Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Терроризм как глобальная мировая проблема современности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Терроризм как глобальная мировая проблема современности

             Терроризм, во всех его формах  и проявлениях, по своим масштабам  и интенсивности, по своей бесчеловечности  и жестокости превратился ныне  в одну из самых острых и  злободневных проблем глобальной  значимости. Проявления терроризма  влекут за собой массовые человеческие  жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности,которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей,групп и организаций терроризм стал способом решения проблем: политических,религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия,жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту. Терроризм как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.

1. Истоки

         Терроризм  как явление, безусловно, обладает  своеобразной притягательностью  – особенно, если рассматривать  его с безопасного расстояния  – и в то же время представляет  немалые трудности для анализа.  Это мрачное обаяние терроризма  и трудности его интерпретации  имеют общий корень: внезапность,скандальность и вопиющая жестокость – основные составляющие терроризма. Войны –в том числе и гражданские – во многом носят достаточно предсказуемый характер,они происходят, что называется, средь бела дня. Противоборствующие стороны и не думают окутывать себя и свои действия ореолом тайны. Даже гражданская война соблюдает те или иные правила, в то время как главные признаки терроризма -анонимность и отрицание каких бы то ни было норм. Терроризм всегда производил шокирующее впечатление на общество и вызывал самые противоречивые отклики и оценки. Лет восемьдесят назад террорист в массовом сознании ассоциировался со взъерошенным чернобородым чужаком-анархистом, который швырялся бомбами направо и налево и взирал на мир с дьявольской или идиотской улыбкой. Это был совершенно аморальный и фанатичный субъект, зловещий и нелепый одновременно.Хотя Достоевский и Джозеф Конрад и дали в своих произведениях гораздо более углубленные образы представителей этого движения, но отправной точкой для них служил именно такой стереотип. В наши дни этот образ, безусловно, претерпел определенную трансформацию, но все же не очень далеко ушел от первоначального шаблона, и объяснения политологов и психиатров, вызываемых для консультаций, в конечном счете, не проливают света на эту загадку. 

         Надо сказать,  что во все времена и эпохи  террористы не испытывали недостатка  ни в поклонниках, ни в доверенных  лицах, да и сегодня мы снова  и снова слышим похвалы в  адрес новоявленных святых и  великомучеников террора. Нам  говорят, что террорист - это  человек, который не закоснел  в равнодушии, который посвятил  себя борьбе за свободу и  справедливость. Его изображают  кротким созданием, вынуждаемым  равнодушным большинством и жестокими социальными условиями сыграть роль трагического героя: добрый самаритянин, подливающий яд, Франциск Ассизский с бомбой. Разумеется, такого рода канонизация сама по себе нелепа, но в то же время последовательное, безоговорочное отрицание терроризма с его бесчеловечными методами исходит лишь от тех, кто проповедует идеи непротивления злу насилием. Как отметил еще триста лет назад полковник Сексби, убийство –далеко не всегда преступление, а вооруженное сопротивление превосходящим силам противника в открытом поединке и в полном соответствии с кодексом рыцарской чести– порой заведомо обречено на провал.

             Шиллер напоминал о том, что  тирания не безгранична и что  приходится браться за оружие, когда все прочие доводы оказываются  исчерпанными. Выдвинутое Шиллером  обоснование насилия как"последнего довода" свободных людей, не желающих мириться с невыносимыми условиями существования, вдохновляло не одно поколение тираноборцев. Впрочем, на одного Вильгельма Телля приходилось немало самозваных спасителей человечества, горячих голов, фанатиков и безумцев, весьма своеобразно представляющих себе право личности на самозащиту и видящих в оружии не "последний довод", но панацею от всех зол – как реальных, так и мнимых. Патриотизм с давних пор был последним убежищем негодяя. То же самое справедливо в отношении борьбы за свободу.Так, латиноамериканские конокрады, будучи пойманными и желая избежать повешения, объявляли, что руководствовались в своих действиях политическими мотивами. Разумеется, большинство террористов и не «Вильгельмы Телли», и не вульгарные конокрады. Бывает, что в них причудливо сочетаются самые разные,порой противоречащие друг другу качества, что вовсе не облегчает задачу исследователю терроризма. Можно, конечно, спорить, был ли прав Эдмунд Берк, говоривший, что если "поскрести идеолога, то под ним обнаружится террорист",но зато совершенно очевидно другое: если "поскрести" террориста, то под ним совсем не обязательно скрывается идеолог.Анализ проблемы терроризма сложен еще по одной причине. За последнее столетие характер терроризма претерпел значительные изменения. Это касается не только методов, но и задач борьбы, а также личностей тех, кто принимает в ней участие. Столь же существен и второй момент: в отличие от марксизма, терроризм не является идеологией, но представляет собой бунтарскую стратегию, которая может применяться приверженцами самых разных политических течений. В то же время терроризм - это не набор чисто технических приемов. У тех, кто им занимается, существует определенная мировоззренческая общность. Они могут принадлежать к левой или правой части политического спектра, они могут быть националистами или, что реже, интернационалистами, но в основных моментах их ментальность выказывает удивительное сходство. Часто они гораздо ближе друг другу по духу, чем сами подозревают и были бы готовы признать тайно или публично. Подобно тому, как технологией терроризма могут успешно овладевать люди самых разных убеждений,его философия также без труда преодолевает преграды, существующие между отдельными политическими доктринами. Она универсальна и беспринципна. Терроризм,вопреки бытующему мнению, не является подвидом партизанской (революционной) войны, и его политические функции в наши дни носят иной характер. Кто-то в качестве синонима к понятию "терроризм" использует термин"городская партизанская война". Насчет эпитета "городской"все в порядке, но вот определение "партизанский" тут уж совсем ни причем: ведь разница между терроризмом и деятельностью партизана имеет не стилистический, но качественный характер.

