Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Управление экономикой региона

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

 

Вопрос № 2. Понятие и классификация регионов.

 

Необходимость деления  территории на части - регионы - обусловливает неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности.

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область.

Введенное понятие региона  является весьма абстрактным и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Итак, регион - понятие типологическое. Регионы выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами. [Можно выделить наиболее часто употребляемые критерии для формирования понятия «регион»:

  • географические (расположение, величина территории и количество населения);
  • производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
  • градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
  • социологические (нормы общения, поведения).

В связи с этим регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества. В итоге, в России на сегодняшний день наиболее общим определением региона является следующее:

Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации,

характеризующаяся комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью,

т.е. наличием политико-административных органов управления.Система экономических районов - основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов  на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил. Регион в первую очередь должен быть целостным и комплексным. Целостность означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни. Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов. Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность

Итак, современный экономический район - это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Современное экономическое районирование  России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено районирования - крупные экономические районы; районы среднего звена - края, области, республики; низовые районы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития:

  • Высшее звено районирования - крупные экономические районы - используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
  • Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг. Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.
  • Низшее звено районирования - городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

 

Основные принципы районирования:

  • Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
  • Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
  • Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими  для современной теории и практики экономического районирования России.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические  зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы. Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Существует несколько  видов деления общей территории страны:

  • Западная зона (Европейская часть России и Урал)
  • Восточная зона. (Сибирь и Дальний Восток)

Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.

На сегодняшний день выделяют 11 крупных экономических районов:

  • Северный.
  • Северо-западный.
  • Центральный.
  • Волго-вятский.
  • Центрально-черноземный.
  • Северокавказский.
  • Уральский.
  • Западносибирский.
  • Восточносибирский.
  • Дальневосточный.
  • Калининградский.

Чтобы добиться координации  деятельности региональных властей  и повысить эффективность управления экономическими районами, было создано 7 федеральных округов:

  • Центральный.
  • Южный.
  • Приволжский.
  • Уральский.
  • Сибирский.
  • Дальневосточный.
  • Северо-западный.

 

Следующий уровень деления  – в экономических районах  выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день существует 88 субъектов Российской Федерации. На микроуровне выделяются административно-территориальные образования в составе регионов, как субъектов федерации. Они представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные объединения с собственной системой

управления и собственными закономерностями общественного производства. К этим административно-территориальным образованиям относятся районы в субъекте федерации, города, поселки городского типа и сельские администрации. Существующая на сегодняшний день сетка экономических районов подвергается серьезной критике и требует корректировки в соответствии с практикой районирования и общегосударственными задачами.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

  • Трудоизбыточные - республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края. Ростовская область.
  • Оборонно-промышленные - Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
  • Многоотраслевые и депрессивные - значительная часть зоны Севера.

В регионах первой группы рекомендуется  всемерно поощрять мелкотоварный уклад, как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа - создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

В региональной экономике  выделяются особые территории – проблемные регионы.

Проблемный  регион – территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или не может самостоятельно реализовать свой достаточно высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки государства. К проблемным регионам относят не территорию субъекта федерации в целом, а отдельные их части, которые могут находиться на территории сразу нескольких субъектов. Иногда территориально эти проблемные регионы локализуют в границах нескольких субъектов федерации, а иногда внутри района в субъекте. Но в государственной системе России продолжают понимать проблемными регионами субъекты федерации для удобства бюджетного планирования.

 

Основными признаками проблемных регионов являются:

  • Особая кризисность проявления той или иной проблемы, которая создает угрозу социально-экономическому и экологическому положению в стране или политической стабильности.
  • Наличие ресурсного потенциала.
  • Особое значение геополитического (геоэкономического) положения региона для стратегических интересов страны.
  • Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения своих проблем.

