Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Таможенная политика КР в рамках международного сотрудничества

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 24.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Таможенная политика КР в рамках международного

                   сотрудничества

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------- 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Методы государственного  регулирования внешнеэкономической

Деятельности ------------------------------------------------------------------ 4

    1. Таможенный тариф – основной инструмент регулирования внешнеэкономической  деятельности-----------------------------------
    2. Необходимость интеграции Кыргызстана во Всемирную торговую организацию-----------------------------------------------------------------

 

       ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ  ТАМОЖЕННОГО 

                         РЕГУЛИРОВАНИЯ

          2.1. Основные статьи соглашения, касающиеся  таможенно-тарифного

                  регулирования внешней торговли---------------------------------------

          2.2.  Положения ГАТТ в отношении  внутренних налогов, сборов и    

                  правил, относящихся к внутренней торговле--------------------------

          2.3.  Последствия вступления Кыргызстана  в ВТО------------------------

 

ГЛАВА 3.  ПЕРСПЕКТИВЫ  ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ

    1. Позиция Кыргызской  Республики в отношении нового раунда переговоров в рамках ВТО------------------------------------------------
    2. Совершенствование торгово-таможенного регулирования Кыргызской  Республики -------------------------------------------------
    3. Перспективные направления развития  таможенно-тарифной

          политики республики ----------------------------------------------------

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------

 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      С приобретением суверенитета перед молодой независимой Кыргызской Республикой остро встал вопрос о необходимости решения задач регулирования внешнеэкономической деятельности, защиты национальной экономики и наполнения бюджета республики.

      Кыргызская Республика стала регулировать свои международные экономические отношения с помощью широкого круга мер, число которых постоянно росла. Это обусловлено тем, что по мере расширения внешнеэкономических связей той или иной страны требуются все новые инструменты оптимизации ее участия в международной специализации, ограждения национальной экономики от негативного влияния таких внешних факторов, как циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д. Одним из инструментов  внешнеэкономической деятельности является таможенно - тарифное регулирование экономики страны. 

Особую роль в последние годы приобретает  организация таможенного дела, формирование и проведение таможенной политики, особенно в части тарифного регулирования, так как именно эта область государственного регулирования является индикатором уровня развития экономической системы государства. По терминологии Таможенного кодекса КР  таможенно-тарифное регулирование как основной инструмент осуществления таможенной политики в условиях рыночной экономики и интеграции в мировое экономическое пространство является составной частью внешней и внутренней политики государства. Это положение имеет принципиальный характер и поэтому требует дополнительных пояснений. Взаимосвязь таможенно-тарифное регулирование ВЭД с внутренней и внешней политикой очевидна. Однако в эпоху коренного реформирования экономических отношений, социальной инфраструктуры и важнейших государственных институтов и структур эта взаимосвязь приобрела особое значение. Поскольку стержнем как внешней, так и внутренней политики государства является его экономическая система и степень эффективности ее функционирования, то таможенная политика и тарифное регулирование становятся важным факторами формирования нового экономического уклада, инструментами созидания прогрессивных форм экономической жизни, соответствующих требованиям рынка.

Развитие мировой  торговли всегда сопровождалось наличием многочисленных барьеров, выступающих в качестве мер регулирования внешней торговли и представляющих собой государственную таможенно-тарифную политику. Именно таможенный тариф относится к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам  государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Вступление Кыргызской Республики во Всемирную торговую организацию  в 1998 г. обусловила необходимость соблюдения международных правил и норм в  таможенном регулировании, в связи, с чем в таможенное законодательство Кыргызской Республики были внесены изменения. Произошло переосмысление основных принципов организации и деятельности таможенной деятельности республики согласно соблюдения принятых обязательств в ВТО, чем и обуславливается актуальность данной выпускной работы.

Выпускной работе особое внимание уделяется методам развития внешнеэкономической деятельности через механизм таможенных тарифов, роли и влиянию факторов социально-экономической интеграции на становление и развитие рыночных отношений в Кыргызской Республике. Анализируется механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, его правовая база, экономическая природа таможенного тарифа и его функциональное назначение в системе мер государственного регулирования ВЭД.

Работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе  рассматриваются теоретические  основы таможенного регулирования  внешней торговли национальных экономик и мирохозяйственных связей стран. В настоящее время в регулировании  внешней торговли применяются нормы и положения Всемирной торговой организации (ВТО). В связи, с чем в этой главе рассмотрены вопросы интеграции Кыргызстана в ВТО. 

Во второй главе  рассмотрены основные положения  ВТО, касающиеся  таможенного регулирования, таможенных формальностей, сборов связанных  с торговлей. Кроме того дан анализ последствий вступления Кыргызской Республики в ВТО.

В третьей главе  рассматривается позиция республики в  отношении нового Доха раунда переговоров в рамках ВТО и  вопросы совершенствования торгово-таможенного регулирования Кыргызской  Республики.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        1.1.Методы государственного  регулирования внешнеэкономической    деятельности

           В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних экономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны.

      Указанная задача является общей для внешнеэкономической политики подавляющего числа государств мира, в том числе Кыргызстана. Однако, при формировании внешнеэкономической политики различных государств не могли не сказаться такие происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях явления, как обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, дестабилизация валютных средств, возросшее  неравновесие платежных балансов, огромная внешняя задолженность развивающихся стран.

      Действие указанных факторов дополняется внутренними проблемами. Все это в комплексе  порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической политике двух тенденций: протекционизма и либерализации.

      Государственное регулирование международных экономических отношений осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Это обусловлено тем, что по мере расширения внешнеэкономических связей той или иной страны требуются все новые инструменты оптимизации ее участия в международной специализации, ограждения национальной экономики от негативного влияния таких внешних факторов, как циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д. 

      Внешнеторговая деятельность в Кыргызстане регулируется Конституцией КР, Законом КР «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в КР»,1 международными договорами и другими законодательными актами КР. Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Кыргызстане являются:

единство внешнеторговой политики как составной части  внешней политики КР;

единство системы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за её осуществлением;

единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных  задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических  и военных интересов, а также  выполнения международных обязательств КР по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных видов оружия;

единство таможенной территории КР;

приоритет экономических  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

равенство участников ВЭД и их недискриминация;

защита государством прав и законных интересов участников ВЭД;

исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба её участникам и экономике Кыргызской Республики;

         Палитра методов государственного регулирования ВЭД в условиях глобальных интеграционных процессов мировой экономики разнообразна. Данные методы в зависимости от классификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические и административные, тарифные и нетарифные.     

