Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Иные, кроме права собственности, виды прав на землю

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 3. Иные, кроме права собственности, виды прав на землю.

         Общая характеристика права пользования землей

 

1. Разнообразие форм  собственности не землю, гарантированное  Конституцией РФ, обусловило широкую  систему права пользования этим  бесценным и в то же время общедоступным природным ресурсам. Действующее законодательство допускает следующие виды права использования земли: на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, праве бессрочного (постоянного) пользования, безвозмездного (срочного) пользования и аренды. Закон дает возможность выбора любого из названных земельных титулов. Не исключено одновременное обладание земельными участками на нескольких титулах, например, гражданин вправе приобрести участок в собственность и, кроме того, арендовать или получить в кратковременное пользование дополнительные участки в пределах норм, установленных законодательством. Юридические лица имеют право приобрести земельный участок на праве собственности (в частности при приватизации предприятия), получить участок в аренду,  а некоторые из них в постоянное (бессрочное) пользование, если юридическое лицо является государственным или муниципальным учреждением, федеральным казенным предприятием (ст.20 ЗК РФ).

Особо надо сказать о  «землевладении» - титуле, введенном новым земельным законодательством с тем, чтобы гарантировать гражданам пожизненное наследуемое владение. Ныне этот титул не имеет прежнего значения, поскольку есть возможность получить (приобрести) земельный участок в частную собственность. Граждане, ранее получившие земельные участки во владение, могут по желанию переоформить его на право частной собственности или аренды.

Все названные титулы имеют большое практическое значение, поскольку указывают на участников (субъектов) земельных отношений, носителей определенных прав и обязанностей.

Вместе с тем приходится употреблять также термин «владение  землей» для тех субъектов  земельных отношений (прежде всего  государственных организаций), которые  сами могут не пользоваться землей, но по закону имеют определенные правомочия по распоряжению ею, - например, в части предоставления ее во вторичное пользование. Как будет показано в дальнейшем, к таким субъектам можно причислить государственные лесные хозяйства (лесхозы). Таких ведомственных владельцев следует отличать от граждан, пользующихся землей на праве пожизненного наследуемого владения, о которых упоминалось выше.

Термины «землепользование», «землевладение» прилагаются иногда к самим земельным участкам (то есть и к объекту, и субъекту пользования), поскольку они имеют легальный статус и охвачены государственным земельным учетом. Так, например, можно сказать: «землепользование» сельскохозяйственного кооператива, «землевладение» крестьянского (фермерского) хозяйства и т.д.

2. Все приведенные  выше титулы обеспечивают их носителям определенную устойчивость в использовании земли, которая для любого ее пользователя - важнейшая экономическая и социальная категория. Но степень этой устойчивости для различных титулов не одинакова. Наивысшую степень устойчивости гарантирует право собственности. Если не принимать во внимание исключительные случаи, когда земля выкупается в принудительном порядке для государственных или общественных надобностей, и некоторые другие, то продолжительность пользования полностью зависит от лица, носящего титул собственника. Пользование может прекратиться, если лицо продаст землю, обменяет или подарит ее; непосредственное пользование может временно прерваться, если лицо сдаст землю в аренду или предоставит ее кому-либо в пользование безвозмездно. Пользование может прекратиться также в том случае, если собственник не сможет погасить долг ипотечному учреждению, и заложенная собственником земля будет продана «с молотка» в принудительном порядке для погашения его долга.

Для сельскохозяйственных, лесных и других предприятий важна устойчивость не только их внешних границ, но и постоянство внутренней организации их территории. Так, в области сельского хозяйства государственные органы должны считаться с введенными в сельскохозяйственных коммерческих организациях и других хозяйствах севооборотами, со сложившейся структурой угодий, сетью дорог и иными земельно-планировочными решениями. Устойчивость сельскохозяйственного производства достигается тем, что земля (если она не закреплена в собственность) обычно предоставлена в постоянное пользование. Временное же предоставление, которое может быть долго- или краткосрочным, предусматривает определенный срок, на который может рассчитывать пользователь.

         Пользование землей на праве собственности

 

1. В старой России слово «собственник» применительно к земле употреблялось редко. В сельской местности наиболее значительную группу частных собственников - помещиков на бытовом языке чаще всего именовали землевладельцами. В дореволюционных нормативных актах вместо термина «право собственности на землю» нередко употреблялось выражение «вотчинное право» (от слова «вотчина» (отчина), которое указывало на наследственный характер, то есть на прочность этой собственности).

Термин «владение» применительно  к земле не привился в советское время, - видимо, по той причине, что он ассоциировался с собственностью. Это привело к обеднению юридической терминологии. Как известно, еще в римском праве правомочие «владение» включалось в понятие «право собственности». При этом собственник был также владельцем земли, если он сам вел на ней хозяйство. Если же он передавал землю другому лицу, например, сдавал в аренду, то фактическое владение и право владения переходило к этому лицу.

В советское время  всех владельцев земли стали именовать «землепользователями». Термин «владение» применительно к земле практически исчез. Тем не менее, отказ от терминов «владение» и «право владения» был не на пользу делу, так как при этом нередко нельзя было составить ясную юридическую картину складывающихся земельных отношений. Так, если земля не передавалась в пользование, то ее правовой режим оказывался неопределенным, хотя фактически у нее мог быть хозяин - государственная организация, владелец земли. Это касалось, например, обширных площадей государственного лесного фонда. В современных законах о недрах передача участка земли и недр для разведки полезных ископаемых именуется передачей их в пользование геолого-разведочной организации, хотя никакой пользы для себя разведчики недр при этом не извлекают. Ведь их работы идут на пользу будущим недропользователям, которые придут по их следам. Такая терминология способна привести к недоразумениям, например, может возникнуть вопрос о взимании с разведчиков недр платы за то, что «пользуются» недрами. Исчезновение из земельного законодательства и юридического лексикона термина «право владения» землей привело к не всегда обоснованному расширению применения термина «право пользования».

