Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет операций с денежными средствами и денежными документами в

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

 

РЕФЕРАТ

Мацкевич  Елена Александровна

Учет операций с денежными средствами и денежными  документами в

ГУО «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей»

 

Курсовая  работа: 50 с., 7 табл., 14 источников, 12 прил.

 

ДЕНЕЖНЫЕ  СРЕДСТВА, БЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ, РАСЧЕТНЫЙ  СЧЕТ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЧЕТА В БАНКЕ, ДЕПОЗИТНЫЕ БАНКОВСКИЕ СЧЕТА, БЮДЖЕТНЫЕ  СРЕДСТВА, ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

 

Объектом  курсового исследования выступает  ГУО «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей», на примере которого рассматривается учет операций с денежными средствами и денежными документами в бюджетной организации

Предметом: денежные средства в кассе и на счетах в банке.

Цель  курсовой работы: изучение организации бухгалтерского учета движения денежных средств в бюджетной организации согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Республики Беларусь.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней расчетный материал правильно  и объективно отражает состояние  исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

______________________________

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА  1

ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ  СРЕДСТВАМИ И ДЕНЕЖНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ  И ИХ РОЛЬ В ФУНКУЦИОНИРОВАНИИ  БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6

1.1. Источники формирования  денежных средств в кассе и  на счетах бюджетной организации  в банке 6

1.2. Счета бюджетной  организации в банке, их назначение  и порядок открытия 10

1.3 Значение и задачи  учета операций с денежными  средствами организации на счетах  в банке 14

1.4 Нормативно-правовое  регулирование учета операций  с денежными средствами организации  на счетах в банке 17

ГЛАВА 2

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С  ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ДЕНЕЖНЫМИ  ДОКУМЕНТАМИ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 21

2.1 Учет движения  денежных средств в кассе и  на текущих счетах по бюджету 21

2.2 Учет движения  денежных средств в кассе и  на текущих счетах по внебюджетной  деятельности 25

2.3 Учет операций  по валютным счетам 28

2.4 Документальное  оформление и учет кассовых  операций в национальной и  иностранной валютах 31

2.5 Международные стандарты  и зарубежный опыт учета операций  с денежными средствами и денежными  документами 38

2.6 Совершенствование  учета операций с денежными средствами и денежными документами в условиях развития системы автоматизированной обработки учетной информации 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ 49

ПРИЛОЖЕНИЯ 51

ВВЕДЕНИЕ

 

Денежные  средства - это финансовые ресурсы  организации, самые высоколиквидные  активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого вида и уровня.

 В условиях Белоруской экономики бухгалтер должен исходить из принципа, что правильное использование денежных средств бюджетными организациями нормальному функционированию организаций и экономии бюджетных средств.

Актуальность данной темы обусловлена  тем, что в процессе хозяйственной  деятельности предприятия постоянно  ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные  услуги; с персоналом по оплате труда; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими  организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.

Целью работы является исследование организации  бухгалтерского учета операций с  денежными средствами и денежным документами в бюджетных организациях, в частности в ГУО «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей».

Задачи:

    • раскрыть методологию ведения учета;
    • рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую операции с денежными средствами и денежными документами в бюджетной сфере;
    • изучить международные стандарты и зарубежный опыт учета операций с денежными средствами и денежными документами;
    • разработка предложений по совершенствованию учета операций с денежными средствами и денежными документами в условиях развития системы автоматизированной обработки учетной информации.

Предметом исследования служит система организации  бухгалтерского учета операций с  денежными средствами и денежными  документами в бюджетной организации  на примере ГУО «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей».

Юридический адрес: 223216, Республика Беларусь, Минская  обл., Червенский р-н, г.п. Смиловичи, ул. Могилевское шоссе, 1. Тел/факс: 8(01714) 53-3-45.

В лицее  работает 155 человек, контингент учащихся составляет 612 человек. Основной вид деятельности – образовательная. В оперативном ведении лицея находится 26 зданий ,19 сооружений, 12 передаточных устройств. Общая стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2011г. составляет 18 408 154 199 рублей. Финансирование лицея осуществляется через органы государственного казначейства из областного бюджета.

Теоретической и методологической основой работы послужили основные положения нормативно правовой базы Республики Беларусь, план счетов бухгалтерского учета, исполнение смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», положения требований международных стандартов бухгалтерского учета, требования учетной политики ГУО «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей».

