На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теория управления фирмой. Организация и методы управления деятельностью предприятия. Основные принципы хозяйственного управления. Определение миссии и целей организации, выбор стратегии развития. Стратегия узкого сегмента рынка на основе низких издержек.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 28.11.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Курсовая работа по теме:
Управление деятельностью предприятия

Выполнила студентка 3-го курса
Мельникова А.М.____________
Проверила
Спиридонова Г.В.
К.Э.Н.__________________
Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ
    1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    1.1 Понятия, цели и направления деятельности
    1.2 Классификация предприятий
    1.3 Структура предприятия
    ВЫВОД
    2.УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
    2.1 Сущность и функции управления
    2.2 Методы управления деятельностью предприятий
    2.3 Основные принципы хозяйственного управления
    2.4 Организационные структуры управления предприятиями
    ВЫВОД
    3. Стратегии организаций (предприятий)
    3.1 Понятие и сущность стратегического управления
    3.2 Виды стратегий развития организаций (предприятий)
    3.3 Выбор стратегии
    ВЫВОД
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ

    Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия.
Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке. Профессионализм и интуиция менеджера являются немаловажными элементами успешного управления, также как и участие коллектива в делах предприятия.
Объектом изучения в данной работе является вся система управления организацией; предметом - организация в целом и методы управления деятельностью предприятия.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предприятия, как субъекта хозяйствования, основных функций управления предприятием, а также понятие и сущность стратегического планирования.
Задачи:
· рассмотреть предприятие, как субъект хозяйствования;
· выделить основные функции управления предприятием;
· объяснить теоретическую основу стратегического планирования.

1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1.1 Понятия, цели и направления деятельности

Главная задача предприятия состоит в удовлетворении потребности рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли. Важно знать, что каждое предприятие или фирма является юридическим лицом, имеет замкнутую систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием и товарный знак. В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как: изучение рынка товаров; инновационная деятельность; производственная деятельность; коммерческая деятельность; послепродажный сервис; экономическая и социальная деятельность. Изучение рынка товаров или ситуационный анализ необходим для комплексного исследования: рынка; уровня конкурентоспособности и цен на продукцию; различных требований покупателя товаров, методов формирования спроса и каналов товарооборота; внешней и внутренней среды предприятия. Инновационная деятельность охватывает научно-технические разработки, технологическую и конструкторскую подготовку производства; внедрение технических, организационных и других нововведений; формирование инвестиционной политики на ближайший период, определение объема необходимых инвестиций и т.д. Важнейшими мероприятиями производственной деятельности, из которых она состоит можно считать: обоснование объема изготовления продукции определенной номенклатуры и ассортимента соответственно требованиям рынка; формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и каждого вида продукции, их оптимизацию относительно производственных возможностей предприятия; сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год прогнозируемого периода; обеспечение производства необходимыми материально техническими ресурсами; разработку и соблюдение согласованных во времени оперативно-календарных графиков выпуска продукции. От масштаба и качества коммерческой деятельности предприятия наиболее зависит финансовая результативность производства, которую характеризует величина получаемой прибыли. Необходимым условием достижения является реклама и организация сбыта своей продукции, развитие системы товарных бирж, стимулирование покупателей. Послепродажный сервис Ї охватывает пусконаладочные работы в сфере эксплуатации купленных на рынке товаров, их гарантийное техническое обслуживание на протяжении определенного периода, обеспечение необходимыми запчастями и проведение ремонтов во время нормативного срока службы. Экономическая деятельность включает: стратегическое и текущее планирование; учет и отчетность; ценообразование; систему оплаты труда; ресурсное обеспечение производства; внешнеэкономическую и финансовую деятельность. Социальная деятельность существенно влияет на эффективность всех перечисленных видов деятельности, результативность которых непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и компетентности всех категорий работников, от действенности применяемого мотивационного механизма, от постоянно поддерживаемых на необходимом уровне условий труда и трудовых отношении. Предприятие имеет определенные признаки:

- производственно-техническое единство (общность продукции, что изготавливается, процессов ее производства, определенный состав производственных фондов, единая техническая политика, совместное вспомогательное и обслуживающее хозяйство);

- организационно-социальное единство (наличие единого трудового коллектива, руководства и администрации предприятия, присвоение предприятию реквизитов и прав юридического лица);

- финансово-экономическая самостоятельность (возможность самостоятельно определять направления экономического развития, направления распределения и использования прибыли предприятия, формы и размеры материального стимулирования, единая система планирования и учета).