Существует несколько  основных классификаций проблемных регионов. На основе трех основных уровней измерения: социально-экономическое развитие, динамичность развития и природно-географические условия, выделяют следующие типы проблемных

регионов:

  • Отсталые (слаборазвитые).
  • Депрессивные.
  • Кризисные.

 

К отсталым относятся регионы, которые имеют традиционно низкий уровень жизни по сравнению с большинством. У них традиционно низкий уровень хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В некоторых регионах этой группы такая социально-экономическая ситуация отягчается политическими, этническими, криминальными и другими проблемами. При этом большинство отсталых регионов России имеют объективные условия для ускорения своего социально-экономического развития на основе использования своих преимуществ. Регионы Южной Сибири требуют исключительно значительных внешних инвестиций, так как их традиционные сферы экономики не в состоянии обеспечить себя. Проблему отсталости анклавов в Центрально-черноземном и Волго-вятском районах можно решить преодолением общегосударственной отсталости, так как продукция данных отсталых территорий может пользоваться спросом лишь при общем экономическом подъеме.

Депрессивные  территории – это территории, в которых по экономическим, социальным, политическим или экологическим причинам перестали действовать собственные условия и стимулы для социально-экономического развития.

     Кризисные регионы – территории, которые подверглись разрушительному воздействию природных, техногенных катастроф, а также регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, которые вызвали разрушение практически всего

инфраструктурного комплекса  данной территории. На территории Российской Федерации выделяются 4 кризисных пояса:

  • Южный.
  • Уральский.
  • Восточный.
  • Центральный.

Южный пояс состоит из регионов Северного Кавказа, в большинстве  из них произошел резкий очень сильный спад производства, были крупные общественно-политические конфликты. Этот пояс заключает в себе 7 регионов, где продолжает увеличиваться безработица. В 12 регионах продолжает падать уровень жизни населения и ухудшается общее финансовое положение. В уральский пояс входят 4 субъекта с высоким спадом производства, а 5 субъектов находятся в таком положении из-за техногенного фактора. Восточный пояс включает в себя кризисные регионы Южной Сибири и Дальнего Востока (Алтайский край, Республика Тыва, Читинская и Амурская области). В центральном поясе выделяются 17 субъектов с неблагоприятной экологической обстановкой, 19 – с высоким депопуляционным уровнем, 7 субъектов относятся к кризисным по уровню бедности населения, 19 субъектов находятся в сложной финансовой ситуации. Отдельно выделяется зона Крайнего Севера, для которой характерны экологические катастрофы и потеря контактов с остальными регионами.

Вне рамок этой типологии  выделяются приграничные регионы. Это понятие подразумевает, что относящаяся к нему территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются военная, фильтрующая и контактная. Сейчас рассматриваются 3 уровня приграничной территории:

  • Макроуровень. К нему относятся все субъекты федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Из 88 субъектов 51 имеют этот выход. Выделяются «старые» и «новые» приграничные регионы. Количество «старых» регионов 22, «новых» - 26, 3 региона – Калининградская, Ленинградская области и Республика Алтай – имеют и старые, и новые приграничные участки.
  • Мезоуровень. К нему относятся административные районы в составе приграничных субъектов, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей.
  • Микроуровень. К данному уровню относится приграничная полоса, включающая отдельные населенные пункты, которые непосредственно выходят на государственную границу.

Выделяют еще уровни морских приграничных пространств, которые охватывают внутренние территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф. Также отдельно выделяется зона Севера, охватывающая 70% территории страны, но имеющая лишь 8% населения от общего числа. К этой экономико-

географической зоне относятся 28 субъектов Российской Федерации. Регионы, относящиеся к этой зоне, имеют далеко не одинаковое экономико-социальное положение. Большинство из них (90%) обладают богатыми запасами природных ресурсов, 80% этих регионов достаточно устойчиво развиваются, имеют очень высокий уровень жизни населения и заработной платы. В некоторых регионах достаточно тяжелая ситуация, но они депрессивны не целиком, а отдельные их территории. Главными общими чертами экономики и жизни на Севере являются неблагоприятный климат, распространение вечной мерзлоты, высокие транспортные издержки, удаленность от культурных центров страны и очень высокая себестоимость производимой продукции. Эти негативные факторы достаточно существенны и они порой серьезно осложняют промышленное и социальное освоение этих территорий. В этой зоне выделяют несколько подтипов:

  • Территории, насыщенные энергоресурсами.
  • Территории, богатые другими полезными ископаемыми.
  • Территории, богатые естественными ресурсами.
  • Малоосвоенные в промышленном смысле территории.

