Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предприятие в системе рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

 

 

Предприятие занимает центральное  место в народно-хозяйственном  комплексе любой страны. Это первичное  звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. От успеха отдельных предприятий  зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое  развитие общества, степень удовлетворенности  в материальных и духовных благах населения страны. Предприятие выступает  как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

Предприятия являются основными  источниками формирования бюджетов всех уровней, выступают связующим  звеном для всех субъектов рыночных отношений. Эта тема всегда актуальна  для экономики каждого государства. В современных условиях предприятие  является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создается  нужная обществу продукция, оказываются  необходимые услуги.

Предприятие как юридическое  лицо имеет право заниматься любой      хозяйственной деятельностью, не запрещенной  законодательством и отвечающей целям  создания предприятия, предусмотренным  в уставе предприятия.

В рыночной системе все  имеет цену. Различные виды человеческого  труда также имеют цену уровень  зарплаты, тариф на услуги. Рыночная экономика для неосознанной координации  людей и предприятий через  систему цен и рынков. Если взять  все разнообразные рынки, то получим  широкую систему, стихийно обеспечивающую равновесие цен и производства путем  проб и ошибок.

По средствам согласования между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика решает

одновременно все три  проблемы:

- что производить? Определяется каждодневно голосованием посредством денег (путем выбора покупателем товара и его покупки);

- как производить? Определяется конкуренцией между производителями, каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, снизить издержки производства;

- для кого производить? Определяется соотношением спроса и предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и средства производства).

В рамках курсовой работы рассмотрены  понятия самого предприятия, его  направления, классификации. Основное внимание уделено главным целям  предприятия и на примере рассмотрена  его роль в рыночной экономике.                                                       

Целью данной курсовой работы является фактическое изучение предприятия  в системе рыночной экономики.

Поставленная цель достигается  путем решения следующих задач:

- изучить оценку предприятия  в системе рыночной экономики.

В качестве теоретической  и методологической основы, при написании  работы, в рассмотрении предприятия  в системе рыночной экономики  была использована литература известных  ученых – экономистов таких как  Акмаева, Р. И., Берзинь, И. Э., Волкова, В. П., Гордеев, В. В., Грачев, А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы предприятия в системе  рыночной экономики

 

1.1 Предприятие как субъект рыночной экономики

 

 

Рынок - это форма общественной связи между товаропроизводителями, которые выступают одновременно в роли и покупателей и продавцов.

Рыночный механизм обеспечивает взаимодействие отдельных хозяйствующих субъектов, через систему цен и конкуренции. Классическая теория рынка считает, что спрос и предложение определяют не только цену, но и структуру и  объем производства.

Характерными чертами современной  рыночной экономики являются:

- насыщенность товарами массового производства;

- трогая направленность на удовлетворение запросов потребителей;

- гибкое адаптивное производство;

- постоянное изменение целевых функций предприятий на основе оперативной перестройки формы деятельности;

- становление трудовых отношений нового типа.

В условиях рыночных отношений  предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги.

Предприятие – это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий  субъект производственной сферы  народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет  работы промышленного характера  или предоставляет платные услуги.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную  систему учета и отчетности, самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  и другие счета, печать с собственным  наименованием и товарный знак (марку).  

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия  является получение максимально  возможной прибыли за счет реализации

 потребителям производимой  продукции (выполненных работ,  оказанных услуг), на основе которой  удовлетворяются социальные и  экономические запросы трудового  коллектива и владельцев средств  производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются  общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней  средой и должны отвечать требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно  поддерживаемыми.

Каждое предприятие –  это сложная производственно-экономическая  система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к  главным:

- производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

- комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

- инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

- коммерческая деятельность  предприятия на рынке (организация  и стимулирование сбыта произведенной  продукции, услуг, действенная  реклама);

- материально-техническое  обеспечение производства (поставка  сырья, материалов, комплектующих  изделий, обеспечение всеми видами  энергии, техникой, оборудованием, тарой);

- экономическая деятельность  предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда,  анализ хозяйственной деятельности);

- послепродажный сервис  продукции производственно-технического  и потребительского назначения (пусконаладочные  работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта);

- социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне  условий труда и жизни трудового  коллектива, создание социальной  инфраструктуры предприятия, включающей  собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские  дошкольные учреждения, ПТУ).

