Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчет по практике в ООО «Роза Севера»

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….

1. Общая характеристика организации…………………….…………………….

2. Организационная структура управления…………………………………....

3. Управление технологическим процессом…………………………………...

4. Управление персоналом……………………………………………………....

5. Информационная система  управления………………………………………

6. Управление маркетингом…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………...

Приложения……………………………………………………………………...

 

Введение

 

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значительную часть в бюджетах государств и составляет до 10 % валового национального продукта. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста доходности других отраслей экономики.

Туристская индустрия  развивается во многих странах мира, в том числе и в России. Эта  тенденция обусловлена позитивным влиянием всех составляющих туристской отрасли на экономическую и политическую жизнь стран, участвующих  туристском рынке. Поэтому, развитие туристского бизнеса весьма перспективно в любой стране мира, так как в каждой из них есть, что посмотреть. Для развития турбизнеса важно готовить новые кадры с соответствующим образованием, которое отвечает мировым стандартам. 

Преддипломная практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения  студент получает углубление и закрепления  знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций.

Место прохождения практики : туристическое агентство ООО «Роза Севера», г. Якутск .Цель практики: исследовать деятельность турпредприятия, в целях сбора материалов для выпускной квалификационной работы, ближе познакомиться с деятельностью службы продаж.

Задачи исследования:

- ознакомление с организацией: его структурой, основными функциями управленческих и производственных подразделений;

- непосредственное участие в текущей деятельности предприятия;

- подбор и систематизация материалов для выполнения дипломного проекта.

В прохождении преддипломной  практики больший акцент был сделан на изучении вопроса управления технологическим  процессом туристического  предприятия, т. к. данная тема актуальна, необходима для изучения и, на мой взгляд, интересна.

В данной работе были использованы следующие внутренние материалы:

- устав ООО «Роза Севера»;

- бухгалтерская отчетность за 2011г.

В ходе подготовки данной работы изучены исторические, теоретические  разработки, статистические источники, официальные документы, законодательные акты.

Структура отчета состоит из введения, шести основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Информационную базу составляют данные бухгалтерского баланса и отчетности предприятия,  законы Российской Федерации, постановления Правительства, материалы, опубликованные в периодической и специальной литературе, внутренние документы предприятия.

 

 

 

1 Общая характеристика предприятия

 

Турфирма «Роза Севера» начала свою деятельность в 2010 году. Сейчас она является одним из самых успешных туристических агентств в Республике Саха (Якутия). За столь короткий промежуток времени туристическая фирма «Роза Севера» приобрела известность на российском туристическом рынке, получила признание, дипломы и грамоты ведущих туроператоров «Coral Travel», «Pegas Touristik», и др., став лидером по итогам продаж в г.Якутске. По своей организационно-правовой форме турфирма является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Эта форма для малого туристского бизнеса является наиболее приемлемой в силу своей гибкости. Турфирма создавалась для осуществления предпринимательской деятельности, то есть самостоятельной деятельности, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли.

Фирма имеет предусмотренный законодательством учредительный документ – устав (Приложение А). Как юридическое лицо, турфирма «Роза Севера» имеет свидетельство о государственной регистрации.

Миссией турфирмы является организация досуга населения, обеспечение его возможностями интересного и полезного отдыха.

Девиз фирмы: «Роза Севера» -Почувствуй романтику путешествий!».

Сам по себе факт провозглашения турфирмой своей миссии свидетельствует о серьезности ее намерений и долговременности присутствия на рынке туриндустрии. Опыт многих российских фирм показывает, что по этому пути идут только те организации, которые действительно осознают свое место в бизнесе, соотнося его со своими реальными возможностями.

Целью деятельности турфирмы «Роза Севера» является оказание разнообразных и качественных туристских услуг своим клиентам.

 

 

Задачами турфирмы являются:

1. Формирование разнообразного и качественного турпродукта; эффективное взаимодействие с туроператорами.

2. Расширение своего  присутствия на рынке Республики Саха (Якутия).

Для реализации своих целей и миссии на стратегическом уровне управления руководитель турфирмы «Роза Севера» планирует деятельность фирмы во всем объеме, а именно:

- осуществляют внешний и внутренний анализ деятельности фирмы;

- оценивают собственные возможности для постоянного развития в сложившихся условиях внешней и внутренней среды;

- определяют задачи деятельности  на плановый период.

