Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории

1.1 Экономическая сущность налогов…………………………………………6

1.2 Роль и функции налоговой  системы государства в экономической  системе общества…………………………………………………………………………9

 

2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

2.1Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства…17

2.2Содержание государственного управления в налоговой сфере …………..22

2.3Соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами………………………………………………………...….25

 

3 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан

3.1 Содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения …………………………………………………….30

3.2 Пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан………………………………………………………………………....31

 

Заключение……………………………………………………………………...38                                                                                                           

Список использованной литературы…………………...………………….. 40                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшее место среди  источников поступлений в государственный  бюджет любой страны занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений.

Налоговые системы прошли многолетний путь развития: от личного  подоходного и поимущественного обложения до разветвленной системы  региональных и местных налогов. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Однако надо отметить, что, помимо сугубо финансовой функции, налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Как сказал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» 28 февраля 2007 года на совместном заседании палат Парламента: «Мы обязаны выйти и надежно закрепиться на внешних рынках, чтобы обеспечить достойное место Казахстана и казахстанцев в современном мире, рост благосостояния, существенное повышение уровня жизни всего населения страны». Последовательное выполнение Стратегии «Казахстан – 2030» обеспечило надежную  основу для дальнейшего прогресса нашего государства. Для этого был избран путь всесторонней ускоренной модернизации Казахстана [1].

В Стратегии «Казахстан – 2030» на новом этапе развития Казахстана сказано, что: «…нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы  оно в полной мере стимулировало  развитию предпринимательства, а также  способствовало выходу бизнеса «из  тени», кроме того, необходимо совершенствовать бюджетное планирование, направленное на обеспечение эффективности, результативности, подконтрольности и прозрачности». Ежегодно должен проводиться анализ межбюджетных отношений. Необходимо соблюдать  жесткую бюджетную и налоговую дисциплину [2].

В Стратегии национальной безопасности на 2006-2010 годы Глава государства  отмечает: «…Мы постоянно работаем по борьбе с коррупцией и улучшаем ситуацию, но непрозрачность денежных потоков некоторых финансово-промышленных групп и их незаконное обогащение за счет сокрытия прибыли, вывод финансов и имущества в зарубежье, уклонение  от налогов, а также теневая экономика  становятся серьезными ограничителями нашего развития». Необходимо внести изменения  и дополнения в законодательство, обеспечивающие прозрачность деятельности и финансовых потоков национальных компаний и государственных предприятий, а также крупных частных компаний. Это обеспечение прозрачности процесса приватизации, принятия решений в  области налоговой политики, недропользования и земельных отношений [3].

Налоги существуют столько  же лет, сколько существует государство. Для государства установления и  сбор налогов – необходимость, т.к. оно не может существовать без  денег, собираемых посредством налогов.

Любое государство, независимо от его развития, размеров и географического  положения может существовать лишь тогда, когда оно обладает собственной  финансовой базой, проще говоря, когда  оно имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия тех расходов которые возникают в процессе реализации или своих функций. Между тем, деньги являются продуктом сферы материального производства, к которой государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью правленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно – полезный характер, не создает того продукта, выразителем стоимости которого выстраивают деньги. В силу этого государство вынуждено искать источники получения денежных средств для осуществления своих функций. Изыскание государством денег составляет содержание такого элемента его финансовой деятельности, которым принято называть «мобилизация денежных средств, необходимых для обеспечения функционирования государства» и «создание денежных фондов государства».

Сбор денежных средств  государство осуществляет различными способами. В одних случаях государство  использует метод, основанный на принципе добровольной передачи денежных средств  от их владельца государству. Классическим примером такого способа выступают  государственные займы. В других случаях мобилизация денежных средств  государством происходит путем их принудительного  изъятия, где классическим примером выступают конечно же налоги.