Особенности учета бюджетного финансирования и  расчетов по финансированию подведомственных организаций, расходов осуществляемых за счет бюджетного финансирования, валютно-обменных операций раскрыты на основании учебника и практического издания А.А.Чернюк.

 

 

ГЛАВА  1

ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ  СРЕДСТВАМИ И ДЕНЕЖНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ  И ИХ РОЛЬ В ФУНКУЦИОНИРОВАНИИ  БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Источники формирования  денежных средств в кассе и на счетах бюджетной организации в банке

 

Основным  источником средств организации  бюджетной сферы являются бюджетные  ассигнования – средства соответствующего бюджета, предусмотренные в бюджетной  росписи получателю (распорядителю) бюджетных средств.

Бюджетная роспись – поквартальное распределение  доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита по подразделениям бюджетной классификации. Она составляется после утверждения соответствующего бюджета и является основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение бюджета по доходам и  расходам.

Государственный бюджет объединяет республиканский  бюджет, а так же местные бюджеты, включающие областные, городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.

Республиканский бюджет, а также распределение  доходов и расходов между республиканским  бюджетом и бюджетами областей и  Минска утверждаются Законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Местные бюджеты утверждаются решениями местных советов депутатов.

Республиканский бюджет исполняется в соответствии с бюджетной росписью, составленной Министерством финансов, а местные  бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая  составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. [11, с.16]

Финансирование  расходов по республиканскому бюджету  и местным бюджетам производится на основании бюджетной росписи  и утвержденных смет расходов в пределах поступающих доходов и привлеченных источников финансирования дефицита бюджета. Расходы отдельной бюджетной  организации финансируются, как  правило, из какого-то одного конкретного  бюджета в зависимости от подчиненности  организации, ее территориального расположения, народнохозяйственного значения и  целесообразности отнесения расходов на данный бюджет в соответствии с  экономическими и социальными задачами государства. [12, c.32]

Бюджетные ассигнования предоставляются соответствующими финансовыми органами (Министерством  финансов, местными финансовыми органами) главному распорядителю бюджетных  средств для его собственных нужд и для подведомственных ему организаций.

Главный распорядитель средств бюджета  – это прямой подведомственной получатель средств из бюджета, определенный ведомственной  классификацией расходов республиканского бюджета и ведомственной классификацией соответствующего местного бюджета, имеющий  право распределять бюджетные средства между подведомственными  (нижестоящими) распорядителями и получателями бюджетных средств.

Подведомственный (нижестоящий) распорядитель средств  бюджета получает бюджетные ассигнования от главного распорядителя для своих  собственных нужд и для подведомственных ему организаций и распределяет их между организациями (получателями средств бюджета), находящимися в  его ведении.

Получатель  бюджетных средств – бюджетная  организация, находящаяся в ведении  главного или нижестоящего распорядителя, имеющая право только на получение  бюджетных ассигнований, так как  она не имеет подведомственных организаций, отвечающая за целевое использование бюджетных средств. [11, c.18]

Операции  со средствами местных бюджетов (районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов) осуществляются через счета государственного казначейства.

Основанием  для получения средств из бюджета  через территориальные органы государственного казначейства является Роспись расходов по главному распорядителю средств в разрезе подведомственных организаций, программ и мероприятий, зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства.[12, с. 37]

Финансирование  из бюджета носит целевой характер, т.е. предоставляется только на мероприятия, предусмотренные утвержденным бюджетом и сметой расходов организации. Оно  осуществляется в меру выполнения бюджетной  организацией планов развертывания  сети и укомплектования штатов и  контингентов.

Финансирование  должно осуществляться в сроки, обеспечивающие нормальную работу и своевременную  выплату заработной платы работникам организации.

Финансовый  бюджетный год установлен с 1 января по 31 декабря календарного года. Счетный  период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.

Право на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего финансового (бюджетного) года, прекращается по окончании счетного периода. Остатки  неиспользованных бюджетных ассигнований закрываются соответствующими финансовыми  органами и используются для финансирования расходов соответствующих бюджетов в очередном финансовом (бюджетном) году. [11,с. 17]

Перечисление  средств со счета органа государственного казначейства на счета поставщиков (подрядчиков, исполнителей), оказывающих  услуги, выполняющих работы, поставляющих материальные ценности получателям  бюджетных средств, осуществляется, минуя их счета в банке.

