Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Эмоции и другие психические состояния личности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Эмоции и другие психические состояния личности

 

1. Общие понятия об эмоциях и чувствах, характеристика и классификация основных форм переживаний человека.

2. Эмоциональные состояния.

3. Виды психологических защит.

4. Психические состояния.

5. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

 

 

1. Общее понятие об эмоциях и чувствах

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные переживания. Они  сопровождают каждый миг нашей жизни, определяя мироощущение и делая нас предвзятыми и пристрастными. Поэтому неслучайно, что эмоциональная сфера является особым объектом внимания исследователей-психологов.

Под эмоциями понимают переживания  отношений, возникшие в данный момент в связи с конкретной ситуацией. Поэтому и утверждается, что эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью данной ситуации в связи с возможностью (или невозможностью) удовлетворения своих актуальных потребностей.

Эмоции — элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства  связаны с высшими потребностями  человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и потому обладают большей устойчивостью и постоянством. Эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эмоции и чувства  играют важную роль во всей жизнедеятельности  человека. В качестве их основных функций  выделяются:

  • отражательная (в эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Все, способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей, как правило, вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные);
  • сигнальная (содействие ориентировке человека в окружающей действительности, в оценке объектов и явлений с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности);
  • приспособительная (близкая к предыдущей функции, но в большей степени указывающая на важность переживаний в новых, изменяющихся условиях для наиболее оптимальной адаптации к ним);
  • регулятивная (через управление эмоциями и чувствами человек влияет на свое поведение, деятельность, отношения);
  • воздействия (зачастую, выражая те или иные эмоции, человек тем самым стремится оказать влияние на поведение, отношение, установки других людей);
  • защитная (наши переживания зачастую «подсказывают» нам о внешних или внутренних угрозах, о целесообразности уделить особое внимание конкретной ситуации. Данная функция также выражается в своего рода «разрядке» накопившейся энергии, в защите от перегрузок и др.).

Иногда выделяют и  другие функции переживаний, но в  представленном перечне, на наш взгляд, отражены наиболее важные.

Исследования показывают, что возникновение  и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы.

Важнейшую роль в эмоциональных  проявлениях человека выполняет  кора больших полушарий головного мозга. И П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, контролирует процессы, происходящие в организме. Кора оказывает влияние на подкорковые центры. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. В ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (мимика, пантомимика), желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

В жизни часто наблюдаются  ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость — грусть, удовольствие — страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отношений получило название амбивалентности.

 

Характеристика основных форм переживаний человека:

1. Чувства обладают относительной  устойчивостью и постоянством, а  эмоции связаны с конкретной ситуацией.

2. Чаще всего возникновение эмоций  связывают с удовлетворением  более простых, естественных потребностей, а чувства возникают в связи с высшими потребностями. Поэтому чувства признают в большей степени социально обусловленными переживаниями, нежели эмоции.

 3. Чувства чаще признаются более глубокими переживаниями, а эмоции считаются более экспрессивными (выражаемые через мимику, взгляд, речь и другие средства коммуникации).

 

Классификация эмоций и чувств

В науке предпринимались различные  попытки классифицировать эмоции и  чувства. Например, немецкий философ  И. Кант делил эмоции на стенические  и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность — это астенические эмоции. Также известно, что основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем параметрам: 1) удовольствие — неудовольствие; 2) напряжение — разряжение; 3) возбуждение — торможение.

Американский исследователь эмоций К. Изард считает, что существуют фундаментальные и производные (образующие комплекс производных) эмоции. К фундаментальным эмоциям ученый отнес интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. В представленной классификации эмоций выделяются положительные и отрицательные эмоциональные переживания. Положительные эмоции и чувства возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение.

Далее рассмотрим классификацию чувств. Выше отмечалось, что чувства представляют собой особую форму эмоциональных переживаний, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от высших потребностей чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственные (моральные) — чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Через них выражается отношение человека к другим людям и обществу в целом. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, эмпатию. Соответственно, к аморальным чувствам относят жадность, эгоизм, жестокость.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохновение, восторг). Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Некоторые исследователи выделяют в качестве особой группы праксические чувства, связанные с деятельностью человека.

Интеллектуальные  чувства — переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. К интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора.

 

 

2. Эмоциональные состояния  человека

Одной из форм эмоциональных переживаний  выступает аффект.

Аффект — (от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.

