Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Проблемы продвижения туристических компаний в крупных региональных центрах

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Проблемы продвижения туристических компаний в крупных региональных центрах

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Сегодня туристский бизнес - одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей, приносящий по всему миру многомиллионные прибыли. С каждым годом растет количество туристических фирм как в нашей стране, так и за рубежом. Жесткая конкуренция на рынке услуг вынуждает туроператоров и турагентов разрабатывать эффективную систему продвижения услуг и прибегать к различным PR-мероприятиям и неординарным маркетинговым идеям.

В настоящее время ни у  кого не вызывает сомнения, что организация  системы продвижения турпродукта  на рынок в значительной степени улучшила экономическое положение небольших туристических фирм, и, в значительной степени, повысила качество обслуживания туристов. Сегодня используется множество различных методик продвижения турпродукта, разработкой которых занимаются маркетологи турфирм.

Предприятия туристской индустрии, использующие эффективные методики продвижения турпродукта, обеспечивают конкурентоспособность своей продукции  и услуг, исходя как из собственных  интересов так и интересов  потребителей. Для них система  продвижения турпродукта является гарантом высокого качества обслуживания и безопасности оказываемых услуг.

Современные потребители  скептически относятся ко многим инициативам специалистов по маркетингу, поэтому привлечь и удержать покупательский интерес к какому-либо виду товаров довольно сложно. В настоящее время, чтобы обеспечить успешную продажу товара или услуги, компании необходимо сделать больше, чем просто следить за его отличным качеством или установив на него самую низкую цену . Компания должна продавать свои товары, сопровождая их оригинальными, информативными и привлекательными обращениями, которые убеждали бы в соответствии этих товаров потребностям и желаниям потребителей

Главная задача любого туроператора – использовать всевозможные методы для формирования благоприятного имиджа фирмы и сформировать базу постоянных клиентов. Необходимые условия для этого: грамотно разработанные туры, безукоризненный сервис, профессиональный квалифицированный штат, отличный менеджмент. При правильном сочетании этих составляющих компания становится успешной, популярной и рентабельной.

Но для того, чтобы успех  предприятия был как можно  более продолжительным, необходимо грамотно организовать систему продвижения услуг фирмы.

Актуальность выбранной  темы связана с тем, что в настоящее время многие агентства сталкиваются со снижением объема товарооборота и доли чистой прибыли, в связи с чем и возникает вопрос о разработке дополнительных методов продвижения на рынке услуг, которые бы наиболее полно отражали цели и задачи предприятия в сложившейся ситуации.

 Объектом исследования  данной работы продвижение услуг туристических компаний.

Предметом исследования в  настоящей работе является деятельность ООО “Экватор-тур”.

Целью данной работы является изучение проблем продвижения туристических компаний.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

    • изучить туристический продукт и его специфику;
    • провести анализ конкурентоспособности ООО «Экватор-тур»;
    • исследовать продвижение деятельности ООО «Экватор-тур».

 

Глава 1. Туристический продукт и его специфика

1.1.Понятие и отличительные  черты турпродукта

 

Туристский  продукт — это совокупность вещественных (физических товаров) и невещественных (в форме услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия. Тур-продукт состоит из трех частей: тура (туристская поездка по данному маршруту); туристско-экскурсионных услуг (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и другие услуги на маршруте, относящиеся к цели путешествия) и товаров - предметов потребления [20].

Туристские  услуги, как отмечает В. А. Квартальнов, имеют семь отличительных характеристик:

1. Услуги нельзя складировать. Услуги в отеле, на самолете, в ресторане или музее при отсутствии на них спроса не могут быть складированы с целью реализации их в более подходящее время. Чтобы обеспечить постоянный бизнес фирмам, необходимо гибко лавировать в краткосрочной ситуации и каждый раз искать компромисс между своими возможностями и текущим спросом.

2. Неосязаемость услуг. Все услуги имеют ту особенность, что их потребительские свойства: уровень качества исполнения, надежность, уровень обслуживания, гармоничность и целостность, безопасность и точность исполнения и т. д., нельзя оценить в полной мере предварительно, до их потребления. Особенно тяжело производителю услуг, в отличие от производителя материальных товаров, охарактеризовать новизну и оригинальность услуги.

Специалистам  фирм, работающих в сфере туризма, приходится предпринимать чрезвычайные усилия, включая разработку информационных материалов, создание марки продукта, создание имиджа фирмы, с тем чтобы привлечь внимание потребителя именно к своему продукту. 

3. Подверженность сезонным колебаниям. Это означает, что в годовом цикле реализации имеются периоды существенных убытков и периоды пикового сезона. При этом складывается парадоксальная ситуация: в разгар сезона при наименьших затратах создается возможность реализовать продукт по самым высоким ценам, и наоборот, в мертвый сезон при самых высоких затратах приходится устанавливать наиболее низкие цены, которые могут быть и меньше себестоимости. Маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги, варьирование различными видами туризма (диверсификация предложения) [10].

4. Широкая субституция (взаимозаменяемость) и комплементарность (взаимодополняемость). Субституция и комплементарность имеют особое значение при организации маркетинговой деятельности организации. На рынке туризма следует учитывать, по крайней мере, две формы субституции. Одна из них - взаимозаменяемость однородных услуг, различаемых лишь по качеству. Например, потребность в перемещении обеспечивается различными видами транспорта, в неодинаковых условиях комфорта, при различных скоростях движения (авиа или автобус). Другая форма субституции включает прежде всего территориальный аспект. Так, летний отдых у теплого моря возможен в Испании, Турции, на Кипре и т. д. Во всех случаях здесь наблюдается субституциональная конкуренция. Комплементарность проявляется следующим образом: форма реализации турпродукта может включать больше или меньше элементов, его составляющих, что в конечном счете существенно влияет на удовлетворение явных и неявных, даже латентных потребностей туристов, на цену и соответственно на ценовую стратегию фирмы, а также на стратегию сбыта турпродукта. В целом все это играет немаловажную роль при разработке концепции и поведения на рынке конкретной турфирмы.

5. Несовпадение во времени факта продажи туру слуг и их потребления.  Покупка товаров (услуг) туризма производится за недели или за месяцы до начала их потребления. В этом случае большую роль играет рекламная печатная продукция, предоставляющая наглядную информацию о покупаемом турпродукте и позволяющая создать ощущение выгод, которые могут быть извлечены из его потребления в будущем. Большое значение на стадии продажи турпродукта придается степени достоверности информации, а также надежности продукта (соответствию качества продукта его цене)[21].

6. Глубокая взаимосвязь в деятельности фирм, реализующих слагаемые услуги. Вследствие комплектности турпродукта его реализацию осуществляет множество фирм небольших размеров. У каждой из них появляется двойственная ответственность за свою деятельность.

Прежде всего  фирма несет ответственность  за результаты своей деятельности. Вместе с тем успех или неуспех деятельности каждой фирмы оказывает существенное влияние на восприятие потребителем всей услуги, а следовательно, на развитие в данном регионе.

7. Неотделимость туристской услуги от источника формирования. В отличие от материальных товаров туристские услуги не перемещаются в пространстве к своим потребителям. Туристская услуга неотделима от источника ее создания. Поэтому туристы преодолевают расстояние, отделяющее их от места потребления.

Эта особенность, с одной стороны, вызывает у потребителя  приятные ожидания и естественный интерес  к смене обстановки, а с другой - на восприятие оказанной услуги влияют лица, не имеющие прямого отношения к данной услуге (местные жители, другие отдыхающие, и те и другие, обладающие иной, не всегда приемлемой манерой поведения).