Экономические методы регулирования ВЭД базируются на  использовании  экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) и таможенных сборов.   Государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД, на их поведение, манипулируя указанным перечнем фискальных  инструментов, что позволяет сохранять за ними полную оперативную самостоятельность,. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений, так как не противоречат законам рынка и не ограничивают предпринимательскую активность и потому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях. Особое место среди них занимают тарифные методы регулирования.2   

Тарифные  методы являются основой экономического регулирования ВЭД, которые находятся в тесном взаимодействии с другой частью экономических методов, включающих налоги и сборы. Исключительная роль таможенных тарифа в регулировании ВЭД определила целесообразность их особого рассмотрения, вне связи с другими методами экономического регулирования. Тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В системе мер тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины. Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений. Международные и региональные союзы и соглашения не рекомендуют их использовать в международной торговле.3    Ассортимент товаров, ввозимых в Кыргызскую Республику из разных стран, весьма разнообразен и постоянно обновляется. Многие аналогичные или схожие по назначению, потребительским свойствам и качеству товары производятся кыргызскими производителями или же их производство может быть налажено и в нашей республике на экономически приемлемых условиях. Но некоторые товары  поступают на кыргызский рынок только за счет завоза их из других стран, к этим товарам относятся: кофе, какао, цитрусовые и т.п.           Одним из основных элементов проводимых в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли  таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.          Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Кыргызской Республикой активной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Кыргызской Республики защите и экономических интересов.   Таможенный тариф влияет на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары, национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, для повышения конкурентной способности своих товаров на внешних рынках.       

В условиях интеграции международная торговля перестала  соответствовать прежним стандартам и правилам осуществления товарного  обмена. Главным критерием проведения внешнеторговой операции стала экономическая выгода, возникающая из-за разницы в ценах. Все остальные факторы, влияющие на передвижения товарной массы, перестали оказывать решающее влияние благодаря развитию технологии, транспортных коммуникаций и т.д. В результате возникла ситуация, при которой, в большинстве случаев импортные товары имеют отечественные аналоги и составляют им значительную конкуренцию. Ввозные пошлины на такие товары должны определяться с учетом складывающихся соотношений между мировыми и национальными издержками и ценами. Соотношения между этими издержками и ценами, как правило, могут колебаться в весьма широком диапазоне в зависимости от групп и видов продукции, что предопределяет необходимость дифференциации ставок ввозных пошлин по группам и видам продукции. При ограниченном ассортименте завозимой продукции и массовости завоза, ставки таможенных пошлин могут устанавливаться индивидуально для конкретных изделий или с ориентацией на их индивидуальные  выходные главные параметры.

       Целесообразно при импорте товаров бывших в употреблении и имеющих значительный моральный и физический износ, применять повышенные ставки ввозных  пошлин, что ограничивает завоз такой продукции, поскольку это не способствует научно- техническому прогрессу общества.  

      Таможенные пошлины являются важнейшим экономическим регулятором внешнеэкономической деятельности, с помощью которого реализуется техническая политика государства в части внешнеэкономического обмена. Потому ставки ввозных пошлин не могут быть инертными к техническому уровню и  физическому состоянию импортируемых машин и оборудования, а тем более создавать преимущества для импорта морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования.

      Административные  методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества. Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных отношений, и поэтому сфера их применения постепенно сужается.

      Однако наибольший эффект регулирования внешнеэкономической деятельности возникает при комплексном использовании всех методов государственного регулирования в различных сочетаниях, которые определяются степенью развития экономической системы страны, рыночных отношений, внешней и внутренней политикой государства. В этой связи Кыргызстан, как и большинство других стран с переходной экономикой, находится в состоянии поиска оптимального соотношения различных методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Поэтому одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

      Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения государством активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны, защите её экономических интересов.

      Одним из крупных шагов в области рыночных реформ, проводимых в Кыргызской Республике является либерализация внешней торговли. Кыргызстан сегодня имеет самый либеральный внешнеторговый режим среди стран СНГ. В течение короткого режима времени торговый режим республики был радикально либерализован. Лицензирование экспорта и импорта было отменено в 1994 году за исключением 8 статей, принятых в мировой практике (оружие, наркотики, лекарственные средства, драгоценные металлы, произведения искусства). Кыргызстан не применяет количественные ограничения на импорт, или прочие нетарифные меры, противоречащие правилам ВТО, таможенный тариф на импорт является единственным инструментом регулирования торговли.

        Из вышеизложенного следует, что внешнеэкономические связи формируются и осуществляются под воздействием различных регуляторов, т.е. рычагов, которые воздействуют на возникновение связей и направляют их развитие в единую эффективную политико-экономическую систему, защищающую интересы государства. Регуляторы  внешнеэкономических связей могут быть экономические и организационно-распорядительные.

      Экономические регуляторы воздействуют на экономические интересы возникновения и осуществления данных связей. К ним относятся:

  • соотношения спроса и предложения;
  • соотношение мировых и внутренних (отечественных) цен;
  • соотношение тарифов;
  • соотношение курса валют;
  • соотношение мирового и отечественного уровней развития производства товаров (работ, услуг) по их объемам, качеству и эффективности;
  • экономические стимулы;
  • прогнозы, планы, программы и др.

      Организационно-распорядительные регуляторы – это регуляторы командно-административного характера. Они предполагают прямое целенаправленное воздействие государства и его органов на формирование и развитие внешнеэкономических связей через различные директивные акты, к которым относятся:

  • квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров(работ, услуг);
  • лицензирование отдельных видов деятельности;
  • механизм обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг);
  • таможенные режимы;
  • таможенное оформление ввоза и вывоза товаров;
  • валютный контроль;
  • таможенный контроль;
  • экспортный контроль;
  • импортный контроль и др.

      Активное регулирование государством внешнеэкономических связей является одной из функций внешнеэкономической деятельности государства.

Внешнеэкономическая  политика  государства – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей  для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике.

Одним из основных элементов проводимых в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли  таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли.

Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения государством активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны, защите её экономических интересов.

Таким образом, таможенно - тарифное регулирование  ВЭД в новых условиях выступает не только в качестве инструмента регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности, но и приобретает качественно иное, более важное значение, становясь регулятором и средством формирования новых экономических отношений и связей. 

 

1.2. Таможенный  тариф – основной инструмент регулирования

внешнеэкономической  деятельности

 

   Таможенно-тарифная политика является одним из регулятивных инструментов экономики, при помощи которой осуществляется реализация государственного регулирования внешней торговли, включающее тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Таможенный тариф - это классический инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые налагаются на ввозимые или вывозимые товары. Появилась понятие – таможенная пошлина как экономическая категория после разделения труда на этапе возникновения обмена между отдельными государствами, то есть позже, чем сформировались категории цены. 