Аффект — своеобразная эмоциональная  буря. Как правило, он возникает резко, хотя действие обстоятельств, приводящих к аффекту, может накапливаться. В состоянии аффекта у человека резко изменяются показатели внимания, сознание суживается; в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые входят в аффективный комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, поэтому аффект на конечной стадии практически не управляем. В состоянии аффекта человек как бы «теряет голову», его поступки неразумны. Аффект может вызвать любое чувство: как положительное, так и отрицательное. Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение. Следует помнить, что на начальной стадии человек может предотвратить дальнейшее развитие аффекта, хотя это и требует значительных волевых усилий. Здесь самое важное «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя (например, постараться очень медленно посчитать до 10 или 100). В условиях неправильного воспитания склонность к аффектам может стать личностной чертой.

Важным эмоциональным переживанием является настроение.

Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.

Настроение является реакцией не на само событие, а на значение этого события для человека. Оно не предметно, т. е. мы не всегда можем ясно выделить причину возникновения нашего настроения. Настроение во многом зависит от общего состояния организма человека. От эмоций его отличает меньшая интенсивность, устойчивость и осознанность. Настроение служит фоном, на котором протекают все остальные психические процессы. Оно тесно связано с уровнем самооценки человека. У людей с завышенной самооценкой чаще бывает приподнятое настроение. У людей с заниженной самооценкой выражены пассивно отрицательные состояния, связанные с ожиданием неблагополучного исхода. Настроение оказывает сильное влияние на деятельность, поэтому любому человеку, а особенно учителю, необходимо уметь управлять своим настроением.

Стресс — (от лат. «давление, напряжение») — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.

Стресс наблюдается при опасности, больших физических, психических перегрузках, т. е. в необычно трудной ситуации. Впервые понятие «стресс» было введено канадским ученым Гансом Селье в 1936 году. Его исследования показали, что влияние различных неблагоприятных факторов вызывает в организме однотипную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует в данный момент. Причем человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Выделяют физиологические и психологические (информационные и эмоциональные) стрессы.

К наиболее распространенным причинам стрессов (стрессорам) относят:

  • влияние окружающей среды (шум, загрязнение, жара, холод);
  • нагрузки повышенной интенсивности: физические (мышечные), физиологические (болезнь, беременность), информационные (чрезмерный объем информации), эмоциональные (превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);
  • монотонность в трудовой деятельности и эмоциональных контактах;
  • повседневные раздражители: ситуации ожидания и опоздания, психологическая атмосфера в общественном транспорте и т. п.;
  • личностная дисгармония: внутриличностные кризисы, кризисы развития личности;
  • ситуации неопределенности или конкретной угрозы.

 

Повседневный стресс возникает из-за действия множества стрессоров малой силы. Проявления стресса весьма многообразны, например:

  • усиление тревоги, ощущение кризиса или непреодолимости преграды;
  • ощущение потери контроля над собой;
  • наличие ощущения недостаточной концентрации внимания;
  • недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость);
  • вялость, апатия, повышенная утомляемость;
  • расстройства сна;
  • раздражительность, снижение настроения;
  • повышенный аппетит;
  • неблагополучное физическое состояние.

Г. Селье выделил в  развитии стресса 3 этапа. На первом этапе  происходит мобилизация защитных сил организма. На втором — внешнее поведение кажется обычным, но происходит перерасход адаптационных резервов. На третьем — наступает истощение, которое приводит к появлению психосоматических заболеваний: сердечнососудистых расстройств, появлению жалоб на работу пищеварительной системы и др.

Фрустрация  — (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

Фрустрация проявляется  в отрицательных эмоциях: гневе, раздражении, растерянности. Важнейшая задача для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности — повышение устойчивости (толерантности) к затруднениям (фрустрирующим факторам). Ведь, как заметил Вольтер, «никогда не бывает больших дел без больших трудностей». Уровень толерантности может быть в значительной мере повышен в ходе саморазвития.

 

3. Понятие и значение психологических защит в адаптации человека. Виды психологических защит.

Человеку постоянно  приходится преодолевать различные  внутренние и внешние возбуждения. В результате у него возникает  тревога, назначение которой состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Тревога дает возможность реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Это делается возможным благодаря возникающим у личности механизмам психологической защиты.

Основной функцией защитных механизмов является сохранение самоуважения, поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я.

Все защитные механизмы  обладают двумя общими характеристиками:

1) действуют на неосознанном  уровне;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.