Комплексная система  организации производства такого продукта называется индустрией туризма.

В систему индустрии  туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения:

- предприятия,   предоставляющие  услуги  по  размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты и т. д.);

- предприятия  питания (рестораны, кафе, бары);

- предприятия,  занимающиеся транспортным обслуживанием  (автопредприятия, авиаперевозщики);

- туристские  фирмы по разработке и реализации  туристского продукта (туроператоры, туристские агентства, туристские бюро);

- информационные    туристские    учреждения    (рекламные агентства, рекламные  бюро, информационные агентства);

- органы управления  туризмом  (комитеты  и департаменты  туризма, общественные туристские организации и объединения).

Туризм охватывает множество разнообразных секторов экономики, и это усложняет точную оценку численности работников, занятых в сфере туризма. Более того, решение проблем реальной оценки затрудняется из-за специфического характера труда и разнообразных связей между туристскими секторами и другими секторами экономики.

Производители туруслуг не только взаимодополняемы, но и взаимозависимы друг от друга. Так, рентабельность транспортных предприятий зависит от качества средств размещения, а те в свою очередь - от ценности достопримечательности региона. Эта взаимозависимость интересов различных поставщиков туруслуг сегодня практически не учитывается при разработке маркетинговых мероприятий [23].

 Составными  элементами общей системы маркетинга  в. туристской области являются: государство, местные органы власти, национальные и местные (региональные) туристские организации и предприятия.

Западный опыт работы показывает, что совместные усилия частных фирм и официальных правительственных турорганизаций в продвижении туристской индустрии дают наибольший эффект.

Между различными уровнями маркетинга существует тесная связь: государство, местные органы и ассоциации берут данные о рынке, в том числе и из информации, поступающей от предприятий, а предприятия в свою очередь основывают свои маркетинговые концепции на национальных и местных концепциях туризма. Маркетинговые разработки государства являются не директивой, а рекомендацией, ориентиром для предприятий.

На долю национальных организаций и региональных уровней  приходятся следующие функции:

- проведение  маркетинговых исследований на  национальном уровне;

- разработка  маркетинговых концепций с рекомендациями  по их реализации для предприятий;

- правовая  и инвестиционная поддержка развития  туристской инфраструктуры;

- консультационные  услуги по вопросам реализации маркетинговой концепции;

- помощь в  проведении мероприятий по связям  с общественностью и в области (выставки и ярмарки, проспекты);

- создание  положительного имиджа страны,  ее привлекательности иностранных туристов.

Учитывая важность увеличения поступлений от туризма, а также роль, которую играют в этом российские регионы, Госкомспорт России в целях продвижения российского турпродукта предоставляет региональным представительствам по туризму бесплатные места на стендах международных выставок в Лондоне, Берлине и Москве.

Туристский  маркетинг адресован зачастую не только конечным потребителям - туристам, но и промежуточным инстанциям - турагентствам, государственным органам по регулированию туризма.  общественным туристским объединениям и т.п. [7].

  • Особенность производителей туруслуг:

Производители - это значительное количество независимых  и различных по профилю и специализации  турпредприятий с различными целями (например, туроператор, турагентство, ресторан, гостиница, турбюро). Здесь  различают несколько уровней маркетинга: гос.органы и общественные организации, предприятия. Для каждого вида туристского предприятия целесообразен свой специфический маркетинг. Ввиду того, что туризм - сложная система (симбиоз экономики, политики, социологии, экологии и культуры для достижения положительного маркетингового эффекта), здесь более чем где-либо необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий, работающих в этой сфере. Концепция маркетинга имеет в этом случае больше чем когда-либо целостный и всеобъемлющий характер.

Цели продвижения туристского продукта.

    1. Экономические - максимизация прибыли в длительной перспективе, определение новых сегментов клиентуры, улучшение сбыта, рационализация продукта и системы распределения, предупреждения устаревания некоторых продуктов и услуг, укрепление рыночных позиций по отношению к конкурентам.
    2. "Эгоистические" - повышение престижа и улучшение имиджа фирмы, страны, региона, определенной местности. Руководители предприятий ищут способы одновременного расширения клиентуры и дохода, сохранения независимой ситуации.
    3. Социальные цели - разработка продуктов (товаров и услуг), которые подходят для слоев населения с более низким доходом; разработка продуктов, которые способствуют охране окружающей среды, стимулируют расширение местного ремесленного производства и малого бизнеса, содействуют улучшению социальных условий.

Продвижение туристского  продукта имеет следующие особенности:

    1. не стимулирование спроса, а управление спросом;
    2. высокая степень достоверности информации о турпродукте:
    3. защита прав потребителя;
    4. особая роль маркетинга в межсезонный период (диверсификация турпродукта);
    5. центральная роль психолого-поведенческих и социальных особенностей потребителя;
    6. координация маркетинга участников рынка туристских услуг.

Отличительные черты рекламы как одного из главных  средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма определяются как спецификой рекламы, так и особенностями туристской индустрии и ее товара – туристского продукта, а именно:

– реклама носит неличный характер. Коммуникационный сигнал поступает к потенциальному клиенту не лично от сотрудника фирмы, а через посредника (средства массовой информации, проспекты, каталоги, афиши и т. д.);

           – неопределенность с точки зрения измерения эффекта. Данная особенность является логическим продолжением предыдущей. Обратная связь в рекламной деятельности носит вероятностный характер;

         – броскость и убедительность. Специфика туристских услуг обусловливает необходимость использования наглядных средств, обеспечивающих наиболее полное представление об объекте туристского интереса [12].

           Очень важной проблемой при создании рекламы является создание образа туристского продукта. Как и в других потребительских товарах и услугах, мода на туристские поездки и экскурсии постоянно меняется. Поэтому необходимо при изучении потребностей целевой аудитории искать те привлекательные стороны товара, которые придали бы предложению новизну и уникальность, что выгодно отличало бы его от предложений конкурентов и привлекало бы внимание потенциальных потребителей.

         Если рассмотреть предложения многих туристских центров, то можно обнаружить их большую однообразность: экскурсионные программы включают некий стереотип объектов показа, что ведет к снижению спроса. Таким образом, продвигаемый через рекламу образ товара, например круиза, должен отражать его потребительские свойства, вселять уверенность в качественном и надежном путешествии. При этом желательно, чтобы за объявлением была видна заинтересованная в хорошей организации тура сторона – конкретная туристская фирма, гарантирующая соответствие рекламы действительному состоянию дел.

            С другой стороны, реклама должна соответствовать всем установленным законодательством нормам. Например, в рекламе экзотических туров должны быть прописаны все специфические черты подобного путешествия. Реклама должна предупреждать потребителей о том, что тут есть определенные ограничения, что это не всем доступно и полезно. Если же подобная информация не прописана в рекламном объявлении или ролике, фирма должна предоставлять ее клиенту при первом же обращении. В ином случае возможно появление жалоб и даже судебных исков со стороны потребителей.

            Итак, туристский продукт представляет собой выраженную совокупность всех материальных и нематериальных элементов. Предприятия сферы туризма, которые хотели бы существовать на рынке, имеют неформальную задачу продавать «гостеприимство». Это затрудняет проблему продажи его услуг для потенциальных клиентов и в то же время повышает роль рекламы, Public Relations и развития других форм коммуникативной системы [13].