На тактическом уровне осуществляется реализация стратегии фирмы путем достижения эффективного взаимодействия ее руководства и специалистов, менеджеров по туризму. В рамках принятия управленческих тактических решений разрабатываются количественные и качественные обоснования этих решений, мероприятия по их реализации, определяются непосредственные исполнители и так далее. На этом уровне решаются задачи управления персоналом фирмы, его мотивации, вопросы материально-технического и финансового обеспечения организации и прочее.

Что касается направлений деятельности, то туристическая фирма «Роза Севера» работает по самым различным направлениям: пляжный отдых, экскурсионные туры, горнолыжные курорты, санаторно-оздоровительные туры, речные круизы, активный отдых и многое другое.

Турфирма организует эксклюзивный досуг и отдых: уделяет огромное внимание пропаганде и развитию активных видов отдыха, в частности пейнтбола, с этой целью постоянно организует различные акции и мероприятия.

Клиентов турфирмы можно разделить  на три группы:

1) туристы, путешествующие во  внутриобластных маршрутах;

2) туристы, путешествующие на российских маршрутах;

3) туристы, путешествующие на  зарубежных маршрутах;

Достаточно широкий выбор туров  предлагается клиентам, выезжающим за рубеж. Здесь представлены практически  все географические направления (Европа, США, Ближний Восток, Дальний Восток и др.) и почти все виды туризма (экскурсионный, пляжный, спортивный, лечебный). Наибольшим спросом, на сегодняшний день пользуются недорогие туры в Турцию и Египет и более дорогие – в Таиланд, страны Западной и Восточной Европы.

В турфирме также можно приобрести горящие туры, осуществить раннее бронирование, воспользоваться специальными предложениями (для студентов, молодоженов, семьи, пенсионеров и т.д.).

Развитие всех этих направлений деятельности турфирмы «Роза Севера» осуществляется в достаточно сложных условиях, так как в последние годы в области туризма характерна очень высокая конкуренция. Сотрудники турфирмы предлагают качественные туристские «продукты» и качественное обслуживание

На сегодняшний день, туристическое агентство «Роза Севера» - это удобный график работы, приятная атмосфера, дружелюбный персонал и бесконечное количество вариантов отдыха в любой точке земного шара. Дружный коллектив компании состоит из настоящих профессионалов туристического рынка, людей, по-настоящему влюбленных в свою работу. Заботясь о качестве путешествий, сотрудники постоянно повышают квалификацию, принимая активное участие научно-познавательных и рекламных турах по таким популярным у российских туристов направлениям, как Турция (Анталийское и Эгейское побережье), Египет, Тунис, Крит, Италия, с присвоением сертификатов известных туристических операторов: «Coral Travel», «Pegas Touristik» и других.1

 

2 Организационная структура управления

 

Туристская деятельность — это организованная деятельность по предоставлению туристских услуг. Рынок туризма характеризуется большим числом субъектов, участвующих в процессе производства и продвижения туристской услуги. При всем разнообразии субъектов рынка (туристские предприятия, объединения, турагенты, туроператоры и т.п.) между ними устанавливаются логические взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся так, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли. Организационная структура управления туризмом позволяет упорядочить совокупность взаимосвязанных элементов внутри любой туристской организации, туристского рынка.

Управление туристской структурой представляет собой распределение  задач между структурными подразделениями  и работниками, в том числе  наделение их полномочиями на осуществление того или иного направления туристской деятельности или деятельности по обеспечению функционирования организации.

Организационная структура управления в сфере туризма, также как в любой другой организации, включает звенья (отделы), уровни (ступени) управления, горизонтальные и вертикальные связи.

В малых туристических организациях наиболее часто используется  линейно-функциональная структура управления.2

В организации ООО  «Роза Севера» действует линейно-функциональная организационная структура управления (см. рисунок 1), которая опирается на использовании преимуществ четкой и однозначной ответственности, которая основана на линейной связи подчиненных и руководителей. Линейные связи обеспечивают принцип единства полномочий и ответственности в процессе управления, соответствующий принципу  единоначалия и четкому разделению функций выше и ниже стоящих органов. К их задачам также относится уточнение намеченных целей и принятие решений по распределению заданий и средств для их выполнения.

К достоинствам данной системы управления относятся: высокая эффективность  при небольшом разнообразии продукции  и рынков; централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении  задач организации; функциональная специализация и опыт; высокий  уровень использования потенциала специалиста по функциям; экономичность, достигаемая за счет однородности работ и рынков.

