности.

   Первый вариант ролевого конфликта возникает, когда сталкиваются несовместимые требования роли и возможностей личности, когда или из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли, или из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора. Человек может или выбрать роль и изменить себе, или отказаться от роли, или же найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия.

   Второй вариант ролевого конфликта возникает, когда сталкиваются несовместимые ролевые позиции личности.

   Конфликт в поле взаимодействия психик двух личностей. Межличностные конфликты – это столкновение противоречий между личностями. Межличностные конфликты являются отражением внутренних конфликтов личности, поэтому проблемы, которыми межличностный конфликт проявляет себя в сознании конфликтующих личностей так же классифицируются как мотивационные, когнитивные, ролевые.

   К мотивационным межличностным конфликтам относятся конфликты, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.

   К когнитивным межличностным конфликтам относятся конфликтные столкновения противоречащих друг другу или несовместимых систем ценностей участников конфликта. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла. Различия в ценностях, однако, не обязательно ведут к конфликтам, конфликт ценностей возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают «посягать» на ценности друг друга.

К ролевым межличностным конфликтам относятся конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила являются неотъемлемой частью совместного взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается  невозможным. Они могут иметь имплицитный, т.е. скрытый, подразумеваемый характер или быть результатом особых договоренностей, но в любом случае нарушение принятых норм может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий и привести к конфликту между участниками взаимодействия.

   Для оценки вероятности возникновения конфликта определяют тенденцию межличностных отношений по следующим параметрам:

         1. кооперация или конкуренция,

         2. равное или неравное распределение власти,

         3. ориентация на решаемую задачу или на социально-эмоциональные проявления,

         4. отношения формальные или неформальные,

         5. значимые или незначимые.

   Тенденция к правому элементу в паре увеличивает вероятность конфликта. Заметим, что любому конфликту участники конфликта в состоянии дать конструктивное направление развития, ведущее к совершенствованию отношений, отсутствие же конфликтов может привести к стагнации отношений и постепенному угасанию.

   Конфликт в поле взаимодействия психик более двух личностей, объединенных в группу, слой общества, общество сколь угодно высокого уровня. Конфликты между личностями, объединенными в общество, являются отражением внутренних конфликтов личности, поэтому проблемы, которыми конфликты проявляют себя в сознании личностей принадлежащих этому обществу, так же классифицируются как мотивационные, когнитивные, ролевые.

   Содержанием мотивационных конфликтам между личностями, принадлежащими одному обществу, являются столкновения целей, планов, устремлений несовместимых или противоречащих друг другу.

   Содержанием когнитивных конфликтов являются столкновения противоречащих друг другу или несовместимых систем ценностей участников конфликта.

   Содержанием ролевых конфликтов являются нарушения норм или правил взаимодействия.

  

   Конфликты, возникающие в группе из-за каких-то конкретных проблем, связанных с ее деятельностью и целями, и направленные на эти проблемы, т.е. реалистические конфликты, являются средствами достижения конкретных результатов и могут замещаться альтернативными способами взаимодействия, более адекватными для достижения данного результата. Конфликты не направленные на достижение конкретных результатов, т.е. нереалистические конфликты, вызванные потребностью разрядить  напряжение между участниками взаимодействия, может быть решен заменой  «противника» любой другой «подходящей» мишенью. Таким образом, в реалистическом конфликте существуют альтернативы в отношении средств решения проблемы и достижения желаемых результатов, а в нереалистическом конфликте альтернативы возможны лишь при выборе  антагониста.

   Конфликт внутри общества может являться механизмом трансформации норм применительно к новым условиям. Гибкие структуры выигрывают от конфликтов, которые, модифицируя старые нормы и помогая созданию новых, обеспечивают преемственность в новой ситуации. Если конфликты подавлять, а не решать, ведя его развитие в конструктивном направлении, то усиливается напряжение в обществе и увеличивается опасность разрушения.

   Внутренний конфликт в обществе служит средством выявления у его членов противоречащих друг другу интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия. Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри общества, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего общества, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов общества.

