На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические основы инновационного проекта, его основные характеристики, функции и методы управления им. Специфика и различные подходы к менеджменту в сфере проектов. Анализ эффективности реализации инновационного проекта на примере ОАО Машзавод.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кубанский государственный технологический университет
(КубГТУ)
Факультет экономики, управления и бизнеса
Кафедра производственного и регионального менеджмента
Курсовая работа

по дисциплине Инновационный менеджмент
на тему: «Управление инновационным проектом»
Выполнила студентка 4 курса гр.02-эк-11
Городянская Ольга Сергеевна
Руководитель Шутилов Ф.В.
Нормоконтролер
Защита ________ Оценка
Члены комиссии ______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
г. Краснодар 2005
Кубанский Государственный технологический университет
(КубГТУ)
Кафедра производственного и регионального менеджмента
Утверждаю
Зав. кафедрой ПРМ
Проф. Рубин Г.Я.
3
Задание
на курсовую работу
Студентке гр. 02-эк-11 курса 4 Городянской О.С.
факультета Экономики и Управления Бизнесом
специальности 080507 менеджмент организаций
Тема курсовой работы Управление инновационным проектом
Содержание задания
1)теоретические аспекты
2)специфика управления
3)эффективность внедрения
Объем работы 53 с
Срок выполнения с _____ по _______ 2005 г.
Срок защиты 2005 г.
Дата выдачи задания 2005 г.
Дата сдачи работы 2005г.
Руководитель курсовой работы Шутилов Ф.В.
Задание приняла студентка Городянская О.С.
Реферат

Курсовая работа 53 с, 7рис,3 табл., 17 источников, 1 приложение.
ПРОЕКТ, УПРАВЛЕНИЕ, СТРУКТУРА ПРОЕКТА, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, СТРАТЕГИЯ, УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Объект: ОАО «Машзавод»
Цель: систематизация и углубление знаний в области инновационной деятельности на основе управления проектами.
Рассмотрена идеология инновационного проекта, методика управления им. Произведен обзор различных подходов к управлению проектами: стратегия управления, системный подход, оперативное управление и др.
Для определения эффективности управления проектом рассмотрена инновационная деятельность ОАО «Машзавод».
В результате можно сделать вывод о том, что данный проект является эффективным и его внедрение приведет к увеличению чистого приведенного дохода на 164,333 млн. рублей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5

1.Теоретические аспекты управления инновационным проектом:

1.1 Проект как объект управления………………………………………7

1.2 Структуризация проекта……………………………………………..12

1.3 Функции и методы управления……………………………………...15

2. Специфика управления проектами:

2.1 Стратегия управления………………………………………………...21

2.2 Системный подход……………………………………………………24

2.3 Оперативное управление……………………………………………..28

2.4 Управление качеством………………………………………………..29

2.5 Компьютерная технология…………………………………………...33

2.6 Управление реализацией……………………………………………..37

3. Анализ эффективности реализации управления проектом………………...40

Заключение……………………………………………………………………….49

Список использованных источников…………………………………………...51

Приложение ……………………………………………………………………...53

Введение

Облик окружающего нас мира преобразуют проекты. Даже современного человека, избалованного цивилизацией и прогрессом, но еще не лишенного любознательности, поражают и удивляют памятники, великие достижения и свершения прошлого, давнего и не давнего, будь то египетские пирамиды, собор Святого Петра в Риме, Московский Кремль, современная авиация или покорение космоса. Мы вновь и вновь задаем себе вопрос: «Как удалось этого достигнуть?»

Во главе всех великих свершений прошлого явно или не явно стоял изобретательный инициатор и одаренный руководитель - в современном понимании - менеджер проекта.

До недавнего времени управление проектом считалось искусством, требующим сплава природного дара, ума, воли, жизненного опыта и добытых тяжким трудом знаний. Такому набору требований могли удовлетворить только отдельные выдающиеся личности. И так было на протяжении многих веков, с тех пор, как люди начали воплощать в жизнь свои первые замыслы-проекты, потребовавшие управления.

Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами.

Цель курсовой работы - систематизация и углубление знаний в области инновационной деятельности на основе методик управления проектами.

Первый раздел данной работы включает в себя теоретические основы инновационного проекта, его основные характеристики, функции и методы управления им. Второй раздел отражает специфику и различные подходы к менеджменту в сфере проектов. В третьем разделе содержится анализ эффективности реализации инновационного проекта.