Особенности современного терроризма вкратце сводятся к следующему:

Терроризм– одна из наиболее серьезных, чреватых большими опасностями проблем,которые ныне встают перед мировым сообществом.

Терроризм– это реакция на несправедливость. Если бы в мире царила политическая и социальная справедливость, никакого терроризма не было бы и в помине.

Единственный способ уменьшить  угрозу терроризма – борьба с теми социальными и политическими  язвами, что вызывают его к жизни.

Террористы– это фанатики-идеалисты, доведенные до отчаяния бесчеловечными условиями существования. Они бескорыстны, и в основе их действий лежат мотивы чисто идеологического характера.

Терроризм может заявить о себе в любой точке земного шара.

       Понятия "терроризм"  и"террорист" появились сравнительно недавно. В дополнении к Словарю Французской академии 1798 года терроризм определяется как systeme, regime de laterreur. Согласно одному французскому словарю, вышедшему двумя годами ранее,якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе -и всегда с положительным оттенком. Однако после 9-го термидора слово"террорист" стало носить уже оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника". Вскоре это понятие достигло берегов Британии.Достаточно вспомнить знаменитые слова Эдмунда Берка, написанные им в 1795 году,где он упоминал "тысячи псов ада, именующихся террористами", которых натравили на французов. Слово "терроризм" в те времена применялось к периоду Французской революции между мартом 1793 и июлем 1794 года и означало"правление ужаса". Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе.Затем, до самых недавних пор, слово "терроризм" - как, кстати, и"партизанская война", употреблялось настолько широко и означало столько различных оттенков насилия, что вовсе утратило какой-либо конкретный смысл. Достаточно часто приходится слышать голоса, призывающие отказаться от изучения политического терроризма как особого явления на том основании, что на всем протяжении мировой истории в результате преступлений со стороны властей погибло гораздо больше людей, чем от рук "террористов снизу".Возможно, так оно и есть, но, тем не менее, меня здесь интересует не проблема политического насилия в целом и не ужасы отдельных политических режимов, но гораздо более специфическое явление.

          Систематические  террористические акции начинаются  во второй половине XIX столетия. С  самого начала это течение  разделилось на несколько вполне  отчетливых рукавов. Так, в России революционеры вели борьбу с самодержавием в 1878-1881 годах, равно как и в самом начале XX столетия.Радикальные националистические группировки: армяне, ирландцы, македонцы, сербы пользовались террористическими методами в борьбе за национальную автономию или независимость. Затем, в 90-е годы прошлого столетия, анархисты повели"пропаганду делом" во Франции, Италии, Испании и Соединенных Штатах.Отдельные политические убийства в Италии и Франции вызывали большой общественный резонанс, хотя и не являлись частью какой-то общей стратегии. Что касается терроризма в Испании и Соединенных Штатах, то он обладал своей спецификой, поскольку пользовался поддержкой определенных групп населения. Так,в Соединенных Штатах идеи терроризма брали на вооружение представители рабочего движения - "Молли Магуайрес", а впоследствии и Западный профсоюз шахтеров. В Испании терроризм был оружием как крестьянских, так и рабочих движений. При всех различиях в деталях и политической конкретике, у этих выступлений имелось нечто общее: они были связаны с ростом демократии, с одной стороны, и национализма - с другой. Тяготы существования, против которых выступали эти люди, присутствовали и раньше: меньшинства подвергались угнетению, авторитаризм был правилом, не знавшим исключений. Но, с распространением идей просвещения и ростом национализма социальные условия,которые прежде не вызывали протеста, стали казаться чудовищными. Однако вооруженный протест получал шанс на успех только в том случае, если верхи изъявляли согласие играть по новым правилам, что, прежде всего, исключало расправу с инакомыслящими. Короче, террористические группировки могли одержать победу только над таким правительством, которое отвергало террористические методы.

Такой вот парадокс вставал перед тогдашними террористами, а методы старых авторитарных режимов, отметаясь многими правительствами, брались на вооружение новыми тоталитарными государствами.

         Среди многочисленных  террористических движений особую  роль играла "Народная воля", хотя и действовала она в  России лишь с января 1878 по  март 1881 года. Эта организация начала  вооруженную борьбу, когда один  из ее членов, некто Ковальский, взялся за оружие,сопротивляясь аресту; затем Вера Засулич стрелявшая в генерал-губернатора Трепова, а первым пиком этой кампании террора стало убийство генерала Мезенцева, шефа Третьего отделения, в августе 1878 года. В сентябре 1879 года революционным трибуналом "Народной воли" был приговорен к смерти император Александр II. Впрочем, еще раньше, в апреле, некто Соловьев покушался на жизнь царя, но делал это по собственному почину. Последующие покушения на государя (попытка пустить под откос царский поезд и взрыв бомбы в Зимнем дворце) также не увенчались успехом. Царь был убит 1 марта 1881 года, и парадокс ситуации состоял в том, что большинство народовольцев к этому моменту было уже арестовано. Это событие стало одновременно и апогеем, и финалом кампании террора, и примерно на два десятилетия в России наступило затишье.