   Конфликты в поле взаимодействия психик более двух личностей, объединенных в две и более группы, слоя общества, обществ сколь угодно высокого уровня. Взаимодействие обществ – это взаимодействие как между собственно обществами, так и между отдельными представителями этих обществ, когда участники общения взаимодействуют, воспринимая друг друга как членов разных обществ. Конфликты между обществами являются отражением внутренних конфликтов личности, поэтому проблемы, которыми конфликты между обществами проявляют себя в сознании личностей принадлежащих этим обществам, так же классифицируются как мотивационные, когнитивные, ролевые. Кроме этого, проблемы взаимодействия общества с другими обществами являются отражением внутренних проблем самого общества. Например, направленная вовне враждебность является следствием внутренних напряжений и проблем в самом обществе, его собственных противоречий и конфликтов. Группа нуждается во внешнем конфликте с целью решения своих собственных проблем. Направленная вовне враждебность совершенно неизбежна в любом взаимодействии обществ и имеет универсальный характер, поскольку является главным средством поддержания сплоченности и внутренней стабильности группы. Механизм формирования этой враждебности к «чужим» связан с инстинктом агрессии, эдиповым комплексом, эмоциональной идентификацией со своим лидером-отцом и т. д.

Содержанием мотивационного конфликта между обществами является  фрустрация и агрессивность, определяемые относительной депривацией хотя бы в одном из взаимодействующих обществ. Относительная депривация, т.е. оценка положения своего общества по сравнению с другими обществами, приписывает своему обществу меньшие возможности, ущемленность в правах, несправедливый статус и т.д., является источником фрустрации и последующей агрессивности и возможной агрессии. При этом объектом агрессии может стать не только общество, которое непосредственно вызвало фрустрацию, но и любой человек или люди, ассоциирующиеся с тем обществом.

.

   Переживая относительную депривацию, личности, составляющие менее развитое общество, имеют возможность выбора разных способов преодоления конфликта. Во-первых, конфликт может быть разрешен за счет индивидуального выхода человека из низкостатусного общества и его перехода в высокостатусное, более привлекательное для него. Во-вторых, можно изменить критерии сравнения, что ведет к пересмотру неудовлетворяющих результатов этого сравнения. В-третьих, можно сменить объект сравнения.

   Содержанием когнитивных конфликтов является столкновение когнитивных установок взаимодействующих обществ, которое вызывает враждебность обществ по отношению друг к другу при отсутствии реального конфликта интересов. Поэтому общие цели обществ не могут сами по себе привести к разрешению конфликтов между обществами. Для преодоления конфликта необходимо формирование когнитивных установок, объединяющих общества и способствующих преодолению их психологического противостояния.

   Содержанием ролевых конфликтов между обществами является конфликт интересов различных ролей, которые играют разные общества, это вызывает переживание угрозы членами одного общества со стороны другого и соответствующую враждебность. Враждебность тем больше, чем значительнее подвергающаяся угрозе ценность, чем существеннее цель, к которой стремятся конкурирующие общества и чем серьезнее помеху представляет конкурирующее общество на пути достижения. Угроза обусловливает солидарность внутри общества и более полное осознание личностью собственной групповой принадлежности (идентичности). Внешняя угроза, как и  конкуренция между обществами, приводят членов общества к преувеличению собственных достоинств и чужих недостатков. Угроза увеличивает непроницаемость  границ общества, уменьшает отклонения личностей от групповых норм, увеличивает меру наказания и степень отверженности нарушивших верность своему обществу. Поэтому для усиления сплоченности общества или ее сохранения используют искусственное нагнетание внешней угрозы, поиск врага и т. д.

Длительность конфликта определяется ясностью целей конфликтующих обществ, степенью их согласия по поводу смысла победы или поражения, способностью лидеров понять, чего стоит победа, и убедить своих сторонников в том, что настал момент прекратить конфликт.

Острота конфликта возрастает с увеличением степени:

      1. эмоциональности конфликта,

          2. сплоченности, участвующих в конфликте обществ,

          3. предшествующего конфликту согласия между обществами,

          4. взаимодействия конфликтующих обществ,

          5. нереалистичности конфликта.