В ходе подготовки работы были изучены труды отечественных и зарубежных специалистов, профессионально занимающихся научной и практической деятельностью в данной области.

Выбор темы курсовой работы основан на том, что методология управления проектами позволяет исполнителям легче преодолевать помехи и препятствия, связанные с такими внешними и внутренними факторами, характерными для России, как:

- нестабильная экономика;

- дефицит и ограничение средств и ресурсов;

- возрастающая сложность проектов;

- появление и усиление конкуренции;

- социальные проблемы и т. д.

Конечно, управление проектами не является панацеей для решения всех этих проблем. Однако его систематическое применение позволяет менеджеру легче адаптироваться к условиям изменяющегося окружения.

1 Теоретические аспекты управления инновационным проектом

1.1 Проект как объект управления

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления. [1]
Виды инновационных проектов по основным типам:
1. По периоду реализации проекта, могут быть:
· Краткосрочными (1-2 года);
· Среднесрочными (до 5 лет);
· Долгосрочными (более 5 лет).
2. По характеру целей проекта, могут быть:
· Конечными - отражать цели, решения проблемы в целом;
· Промежуточными.
3. По виду удовлетворяемых потребностей, могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;
4. По типу инноваций, могут быть:
· Введение нового или усовершенствованного продукта;
· Создание нового рынка;
· Освоение нового источника сырья или полуфабрикатов;
5. По уровню принимаемых решений, могут носить:
· Международный;
· Федеральный;
· Региональный;
· Отраслевой;
· Фирменный характер.
С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:
1) Монопроекты - проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
2) Мультипроекты - представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы и т.д. 3)Мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. [2]
Основными разделами инновационного проекта являются:
· Содержание и актуальность проблемы (идеи);
· Дерево целей проекта, построение на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;
· Система мероприятий по реализации дерева целей проекта;
· Комплексное обоснование проекта;
· Обеспечение реализации проекта;
· Экспертное заключение проекта;
· Механизм реализации проекта и система мотивации.
Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.
Структурная модель областей зна-ний и компонентов основных процессов (изображенная на рисунке 1.1) позволяет полу-чить предварительное представление о современной кон-цепции УП. [3]
Концепция УП может описываться с помощью таких ос-новных структурных и функциональных компонентов, как:
1)контекст управления проектом;
2)процессы управления проектом;
3)основные функции управления проектом;
4)методы управления проектом;
5)практика и эффективность управления проектом.
Концепция УП может описываться с помощью таких структурных основных и функциональных компонентов, как:
контекст управления проектом;
процессы управления проектом;
основные функции управления проектом;
методы управления проектом;
практика и эффективность управления проектом.

3
Рис 1.1 - Структура знаний и компонентов УП
Система управле-ния проектом является разновидностью кибернетической системы, состоящей из объекта управления проекта) и субъекта управления (команды управления проектом), свя-занных прямой и обратной связью, посредством которых и осуществляется управление (рис. 1.2).
Субъект УП
Команда УП
Объект УП
Проект
Рис 1.2- Кибернетическая схема управления объектом
В системе УП реализуются две группы процессов:
проектно-ориентированные процессы. Они связаны с объектом УП, или самим проектом, выполняются ис-полнителями работ проекта и направлены на достиже-ние результатов проекта -- создание нового продукта или услуги;
процессы управления проектом. Они связаны с субъекттом УП, или командой управления проектом и ее деятельностью по описанию, планированию, организации и координации работ в проекте хотя обеспечения успешного завершения проекта.
Множество процессов управления проектом, применимых к большинству проектов, может быть разделено на пять групп, каждая из которых включает один или несколько процессов:
процессы инициации -- формальное признание того, что проект или его очередная фаза должна быть введена в действие. Они включают все необходимые для этого работы и мероприятия;
процессы планирования -- разработка плана проекта и действующей организационно-технической системы уп-равления для успешного достижения целей и результа-тов проекта;
процессы выполнения -- координация людских и мате-риальных ресурсов для выполнения плана проекта:
процессы контроля -- отслеживание хода выполнения проекта и достижения целей путем мониторинга, коли-чественной оценки прогресса проекта и осуществления необходимых корректирующих воздействий для ликви-дации нежелательных отклонений от плана проекта:
процессы закрытия -- формальная приемка выполнен-ного проекта или его отдельной фазы, закрытие кон-трактов и завершение проекта.
Содержание основных работ по управлению проектами отражено в таблице 1.1.
Таблица 1.1- Основные работы по управлению проектами
Инициация
Планирование
Выполнение
Контроль
Закрытие
1)Инициация проекта или его фаза
1)Планирование предметной области
1)Организация и координация выполнения плана
1)Представление отчетов о ходе выполнения
1)Административное завершение проекта
2)Разработка концепции проекта
2)Структурная декомпозиция проекта
2)Развитие команды проекта
2)Управление изменениями
3)Технико-экономическое обоснование
3)Определение работ и их взаимосвязей
2)Закрытие контрактов
3)Распределение информации
3)Контроль качества
4)Планирование ресурсов
 