Смысл владения землей обычно заключается в ее использовании. Пользователь (если он не «проходимец») практически всегда является владельцем земли. Однако владелец земли не всегда является пользователем. Например, если государственное лесное хозяйство не занимается заготовкой леса и не эксплуатирует другие его полезности, то оно не является «пользователем». В то же время лесхоз охраняет лес от пожара, борется с болезнями и вредителями, преследует самовольных рубщиков, способствует улучшению породного состава древостоев и повышению их качества. Лесхоз называют «держателем» лесного фонда. В этом смысле его можно считать владельцем и древостоев, и лесных земель. Смысл такого владения – предоставить в свое время лесные богатства «настоящему» пользователю, например, лесозаготовительной организации.

По аналогии с землепользователями  в сельской местности этот термин постепенно стали распространять и на владельцев земли в  городах. «Землепользование» стало важнейшим земельно-правовым институтом советского периода. В современном российском праве «землепользование» приобретает различные формы, о чем речь идет ниже.

2. Права и обязанности  собственников земли не всегда  могут определяться только законами  и подзаконными актами (см. общие  ст.40-42 ЗК РФ). Это не полностью  отвечает задаче эффективного  использования и улучшения земли,  так как в нормативных актах невозможно учесть многие существенные природные и хозяйственные особенности конкретных участков земли; такую детальность, как известно, способны обеспечить лишь индивидуальные договоры или рекомендации специалистов государственных органов (Минсельхоза, Минприроды и др.). Нельзя считать удачным, что некоторые административные по форме земельные документы предусматривают обязательную детализацию прав и обязанностей сторон применительно к конкретным земельным участкам. Такими документами являются, например, примерные договоры аренды земельной доли, купли-продажи земли, дарения, временного пользования земельным участком, предписанные органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Примерные формы документов необходимы и полезны для практики, но только в том случае, если они предлагаются пользователям земли как рекомендации квалифицированных и компетентных органов в области управления и охраны земель и их специалистов.

3. Как известно, наряду  с государством собственниками  земли могут быть граждане, юридические лица. Субъектами муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.

Граждане, будучи собственниками земли, используют ее для ведения  личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей.

Право постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования

 

1. Использование земли  может быть на титулах постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования. Постоянное пользование в законодательстве называют бессрочным, поскольку гарантируется его устойчивость.

В постоянное (бессрочное) пользование  земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные  участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются (п.2 ст.20 ЗК РФ).

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной  или муниципальной собственности, возникшее у граждан или юридических  лиц до вступления в силу Земельного кодекса, сохраняется.

Граждане или юридические  лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (п.4 ст.20 ЗК РФ).

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право  бесплатно приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

2. Право пожизненного  наследуемого владения земельным  участком, находящимся в государственной  или муниципальной собственности,  приобретенное гражданином до  вступления в силу Земельного  кодекса РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после вступления в силу Земельного кодекса РФ не допускается.

Распоряжение земельным  участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на участок в порядке наследования. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения по наследству производится на основании свидетельства о праве на наследство.

Граждане, имеющие земельные  участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

3. В безвозмездное  срочное пользование могут предоставляться  земельные участки:

а) из земель, находящихся  в государственной и муниципальной  собственности, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса.

б) из земель, находящихся  в собственности граждан или  юридических лиц, иным гражданам  и юридическим лицам на основании  договора.

в) из земель организаций, гражданам в виде служебного земельного надела.

Служебные земельные  наделы предоставляются в безвозмездное  срочное пользование работникам отдельных отраслей экономики, в  том числе - транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств.

Категории работников таких  отраслей, имеющих право на получение  служебных земельных наделов, условия  их предоставления устанавливаются  законодательством Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.

Служебные земельные наделы выделяются работникам на время трудовых отношений на основании заявления работника по решению соответствующей организации из принадлежащих ей земельных участков.

Право аренды земли.

 

1. В экономическом  плане постоянное пользование  землей имеет преимущество перед временным, так как оно обеспечивает положение, при котором сам пользователь ощущает все результаты как правильного, так и неправильного обращения с землей. Постоянство пользования стимулирует улучшение земли и предупреждает ее ухудшение. Именно по этой причине законодательство многих стран стремится поощрять долгосрочную аренду сельскохозяйственной земли.

Передача земли от собственника к другому лицу (пользователю) оформляется обычно договором аренды. Институт аренды восстановлен в нынешнем законодательстве РФ о земельной реформе. Тем самым закон создает условия для договорного процесса, который способен (при надлежащей юридической технике) обеспечить более точное определение прав и обязанностей сторон в отношении земли, чем это могут сделать базовые нормативные акты.

Арендатор земли - это  тоже пользователь, но владеющий ею не только на основании закона, но еще  дополнительно по договору с собственником. В смысле полноты и определенности своих прав и обязанностей арендатор  стоит выше обычного пользователя. В этом отношении арендный договор следует рассматривать как более высокую ступень правовой культуры по сравнению с бездоговорным «пользованием». Можно полагать, что со временем нынешние «землепользователи» в РФ, владеющие государственной землей (если они не приобретут титула собственника), будут заключать договоры аренды земли с собственником и превратятся таким образом в «арендаторов».

Собственник, сдавший  землю в аренду, пользуется ею опосредованно, через арендатора. Поскольку арендатор  извлекает из земли определенный доход, часть этого дохода в виде арендной платы поступает собственнику. В этом смысле собственник, сдавший свою землю в аренду, также пользуется ею.

По закону арендаторами могут быть граждане, государственные, кооперативные, общественные предприятия, учреждения и организации, в том числе сельскохозяйственные организационно-правовые формы, совместные предприятия, международные организации с участием отечественных и иностранных юридических лиц, а также иностранные государства, международные организации, иностранные юридические лица и граждане.