             Для создания эффективной туристской рекламы необходимо уметь учитывать специфику данной отрасли и объединять в единый комплекс несколько аспектов такой рекламы. Это и некий художественный образ, воплощающий собой тот или иной тур или услугу и передаваемый с помощью таких привлекающих элементов, как красивые фото (в прессе), либо ролики (на телевидении), и удачно поданная полная и достоверная информация, рассчитанная на привлечение конкретной целевой аудитории.

            Реклама информирует о компании и ее продукте, убеждает потенциальных покупателей остановить свой выбор на данной компании и ее продукте, усиливает уверенность у существующих клиентов в своем выборе и т. Д.

          По мнению западных специалистов, в туристском бизнесе от рекламы требуется выполнение следующих важных задач:

  • С ее помощью любая составляющая услуги должна иметь осязаемый вид, чтобы потенциальному потребителю было понятно, что именно ему предлагается.
  • Она должна обещать выгоду или решение проблемы.
  • Она должна указывать на отличия продукта компании от продукта ее конкурентов.
  • Она должна оказывать позитивное влияние на тех работников компании, которые должны проводить в жизнь обещания, данные клиентам.
  • Она должна капитализироваться с помощью устного распространения.

Таким образом, исследование понятия турпродукта  позволяет сделать вывод: туристский продукт представляет собой выраженную совокупность всех материальных и нематериальных элементов. Туристские услуги имеют определенные особенности, отличающие их от других видов услуг и продуктов. Для создания эффективной туристской рекламы необходимо уметь учитывать специфику данной отрасли и объединять в единый комплекс несколько аспектов такой рекламы.

1.2. Особенности продвижения  туруслуг

Туристское предприятие  является звеном сложной системы  маркетинговых коммуникаций, так  как взаимодействует со своими рыночными  посредниками, потребителями и различными представителями общественности.

Комплекс маркетинговых  коммуникаций, как система мероприятий, необходим для обеспечения эффективного функционирования внутренней среды  предприятия и его взаимодействия с внешней средой (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема комплекса маркетинговых коммуникаций

 

Целями программы маркетинговых  коммуникаций является создание спроса на товары и услуги, содействие успешным решениям стратегических и тактических задач компании. Комплекс коммуникаций – широкое понятие, которое включает четыре основных элемента: стимулирование сбыта, персональные продажи, связи с общественностью и реклама. Каждый элемент по-своему важен и имеет свои специфические особенности, и только их правильное сочетание и использование способно обеспечить продвижение предлагаемых товаров и услуг на рынок [15].

Процессы коммуникации не должны быть отданы на волю случая, особенно в сфере туризма. Ведь предлагаемые услуги не имеют материально-вещественной формы и не видны потребителям, из этого следует, что необходимо четкое описание не только самих услуг, но также определенных выгод, которые может получить клиент в процессе и после их потребления.

Под стимулированием  сбыта понимаются краткосрочные  стимулы поощрения закупок или  продаж товаров или услуг, предназначенных  для ускорения или усиления ответной реакции целевой аудитории. Средства стимулирования сбыта (например, конкурсы, купоны, премии, комиссии) привлекают внимание и содержат информацию, которая может вывести потребителя на товар; предполагают уступку, льготу, содействие, которые представляют ценность для потребителя; содержат   четкое   предложение   незамедлительно   совершить сделку или покупку.

Использование средств  по стимулированию сбыта в области  туризма нацелено не только на конечного потребителя, но и на многочисленных производителей туруслуг, посредников (турагентов и туроператоров), а также на сотрудников фирмы и свои контактные аудитории (средства массовой информации, финансовые и страховые компании, общественные организации).

Туристские фирмы используют как стимулирование потребителей, так и посредников.

Стимулирование потребителей осуществляется через системы разнообразных скидок, дисконтных систем, распространение образцов, премий (например, фирменные футболки, дорожные сумки и др.), купонов, использование «подкреплений» продукта (информационные материалы, сувениры, поздравления с праздниками), организации экспозиций в местах продажи, проведение конкурсов, лотерей, викторин, презентаций туристского продукта [17].

Для стимулирования сотрудников  фирмы используются такие средства, как денежные премии, продвижение по службе, обучение, подарки, наличие дополнительных отпусков, проведение конкурсов среди профессионалов и т.д.

Стимулирование агентов  и торговых посредников осуществляется посредством высоких комиссий, премий, скидок с цен на обслуживание, подарков и сувениров, организаций рекламных поездок сотрудников (бесплатно или с предоставлением скидок), совместных маркетинговых мероприятий (исследований, рекламных кампаний) и проч.

Персональные (личные) продажи  – представление товара и услуг при непосредственном контакте с предполагаемыми покупателями с целью их продаж. Этот метод широко используется для создания покупательского спроса, считается самым убедительным и эффективным типом стимулирования продаж, так как продавец в этом случае имеет непосредственный контакт с покупателями. Личная продажа представляет собой индивидуальную, личную коммуникацию продавца и потребителя. Данный метод распространен в туристской сфере. Практически все сотрудники турфирмы вступают в контакт с клиентами. Средствами личной продажи являются беседы по телефону, послания по почте и личное общение с клиентом [19].

Хорошо подготовленный специалист быстрее приспосабливается  к покупателю, его запросам, может  определить эффективный подход к  каждому клиенту, может быстро поменять тактику в определенной ситуации или внести коррективы. Все сотрудники, задействованные в процессе персональных продаж, должны быть специально обучены, вызывать доверие, уметь убеждать, представлять турпродукт в выгодном, привлекательном для покупателей свете. Приветливый и участливый продавец является важной частью процесса продаж.

Однако техника личной продажи – дорогое средство связи  с потенциальными клиентами, и не всегда можно найти человека с необходимыми для продавца характеристиками.

Связи с общественностью (пропаганда, PR) – построение хороших отношений предприятия или организации с общественностью для получения благоприятной известности, развития хорошего корпоративного имиджа и препятствования распространению неблагоприятных слухов и историй.

Перед деятельностью  по организации общественного мнения стоят несколько задач, в том числе обеспечение фирме благожелательной известности, популяризация туристского продукта и туризма в целом, а также противодействие распространению о ней неблагоприятных слухов и сведений или опровержение искаженной и (или) неблагоприятной информации. Для достижения своих целей туристская пропаганда использует разнообразные средства и приемы. Связи с общественностью пронизывают всю туристскую организацию, включая отношения со многими структурами, такими, как клиенты, работники фирмы, поставщики и местные жители.

Пропаганда имеет свои отличительные черты: широкий охват  целевой аудитории, многообразие применяемых  форм, достоверность, долговременная перспектива, возможность эффективного представления фирмы и ее услуг, невысокая стоимость контакта с целевой аудиторией. Исходя из этого, ее считают достаточно эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций. Однако в туристской деятельности данный инструмент применяется недостаточно широко.

Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых  средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях  и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний [18].

В условиях развитого  рынка, когда присутствует высокая  конкуренция и каждый продавец стремится максимально удовлетворить потребности покупателя, реклама может послужить решающим фактором конкурентной борьбы.

Как один из способов продвижения  товара на рынке реклама необходима для того, чтобы привлечь к товару или услуге столько потребителей, сколько нужно, чтобы этот товар или эту услугу было выгодно производить. Реклама имеет смысл тогда, когда затраты на нее с лихвой окупаются за счет увеличения продаж.