 

Непосредственно с регионом связано  и другое понятие - «территориальная организация общества». В широком  смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

Можно выделить и такое понятие, как «региональное разделение труда» - специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.

Кроме вышеуказанной классификации  необходимо так же иметь представление и о следующих терминах:

Промышленный  узел - группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

Агломерация - территориально-хозяйственное сочетание, которое возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации; отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения; оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории; показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Межотраслевой территориальный комплекс - интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

Экономические зоны - группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.)

 

 

 

 

 

Вопрос № 12. Система и понятие местного самоуправления в Российской Федерации.

 

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ  - местное самоуправление в  Российской Федерации - форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление, таким образом, - понятие многогранное. Это:

    • Одна из основ конституционного строя;
    • Форма народовластия, уровень публичной власти, организационно обособленный от органов государственной власти;
    • Форма самоорганизации граждан по месту их жительства.

Осуществляется местное самоуправление в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Высшей целью местного самоуправления в Российской Федерации является объединение людей для организации самостоятельного решения вопросов своей жизнедеятельности, управления землей и другими объектами муниципальной собственности. Через местное самоуправление реализуются большинство прав и свобод человека и гражданина. Местное самоуправление призвано активно участвовать в укреплении российской государственности, формировании начал гражданского общества. Потенциал и смысл местного самоуправления в особенности связаны с тем значением, которое придает данному понятию второе слово - "самоуправление". Оно, самоуправление, должно оживлять территории и самих граждан, поскольку предполагает их вовлечение в решение дел, непосредственно связанных с организацией территориального управления, развитием институтов демократии, личным благополучием и интересами граждан. Все это призвано воспитывать в каждом гражданине общественного деятеля, небезразличного к делам и заботам местного самоуправления.

Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от следующих факторов:

    • Выбранной структуры управления местными делами;
    • Профессионализма и человеческих качеств служащих и выборных лиц;
    • Профессионализма глав администраций, их умения организовывать труд служащих, степени владения ими методиками управления персоналом служащих, владения методиками развития территорий, развития демократии;
    • Достаточного финансирования для выполнения своих функций;
    • Разумного разделения труда среди служащих;
    • Ответственности служащих перед населением;
    • Качества федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;
    • Качества муниципальных правовых актов - решений по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятых населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;
    • Правовой культурой населения и служащих;
    • Развитости форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления: местного референдума, муниципальных выборов, отзыва депутатов, схода граждан, публичных слушаний, собрания, конференций, опроса граждан;
    • Активности населения, осуществляющего местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, в том числе правотворческой инициативы, и т.п.

Без ущерба для  более общих законодательных  положений местные органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры  с тем, чтобы они отвечали местным  потребностям и обеспечивали эффективное управление.

Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы  можно было обеспечивать подбор высококвалифицированных  кадров, основанный на принципах учета  опыта и компетентности; для этого  необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, вознаграждения и продвижения по службе.

Правовые основы местного самоуправления.

Местное самоуправление является одной  из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается и  гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

    • Европейская хартия местного самоуправления
    • Конституция Российской Федерации,
    • Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
    • Федеральные конституционные законы,
    • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
    • Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
    • Уставы муниципальных образований,
    • Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
    • Иные муниципальные правовые акты.

Компетенционные основы местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы осуществления местного самоуправления.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.