В некоторых  случаях бюджетные средства зачисляются  на счета получателя бюджетных средств в банке, в частности суммы денежных средств:

  • на заработную плату, стипендии, командировки – для дальнейшего их получения наличными в кассу организации;
  • сумм, удержанных из заработной платы работников на основании их письменных заявлений и исполнительных листов, для дальнейшего их перечисления получателем бюджетных средств по назначению;
  • для оплаты платежных требований, оформленных взыскателями на основании исполнительных документов, предусмотренных актами законодательства.

Если  заработная плата, стипендии выплачиваются  путем перечисления сумм, причитающихся  работникам (стипендиатам), на их счета  в банке, эти суммы перечисляются  органами государственного казначейства по назначению, минуя счета в банке  получателей средств. [11, с.30-31]

Таким образом, денежные средства в  кассе и на счетах бюджетной организации  формируются из источников определенных Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З (принят Палатой представителей 17 июня 2008 года, одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года). [3]

 

1.2. Счета бюджетной  организации в банке, их назначение  и порядок открытия

 

Денежные  средства юридических лиц подлежат обязательному размещению на счетах в банке, за исключением наличных денежных средств, расходование которых  разрешено в установленном порядке  банком в соответствии с законодательством.

Обеспечение физическим и юридическим лицам  права выбора банка, небанковской финансово-кредитной  организации – один из основных принципов банковской деятельности, сформулированных в статье 13 банковского  кодекса Республики Беларусь.

Распорядителям  и получателям бюджетных средств (бюджетным организациям) открываются  в банках текущие счета для  размещения бюджетных средств и  средств от осуществления предпринимательской (внебюджетной) деятельности, специальные  счета в иностранной валюте, вкладные (депозитные) счета, благотворительные  счета, карт-счета и др.

Текущий (расчетный) банковский счет – счет, открываемый организации для хранения денежных средств владельца счета и (или) зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, осуществления операций по поручению владельца счета о перечислении, выдаче соответствующих денежных средств со счета. [11, с. 56]

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь и банковским кодексом, определять и контролировать направления использования денежных средств владельца счета, а также устанавливать иные ограничения его прав по распоряжению денежными средствами, не предусмотренные законом Республики Беларусь или договором текущего (расчетного) банковского счета. [1]

Бюджетные организации, финансируемые из бюджета  и получающие доходы от предпринимательской (внебюджетной) деятельности, вправе открыть  текущие счета в белорусских  рублях (по бюджетным средствам и  по средствам предпринимательской  деятельности) и текущие счета  в иностранной валюте (по бюджетным  средствам и по средствам предпринимательской  деятельности). Текущий счет в иностранной  валюте по бюджетным средствам открывается  организации, получающей иностранную  валюту в порядке бюджетного финансирования.

Текущий счет в иностранных валютах по предпринимательской деятельности открывается бюджетной организации, осуществляющей внешнеэкономическую  деятельность. Иностранная валюта от покупателей продукции (работ, услуг) поступает на транзитный валютный счет, который открывает сам банк. После  обязательной продажи части валюты (в случаях, когда это предусмотрено  законодательством), оставшаяся иностранная  валюта с транзитного валютного  счета перечисляется на текущий  счет в иностранных валютах по внебюджетным средствам.

При открытии текущего счета в иностранной  валюте на каждый вид иностранной  валюты открывается отдельный лицевой  счет. [11,с. 56-57]

Специальные счета в иностранной валюте предназначены для хранения иностранной валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке, до момента ее использования в порядке, определенном законодательством (на командировки за границу, для расчетов по импортным контрактам и другие цели). Специальный счет открывается только в том банке, где открыт текущий счет данного клиента в иностранной валюте, при отсутствии текущего счета в иностранной валюте – в том банке, где открыт текущий счет в белорусских рублях. [12, с.47]

Депозитные (вкладные) банковские счета (в национальной и иностранной валютах) открываются бюджетным организациям в целях хранения и получения дохода на срок, либо до востребования, либо до наступления (не наступления), определенного в заключенном договоре, обстоятельства (события). [1]

Благотворительный банковский счет открывается для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований, в том числе иностранной безвозмездной помощи в случаях и на цели, определенные законодательством.