В мире существует множество  видов налоговых систем. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками. Но при формировании налоговой системы следует помнить, что от рациональности и эффективности  налоговой системы зависят экономические  и социальные положения в государстве. Но часто, государство в стремлении все больше и больше мобилизации  денежных средств современно забывает о предпринимателях, которые являются основными налогоплательщиками  в казну государства. А именно плательщиками корпоративного подоходного  налога, который составляет около 25% всех налоговых поступлений. Но чрезмерное изъятия доходов предпринимателей в виде налогов плачевно сказывается  на состоянии предприятия, т.к. изымая денежные средства в виде налогов  сверх нормы, государство дает возможность  лишь поддерживать жизнедеятельность  предприятия, лишая всякой возможности  на закупку нового оборудования и  расширения производства. Все это  в свою очередь способствует сокрытию доходов и ведению двойной  бухгалтерии. В результате всех этих последствий казне возникает  недостаток денежных средств, возникающий  по вине самого же государства. А следствием возникает общее ухудшение социального  и экономического положения в стране.

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В формировании эффективной  налоговой системы главная роль принадлежит государству. Принятие налогового законодательства - необходимое, но недостаточное условие. Другой не менее важной задачей является формирование механизма, обеспечивающего выполнение налогового законодательства. Для современной  казахстанской действительности эта  проблема является чрезвычайно острой: масштабы уклонения от налогов достигли критического уровня. В результате происходит подрыв доходной базы государственного бюджета и резкое ослабление его  способности к финансовому обеспечению  функций государства, включая обеспечение  его безопасности и обороны, защиты прав граждан, борьбы с преступностью, не говоря уже о прямых ассигнованиях  в экономику как важнейшем факторе экономического роста.

Таким образом, налоговая  сфера имеет для государства  чрезвычайно важное значение. Это значение предопределено той ролью, которую играют налоги в жизни государства. Поэтому государство, формируя посредством издания правовых актов свою налоговую систему, заинтересовано в том, чтобы все эти акты «работали» надлежащим образом.

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора [4].

Объект исследования – налоговая деятельность в Республике Казахстан как разновидность финансовой деятельности.

Предмет исследования – деятельность Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан и контрольная функция Счётного комитета РК.

Цель курсовой работы – охарактеризовать налоговую деятельность как разновидность финансовой деятельности государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать экономическую сущность налогов;

- определить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;

- выделить правовые формы осуществления налоговой деятельности государства;

- рассмотреть содержание государственного управления в налоговой сфере;

- определить соотношение налоговой деятельности государства и государственного управления налогами;

- определить содержание проблем налоговой деятельности и обоснование необходимости их решения ;

- исследовать пути совершенствования налоговой деятельности в Республике Казахстан.

Методологической базой  курсовой работы являются нормативно-правовая база в области налогового и бюджетного регулирования, отчёты и пресс-релизы предоставленные Министерством Финансов Республики Казахстан, Налогового комитета Министерства Финансов РК, Министерства экономики и бюджетного планирования, Правительства РК.

         Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1 Теоретические аспекты налогов как экономической категории

         1.1 Экономическая сущность налогов

 

Налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность  понимания природы налога обусловлена  тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и  правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая  природа налога заключается в  определении источника обложения  и того влияния, которое оказывает  налог в конечном итоге на частные  хозяйства и хозяйство как  единое целое. Следовательно, экономическую  природу налога следует искать в  сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс  налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

История свидетельствует, что  налоги - более поздняя форма государственных  доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство".

Когда же население примирилось  с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала  условиям средневекового строя. Государственное  хозяйство питалось тогда доходами с государственного имущества (леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

Теория выгоды возникла в  эпоху просвещения, когда налог  стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.

В основе этих определений  лежит представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях  занимает классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А. Смит первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А. Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А. Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами". Похожая точка зрения на налоги была и у Д. Рикардо, который называет налог "великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы производству".

Учение о правовом государстве  приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие  в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного  характера налога. С.Ю. Витте в  лекциях, прочитанных Великому князю  Михаилу Александровичу, определял  налог как "принудительные сборы  с дохода и имущества, взимаемые  в силу верховных прав государства  ради осуществления высших целей".

Теория общественных потребностей отразила реалии последней четверти 19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и  необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф. Нитти определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных"[5,158].

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма  доходов государства. Государственные  доходы разделяются на две основные группы. Одну группу составляют доходы частно-правового характера. Такие доходы государство получает, во-первых, на тех же основаниях, что и частные лица, путем заключения определенных сделок, во-вторых, такие доходы доставляются государству землями, лесами, торговыми, промышленными, транспортными и иными предприятиями. В другую группу входят доходы публично – правового характера, которые государство извлекает, в силу своей власти, принудительным путем. Сюда относятся пошлины, налоги и обязательные сборы. Налоги взимаются независимо от тех или иных услуг, оказываемых государством, и предназначены на общие нужды государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы государства являются – налоги.