Исторически таможенные пошлины получил название от   татарского слова тамга – печать, принадлежат к числу косвенных налогов и представляют  собою сбор  с товаров,  взыскание которого  связано   с перемещением товара  через какую-либо  линию  -  через  государственный рубеж, через границу области, через городскую черту и т. п.  Еще на Руси производился взимание сбора при  перевозке  товара  через внешнюю границу, или при перемещении его внутри государства,  таможенные пошлины разделяются  на  внешние  и  внутренние.  Внутренние  таможенные пошлины имели характер  вознаграждения  за  пользование  мостами, переправами, торговыми площадями и т. п. Иногда же  представляют  собою налог, взыскиваемый или в пользу государства, или городов, приходов и т.д. Вообще  за  передвижением  товаров  через  внутренние  линии  следить несравненно труднее, чем на внешних границах; грузы, перевозимые  внутри государства, всегда могут ускользнуть  от  оплаты  внутренними  сборами, особенно, если последние настолько значительны, что обход их  составляет достаточную премию за перевозку  товара  окольными  дорогами  и  т.  д.4

 Внешние  таможенные  пошлины  были  ввозными,  отпускными  и   транзитными. Отпускные пошлины в прежнее время имели большое значение и доставляли значительную часть таможенного дохода;  в ХVIII-м столетии,  например, с отпуска получалось до 2/3 всех таможенных поступлений. Ныне  принято за правило оказывать всяческое содействие  развитию  вывозной  торговли,  и потому отпускные пошлины почти всюду либо вовсе отменены, либо сведены к весьма  немногим.  В  государствах  с  протекционным  режимом  отпускные пошлины иногда применяются к сырым продуктам,  служащим  материалом  для наиболее поощряемых отраслей промышленности: В  России,  в  этих  целях, обложены вывозной пошлиной сырая кость, шлаки, железные руды  и  тряпье.

Сверх того, отпускными пошлинами,  в  фискальных  целях,  облагались  те продукты, на которые  данная  страна  имеет  или  почти  имеет  монополию производства, так  что  пошлина,  уплачиваемая  при  их  вывозе,  должна ложиться на заграничного покупателя: например, такое значение  принадлежит пошлине  с  вывозного  пальмового  дерева.  В  некоторых  странах, где существуют умеренные фискальные таможенные пошлины, небольшие  отпускные пошлины применяются до  настоящего  времени  (напр.  в  Турции,  Египте, Марокко и т. п.). Транзитные  пошлины,  в  виду  принятой  ныне  повсюду системы оказывать возможное покровительство транзитной  торговле,  почти нигде не существуют. Важное значение имеют ввозные таможенные  пошлины.

На начальном  этапе развития капитализма с  помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления. Сейчас их значение резко сократилось, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления. Функции современных импортных тарифов связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.

Экспортные  таможенные пошлины используются реже, целью которых является получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются.

Транзитные  пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и 
сейчас практически не применяются.

Несмотря  на общие тенденции применения таможенных пошлин, в мировом сообществе у большинства стран все еще сохранилось   стремление защитить собственные интересы в ущерб интересам других государств (особенно в развитых странах).

 

Размер таможенного  обложения ввозных  товаров  определяется  действующим таможенным тарифом  и находится в зависимости  от  характера  принятой  в данном государстве таможенной политики -  фритрэдерского,  умеренно  или  сильно покровительственного, меркантилистического или запретительного, а  также от принятой

в государстве  системы более или менее высокого обложения,  в фискальных целях, продуктов  потребления.

Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих доходов, хотя они оказывали более глубокое  воздействие на экономические процессы внутри государства, так как тесно связаны с ценами.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов

Обычно  фундаментом, на котором строится таможенный тариф, служат законы, определяющие правовые основы таможенно-тарифного регулирования: "Законы о таможенном тарифе" и "Таможенный кодекс".5

"Несущая  конструкция" тарифа - это его товарная номенклатура, методология определения таможенной стоимости и взимания пошлин, механизм их ведения, изменения или отмены, правила определения страны происхождения товара, нормы, определяющие действия исполнительной власти в области таможенно-тарифного регулирования. Активная часть таможенного тарифа - это ставки таможенных пошлин, являющихся налогом за право ввоза или вывоза товара.

     Таможенный тариф по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

     Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаров таможенной границы.

      Как активный инструмент государственного регламентирования таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота. Увеличивая цену импортного или экспортного товара, таможенный тариф оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли.

Сущность  таможенного тарифа проявляется  в его функциях:

- фискальная  функция обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны;

- регулирующая функция в основном осуществляется через таможенный тариф, так с помощью тарифов регулируется уровень цен товаров, ввозимых на таможенную территорию Кыргызстана.

   Регулирующая функция таможенных пошлин подразделяется на две подфункции:

- протекционистская подфункция, посредством которой осуществляется защита национальных товаропроизводителей и направлена на установление препятствий для ввоза отдельных товаров путем введения повышенных ставок таможенных пошлин. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость и тем самым повышается конкурентоспособность национальных аналогичных товаров.

 - стимулирующая подфункция направлена на поддержку экспортно- ориентированных производств и реализуется через систему льгот и освобождений;

-  уравнительная функция таможенных пошлин возложена на налоги, такие как НДС и акцизы.

Кроме вышеназванных  функций, таможенный тариф:

- влияя на  внутренние цены, содействует развитию  национального производства и  экспорта;

- активно используется  для получения торгово-экономических и торгово-политических уступок от торговых партнеров, как встречного снижения уровня таможенного обложения тех или иных товаров, так и ослабления нетарифных ограничений импорта, что позволяет облегчить доступ отечественных товаров на рынки других стран;

-   может  быть использован для развития  отечественного экспорта путем  установления низких (в некоторых  случаях и нулевых) ставок таможенных  пошлин в отношении отдельных  товаров, необходимых для изготовления  экспортной продукции. 

      Таможенный  тариф Кыргызской Республики представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Кыргызской Республики и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) СНГ.

       Порядок формирования и применения таможенного тарифа  установлен Законом Кыргызской Республики «О таможенном тарифе», вступившим в действие с 15 декабря 1992 года, который ежегодно пересматривается и утверждается Жогорку Кенешем. Основными целями введения Таможенного тарифа Кыргызской Республики являются:6

  1. рационализация товарной структуры ввоза товаров в Кыргызской Республике;
  2. поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Кыргызской Республики;
  3. создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребление товаров на территории Кыргызской Республики;
  4. защита экономики Кыргызской Республики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  5. обеспечение условий для эффективной интеграции Кыргызской Республики в мировую экономику. 

Также с помощью  тарифов можно также воздействовать:

- на формирование  активного сальдо внешнеторгового  баланса;

- на увеличение  притока валюты;

- на развитие  отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства.

          Другой, основной элемент таможенного  тарифа – это ставка таможенной пошлины.