Карт-счет открывается для отражения операций, осуществляемых организациями с использованием банковских пластиковых карточек. [11, с.58]

Каждому счету, открытому в учреждении банка, присваивается 13-значный номер (код), первые четыре знака которого соответствуют  коду балансового счета Плана  счетов бухгалтерского учета в банках:

– 3604 «Средства  бюджета на текущих (расчетных) счетах республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и  бюджетных организаций»;

–3606 «Аккредитивы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и  их бюджетных организаций по средствам  бюджета»;

–3611 «Средства  бюджета Союзного государства на текущих (расчетных) счетах бюджетных  организаций»;

–3613 «Аккредитивы бюджетных организаций по средствам  бюджета Союзного государства»;

–3632 «Средства  от предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и  бюджетных организаций»;

–3633 «Аккредитивы бюджетных организаций по средствам  от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности»;

–3634 «Вклады (депозиты) по средствам от  предпринимательской  и иной приносящей доходы деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и  бюджетных организаций»;

–3642 «Прочие  средства распорядителей  (получателей) бюджетных средств до востребования».

Бухгалтерский учет операций в иностранной валюте осуществляется на тех же счетах, что  и операции в белорусских рублях. [12, с.48]

Порядок открытия счетов в банках осуществляется в порядке, определенном постановлением Правления Национально банка  Республики Беларусь от 03.04.2009 № 40 «Об  открытии банковских счетов», с учетом требований законодательства.

Согласно  Постановления об открытии банковских счетов, основанием для открытия банковского счета является договор банковского счета. По каждому договору должен быть открыт отдельный банковский счет.

Для открытия текущих (расчетных) счетов распорядители  и получатели бюджетных средств (бюджетные организации) предоставляют в банк:

    • заявление на открытие текущего (расчетного) счета;
    • копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, – для юридического лица;
    • копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации – для индивидуального предпринимателя;
    • карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Свидетельствование подлинности  подписей лиц, имеющих право подписи  документов для проведения расчетов, и оттисков печати субъектов хозяйствования на карточках с их образцами для  открытия счетов в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях осуществляется уполномоченными сотрудниками банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

Другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются. [8]

Следовательно, счета бюджетной  организации в банке открываются  согласно направлению деятельности, определенному уставом организации. Для открытия счетов в банке предоставляются документы определенные Постановлением Правления Национально банка Республики Беларусь от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» и  Банковским кодексом Республики Беларусь.

1.3 Значение и  задачи учета операций с денежными  средствами организации на счетах  в банке

 

В процессе работы между организациями возникают  хозяйственные связи, оформляемые  и закрепляемые контрактами, договорами согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ, услуг; другая – их получателем, а значит плательщиком. Так же у предприятий возникают взаимоотношения с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, внебюджетными фондами и фондом социальной защиты и другими организациями и лицами.

Между предприятиями  расчеты могут производиться  в двух формах: путем безналичных  перечислений в системе банка  или в виде платежей наличными  денежными средствами через кассу. Безналичные расчеты являются основной формой расчетов и осуществляются путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя (бенефициар – получатель денежных средств) с помощью различных банковских операций (расчетных и кредитных), замещающих наличные денежные средства в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают учреждения банков. Обслуживающими банками является учреждения, созданные для привлечения денежных средств и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности. Банк является юридическим лицом. Банковская система в Республике Беларусь состоит из Национально банка Республики Беларусь и коммерческих банков.

Отношения между банками и клиентами  основываются на договорных принципах. Клиенты самостоятельно выбирают банки  и могут производить все виды банковских операций в одном или  нескольких банках.

Проведение  расчетно-кассовых операций через банк позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Банк призван контролировать соблюдение лимитов на хозяйственные  и оперативные расходы, следить  за своевременной оплатой счетов поставщиков, выдавать предприятиям ссуды  на различные цели, наблюдать за своевременным возвратом этих ссуд, следить за своевременными расчетами  с бюджетом по налогам и т.д. [5, с.56]

Правильность  и своевременность выполнения расчетных  операций во многом зависит от состояния  бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций. В связи с этим основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:

  • своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств, расчетов и кредитов (займов);
  • своевременное и полное отражение в учетных регистрах наличия и движения денежных средств, расчетных и кредитных операций;
  • обеспечение сохранности денежных средств и ценных бумаг в кассе организации;
  • контроль расходования бюджетных денежных средств и использования их строго по целевому назначению;
  • своевременное и точное ведение расчетов с дебиторами и кредиторами, банками и заимодавцами, периодическое проведение инвентаризаций денежных средств, расчетных и кредитных операций;
  • изыскание возможностей наиболее рационального вложения и использования свободных денежных средств в финансовые инвестиции с целью получения прибыли.
  • создание условий для повседневного контроля за наличием и движением денежных средств. [11, с. 7]