        Вторая волна  террора связана с деятельностью  эсэров. Началось все в 1902 году, когда некто Балмашев убил министра внутренних дел Сипягина. Впрочем, за год до этого молодой дворянин Карпович застрелил министра просвещения Боголепова. Эсеры совершили три крупных убийства в 1903году (в том числе губернаторов Оболенского и Богдановича) и два в 1904-м, а в1905 году число убийств возросло до пятидесяти четырех. В 1906 году их было совершено восемьдесят два и в 1907-м – семьдесят три. После этого волна террора пошла на убыль: три убийства в 1908-м, два в 1909-м и одно в 1910-м. Самым громким стало убийство "сильной руки" режима, министра внутренних дел Плеве, застреленного на петербургской улице в 1904 году. В 1905 году Каляев убил великого князя Сергея Александровича. Последним убийством, потрясшим Россию, стало покушение на Столыпина в киевском оперном театре в 1911 году. Столыпин был убит уже после того, как боевая организация эсеров прекратила существование. Его убийца был одиночкой и, возможно, двойным агентом. Не считая отдельных инцидентов, после 1911 года индивидуальный террор сошел на нет.Третья, относительно небольшая волна терроризма поднялась уже после захвата власти большевиками в 1917 году. Частично она была направлена против большевистских руководителей (были убиты Урицкий и Володарский и ранен Ленин),частично против германских дипломатов и военных – дабы помешать мирным переговорам между Россией и Германией. Однако большевикам без особого труда удалось погасить этот пожар.

            В последнее десятилетие ХIХ и первое ХХ века было совершено немало покушений на жизнь ведущих политиков Европы и Америки. Так,были убиты американские президенты Маккинли и Гарфилд, предпринято несколько неудачных покушений на Бисмарка и германского кайзера. В 1894 году убили президента Франции Карно, а в 1897-м – премьер-министра Испании Антонио Кановаса. В 1898 году была убита австро-венгерская императрица Элизабет, а в1900-м – король Италии Умберто. Но хотя во многих случаях убийцами были анархисты, чаще всего они действовали по собственному почину, не поставив соратников в известность о своих планах. В то время все как-то позабыли, что у цареубийства вообще-то существует долгая традиция и что во Франции, например, в том же столетии имели место покушения на жизнь Наполеона и Наполеона III. Как отмечал современник, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях к анархистам, "трудно приписать им участие во всех этих многочисленных злодеяниях, в том числе и в покушениях на жизнь монархов". До первой мировой войны терроризм рассматривался исключительно как признак левизны, хотя его индивидуалистический характер подчас плохо вписывался в общий шаблон. Но ни ирландские и македонские борцы за независимость, ни армянские и бенгальские террористы не имели никакого отношения к анархизму или социализму. Российские черносотенцы, разумеется, были террористами, но их задачей была борьба с революцией. Они учиняли еврейские погромы и убивали тех, кто состоял в оппозиции самодержавию. "Черная сотня" находилась на правом фланге российской политической жизни, да и основана была при содействии полиции. Но,как это часто бывает в истории террористических движений, ученик чародея сам стал колдовать. Вскоре, когда в стране пошли разговоры о перераспределении земли и сокращении рабочего дня, члены организации, созданной для поддержки монархии, стали заявлять, что лучше вообще не иметь никакого правительства, чем терпеть нынешнее. Черносотенцы поговаривали, что несколько честных офицеров,как в Сербии, способны принести стране много пользы – намек на политические убийства в этой балканской стране. После первой мировой войны террористические организации находили поддержку прежде всего у правых и сепаратистски настроенных групп, как, например, хорватские усташи, получавшие помощь от фашистской Италии и Венгрии. Хорваты требовали независимости и были готовы принимать помощь от кого угодно. Как и у ирландцев, их борьба продолжалась и после второй мировой войны. В 20-е годы систематический терроризм культивировался на перифериях новых многочисленных фашистских движений, а также среди их предшественников. Например "фрайкоровцев" в Германии и особенно среди членов румынской "Железной гвардии". Но в целом активность боевиков оставалась в достаточно узких рамках. Наступило время массовых политических партий, как правого, так и левого толка, и анархизм перерос в стадию индивидуального террора. Конечно, и в те годы случались громкие политические убийства – Розы Люксембург и Карла Либкнехта в 1919-м, Ратенау – в 1922-м, югославского царя Александра и французского премьера Бартув 1934-м. Поскольку последний инцидент носил международный характер, и в нем было замешано четыре правительства, Лига Наций сочла необходимым вмешаться. Был вынесен ряд резолюций и основано несколько комиссий с целью борьбы с проявлениями международного терроризма. Все эти старания оказались тщетными,поскольку одни страны действительно были намерены положить конец подобным проявлениям жестокости, но другие ничего не имели против терроризма, коль скоро он лил воду на мельницу их политики. Три десятилетия спустя с похожей ситуацией столкнулась и Организация Объединенных Наций.

Основные причины обращения  к террористической деятельности:

Причины психопатологического характера. Исследователями сделаны выводы, что среди террористов преобладают  люди с психическими отклонениями.

Мотивы самоутверждения, придания своей деятельности особой значимости,преодоления отчуждения, стандартизации.

Корыстные мотивы, которые могут  вытеснять идейные или переплетаться  с ними. А также, кого-то просто нанимают для совершения террористических актов.

Терроризм чаще всего является результатом  абсолютного убеждения в обладании  высшей,окончательной истиной, уникальным рецептом «спасения» своего народа,группы или даже всего человечества.

 

2. Тенденции развития  терроризма

           Террористические  атаки 11 сентября 2001 года на здания  Всемирного торгового центра (WTC) в Нью-Йорке и здание Пентагона  в Вашингтоне, показали мощь террористической  сети.