Недостатки такой системы: возникновение проблем межфункциональной координации; ответственность за общие результаты работы только на высшем уровне; недостаточная реакция на изменение рынка; ограниченные масштабы предпринимательства и инноваций; увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований.

Опыт использования линейно-функциональных структур показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции. Недостатком данной структуры управления является невозможность быстрого реагирования на меняющиеся условия внешней среды, отсутствие гибкости во взаимоотношениях между подразделениями туристической организации из-за применения формальных правил и процедур. В результате все эти негативные моменты сказываются на скорости и своевременности принятия управленческих решений.3

Рисунок 1 – Организационная  структура управления ООО «Роза Севера»

 

Данная организационная  структура (Приложение Б) является традиционной линейно-функциональной структурой управления, с небольшим количеством вертикальных связей, отражающих соответствующие функциональные отношения, сложившиеся в организации. В ней отражены только направления деятельности фирмы (областной, внешний и внутренний туризм).

Первым лицом туристического предприятия является директор. В его обязанности входит: организация работы фирмы, работа с корпоративными клиентами, принятие решений о предоставлении скидок тем или иным клиентам, принятие решений по вопросам, касающимся деятельности фирмы.

Перед директором стоят следующие задачи: удовлетворение всех пожеланий гостя и тем самым привлечение его к повторному посещению турфирмы; обеспечение получения прибыли турфирмой; обеспечение нормальных условий труда и отдыха персонала фирмы.

Главный бухгалтер совмещает функции бухгалтера и экономиста, осуществляя все финансовые расчеты, планируя экономические показатели деятельности турфирмы, отвечая за ее финансовую отчетность. В части планирования он тесно взаимодействует с директором фирмы.

Таким образом, общее  количество работников в турфирме «Роза Севера» составляет 2 человека.

 

3 Управление технологическим процессом

 

Теоретически турагенты  отличаются от туроператоров тем, что  осуществляют рыночную продажу как  сформированных туроператором пакетов (туров), так и услуг отдельных  предприятий туристской индустрии (гостиниц, авиакомпаний и т.п.). Помимо непосредственной продажи услуг важнейшими функциями турагентов являются консультирование и информирование клиентов, предоставление помощи в организации туристской поездки. Таким образом, турагент является связующим звеном, посредником между производителями и потребителями туристских услуг.

В условиях высокой насыщенности рынка сходными предложениями, острой конкурентной борьбы и ограниченной покупательской способности населения на турагентов ложится самая трудная задача - привлечь клиента и уговорить его поехать именно в данный тур, а уже затем заключить с ним договор и все остальное.

Согласно уставу, ООО  «Роза Севера» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, а именно:

- Организацию комплексного туристического обслуживания;

Согласно ст. 4 ФЗ «Об  основах туристской деятельности в  РФ», основной целью государственного регулирования является обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.

- Обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания,  обеспечение транспортными средствами;

Согласно ст. 4 ФЗ «Об  основах туристской деятельности в  РФ», основной целью государственного регулирования является развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий.

- Предоставление туристических информационных услуг;

Согласно ст. 6 ФЗ «Об  основах туристской деятельности в  РФ», турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

- Предоставление туристических экскурсионных услуг;

- Прочую деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки.

В соответствии с Законом "Об основах туристской деятельности в РФ", под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Очевидно, что технологический процесс деятельности ООО «Роза Севера» заключается в продвижении и реализации туристического продукта.

Продвижение турпродукта - комплекс мер, направленных на его реализацию, включающий рекламу, участие в специализированных выставках, ярмарках, организацию информационных центров, создание каталогов, буклетов, и др.

В процессе реализации любого товара, в том числе турпродукта, значительное место принадлежит методу продажи. Под методом продажи следует понимать совокупность приемов осуществления всех основных операций, связанных с непосредственной реализацией турпродукта потребителям.

Выбор метода продажи  предопределяет уровень и структуру  технологического процесса обслуживания клиентов, существенно влияет на численность  персонала турфирмы, размер ее площадей, степень обеспеченности средствами коммуникаций и информационными технологиями, величину расходов и другие показатели4

Методы продажи можно  классифицировать по различным признакам:

1) Место встречи продавца и покупателя: офис турфирмы.

От состояния офиса  во многом зависит эффективность  туристической деятельности. Удобные подходы к офису, чистота и аккуратность, наличие офисной мебели, оргтехники, а также квалифицированный и доброжелательный персонал – все это в совокупности располагает потенциальных клиентов и оказывает влияние на конкурентоспособность реализуемых товаров.