Налоги возникли вместе с  товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» - справедливо подчеркивал К. Маркс.

Первоначально налоги взимались  в виде различных податей, дани. По мере развития товарно – денежных отношений налог приобретает денежную форму. В частности, одним из первых денежных налогов был подушный налог на всех граждан в Древнем Рима во II веке н.э. – трибут.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые органами власти с физических и юридических лиц  в государственный бюджет. То есть изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса составляет суть налогов.

Такие взносы осуществляют основные участники производства ВВП: работники, создающие своим трудом материальные и нематериальные блага  и получающие определенный доход; субъекты рынка, владельцы капитала. При этом сам платеж определенной суммы денежных средств в виде налога – есть внешнее проявление экономических связей участников воспроизводственного процесса и государства. А в их основе лежат экономические отношения. Таким образом, экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода и юридических лиц и граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Как известно, созданная  стоимость ВВП подвергается распределению, в результате которого каждый участник общественного производства получает свою долю. Последняя составляет их доход. Распределительные процессы в стоимостной форме, в результате которого каждый участник общественного производства получает свою долю, осуществляется, прежде всего, с помощью финансов.

Государство, в силу своей  власти вправе изымать часть дохода юридических и физических лиц  на основании определенных норм. Такое  изъятие осуществляется с помощью  налогов. Термин «налог» в переводе с английского означает «Tax», т.е. такса, доля государства, подлежащая обязательному взносу. Таким образом, если финансы участвуют в распределительном процессе в целом, то налоги, выражают более ограниченную сферу распределительных отношений, являются перераспределительными.

Часть национального дохода, мобилизованная принудительно в  форме налогов направляется в  централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного  отчуждения имеет одностороннее  безэквивалетное движение стоимости (от налогоплательщика к государству), то есть здесь отсутствует купля – продажа. Итак, среди экономических категорий налоги характеризуются наличием специфических черт финансов: денежный характер, распределительный характер, являются разновидностью финансовых ресурсов, имеют одностороннее движение стоимости.

Таким образом, налоги относятся  к системе финансовых отношений, этим определяется их общее содержание. Вместе с тем, налоги имеют материальную основу, т.е. они являются частью денежных доходов юридических и физических лиц, присвоенной властным образом государством.

Этим определяется двойственный характер налогов: с одной стороны, налоги – есть специфическая форма  производственных отношений, с другой стороны, налоги являются частью стоимости  национального дохода в денежной форме.

Функционирование налогов  всегда связано с государством: во-первых, они устанавливаются только государством, во-вторых, их изъятие производится в пользу государства.

 

1.2 Роль и функции налоговой  системы государства в экономической  системе общества

 

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства.

Система налогов – это  совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в Казахстанской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

Налоговый механизм – понятие  более объемное, чем налоговая  система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового  характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством  налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются  основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение  конкретных социально-экономических  задач.

Наиболее важную роль в  налоговом механизме имеет налоговое  законодательство, а внутри него –  механизм налогообложения (уровня налоговых  ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Посредством изменения механизма  налогообложения можно придать  налоговой системе качественно  новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов.

Налогообложение относится  к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой  системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства  должны, по возможности, соответственно  своим способностям и силам  участвовать в содержании правительства,  т.е. соответственно доходу, каким  они пользуются под покровительством государства...

2. Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен,  а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно  и определено для плательщика и всякого другого лица...

3. Каждый налог должен  взиматься в то время и тем  способом, когда и как плательщику  должно быть удобнее всего платить его...

4. Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана народа возможно  сверх того, что он приносит  казначейству государства[6,223].

Как видно, А. Смит исходил  из следующих принципов налогообложения:

- равномерность, понимаемую  как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

- определенность, означающую  четкость, ясность, стабильность  норм, ставок налогообложения;

- простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

- неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при  их формировании через элементы налогов, которые включают:

1) объект налога - это имущество,  доход, товар, наследство, подлежащие  обложению;

2) субъект налога - это  налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е.  доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

4) ставка налога - величина  налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное  или частичное освобождение плательщика от налога.