1.2 Классификация предприятий

1. В зависимости от цели и характера деятельности: коммерческие (самостоятельное получение прибыли); некоммерческие (учебные заведения; медицина, наука и т.д.).

2. В зависимости от форм собственности имущества: частные, т.е. принадлежат отдельным гражданам с правом найма рабочей силы; коллективные, т.е. базирующиеся на собственности трудового коллектива; коммунальные основанные на базе собственности соответствующей территориальной общности; государственные - основанные на государственной собственности.

3. В зависимости от национальной принадлежности капитала: национальные; иностранные; смешанные (совместные).

4. В зависимости от правового статуса и форм хозяйствования: единоличные (собственность одного лица или семьи); кооперативные (добровольное объединение граждан с целью совместного хозяйствования); арендные (временное владение и пользование имуществом); хозяйственные общества (объединение предпринимателей).

5. В зависимости от отрасле-функционального вида деятельности: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, инновационно-внедряющие, лизинговые, банковские, страховые туристические и т.д.

6. В зависимости от технологической (территориальной) целостности и степени подчиненности: основные (материнские); дочерние; ассоциированное (формально самостоятельное, но по разным причинам зависит от головной фирмы и должно подчиняться ее стратегическим целям); филиалы (не имеют юридической и хозяйственной самостоятельности).

7. В зависимости от количества работников: крупные; средние; малые.

1.3 Структура предприятия

Под структурой любого предприятия понимают его внутреннее устройство, характеризующее состав подразделений и систему связей, подчиненности и взаимодействия между ними. Различают производственную и общую структуру предприятия. Основную деятельность каждого предприятия составляют производственные процессы, которые выполняются в определенных подразделениях. Именно состав этих подразделений и характеризует производственную структуру предприятия.

Производственная структура предприятия - это состав, количественное соотношение и размеры внутренних подразделений, формы их построения и взаимосвязи. Существует несколько принципов классификации производственных структур.

1. В зависимости от подразделения, деятельность которого положена в основу производственной структуры, различают: цеховую, бесцеховую, корпусную и комбинатскую производственные структуры.

При цеховой производственной структуре основным подразделением является цех. Цех Ї административно выделенная часть предприятия, в которой выполняется определенный комплекс работ соответственно внутризаводской специализации. По характеру своей деятельности цехи бывают: основные, вспомогательные, побочные и обслуживающие хозяйства. Основные цехи Ї изготавливают продукцию, предназначенную для реализации на сторону, т.е. продукцию, которая определяет профиль и специализацию предприятия. Вспомогательные цехи Ї изготавливают продукцию, которая используется для обеспечения личных потребностей внутри самого предприятия (ремонтно-механические, инструментальные, энергетические). Обслуживающие цехи и хозяйства Ї выполняют работу, которая обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования основных и вспомогательных производственных процессов (транспортные и складские хозяйства). Побочные цехи Ї занимаются утилизацией, переработкой и изготовлением продукции из отходов основного производства.

Основой бесцеховой производственной структуры (присущей небольшим предприятиям) является участок, как наибольшее структурное подразделение на предприятии с простым производственным процессом. Производственный участок Ї это совокупность территориально выделенного рабочего места, на которых выполняется технологически однородная работа или изготавливается однотипная продукция. На крупных предприятиях несколько однотипных цехов могут быть объединены в корпус. При этом корпус становится основным структурным подразделением, такая производственная структура называется корпусной. На предприятиях, где осуществляются многостадийные процессы производства, характерной чертой которых является последовательность процессов переработки сырья (металлургическая, химическая, текстильная промышленность) используется комбинатская производственная структура. Ее основу составляют подразделения, которые изготавливают законченную составляющую готового изделия (чугун, сталь, прокат).

2. В зависимости от формы специализации основных цехов различают: технологическую, предметную и смешанную производственные структуры.

Особенностью технологической структуры является специализация цехов предприятия на выполнение определенной части технологического процесса или отдельной стадии производственного процесса (термические, механообрабатывающие цехи машиностроительных предприятий). Технологическая структура характерна для предприятий единичного или мелкосерийного производства.

Особенностью предметной структуры является специализация цехов направленная на изготовление определенного изделия или группы однотипных изделий, узлов, деталей, с применением разнообразных технологических процессов и операций (цех кузовов, задних мостов, двигателей на автомобильных заводах). Предметная структура характерна для предприятий крупносерийного и массового производства.