      Так, в соответствии с Налоговым Кодексом под налоговой ставкой понимается величина налога на единицу обложения. То есть, другими словами, скажем ставка налога на прибыль с юридических лиц был равен 20%, с 2006 г. равен 10% и един по всей территории республики. 

      Ставки таможенных пошлин тоже являются едиными по всей территории республики и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Кыргызской Республики, но ставка таможенной пошлины может меняться в некоторых случаях, предусмотренных таможенным законодательством республики:

- в виде освобождения  от уплаты таможенной пошлины;

- снижения ставки  пошлины;

- или возврата  ранее уплаченной пошлины.

      Согласно ТК КР в целях защиты экономических интересов КР применяются:

  • особые виды пошлин:

1) специальные,  применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию КР в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;                                                

2) антидемпинговые,  применяется в случаях, если  цены ввозимых товаров ниже  внутренней цены на аналогичный  товар на национальном рынке  страны-производителя;

3) компенсационные,  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию КР  товаров, при производстве которых или вывозе их прямо или косвенно использовались субсидии и если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров в КР.

Также кроме  особых пошлин, согласно, Таможенного  Кодекса Кыргызской Республики применяются:7

- сезонные виды  пошлин, применяемые для оперативного  регулирования ввоза отдельных  видов товаров на таможенную  территорию Кыргызской Республики  или их вывоза с этой территории. Срок действия сезонных пошлин  не больше шести месяцев. 

  Согласно Таможенного Кодекса Кыргызской Республики в республике применяются следующие виды таможенных пошлин:8

1) адвалорные, начисляемые  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

2) специфические,  начисляемые в установленном  размере за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные,  сочетающие оба вышеназванных  вида таможенного обложения.

  И как было уже сказано выше, право определять размер ставок таможенных пошлин, согласно, таможенного законодательства  имеет Правительство КР. Предложения же для Правительства КР по установлению ставок таможенных пошлин готовит Таможенно –тарифный Совет на основании материалов, подготовленных ГТИ и министерствами.

      Особую группу составляют преференциальные ставки пошлин, установление которых имеет цель создание особо благоприятного таможенного режима между двумя или несколькими государствами. В КР преференциальные ставки таможенных пошлин применяются в рамках преференциального режима в виде полного освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров:

- происходящих  из стран, образующих с КР  зону свободной торговли или  таможенный союз. На сегодняшний  день к ним относятся 12 стран-участниц  СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова,  Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина;

-  происходящих  из наименее развитых среди  развивающихся стран.

       КР имеет собственную схему преференций, которая включает в себя три основных элемента:

1) перечень развивающихся  стран;

2) перечень наименее  развитых стран;

3) список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

       Для предоставления преференциального режима необходимо точно знать, в какой стране был произведен товар. Принципы определения страны происхождения товара основываются на международной практике. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными ТК КР. В удостоверение происхождения товаров необходимо представит сертификат о происхождении товара

       Политика государства направлена на получение максимального  совокупного дохода от внешнеэкономической  деятельности и от национального руководства.

      Ориентация на повышение эффективности экономики и рост совокупного дохода общества, на охрану нравственного и физического здоровья населения страны и улучшения ее экологического состояния как на главный критерий оценки эффективности ввозных таможенных пошлин требует высокого уровня качественного анализа и применения сложного математического аппарата при решении практических вопросов, возникающих при пересмотре ввозных пошлин на конкретные товары. Этими средствами еще не вооружены наши государственные органы, решающие эти проблемы. Зачастую на практике используются более частные критерии оценки эффективности изменения пошлин на отдельные товары.

      В качестве указанных критериев на практике зачастую используются доходы государства и национальные внутренние цены. Эффективность системы ввозных пошлин и мероприятий по их изменению определяются по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного производства соответствующих отраслей, доходов государственного бюджета от внешней торговли и динамику внутренних цен.

      Изменение ввозных таможенных пошлин сказывается на состоянии внутреннего производства, поскольку пошлины регулируют импорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Но вместе с тем, оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать эффективность и конкурентоспособность своего производства, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров.   Противоречивость последствий изменения пошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найдено оптимальное решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние  конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижать издержки производства, а с другой – не приводило бы к вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.

      Со вступлением Кыргызской  Республики во Всемирную Торговую Организацию дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественному товаропроизводителю  возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жесткой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства.

Сосредоточение  в развитых странах значительных возможностей по регулированию ВЭД потребовала создания определенного механизма международного сотрудничества и контроля в целях предотвращения взаимно уничтожающей конкуренции в области регулирования международной торговли.

Механизмами на сегодняшний день служат: Всемирная  торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, на европейском уровне — Европейский союз.

В основу деятельности ВТО, сменившего в 1995 г. ГАТТ положены принципы свободной торговли и  национального режима.      ГАТТ—многостороннее международное соглашение об основных принципах, нормах и правилах государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц, а также одна из крупнейших международных организаций, в рамках которой происходят переговоры, консультации, неформальные контакты по выработке согласованной внешнеторговой политики; одновременно оно является международно-правовым соглашением в сфере внешней торговли и таможенного дела различных государств.     Всемирная торговая организация является единственной правовой основой Всемирной торговой системы. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. Основные положения ГАТТ запрещали дискриминацию в отношениях между его членами. Страны-участницы должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Он распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Ключевым положением всей системы ГАТТ, не дискриминационной мерой, является принцип национального режима. Он устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.     Основные принципы ГАТТ: предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам, содействие справедливой конкуренции, защита посредством таможенных пошлин и поощрение развития и экономических реформ.       Целью деятельности ВТО является понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО политика постепенного снижения ввозных пошлин и постепенного устранения иных торговых барьеров. Вместе с тем ВТО разрешает вводить защитные меры в тех случаях, когда иностранная конкуренция наносит существенный ущерб определенным отраслям национальной экономики. ВЭД стимулирует развитие экспортного производства и экспорта 
наукоемкой продукции и продукции, получаемой на основе применения передовых технологий, глубокой переработки сырья.

ВЭД обеспечивает первоочередное удовлетворение жизненно важных потребностей страны и ее населения, не включает импорт экологически опасных, вредных для здоровья людей товаров, морально устаревшей техники, продукции, подрывающей нравственные устои общества.   

  Этот подход необходимо соблюдать и в тех случаях, когда возникает необходимость временного повышения таможенных  ввозных  пошлин на некоторые товары для защиты отечественных товаропроизводителей. Нельзя допускать того, чтобы эта защита стала постоянной. Целесообразно при повышении ввозных таможенных пошлин подчеркивать временной характер этой меры и указывать сроки действия повышенных пошлин.