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

1) "кадастровый" - (от  слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован  на грyппы по определенному признакy. Перечень этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может  слyжить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, использyется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Декларация - докyмент, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после полyчения дохода.

Примером может слyжить налог на прибыль.

3) y источника

Этот налог вносится лицом  выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным  на сумму налога.

Например, подоходный налог  с физических лиц. Этот налог выплачивается  предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы  из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается работникy. Этот способ наиболее распространен в нашей стране[7,77].

Исторически налоги рассматривались  и существовали как податные системы. Само их существование порождено  необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время  считалась самодостаточной для  выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени  и полная подчиненность налогообложения  интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ  налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Теоретический потенциал  налога как экономической категории  реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов  потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая  система налогообложения дает представление  о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

Функция налога – это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  государства.

Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в  государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. В нашей стране более 85% доходов  государственного бюджета формируется  за счет налоговых поступлений.

В числе налоговых функций  ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную

Фискальная функция налогов  является основной, характерной для  всех видов государств. С помощью  фискальной функции образуются государственные  денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция позволяет  налогам реализовать свое общественное назначение – мобилизация определенной суммы денежных средств государству, без которой оно не может существовать. Действительно, исторически налоги возникли как метод перераспределения  части созданной стоимости в  пользу государства. Сегодня под  термином «фиск» понимается «казна», т.е. бюджет государства.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс  как налоговая волна. Налоги, воздействуя  на воспроизводственный процесс, неизбежно  влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы  экономического, роста в целом.

Усиление налогового бремени (увеличение числа налогов, изменение  налоговых льгот, повышение налоговых  ставок) ведет к уменьшению таких  компонентов совокупного спроса (налоговой волны), как накопление, потребление населения, сбережения, инвестиции и т.д.

Уменьшение совокупного  спроса порождает проблему реализации произведенного ВНП. Ответной реакцией становится снижение совокупного предложения. Справедливо и обратное. Снижение налогового бремени ведет к росту  части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц. В  этой связи правомерно ожидать увеличения личного: потребления, сбережения, инвестиций. Ответом на эти изменения станет рост совокупного предложения, рост объемов ВНП.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых  и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через  систему предоставления налоговых  льгот позволяет стимулировать  развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано: убийство. Налоги могут также содействовать  развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных  категорий рабочей силы.

Отметим еще раз, что экономическая  функция отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.

Экономическая функция налогов  реализуется через налоговое  регулирование, которая является составной  частью государственного регулирования  экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также не стимулирования отдельных отраслей и сфер экономики.

Однако экономическая  наука далеко не сразу признала как  саму экономическую функцию налогов, так и ее положительный потенциал.

Первоначально налоги рассматривались  исключительно с позиции их фискального  назначения, как неизбежное зло. Эта  позиция находит отражения в  высказываниях экономистов прошлого. Д. Рикардо считал, что налоги являются злом, как так препятствуют образованию и накоплению капитала. Лишь к середине XIX в. экономическая наука изменяет взгляд на роль налогов в обществе. Постепенно приходит признание экономической функции налогов, их позитивного воздействия на экономику. С помощью математических методов устанавливается характер зависимости между налогами и их стимулирующим воздействием на производство. В это же время находит признание позиция, что высшим принципом налогообложения, который должен быть в основе всякой податной системы, является развития производительных сил.

Распределительная функция  налогов выступает в виде использования  налогов в качестве инструмента  при распределении и перераспределении  валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов. Первоначально распределительная функция была неразрывно связана с фискальными интересами государства, но увеличение роли государства в экономики привило к усилению регулирующих акцентов преимущественно через налоговую систему.

Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых  льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции  социального, сельскохозяйственного  назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической  деятельности.

Социальная функция налогов  проявляется в применении налоговых  методов поддержки социального  обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели: на содержание детей и иждивенцев, платежи в государственные социальные внебюджетные фонды, (с 1 января 2001 г. взимание единого социального налога) непосредственно  направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных  гарантий членам общества, нуждающимся  в первоочередной поддержке. Кроме  того, финансирование государственных  социальных программ, социальной сферы  за счет общих налоговых поступлений (налога на прибыль, налога на добавленную  стоимость и др.) также свидетельствует  о социальном характере налогов.