           Международная  сеть Глобальный джихад Салафи и ее подразделение Аль-Каида- главные организаторы масштабных терактов последних пятнадцати лет - являются самыми мощными террористическими и общественными организациями, целью которых является установление истинно исламских правительств и возрождение ислама. Появление таких организаций, как Глобальный джихад Салафи (движение салафистов) и международная террористическая сеть Аль-Каида - это следствие единой тенденции,господствующей в современном мусульманском мире, а именно - подъема радикального и воинствующего исламизма. Для того, чтобы понять причины,толкающие десятки тысяч молодых людей на добровольную смерть во имя исламистского джихада против западного мира, необходимо обратиться к теологическим и идеологическим основам исламского терроризма. Важно осознать,что нынешнее состояние международного исламистского террористического движения- это следствие длительного эволюционного процесса.Радикальный воинствующий исламизм, являющийся движущей силой современного международного терроризма,возник из идеологического конфликта традиционного суннитского и шиитского ислама с западной цивилизацией и непосредственно связан с тем глубоким кризисом, в котором оказался мусульманский мир к концу XX века. Всего несколько веков тому назад ислам был самой жизнеспособной конфессией и доминирующей религиозной силой в мире. Мусульманские страны значительно превосходили христианский мир в развитии точных и естественных наук, искусстве, культуре, в них была создана образовательная система, значительно опередившая свое время.Несколько последних столетий сильно изменили это соотношение - сейчас земли ислама испытывают все возрастающие политическое, экономическое и военное влияние западных стран, и в первую очередь, США. Европейские культурные,общественные и технические достижения затмили прежнее величие мусульманского мира и подрывают сами основы исламской веры.

           Конфликт  между исламской и европейской  цивилизацией возник не вчера  и назревал в течение многих  столетий. Иранский ученый и дипломат  Ферейдун Ховейда (Fereidun Howeida, бывший представитель Ирана в ООН) отмечает, что исламская цивилизация прекратила свое развитие с XII века в результате ряда серьезных внутренних кризисов и под влиянием все нараставшего давления со стороны христианства. В XI веке мусульманский мир потерпел ряд серьезных военных и внешнеполитических поражений: крестоносцы заняли Левант (историческое название территорий,находящихся на восточном побережье Средиземного моря) и Святую землю; были основаны христианские государства на территориях, которые исламисты считали"землей ислама"; на Пиренейском полуострове христиане начали «выдавливать»мусульман из Испании и Португалии - последнее событие, завершившееся во второй половине XV века, исламская историография называет "андалузской трагедией". Эти поражения оказали огромное влияние на моральное состояние исламского мира, следы которого сохранились до наших дней. Так, уполномоченный представитель Усамы бен Ладена Абу Гаят, давший интервью арабским средствам массовой информации 7 октября 2001 года - менее чем через месяц после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне - заявил, что "американскую политику и Израиль ждет поражение, потому что исламский мир не потерпит повторения андалузской трагедии в Палестине". Безуспешные попытки мусульманских правителей вернуть утраченное в течение всего XI и начале XII веков приводили лишь к дальнейшему ослаблению или падению исламских режимов. Серия пережитых военно-политических поражений требовала немедленного реванша. Она привела к милитаризации исламского мира и появлению нового поколения военных лидеров, которые повели мусульманские армии возвращать земли ислама. Курд Саладин, нанесший несколько серьезных поражений крестоносцам с 1187 по 1192 годы и марокканец Абдул Мамин,успешно воевавший с христианами в Испании с 1146 по 1163 и в 1195 году, до сих пор являются кумирами сотен миллионов мусульман по всему миру и постоянно упоминаются в фетвах (фатвах) религиозных деятелей и исламских террористов как образцы верного жизненного пути истинного шахида. Подобная милитаризация общества и государства имела и оборотную негативную сторону - на фоне военных успехов мусульман в XII веке происходил стремительный упадок исламской культуры и цивилизации. Необходимость объединения исламского мира заставляла новых правителей-полководцев использовать религиозный экстремизм в качестве мощного мобилизационного ресурса и как оправдание своей неограниченной власти, обвиняя своих просвещенных предшественников во всех прежних поражениях мусульманского мира. Упрощенное толкование Корана и следование экстремистским исламистским догмам приводили к отказу от собственных научных и культурных достижений,причем это процесс продолжается до сих пор. Так в 1192 году улема в Кордове (Испания)сожгла все книги из главной научно-медицинской библиотеки, а через 800 лет в1979 году по распоряжению аятоллы Хомейни была проведена исламизация высшего образования Ирана, что привело к закрытию с 1980 по 1983 год всех не исламских университетов в этой стране и преследованию преподавателей светских дисциплин.Подобные тенденции, приводящие ко все увеличивающемуся культурному и экономическому отставанию исламского мира, стали источником возникновения ревизионистских движений, которые видели выход в возвращении к чистому исламу салафов (салаф (salaf, араб.) - один из первых последователей пророка Мухаммеда (другие варианты транслитерации Мохаммед, Мохамед, Мухамед, Магомет)). Салафисты призывают следовать строгой интерпретации Корана и считают все иные толкования еретическими.