      Пересмотр таможенных пошлин изменяет доходы государства от внешнеэкономической  деятельности. Фискальная оценка пересмотра таможенных  пошлин неизбежна: государство должно знать заранее, как повлияет изменение ввозных пошлин на его доходы. К сожаленью, фискальный подход зачастую играет решающую роль при оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано.

      Таможенные органы отвечают за полноту сборов таможенных пошлин, НДС и акцизов, но не за уровень их ставок.

      Ввозные пошлины оказывают влияние на уровень и динамику национальных цен. Ввозные пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Следовательно, эти элементы цены изменяются прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены. 

Ввозные пошлины  влияют на объемы импорта национального  производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.    

Уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства на динамику внутренних издержек.

      На самом деле, между таможенными ввозными   пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.

      Во-первых, ввозные таможенные  пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета ряда других элементов цены – акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных таможенных  пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменениями пошлин и изменениями этих элементов цены могут быть нарушены:

- при благоприятном  для продавцов соотношении между  спросом импорта и предложением, рост цен может опередить рост пошлин и прочих элементов цены, базой для расчета которых являются пошлины;

- при превышении  предложения над спросом рост  внутренних цен может быть  минимальным и не обеспечивать  роста зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин.

      Следовательно, прямая зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.

      Во-вторых, ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.

      Например, некоторые товары могут не производиться в стране и потребность в них обеспечивается исключительно за счет импорта.

      Уровень пошлин и их изменения влияют на размеры импорта, соответственно на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаев импортируемый товар может производиться и на национальных предприятиях внутри страны.

     Таможенные  пошлины влияют на спрос импорта предложение двояко:

- таможенные  пошлины регулируют масштабы  ввоза;

- таможенные  пошлины оказывают влияние на  динамику внутреннего производства.

     В-третьих, уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет очень важное значение при оценке влияния пошлин на состояние внутреннего производства и его эффективность, от которых в конечном счете зависят национальные издержки и цены.

      Уровень и динамика внутренних цен определяются, как показала мировая практика, состоянием и эффективностью национальной экономики.

      Страны могут применять механизмы таможенно-тарифного регулирования  для защиты своей экономики. Такими мерами могут быть более высокие пошлины на импортные товары, затрудняющие сбыт важных для страны аналогичных товаров отечественного производства. А также сочетание тарифных методов защиты с нетарифными: низких тарифов в пределах импортных квот и более высоких – на товары, завозимые сверх квот.

      Система таможенных  пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но по другим критериям противоречат им и наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества. Поэтому  среди экспертов существуют мнения, что в текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов с одной стороны сильно преувеличена, с другой - на практике малоэффективна, т.е. не выполняет защитные функции в той мере в какой это предполагается при принятии решений3.

С этой точки зрения очевидна необходимость приведения таможенных процедур в соответствие с реальными  возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации тарифов и упрощения таможенного оформления и контроля товаров, что не будет противоречить фискальным функциям импортных тарифов.

Другая причина целесообразности этого заключается в том, что в международной практике тариф используется, как правило, в рамках специальных защитных мер, и может поддерживать лишь отдельные потенциально конкурентоспособные производства, успешные производства, находящиеся в стадии становления, и отрасли, имеющие стратегическое значение, в том числе с социально-экономической точки зрения (обеспечение занятости при невозможности альтернативных решений).

Таким образом, таможенная пошлина выполняет такие сходные  функции с налогом, например фискальные и регулирующие, зависит от объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен и служит инструментом изъятия в доход государства разницы между этими ценами. Основу ее в значительной степени составляет разница между мировой и национальной стоимостью, и здесь таможенная пошлина носит рентный характер.

        Существуют различные подходы  к определению категории ”таможенная  пошлина”.  Большинство исследователей  определяют ее как налог. Методология  определения налогов и таможенных  пошлин совершенно различна, и поэтому они получили у нас отражение в разных законодательных актах,  в Налоговом и в Таможенном кодексах Кыргызской Республики.    

        Налоги и таможенные пошлины  находятся в определенной зависимости.  Таможенные пошлины теоретически не должны оказывать влияния на уровень цен, так как сами являются разницей в уровне внутренних и мировых цен. Некоторые виды налогов оказывают определенное влияние на цены, поскольку являются их составной частью. При  идеальном ходе экономических процессов налоги максимально приближаются к той части вновь созданной стоимости, которая изымается государством на общественные нужды, и, по существу, не должны оказывать влияния на уровень цен. Однако в действительности этого не происходит. Стремление государства аккумулировать в бюджете большую массу вновь созданной стоимости приводит к росту налогов и, соответственно, повышению общего уровня цен и снижению покупательной способности денежной единицы. Это увеличивает разрыв мировых и внутренних цен и обуславливает необходимость повышения таможенных пошлин.

          Можно сделать вывод, что страны  с меньшим уровнем налоговых  ставок при кризисных условиях  могут иметь более низкий уровень  таможенных пошлин, что является  немаловажным фактором проведения  успешней таможенной политики в международных переговорах.

1.3. Необходимость интеграции Кыргызстана  во Всемирную торговую организацию

   

           Одной  из задач ВТО - разработка и  распространение рекомендаций по  вопросам, относящихся к таможенному  делу, с целью ускорения мирового товарооборота, облегчения перемещения товаров и пассажиров через таможенные границы. Большое внимание уделяется вопросам гармонизации таможенных процедур и таможенного законодательства, а также оказанию практической помощи таможенным службам, которые недавно работают в условиях рыночной экономики. Другим из направлений работы ВТО является координация усилий таможенных служб разных стран в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими таможенными правонарушениями.

          Принятая  в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере соответствовать требованиям современной международной торговли. Это подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление партнерских отношений с деловыми кругами.

К концу 1995 года Кыргызстан признал о необходимости и важности  вступления во Всемирную Торговую Организацию, что явилась результатом стратегического направления современной торговой политики республики, который был направлен на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю. Немаловажным фактором, повлиявшим на решение Кыргызстана о вступлении в ВТО явилось общее стремление всех стран постсоветского пространства стать членом этой организации.

Вступление Кыргызской Республики в ВТО было необходимым  шагом. Произошло это своевременно, и сделано было во благо страны. Благодаря этому Кыргызстан после вступления в ВТО получил совершенно новую модель экономического развития и правовую базу, соответствующую международным стандартам, которая стала основой для вывода нашей экономики из глубокого кризиса, вызванного распадом СССР и мировым финансовым кризисом 1998 года.9

Вступление Кыргызской Республики во Всемирную торговую организацию  в 1998 г. обусловила необходимость соблюдения международных правил и норм в  таможенном регулировании, в связи, с чем в таможенное законодательство Кыргызской Республики были внесены изменения. Произошло переосмысление основных принципов организации и деятельности таможенной деятельности республики согласно соблюдения принятых обязательств в ВТО.