Реклама в туризме  – это форма непрямой связи  между турпродуктом и потребителем. Отличительные черты рекламы в индустрии туризма определяются спецификой ее товара (туристских услуг) и заключаются в том, что туристская реклама несет большую ответственность за истинность и точность продвигаемых с ее помощью сообщений. Услуги нуждаются в приоритетном развитии таких функций, как информирование и пропаганда. Специфика туристских услуг предполагает необходимость использования наглядных средств, более полно отражающих объекты туристского интереса (например, фотоматериалы, картины, красочная изопродукция). Реклама является постоянным спутником туризма и обслуживает людей не только до, но и во время, и после путешествия, что накладывает на нее особую ответственность и придает черты, не свойственные рекламе других товаров и услуг.

В туризме существуют четыре основных направления рекламно-информационной деятельности. К ним относятся: реклама, направленная на туристские районы, реклама для работы со смежными отраслями и предприятиями, для работы с посредниками и реклама для работы с потребителями (реальными и потенциальными).

Основными целями рекламы  являются: привлечь внимание, возбудить  интерес, передать информацию потребителю  и заставить действовать его  определенным образом (например, обратиться к турагенту, узнать необходимую  информацию и т.д.). Сделать турпродукт еще недостаточно, нужно, чтобы он нашел своего клиента. И в этом большую роль играет реклама, которая очень разнообразна. Если говорить о туризме, то здесь можно выделить следующие общие цели рекламы:

  • предоставление информации о продукте, формирование имиджа продукта и фирмы, корректировка представлений о деятельности фирмы;
  • побуждение к приобретению продукта, увеличение продаж, изменение отношения к продукту, противодействие конкуренции;
  • поддержание осведомленности и спроса, подтверждение имиджа.

Реклама необходима в  случаях, когда появляется новая, никому не известная фирма; когда предлагается товар, еще не известный покупателю; когда рынок заполнен однотипными  товарами и продавцу надо привлечь внимание именно к своему продукту; когда падает объем продаж; когда продавец планирует резкое расширение объема продаж, завоевание новых рыночных территорий, привлечение новых клиентов.

Но есть и ситуации, в которых нет необходимости  в рекламе. Например, когда на рынке  продаж господствует товар-монополист; в условиях дефицита или ажиотажного спроса; когда рост продаж можно стимулировать другими, нерекламными и, главное, более дешевыми методами; когда продавец по каким-либо соображениям не желает увеличивать объем продаж.

С развитием экономики, внедрения новых технологий реклама становится сложной, многоуровневой и многоструктурной, что затрудняет классификацию видов рекламы, а, следовательно, и их выбор. Можно выделить следующие виды рекламы: имиджевая реклама; реклама возможностей и потребностей; стимулирующая реклама; реклама стабильности; реклама в целях расширения сбыта продукции и др.

Имиджевая реклама в  основном направлена на создание благоприятного образа (имиджа) фирмы и товара у партнеров и покупателей. В ней важно подчеркнуть надежность, эффективность работ, благожелательность к клиентам, стабильность [14].

Реклама возможностей информирует  целевые аудитории о возможностях туристского предприятия в области  предоставления услуг, заинтересовывает, убеждает в надежности и безопасности, гарантирует высококачественное обслуживание.

Для информирования деловых  партнеров предназначена реклама  потребностей, которая решает такие  задачи, как привлечение посредников, найм сотрудников, поиск и продажа  материально-технических ресурсов.

Стимулирующая реклама  в основном направлена на стимулирование потребностей покупателей в приобретении продукции данной фирмы. В ней важно подчеркнуть основные преимущества продукции, их положительные качества по сравнению с аналогичными товарами или услугами.

Реклама стабильности информирует  покупателей и партнеров о  стабильности в результатах работы фирмы, о ее устойчивом положении  на рынке.

Реклама в целях расширения сбыта продукции – главная  сфера рекламной деятельности.

Та или иная конкретная реклама может включать и зачастую включает в себя несколько видов рекламы одновременно.

Реклама должна быть правдивой  и убедительной, современной и  грамотной, понятной и доходчивой. Запоминают рекламу красивую и безобразную, глупую и умную. Не запоминается только серая, посредственная реклама.

Реклама должна быть по-хорошему агрессивной и эмоциональной. Только тогда она сможет преодолеть инерцию мышления потребителя, убедить его изменить свои привычки и вкусы, а возможно, и потребности.

Для успешного ведения  бизнеса профессионалы должны не только знать основы маркетинга, рекламной деятельности, связей с общественностью, технику личной продажи, но и использовать услуги специализированных агентств, имеющих опыт в области рекламы.

Рекламная кампания –  это комплекс рекламных мероприятий, осуществляемых рекламодателем с привлечением одного или нескольких рекламных агентств, с использованием различных видов рекламы и средств распространения.

При планировании программы  по проведению рекламной деятельности в первую очередь должна быть поставлена четко определенная и реально достижимая цель (что фирма ожидает от рекламы). Рекламное агентство может помочь в определении этой цели. При выборе рекламного агентства необходимо учитывать опыт его работы, проверить предыдущие рекламные кампании, проводимые этим агентством, их эффективность. Рекламная программа должна соответствовать предлагаемому продукту и ожиданиям потребителей. Туристы, получившее превосходное обслуживание и чувство того, что они самые важные клиенты, не только еще раз вернутся на отдых в данный турцентр или гостиницу, но и порекомендуют их как место отдыха своим друзьям.

Каждое средство рекламы  имеет свои преимущества и недостатки. В процессе разработки стратегии продвижения продукта важным является правильный выбор нужного средства рекламы с целью получения желаемого эффекта от вложенных на продвижение турпродукта средств. Поэтому необходимо при помощи исследований получить полную информацию о потребителе, его интересах, увлечениях, запросах. Каждая туристская фирма заранее выбирает форму обращения [16].

Основными рекламными средствами в туризме являются газеты, журналы, книжная реклама, буклеты, каталоги, прямые почтовые отправления, радио, телевидение, наружная реклама, выставки, реклама  в Интернете. Характеристика средств рекламы в турбизнесе представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Характеристика средств  рекламы в туристском бизнесе

Средство рекламы

Преимущества

Недостатки

Газеты

Исчерпывающая информация о местном рынке; меньшие издержки; чаще издаются; гибкость, т.е. частое обновление; своевременность; хороший охват местного рынка; широкое признание и принятие; высокая достоверность; реакция. Многие газеты имеют рубрику, посвященную туризму, а также рекламные секции. Осуществление обратной связи с потребителями через специальные купоны.

Кратковременность существования; низкое качество воспроизведения (печати); незначительная аудитория «вторичных»  читателей

Журналы

Высокая географическая и демографическая избирательность; достоверность и престижность; высокое качество воспроизведения (печатное и графическое); длительность существования; значительное число «вторичных» читателей

Длительный разрыв между  покупкой места и появлением рекламы; невозможно оперативно внести необходимые  изменения в сообщения; не часто издаются; наличие бесполезного тиража; отсутствие гарантии размещения объявления в предпочтительном месте; высокая стоимость размещения

Буклеты

Специальные малоформатные  многократно сфальцованные (сложенные  «в гармошку») издания, посвященные  одной фирме и ее товарам; многоцветные; печатаются на бумаге высокого качества; недорогое и экономичное средством; изготавливаются большими тиражами

Кратковременность использования

Каталоги

Сброшюрованное и переплетенное  печатное издание, рекламирующее большой перечень направлений путешествий, турпакетов и сопутствующих услуг с краткими пояснениями и ценами

Занимает много времени  на изготовление и распространение  и требует больших финансовых затрат

Прямая почтовая рассылка

Избирательность аудитории; гибкость; отсутствие рекламы конкурентов в отправлении; личностный характер

Относительно высокая  стоимость; финансовые и временные  затраты на приобретение и постоянное обновление списка людей, которым будет адресовано данное сообщение