Воспроизводственная функция  налогов предполагает зачисления налогов  на специальные счета бюджетной  классификации и использование  средств на мероприятия, прежде всего  природоохранного назначения и дорожного  хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; плата за пользование  водными объектами; плата за загрязнение  окружающей природной среды, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Экономисты отмечают наличие  связи между двумя основными  функциями налогов - фискальной и  экономической. Связь эта носит  своеобразный характер. Усиление налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в  краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы  развития. Однако в долгосрочном периоде  итоговые поступления снижаются  как из-за банкротств, сокращения предпринимательской  и трудовой активности, так и из-за нежелания платить налоги (вывоз  капитала за рубеж, уход в теневую  экономику, уклонение от налогов). Снижение налогового бремени; наоборот, уменьшает  фискальный эффект на первых порах, но активизирует стимулирующее воздействие  налогов на экономику. Поэтому в  долгосрочном периоде за счет усиления деловой активности налоговые доходы государства возрастают даже в условиях низкого налогового бремени.

Контрольная функция заключается  в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений  позволяет составить картину  о процессах, происходящих в экономике, об эффективности, действующей налоговой  системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплаты

Таким образом, государство  с помощью налогов осуществляет регулирование экономических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Налоговая деятельность как разновидность финансовой деятельности государства

2.1 Правовые формы осуществления налоговой деятельности государства

 

Свою налоговую деятельность государство осуществляет главным  образом в правовых формах. Так, установление, изменение и введение налога может  быть осуществлено лишь посредством  принятия соответствующего правового  акта (в Казахстане — закона, принятого  Парламентом, закона или указа, имеющего силу закона, принятых Президентом Республики Казахстан). Чтобы сформировать систему налоговых органов и определить их компетенцию, также требуется принятие определенных правовых актов (законов и постановлений правительства). Управление этой системой ее центральный орган осуществляет тоже путем принятия соответствующих правовых актов (главным образом приказов). Отсюда налоговые отношения всегда имеют форму правового отношения. Налоговые органы в процессе осуществления своей деятельности взаимодействуют с налогоплательщиками и другими участниками процесса налогообложения также через издание правовых актов — в основном налоговых уведомлений [8,23].

Словом, вся налоговая  деятельность осуществляется путем  принятия, изменения или отмены тех  или иных правовых актов, которые  и выступают формой этой деятельности.

Основными правовыми формами  налоговой деятельности государства выступают:

1) издание нормативных правовых актов;

2) издание индивидуальных правовых актов;

3) совершение двухсторонних  юридических актов в виде налоговых договоров;

4) привлечение к финансово-правовой  ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения.

По поводу последнего сразу  же отметим, что в настоящее время  налоговое законодательство не предусматривает  такого вида юридической ответственности. Существует лишь административная и  уголовная ответственность за совершение налоговых правоотношений, носящих  характер соответственно административных правонарушений и уголовных преступлений.

Правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные) представляют собой особую разновидность юридических  актов — налогово-правовые акты.

Налогово-правовые акты —  это юридические акты, принимаемые  государственными органами в пределах своей компетенции по вопросам налоговой  деятельности государства и выступающие ее правовой формой.

По своим юридическим  свойствам налогово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативный налогово-правовой акт содержит общее правило поведения, рассчитанное на длительное время и  адресованное неопределенному количеству субъектов. Примером нормативного налогово-правового  акта является Налоговый кодекс Республики Казахстан.

Посредством издаваемых законов  и иных нормативных правовых актов  государство устанавливает и  вводит налоги, регулирует возникающие  при этом налоговые отношения, определяя  права и обязанности их субъектов  и участников. В этом же порядке  устанавливается ответственность  за нарушение налогового законодательства, которая по большей части носит  характер ответственности за ненадлежащее исполнение налогового обязательства.

Деятельность государства, выступающего в целом в сфере  налогообложения в качестве политически  властвующего субъекта, устанавливающего налоги и регулирующего налоговые  отношения, носит в основном нормотворческий характер.

Как субъект (сторона) конкретного  налогового отношения государство  в лице своих специализированных налоговых органов добивается исполнения конкретным налогоплательщиком своих  налоговых обязательств перед государством, опираясь при этом на ту нормативно-правовую базу, которая была ранее создана им самим же [9].