После переезда офис «Роза Севера» располагается в жилом четырехэтажном здании , в центре города. Офис турфирмы имеет не большие размеры 20 кв. м.  Для удобства обслуживания клиентов в офисе расположены три рабочих стола, два стеллажа для бумаг и журналов, один книжный шкаф для расположения в нем каталогов, прайс-листов, шесть стульев. По два стула возле каждого стола, для расположения клиентов.  Кроме того, в комнате для клиентов находится один трехместный мягкий диван, рядом с ним журнальный столик с новыми каталогами. Нужно отметить, что такое количество мест является идеальным решением для приема клиентов, потому как очень часто люди предпочитают приходить с друзьями или всей семьей, для того чтобы обсудить и выбрать наиболее подходящий вариант отдыха.

Для того чтобы быстро и качественно обслужить клиента  необходимо иметь в наличие минимальный  набор оргтехники, без которого на сегодняшний момент обойтись невозможно. В комнате для обслуживания клиентов находится три компьютера с жидкокристаллическими экранами, два принтера, сканер, три телефона с номерами, и один факс с номером. Несомненным плюсом является наличие кондиционера. А так же кулера с горячей и холодной водой.

В офисе очень много  различных растений, служащих для  поддержания благоприятного микроклимата, есть даже одно экзотическое растение, привезенное из дальних стран.

Интерьер офиса «Роза Севера» достаточно прост, но в то же время оригинален тем, что его стены украшают различные привезенные из разных стран сувениры. Данные сувениры ставшие элементом декора, были привезены клиентами данной турфирмы в знак благодарности о хорошо приведенном отдыхе. Такие элементы играют важную роль в интерьере любого туристического агентства.

Говоря о цветовом решении офиса, можно отметить, что  превалирующий нежный бежевый цвет оказывает благотворное влияние на построении доверительных отношений с клиентами, что в свою очередь способствует увеличению объема продаж. Для отделки стен были использованы простые, но в тоже время практические материалы: штукатурка, покрашенная светлой краской. Для отделки потолков был использован подвесной потолок. Для  практичности пол застелили  паркетом.

2) Характер контакта: личный и косвенный контакт.

Личный контакт сотрудников турфирмы с клиентами может осуществляться в офисе или других местах нахождения возможных покупателей, с помощью переговоров по телефону, выступлений на радио и телевидении. При этом эффективность продажи в значительной степени зависит от квалификации и личной заинтересованности продавца и внимания к клиенту.

Личный контакт сотрудников турфирмы «Роза Севера» с клиентами  осуществляется непосредственно в офисе и с помощью переговоров по телефону. Опытные менеджеры «Роза Севера» утверждают, что большинство продаж происходит именно по телефону. Это значит, что клиенты обзванивают фирмы с целью сравнить цены и выбрать более выгодный вариант. Цена, конечно, имеет существенное значение, но клиент придет туда, где с ним лучше поговорили. 

Следовательно, эффективность  продажи в значительной степени  зависит от квалификации и личной заинтересованности продавца и внимания к клиенту. Уровень профессионализма работников турфирмы по этим показателям  оценивается с помощью ежемесячной аттестации.

Косвенный контакт возможен в различных вариантах. Например, путем рассылки почтовых отправлений (писем, рекламных проспектов и т.п.) потенциальным клиентам.

В ООО «Роза Севера» используется и косвенный контакт, этот вид контакта осуществляется  путем рассылки потенциальным клиентам на e-mail всевозможных интересных предложений, «горящих туров».

Согласно ст. 9 ФЗ «Об  основах туристской деятельности в  РФ», продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом (Приложение В). В таком случае турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от своего имени.

Руководству ООО «Роза Севера» очень важно, чтобы реализация туристских продуктов происходила как можно более качественно.

Как говорилось выше, большинство  продаж происходит именно по телефону, то есть клиенты звонят для сравнения цен.

Поэтому в ООО «Роза Севера» приняты специальные правила обслуживания клиентов по телефону:

- Взять трубку необходимо не позднее третьего звонка.

- Подняв трубку, необходимо поздороваться, назвать фирму и представиться доброжелательным и приветливым тоном голоса.

- Менеджер должен иметь под рукой все материалы для максимально эффективных телефонных продаж.