          Термин"глобальный джихад" характеризует последние тенденции в деятельности исламистких экстремистов. Если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединенными Штатами Америки,Израилем и европейскими странами. Наибольшую роль в подобных изменениях стратегии исламистов и в том, что именно в международном терроризме они увидели наиболее перспективный метод борьбы,  сыграли следующие факторы:

 

• неудачи революционных движений и фронтов в совершении исламских  революций в арабских странах;

• трудности, которые испытывает исламский  мир под влиянием вестернизации модернизации, наступления западных ценностей - эти факторы влияют как на мусульманские общины в западных странах,так и на население арабских стран;

• религиозная неграмотность многих молодых мусульман, которая делает их жертвой исламистских сект,утверждающих, что лишь их трактовка Корана является истинно верной;

• развитие телекоммуникаций,способствующее усилению связей между различными частями мусульманского мира;

• серия конфликтов в Афганистане, Боснии, Албании, Косово, Чечне, Филлипинах, Индонезии и Кашмире,которые были истолкованы как столкновение исламского и христианского миров;

• распад Советского блока,Советского Союза и дискредитация коммунизма, что привело к возобновлению старых этнических и религиозных конфликтов;

• неспособность арабских националистических правительств решить проблемы общества и добиться победы над внешним  врагом;

• усиление борьбы с экстремистами  в арабских странах и на Ближнем  Востоке, что привело к перемещению  центра исламистской деятельности в  другие регионы мира;

• либеральное отношение европейских  правительств к иммигрантам и  беженцам из мусульманских стран  и терпимое отношение к их религиозной  и политической деятельности на территории своей европейской родины.

3.Террористические организации  мира

          "Группа  Абу Нидаля". (Известна также как "Черный сентябрь", "Арабский революционный совет", "ФАТХ - Революционный совет"). В 1974 году откололась от Организации освобождения Палестины. Насчитывает несколько сот боевиков, имеет отряды "милиции" в Ливане. Базы расположены в лагерях палестинских беженцев в долине Бекаа (Ливан). Отмечено присутствие в Ираке,Судане и Алжире. Пользуется поддержкой со стороны Ливии (до 1987 года - Сирии,до 2003 года - Ирака). Организатором, идеологом и руководителем группы является легендарный террорист Абу Нидаль, погибший при невыясненных обстоятельствах в Багдаде 15 августа 2002 года. (настоящее имя Сабри Халиль эль-Банна)

            Группировка Абу Саяф (Известна также как Аль-Харат а Исламийа). Определяется как "самая маленькая и радикальная из исламистских сепаратистских группировок на юге Филиппин". В 1991 году откололась от Фронта национального освобождения Моро, действовавшего на о-ве Минданао. По приблизительным данным, насчитывает до 200 боевиков. Пользуется поддержкой со стороны ряда исламистских группировок, базирующихся на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Лидер - А. А. Джанджалани.

           "Вооруженная  исламская группа". Начала действовать  в Алжире с 1992 года после  признания недействительными итогов выборов, победу на которых одержал радикальный Исламский фронт спасения. Насчитывает в своих рядах несколько тысяч боевиков.Поддерживается алжирской диаспорой за рубежом, прежде всего в Европе, а также,по заявлению алжирских властей, - Ираном и Суданом.

          Японская  религиозная секта «АУМ Синрике» (ныне «Алеф»).Образована в 1987 году Секо Асахарой (настоящее имя Тидзуо Мацумото). 20 марта1995 года организовала газовую атаку в токийском метро, в результате которой погибло 12 человек. Тогда, по собственным оценкам представителей секты, число ее последователей достигало 9 тыс. человек в Японии и до 40 тыс. по всему миру.Имеет отделения в Австралии, России, Германии, Шри-Ланке, бывшей Югославии,США, на Украине и Тайване. Не пользуется поддержкой извне.

          "Отечество  басков и свобода" (ЕТА). Основана в 1959 году. На начальном этапе идеология базировалась на принципах марксизма. Действует в Испании и на юго-западе Франции. Насчитывает несколько сот членов, имеет общественную поддержку в Стране Басков (автономный округ в составе Испании). Возможно имеет контакты с Ирландской республиканской армией. В прошлом поддерживалась Ливией,Ливаном, Никарагуа, Кубой. 17 сентября 1998 года объявила "одностороннее и бессрочное" прекращение огня.

         «Аль-Гамаааль-Исламийа» (известна также как Джемайя Исламия). Крупнейшая экстремистская организация в Египте, действующая с конца 70-х годов. Насчитывает несколько тысяч религиозных фанатиков. Имеет много сторонников на юге страны и в крупных городах. Имеет представительства в Великобритании, Афганистане и Австрии, а также ячейки во многих других государствах. По мнению экспертов, пользуется поддержкой иранских, суданских и афганских экстремистских группировок.

          Хамас («Исламское движение сопротивления»). Основано в конце 1987 года как палестинский филиал организации «Братья мусульмане».Точное число членов неизвестно, имеет десятки тысяч сторонников. Пользуется поддержкой палестинской диаспоры, Ирана, отдельных религиозных деятелей в Саудовской Аравии и других арабских странах.

          Харат-уль-Муджахедин (бывшая»Харат уль-Ансар», известна также как»Аль-Хадид», «Аль-Фаран»).Штаб-квартира организации находится в Пакистане, имеет лагеря подготовки на востоке Афганистана. Действует в основном в штате Джамму и Кашмир (Индия).Несколько тысяч вооруженных боевиков находятся в лагерях на территории Пакистана, в Кашмире и прилегающих районах Индии. Пользуется поддержкой Пакистана, а также частью населения Кашмира. Одним из источников финансирования является пожертвования, собираемые в Саудовской Аравии и ряде других мусульманских государств.