По истечении срока  договора аренды земельного участка  арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Размер арендной платы  определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (подробнее об особенностях аренды земли  см. Главу X о сделках с земельными участками).

Субъекты и  объекты права пользования землей.

 

1. Лица, которые на  законных основаниях используют  землю, именуются субъектами права  пользования (использования) земли.  Таковыми могут быть любые  физические и юридические лица, в том числе иностранные, которым земельные участки предоставлены на законном основании.

Лица, получившие землю  по решению компетентных государственных  органов, являются первичными землепользователями  и владельцами земли. В свою очередь  они в случаях, предусмотренных законом, могут выделять из своих земель земельные участки другим лицам, которые признаются вторичными землепользователями.

Вторичное пользование  образуют также служебные земельные  наделы рабочих и служащих, которые  получают их от предприятий и организаций, где они трудятся.

Пожизненное наследуемое  землевладение в отличие от других видов пользования землей всегда является первичным, так как возникает  на основании решения компетентного  государственного органа.

Первичный землепользователь  нередко выступает как «земельный администратор» для вторичного пользователя участка. Ему в рамках закона дано право предоставлять земельные участки и отказывать в этом, осуществлять внутрихозяйственный контроль за правильной эксплуатацией угодий, предупреждать и пресекать случаи неправильного использования земли вплоть до постановки вопроса об ответственности за нарушение земельного законодательства.

В условиях развивающихся  рыночных отношений оправдывают  себя понятия «первичный» и «вторичный»  рынок земли. Первичный - когда, например, пользователь приобретает (покупает) у органа государства или местного самоуправления земельный участок. Вторичный - когда этот земельный участок затем становится объектом последующих сделок.

2. Различаются субъекты  общего совместного и общего обособленного (долевого) пользования землей. Субъектом долевого (обособленного) пользования является всякое лицо, чей участок (доля), будучи частью общего землевладения, выделен только ему, отграничен от соседей, отведен в натуре (на местности). Если же участок отведен нескольким лицам, но не разделен на части, то пользование (владение) считается общим совместным. Это касается, в частности, граждан - совладельцев жилых и хозяйственных строений по отношению к участку, обслуживающему эти строения. Совместного пользования бывают пастбища, сенокосы, водопои, участки для прохода и проезда.

Закон предусматривает  образование общей долевой земельной  собственности при реорганизации  колхозов и совхозов. В отличие  от сказанного выше этот вид долевой  собственности допускает выделение доли только в случаях, предусмотренных законодательством (подробно об этом в других главах учебника.)

3. Объект права собственности  и права пользования землей - это  земельный участок, который предоставлен  данному субъекту в установленном законом порядке. Он всегда характеризуется конкретными юридически значащими признаками: размером, местом расположения, внутренней структурой (когда речь идет о сложном земельном массиве), качеством и доходностью (кадастровой оценкой).

Размеры закрепляемых участков зависят от объема полномочий субъектов права.

Для сельскохозяйственного  коммерческого предприятия важно  определить оптимальные размеры  их земельного массива. Это - необходимое  условие организации наиболее эффективного использования угодий. Размер их массивов в законе не установлен - он определяется в каждом конкретном случае предоставления (закрепления) земли.

Местоположение участка (наряду с его размером) определяется в соответствующей документации и обозначается на местности.

Размеры земельных участков для промышленности, транспорта и других несельскохозяйственных организаций нередко нормируются. В законе установлено, что размеры участков в названных случаях определяются в соответствии с утвержденными нормами или проектно-технической документацией.

Подвергаются нормированию и все виды землевладения (землепользования) граждан, о чем конкретно указано  в соответствующих статьях закона; иногда это определяется договором  граждан с местной администрацией. Нормируются и размеры земельных  участков, передаваемых гражданам в частную собственность.

Структура объекта земельной собственности  и землепользования может быть простой  или сложной. Так, земельный участок, занимаемый промышленным предприятием, может иметь основную площадку и  внеплощадочные территории для подсобных сооружений, а также зоны спорта, озеленения и отдыха. Многие предприятия обладают резервными площадями для будущего развития. К сожалению, эти резервные площади часто содержатся в бесхозяйственном состоянии. Иногда предприятия самовольно передают их во «вторичное пользование», например для постройки индивидуальных гаражей.

Сложным бывает земельная структура  сельскохозяйственного предприятия. Его земельный массив делится  на угодья, поля севооборота и другие структурные единицы. Земли производственного назначения отграничиваются от селитебных земель. Сложным бывает и приусадебное землепользование. Член сельскохозяйственной коммерческой организации (быв. колхоза или совхоза) может иметь один участок при доме, а другой (иногда и несколько) - за пределами жилой зоны (например, надел полевой земли в счет земельной доли).

Если участок отводится под  промышленную, жилую или иную застройку, его качество должно соответствовать  определенным строительным нормам и  правилам.

Новая застройка нередко располагается на продуктивных сельскохозяйственных землях. Это означает потерю для общества того чистого дохода (ренты), который занимаемая земля приносила прежде. Стоимость потери подлежит возмещению за счет лица, осуществляющего строительство. При этом принимается во внимание вид земель и их качественные составные.

Содержание  права пользования землей.

 

1. Земля, как уже  было отмечено, может использоваться  на разных титулах: праве собственности,  праве бессрочного (постоянного)  пользования, праве временного  пользования, аренды. При всем различии этих титулов содержание прав и обязанностей по использованию земли у всех обладателей названных титулов во многом совпадает. Это касается, например, охраны природы, соблюдения санитарных, ветеринарных, агрономических (по борьбе с болезнями и вредителями растений) правил, строительных предписаний, обязанности допуска на свою землю представителей надзорных органов, представления государственным землеустроительным органам отчетности о наличии и использовании земли и др.