Радио

Массовость использования; высокая географическая и демографическая избирательность; низкая стоимость; возможность постоянного обновления; оперативность

Представление только звуковыми  средствами; степень привлечения  внимания ниже, чем у телевидения; невозможность адресовать сообщение специфической целевой группе; отсутствие стандартной структуры тарифов; мимолетность рекламного контакта

Телевидение

Сочетание изображения, звука и движения; чувственное  воздействие; высокая степень привлечения  внимания; широта охвата; оперативность обновления

Относительно высокая  стоимость; перегруженность рекламой; мимолетность рекламного контакта; меньшая  избирательность аудитории

Наружная реклама

Гибкость; мгновенное восприятие; высокая частота повторных контактов; невысокая стоимость; широкий охват; слабая конкуренция

Отсутствие избирательности  аудитории; ограничения творческого  характера; необходимость краткого сообщения

Интернет

Низкая стоимость; быстрая  возможность доставки рекламного сообщения  с использованием цвета, звука и движения в любую точку земного шара; высокая оперативность; интерактивность; возможность постоянного обновления; постоянный рост аудитории; обратная связь; позволяет моментально узнавать мнение аудитории, а также напрямую получать заказы через Web-сайт компании

Низкая избирательность аудитории; аудитория ограничена техническими возможностями


Итак, туристская реклама  может иметь множество форм и  видов. Ограничения в выборе рекламы могут возникнуть только при планировании рекламного бюджета и направленности. Для определения рекламного бюджета не существует определенной формулы. Показателями, определяющими его, могут быть процент продаж прошлого года и процент потенциальных продаж. Эти показатели нужно брать в расчет, так как роль рекламы состоит в поднятии спроса на продукцию предприятия. Оно будет тратить столько денег, сколько это абсолютно необходимо для достижения им намеченных показателей сбыта. Самый лучший метод для установления рекламного бюджета состоит в определении желаемой цели и в средствах размещения, способствующих достижению этой цели.

Продвижение на рынке  нового туристского центра потребует  больше средств, чем поддержание  у туристов имиджа уже освоенного туристами объекта. Распределение средств рекламного бюджета между рекламой и стимулированием продаж зависит от каждой конкретной ситуации.

Туристское агентство  не может потратить на рекламную  кампанию больше 10 % от оборота. Специфика туристской рекламы состоит в том, что рекламные послания турорганизаций должны иметь большую адресность, по сравнению с рекламой в других сферах хозяйства [3].

Для того чтобы продать  продукт, необходимо привлечь внимание потенциальных потребителей; вызвать  интерес у потребителей к продукту; вызвать желание у потребителей купить данный продукт; стимулировать  покупателей к реальному действию.

Как формы личной продажи, так и реклама весьма эффективны. Но наиболее эффективным является использование  этих двух форм вместе. Реклама идеально подходит для привлечения внимания и создания интереса у потенциальных  покупателей к определенному товару или услуге. Техника личной продажи лучше всего подходит для создания у покупателя желания приобрести тот или иной турпродукт. Однако еще более эффективным при продвижении продукта является использование и рекламы, и техники персональной продажи, подкрепленных туристской пропагандой и различными формами стимулирования продаж.

Согласно Foundation for Public Administration and Research, существуют более 500 определений PR. PR в туристском бизнесе – это прежде всего создание «уникальности» образа того или иного  предприятия; это организация позитивного общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия и повышения его репутации, которое осуществляется различными способами. PR в туристском деле - это функция управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства - служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно [7].

Мероприятия PR подразделяются на две группы:

- направленные на внешнюю  среду фирмы, то есть обеспечивающие  внешние коммуникации – с общественностью, СМИ, органами власти, партнерами и конкурентами, населением, а также с другими контактными группами;

- направленные на внутреннюю  среду и преследующие цели  формирования корпоративной культуры, фирменного стиля, здорового психологического климата.

К первой группе мероприятий PR, обеспечивающих систему внешних связей фирмы, относятся: выставки, презентации, пресс-конференции, брифинги, семинары, организация рекламных туров, пресс-туров, информационные и пропагандистские кампании в прессе, на радио и телевидении, лотереи, конкурсы, благотворительные акции, спонсорство, лоббирование, организация культурных, спортивных, зрелищных мероприятий [6].

Особое место, свою отличительную  особенность и специфику, имеет  реклама из уст в уста. Поскольку  данная реклама не является рекламой исходящей непосредственно от турфирмы, не зависит от ее старания в рекламной области и желания, происходя независимо, в процессе общения между клиентами турфирмы, являясь отзывом о качестве его работы и услуг, в процессе непосредственного общения клиентов между собой,  турфирмам следует уделять особое внимание повышению качества своих услуг и общению с клиентами. Данная реклама по своей эффективности может гораздо сильнее давать экономические финансовые результаты, чем все другие виды и средства рекламы, вместе взятые.

Особой отличительной особенностью данного вида рекламы является то, что она может быть построена и как антиреклама, поскольку эта реклама единственная среди всех, отражающая объективный порядок вещей и процессов, происходящих в фирме. Данная реклама может как повысить финансово – экономический результат работы предприятия, так и значительно снизить его.

Поэтому руководителям фирм настоятельно рекомендуется проявлять  заботу о персонале, поскольку именно он является главным связующим звеном между гостями и услугами фирмы. Работники турфирм, в зависимости от того, насколько их устраивают условия работы, условия оплаты, степень реализации и мотивации их рабочих качеств и профессиональных навыков, а также, общение с начальством, могут как целенаправленно, так и независимо от своего желания, создавать фирме как благоприятный, так и сугубо отрицательный имидж, путём простого общения с клиентами [9].

Менеджерам необходимо сосредотачивать  своё внимание на проблемах персонала, особенно на настроении, с которым  сотрудники выходят на работу, обращать внимание на их личное общение с персоналом, не употреблять излишне резких форм общения, не допускать в своем личном общении с персоналом никаких ругательств, свойств зависти, других неуважительных действий.

Здесь большое значение играет роль "созревания" менеджерского состава фирмы для своей должности, поскольку часто именно от их действий зависит общее настроение и моральная обстановка внутри фирмы [4].

Реклама из уст в уста моментально реагирует на всё, происходящее внутри фирмы, являясь зеркалом настроений сотрудников и позиционирования фирмы в своём регионе.

Маркетинговые отделы туристических  компаний осуществляют многоплановую  целенаправленную деятельность, обеспечивающую изучение рынка, подготовку выгодных предложений  и успешную продажу туров. Однако конкуренция на рынке туристского предложения становится все более острой, что заставляет туроператоров искать новые формы выхода на рынок с использованием современных информационных технологий.

В последнее  время центральной темой публикаций не только компьютерной прессы, но и массовых изданий, стала сеть Интернет, приковав к себе внимание специалистов по информационным технологиям, предпринимателей, рядовых пользователей и всего цивилизованного мира.

Несмотря на то, что многие туристические агентства все  еще скептически относятся к Интернету, «плюсы» его использования становятся все более очевидными. Интернет предлагает огромное количество необходимой в работе турагентств информации: от адресов гостиниц и расписаний авиарейсов до визовых и таможенных правил и предложений российских и зарубежных туроператоров (причем информация может быть любой по объему — от прайс-листов до целых каталогов).

Интернет как рекламная  площадка обладает некоторыми принципиальными особенностями, которые присущи только ему.