          Хизбалах («Партия Аллаха», она же «Организация исламского правосудия», «Последователи пророка Мухаммеда». Создана в Ливане в 1982 году, радикальная шиитская группировка (штаб-квартира находится в Ливане). Насчитывает до 3 тыс. членов.Пользуется поддержкой Ирана и Сирии. Ее ячейки имеются во многих странах.

        Японская«Красная армия» Международная террористическая группировка, отколовшаяся в 1970году от одной из радикальных коммунистических организаций. Насчитывает около 8тыс. членов. Имеет свои базы в контролируемых Сирией районах Ливана.

         Аль-Джихад(«Священная война») Создана в конце 70-х годов. Базируется в Египте. Внастоящее время разделена на два крыла, одно из которых возглавляет ближайший сподвижник Усамы бен Ладена (Осамы бен Ладена, Usama bin Ladin, Osama ben Laden) Айман аль-Завахири (Ayman al-Zawahiri). Насчитывает несколько тысяч религиозных фанатиков, имеет много приверженцев. Отмечено ее присутствие в Афганистане, Пакистане, Великобритании, Судане. Власти Египта обвиняют в поддержке данной организации Иран, Судан и арабских экстремистов. В сентябре 2001года объявлено о слиянии этой группировки с «Аль-Каидой».

          "Ках"и "Кахане Хай". В марте 1994 года объявлены израильским правительством террористическими организациями. Данных о точной численности нет. Пользуются поддержкой сочувствующих в США и Западной Европе.

          "Рабочая  партия Курдистана". Основана в 1974 году. Идеология базируется на марксистских принципах. Насчитывает 10-15 тыс. членов. Пользуется поддержкой со стороны турецких курдов и курдской диаспоры в странах Европы, а также, по заявлению турецких властей, - Ирака, Ирана и Сирии.

          Фронт  Тигры освобождения Тамил-Илама. Террористическая организация Тигры освобождения Тамил-Илама (Сила Илама, Тамильские тигры, Группа Эллалан, ТОТИ) является самой мощной тамильской группировкой в Шри-Ланке, была создана в 1976 году с целью создания независимого Тамильского государства. Террористы из "Тигр освобождения Тамил Илама" действуют под прикрытием таких легальных организаций, как "Всемирная тамильская ассоциация" (ВТА),"Всемирное тамильское движение" (ВТД), "Тамильская Ассоциация Мира", "Тамильское Движение Мира", "Федерация ассоциаций канадских тамилов" (ФАКТ), "Группа Сангиллан". С 1983 года"Тигры освобождения Тамил-Илама" ведут антиправительственную деятельность с целью создания на юге Шри-Ланки независимого государства тамилов. По различным данным, насчитывает от 3 до 6 тыс. подготовленных боевиков и несколько тысяч ополченцев. Контролирует большую часть северных и восточных провинций страны. Поддерживается крупной тамильской диаспорой в Северной Америке, Европе и Индии. По данным американских спецслужб, причастна к контрабанде наркотиков и оружия.

         "Муджахеддин-э-Хальк". Иранская диссидентская группировка, основанная в 1965 году. Первоначально придерживалась принципов марксизма и исламского учения. Насчитывает до 2 тыс.боевиков, имеет обширные структуры поддержки за рубежом. В 80-е годы лидеры эмигрировали во Францию, в 1987-м большинство перебралось в Ирак. Пользуется поддержкой Ирака и иранской диаспоры.

      "Национально-освободительная  армия" Колумбии (ELN). Повстанческая группировка про кубинской ориентации. Насчитывает 3-5 тыс. вооруженных бойцов, имеет несколько тысяч активных сторонников. Действует в Колумбии и приграничных районах Венесуэлы. Внешней поддержки не имеет.

          "Палестинский  исламский джихад" (известна также  как "Группа Шакаки","Отряд Убу Гунейма"). Создана в 70-е годы. Численность неизвестна.Большинство баз расположено на территории Сирии, имеет филиалы на Кипре, в Англии, ФРГ, США. Финансовую поддержку оказывают Иран и Сирия. Лидер - шейх Абделла аш-Шами.

         "Фронт  освобождения Палестины", известна  также как "Группа Абу Аббаса".Откололась от Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) в 1976 году.Численность неизвестна. Лидер - Мухаммед Зейдан (Абу Аббас). Штаб-квартира в Дамаске (Сирия), основные силы - в Ливане.

           "Народный  фронт освобождения Палестины". Основан в 1967 году Ж. Хабашем.Идеологической базой являются принципы марксизма-ленинизма. Насчитывает около800 боевиков. Действует в Сирии, Ливане, Израиле и на оккупированных территориях. Поддерживается Сирией и Ливией.

            "Народный фронт освобождения  Палестины - Главное командование". Откололся от НФОП в1968 году. Насчитывает  несколько сот боевиков. Штаб-квартира  находится в г.Дамаск (Сирия), базы - в Ливане. Имеет отделения в нескольких странах Европы.Военную поддержку оказывает Сирия, финансовую - Иран.

           «Аль-Каида» (она же «Международный исламский  фронт джихада против иудеев  и христян»,«Исламская армия освобождения мусульманских святынь», «Сеть Усамы Бен Ладена») Создана в 1988 году Усамой бен Ладеном. Цель - "установить мусульманское государство" по всему миру. Насчитывает несколько тысяч боевиков.Поддерживает связи с другими экстремистскими группировками. До конца 2001 года,штаб-квартира находилась в Афганистане.