4)Оценка и утверждение проекта
5)Оценка продолжительности работ
4)Подтверждение предметной области
4)Контроль выполнения

1.2 Структуризация проекта


Структуризация проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между элементами. Ведь проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой. Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могут появляться новые элементы или объекты и из его состава могут удаляться. Проект как всякая система может быть разделен на элементы. При этом между ними должны определяться и поддерживаться связи.[4]
Между проектом и внешней средой осуществляется связь и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации.
Внешняя среда формируется факторами:
· Политическими;
· Экономическими;
· Социальными;
· Научно-техническими.
Проект тесно связан с научно-техническим обеспечением, а именно достижения в предметной области проекта и привнесение ноу-хау. Проект объединяет знания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется зона реализации проекта, в которой принимаются решения по управлению проектом, и способст-вует реализации персонала проекта, который является частью трудовых ресурсов вообще. Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на их основе заключаются контракты и другие правовые документы. Финансирование проекта создает финансовую зону и ориентируется на инвестиционный рынок. Проект объединяет знания и опыт по разработке самого проекта и формирует зону разработки проекта, в которой разрабатывается вся проектная документация. Зона разработки проекта тесно взаимодействует и формирует матери-альное хозяйство, которое образует зону закупок и поставок. Проект объединяет опыт и методы строительства, формируя зону строительства, т.е. непосредственно здания и сооружения. Зона строительства предполагает наличие участка строительства, а он образует зону землепользова-ния. Проект объединяет инженерные знания и опыт, формируя зону инжиниринга, которая зани-мается технологическим процессом, а технологический процесс ориентирован на конкретное про-изводство и тем самым формируется производственная зона. Прединвестиционная стадия про-екта тесно связана со сферой бизнеса и внешней средой. В заключительной фазе, когда уже полу-чена продукция, проект связан с зоной сбыта и конкретно с рынком сбыта.[5]
Основными участниками инновационного проекта являются:
1. Заказчик - будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
2. Инвестор - юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
3. Проектировщик - разработчик проекта;
4. Поставщик - организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;
5. Руководитель проекта - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;
6. Команда проекта, которая создается на период работ.
Непосредственно же древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки, которые передаются под управление специалистам. Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ. Структурирование помогает решить следующие задачи:
· Разделение объекта на поддающиеся управлению блоки;
· Распределение ответственности;
· Оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;
· Создание единой базы для планирования, составления смет и контроля за затратами;
· Увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;
· Переход от общих целей к конкретным заданиям.
Создание и реализация проекта включают следующие этапы:
1) Формирование инвестиционного замысла (идеи);
2) Исследование инвестиционных возможностей;
3) Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;
4) Подготовка контрактной документации;
5) Подготовка проектной документации;
6) Строительно-монтажные работы;
7) Эксплуатация объекта;
8) Мониторинг экономических показателей.
1.3 Функции и методы управления