Кыргызстан  после вступления в ВТО получил  совершенно новую модель экономического развития и правовую базу, соответствующую  международным стандартам.

В регулировании  внешней торговли, согласно  норм и правил ВТО приоритет отдается тарифным мерам. После вступления в ВТО таможенная система Кыргызстана стала более протекционистская. У Кыргызстана до вступления в ВТО был унифицированный таможенный тариф - 10% - на все виды товаров, после вступления он стал дифференцированным.

Кыргызстан в рамках ВТО имеет возможность применять ряд инструментов, посредством которых может либо повысить ставки таможенных пошлин либо применять нетарифные меры защиты внутреннего рынка и отечественной промышленности. В текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов на практике малоэффективна, т.е. не выполняет защитные функции, в той мере в какой это предполагается при принятии решений.

Вступление в ВТО  также открыло дорогу активному  притоку в нашу страну прямых инвестиций, создало благоприятные условия  для роста объемов производства, торговли, расширения транзита товаров и услуг, увеличения экспорта.

Причиной, которая побудило тогда Кыргызстану принять такое  решение, явилось то, что после  провозглашения независимости Кыргызская Республика, как и другие независимые государства, образовавшиеся на пространстве бывшего СССР, переживала период резкого спада производства и торговли.

Первопричиной спада  производства и торговли явились  разорвавшиеся внутренние и внешние  экономические, торговые связи, основанные на неэффективной торговой и платежной политике, корни которой уходят в централизованную государственную систему планирования СССР.

В то время с целью  остановки спада производства, торговли (1992-1994 гг.) Кыргызстаном со всеми странами СНГ были заключены двусторонние соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, в которых оговаривались взаимные поставки товаров по номенклатуре и количеству. Эти соглашения тогда выполнялись через механизмы госзаказов, платежи проходили через клиринговые центры, а сальдо торговли фиксировались в корсчетах центральных банков.

Эти соглашения в какой-то степени смягчили и растянули  процесс распада торговых связей. Безусловно, это был очень важный отрезок времени, необходимый и  для налаживания новых экономических, торговых связей. Но эти соглашения, конечно же, не могли не только остановить, но даже поддержать на необходимом уровне текущие объемы межгосударственной торговли, поскольку они не были основаны на рыночных механизмах. Несмотря на принятые меры, за 4 года после развала СССР объемы производства и торговли в Кыргызстане упали в два раза, бюджет страны сократился наполовину.

В этих условиях правительству  Кыргызстана необходимо было срочно выработать и реализовать специальную  программу оздоровления экономики, торговой и платежной системы страны, программу оживления экономического роста.

Успех такой программы, в целом судьба новой экономической  политики правительства Кыргызской республики, темпы и направления  дальнейшего экономического развития страны тесно зависели от тех ресурсов, которые мы могли направить на реализацию этой политики, программы и темпов интеграции экономики в мировую экономическую и торговую систему.

Все тогда понимали, что  в стране нет достаточных ресурсов для реализации такой программы. У нас, как у наших соседей, не было сверхдоходных природных ресурсов (нефти, газа), а рассчитывать на пополнение казны и финансирование программы за счет поступлений от развития гидроэнергетики, туризма, освоения золотых месторождений было нереально, т. к. для этого требовались время и огромные ресурсы. В этих условиях спасти экономику страны от системного кризиса можно было только путем либерализации и ускоренной интеграции экономики во всемирную торговую систему. Тогда Кыргызстан, используя особенности своего географического расположения и инструменты либеральной торговли, пропуская через себя транзитом большой поток товаров, услуг, финансовых ресурсов, людей, технологий по маршруту Китай-Центральная Азия – Россия - Европа, привлек бы в страну необходимые ресурсы для реализации программы ускоренного развития экономики.

Именно понимание этой ситуации в 1995 году подтолкнуло к  принятию решения о вступлении страны в ВТО. В ноябре 1995 года вышло распоряжение правительства КР о создании Межведомственной комиссии (МВК) по переговорам с ВТО. Перед МВК была поставлена задача провести ускоренные переговоры и обеспечить вступление Кыргызстана в ВТО. В феврале 1996 года Кыргызская Республика представила официальную заявку в Секретариат ВТО, выражая свою заинтересованность в присоединении к этой организации.10

Тот факт, что  Кыргызстан среди них одним из первых стал членом ВТО, объясняется  малым объемом экономики и  относительно несложным торговым режимом, который имел высокую степень  либерализации.

При этом, начиная  с 1996 года осуществляемые изменения торгового режима республики  принимались в соответствии с требованиями ВТО. Но основной пакет, правовых и институциональных документов регулирующих торговый режим страны, был принят в 1998 году.

14 октября 1998 года Кыргызская  Республика стала 143 членом ВТО, а 20 декабря данный протокол вступил в силу. Процесс вступления КР в ВТО занял всего 3 года, а, к примеру, Китай вел переговоры 14 лет, Латвия - 7 лет.

Факторы, которые повлияли на относительно быстрое вступление Кыргызской Республики в ВТО:

- готовность республики  влиться в международную торговую  систему, со стороны президента  вступление в ВТО было определено  приоритетной задачей правительства  Кыргызской Республики;

- отсутствие разногласий  на национальном уровне (в этом  вопросе власть, гражданское общество  и оппозиция были единого мнения), что позволило на государственном  уровне принимать решения оперативно, своевременно;

- особый статус, полномочия  МВК и высокая компетентность членов МВК, ее состав был на уровне первых заместителей министров, руководителей административных ведомств, - т.е. людей, наделенных полномочиями и владеющих ситуацией в сфере своей деятельности. Поэтому вопросы решались грамотно, оперативно, что способствовало принятию своевременных решений;

- техническая и консультативная  помощь проекта ЮСАИД на протяжении  всего процесса вступления Кыргызстана  в ВТО.

20 декабря 2008 года исполнилось 10 лет, как  Кыргызская Республика стала  членом ВТО. Вступление и участие Кыргызской Республики в ВТО напрямую содействовало  проводимым реформам в стране, направленным на  создание  необходимой основы для  гибкой переориентации экономики страны на использование новых внешних возможностей,  определяемых тенденциями развития мировой торговли. 

За это время  возникало много споров, негативные или положительные последствия  принесло  нам членство во Всемирной  Торговой Организации и какие преимущества Кыргызстан из этого приобрел.

Сегодня с уверенностью можно сказать, то, что членство в ВТО  уже само представляет собой преимущество, ведь система ВТО, в которой республика участвует, представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами и быть вне этой системы, значит  оказаться в невыгодном положении.