Предприятия могут классифицироваться по ряду признаков (таблица 1).

 

Таблица 1 – Классификация  предприятий

Признак

Классификация

1

2

По характеру потребляемого  сырья

предприятия добывающей и  обрабатывающей промышленности

По назначению готовой  продукции

производящие средства производства;

производящие предметы потребления

По степени технической  и технологической общности

с непрерывным процессом  производства; с дискретным процессом  производства; с преобладанием химических и механических  процессов производства

По времени работы в  течении года

круглогодичного действия; сезонного действия

По размеру 

крупные (свыше 500 чел.), средние (от 50 до 500 чел.), мелкие (до 50 чел.)

По специализации

специализированные, диверсифицированные  и комбинированные

По характеру деятельности

промышленные, производственные, торговые, транспортные

По методам организации  производственного процесса

поточный, партионный и единичный

По степени механизации  и автоматизации

комплексно-автоматизированное; частично автоматизированное; комплексно-механизированное; частично механизированное;

машинно-ручное; ручное


 

Продолжение таблицы 1

1

2

По масштабу производства однотипной продукции

массовое, серийное и индивидуальное

По степени охвата различных  стадий

одностадийные, изготовление отдельных частей продукции, комплексные

По характеру процесса переработки сырья

с аналитическим процессом  производства; с синтетическим процессом  производства; с прямым процессом  производства


 

Из таблицы 1 видно, что  классификация имеет важное значение при разработке для однородных предприятий типовой документации, применении типовых конструктивных и технологических решений, производственной структуры и других целей.

 

1.2 Основные функции и цели предприятия в условиях рынка

 

 

В условиях рынка предприятия работают по следующей схеме: основой является спрос покупателей, то есть возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений. Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

Основной целью предприятия  в условиях рынка является получение  прибыли. Это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее  важной целью любою предприятия  в условиях рынка является обеспечение  стабильной финансовой устойчивости в  его работе. Это более сложная  для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение

Предприятия могут достигать  этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять  необходимые функции.

Немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие «краеугольные  камни» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

- определенный результат  при наименьших затратах принцип  минимизации;

- при заданном объеме  затрат наибольший результат  принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности  предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), то есть работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в  любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов над затратами, то есть достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

- выпускать высококачественную  продукцию, систематически ее  обновлять и оказывать услуги  в соответствии со спросом  и имеющимися производственными  возможностями;

- разрабатывать, стратегию  и тактику поведения предприятия  и корректировать их в соответствии  с изменяющимися обстоятельствами;

- систематически внедрять  все новое и передовое в  производство, в организацию труда  и управление;

- заботиться о своих  работниках, росте их квалификации  и большей содержательности труда,  повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического  климата в трудовом коллективе;

- обеспечивать конкурентоспособность  предприятия и продукции, 

поддерживать высокий  имидж предприятия;

- проводить гибкую ценовую  политику и осуществлять другие  функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия  были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

В современных условиях перед  многими отечественными предприятиями  стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится  далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что  для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и  быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия  начнут нормально работать, обратят  больше внимания на использование прогрессивных  общественных форм.

 

1.3 Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка

 

 

Под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность  функционирования предприятия в  условиях рынка. В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам. В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот. В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, то есть само предприятие их порождает.