Отличительной особенностью Интернета как новой инфраструктуры маркетинга и сбыта является тот  факт, что здесь пока не действует  основной принцип рыночной экономики: спрос рождает предложение. Опыт многих стран свидетельствует, что не потребитель определяет объем цифровых услуг. Напротив, поставщики и производители приходят к выводу о необходимости присутствия в глобальной сети Интернет. Объясняется это не только вопросами престижа, но и опасением, что лучшие места на этом перспективном рынке займут другие. Кроме того, производители товаров и прямые поставщики услуг надеются с помощью нового канала дистрибьюции избавиться от многочисленных посредников. Некоторые исследователи прогнозируют, что благодаря виртуальному каналу многие из них (производителей и поставщиков) и, в первую очередь, дистрибьюторы, страховые агенты и вторичные распространители потеряют источник дохода [9].

Не менее важным преимуществом  электронных каналов является более  тесный контакт с покупателем. В Сети клиенты сообщают о себе многие данные, которые компании могут использовать в своем бизнесе, а именно в персональных продажах.

Интерактивный контакт с  потребителем обеспечивает также более  тесную привязку их к фирме. В век глобальной электронной торговли внимательное отношение к покупателю станет решающим фактором в конкурентной борьбе, поскольку конкурент будет находиться на расстоянии одного щелчка мышью. Стремясь как можно раньше обозначить свое присутствие в киберпространстве, многие фирмы забывают, а некоторые и не подозревают, что электронные каналы требуют новой маркетинговой стратегии, рассчитанной на получение отдачи через определенное (иногда измеряемое годами) время. Ошибаются те, кто ждет увеличения сбыта и прибыли после нескольких десятков или сотен обращений к своему серверу.

Туристические агентства  и туроператоры создают свои интернет-сайты, на которых клиенты могут найти  необходимую информацию о деятельности компаний и предоставляемых услугах, о путешествиях, оставить запрос на информацию по определенному направлению, заказать брошюру и необходимые материалы, а также сформировать и заказать тур по собственному желанию. Это позволяет туристическим фирмам уделять больше внимания более сложным маршрутам и эксклюзивным заказам.

Большинство туристических  фирм начинают рекламную деятельность в Интернете с создания собственного проекта: сайта или веб-страницы.

Если туристская компания смогла применить интернет-технологии в своей маркетинговой политике, создала и поддерживает сайт с учетом требований этой политики и законов функционирования Сети, то можно считать, что ее руководство сделало самый трудный, но и самый важный шаг на пути к максимально эффективному использованию возможностей Интернета.

Информационно-поисковые  системы, действующие на туристском рынке, пока что не могут освободить туристические фирмы от выполнения маркетинговых задач, но позволяют экономить время, затрачиваемое на поиск и продажу туров, а также людские и финансовые ресурсы, что в конечном итоге способствует повышению экономической эффективности туристской фирмы.

Выводы. В целом, основными способами продвижения туристских услуг являются: реклама, мероприятия по стимулированию сбыта, мероприятия PR и прямой маркетинг. Наиболее распространенные средства рекламы – каталоги, проспекты, буклеты, реклама в СМИ, интернет-реклама. Из мероприятий стимулирования сбыта применяются – скидки, сувениры, дисконтные карты, лотереи, конкурсы. Мероприятия PR, проводимые турфирмами включают – фестивали, спонсорство праздников, спортивных соревнований, благотворительность, PR в средствах массовой информации.

 

 

 

 

Глава 2. ООО «Экватор-тур» и его позиция в конкурентной борьбе

2.1. Экономико-организационная  характеристика ООО «Экватор-тур»

 

Общество с  ограниченной ответственностью «Экватор-тур» было создано по решению учредителей в декабре 1998 года (свидетельство о регистрации № от 23.12.98) в соответствие с ГК РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98.

Высшим органом  управления Общества является общее  собрание участников общества. Текущее руководство деятельностью Общества осуществляет единоличный исполнительный орган - Директор, который подотчетен общему собранию Общества.

В соответствии с Уставом предприятия ООО  «Экватор-тур» вправе иметь права и нести ответственность, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Основными же видами деятельности предприятия являются:

  • организация и осуществление туристической деятельности, в том числе и международной;
  • организация продаж российским гражданам и юридическим лицам поездок за границу, иностранным гражданам и юридическим лицам в третьи страны;
  • организация и обеспечения приема и обслуживания иностранных туристов в стране и российских граждан за границей по приобретенным поездкам, а также туристов других стран в третьи страны.

Отдельными  видами деятельности, перечень которых  определяется федеральным законодательством, предприятия могут заниматься только после получения в установленном  порядке соответствующей лицензии (разрешения), к таким видам деятельности относиться и международная туристическая деятельность. ООО «Экватор-тур» имеет лицензию на право осуществления международной туристической деятельности № В 343157 от 23.12.98. Также каждый тур (услуга) подлежит сертификации.

ООО «Экватор-тур» обладает лицензией на туроператорскую и турагентскую деятельности, имеет сертификат соответствия на оказываемые услуги. Компания  аккредитована при министерстве иностранных дел России, является членом Российского союза предприятий туриндустрии.

 ООО «Экватор-тур»  является многопрофильным туроператором.  В сфере выездного туризма компания является лидером по Азиатско-Тихоокеанскому направлению (Китая, Таиланд, Южная Корея). Успешно реализует туристические пакеты по странам Европы.

В сфере въездного  и внутреннего туризма  ООО «Экватор-тур» осуществляет прием и комплексное обслуживание туристов в Нижнем Новгороде и Нижегородской области.

Структура управления предприятием представлена на рис. 2.

Как видно из представленной схемы, организационная  структура компании представляет собой линейно-функциональную модель. Непосредственно на генерального директора замыкается главный бухгалтер, а также менеджеры отдельных направлений. Обязанности менеджеров состоят в организации обслуживания клиентов компании на определенных географических маршрутах.

Так сложилось, что весь спектр туристических услуг  компании был поделен  на несколько  сегментов:

  • ЮВА: обслуживание туристов, выезжающих в Китай, Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Сингапур и другие страны Юго-восточной Азии.
  • Европа: организация сотрудничества с крупными операторами, предоставляющими туристические услуги по странам Европы
  • Россия: организация туров по России, а также туров по Нижегородской области.
  • отдельно выделяется деятельность по организации въездного туризма и обслуживанию иностранных туристов на территории области.

 


Рисунок  2 - Организационная  структура ООО «Экватор-тур»

 

В подчинении у  менеджеров находятся инструкторы  и руководители групп. К непосредственным обязанностям инструкторов относится  выполнение всех требуемых процедур и формальностей, связанных со сбором данных и оформлением документов. Деятельность этих сотрудников четко регламентирована соответствующими инструкциями и положениями, тем не менее, в данной работе постоянно требуется внимательность, так как любая, даже самая незначительная, ошибка может повлечь за собой срыв поездки отдельно взятого клиента, что в конечной счете крайне негативно сказывается на внешнем имидже компании.

Также менеджерам подчиняются руководители групп, которые занимаются сопровождением туристов в поездке и организацией отдыха непосредственно на местах.  Профессионализм и компетентность этих сотрудников сложно переоценить, так как даже при идеальной организации тура, любые проблемные ситуации, возникающие в процессе поездки - если они быстро не разрешаются – приводят к недовольству туристов услугами данной туристической компании и, как следствие, потере этой компанией своих клиентов. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Экватор-тур» приведены в таблице 2.

Таблица 2

Основные технико-экономические  показатели деятельности

ООО «Экватор-тур» за 2007-2009 гг

 

Наименование  показателей

2007

2008

2009

Изменения

абсолютные

относительные

2008

 к 2007

2009

 к 2007

2008

к 2007

2009

  к 2007

Объем реализованных  услуг, тыс. руб.