Для обладателей всех титулов действует в основном одинаковая система правомочий в отношении земли, а также тех природных объектов, которые могут рассматриваться в качестве принадлежности данного земельного участка: почвы, естественной растительности, природной влаги, общераспространенных полезных ископаемых, торфяных залежей, в ряде случаев - запасов подземных вод, поверхностных водоемов. У собственников земли, естественно, больше прав по отношению к арендаторам их земель, включая главное право - получение арендной платы. Этим правом не обладают другие носители поземельных титулов. Но по многим другим вопросам пользования землей права всех обладателей поземельных титулов являются близкими.

2. Статьи 40-41 ЗК РФ устанавливают,  что собственник земельного участка  имеет право:

1) использовать в установленном  порядке для собственных нужд  имеющиеся на земельном участке  общераспространенные полезные  ископаемые, пресные подземные воды, а также водные объекты в  соответствии с законодательством  Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием с соблюдением установленных архитектурно-планировочных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных специальных требований (норм, правил, нормативов);

3) проводить в соответствии с  разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические  и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы  в соответствии с установленными действующим законодательством, экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями (нормами, правилами, нормативами);

4) осуществлять другие права  по использованию земельного  участка, предусмотренные законодательством.

2. Собственник земельного участка  имеет право собственности:

1) на посевы и посадки сельскохозяйственных  культур, полученную продукцию  и доходы от ее реализации, за исключением случаев, когда  он передает земельный участок  в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение и безвозмездное срочное пользование;

2) на расположенные на участке  многолетние насаждения, за исключением  случаев, установленных Лесным  кодексом Российской Федерации  (ст.40).

Согласно ст.41 ЗК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов на земельные участки, осуществляют все права собственников земельных участков.

Обладателю земельного участка  принадлежит на праве собственности урожай дикорастущих и сеяных трав. Он имеет право косить их, выпасать на них скот, использовать на корню и в скошенном виде в качестве корма для домашних животных, привлекать на свой участок дикую живность (без ущерба для своих соседей).

Владелец (пользователь) земли вправе собирать с полей и угодий камень с обращением его в свою собственность. Он может производить ряд других мелиоративных и защитных работ, принятых в данной местности (например, посадку деревьев в вершине оврага, залужение водоподводящих ложбин и др.). Но если эти работы приводят к трансформации угодий, влияют на соседние участки, меняют принятый план устройства земли, изменяют конфигурацию русла водостока, то такие работы должны быть согласованы с собственником земли, а в подлежащих случаях - с государственной землеустроительной службой. Если же постройки, защитные, мелиоративные и другие сооружения, а также капитальные земляные работы производятся без согласования с собственником, то инициатор таких мер рискует, что по окончании срока пользования землей он (в соответствии с нормами гражданского права) не получит возмещения стоимости своих затрат или получит их только после сложной процедуры доказывания, что результаты работ оказались полезны собственнику. Кроме того, все коренные преобразования земли, приведшие к ее улучшению, должны быть сообщены органам, ведущим государственный земельный кадастр, для соответствующей их регистрации и государственного земельного учета.

Собственник может продать, подарить, обменять, а также передать свою землю или ее часть в аренду. Собственник (но не государственная организация) вправе заложить свою землю, сохранив на нее не только право собственности, но также право владения и пользования (так называемая ипотека).

При сдаче земли в аренду собственник  может оговорить в договоре некоторые дополнительные условия, гарантирующие сохранение плодородия сельскохозяйственных земель.

Важнейшее право всех, кто пользуется землей, - самостоятельно хозяйствовать на земле. Это право  касается в основном сельскохозяйственных земель и направлено против возможных поползновений представителей государства диктовать обладателю земли, как ему следует вести хозяйство. Оно позволяет закрепить в праве хозяйственную независимость тех, кто пользуется сельскохозяйственными и иными землями.

3. На носителей земельных  титулов (собственников, землевладельцев,  постоянных и временных землепользователей, арендаторов) закон возлагает  ряд общих обязанностей, соблюдение  которых необходимо при использовании  земли. Они сформулированы в  ст.42 ЗК РФ, а подробнее изложены в других нормативных актах. Эти обязанности следующие:

использовать земельный  участок в соответствии с целевым  назначением категории земель и  разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда  окружающей природной среде, земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические  и другие специальные знаки, установленные  на земельном участке в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия  по охране земель, соблюдать порядок  пользования лесами, водами и другими природными объектами;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных  участков прямо предусмотрены договорами;

своевременно производить  платежи за земельные участки;

соблюдать при использовании  земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения  плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, иным федеральным законом.

Подробно содержание названных обязанностей каждого  из носителей поземельных титулов  раскрыто в соответствующих разделах настоящего учебника.

4. Законодательство предусматривает меры защиты добросовестных пользователей земли от неправомерных действий, от кого бы они ни исходили. Запрещается вмешиваться в их хозяйственную деятельность, если они не нарушают требований законодательства. Эти запрещения прежде всего относятся к органам государственной власти, которые не только сами не должны допускать вмешательства, но и пресекать незаконные вторжения со стороны других лиц и организаций.

Нарушенные права подлежат восстановлению, а причиненные убытки - возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Споры о возмещении убытков  рассматриваются судом или арбитражным  судом. Вместе с тем пользователь земли не вправе проявлять пассивность  в случае незаконного вторжения  на нее третьих лиц.

5. Принадлежащие гражданам земельные участки могут изыматься для государственных или муниципальных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Общие и специальные  ограничения прав при использовании  земли. Сервитуты.

 

1. Практически все  используемые земли подвержены  некоторым общим ограничениям. Все  пользователи землей обязаны  соблюдать определенные природоохранные,  ветеринарные, санитарные и иные  правила: российского, регионального  и местного масштаба. Например, на всей территории России запрещено без специального разрешения выращивать некоторые растения, из которых добываются наркотические средства.