Управление проектом -- это управление изменениями, которые должны быть произве-дены в результате его осуществления.
Состояние проекта от идеи до завершения характеризуется изменением ряда показателей, которые определяют его сущность и на основе которых устанавливается успешность проекта. Эта совокупность «элементов» проекта по суще-ству и является тем, чем управляет УП. т.е. эти элементы и являются объектами управления. Таких объектов управления в каждом проекте может быть достаточно много. Это зависит от типа и вида проекта, требований к самому УП, особенностей окружения проек-та и т.д. Однако для всех проектов можно выделить наибо-лее существенные объекты управления.[6]
Управление предметной областью заключается в управлении этими изменениями на протяжении жизненно цикла проекта и осуществляется через процессы:
1)инициации работ;
2)планирования предметной области;
3)определения предметной области;
4)уточнения и подтверждения предметной области;
5) контроля изменения предметной области.
Функция управления качеством проекта пронизывает весь жизненный цикл и включает: проектные, организационные и управленческие решения; используемые материалы, оборудование, сырье; и др.
Функция управления временем тесно связана с функцией управления предметной областью и включает определение работ и их продолжительности, сроков начала и заверше-ния проекта, его частей, важнейших событий и каждой из выполняемых работ и др.
Функция управления временем реализуется посредством процессов временного анализа проекта и его частей, календарного планирования работ, контроля графиков выполнения работ, их актуализации и корректи-ровки.
Функция управления стоимостью включает планирование ресурсов, предварительную оценку расходов, связанных с проектом, определение сметы расходов, денежных пото-ков, прогнозирование доходов и прибылей, контроль рас-ходования и поступления денежных средств и принятие решений в случае превышения расходов и других отклоне-ний от финансовых планов.
Главной задачей управления стоимостью является соблю-дение бюджетных рамок проекта и получение предусмот-ренной прибыли от его осуществления.
Риск в контексте проекта (риск проекта) рассматривается как воздействие на проект и его элементы непредвиден-ных событий, которые могут нанести определенный ущерб и препятствовать достижению целей проекта.
Риск проекта характеризуется тремя факторами: события-ми, оказывающими негативное воздействие на проект; вероятностью наступления таких событий; оценкой ущер-ба, нанесенного проекту такими событиями. Управление риском применяется в тех случаях, когда сте-пень риска в проекте достаточно высока.
Функции управления человеческими ресурсами включают определение потребности, численного и квалификационного состава персонала на все период времени осуществления проекта: отбор кандидатур, оформление приема на работу и увольнение: планирование и распределение работников по рабочим местам организацию обучения и повышения квалификации: становление ответственности; создание условий и рабочей атмосферы для коллективной работы: предупреждение разрешение возникающих конфликтов: вопросы оплат и др. Управление персоналом должно быть направлено на оптимальное использование трудовых ресурсов для достижения целей проекта.[7]
Осуществление проектов происходит на контрактной основе, используемой для привлечения отдельных специалистов. различных подрядных и субподрядных организаций и фирм как для выполнения работ и услуг, так и для закупок и поставок необходимого оборудования и материаль-но-технических ресурсов.
Функции управления контрактами и поставками включают процессы выбора стратегии контрактной деятельности: информационно-рекламную работу; определение состава, номенклатуры и сроков работы привлекаемы по контракту субъектов; подготовку контрактных предложений: выбор контрагентов и поставщиков путем торгов конкурсов, тендеров и др.; подготовку документации на заключение контрактов; контроль за ходом их выполнения закрытие и расчет по завершенным контрактам.
Управление проектом в целом зависит от успешной орга-низации взаимодействия всех участников проекта и обеспечения их потребности в информации для осуществления проекта. В эту функцию управле-ния обычно включаются процессы сбора, передачи, сорти-ровки, отображения и интерпретации информации, необходимой и достаточной для всех участников проекта и его окружения. При этом учитываются и различаются два типа информационного обмена: формальный (путем ис-пользования информационных технологий) и неформаль-ный (путем межличностных контактов и различного рода собраний). Управление коммуникациями в проекте тесно связано с управлением персоналом.
Методы управления проектами
К настоящему времени накоплен значительный опыт по различным методам управления проектами. Из формальных методов чаше всего используется извест-ный метол «дерева целей» с описанием, фиксацией целей и их структурной декомпозицией. Для нечетких целей используют технику творческого про-цесса типа «мозговой атаки», «записи идей», «творческой конфронтации», «систематического структурирования» [8]
Структурная модель проекта и коды ее структурных элементов служат информационной основой для формирования всей документации проекта на протяжении его жизненного цикла.
1) Методы сетевого планирования и управления:
В усовершенствованном виде с разнообразным современным программным обеспечением эти методы являются центральным звеном в цепи методов управления проектами, где с их помощью выполняются следующие функции:
а) моделирование проекта;
б) Временной анализ проекта;
в) Ресурсный анализ проекта;
г) Распределение ресурсов.
Мониторинг проекта -- совокупность методов и процедур контроля за ходом выполнения работ проекта. На основе графика работ и отчетов исполнителей осуществляются актуализация данных модели и новые расчеты плана части проекта, оставшейся еще не выполненной. При этом с по-мощью компьютера ведется учет выполненных объемов, определяется расход ресурсов и затрат, формируются дан-ные для отчетов, анализируется состояние проекта, про-гнозируется ход дальнейших работ.
2) Методы планирования затрат:
Эта важнейшая область управления проектом в рыночной экономике тесно связана с ценообразованием и сметным делом. Различают два подхода к планированию затрат: пассивный и активный.
Пассивный основан на расчете стоимости: по проек-там-аналогам
(фаза 1): по объемам работ и нормативам (фаза 1--2); на основе расчетной потребности ресурсов и нормативной базы (фаза 2--3).
Активный подход основан на минимизации стоимости проекта за счет варьирования переменными (разные фи-нансовые схемы, интенсивность работ, сроки, способы выполнения и др.) Важное место здесь занимают методы функционально-стоимостного анализа затрат и прибыли проекта, а также определения экономической эффектив-ности проекта с учетом затрат на эксплуатацию.
3)Контроль затрат:
Эта часть мониторинга проекта выделяется в самостоятельный метод, имеющий развитую информационную поддержку. Суть метода в том, что по ряду проектных показателей формируются наглядные гра-фики, позволяющие вести непрерывный учет затрат и оце-нивать развитие проекта, соблюдение бюджета и эффек-тивность фактических затрат.
4)Методы управления риском:
Совокупность методов позволяет определить и оценить риск на разных фазах развития проекта, найти пути его снижения и влияния на основные параметры проекта. В инструментарий методов управления риском входят вероятностные и альтернативные сетевые модели, имитационное моделирование, экспертные системы, теория вероятностей и надежности, робастная технология и др.
5) Методы управления конфликтами:
В процессе выполнения проекта между участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и предотвращать. А в случаях их возникновения предлагают правила их разрешения.
6) Методы управления изменениями:
В проекте в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования. оценки и зашиты проекта от изменений; процедуры и организационные формы для внесения нений; способы фиксации изменений, организации документооборота и его корректировки в связи с изменениями.
7) Методы управления контрактами:
Данные методы направлены на упорядочение и система-тизацию подготовки, согласования, оформления контрак-тов, контроль их выполнения и закрытие контрактов. Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тен-деров, конкурсов и аукционов.
8) Методы организации и управления проектами
Это один из важнейших разделов управления проектами. Он определяет правила построения рациональных органи-зационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта.
Эти методы помогают сформировать необходимый состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходи-мые коммуникации между участниками проекта.
2 Специфика управления проектами
2.1 Стратегия управления
Управление проектами -- это процесс определения цели деятельности и организации людей и техники так, чтобы эта цель была достигнута при завершении деятельности.
В начале процесса управления должен быть проведен стра-тегический анализ с планированием жизненного цикла про-дукции, который в основном определяет эффективность про-изводства.[9]
Жизненным циклом продукции - зависимость экономического эффекта, полученного в результате реа-лизации, от времени, затраченного на разработку, освоение и выпуск данной продукции на предприятии, который отражен на рисунке 2.1