Однако большинство предприятий используют смешанную структуру, когда часть цехов специализированна технологически, а остальная часть Ї предметно.

3. В зависимости от наличия основных и вспомогательных процессов различают: предприятия с комплексной и специализированной структурой производства.

Предприятия с комплексной структурой производства имеют всю совокупность основных и вспомогательных цехов, а со специализированной структурой Ї лишь определенную часть.

Предприятия со специализированной структурой делятся на: предприятия механосборочного типа, которые получают заготовки с других предприятий; предприятия сборочного типа, которые выпускают продукцию из деталей, узлов и агрегатов, которые изготавливают на других предприятиях; предприятия заготовительного типа, которые специализируются на производстве заготовок; предприятия, специализирующиеся на изготовлении отдельных деталей.

На производственную структуру предприятия влияют такие факторы, как масштаб производства, сложность конструкции изделия, характер технологического процесса. Кроме производственной структуры на каждом предприятии существует общая структура, в состав которой входят не только производственные подразделения, но и отделы аппарата управления, учреждения культурно-бытового назначения и т.д. Общая структура Ї это совокупность всех производственных, непроизводственных и управленческих подразделений предприятия. Формирование структуры предприятия осуществляется под воздействием многих факторов, основными из которых являются: производственный профиль предприятия; объем производства продукции; уровень специализации; место нахождения предприятия и т. д.

ВЫВОД

Предприятие -- это организационно выделенное и экономически самостоятельное первичное звено национального хозяйства, которое производит продукцию (выполняет работу или предоставляет платные услуги). Главная задача предприятия состоит в удовлетворении потребности рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли. В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как: изучение рынка товаров; инновационная деятельность; производственная деятельность; коммерческая деятельность; послепродажный сервис; экономическая и социальная деятельность. Предприятия разделяют по большому количеству критериев, таких как цель и характер деятельности; форма собственности имущества; национальная принадлежность капитала; правовой статус и форма хозяйствования; отрасле-функциональный вид деятельности, технологическая (территориальная) целостность и степень подчиненности; количество работников; структура; объединение научно-технической, производственной, коммерческой и другой деятельности См приложение..

2.УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

2.1 Сущность и функции управления

Особенность предприятия, как системы состоит в том, что оно может существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой. Предприятие выбирает из внешней среды основные факторы производства и перерабатывает их в продукцию (товары, услуги, информацию) и отходы, передавая опять во внешнюю среду. Условием жизнедеятельности системы является полезный обмен между "входом" и "выходом". Следующей особенностью предприятия, как системы это, что оно является искусственной системой, созданной человеком для личных интересов, прежде всего совместного труда, следовательно, очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда. Различают две формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную. Горизонтальная форма -- это разделение трудовых операций на отдельные задания. Результатом этого разделения является формирование подразделений предприятия, которые выполняют определенную часть общего процесса. Необходимость управления связана с процессом вертикального разделения труда и, следовательно, дифференциация и координирование уровней управления осуществляется с помощью вертикального разделения труда. Предприятия различают по размерам, сферам деятельности, технологическим процессам и т.д., но они как система имеют определенные общие характеристики-- функции управления. Функции управления-- объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда. Выделим основные функции управления: планирование; организация; мотивация; контроль.

Планирование -- процесс определения цели деятельности, предвидение будущего развития и объединение коллективных (индивидуальных) заданий для получения ожидаемого общего результата.

Организация -- это процесс формирования структуры системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками фирмы для достижения общей цели стоящей перед ней.

Мотивация -- причины, которые побуждают членов трудового коллектива к общим согласованным действиям, что бы обеспечить достижение поставленной цели.

Контроль - установление параметров деятельности, сравнение их с запланированными показателями и при необходимости корректировка деятельности.

Все функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Управление предприятием отображает совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроль, которые обеспечивают формирование и достижение целей предприятия. Сущность управленческой деятельности состоит в осуществлении влияния на процессы посредством принятия решений.

2.2 Методы управления деятельностью предприятий

Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Основой использования методов управления являются законы, закономерности и принципы общественного производства, научно-технический уровень развития фирмы, социальные, правовые и психологические отношения между людьми. Методы управления-- это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, которые необходимы для достижения цели предприятия (организации). Методы управления делятся на: экономические, социально-психологические и организационные.