Но наряду с этим на многие земли наложены специальные  ограничения, вызванные их местоположением  или иными обстоятельствами. На практике такого рода специальные ограничения получили название земельно-планировочных. Эти ограничения касаются не только пользователей, арендаторов, владельцев земли, но и собственников. Они устанавливаются при загрязнении земель и утверждении для каждой зоны определенных регламентов. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд также предусматривает ограничения (например, не возводить на земельном участке капитальных сооружений).

2. Земельно-планировочные  ограничения имеют несколько разновидностей. Исторически наиболее известными из них являются сервитуты, то есть ограничения, установленные в интересах соседей. Например, если земельный массив в свое время был разделен таким образом, что один его участок был отрезан от дороги общего пользования, то пользователю этого участка должен быть предоставлен выход к ней в виде права прохода и (или) проезда через чужую землю. Сервитут может быть установлен в виде права прогона скота по полосе чужой земли и т.д. Такого рода сервитуты устанавливаются в силу договора или судебного решения за плату или бесплатно. Сервитут может действовать в виде условия, включаемого в документ на право пользования землей. Тем самым это право ограничивается в интересах соседа.

Сервитуты могут возникать и в силу закона. Так, согласно Воздушному кодексу вокруг аэропортов не допускается строительство высоких зданий, которые могли бы создать опасность полетам воздушных судов. Если по сельскохозяйственным землям прокладывается воздушная линия электропередачи, то в определенной полосе вдоль этой линии запрещаются полив посевов дождеванием, земляные и некоторые другие работы и т.п.

Статья 23 ЗК РФ устанавливает, что частный сервитут устанавливается  в соответствии с гражданским  законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом, когда это необходимо для обеспечения публичных интересов, в том числе интересов государства, местного самоуправления либо интересов населения, проживающего на данной территории, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться  следующие публичные сервитуты:

1) прохода или проезда  через земельный участок;

2) использования земельного  участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры;

3) размещения на участке  межевых и геодезических знаков  и подъездов к ним;

4) проведения дренажных  работ на земельном участке;

5) забора воды и  водопоя скота;

6) прогона скота через  земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы  скота на земельном участке  в периоды, соответствующие местным  условиям и обычаям, за исключением  земель лесного фонда;

8) использования земельного  участка для охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений  в установленное время и в  установленном порядке;

9) временного пользования  земельным участком для производства  изыскательских, исследовательских  и других работ;

10) свободного доступа  к прибрежной полосе;

11) иные сервитуты.

Сервитут может быть срочным или постоянным.

Сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным  для земельного участка, в отношении  которого он установлен.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В случаях, когда установление публичного сервитута приводит к  невозможности использования земельного участка, собственник, землевладелец и землепользователь вправе требовать изъятия (выкупа) у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного  земельного участка с возмещением убытков.

В случаях, когда установление публичного сервитута приводит к  существенным затруднениям в использовании  земельного участка его собственник  вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившими публичный сервитут, соразмерную плату.

Лица, права и интересы которых затрагиваются установлением  публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

«Основными положениями  Государственной программы приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года», утвержденными Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года № 1535, при продаже застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты, обязывающие собственников земельных участков обеспечивать:

а) безвозмездное и  беспрепятственное использование  объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты  инженерной инфраструктуры), которые  существовали на момент передачи земельного участка в собственность;

б) возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

в)  возможность доступа  на участок соответствующих муниципальных  служб для ремонта объектов инфраструктуры.

Изменение указанных  и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно-правовыми актами.

3. Ограничения в пользовании  землей, если это пользование  требует создания определенных  видов объектов, могут диктоваться  социальными, экономическими или  даже эстетическими нормативами, предъявляемыми к данной местности в целом. Например, в пределах малоэтажных поселков может быть запрещено многоэтажное строительство. Наоборот, в центральном квартале крупного города от владельца земли, желающего ее застроить, могут потребовать постройки выразительных, том числе высоких, зданий.

4. К особому виду  земельно-планировочных мероприятий,  как было сказано выше, относится  долгосрочное резервирование земель  под некоторые будущие государственные  или местные нужды. Например, если на территории, предназначенной для создания водохранилища, заранее не будут введены ограничения на застройку, посадку деревьев, на устройство прудов, производство земельных улучшений и т.п. работы, то потери при затоплении и при прокладке каналов окажутся больше. Чтобы этого не произошло, на личных пользователей земли накладываются ограничения в части развития и улучшения своих участков. Эти ограничения действуют как для частного сектора, так и для государственных организаций.

Резервирование территорий может происходить при планировании создания не только водохранилищ, но и крупных промышленных предприятий, коммунальных объектов, железных и шоссейных дорог, аэропортов, новых населенных пунктов, при проектировании развития открытой и подземной добычи полезных ископаемых. Резервирование может происходить в рамках надлежаще утвержденных как отраслевых, так и территориальных (комплексных) планов. Среди последних выделяются такие документы, как схемы и (более детальные) проекты планировки населенных пунктов, генеральные планы развития промышленных узлов и некоторые другие. Эти документы принимаются на 20-25 лет, и в прямой зависимости от их сроков действуют ограничения, вызванные резервированием земли.

Четкой процедуры объявления о  резервировании земель, об изменениях в программе резервирования и об ее отмене в действующем законодательстве (кроме, например, законодательства г.Москвы) не предусмотрено. Этот пробел закона неблагоприятно сказывается на интересах тех, кто терпит ограничения в использовании своих земель. К тому же закон не предусматривает компенсаций землепользователям, арендаторам, землевладельцам, собственникам за наложение на них ограничений, связанных с резервированием их земель.

