Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГЛАВА 17. 'Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

 

Эмоции - особый класс психических  процессов и состояний, который  составляет переживаемые в различной  форме отношения человека к предметам  и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма  отражения действительности. Если в  познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений  для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят  личностный характер. Они связаны  с потребностями и выступают  показателем того, как происходит их удовлетворение.

 

Отличительной характеристикой  чувств является их полярность как  простейшее переживание удовольствия-неудовольствия. Чувства обладают различной степенью продолжительности и интенсивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на организм, направленности, способу выражения, условиям возникновения и исчезновения и т. д. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомиме), в интонациях речи.

 

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо  выраженный предметный характер, так  как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.

§ 1. Эмоциональное развитие в младенчестве

 

Первые эмоции ребенок  испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в  крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н..JI. Фигурина, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

 

После 3-й недели жизни  у ребенка возникает первая социальная реакция - улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные  эмоции входят в состав «комплекса оживления» - специфического поведения  в отношении взрослого. В четырехмесячном  возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос  матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или  быстро приближает и отдаляет от своего лица. Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем  самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

 

Выразительные эмоциональные  реакции, с помощью которых ребенок  сообщает взрослому о своем состоянии, - это главное коммуникативное  средство общения в довербалъный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

 

На первом году жизни эмоциональные  реакции малыша на взрослого развиваются  в трех направлениях. Во-первых, из «местной» реакции - улыбки - они становятся выражением «полной» радости, входящей в комплекс оживления. Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. Ребенок 4-5 мес. дифференцирует своих и чужих. После 8 мес. возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5- 2 года.

 

Таким образом, переживание  положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных  со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные - конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами - положительными эмоциями.

 

Во втором полугодии жизни  младенец в связи с развитием  ситуативно-деловой формы общения  адресует взрослому и отрицательные  эмоции - обиду, неудовольствие, гнев. И  в то же время он начинает различать  положительные и отрицательные  оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых.

На протяжении первого  года жизни дети очень чувствительны  к эмоциональному отношению и  вниманию взрослых к себе. В атмосфере  чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные  проявления полны, разнообразны, переживания  глубоки. Частые запреты, сухость и  эмоциональная бедность общения  приводят к замкнутости, угрюмости  и плаксивости младенца. Дети реагируют  на эмоциональные состояния, переживания  близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время  эмоции малыша очень неустойчивы, его  настроение быстро меняется. Улыбка переходит  в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость. На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает сформироваться любовь и симпатия к близким.

 

Симпатия - это основа для  развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности  и гуманности (Ю.И. Лысенко). Она возникает  в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые  ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелательность и любовь. Она  проявляется в выразительных  движениях: ребенок улыбается, тянется  к взрослому, подпрыгивает. К концу  первого года жизни ребенок проявляет  простейшие формы сочувствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому  человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит  подражание. Оно носит характер заражения  эмоцией другого человека. В возрасте 3-4 мес. у малыша значительно расширяется  круг объектов, которые вызывают положительные  переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, движения, прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется, сохраняется более длительное время. Уже в 4-5 мес. большую радость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается. На 5-м месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незнакомое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассматривании, приближении или удалении. Новизна побуждает младенца совершать повторные и цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая положительные эмоции.

В 5-6 мес. резко возрастает интерес к окружающему. Малыш  по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил.

 

Эмоциональные состояния, возникающие  при выполнении действий, служат показателем  активности младенца. После 6 мес. освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать  с интересующим предметом, то у него возникают сильные отрицательные  эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные  эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о  том, что действие ребенок полностью  усвоил. Такое самочувствие дает возможность  сосредоточенно, на спокойном эмоциональном  фоне действовать с предметами, способствует проявлению внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций связано с тем, как младенец умеет  действовать с предметами и получает ли он в результате действий желаемый эффект, будь то сосредоточение взора на игрушке или складывание шариков в коробку.