- В процессе разговора необходимо полностью сосредоточиться на собеседнике. Говорить отчетливо, по возможности избегать пауз.

- Избегать профессиональных терминов.

- Когда в разговоре  «зацепили клиента», необходимо уточнить его имя, (если нужно и отчество), записать его и использовать в беседе.

- В конце разговора надо напомнить свое имя, вежливо попрощаться 

Если человек заинтересован  в покупке тура, его устроила цена и ему было приятно общаться с  менеджером ? он обязательно придет, а это уже следующий этап ?  этап совершения заказа.

На этом этапе для овладения вниманием клиента и желанием в дальнейшем приобрести путевку, менеджеры ООО «Роза Севера» используют каталоги, наглядные рекламы, фотографии в Интернете. Увидев, что клиент заинтересованно выслушивает доводы о предлагаемой услуге, менеджеры сосредотачивают свое внимание на данной услуге. Потом постепенно входят в контакт с посетителем, строя свою речь с клиентом строить в виде диалога. Опытные менеджеры ООО «Роза севера» замечают, что при построении диалога нужно умело, тактично, подвести клиента к положительному решению, и, после того как он определился, нужно грамотно одобрить его приобретение. Заканчивая обслуживание, менеджеры всегда благодарят пришедшего клиента и выражают предположение, что в дальнейшем он станет постоянным клиентом. А также просят по возможности позвонить после окончания тура, чтобы узнать мнение о путешествии.

При работе менеджера  с клиентом обязательно затрагивается  вопрос о стоимости путевки в  определенный сезон. Известно, что фирма изменяет стоимость туров в зависимости от сезонности: летом цены выше из-за увеличения спроса, зимой они ниже, что должно привлечь клиентов. Следует учитывать, что цен должна быть гибкой, т.е. обладать маневренностью и динамичностью. ООО «Роза Севера» в летний сезон в цену тура закладывает 50% прибыли от его себестоимости. Так, например, если себестоимость тура в Испанию равна $694, то стоимость тура составит: $694+($694*50)/100=$1041.

Функционирование туристического рынка и связанных с ним  предприятий туристической индустрии  подвержено резким колебаниям спроса на туристический продукт.

Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет. Межсезонье – сложный период для туристического рынка. В это время завершается сезон летних направлений, а зимние программы еще не начались. Основываясь на собственном опыте, ООО «Роза Севера» сделала вывод, что в межсезонье наибольшим спросом пользуются маршруты и туры, совмещающие отдых с экскурсионной программой.

Расчет стоимости тура в Турцию (г.Анталья), предлагаемого туристической фирмой ООО «Роза Севера» для группы из 40 человек:

1.   Общие условия:

Сроки: 15 дней-14 ночей в июле.

Количество туристов в группе, включая сопровождающего: 40.

Питание: полупансион (завтрак и ужин).

Проживание: двухместные  номера со всеми удобства в курортном  отеле.

Транспорт: перелет регулярным рейсом «Аэрофлота».

Трансферт: аэропорт- гостиница- аэропорт автобусом «Мерседес».

2. Смета расходов турфирмы  по отправке туристов.

Перелет: $208*40 человек=$8320.

Проживание: гостиница  «Sun Zeynep», включая питание (полупансион):$55*14 ночлегов *40 человек=$30800.

Итого:$39120

3. Услуги фирмы (бронирование  мест в гостинице и авиабилетов,  сопровождение группы) -10% от величины  расходов:

($30800+ $8320)*10%=$39120*10%=$3912.

4. Прибыль фирмы – 10% от величины расходов- $3912.

5. Общая стоимость  тура на всю группу:$39120+$3912+$3912=$46944.

6. Стоимость тура на  одного человека (расходы на сопровождающего  от фирмы делятся на общее  количество туристов в группе, т. е. на 39 человек):$46944\39=$1203,6.Этот расчет показывает, что на долю турфирмы ООО «Роза Севера» приходится лишь 16,7% общей стоимости тура:

($3912+$3912\$46944)*100%=16,7%.

Соответствие оказываемых  услуг законам и взаимоотношения туроператора («Coral Travel») и ООО «Роза Севера»

ООО «Роза Севера» является агентом туроператора «Coral Travel» по продаже зарубежных туров. Их взаимоотношения регулирует законодательство РФ.

Процесс установления и  поддержания взаимоотношений между туроператором и турагентом в турфирме ООО «Роза Севера» выглядит так:

- заключение договора между туроператором и турагенством;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.