Совокупность налогово-правовых актов, носящих нормативно-правовой характер, образует налоговое законодательство страны. Отметим, что налоговое законодательство является формой существования налогового права.

Индивидуальный налогово-правовой акт касается конкретного налогоплательщика  либо иного лица, связанного с налогообложением, и рассчитан он на определенную ситуацию. Примером индивидуального налогово-правового  акта является уведомление органа налоговой  службы, направляемое налогоплательщику  при уплате окладных налогов, исчисление суммы налога в данном случае осуществляется самим налоговым органом. Такой  способ уплаты налога применяется, например, при уплате налога на имущество физических лиц, когда налоговый орган самостоятельно исчисляет сумму налога и вручает  налогоплательщику налоговое уведомление, в соответствии с которым налогоплательщик производит уплату налога.

Налоговым уведомлением признается направленное органом налоговой  службы письменное сообщение налогоплательщику  о необходимости исполнения последним  налогового обязательства (п. 1 ст. 31 НК).

Данное уведомление содержит все признаки индивидуального правового  акта, т. е. регулирует конкретное налоговое  правоотношение, адресовано определенному  лицу, рассчитано на однократное применение. Этот акт порождает обязанности  у лица, кому оно адресовано, обладает свойствами обязательности и принудительности исполнения, что свойственно любым правовым актам.

Налоговое уведомление как  индивидуальный правовой акт используется в самых разнообразных случаях и ситуациях.

Так, налоговое уведомление  используется в тех случаях, когда  исчисление суммы налога осуществляется самим налоговым органом. Применяется  оно при начислении суммы налога, пени и штрафов по результатам  налоговой проверки, в случае принятия мер по обеспечению исполнения не выполненного в срок налогового обязательства а также при принудительном взыскании налоговой задолженности. Предметом налогового уведомления может быть устранение нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. Данное уведомление может быть и не связано с выплатой налогоплательщиком определенной суммы денег, а содержать, например, требование об устранении нарушений налогового законодательства. Налоговое уведомление может быть адресовано не только самому налогоплательщику, но и направляться налоговому агенту, а также быть использовано для обращения взыскания на деньги на банковских счетах дебиторов (должников) налогоплательщика.

Налоговый кодекс устанавливает  сроки исполнения каждого вида налогового уведомления (п. 2 ст. 31 НК).

В качестве индивидуального  правового акта во взаимоотношениях с банками выступают распоряжения налоговых органов, посредством  которых осуществляется приостановление  расходных операций налогоплательщика, а также инкассовые распоряжения, в силу которых банки должны осуществить  списание денежных средств с банковского счета налогоплательщика с перечислением их на счет бюджета.

Издание индивидуальных налогово-правовых актов является формой реализации налоговыми органами своих односторонне-властных полномочий, которыми эти органы наделены государством.

Наконец, правовой формой налоговой  деятельности государства является реализаций налоговыми органами своих  полномочий, действуя при этом в  качестве участника конкретного  налогового правоотношения. В зависимости  от вида налогового правоотношения налоговый  орган может выступать в роли либо представителя государства, действуя от его имени, либо самостоятельно, действуя от своего имени.

При этом следует отметить, что государство заинтересовано в том, чтобы нормы налогового законодательства в целом и налоговые  обязательства в частности исполнялись  надлежащим образом. Эта заинтересованность обусловлена не только стремлением  государства обеспечить правопорядок в сфере налогообложения, как  это имеет место в любой  сфере, которую государство регулирует посредством издания нормативных  правовых актов, но и тем, что от соблюдения данного правопорядка напрямую зависят  доходы государства, получаемые посредством  налогов. Иначе говоря, в сфере  налогообложения у государства  два мотива обеспечения соблюдения законности: первый — обеспечение  исполнения норм права, что представляет собой публично-политический аспект, второй — на базе исполнения норм налогового законодательства обеспечение себя денежными средствами, что представляет собой материальный аспект заинтересованности государства. В этих целях государство наделяет свои налоговые органы довольно мощными юридическими правомочиями и предусматривает различные юридические механизмы, призванные обеспечить сбор налогов, одновременно возлагая на другую сторону соответствующие обязанности.