 

Овладение манипуляциями  с предметами приводит к тому, что  во втором полугодии первого года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному  взрослому. Чтобы правильно выполнять  действие, ребенок должен научиться  правильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания.

 

Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает  появление к концу первого  года чувства удивления.

Оно возникает при воздействии  нового необычного раздражителя. Причем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические  потребности. Ориентировочный рефлекс  «что такое?» преобразуется в  познавательное отношение к действительности. Чувство удивления говорит о  зарождении высшей духовной потребности - познавательной.

 

Укажем особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:

 

- основу развития эмоций  составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

 

- социально обусловленные  формы эмоциональных переживаний  формируются в процессе общения  младенца со взрослыми;

 

- в ситуативно-личностном  общении у ребенка возникает  радость от доброжелательного  внимания к себе, недовольство  отсутствием общения;

 

- в ситуативно-деловом  общении у малыша проявляются  удовольствие от совместных манипуляций,  радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании,  неудачном действии;

 

- складываются предпосылки  высших чувств - любви и симпатии  к близким, познавательных чувств.

§ 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве

 

Эмоциональные переживания  ребенка раннего возраста сохраняют  ряд особенностей, характерных для  младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает  сильное влияние на все поведение  малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него преддошкольники становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

 

Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и  эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.

 

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н. Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

 

В то же время в возрасте 1-3 лет происходят заметные изменения  в эмоциональной сфере. В начале раннего детства в связи с  выделением предметов как постоянно  существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений  о них возникают чувства, связанные  с теми объектами, которые малыш  не видит перед собой в данный момент. Так, в отсутствие мамы малыш  вспоминает и тоскует о ней. Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются  границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается  круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается  самостоятельность движений и действий. В отличие от младенца, которому в большей степени свойственны  подражательные переживания, у преддошкольника все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.

Эмоции детей второго  года жизни тесно связаны с  предметной деятельностью, ее успешностью  или неуспешностью (Е. Волосова). Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнообразными причинами, чем у младенца. Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого. Как и в предыдущий возрастной период, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.

 

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.

 

Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.). Переживания теперь уже  связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности  человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.

 

К концу второго года жизни  малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные  не только с условными действиями, но и с сюжетом (Е. Гаспарова). Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

 

Малыш (около 2 лет) бурно  реагирует на казалось бы незначительный факт в игре: упала кастрюлька. Он плачет, кричит, а нередко и совсем прекращает играть. Ведь для него представляет важность именно правильное выполнение действия.

 

К 3 годам у ребенка, поглощенного сюжетом и выполнением роли, неудачи  предметного характера не вызывают отрицательных эмоций, как раньше. Его переживания теперь неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» - восклицает малыш  и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Его неудовольствие и опасение вызывает то, что кукла может испачкать  себе платье. Сюжетные переживания  говорят о том, что предметная направленность деятельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного  предметно-игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный  отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.

В раннем возрасте развиваются  высшие чувства, предпосылки которых  сложились в младенчестве.

 

К 3 годам отчетливо проявляются  эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок  учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

 

Максим Д. с 2 лет с удовольствием  слушает классическую музыку, но ему  не нравится, как поет мама. Стоит  ей запеть, он сразу говорит: «Мама, не пой!» - и настаивает на том, чтобы  она замолчала.

 

Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который  обращает внимание на эстетически привлекательные  объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту  в окружающем и привлекает взрослого  к своим переживаниям, делится  ими.

 

На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у  младенца, в раннем детстве возникает  элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.

 

Зарождаются новые чувства  в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится  узурпировать внимание взрослого и  протестует, когда оно делится  между детьми или оказывается  другому ребенку.

 

Так, желание вернуть себе максимальное внимание взрослых побудило Лену А. (3 года) подражать младшему брату. Она легла в его коляску  и заявила взрослым: «Дайте мне  бутылочку с соской. Налейте чаю. Я буду сосать».