           "Революционные  вооруженные силы Колумбии" (РИСК). Определяется госдепартаментом  США как"крупнейшая, наиболее подготовленная и хорошо вооруженная повстанческая организация» Колумбии. РВСК созданы в 1964 году как "просоветская партизанская армия". Организация имеет военизированную структуру, включает несколько «городских фронтов».

            "Революционная организация 17 ноября". Греческая леворадикальная  группировка. Создана в1975 году. Названа в память о студенческом антивоенном выступлении в ноябре1973 года. По оценкам экспертов, сравнительно малочисленна. Данных о поддержке извне нет.

          "Революционная  народно-освободительная партия / фронт" (известна также как "DelSol"). Образовалась в 1978 году после раскола Партии/Фронта освобождения турецкого народа. Численность неизвестна. Данных о поддержке извне нет.

            "Революционная народная борьба". Леворадикальная группировка. Действует  на территории Греции. Создана в 1971 году для противодействия военной хунте «черных полковников». Численность неизвестна. Источники внешней поддержки не выявлены.

           "Сендеро Люминосо" ("Светлый путь", известна также как"Народно-партизанская армия"). Основана в Перу в конце 60-х годов профессором университета А. Гусманом. Насчитывает 1,5 — 2,5 тыс. боевиков,имеет большое число сторонников (главным образом в сельских районах страны).Поддержка извне не оказывается.

           "Революционное  движение Тупак Амару". Основано в 1983 году. Придерживается левых взглядов, близких к маоизму. Действует на территории Перу. В последние годы понесло значительные потери в ходе столкновений с правительственными войсками и полицией. В результате численность сократилась до 100 человек. Внешней поддержки не имеет.

             «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Деятельность организации  направлена против режима президента  Ислама Каримова, стратегическая  цель - создание на территории среднеазиатских республик исламского халифата. Активно сотрудничает с исламской оппозицией в Таджикистане, международными террористическими организациями,спецслужбами ряда государств. Лидеры - Тахир Юлдашев (Намангани) и Джумабай Ходжаев (Таджибай). Намангани считается политическим руководителем, с 1992 года живет в Афганистане, является одним из ближайших помощников Усамы бен Ладена. Таджибай с 1997 года - «командующий вооруженными силами ИДУ. Его формирования неоднократно совершали вооруженные нападения на своих оппонентов (в том числе в соседних республиках СНГ), участвуют в контрабанде оружия и наркотиков.Численность боевиков достигает 6 тыс. человек.

        "Объединенные  силы самообороны" Колумбии. Ультраправая  военизированная организация,насчитывающая до 8 тыс. членов. Объявила своей целью борьбу с "левыми повстанцами", финансирует свою деятельность в значительной степени за счет контрабанды наркотиков (кокаина и его производной, крэка) в страны Северной Америки.

 

4.Терроризм и религия

Большинство людей привыкло считать, что религия - это невинная вера в  бога, ангелов и духов, которая  никакого вреда человеку принести не может. И лишь в редких случаях  и весьма неохотно люди вспоминают, что иногда церкви враждовали (враждуют) и даже воевали (воюют) друг с другом. А кто-то может вспомнить крестовые  походы и охоту за "ведьмами" в средневековой Европе. Но виноваты в этом отдельные плохие люди, а  в целом, считают сегодня верующие, религия - это безобидная идеология, а церкви - организации, которые заботятся  о том, чтобы люди любили и боялись  Бога, а также об их высокой нравственности. Об этом твердят и сами руководители церквей и духовенство. (Тех, кто  хочет узнать, что на самом деле представляет религиозная и, в частности, христианская нравственность, я адресую  к статье "Время собирать камни" в журнале "Нева" №11 за 1999 г. и  на сайте СПб отделения РГО).

Руководители христианских церквей  не устают твердить, что христианство - это религия любви и добра, а сам Бог - это любовь. Руководители исламских организаций тоже часто  говорят, что ислам - это религия  добра и покорности, что следует  из самого названия этой религии (ислам  по-арабски - "покорность"). Представители  российского исламского духовенства  не раз заявляли, что ислам - это  религия добра и мира, а тот, кто воюет под исламскими лозунгами  и осуществляет акты террора, попросту нарушает учение и принципы ислама. Их позицию можно понять, ведь они-то к терроризму никакого отношения  не имеют, в нашей стране никаких  религиозных войн с участием ислама никогда не было. Поэтому им и  кажется, что исламские организации - это вполне мирные и безобидные организации. О любви говорят  и лидеры буддийских и индуистских  организаций.

Но история этих организаций  свидетельствует, что эти лозунги  чаще всего остаются лишь благими  пожеланиями, и когда это нужно  для выживания и/или процветания  церкви, верующие и их лидеры вступали в прошлом и вступают сегодня  на путь террора и насилия. Так  можно ли говорить о связи религии  и терроризма? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к истории.

Многие церкви использовали террор для осуществления целей своих  лидеров. Первыми известными в истории  террористами, использовавшими религию  для своих целей, были древние евреи. Их религиозные (или "духовные") лидеры сочинили сказку о том, что их бог Иегова (Яхве) даровал им землю в Палестине, которая была уже занята другими народами (в том числе еврейскими же). Пользуясь этим, евреи напали на эти народы и повели борьбу за захват их земель и уничтожение проживавшего там населения. "...И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой", - говорится в Библии. Более того, если израильтяне не доводили дело истребления до конца, бог мстил им за это. А всеобщий мир, к которому так стремятся все народы мира, по учению Библии, должен наступить... когда Израиль завоюет мировое господство! Это произойдет тогда, когда придет мессия (посланник Яхве), который возглавит борьбу евреев за мировое господство. И только после этого люди перекуют "мечи свои на орала, а копья свои - на серпы" (Второзаконие, гл.2, ст.4).