   Конфликтное и неконфликтное (кооперативное) взаимодействие между обществами отличается следующими параметрами:

         1. а) кооперативное взаимодействие характеризуется открытой коммуникацией и честным обменом информацией между обществами,

              б) конфликтное взаимодействие характеризуется недостаточной коммуникацией между обществами и взаимной дезинформацией,

         2. а) кооперативное взаимодействие усиливает восприимчивость к сходству и общности интересов обществ, стимулирует конвергенцию их представлений и ценностей и, напротив, снижает тенденцию к подчеркиванию различий,  усиливает способность принимать другую точку зрения,

              б) конкурентное взаимодействие усиливает восприимчивость к различиям и опасности, идущей от других, инициирует чувство полной оппозиции: «Ты – плохой, я – хороший»,

         3. а) кооперативное взаимодействие ведет к доверительным, дружественным установкам относительно друг друга, увеличивает желание помогать другим, способствует взаимному принятию и ожиданию быть принятым,

             б) конкурентное взаимодействие ведет к подозрительным, враждебным антиподам, усиливает готовность негативно реагировать на просьбы и потребности других, способствует взаимному отвержению и ожиданию быть отвергнутым,

         4. а) кооперативное взаимодействие стимулирует участников подходить к решению общей задачи с использованием совместных возможностей, координирует усилия участников в общем пользовании ресурсами таким образом, что продуктивность увеличивается, облегчает признание законности интересов друг друга и необходимости поиска решения, которое отвечало бы интересам обеих сторон, ограничивает масштаб конфликтных интересов, ставит цель  усиления общих возможностей,

            б) конкурентное взаимодействие организует такое разделение ресурсов, что страдает продуктивность выполнения задач, которые были бы оптимальнее решены в ходе кооперативного взаимодействия, навязывает точку зрения, в соответствии с которой конфликты могут разрешаться только в результате победы одной стороны над другой, стремится к усилению собственной мощи и ослаблению другой стороны, использует насилие, тактику угроз и коварства.

   Системный конфликт. Системный конфликт – конфликт противоречий между функционально взаимосвязанными обществами, имеющих разные задачи, но объединенные одной последовательностью действий или общим использованием каких-либо ресурсов. Необходимыми условиями для возникновения системного конфликта является сочетание осознаваемой необходимости в совместном принятии решения, с одной стороны, и различие в целях, с другой стороны.

   При всем различии конкретных обстоятельств конфликтных ситуаций они могут быть описаны с помощью нескольких основных характеристик взаимодействия:

         1) ценности,

         2) интересы участников,

         3) средства, способы, пути реализации целей,

         4) потенциал участников,

         5) правила.

   Любому виду взаимодействия его участники придают ту или иную ценность, другими словами, они ставят перед собой вопрос «ради чего», при этом могут возникнуть конфликты, поскольку у разных участников будут разные «ради чего», конфликтующие между собой.

 

                                                                   

 

 

 

 

7. механизм возникновения конфликта.

 

Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.

             

По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия: не употребляйте конфликтогены и не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

 

 IV.Структура конфликтов

     Конфликт как многомерное явление  имеет  свою  структуру. Иногда структура   рассматривается   как  устройство,  порядок расположения элементов. Применительно к конфликту такой подход неприемлем, так  как  наряду с тем,  что он является системой, конфликт представляет собой процесс.  поэтому структура  конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность,  тождественность самому  себе, отличие от других явлений социальной жизни,  без которых он не может существовать как динамически  взаимосвязанная  целостная система и процесс.

Каждая конфликтная  ситуация  имеет  объективное  содержание и субъективное значение.  Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

1. Участники конфликта.  В  любом  социальном  конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт,  основными действующими лицами являются люди.  Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт),  как официальные лица (конфликт по  вертикали)  или  как  юридические  лица (представители учреждений  и организаций).  Вам в своей работе безусловно надо подчеркивать свой юридический статус, поскольку в этом случае все действия,  предпринимаемые по отношению к вам, будут одновременно и действиями,  предпринимаемыми по отношению к организации,  которую вы представляете.  Шансы получить поддержку и  защиту  возрастают.  Кроме  того,  участники конфликта могут  образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государство.