Так, налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль в  порядке, установленном Налоговым  кодексом, производить у налогоплательщика  проверки денежных документов, бухгалтерских  книг, отчетов, смет, наличия денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций и  иных документов, связанных с исполнением  налоговых обязательств, требовать  от налогоплательщика предоставления документов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению) налогов, пояснений по их заполнению, а также  документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, производить у налогоплательщика изъятие документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, обследовать любые используемые для извлечения доходов объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, независимо от места их нахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (кроме жилых помещений), получать от банков сведения о наличии и номерах банковских счетов налогоплательщика, об остатках и движении денег на этих счетах, косвенным методом определять налоговое обязательство налогоплательщика, предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан и т. д.

Реализация данных полномочий, представляя собой юридически значимые односторонне-властные действия налоговых  органов, выступает в качестве методов  осуществления государством своей налоговой деятельности.

Другими словами, реализуя предоставленные  ему полномочия и добиваясь исполнения налогоплательщиком возложенных на него обязанностей, налоговый орган  тем самым участвует в осуществлении  налоговой деятельности государства.

Особую группу полномочий налоговых органов представляют собой полномочия, предоставляющие  этим органам право на применение в одностороннем порядке мер  государственного принуждения. Применение этих мер также выступает в  качестве формы налоговой деятельности государства.

К числу основных мер государственного принуждения, применяемых в процессе осуществления налоговой деятельности государства, относятся следующие:

1) принудительное установление  размера налогового обязательства;

2) принудительная корректировка  размера налогового обязательства;

3) применение мер принуждения,  связанных с обеспечением исполнения налогового обязательства;

4) применение мер, связанных  с принудительным исполнением налогового обязательства;

5) принудительное изъятие  у налогоплательщика документов;

6) применение мер принуждения,  направленных на устранение нарушения налогового законодательства.

Поскольку реализация данных мер связана либо с налоговым  обязательством, либо с осуществлением налогового контроля, данные меры будут  рассмотрены в тех разделах настоящего учебника, которые посвящены, соответственно, налоговому обязательству или налоговому контролю.

Еще одной правовой формой налоговой деятельности государства  является совершение двухсторонних  юридических актов, в качестве которых  выступает налоговый договор. Сторонами  такого договора выступают, с одной  стороны, государство (представленное уполномоченным на то государственным  органом), как субъект, имеющий право  на получение суммы налогового платежа, с другой — налогоплательщик, как  субъект, обязанный осуществить  налоговый платеж в пользу государства.

Отметим, что налогово-правовая наука избегает употребления понятия  «налоговый договор». Однако такой  договор, по нашему мнению, все-таки существует, хотя и применяется он в весьма ограниченной сфере налоговой деятельности государства.

Более подробно на вопросе  налогового договора мы остановимся  ниже при рассмотрении методов правового  регулирования, используемых налоговым правом.

Министерство финансов Республики Казахстан осуществляет руководство налоговыми органами.

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, уполномоченным обеспечивать налоговый контроль за исполнением  налоговых обязательств перед государством в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым  кодексом), а также осуществляющим в соответствии с законодательством  Республики Казахстан руководство  и межотраслевую координацию  в сфере обеспечения поступлений  налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов.

Комитет имеет территориальные  органы, являющиеся юридическими лицами, к которым относятся: межрегиональные  налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам  и районам в городах, а также  налоговые комитеты на территории специальных экономических зон [10].

В числе основных методов  налогового контроля (называя их почему-то формами) Налоговый кодекс называет следующие, непосредственно связанные  с учетной деятельностью налоговых органов [10]:

1) осуществление государственной  регистрации налогоплательщиков  и ведение их учета (регистрационный  учет налогоплательщиков);

2) ведение учета объектов  налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

3) ведение учета поступлений в бюджет;

4) мониторинг финансово-хозяйственной  деятельности налогоплатель-щика;

Согласно Налогового Кодекса одной из обязанностей налогоплательщика является постановка на учет в налоговом органе. При этом на основе данных учета НК МФ РК ведет Государственный реестр налогоплательщиков, порядок и правила ведения которого определяет Минфин РК. С 01.02.2001 г. министерство финансов ввело новый порядок регистрации налогоплательщиков, где в числе прочих реализованы вопросы, которые не были отражены в прежнем положении о регистрации налогоплательщиков: это постановка на учет нерезидентов РК, филиалов, представительств и т.д.[11, 46].