Кыргызстан  предоставил своим предпринимателям свободу торговли, открыл возможности  для развития производства и доступа  на иностранные рынки, а также открыл доступ на свой рынок, создав для отечественных производителей  конкурентную среду.

За эти годы были приняты десятки новых законов, нормативных актов, направленных на либерализацию внешнеторгового  режима и привлечение инвестиций в экономику страны, расширилась география и изменилась структура внешнеторгового оборота и экспорта, создана основа безопасной и предсказуемой торговой системы.

Прежде всего, вступлением в ВТО Кыргызстан обеспечил себе имидж  страны с  предсказуемым, стабильным и либеральным торговым режимом, привлекательным  как для импортеров, так и инвесторов.

Произошли кардинальные изменения, во внешнеторговом режиме и  в географическом распределении  торговли (рис. 1)11, значительно                                                                                         Рис. 1

 

расширилась географическое распределение торговли республики с 98 стран мира в 1998 г. до 120 в 2008 г.

Ещё одним преимуществом  вступления в ВТО считается облегчение процедур привлечения иностранных кредитов и инвестиционного сотрудничества с международными финансовыми институтами. Эти организации считают, что членство в ВТО дает дополнительные гарантии возвратности кредитов. Такова официальная политика США, к мнению которых особенно прислушиваются из-за большого удельного веса в финансировании практически всех организаций. Наша Республика не является исключением в этом вопросе. Пропагандистская машина нашего государства представляет США, чуть ли не гуманитарной организацией. Разумеется, и США против этого ничего не имеют.

Чтобы понять, почему и  зачем развитые страны делают что-либо, надо оценить выгоду, которую они  при этом имеют. Экономические выгоды в данном случае мизерны: слишком узок наш рынок, население неплатежеспособно, не говоря уже о предприятиях, за редким исключением, потребление в основном дешевой продукции низкого качества. Зато, если обратить внимание на политические, а затем уже на экономические выгоды, то все становится на свои места.

Ожидалось, что вступление Кыргызстана в ВТО приведет не только к положительным последствиям, но и к отрицательным. В силу того, что это членство затрагивает интересы двух крупнейших супердержав на центрально-азатском пространстве эти недостатки усиливались политическими интригами между США и Россией. К числу таких недостатков можно относили:

во-первых, наиболее ощутимый отрицательный эффект от членства в ВТО будет заключаться в снижении поступлений в госбюджет после приведения наших законов в соответствие с требованиями ВТО;

во-вторых, снижение позиций отечественных товаров на внутреннем рынке вследствие ограничения возможностей государства в сфере защиты внутреннего рынка. Так, уже в пищевой промышленностью КР было потеряно 70% внутреннего рынка;

в-третьих, ухудшение  политических и торговых связей с  нашими главными партнерами - Россией, Казахстаном, Узбекистаном;

в-четвертых, поскольку торговые преференции, согласно Генеральной системе преференций, распространяются только на конечные товары и в меньшей мере на сырье, то выгоды Кыргызстана как экспортера сырьевых ресурсов будут незначительны;     

в-пятых, равные условия реализации импортных и  отечественных товаров на внутреннем рынке могут отрицательно отразиться на национальной промышленности, находящейся на стадии реконструкции и становления, так как эти равные условия увеличат поток импортных товаров из дальнего зарубежья, по сравнению с которыми наши товары неконкурентоспособны.

Ожидалось, что основным положительным моментом будет снижение таможенных тарифов, а устранение нетарифных ограничений на товары Кыргызстана странами-членами ВТО, в ближайшей перспективе не дадут ощутимых результатов. По мнению экспертов ЮНКТАД, выгоды от членства в ВТО, связанные с улучшением доступа на другие рынки, могут быть ощутимы лишь в долгосрочном плане и только в том случае, если страна имеет относительно развитые и конкурентоспособные возможности, хорошо подготовленный и скоординированный правительственный механизм, готовый защищать права страны в лабиринтах системы ВТО. Но, принимая во внимание, что более 90% мировой торговли осуществляется в рамках ВТО, можно предположить, что вес позитивных последствий намного превысит негативные моменты, перечисленные в начале данного параграфа. Несмотря на все сложности и противоречия членство Кыргызстана в ВТО, улучшило условия его торговли, увеличил и сделал более разнообразным экспорт,  расширила их географию.

Подводя итоги развития мирового рынка и  методов его регулирования необходимо отметить, что одним из самых важных направлений развития товарообмена и расширения его масштабов стало тарифное регулирование внешней торговли. Данный инструмент на сегодняшний день является самым доступным и самым эффективным методом развития торговых отношений, не нарушая законов рынка и в соответствии с глобальными интеграционными процессами мирового хозяйства. Современная мировая экономическая система характеризуется быстрыми темпами интеграции и глобализации экономических отношений, которые стирают практически все национальные барьеры, а национальные интересы превращают в интересы транснациональных компаний. Такие изменения привели к быстрым темпам меняющейся стратегии развития всех государств, участвующих в системе мирохозяйственных связей, особенно это заметно в области торговой политики:

развитые капиталистические  страны стремясь к расширению 
своих экономических возможностей, формируют политику максимального снижения торговых барьеров (особенно в виде тарифных ставок) 
на пути движения своих товаров;

развивающиеся страны официально объявили о проведении односторонних мер по либерализации международной торговли, что позволяет им обрести столь необходимую свободу действий и возможность проникновения на внешние рынки.