Степень участия  в  конфликте  может  быть  различной:  от непосредственного противодействия до опосредованного  влияния  на ход конфликта.  Исходя  из этого выделяют:  основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно  совершают  активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.  Некоторые авторы вводят такое понятие, как "оппонент", что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны  - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если  в межличностном конфликте один из участников заменяется новым,  то и конфликт  изменяется,  начинается  новый конфликт. Это происходит потому,  что интересы и Часто в конфликте можно выделить сторону,  которая первой начала конфликтные действия.  Ее называют инициатором конфликта. Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах бывает сложно определить инициатора.  Многие из  таких  конфликтов имеют многолетнюю  историю,  поэтому сложно бывает назвать тот шаг, который стал причиной конфликта.

Часто выделяют  такую  характеристику оппонента,  как его ранг, то есть уровень  возможностей  оппонента  по  реализации своих целей  в конфликте,  "сила",  выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности,  знания. Навыки и  умения,  его  социальный  опыт  конфликтного   взаимодействия. Это  широта его социальных связей,  масштабы общественной и групповой поддержки.

Ранги оппонентов отличаются также наличием и величиной их деструктивных потенциалов - физической силы, оружия и т.п.

Анализируя возможности  своего  поведения  в  предстоящем конфликте, проранжируйте себя и оппонента по указанным  характеристикам. Во время конфликта постарайтесь избегать тех стратегий, которые помогут вашему противнику реализовать те стороны, в которых он превосходит вас по рангу.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят  силы,  которые  могут быть представлены отдельными индивидами,  группами  и  т.д.  Они  либо   активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть,  что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей,  исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники - субъекты,  которые оказывают  эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи).

2. Предмет конфликта. Как мы отмечали ранее, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие,  как правило, в  свою  пользу.  В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

В большинстве  случаев  суть  противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности.  Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. Предмет конфликта - это объективно существующая или  воображаемая  проблема,  служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект  конфликта.  Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается.  Объект является ядром  проблемы.  Объектом конфликта может   быть   материальная   (ресурс),   социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Объект конфликта может быть делимым и неделимым. Условием для конфликта  является  притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта,  желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо   изменять   не  только  его  объективные составляющие, но и субъективные.

4. Микро-  и  макросреда - условия,  в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.

Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е.  те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

1.   1.  Мотивы  сторон -  это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий,  вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов,  так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

2. Конфликтное  поведение  состоит из противоположно направленных действий оппонентов.  Этими  действиями  реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов.  Чередование взаимных реакций, направленных  на  реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Конфликтное поведение имеет свои  принципы,  стратегию  и тактики. Среди  основных  принципов  выделяются:  концентрация сил, координация сил,  нанесение удара по  наиболее  уязвимому пункту в расположении противника, экономия сил и времени.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как  ориентация личности по отношению к конфликту,  установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.  В основе выделения стратегий лежит концепция о "силовом поле" мотивации руководителя, ориентированного либо на производство, либо на человека, производителя.  Первая  "силовая линия" ведет к максимально высоким объемам прибыли  и  рассматривается  как  напористость. Вторая направлена на человека, на то,  чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его  потребностям  и  запросам. Она рассматривается как кооперативность. Выделяются 5 стратегий.

Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

Сотрудничество - позволяет осуществить поиск  такого  решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то  важном и принципиальном для каждой стороны.

Приспособление  - основывается на  понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.

При избегании - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Как правило,  в конфликте используются комбинации стратегий, порой  доминирует  одна из них.  Например, в значительной части конфликтов  по  вертикали  в  зависимости  от  изменения обстановки оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руководители - 71% и 46% соответственно.

Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия: оппоненты пытаются  реализовать  данный  способ достижения своей цели в более чем 90%  конфликтов,  а сотрудничество - только в 2-3% ситуаций.

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики.

Тактика захвата и удержания объекта  конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален.

Тактика физического насилия (ущерба). Применяются  такие приемы, как  уничтожение  материальных  ценностей,  физическое воздействие, нанесение телесных повреждений,  блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.