Помимо долгосрочного резервирования земель в практике земельного планирования широко применяется краткосрочное резервирование. Краткосрочное резервирование применяется после предварительного отбора (выбора) конкретной площадки для конкретного объекта. Этот отбор оформляется особым актом. После такого отбора выполняются проектно-изыскательские работы, долженствующие подтвердить или отвергнуть пригодность предварительно выбранной площадки. Поэтому предварительный отбор еще не решает судьбы площадки, и она остается в пользовании предыдущего владельца. И только если изыскания и проектирование подтвердят правильность первоначально сделанного выбора, производится отчуждение (изъятие) земли у первоначального владельца. На последнего утвержденный властями акт предварительного отбора (выбора участка) накладывает обязанность не производить работы, которые могут помешать будущему строительству.

Такая обязанность действует, как  правило, не свыше 1-2 лет, пока судьба участка  окончательно не прояснится. Однако в  самом законе этот срок не указывается. Поэтому если проектно-изыскательские работы будут проведены с опозданием или принятие решения о начале строительства затянется, краткосрочное резервирование может затянуться на неопределенный срок. Таким образом, в этом случае, как и в случае с долгосрочным резервированием, требуется большая ясность о сроках такого резервирования, процедуре его продления или отмены.

5. В некоторых странах несанкционированные  земельно-планировочные действия, прежде  всего несанкционированная застройка,  влекут за собой в пределах  определенного срока указанные  в законе санкции. Российский  ЗК также знает санкции за  самовольное строительство. Однако о сроках давности применительно к земельно-планировочным нарушениям закон не упоминает. Такое умолчание, видимо, - пробел закона. Нарушение земельно-планировочного правила, если оно не наказывается властями, фактически получает их молчаливое согласие. Поэтому для воздействия на такие нарушения было бы целесообразно установить срок давности.

6. Закон устанавливает общий  принцип рациональности пользования  землей. Нерациональное же использование  земли признается правонарушением.  Требование рациональности можно рассматривать как общее ограничение в праве.

Так, эксплуатация участка не должна вызывать неблагоприятные хозяйственные  последствия. Нельзя, например, распахивать  земли, неблагополучные в эрозионном отношении, поскольку это означает порчу самой земли и загрязнение водоемов, куда попадает смытая водой почва. Нельзя размещать сельскохозяйственные культуры, требующие интенсивной химизации, в пределах водоохранных зон, в частности вблизи рек и других водоемов.

Понятие рационального использования  земли включает определенную интенсивность производства. В сельском хозяйстве это означает получение такого количества сельскохозяйственной продукции с каждого гектара угодий, которое отвечало бы принятой норме. В промышленности, на транспорте, в строительстве и т.д. это требование означает такое размещение объектов, которое обеспечивает экономию площади земель (при возможном использовании также и подземного пространства).

Интенсивное использование земли  не должно приводить к хищнической  эксплуатации, т.е. к достижению ближайшей выгоды ценой разрушения земли. Это требование особенно актуально при краткосрочной аренде земли. Арендатор - пусть даже временный пользователь земли - обязан заботиться о плодородии угодий не только с выгодой для себя, но и для тех, кто в последующем будет, использовать ту же землю в сельском хозяйстве.

7. С ограничением прав собственников  земли, землевладельцев, землепользователей  и арендаторов связан государственный  контроль за их деятельностью.

В сельском хозяйстве запрещение незаконного вмешательства государственных органов во внутрихозяйственное использование угодий создает необходимые условия для свободного развития технологии земледелия. В то же время в случае нарушения предписаний закона государство как орган власти вправе потребовать от любого пользователя земли исполнения установленных законом обязанностей. Если в результате действий (бездействий) пользователя возникает угроза порчи земель, снижения их плодородия и доходности, то орган управления от имени государства может предписать безотлагательные меры по устранению правонарушений иди их своевременному предупреждению.

От государственного контроля не свободны, безусловно, и частные собственники земли. Так, все без исключения лица обязаны использовать свои земельные  участки в соответствии с той целью, которая была легально определена в момент отвода или предоставления земли или же впоследствии. Отклонение от целевого назначения либо оставление земли без использования признается правонарушением. Изменить целевое назначение эксплуатируемых угодий может полномочный государственный орган субъекта РФ.

8. В обобщенной форме ограничения  прав на землю названы в  ст.56 ЗК РФ. Прежде всего в названной  статье сказано, что ограничения  могут быть установлены только  по основаниям, указанным в Земельном кодексе и других федеральных законах.

Конкретно ст.56 называет следующие  ограничения прав на землю:

1) особые условия использования  земельных участков и режим  хозяйственной деятельности в  охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения  застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования  земельных участков в случаях,  установленных Кодексом и другими  федеральными законами.

И далее ст.56 конкретизирует порядок вводимых ограничений прав на землю. Они устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничение прав определяются бессрочно или на определенный срок. Они сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Ограничение прав на землю  подлежит государственной регистрации  в порядке, установленном Федеральным  законом «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Возникновение права пользования землей у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

 

1. В советское время  единственным собственником земли  было государство, непосредственным  основанием для возникновения того или иного права на землю всегда служили правоустанавливающие действия государственного органа, компетентного принимать соответствующие решения. Органы землеустройства фиксировали свое внимание на внешних юридических признаках формирования земельных прав и обязанностей, таких, как: правомерность предоставления земельного участка на основании решения компетентного государственного органа, соблюдение норм и сроков отвода участка и порядка выдачи просителям земельных документов и т.п. Эти признаки, несомненно, важны, но они не полностью раскрывают правовую сущность вновь, возникших прав и обязанностей. Но в новых условиях при разнообразии форм собственности и прав на землю определенные элементы прав будущих собственников земли, землепользователей, арендаторов зачастую возникают значительно раньше издания правового акта госоргана о предоставлении им земли. Так, например, гражданин, который обратился в госорган с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства и т.д., во многих случаях вправе рассчитывать на известный положительный результат, поскольку закон предусматривает все виды названных прав граждан на землю. Определенные права на предоставление им земельных участков имеют и юридические лица. Как те, так и другие вправе участвовать в конкурсах и аукционах по продаже земельных участков. Никто не должен чинить им помехи в осуществлении названных прав.