3
Рис.2.1-Жизненый цикл продукции
Жизненный цикл, изображенный в виде 8-образной кри-вой условно подразделяется на 6 этапов:
0 -- исследование, проектирование и внедрение;
1 -- начальный этап выпуска с отработкой технологии се-рийного выпуска;
2 -- выпуск продукции с нарастающим ростом эффектив-ности;
3 -- замедление роста эффективности;
4 -- понижение эффективности;
5 -- спад эффективности.
0-й этап включает возникновение идей проведения науч-но-исследовательских работ, покупку лицензий и патентов на основе стратегического анализа конъюнктуры рынка и процесса проектирования, при этом идут значительные за-траты при отсутствии доходов. Затем по мере отработки тех-нологии и начала выпуска ходового товара начинают расти доходы (1-й этап). После налаживания серийного выпуска происходит быстрый рост эффективности (2-й этап). По мере насыщения рынка экономический эффект снижается (3-й этап). Наконец, предельный, 4-й этап, когда средства, вкла-дываемые в совершенствование товара с целью поддержать его конкурентоспособность, практически равны эффекту от реализации, после чего начинается спад эффективности за счет появления на рынке другой, более конкурентоспособной продукции (5-й этап).
Характер изменения эффективности технологий показан на рис. 2.2.
3
Рис.2.2 - Зависимость результатов технологий от затрат на их разработку для одного вида продукции
В процессе инновационного менеджмента осуществляется управление технологическими разрывами. При этом необходимо с минимальными затратами обеспечить переход на но-вую технологию в минимально короткое время. С целью со-кращения затрат многие фирмы стараются кооперироваться в этот период. Например, для первых персональных компь-ютеров «IВМ» закупила монитор у «Мацуситы», флоппи-диск у «Тендон», микропроцессор у «Интел», печатающее устрой-ство у «Эпсон», а операционную систему у «Микрософт».[10]
Аналогично жизненному циклу продукции цикл спроса можно разделить на несколько характерных периодов:
1. Зарождение -- интенсивный период становления от-расли, когда несколько фирм конкурируют между собой, ста-раясь захватить лидерство.
2. Ускорение роста -- период интенсивного роста прибы-лей фирм, которые выдержали конкурентную борьбу при условии превышения спроса над предложением.
3. Замедление роста, когда предложение начинает превы-шать спрос.
4. Зрелость - достижение насыщение рынка.
5. Затухание - снижение объема спроса за счет умень-шения потребления продукта, появления продуктов-замени-телей, а также при изменении экономических, демографи-ческих, политических и других условий.
Практика показывает, что если новая технология корен-ным образом отличается от старой, то фирмы часто отка-зываются от деятельности, в которой занимали лидирую-щее положение, потому что при появлении новой техноло-гии фирма в процессе конкурентной борьбы тратит боль-шие средства на создание новых видов продукции на осно-ве старой технологии, в результате эти приведенные затра-ты на НИР являются психологическим препятствием для коренного изменения технологии, что способствует победе в конкурентной борьбе менее известных фирм (например, кон-куренция фирм «Дьюпон» и «Селаниз» при разработке шин-ного корда).
Приведенные примеры показывают, насколько сложно вы-брать правильную стратегию при модернизации предприятий с внедрением новой технологии. Поэтому этой части проекта надо уделять особое внимание, так как при неправильно вы-бранной стратегии можно в результате внедрения проекта затратить большие средства и оказаться с малоперспектив-ной технологией и неконкурентоспособной продукцией.
2.2. Системный подход в управлении