Решение этих задач во многом зависит от чёткого соблюдения следующих основных принципов учёта денежных средств:

  • денежные средства должны храниться в банке, и их выдача и использование осуществляются в соответствии с целевым назначением.
  • платежи производятся с согласия (акцепта) плательщика или по его поручению; без согласия - только в случаях, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь.
  • платежи производятся за счёт средств финансирования, а так же средств получаемых от предпринимательской деятельности

Хранение денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как:

  1. Обеспечивается сохранность денежных средств.
  2. Контролируется использование денежных средств строго по целевому назначению.
  3. Ускоряются расчёты между юридическими лицами путём применения безналичных форм расчётов.
  4. Банк зачисляет на расчётные счета организации определённый процент за хранение денежных средств. 

Бухгалтерский учет денежных средств в бюджетной организации имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, для эффективного использования финансирования. И для его совершенствования разработаны следующие направления:

  • составление бюджетной поквартальной росписи доходов и расходов бюджета;
  • составление бухгалтерской отчетности;
  • автоматизация учета денежных средств.

1.4 Нормативно-правовое  регулирование учета операций  с денежными средствами организации  на счетах в банке

 

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них  обязательны к применению (Закон  «О бухгалтерском учете», положения  по бухгалтерскому учету), другие носят  рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

 В  зависимости от назначения и  статуса нормативные документы, регулирующие движение денежных средств, целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, Указы Президента Республики Беларусь и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

  • Бюджетный кодекс Республики Беларусь 16 июля 2008 г. № 412-З;
  • Закон «О бухгалтерском учете и отчетности». Определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров.
  • Банковский Кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З;
  • Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003 №226-З (последние изменения вносились Законом Республики Беларусь от 14.06.2010г. № 132-з);

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов Республики Беларусь.

 К документам 2-го уровня относятся:

  • Указ Президента Республики Беларусь «О порядке расчетов между юридическими лицами и ИП в Республике Беларусь» от 29.06.2000 № 359 (последние изменения вносились указом Президента Республики Беларусь от 5 ноября 2010 г. № 571);
  • Постановление правления Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о банковском переводе» от 29.03.2001 № 66 (последние изменения вносились Постановлением Правления Национального  банка Республики Беларусь от 30.08.2010 г. № 370);
  • Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 3.04.2009 г. № 40 «Об открытии банковских счетов», вступившее в силу 18.05. 2009 года;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии к документам 1-го уровня, письма Минфина Республики Беларусь и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов Республики Беларусь и различными ведомствами. К ним относятся:

  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 22 апреля 2010 г. № 50 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета»
  • Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2005 г. № 43;
  • Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по использованию чековой книжки для получения наличных денег» от 08.04.2003 г. № 72 (последние изменения вносились постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 июня 2003 г. № 126); [13, с. 26]

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

  • учетная политика организации;
  • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики документооборота; 
  • утвержденный руководителем рабочий план счетов бухгалтерского учета;

Основанием  для отражения в бухгалтерском  учете движения наличных денежных средств служат первичные документы.

Операции  по счетам в банке оформляются  типовыми межведомственными формами  первичной учетной документации, которые утверждены Постановлением Минфина Республики Беларусь от 19.04.2001 г. № 43 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации».

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, для эффективного использования финансовых ресурсов. Для учета денежных средств применяется система счетов бухгалтерского учета.

Основными нормативными документами, регулирующими движение денежных средств, являются законодательные акты, Указы Президента Республики Беларусь и Постановления Правительства; стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности; методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии к Законам, письма Министерства финансов Республики Беларусь и других ведомств; рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

 

ГЛАВА 2

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ  СРЕДСТВАМИ И ДЕНЕЖНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ  В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Учет движения  денежных средств в кассе и на текущих счетах по бюджету

 

ГУО «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей» относится к организациям, финансируемым через казначейскую систему из областного бюджета. Движение бюджетных средств учитываются на лицевых счетах в органах казначейства и на текущих счетах в банке.