 

В то же время при систематическом  побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство  симпатии. На 2 и 3-м году жизни проявления симпатии усложняются. Накопление собственного опыта помогает преддошкольнику понять, когда другому больно или когда другой голоден. Когда взрослый обозначает в слове эмоциональные состояния старших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше. В возрасте 2-3 лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных предпочтениях.

Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.

 

Освоение преддошкольником речи приводит к тому, что определенные слова приобретают условно-эмоциональное значение, способность выражать положительное или отрицательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Слово включается в эмоциональные процессы, изменяя их протекание.

 

Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Сначала  само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет  оценочного значения. Оно приобретает  такое значение, когда взрослый подкрепляет  его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит  «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово-оценка перестает нуждаться  в дополнительном подкреплении, и  ребенок уже определенным образом  реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции  поведения создает связь чувств с представлением, придавая действиям малыша известную целенаправленность.

 

Зарождение эмоциональной  реакции на похвалу создает условия  для развития самолюбия и чувства  гордости (Р.Х. Шакуров). Сначала переживания  гордости неустойчивы и возникают  лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие  малыша, что говорит о возникновении  первых зачатков чувства собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, возникает сопротивление ребенка. Поэтому в течение длительного времени он продолжает гордиться тем качеством, которое положительно оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом перестраивается детская гордость. А чувство, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво.

Под влиянием воздействия  на малыша положительной и отрицательной  оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства  гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит  формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у преддошкольника при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

 

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте: - эмоциональные  переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают  мотивами поведения;

 

- происходит дальнейшая  социализация эмоций, поскольку  переживания связаны с результатами  человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;

 

- развиваются высшие чувства,  среди которых особое место  занимают симпатия, сочувствие, чувство  гордости и стыда;

 

- включение слова в  эмоциональные процессы перестраивает  их протекание и в совокупности  с установлением связи между  чувством и представлением создает  предпосылки для их регуляции.

§ 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

 

Эмоциональное развитие дошкольника  связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

 

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей  деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь  от привлекательной игры. Именно в  дошкольном возрасте ребенок осваивает  высшие формы экспрессии - выражение  чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной  стороны, развитие эмоций обусловлено  появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное  предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

 

Изменения в эмоциональной  сфере связаны с развитием  не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение  речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они  становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо  удается. Старший дошкольник в известной  степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью  слова.

 

Приведем пример.

 

Взрослый смазывает Максиму  Д. (5 лет 10 мес.) царапину йодом. Мальчик  отворачивается, морщится и плотно сжимает губы. Взрослый: Максим, тебе больно? Максим: Мужчины не плачут !

 

Подчеркнем, что дошкольники  с трудом сдерживают эмоции, связанные  с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать  импульсивно.

 

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

 

Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с  близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил  мощный фундамент для становления  нравственных чувств.

 

Если в раннем детстве  ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных  отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами  поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания  теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких  переживаний обобщается в форме  нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие - обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая  игра. Ролевые действия и взаимоотношения  помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к  передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять  переживания других.

 

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного  для окружающих, возникают новые  эмоциональные переживания: радость  от общего успеха, сочувствие усилиям  товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

 

На основе знакомства детей  с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное  отношение к труду дошкольники  переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).

 

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции  ребенка. В условиях острого личного  соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.

 

Пассивное наблюдение за деятельностью  сверстника вызывает у дошкольника  двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам  другого, а если не уверен, то испытывает зависть.

 

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых  же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех  или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее  заметны.

 

Наиболее яркие положительные  эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным  литературным героем, активно ему  сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Симпатия у дошкольника  становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.

 

Так, Лена А. (6 лет) встает в  угол радом с братом, которого наказали, и объясняет маме: «Раз Сашу наказали, и я буду стоять. Когда его освободят, тогда и я выйду». В другой ситуации, когда мама в магазине предложила купить мороженое, девочка сказала: «И Саше. Если Саше не купишь, то и мне  не надо».

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.