Тактика психологического насилия (ущерба)  вызывает у  оппонента обиду,  задевает  самолюбие,  достоинство и честь.  Ее проявления: оскорбление,  грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более 40%) применяется в межличностных конфликтах.

Тактика давления.  Спектр  приемов  включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата,  шантаж.  В  конфликтах  по вертикали применяется в двух из трех случаев.

Тактика демонстративных  действий. Применяется  с  целью привлечения внимания окружающих к  своей  персоне.  Это  могут быть публичные  высказывания  и  жалобы на состояние здоровья, невыход на работу,  заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, неотменяемые обязательства  (бессрочные голодовки,  перекрытие железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т.п.).

Санкционирование -  воздействие  на  оппонента  с  помощью взыскания, увеличения  рабочей  нагрузки,  наложение  запрета, установление блокад,  невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения.

Тактика коалиций. Цель - усиление своего ранга конфликте. Выражается в  образовании союзов,  увеличение группы поддержки за счет руководителей,  общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов.

Тактика фиксации своей позиции - наиболее часто применяемая тактика (80%  конфликтов).  Основана на использовании фактов, логики  для  подтверждения своей позиции.  Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.

Тактика дружелюбия.  Включает корректное обращение,  подчеркивание общего,  демонстрацию готовности  решать  проблему, предъявление необходимой информации,  предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.

Тактика сделок предусматривает  взаимный  обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

Тактики бывают жесткими,  нейтральными и мягкими. в конфликтах перемены тактик идут обычно от мягких к жестким.

3. Информационные модели конфликтной ситуации. По-другому этот компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта.

Степень соответствия образа конфликтной  ситуации  реальности может  быть  различной.  Исходя из этого выделяют четыре случая.

-Конфликтная ситуация объективно существует,  но не осознается, не воспринимается участниками.  Конфликта как социально-психологического явления нет.

-Объективная конфликтная ситуация  существует  и  стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).

-Объективная конфликтная ситуация отсутствует,  но тем не менее отношение  сторон  ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).

-Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно  воспринимается  участниками.  Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.

Обычно конфликтная ситуация характеризуется  значительной степенью искаженности  и неопределенности.  Поэтому именно эта "неопределенность" исхода является необходимым  условием  возникновения конфликта,  ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение.

При нейтральном взаимодействии ситуация общения воспринимается, как правило,  адекватно. Конечно, происходит определенное искажение и потея информации как в ходе коммуникации,  так и в результате специфики социальной перцепции,  о чем уже сказано выше при  рассмотрении  генезиса  конфликта.  Это  вполне естественно, так  как  информация не обезличена,  а имеет личностный смысл.  Однако в конфликтной ситуации восприятие  претерпевает особенные  изменения - возрастает степень субъективности восприятия.

Степень искажения  конфликтной  ситуации  - не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения,  например, в кратковременных   конфликтах.  Однако  исследования  социально-перспективных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что   искажения  в  восприятии  ситуации  способны достигать значительных масштабов.

Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.

а) Искажение  конфликтной  ситуации  целом. В  конфликте искажено восприятие  не  только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом.

-Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.

-Происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные связи и отношения.

-Уменьшается перспектива восприятия ситуации.  Предпочтение отдается принципу "здесь"  и  "теперь".  Последствия,  как правило, не просчитываются.

-Восприятие ситуации происходит в полярных оценках - "белое и черное". Полутона используются редко.

-Происходит фильтрация информации и интерпретация  в  том русле, которое соответствует предубеждениям.

б) Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита   чести   и  достоинства,  защита  демократии, конституционного строя и т.д.) Собственные помыслы оцениваются как благородные,  цели  -  как возвышенные и поэтому достойные реализации. Оппонент закономерно приходит  к  выводу,  что  он прав.

Б. Мотивы оппонента.  Оцениваются как подлые и  низменные (стремление к  карьеризму,  обогащению,  подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.) Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной  очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в  оценке  мотивов.  "Да, - рассуждает участник конфликта, - оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!". Далее следует подробный анализ  противоречащих  общепринятым  нормам стремлений его оппонента.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.