Лицею  в  ЦБУ  № 627  филиала  № 500-МУ  ОАО  «АСБ  Беларусбанк»

г. Червень, код 601 по состоянию на 01.01.2011 открыты  следующие счета:

№ 3604062701178 – бюджетный текущий счет, на котором аккумулируются денежные средства, поступающие из областного бюджета;

№ 3604062701181 ? бюджетный текущий счет, на котором аккумулируются денежные средства, дотации, поступающие из районного бюджета;

№ 3605962700597 ? бюджетный текущий счет, на котором аккумулируются денежные средства, поступающие из бюджета за сельскохозяйственную продукцию, горюче-смазочные материалы;

№ 3642062700274 – прочие средства распорядителей бюджетных средств до востребования;

№ 3642062700290 – текущий счет по прочим средствам  на капитальный ремонт жилищного  фонда;

№ 3172062700005 – счет лимитированной чековой книжки.

Перечисление  денежных средств поставщикам осуществляется со счетов органов государственного территориального казначейства без  зачисления на текущие счета лицея. В учете данные операции отражаются одновременно получение бюджетного финансирования, и его использование (перечисление денежных средств поставщикам, задолженности в ФСЗН и др.).

Бухгалтерские записи по операциям, связанным с  движением денежных средств на текущем  бюджетном счете в банке и  на лицевом счете в органе казначейства, отражаются в отдельных накопительных  ведомостях формы 381 (мемориальный ордер 2). (Приложение А) Основанием для заполнения мемориального ордера 2 являются выписки банка и выписки из лицевых счетов органов казначейства и приложенных к ним документов. (Приложение Б)

Для учета  движения бюджетных средств на текущих  счетах в банке и лицевых счетах в органах казначейства предназначен счет 10 «Текущие счета по бюджету». Так же на счете учитывается движение средств, приравненных к бюджетному финансированию и направляемых в  счет бюджетного финансирования.

В ГУО  «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей» к счету 10 «Текущие счета по бюджету» открыты следующие субсчета:

? 100 «Текущий счет по бюджету»;

? 103 «Текущий счет по взысканным платежам в бюджет»;

? 103а «Текущий счет по отчислениям на капитальный ремонт жилищного фонда». (Приложение В)

За январь 2011 года по счету 10 «Текущие счета по бюджету» были сделаны следующие бухгалтерские записи в соответствии с таблицей 2.1 (Приложение Б):

Таблица 2.1 ? Хозяйственные операции за январь 2011г.

Наименование хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

1

2

3

4

Поступление сумм бюджетного финансирования на текущий бюджетный счет

100

140

389 711 729

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

Перечислены отчисления от фонда оплаты труда в Белгосстрах (0,44%)

173а

100

40 874

Перечислен удержанный из заработной платы подоходный налог в бюджет

173

100

20 443 479

Перечислены отчисления от фонда оплаты труда в Фонд социальной защиты населения (35%)

171

100

57 188 739

Перечисление отчислений от фонда  оплаты труда на профессиональное пенсионное страхование (1,5%)

171а

100

344 452

Перечислена на карт-счета заработная плата за декабрь-январь

183

100

148 717 020

Перечислены денежные средства поставщикам  за продукцию, товары, работы, услуги

178

100

137 454 610

Поступили денежные средства от родителей  в счет возмещения затрат за содержание детей-сирот

100

172б

1 698 622

Поступили проценты банка

100

173

360

Поступили денежные средства от поставщиков

100

178

2 177 302

Восстановление в бюджет денежных средств

173

100

2 207 162

Восстановлено в бюджет возмещение денежные средства от родителей за содержание детей-сирот

173б

100

1 698 622

Перечислены профсоюзные взносы

185

100

1 930 782

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

Перечислен штраф, удержанный из заработной платы работника лицея по исполнительному листу

187

100

58 333

Перечислены денежные средства за электроэнергию

103

178

721 927

Поступили проценты банка

103

173

400

Поступили денежные средства от учащихся за неотработанное по распределению  время

103

172

163 613

Поступили денежные средства от родителей  в счет возмещения затрат за содержание детей-сирот

103

172б

7 069 061

Восстановлены в бюджет денежные средства за коммунальные услуги

173

103

11 510 380

Восстановлено в бюджет возмещение денежные средства от родителей за содержание детей-сирот

173б

103

6 624 734


 

Учет  движения денежных средств на текущих  бюджетных счетах   ГУО «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей» ведется по счету 10 «Текущие счета по бюджету» в разрезе соответствующих субсчетов.