3380

9211

9845

5831

634

273%

107%

Среднесписочная численность, человек

18

34

31

16

-3

189%

91%

Объем реализованных  услуг на одного работающего, тыс. руб.

188

271

318

83

47

144%

117%

Себестоимость услуг, тыс.руб.

2143

6894

7825

4751

931

322%

114%

Затраты на 1 руб. продукции, руб./руб.

0,63

0,75

0,79

0

0

118%

106%

Управленческие  расходы, тыс.руб.

560

789

1242

229

453

141%

157%

Финансовый  результат, тыс. руб.

677

1528

778

851

-750

226%

51%


 

Объем реализации услуг в каждом следующем периоде возрастал по сравнению с предыдущим с темпами прироста 173% и 7% соответственно. Рост этого показателя в 2008 году вызван двумя факторами: ростом физических объемов реализации продукции и ростом цен. В 2009 году компании не удалось существенно увеличить объемы реализации услуг. Усилившаяся конкуренция не позволила нарастить объемы на традиционных для компании направлениях, а также привела к необходимости снижать стоимость услуг в целях подержания привлекательности своих услуг. Новые направления работы не осваивались.

Рост численности  сотрудников наблюдается в 2008 году. К концу года количество работников увеличилось почти вдвое. В следующем периоде штат компании сократился на 3 человека. 

Управленческие  расходы за 2008 и 2009 год выросли на 41 и 57% соответственно. Это вызвано увеличением аренной платы, расходов на связь и рекламу.

Прибыль существенно  выросла в 2008 по сравнению с 2007 годом (на 126%), но снизилась в два раза по итогам 2009 года. Этот результат является закономерным следствием низкого прироста выручки и одновременного увеличения расходов.

В целом стоит  отметить, что результаты 2009 года заметно уступают аналогичным показателям предшествующего периода. Не удалось сохранить те темпы роста и динамику развития компании, которые наблюдались в 2008 году. Последний год из рассматриваемого периода можно охарактеризовать как застой и снижение деловой активности.

В таблице 3 приведены показатели годовой выручки по направлениям, а также усредненный доход компании от одного тура.

Таблица 3

Выручка и средний  доход с тура

Направление

2007

2008

2009

Выручка 
тыс.руб.

Средн. доход  с тура, руб.

Выручка 
тыс.руб.

Средн. доход  с тура, руб.

Выручка 
тыс.руб.

Средн. доход  с тура, руб.

Россия

169

379

718

652

1014

783

Европа

2873

454

7461

320

7423

242

Япония

68

1390

138

1670

167

2130

Нижегор. обл.

270

1932

672

2257

837

2791

Вьетнам

-

-

92

1561

177

1874

Таиланд

-

-

129

982

226

1192


 

Данные с таблицы представлены в графическом виде на диаграммах.


Рисунок 3 - Динамика выручки ООО «Экватор-тур» от реализации услуг в тыс.руб

Как видно доминирующим в работе компании является европейское  направление, представленное в первую очередь организацией и продажей туров в Турцию, Чехию, Скандинавию  и в другие страны и южные курорты.

За рассматриваемый  период объем реализации услуг на этом направлении вырос в 2,6 раза достигнув в 2009 году 7,4 млн.руб. При этом удельный вес европейского направления за три года сократился с 85 до 75%. Это свидетельствует о том, что компания стремится расширять географию услуг и развивать новые направления своей работы, тем самым диверсифицируя имеющийся портфель туристических услуг.

Активно развивается  направление местного туризма. В  Нижегородской области существует большое количество прибрежных туристических баз, спрос на которые в летний период уверенно растет из года в год. ООО «Экватор-тур» предлагает своим клиентам большой выбор  вариантов для отдыха в живописных местах области. Объем реализации туров по области увеличился за период с 2007 по 2009 год в шесть раз. Такой рост вызван как увеличившимся потоком клиентов, так и ростом стоимости данного вида сервиса. Клиенты становятся более требовательны к качеству сервиса и бытовому комфорту. Это требует дополнительных вложений со стороны организаторов туров, что в конечном итоге сказывается на цене услуги. Удельный вес данного направления в общем объеме реализации услуг за рассматриваемый период увеличился с 5 до 10%. Рост спроса на данный вид отдыха на территории области делает это направление достаточно перспективным, и компания планирует активно развивать этот вид сервиса.

ООО «Экватор-тур» также предлагает своим клиентам туры в различные азиатские страны. Наибольшей популярностью пользуются туры в Таиланд, Японию, Вьетнам. Объем продаж на этих направлениях пока небольшой, однако положительная динамика позволяет надеяться на то, что удельный вес этих направлений будет уверенно расти. Продажи туров в Таиланд с 2007 года выросли в три раза, и в общем объеме выручки занимает 8,5%.

Являясь агентом ведущих московских тур-операторов ООО «Экватор-тур» предлагает своим клиентам туры в европейские страны. Данное направление можно назвать приоритетным. Структура объемов сбыта за 2009 год представлена на диаграмме ниже.


Рисунок 4 – Структура объема сбыта услуг ООО «Экватор-тур», в %


Рисунок 5 - Динамика среднего дохода с тура ООО «Экватор-тур»

по направлениям, руб.

 

Как видно на диаграмме, туры на европейском направлении  являются наименее доходными. При этом большая конкуренция в этом сегменте рынка вынуждает снижать цены на свои услуги, в итоге за анализируемый период средний доход компании, получаемый с одного тура, сократился почти вдвое. Тем не менее, большой поток туристов компенсирует низкую доходность этого направления.

Чуть более  выгодными с точки зрения доходности являются туры по области. При этом рост цен на данный вид сервиса  позволяет увеличивать доходы компании в расчете на один тур. Так за 2007-2009 гг. средний доход с одного местного тура вырос более чем в два раза.

Доходность  туров по прочим направлениям составляет около 10% от стоимости путевки. Таким  образом, один тур в среднем приносит компании доход в размере 50-70 долл. Наиболее высокодоходным является продажа туров в Таиланд. На этом направлении средний доход может достигать 80-100 долл. от продажи одного тура.

Вывод. Проведенный анализ исследуемого предприятия показал, что ООО «Экватор-тур» обладает лицензией на туроператорскую и турагентскую деятельности, имеет сертификат соответствия на оказываемые услуги. Компания  аккредитована при министерстве иностранных дел России, является членом Российского союза предприятий туриндустрии. ООО «Экватор-тур»  является многопрофильным туроператором.  В сфере выездного туризма компания является лидером по Азиатско-Тихоокеанскому направлению (Китая, Таиланд, Южная Корея). Успешно реализует туристические пакеты по странам Европы. Экономические показатели деятельности фирмы свидетельствуют об успешной и прибыльной деятельности на рынке туристских услуг.

2.2. Состояние конкуренции  на рынке туруслуг в Нижнем Новгороде

 

Туризм –  явление, известное каждому. Во все  времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и  первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена [17].

Мы вступили в рыночное хозяйство в тот  период, когда на международном рынке  уже произошли существенные изменения  в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для  некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).

Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и  мировой экономики. Туризм – это  также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических  организаторов и посредников.

В условиях  рыночных отношений и особенно в  переходный к рынку период туризм является одной из динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его  развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные  сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место. В России туристический бизнес развивается быстрыми темпами. И сейчас при переходе к рыночной экономике очень важно применять современные методы управления.

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично  развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (далее – ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли [22].

Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Средние темпы роста туризма составляют 5-7 % в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число  международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4 раза должны увеличиться доходы от туризма: до 2 трлн. долларов США. Туристскую отрасль выгодно отличают ряд и других факторов: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги. В странах ЕС доходы от туризма составляют  в среднем 5,5 % ВВП.  В 2005 году количество международных прибытий выросло  на 5,5 % и достигло 808 миллионов [23].

Причиной столь  успешного развития отрасли в  мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития ВВТ:

  • ВВТ создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8-10 рабочих мест);
  • стимулирует развитие внутренних подотраслей – гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;
  • способствует притоку в страну (область) иностранной валюты;
  • стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты;
  • стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
  • способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия страны (области);
  • стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел; изготовление сувенирной продукции;
  • экологически устойчивый туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует важное значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;
  • формирует престиж области и страны в целом.

Исходя из оценки выгод ВВТ и темпов развития отрасли, большинство стран успешно переориентировали  свою экономику на въездной и внутренний туризм. России, чтобы занять долю на мировом рынке въездного туризма, необходимо успешно конкурировать с такими странами как Турция, Испания, Египет – в сегменте рекреационного туризма, и с европейскими странами - в сегменте культурно-познавательного туризма.

В таблице 4 приводятся данные по странам — лидерам топ-направлений в мировом туризме.

На второе место  по числу приемов иностранных  туристов вышла Испания, обогнавшая по данному показателю такую великую  туристскую державу, как США. Причем число туристов, посетивших Испанию  в 2008 увеличилось на 3,3% по отношению к 2007 г. В настоящее время тенденция, продемонстрированная в табл. 4. сохраняется.

Внутренний  туризм представляет особый интерес, так  как 80% всех туристских потоков приходится именно на этот вид туризма. Очень  трудно получить точные данные о внутреннем туризме, потому что многие путешествия остаются незарегистрированными, а сбор, обработка и анализ статистических данных требуют значительных затрат на создание соответствующих структур и подготовку персонала.

Таблица 4

Страны —  лидеры топ-направлений в мировом  туризме в 2008 г.

(млн. человек)

Страна

2007 г.

2008 г.

Отклонение, %

Доля на мировом  рынке, %

Франция

75,6

76,5

1,2

11,1

Испания

47,9

49,5

3,3

7,2

США

50,9

44,5

-12,6

6,5

Италия

41,2

19,1

-5,1

5,7

Китай

31,2

33,2

6,4

4,8

Великобритания

25,2

23,6

-6,6

3,4

Канада

19,7

19,7

0

2,9

Мексика

20,6

19.6

-4,9

2,8

Австрия

18

18,3

1,7

2,7

ФРГ

19

17,9

-5,8

2,6


 

Объем внутреннего туризма  в каждой стране зависит от географических факторов, например, занимаемой площади, расположения по отношению к другим местам туристского назначения, наличия туристских ресурсов. Так, в Нидерландах и Бельгии объем внутреннего туризма невелик, поскольку площади территорий этих стран маленькие и их жителям не доставляет большого труда добраться до соседних стран, располагающих уникальными туристскими ресурсами. А вот в США и Австралии картина совершенно другая: во-первых, эти страны имеют достаточно большие площади, во-вторых, они могут предложить целый ряд высококачественных мест туристского назначения (в США основные потоки внутреннего туризма направляются в Калифорнию. Флориду, штаты Нью-Йорк и Техас). В результате у этих стран достаточно большой объем внутреннего туризма.

Внутренний туризм будет  развиваться по мере того, как новые  страны будут появляться на туристском рынке.

Наиболее авторитетными  источниками сведений о состоянии  международного туризма являются прежде всего международные туристические  организации, например ВТО.

Авторитетные исследователи  отмечают, что одной из главных, особенностей развития туризма является неравномерное распределение международных туристских потоков в разных регионах и странах. Туристские потоки сконцентрированы в нескольких регионах земного шара, и их движение имеет в основном интрарегиональный характер.

В настоящее время наблюдаются  такие пропорции:

  • массовые или групповые туристы составляют 20-30% от общего 
    числа лиц, путешествующих за границу;
  • остальные 70-80% — индивидуальные туристы, которые путешествуют, как правило, в близлежащие страны [16].

Это соотношение  в последние годы меняется в пользу массового туризма по следующим  причинам:

  • уменьшение числа последовательных дней отпуска и в то же время увеличение частоты отпусков;
  • низкая цена авиаперевозок;
  • увеличение числа чартеров для удобства туристов, путешествующих группами;
  • повышенная заинтересованность туроператоров в массовом туризме 
    в связи тем, что он приносит большой доход;
  • поиск новых направлений, которые имеют большие преимущества 
    с экономической точки зрения;
  • увеличение числа рабочих мест в массовом туризме;
  • увеличение числа туристов, путешествующих на автобусах благодаря низкой цене турпакета.

В отношении  тенденций развития массового туризма  можно подчеркнуть следующее; индивидуальный туризм (туристы, путешествующие самостоятельно с туристскими целями) растет более медленными темпами, чем массовый туризм. Хотя туристы, индивидуально планирующие свои отпуска, получают 4  большие преимущества, реализация подобных путешествий на дальние расстояния сложна, высока стоимость индивидуальных программ.

Объемы путешествий  с целью рекреации увеличиваются  более динамично по сравнению  с объемом делового туризма. Если в 70-х годах на рынке международного туризма преобладал деловой сегмент, то в настоящее время соотношение изменилось в сторону рекреационного туризма: о туристов путешествуют с целью отдыха и только 40% - с деловыми. Можно предположить, что в основном развитие туризма будет осуществляться за счет увеличения числа путешествующих с целью рекреации, несмотря на то, что деловой туризм будет иметь важное значение для мирового туризма в целом [13].

Во всех экономически развитых странах для работающих предусматриваются оплачиваемые отпуска. В развивающихся странах положение  с оплачиваемыми отпусками также  стабилизируется. Увеличивается продолжительность оплачиваемых отпусков. Например, в Японии в настоящее время продолжительность отпусков для многих категорий работников составляет 7 недель в год. Это дает возможность увеличивать время, проведенное в отпусках за рубежом, совершать длительные путешествия.

К концу XX в. наметилась тенденция к увеличению продолжительности пребывания во время международных путешествий и увеличению количества путешествий, совершаемых в течение года. Увеличение продолжительности пребывания происходит в основном за счет числа туристов пожилого возраста, пенсионеров, особенно из тех стран, где пенсии составляют значительные суммы и уровень пенсии достаточен для того, чтобы совершать заграничные путешествия.

Туроператоры  проявляют интерес к путешествиям старшей возрастной группы населения (третий возраст). Эта категория потребителей имеет больше времени, больше денег. У них есть уже взрослые дети. Они верны своим привязанностям, едут в знакомые места, не хотят экспериментировать. Они теснее привязываются к определенному месту проживания, знают всех служащих в гостинице.

В то же время  в мировом туризме отмечается рост количества краткосрочных поездок  на выходные дни или на две-три  ночевки. Это происходит за счет молодых  туристов, которые стремятся вырваться  в путешествие на несколько дней, чтобы не допускать длительных перерывов в работе.

Наблюдается возрастание  требовательности клиентов к сервису. Это особенно проявляется по мере того, как туристы все больше путешествуют и все больше узнают о современном сервисе. Чем больше туристы путешествуют, тем большего комфорта они хотят. Они могут сравнивать уровень предоставляемого сервиса, часто что-то критикуют, требуют рекламаций.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.