Кроме того, еще до принятия акта госоргана совершается целый ряд определенных правовых действий с участием заинтересованных претендентов на данный земельный участок, которые служат подготовкой для отвода земли, уточнением ее правового режима и титула претендента качества и местоположения земельного участка и т.д.

Таким образом, право пользования  землей у собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора возникает  в результате целого комплекса юридических  фактов, начиная с подачи ходатайства  о предоставлении земли.

Если будущий пользователь земельного участка покупает его у частного собственника или берет у того участок в аренду, то решения государственного органа, безусловно, не требуется. Собственник земли - хозяин своего объекта собственности и волен распоряжаться им по своему усмотрению, не ожидая чьего-либо решения свыше. В этом случае законным основанием для возникновения права пользования землей является сделка, оформляемая договором и прошедшая госрегистрацию.

Порядок приобретения прав на земельные  участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст.28 ЗК РФ. Согласно этой статьи:

а) земельные участки из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и  юридическим лицам в собственность  или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст.20 Земельного кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст.24 кодекса;

б) предоставление земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, в собственность граждан и  юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных  участков в собственность граждан  и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ;

в) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и  юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков  из оборота;

- установленного федеральным законом  запрета на приватизацию земельных  участков;

- резервирования земельных участков  для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и  юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, если федеральным законом  разрешено предоставлять их в  собственность граждан и юридических лиц;

г) иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным  юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные  участки предоставляются в собственность  только за плату, размер которой устанавливается  ЗК РФ.

2. В процессе отвода (предоставления) земельного участка  права обязанности возникают  не только у претендента на  данный участок. Так, при продаже  частной земли продавец - собственник  участка обязан предъявить все  необходимые сведения и документы,  подтверждающие его права на участок и отсутствие каких-либо препятствий для продажи данного участка. Если будущий пользователь или арендатор обращается по вопросу предоставления ему из состава государственных земель участка (за плату или бесплатно) в соответствующий государственный орган, то последний обязан рассмотреть заявленное ходатайство и выдать поручение должностным лицам об освидетельствовании подобранного участка. При изучении обоснованности просьбы об отводе земли (ее продажи) и варианта отвода, должностные лица обязаны руководствоваться не только выгодами заявителя, но и интересами общества, и с этих точек зрения вариант отвода должен быть оптимальным. На практике такой образ действий нередко недооценивается. Отводы земельных участков производятся в спешке, без рассмотрения возможных альтернатив - особенно если претендент уже занял земельный участок и приступил к его освоению. Внедрение в хозяйственную практику платежей за землю должно, безусловно, в какой-то мере препятствовать недостаточно продуманным решениям по распоряжению землей.

3. С установлением  платы за землю (Закон РФ  о плате за землю от 11 октября  1991 года) начала складываться обстановка, при которой обязательства владельцев (пользователей) земли перед государством  как собственником земли приобретают более определенные формы. Этому же способствовал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной мы в России», согласно которому, начиная с 1994 года, отменялись «обязательные поставки и иные формы принудительного изъятия сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы» (пункт 11 Указа). Резко усиливается значение государственного земельного кадастра, данные которого должны быть положены в основу земельных платежей.

Расширение действия государственного земельного кадастра и распространение заложенных в нем данных на сферу денежных расчетов за землю означает, что многие экономические свойства земли получают свое правовое оформление и выражение. В качестве объекта земельных правоотношений начинает выступать не просто индивидуально отграниченный участок, а земля определенного качества, получившая экономическую оценку. Вследствие этого покупатель земли обременяется определенными экономическими (денежными) обязательствами в пользу собственника земли. Это начинает влиять на выбор земель со стороны претендентов на них.

Для экономической оценки сельскохозяйственной и лесной земли  важнейшее значение имеет фактор ее плодородия. Но для несельскохозяйственных пользователей этот показатель является второстепенным или вообще не имеющим значения. Для них на первый план могут выступать такие факторы, как строительные свойства грунтов и положение участка, занимаемое среди рукотворных объектов. Некоторые факторы влияют на ценность земель, используемых как в сельском хозяйстве, так и вне этой отрасли, но в неодинаковой мере. Сюда относится близость дорог с твердым покрытием, железных дорог, других коммуникаций, некоторых иных объектов инфраструктуры. Таким образом, выбор целевого назначения при использовании определенного участка земли должен существенным образом отразиться на его доходности и на его кадастровой оценке. Отсюда следует, что при отводе плодородных земель для несельскохозяйственных целей - независимо от экологической нежелательности этой меры - должны действовать и экономические препятствия для претендентов на такие земли. Одним из важных экономических препятствий должен служить повышенный нормативный платеж за эти земли.

4. Согласно ст.25 ЗК  РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных  участков, которые были национализированы  до 1 января 1991 года в соответствии с  законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Права на земельные участки  удостоверяются документами в соответствии с федеральным законом «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним». Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст.26 ЗК).

Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам  земельных участков из земель, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, осуществляется на основании  решения исполнительных органов  государственной власти или органов  местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

5. Статья 35 ЗК устанавливает:

- при переходе права  собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом  земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник;

- в случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком;

- собственник здания, строения, сооружения, находящихся  на чужом земельном участке,  имеет преимущественное право  покупки или аренды земельного  участка, которое осуществляется  в порядке, установленном гражданским  законодательством для случаев  продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные ст.36 ЗК;

- отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

1) отчуждение части  здания, строения, сооружения, которая  не может быть выделена в  натуре вместе с частью земельного  участка;

2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;

- отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном  в обороте земельном участке  и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным  участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц;

- не допускается отчуждение  земельного участка без находящихся  на нем здания, строения, сооружения  в случае, если они принадлежат  одному лицу;

- отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

6. Граждане и юридические  лица, имеющие в собственности,  хозяйственном ведении или оперативном  управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с земельным кодексом (ст.36 ЗК).