Эти тенденции получили свое отражение  через создание ряда международных  организаций, регулирующих внешнеэкономическую деятельность: МВФ, МБРР, ВТО/ГАТТ, ВТО/ЮНКТАД, Всемирный банк и более пятидесяти региональных сообществ среди которых наибольший вес несомненно имеет Европейский союз. Основной тенденцией развития стран, участвующих в международной торговле является стремление к повышению международной конкурентоспособности своих стран, а не к ограждению национальной экономики протекционистскими барьерами. Для большинства стран независимо от их уровня развития, интеграция экономики проявляется, прежде всего, в международной торговле, которая имеет очень высокие темпы развития. В данной ситуации роль таможенно-тарифного регулирования в международной торговле все более усиливается. При этом достаточно четко вырисовывается тенденция смены фискальной функции таможенных тарифов регулятивной функцией. Это означает максимально возможное снижение ставок таможенных тарифов для облегчения доступа на внешние рынки. Вместе с тем, официальная политика ВТО/ГАТТ провозглашает использование механизма таможенного тарифа для выравнивания конкурентных возможностей стран с различным уровнем развития. Что является единственно возможным способом регулирования товарных потоков в условиях абсолютно открытой экономической системы. Экономические доводы системы открытой торговли основаны на согласованных в многостороннем порядке правилах, достаточно простых и опирающихся на здравый смысл. Такая либеральная торговая политика допускает неограниченный поток товаров, услуг и производственных затрат, многократно увеличивает экономическую выгоду, которая находит свое выражение в изготовлении лучших продуктов высокого качества и по оптимальным ценам.            Таким образом, современная концепция мировой экономической системы считает главным регулятором внешней торговли таможенные тарифы стран и уровень таможенных пошлин, которые выполняют функцию клапана, увеличивающего или уменьшающего ввоз товаров из-за границы. Пошлины, налоги и сборы рассматриваются как правомерный способ регулирования товарооборота, в то время как количественные ограничения - неправомерные регуляторы внешней торговли.        Кыргызская Республика, провозгласив принципы открытой экономики, оказалась перед выбором экономической стратегии, которая позволила бы ей решать проблемы вхождения в мировую систему наиболее эффективно. И не без того трудная проблема осложняется кризисным положением переходного периода экономики может быть решена лишь только при условии полного освоения исторического опыта развития национальной экономики. С этой точки зрения Кыргызстан избрал наиболее эффективный путь совершенствования своей экономической системы на основе знаний, рекомендаций и помощи мировой системы посредством вхождения в многочисленные международные организации и союзы. Наиболее ценным достижением Кыргызстана с точки зрения торговых отношений является вступление во Всемирную торговую организацию. Это позволило правительству Кыргызской Республики сформировать такую экономическую обстановку, которая поощряет иностранные инвестиции, развитие предпринимательства, создание новых рабочих мест, но, самое главное, создает возможность выбора низкие цены на товары их высокое качество и доступ на внешние рынки товаров и услуг.   Перечисленные возможности развития экономической системы республики были обусловлены формированием правовой базы в области таможенно-тарифного регулирования ВЭД и условий предпринимательства в соответствии с мировыми стандартами. Ускоренное совершенствование правовой базы таможенно-тарифного регулирования позволило в кратчайшие сроки сформировать механизм тарифного регулирования внешнеторговых отношений и систему таможенных органов.         К сожалению, уровень интеграции во всех экономических группировках, в которые входит Кыргызская Республика на территории СНГ, фактически не вышел за пределы зоны свободной торговли - первой стадии интеграции. Процесс интеграции затрудняется рядом объективных и субъективных причин, среди которых и проблемы переходного периода становления рыночной экономики, и отработанность механизмов исполнения законодательных актов и достигнутых соглашений, и декларативный характер большинства этих соглашений. В коечном счете, основная цель Кыргызской Республики - это создание возможностей для обеспечения цивилизованного и высокого материального уровня жизни населения, достижение гарантированной государственной состоятельности. Что может быть достигнуто посредством ускоренного реформирования экономики и внедрения в мировую экономическую систему. В этом смысле достижения Кыргызстана в области развития и применения законодательной базы таможенно-тарифного регулирования в соответствии с мировыми стандартами может стать плацдармом для дальнейшего развития других сфер экономической и политической систем государства. Действующая таможенно-тарифная политика КР обуславливает широкие возможности Кыргызстана в интеграционных процессах мировой экономики, обеспечивает сохранение экономической безопасности за счет формирования гибкого и эластичного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Членство КР в ВТО  ускорило становление либеральных  режимов торговли на уровне мировых стандартов. В то время как режимы торговли в других странах с переходной экономикой (например, Узбекистан, Казахстан, Китай и т.д.) отличаются между собой. Для внешнеторговых режимов большинства развивающихся стран характерны высокие тарифы, которые к тому же находятся под давлением нетарифных барьеров. Для Кыргызской Республики вступление в ВТО дало возможность укрепить эти режимы, приняв обязательные для выполнения с правовой точки зрения обязательства, связанные с уровнем тарифов и другими факторами.

 

 

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, КАСАЮЩИЕСЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Основные  статьи соглашения, касающиеся таможенно-тарифного  регулирования

В сфере торгового  обмена международные режимы вырабатываются прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли. ГАТТ регулирует в настоящее время более 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

В положениях ГАТТ прежде всего говорится о намерении стран, подписавших его, добиваться путем переговоров снижения таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства  для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:

  • таможенные тарифы;
  • нетарифные ограничения;
  • формы стимулирования экспорта.

Уже из названия явствует, что все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование.

При создании ГАТТ предполагалось, что основным, а  в перспективе единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства. Статья XI ГАТТ прямо оговаривает, что не одна из стран-участниц «не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на вывоз или продажу экспорта любого товара, предназначенного для территории другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».12

Статья 1 Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных пошлин и формальностей страны-участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми  операциями;

 все правила  и формальности связанные с  внешнеторговыми     операциями;

на внутренние налоги и сборы; на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц;

 на весь  круг операций, вязанных с внешней  торговлей товарами.

Статья II в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны согласовывать списки тарифных уступок. Тарифные ставки, приводимые в уступках, носят консолидированный характер. Другими словами, ставки пошлин на товары, содержащиеся в списках, закрепляются, составляют часть Генерального Соглашения и не могут быть повышены в одностороннем порядке.  Кроме того «(b) Товары, указанные в части I Списка, относящегося к какой-либо договаривающейся стороне, и происходящие из территорий других договаривающихся сторон, при импорте на территорию страны, к которой относится данный Список, и при условии соблюдения сроков, условий или оговорок, указанных в этом Списке, освобождаются от обычных таможенных пошлин, превышающих пошлины, которые установлены и предусмотрены в этом Списке. Такие товары также освобождаются от всех других пошлин или сборов всякого рода, установленных на ввоз или в связи с ввозом, превышающих те пошлины или сборы, которые были установлены на дату заключения настоящего Соглашения, …»13.

Правила проведения переговоров о снижении таможенных тарифов, а также процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединяется к ГАТТ, на него распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому вступающее государство должно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа. Затем эти таможенные уступки консолидируются и список тарифных уступок становится частью Генерального Соглашения.

Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.

Статья XVIII признает, что развивающимся странам может потребоваться гибкость в установлении тарифов и что они могут применять некоторые количественные ограничения для сохранения иностранной валюты и для удовлетворения потребностей развития.

Рассматриваются такие вопросы, как принятие и вступление в силу (ХХVI), изъятие тарифных уступок у бывших членов (ХХVII), правила ведения переговоров по тарифам и изменение тарифных списков (ХХVIII),

За время  существования ГАТТ-1947 года статьи, касающиеся таможенно-тарифных вопросов, обросли многочисленными поправками и дополнениями. Наиболее важные дополнения были вызваны включением новых статей XXXVI и XXXVII (принятых в ходе Уругвайского раунда переговоров), в которых признается право Развивающихся стран повышать таможенные пошлины для защиты своей экономики, а также фиксируется обязательство развитых государств снижать пошлины на товары развивающихся государств.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.