Реализация норм налогового законодательства предполагает решения  главного механизма системы налогообложения  – реализации материальных интересов  государства с последующими направлениями  обеспечения социальных программ общества и повышения благосостояния населения.

 

2.2 Содержание государственного управления в налоговой сфере

 

Содержанием государственного управления в налоговой сфере  является совершение государством в  целом непосредственно или в  лице его уполномоченных органов  действий: 1) по организации налоговой  системы и 2) по регулированию поведения  участников налоговых правоотношений. Кроме того, все действия, совершаемые государством в рамках государственного управления в налоговой сфере, могут быть подразделены по функциям: 1) налоговое устройство; 2) налоговое планирование; 3) налоговый учет; 4) реализация субъектных прав государства в рамках налоговых правоотношений путем односторонне-властного воздействия на поведение налогоплательщиков; 5) налоговый контроль.

Налоговое устройство представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере, направленную на создание налоговой  структуры и налоговой системы. Под налоговой структурой понимается совокупность государственных органов, наделенных компетенцией по совершению властных действий в налоговой сфере. Под налоговой системой понимается совокупность всех существующих в государстве  налогов.

Налоговое планирование представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере, направленную на установление порядка  формирования и размеров доходов  государственного бюджета за счет налоговых  поступлений. Функция налогового планирования осуществляется в двух формах: 1)составление  органами налоговой службы на основе имеющейся у них учетной информации текущих налоговых прогнозов по суммам ожидаемых поступлений от всех налогов в Республике Казахстан; 2) составленный с учетом текущих налоговых прогнозов план формирования доходов государственного бюджета за счет налоговых поступлений на предстоящий бюджетный год государства. Такая форма планирования осуществляется путем принятия Парламентом Республики Казахстан Закона "О республиканском бюджете" и местными представительными органами власти — решений о местных бюджетах.

Налоговый учет представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере  по сбору, обработке и хранению информации по вопросам функционирования налоговой  системы. Функциями налогового учета  в Республике Казахстан наделен  специальный орган государственного управления, призванный аккумулировать всю информацию, связанную с функционированием  налоговой системы Республики Казахстан. Таким органом является Государственный  налоговый комитет, который получает от налогоплательщиков всю информацию по существующим у них объектам налогообложения, по порядку исчисления ими суммы  причитающихся государству налогов  и по порядку их уплаты.

Налоговый контроль представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере, направленную на выявление соответствия поведения подвластных субъектов  требованиям норм налогового и административного  права. Контрольными функциями в  Республике Казахстан наделены практически  все государственные органы, осуществляющие управление в налоговой сфере: от Парламента — в части контроля исполнения доходной части бюджета  до Государственного налогового комитета Республики Казахстан — в части  соблюдения налогового законодательства, полноты и своевременности исчисления и уплаты налогоплательщиками причитающихся  государству налоговых платежей[12, 58].

Переходя к рассмотрению системы органов управления в  налоговой сфере в Республике Казахстан, прежде всего следует обратиться к компетенции Парламента в части установления на территории Республики Казахстан налогов. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года Парламент Республики Казахстан на раздельных заседаниях Палат вначале в Мажилисе, а затем в Сенате устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы. В изданном в развитие конституционных положений Указе Президента, имеющем силу Конституционного закона, "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" от 16 октября 1995 года в статье 16 установлено, что Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей. Принцип, провозглашенный в свое время Б. Франклином: "Никаких налогов без представительства в Парламенте", можно сказать, реализован и в Конституции Республики Казахстан. Никто, кроме Парламента, не имеет права устанавливать и отменять установленные ранее налоги и сборы. Налоговые обязательства осуществляются путем уплаты в соответствующем порядке установленных денежных сумм.

Правительство Республики Казахстан  в соответствии со статьей 9 Указа  Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О  Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 года разрабатывает  и осуществляет меры по укреплению финансовой системы, обеспечивает государственный  контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов. Осуществление Правительством Республики Казахстан общего управления в области налогов является одной из сфер его финансовой деятельности, поскольку управление в области финансов является комплексным, включающим в себя все сферы финансовой деятельности государства, в том числе и налоговой.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.