Деньги  со счетов кассир получает по чекам  из чековой книжки для получения  наличных денег. Учет бюджетных средств в кассе ведется на отдельном листе кассовой книги за каждую дату. Подробнее учет кассовых операций по бюджету рассматривается в вопросе 2.4 «Документальное оформление и учет кассовых операций в национальной и иностранной валюте».

2.2 Учет движения  денежных средств в кассе и на текущих счетах по внебюджетной деятельности

 

Учреждения, финансируемые из бюджета, могут  иметь в своем распоряжении внебюджетные средства, т.е. средства, поступающие  не из бюджета, а из других источников.

Текущий счет по внебюджету открыт в том же банке, что и бюджетный. По состоянию на 01.01.2011 открыт один внебюджетный счет:

№ 3632062700965 – внебюджетный текущий счет по учету средств от приносящей доходы деятельности;

Ежегодно ГУО «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей» составляет сметы доходов и расходов внебюджетных средств, по каждому виду внебюджетной деятельности, при одинаковой направленности составляется одна смета.

Использование внебюджетных средств  осуществляется по каждому виду в  пределах утвержденных смет и фактического поступления доходов строго по целевому назначению.

В составе внебюджетных средств  выделяют:

1. средства принадлежащие учреждению;

2. средства, не принадлежащие учреждению.

К средствам, принадлежащим лицею, можно отнести средства, полученные в результате реализации продукции, работ, услуг оказываемых подсобными хозяйствами, реализации образовательных услуг и платных услуг населению. Так же, доходы могут быть получены из прочих внебюджетных источников – арендная плата, плата в музеях и на выставках и др.

К средствам, не принадлежащим учреждению, относятся суммы по поручению  и депозитные суммы.

Депозитными суммами являются средства, поступившие  во временное распоряжение бюджетных  учреждений и подлежащие при наступлении  определенных условий возврату вносителю или передаче по назначению (деньги и документы работников, суммы, находящиеся во временном распоряжении судебных органов и подлежащих возврату).

Внебюджетные  средства поступают от плательщиков (возмещение родителями средств затраченных  на содержание детей сирот, проценты банка за хранение денежных средств  и др.) путем безналичных перечислений, так же возможен прием денежных средств в кассу лицея в порядке и размерах установленных законодательством.

Бухгалтерские записи по операциям, связанным с  движением денежных средств не текущем  счете по внебюджетным средствам, отражаются в накопительной ведомости по движению денежных средств на счетах по внебюджетным средствам формы 381 (мемориальный ордер 3).   (Приложение Г) Основанием для заполнения мемориального ордера 3 являются выписки по счетам. (Приложение Е)

Для учета  движения денежных средств на текущих  счетах в банке по внебюджетным средствам  предназначен счет 11 «Текущие счета  по внебюджетным средствам».

В ГУО  «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей» согласно рабочего плана счетов к счету 11 «Текущие счета по внебюджетным средствам» открыты следующие субсчета:

- 111 «Текущий  счет по внебюджетным средствам». (Приложение В)

В ГУО  «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей» в январе 2011 года согласно таблице 2.2 по счету 11«Текущие счета по внебюджетным средствам» были сделаны следующие бухгалтерские записи (Приложение Г):

 

 

 

 

Таблица 2.2 ? Движение денежных средств на внебюджетном счете

Наименование хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

1

2

3

4

Поступили денежные средства от родителей  в счет возмещения затрат за содержание детей-сирот

111

172б

215 000

Поступили денежные средства от поставщиков

111

178

3 284 750

Поступили проценты банка на расчетный  счет за хранение денежных средств

111

237

4 120

Перечислено поставщикам за материальные ценности, товары, оказанные работы, услуги

178

111

15 525 378

Перечислены в бюджет налоги

173

111

8 621 271


 

Обороты по мемориальному ордеру 3 в книге  Журнал-главная за январь составили: по дебету – 3 503 870; по кредиту – 24 146 649. (Приложение Д)

Так же как  и по бюджетным счетам с внебюджетного  счета в кассу поступают денежные средства для выдачи подотчетным  лицам на хозяйственные нужды  согласно заявлению и приказу  руководителя.

Деньги  со счетов кассир получает по чекам  из чековой книжки для получения  наличных денег. Учет внебюджетных средств в кассе ведется на отдельном листе кассовой книги за каждую дату. Подробнее учет кассовых операций по внебюджету рассматривается в вопросе 2.4 «Документальное оформление и учет кассовых операций в национальной и иностранной валюте».


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.