Внутренние факторы настолько  разнообразны, что для лучшего  понимания, учета, анализа и выявления  резервов производства их также целесообразно  объединить в следующие группы:

- связанные с ускорением HТП, инновационной политикой предприятия;

- связанные с совершенствованием  организации производства и труда,  управлением предприятием;

- связанные с организационно-правовой  формой хозяйствования;

- связанные с амортизационной и инвестиционной политикой;       

- связанные с созданием  благоприятного социально-психологического  климата в коллективе;

- связанные с личностью  руководителя и способностью  его команды управлять предприятием  в условиях рынка;

- связанные со спецификой  производства и отрасли;

 

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные  и субъективные. Объективные - это  такие факторы, возникновение которых  не зависит от субъекта управления. Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью  зависят от субъекта управления, и  они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия  в условиях рынка в значительной степени зависит и oт внешних  факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

- экономические факторы, имеющие важное значение при оценке текущего и прогнозируемого состояния экономики предприятия, а поэтому должны постоянно диагностироваться. Среди которых: инфляция , уровень занятости, баланс платежный, стабильность национальной валюты, налоговые ставки, поставщики, потребители, конкуренты. Каждый из этих видов экономических факторов может иметь негативные последствия для одних предприятий, либо позитивные для других;

- политические факторы, определяются активным участием лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе;

- демографические факторы оказывают особое влияние на деятельность предприятий, хотя они не всегда принимаются во внимание;

- к рыночным относятся факторы, изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных товаров или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения, уровень конкуренции и другое;

- технологические факторы. Их изучение помогает учитывать по меньшей мере изменение  в технологии производства использования ЭВМ при проектировании товаров и услуг, создание новых видов техники и так далее; - социальные факторы. Они включают меняющиеся отношения и нравы

общества, отражает уровень жизни различных групп населения, включающие в себя стиль жизни, привычки, этические нормы, религиозные основы общества;

- факторы, влияющие на международные события (крупные политические события, войны, катастрофы). 

В современных условиях именно oт государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, то есть создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Практическая часть

 

2.1 Экономическая  характеристика  предприятия ЗАО  «Флагман»

 

 

Закрытое Акционерное  Общество «Флагман» было создано  в сентябре 1994 года. Компания является быстроразвивающимся предприятием нового поколения. ЗАО «Флагман»  вырос из обычной производственно  – экономической фирмы в крупное  многопрофильное предприятие. ЗАО  «Флагман» развивает свою деятельность сразу в нескольких направлениях, что гарантирует сохранение устойчивости в условиях нестабильной экономики  в стране.

ЗАО «Флагман» качественно, ответственно и своевременно выполняет  свою работу. Так, например, на основании  статьи 19 Федерального Закона № 214 –  ФЗ от 30 декабря 2004 года, предприятие  в указанные сроки опубликовывает проектные декларации (Приложение А) и вносит в них изменения (Приложение Б) в средствах массовой информации или размещает в информационно  – телекоммуникационных сетях общего пользования.

В условиях рынка всегда имеется элемент риска. Он выражается в производстве товара, который может  получить недостаточный спрос, в  потере прибыли, банкротстве. Стремление уменьшить степень риска требует проведения тщательных экономических расчетов результатов работы на всех участках производственно – хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, их анализа и оценки. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. Основными показателями деятельности любого предприятия являются выручка, себестоимость, прибыль и рентабельность.

Выручка – это сумма денежных средств, полученных от реализации товаров (работ, услуг). При расчете выручки предприятие должно учитывать правила ведения бухгалтерского и налогового учетов.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без  налога на добавленную стоимость  и акцизами и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции (работ, услуг).

 В общемировой практике  определяют:

- валовую прибыль – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат;

- среднюю прибыль – показывает размер прибыли на единицу продукции;

- маржинальную прибыль – определяет дополнительный размер прибыли на дополнительную единицу продукции;

- чистую прибыль – представляет собой условно чистую прибыль плюс расходы на заработную плату, либо разницу между стоимостью объема продаж продукции, услуг и стоимостью затраченных на их производство ресурсов;

- себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию. Определение себестоимости на предприятии необходимо для:

- маркетинговых исследований  и принятия на их основе  решения о начале производства  новых изделий с наименьшими  затратами;

- определение степени  влияния определённых статей  затрат на себестоимость продукции;

- ценообразования;

- правильного определения  финансовых результатов работы, а соответственно, и налогообложение  прибыли.

 

Затраты, образующие себестоимость  продукции группируются в соответствии с их экономическим содержанием  по следующим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату  труда;

- отчисления на социальные  нужды;

- амортизация основных фондов.

Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих  субъектов, связанных с производством  продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции. Рентабельность отражает как финансовое положение   предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами  и вложенным собственным капиталом. Другими словами, рентабельность показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого  рубля,  затраченного на производство и реализацию продукции. Показатели финансового состояния предприятия ЗАО «Флагман» приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Основные показатели деятельности в текущих ценах

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

Выручка от  продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС и  аналогичных обязательных платежей), млн. руб.

39291

44380

57306

61169

Себестоимость  проданных  товаров, работ, услуг, млн. руб.

36746

40965

52193

53672

Валовая прибыль, млн. руб.

2545

3415

5113

7497

Рентабельность, в % по стоимости

6,5

7,7

8,9

12,3

Рентабельность, в % по                                                                                                   себестоимости

6,9

8,3

9,8

14,0


В целях сопоставления  стоимостных данных за разные периоды  времени их необходимо перевести  из текущих цен в сопоставимые. Для этого выбираем индексы цен  за соответствующие промежутки времени. При выборе индексов цен мы ориентируемся  на:

- учетную ставку ЦБ  РФ;

- данные государственной  статистики об уровне инфляции  по отраслям экономики или  в целом;

- индексы изменения цен  на продукцию конкретного предприятия.

Показатели финансового  состояния предприятия ЗАО «Флагман»  в сопоставимых ценах приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Основные показатели деятельности в сопоставимых ценах

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

Выручка от  продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС и  аналогичных обязательных платежей), млн. руб.

55436

56769

64756

61169

Себестоимость  проданных  товаров, работ, услуг, млн. руб.

51845

52401

58978

53672

Валовая прибыль, млн. руб.

3591

4368

5778

7497

Рентабельность, в % по стоимости

6,5

7,7

8,9

12,3

Рентабельность, в % по                                                                                                   себестоимости

6,9

8,3

9,8

14,0


 

Таким образом, проанализировав  данные таблиц 2 и 3 можно сделать  вывод о том, что в целом  ЗАО «Флагман» развивается и  наращивает темпы роста. Для большей наглядности представим данные таблицы 3 в форме рисунков 1 и 2.

 

 

Рисунок 1 – Основные показатели деятельности предприятия в сопоставимых ценах по годам

 

 

Рисунок 2 – Значения рентабельности предприятия по годам в процентах

 

Рассмотрев рисунок 1 видно, что в 2011 году выручка и себестоимость снизились на 3587 и 5306 млн. руб. соответственно, но при этом валовая прибыль возросла по сравнению с 2010 годом на 1719 млн. руб. Это можно объяснить снижением себестоимости оказываемых услуг, основной составляющей которой является заработная плата.

На рисунке 2 значение рентабельности предприятия по годам также изменяется, что связано с изменением таких показателей, как прибыль и себестоимость. Наибольшее значение рентабельности 14,0%  в 2011 году, что более чем в 2 раза больше, чем в 2008 году. Таким образом можно сказать, что за рассматриваемый период рентабельность по себестоимости возросла более чем в 2 раза. Увеличение этого показателя важно для предприятия, так как показывает значение прибыли с каждого вложенного рубля, а следовательно отражает финансовое положение организации.

Таким образом, для улучшения  деятельности предприятия можно  предложить:

- лучше организовать сбытовую  сеть для реализации всего  объема работ и услуг;

- повысить эффективность  производства работ на строительных  площадках, чтобы снизить простои  машин и механизмов, без привлечения  дополнительного оборудования;

- направлять большее количество  средств на развитие и техническое  перевооружение собственной производственной  базы, которая у предприятия невелика, что позволит сэкономить на  аренде оборудования, машин и  механизмов;

- увеличить перечень внедрения  новой техники, технологий, организаций  производства, эффективных материалов, конструкций, изделий, систем инженерного оборудования, что позволит снизить себестоимость продукции.

 

 

2.2 Оценка основных  функций и целей ЗАО «Флагман»  в условиях рынка

 

 

К основным функциям предприятия можно отнести следующие:

-изготовление продукции  для производственного и личного  потребления в соответствии с  профилем предприятия и спросом  на рынке;

- продажа и поставка  продукции потребителю;

- послепродажное обслуживание  продукции;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.