Экономические методы управления -- это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственных процессах (любой другой деятельности), путем использования товарно-денежных отношений. Эти методы включают: материальную ответственность, ценообразование, государственное регулирование, стимулирование, налогообложение.

Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека. Уровень современного производства, рост общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников являются причиной существенных изменений в системе ценностных ориентации и в структуре мотивации трудовой деятельности людей. Традиционные формы материального поощрения постепенно теряют свое приоритетное стимулирующее влияние. Все большую значимость приобретают такие факторы, как содержательность и творческий характер труда, возможности проявления инициативы, общественное признание, моральное поощрение и т. п. Поэтому понимание закономерностей социальной психологии и индивидуальной психики работника является необходимым условием эффективного управления производством или любым другим видом деятельности. Практическая реализация социально-психологических методов управления осуществляется с помощью различных способов социального ориентирования и регулирования, групповой динамики, решения конфликтных ситуаций и т. п. Организационные методы управления базируются на мотивах принудительного характера. Их существование и практическое применение обусловлены заинтересованностью людей в совместной организации труда. Организационные методы управления-- это комплекс способов и приемов влияния на работников, основанных на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Профессионально умелое применение экономических, социально-психологических и организационных методов управления в большинстве случаев обеспечивает достаточно эффективное хозяйствование.

2.3 Основные принципы хозяйственного управления

Принципы-- это основные правила, требования, идеи управления.

Рассмотрим основные принципы управления: принцип целевой совместимости и сосредоточения; непрерывности и надежности функционирования системы управления; планомерности, пропорциональности и динамизма управления; демократичность в распределении прав, обязанностей и ответственности; научность и обоснованность принципиальных решений; эффективность управления; совместимости личных, коллективных и государственных интересов.

Принцип целевой совместимости и сосредоточения Ї заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи.

Принцип непрерывности и надежности Ї означает создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигаются устойчивость и непрерывность заданного режима производства.

Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма Ї выражается в том, что система управления должна быть направлена на решение не только текущих, но и стратегических задач развития предприятия.

Демократический принцип распределения функций управления Ї основан на методах и правилах общественного труда. Различные управленческие функции распределяются таким образом, чтобы, образно говоря, каждый делал свое дело, за выполнение которого он отвечает.

Принцип научности и обоснованности Ї исходит из того, что методы, формы и средства управления должны быть научно обоснованы и выверены практикой. Важнейшим условием функционирования механизма управления является достаточная информация и технологическая вооруженность труда управленческого персонала.

Принцип эффективности управления вызван наличием многовариантных путей достижения одной и той же поставленной цели, то есть из множества альтернативных вариантов необходимо выбрать наиболее эффективный.

Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов определяется общественным характером производства.

2.4 Организационные структуры управления предприятиями

Организационная структура управления субъектом хозяйствования Ї это форма системы управления, которая определяет состав взаимодействия и подчинения в иерархии ее элементов.

Известны следующие организационные структуры управления предприятиями, которые определяются и конкретизируются масштабом и составом объектов управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, матричная (по продукту или по проекту) и смешанная.

Линейное управление Ї наиболее упрощенная система, которая предусматривает отсутствие между руководителем и исполнителем промежуточных звеньев (рис.1) См. приложение Рис. 1.. Применяется для малых предприятий, с простейшей технологией производства. Преимущества: четкость взаимодействий, оперативность управленческих решений, надежный контроль. Недостатками является то, что руководитель должен выполнять, кроме координирующих функций, целый ряд работ: учет, работа с кадрами, контроль качества и т.д.

Линейно-штабная форма управления используется на средних по масштабам предприятиях, а также на крупных Ї в управлении цехами и отделами. При этой форме управления для подготовки решений, приказов, заданий руководитель привлекает специалистов штабов, которые осуществляют сбор информации, ее анализ и разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов. Руководитель несет ответственность за обоснованность решений, поступающих исполнителям, а специалисты отвечают только перед руководителем (рис. 2) См. приложение Рис. 2..

Функциональная форма управления состоит в том, что руководитель, часть своих полномочий передает своим заместителям или руководителям функциональных отделов (рис. 3) См. приложение Рис. 3..

Матричная форма управления по своему содержанию отличается от функциональной лишь созданием главного подразделения или назначением менеджера по управлению проектом, и полномочия руководителя в этом направлении деятельности передаются созданному подразделению, чьи распоряжения становятся обязательными для всех.