В истории христианства также были времена, когда сторонники Христа проявляли  себя террористами. Уже вскоре после  своего возникновения, распространение  и утверждение христианства, как  правило, сопровождалось физическим насилием и уничтожением тех, кто не хотел  принимать новую религию и  верить в нового бога. Всех их называли язычниками и судьба их была незавидна - им приходилось умирать или отказываясь от веры своих предков, принимать новую веру, угодную и выгодную власть имущим.

Для уничтожения тех, кто не хотел  принимать христианство, и для  оправдания преступлений нужно было создать соответствующую идеологию. И она была создана. Уже в V веке один из отцов христианской церкви Августин Аврелий обосновал понятие "священной войны" в защиту церкви и веры. Под впечатлением его учения католический философ Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) заявил, что война допустима, если она ведется по воле высшей власти - т.е. по воле бога. Видимо, разбойничьи походы крестоносцев он как раз и считал действиями справедливыми и соответствующими воле своего бога. Эти идеи впоследствии развили М. Лютер (1483 - 1546), который призывал убивать, травить и уничтожать восставших крестьян, и террорист Ж. Кальвин (1509 - 1564) - основатели нового направления в христианстве - протестантизма. Никаких сомнений в правомерности террора "ради веры" у них не возникало.

В наше время (80-е годы XX века) эту же точку зрения разделяли и клерикалы США, которые на вопрос о том, можно ли использовать атомное оружие, если оно обрекает на смерть миллионы людей, ответили утвердительно. Христианские священники не ограничивались лишь освящением атомного оружия, но принимали активное участие в теологическом обосновании допустимости его применения. Так, глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Фишер в одном из пастырских посланий писал: "Неправильно считать атомное оружие плохим по своей природе". Более того, он утверждал, что атомная война предопределена богом.

Сегодня религиозными террористами являются католики Ирландии, которые ведут  нескончаемую войну против братской протестантской (англиканской) церкви.

С самого возникновения своей церкви агрессивно повели себя и духовные родственники иудеев и христиан - магометане. Достаточно назвать завоевание чужих  земель, когда исламские войска захватили  территорию от Средней Азии до Пиренеев, покорили страны Южной и Юго-Восточной  Азии. Идеологической основой арабских завоеваний был ислам - захват стран  осуществлялся одновременно с исламизацией завоеванных народов. Жестокость воинов Аллаха не знала пределов. Террорист  Халид Бен аль-Валид отсек головы тридцати тысячам человек малочисленного населения Аравийского полуострова в войне против тех, кто хотел порвать с исламом. Оправдывая его, Саддам Хусейн цинично говорит: "Не считайте тех, кто убит на пути Бога, мертвыми. Нет, они живые! Они у своего Бога получат удел".

В 1947 г. исламские организации откололи от Индии Пакистан. Очень агрессивно ведут себя они и в Африке, по сути, выдавливая оттуда христиан. Сегодня  время от времени происходят столкновения между ними и последователями  иудаизма, индуизма, буддизма и других религий. Именно под знаменем ислама в свое время были созданы террористические организации типа Братьев-мусульман, а позднее "Хезболла", "Аль-Каида" и "Хамас".

Сегодня во славу Аллаха террористы-боевики  убивают мирных жителей в Чечне, в том числе женщин, стариков и  детей. Более того, они находят  и религиозные доводы, чтобы оправдать  свои преступления перед народами России. В этом им помогают их единоверцы из разных исламских стран, свято верующие в справедливость и законность ведения  террористических религиозных войн.

 

Отношение к террору в исламе выражено в учении о джихаде. Обычно этот термин понимается как "священная  война", т.е. война в религиозных  целях, во имя ислама. Но такое понимание  джихада сегодня соответствует  лишь мнению исламских фанатиков, готовых  распространять свою веру, а заодно и власть на все страны и народы. В переводе с арабского это  слово означает не войну, а "старание", "напряжение усилий" и в русском  языке ему больше соответствует  слово "борьба". К сожалению, в  истории ислама джихад чаще использовался  именно как война. Однако не борьба за веру подвигала мусульман на войну, а вполне материальные земные цели - захват земель и материальных богатств. Иными словами, джихад всегда служил религиозным прикрытием захватнических войн и терроризма. Вслед за евреями  арабы тоже претендуют на то, чтобы  встать во главе всего человечества. Вот как об этом говорит все  тот же Саддам Хусейн: "Бог ... оценил, что именно арабы могут возглавить человеческую миссию". Подобные планы  вынашивали и другие фанатичные поборники  ислама - афганские талибы, которые  говорили, что дойдут до Ташкента, а  потом захватят и весь мир, и в  этом им поможет Аллах. "Бог на нашей стороне!", - говорят они.

Террористы, направившие 11 сентября 2001 г. в гражданские самолеты на здания в Нью-Йорке и Вашингтоне, где  находились тысячи людей, были приверженцами  ислама. Да и вся акция проводилась  под знаменем борьбы ислама против Америки. О том, что убийство тысяч  ни в чем не повинных людей имеет  религиозную окраску, говорит и  ликование мусульман в арабских странах, где ислам является господствующей религией - Пакистане, Иране, Индонезии. А укрыватели организатора этого  террористического акта Усамы бен Ладена в ответ на заявления США о возмездии, которое ждет его самого и его пособников, объявили США и Англии джихад - священную войну.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.