Далее ст.36 ЗК устанавливает:

- исключительное право  на приватизацию земельных участков  или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами;

- в существующей застройке  земельные участки, на которых  находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О товариществах собственников жилья»;

- в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора»;

- в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании;

- федеральные казенные  предприятия и государственные  или муниципальные учреждения - правообладатели  помещений в этом здании обладают  правом ограниченного пользования  земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения;

- в случае, если помещения  в здании, расположенном на неделимом  земельном участке, закреплены  за несколькими федеральными  казенными предприятиями и государственными  или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения;

- для приобретения  прав на земельный участок  граждане или юридические лица  совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана);

- исполнительный орган  государственной власти или орган  местного самоуправления в двухнедельный  срок со дня поступления заявления  принимает решение о предоставлении  земельного участка в собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора;

- в случае отсутствия  кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации, в месячный срок со дня поступления указанных заявлений либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ;

- границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка;

- исполнительный орган  государственной власти или орган  местного самоуправления в двухнедельный  срок со дня представления  проекта границ земельного участка  принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет копию решения с приложением проекта границ земельного участка соответствующему лицу;

На основании проекта  границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются  границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

Изменение в  объеме права пользования землей у собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.

 

1. Объемы права земельной  собственности, землевладения, землепользования, аренды могут изменяться. Земельные участки полностью или частично могут передаваться от одного предприятия другому, а также гражданам или их объединениям. Закон допускает реорганизацию хозяйств при приватизации земли (и другого имущества), укрупнение и разукрупнение хозяйств. Возможна полная ликвидация тех или иных предприятий и хозяйств из-за банкротства или по другим причинам, например, при создании нового хозяйства на базе реорганизуемых колхозов и совхозов. В других случаях право прекращается частично, например при зачислении части земли в специальный фонд земельной реформы (фонд перераспределения) для наделения крестьянских (фермерских) хозяйств. Право прекращается полностью вследствие добровольного отказа от земельного участка. Право на землю может изменяться в случае, когда меняется собственник строения, сооружения, находящегося на чужом земельном участке и т.д.

Изменения в объеме и  характере прав на землю могут  иметь не только количественное выражение; они не сводятся только к изъятию земельных участков у одних субъектов и передаче их другим. Изменения в объеме и характере прав часто определяются и диктуются переменами в качестве земельного участка. Так сельскохозяйственные угодья в процессе их эксплуатации могут коренным образом изменять свою продуктивность. Например, поливные земли в результате плохого ухода за дренажными каналами и сооружениями иногда превращаются в заболоченные и засоленные угодья, не пригодные для использования сельском хозяйстве. Это накладывает на пользователя земли обязанность восстановить ее плодородие. Например, ранее заброшенные земли после их мелиорации оказываются в разряде высокодоходных угодий. Это приводит к так называемой трансформации угодий. Таким образом, хотя размер участка, которым владеет хозяйство, остается прежним, режим его эксплуатации, а вместе с ним объем прав и обязанностей изменяются.

Официальный перевод  сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой является таким юридическим  фактом, с которым законодательство связывает определенные изменения в праве пользования землей. В частности, непригодные для сельскохозяйственного использования земли могут быть списаны с баланса данного хозяйства, и в этом случае оно освобождается от определенных обязанностей по использованию этих угодий и внесению за них платежей государству как за неудобные, недоходные земли.

2. К таким же переменам  может приводить периодически  повторяющаяся экономическая оценка  угодий, которая фиксирует изменяющиеся  условия производства и состояние  угодий в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и меняющихся природных условий (например, разрушение земли под воздействием оврагов, размыв земли при «блуждании» русла реки, обнажение неплодородного грунта в случае оползания (вниз по склону) верхних слоев почвенного покрова, выдувание почвы ветром, просадка дневной поверхности земли под влиянием подземных выработок и др.). Изменение природных условий может приводить и к положительным результатам для сельского хозяйства. Так, в годы отступления Каспийского моря обнажились обширные участки морского дна, которые порастали травой и использовались как пастбища для овец; обнаженные в ходе горных работ плодородные грунты иногда порастают лесом и превращаются, в лесные угодья и т.п.

На экономическую оценку земель влияют рукотворные преобразования, которые могут быть как в пределах, так и за пределами этих земель. В частности, экономическая оценка повышается, если земля подвергается мелиоративным мероприятиям или освобождается от угрожавших ей природных невзгод (например, от роста оврагов).

Прекращение права  собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды.

 

1. Права собственности  на землю, пожизненного наследуемого  владения, пользования земельным  участком и аренды могут быть  прекращены полностью (изъятие  всего участка) или частично.

Гарантируя устойчивость пользования землей, на каком бы титуле оно ни существовало, закон  точно устанавливает основания  как полного, так и частичного прекращения названных прав.

Надо различать основания  прекращения прав на землю частного собственника и пользователя, владельца государственных земель в силу различий правомочий их собственников.

Статья 44 ЗК РФ устанавливает, что право собственности на земельный  участок прекращается при отчуждении собственником принадлежащего ему  на праве собственности земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного лишения собственника земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

 Право постоянного  (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками может быть прекращено при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.

Принудительное прекращение  права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельными участками осуществляется на основании решения о прекращении прав на землю, принимаемого исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст.45 ЗК РФ). Указанные права на землю прекращаются при:

- использовании земельного  участка не по целевому назначению  категории земель;

- использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки;

- неустранении совершенных умышленно земельных правонарушений, к которым относятся:

а) отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

б) нарушение установленного режима использования земель особо  охраняемых природных территорий, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

в) систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, по охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.