Смешанная форма управления представляет собой сочетание вышеперечисленных форм, то есть в нижнем звене (на уровне бригады) действует линейная форма, в среднем (на уровне цеха, отдела) Ї линейно-штабная, а на уровне предприятия Ї функциональная и частично-матричная форма управления. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, набирает штат. Усовершенствование управления предприятием должно осуществляться по определенным направлениям: усовершенствование структуры управления производством; улучшить управление производственными ресурсами; усовершенствование управления научно-техническим прогрессом и качеством продукции; улучшение системы планирования. При создании рациональной структуры управления предприятием необходимо правильно установить численность занятых в сфере управления фирмой. Численность работников функциональных отделов предприятия определяется на основе соответствующих нормативов. На предприятиях чаще всего численность управленческого персонала устанавливается в процентах к численности рабочих и фиксируется в штатном расписании предприятия.

ВЫВОД

Различают две формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную.

Основные функции управления: планирование; организация; мотивация; контроль. Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Методы управления-- это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, которые необходимы для достижения цели предприятия (организации). Методы управления делятся на: экономические, социально-психологические и организационные.

Принципы-- это основные правила, требования, идеи управления. Основные принципы управления: принцип целевой совместимости и сосредоточения; непрерывности и надежности функционирования системы управления; планомерности, пропорциональности и динамизма управления; демократичность в распределении прав, обязанностей и ответственности; научность и обоснованность принципиальных решений; эффективность управления; совместимости личных, коллективных и государственных интересов.

Организационная структура управления субъектом хозяйствования Ї это форма системы управления, которая определяет состав взаимодействия и подчинения в иерархии ее элементов. Известны следующие организационные структуры управления предприятиями: линейная, линейно-штабная, функциональная, матричная (по продукту или по проекту) и смешанная.

3. Стратегии организаций (предприятий) Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3.1 Понятие и сущность стратегического управления

В настоящее время в практику хозяйствования организаций прочно вошло такое понятие, как стратегическое управление. Большая проблема, с которой сталкивается сегодня любая организация, -- это сложность ее деятельности в постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях. Давление конкуренции, постоянно растущие требования потребителей, необходимость сокращения жизненного цикла продукта и внедрения новых технологий повышают сложность работы организаций (предприятий).

Цели функционирования организаций постоянно меняются, о чем свидетельствует тот факт, что почти все они многопрофильные, т.е. выполняющие не только основной вид деятельности, но и различные услуги производственного и непроизводственного характера. В этих условиях важность и значимость цели как характеристики процесса управления резко возрастает. Четко и правильно сформулированная цель является тем ориентиром, по которому можно судить, насколько эффективно работала организация, и оценить ее успех. Кроме того, именно цели служат основой для выработки конкретных направлений деятельности и совокупности задач, успешное решение которых формирует устойчивую конкурентную позицию предприятий (организаций) в отрасли. С понятием цели тесно связаны такие важные понятия, как стратегическое управление и стратегия организации. Под стратегией организации понимается разработка и определение целей и задач организации, нашедшие конкретное выражение в годовых и перспективных планах, позволяющих предвидеть и зафиксировать будущее состояние организации в текущий момент времени. Четко разработанная стратегия обеспечивает организации гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упустить новые возможности, открываемые рынком и нововведениями, видеть перспективы развития. В настоящее время все эти факторы становятся главными аргументами организации в конкурентной борьбе и вызывают необходимость разработки системы стратегического управления организацией. Сущность системы стратегического управления состоит в том, что современные организации должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить гибкую реализацию долгосрочной стратегии для успеха в конкуренции в условиях постоянно меняющейся внешней среды и разработать конкретные пути для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы, программы и проекты. Таким образом, можно сказать, что под стратегией понимается совокупность планов и задач, с помощью которых организация приближается к достижению поставленных целей.

Стратегическое управление является сферой деятельности руководства организации. Главная его задача -- определение эффективных направлений развития организации, постановка целей, оптимальное распределение ресурсов, использование всего того, что обеспечивает устойчивую конкурентоспособность организации. Стратегическое управление выступает и как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением, и как система методов и инструментов принятия и реализации стратегических решений. Основной задачей высшего руководства организации является построение механизма стратегического управления. Этому предшествует анализ ситуации на рынке, изучение собственных возможностей (потенциала) и принципов, которые необходимо знать и учитывать при формировании данного механизма. Сформулируем основные принципы стратегического управления:

* разработка целей развития организации, ориентированных на завоевание рыночной ниши, выпуск новой продукции, внедрение новых технологий и др.;

* разработка новых видов деятельности для повышения конкурентоспособности организации;

* обеспечение взаимодействия между организацией и внешней средой, между всеми элементами организации;

* выбор стратегии с учетом особенностей конкретной организации;

* определение задач стратегического управления отдельно от задач оперативного управления.

Указанные принципы в разной степени реализуются в организациях, что отражается на их конкурентных преимуществах. Выбор стратегии развития организации неразрывно связан с такими понятиями стратегического управления, как потенциал и конкурентоспособность.

Потенциал организации представляет собой совокупность всех средств по выпуску продукции и оказанию услуг. Сюда включаются прежде всего ресурсы, находящиеся в распоряжении организации, а именно: технические и технологические; кадровые; информационные; финансовые; организационные (структура управления, система принятия решений, система контроля, система управления качеством и т.д.).

Потенциал предприятия во многом определяет такую важную для стратегического развития организации характеристику, как конкурентоспособность.

Конкурентоспособность организации характеризует ее способность вести эффективную конкурентную борьбу за рынки сбыта. Конкурентоспособность является относительной характеристикой, определяемой путем сравнения. Факторами, определяющими конкурентоспособность организации, являются ее потенциал, умелый выбор стратегии, профессионализм руководства, финансовые показатели. Таким образом, задачей стратегического управления является реализация целей организации с учетом имеющегося потенциала и требований окружающей среды для достижения устойчивой конкурентной позиции в отрасли.

Решение указанной задачи предполагает:

* разработку миссии и целей организации;

* анализ состояния рынков;

* изучение потенциала организации;

* выявление конкурентных преимуществ;

* проведение возможных организационных изменений;

* разработку новых проектов развития;

* повышение организационной культуры.

Очень важным в процессе стратегического управления является умение расставить приоритеты развития организации, на которые будут направлены главные усилия сотрудников и необходимые ресурсы.

Итак, стратегическое управление включает следующие основные этапы, состав и взаимосвязь которых показаны на рис. 4 См. приложение Рис 4..

Анализ внешней и внутренней среды. Это начальный этап в стратегическом управлении, так как он формирует исходную базу для определения миссии и целей организации и выработки стратегии развития. Стратегический анализ проводится на основе системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов, влияющих на деятельность организации и определяющих весь процесс стратегического управления. Результатом проведенного анализа является получение полной характеристики объекта, выявление особенностей, закономерностей и тенденций его развития. В процессе анализа изучается внешняя и внутренняя среда организации. Анализ внешней среды представляет, собой оценку состояния и перспектив развития, важных для организации факторов окружающей среды, экономических, социальных, политических, особенностей расположения регионов. Он позволяет разработчикам стратегии контролировать состояние внешних факторов с целью изучения потенциальных угроз и выявления новых возможностей. Такой анализ позволяет организациям не только планировать возникновение угроз и новых возможностей, но и разрабатывать управленческие решения для непредвиденных обстоятельств, корректировать стратегию развития организации. Угрозы и скрытые возможности могут проявляться в различных областях внешнего окружения и на различных уровнях (макро- и микро) экономики. Поэтому целесообразно анализировать правовые аспекты, факторы технического и технологического развития, состояние и развитие инфраструктуры, а также факторы конкуренции, социально-культурные факторы, состояние политических и международных процессов.

Анализ внешней среды позволяет организациям:

* определить главные экономические характеристики отрасли;

* определить движущие силы отрасли;

* провести оценку конкурентной позиции предприятий в отрасли;

* прогнозировать действия ближайших конкурентов;

* выявить собственные конкурентные преимущества;

* провести оценку перспектив развития организации.

Анализ внутренней среды организации вскрывает те возможности, тот потенциал, на который рассчитывает организация в конкурентной борьбе для достижения своих целей, позволяет понять, насколько соответствуют миссия и цели организации современным требованиям. При анализе важно также изучить, как организация реализует социальную ответственность перед своими сотрудниками и обществом. При анализе внутренней среды организации изучаются: функции управления, специфика производства, состав и квалификационные характеристики персонала, финансовые возможности, организационная культура. Анализ внутренней среды организации позволяет:

* оценить существующие стратегии;

* провести анализ сильных и слабых сторон организации, внешних угроз и возможностей, связанных с изменением среды;

* провести сравнительную оценку собственной конкурентной позиции, структуры собственных затрат и затрат конкурентов.

Основными источниками информации при анализе являются: уставные, отчетные документы и другая внутренняя информация; данные о развитии отрасли, специальные издания, периодическая печать; наблюдения за деятельностью организации, беседы с руководством и сотрудниками организации.

Определение миссии и целей организации.

Миссия организации -- это своего рода концепция бизнеса, т.е. совокупность убеждений, которыми руководствуется аппарат компании, ценности, стиль управления и подхода менеджеров к принятию решений. Миссия организации позволяет отыскать нужные пути для удовлетворения конкретного вывода потребностей определенного круга потребителей в условиях активной конкурентной борьбы. Миссию необходимо постоянно обновлять в соответствии с требованиями рынка, так как устаревшая миссия ослабляет позиции фирмы в конкурентной борьбе. По тому, как компания формирует свою миссию, можно судить о том, насколько ясна ее стратегия. Чтобы миссия организации была ясной и понятной, необходимо четко и кратко определить основные направления деятельности организации, ее позицию в отрасли и характер мотивации персонала.

Миссия организации должна:

* формулироваться просто и четко в удобной для восприятия своими сотрудниками и потребителями форме;

* быть нацелена прежде всего на удовлетворение потребностей, интересов и запросов потребителей;

* содержать четкие сведения о выпускаемых товарах и об их преимуществах.

Миссия организации играет большую роль в достижении устойчивого конкурентного преимущества. После того, как будет определена миссия организации, формируются ее долгосрочные и краткосрочные цели, которые направлены на выявление конкурентных преимуществ и реализацию выбранной стратегии.

Выбор стратегии развития.

На этом этапе на основе оценки действия всех факторов внешней и внутренней среды определяются позиция предприятия на рынке, стратегические задачи и способы их решения. Все мероприятия по выбору стратегии должны проводиться на системной основе: с учетом долговременных целей, с увязкой по ресурсам и времени, эффективно сочетаться и дополнять друг друга с точки зрения задач всех структурных подразделений организации. При реализации успешной стратегии должны быть выявлены и использованы конкурентные преимущества. Это может быть возможность продавать продукцию по низким ценам, обеспечение высокого качества продукции, комплекс сервисных услуг, выгодное местоположение организации или ее филиалов. Выбранная стратегия должна не только умело использовать имеющиеся конкурентные преимущества, но и инициировать новые.

Процесс выбора стратегии состоит из следующих этапов:

* разработки стратегий, позволяющих достичь поставленных целей; при этом желательно предложить и разработать как можно больше альтернативных стратегий;

* доработки стратегий до уровня адекватности целям развития организации и формирования общей стратегии;

* корректировки общей стратегии и разработки отдельных поддерживающих стратегий.

На выбор стратегии влияют многочисленные факторы: ценности, которыми руководствуются в своей деятельности высшие менеджеры организации; характер целей, которые ставит перед собой организация, и данные анализа внешней и внутренней среды. Большое влияние на выбор стратегии оказывает уровень риска, на который может пойти руководство с учетом потенциала организации, ее сильных и слабых сторон, а также опыта реализации прошлых стратегий и фактора времени. Многофакторность выбора стратегий и определяет разработку ряда стратегических альтернатив, из которых осуществляется выбор. Стратегические альтернативы, таким образом, представляют набор различных стратегий, позволяющих достичь стратегические цели при разном влиянии факторов и использованных ресурсов. Многообразные стратегии, которые используют организации, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состоянии внешней и внутренней среды. Понятие базовой конкурентной стратегии характеризует вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается.

В реальном бизнесе выделяют четыре базовые стратегии:

1. Стратегия ограниченного роста. Цели развития данного вида стратегии устанавливаются «от достигнутого» и корректируются в соответствии с изменяющимися условиями. Это самый простой, удобный и наименее рискованный способ действия. Его выбирают организации в сложившихся сферах деятельности со стабильной технологией.

2. Стратегия роста. Характеризуется динамичным уровнем развития с быстро меняющейся технологией. Этой стратегии придерживаются организации, стремящиеся к высоким темпам экономического роста. Такая стратегия включает в себя:

* стратегию концентрированного роста (усиление позиции на рынке, развитие рынка, развитие продукта);

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.