Под системой понимается нечто целое, связанное из от-дельных элементов, которые взаимосвязаны, взаимозависи-мы и взаимодействуют. При этом система имеет свойства, которых нет у составляющих ее элементов.
Любая организация как система может рассматриваться в трех аспектах: физическом, экономическом и кибернетическом. Физическая система рассматривает все материальные и энергетические связи и зависимости.
Экономическая система рассматривает все экономические связи как внутри системы, так и с внешними организациями. Кибернетическая система представляет упорядоченную последовательность информационных сигналов. В этой сис-теме должен быть координирующий орган, осуществляющий автономное управление. Информация, поступающая в систе-му и содержащаяся в ней, должна поддерживать параметры системы в определенных пределах. Для обмена информацией с другими организациями система должна иметь информа-ционные входы и выходы. Эти все свойства имеются во всех кибернетических системах.[11]
Организация в разрезе управления представляет слож-ную кибернетическую систему. Она состоит из управляю-щей подсистемы и ряда управляемых подсистем. В соответ-ствии с основным принципом кибернетики «черного ящика» отдельные подсистемы можно рассматривать изолированно, но с учетом информационных входов и выходов.
В этом смысле для руководителя предприятия отдельное подразделение представляет собой в определенной степени «черный ящик», так как он обычно не знает точно, что там происходит. Но по информации, которая поступает в подраз-деление и выходит из него с определенной степенью вероят-ности, можно представлять, что делается в этом подразделе-нии, и какова эффективность работы этого подразделения.
Кибернетическая система управления действует аналогич-но автомату с обратной связью. При этом управляющая под-система формирует командно-управляющую информацию и направляет ее в управляемую подсистему для реализации процесса, а по каналам обратной связи получает информа-цию о результирующем воздействии с целью определения корректирующего воздействия. Четко осуществляемая обрат-ная связь обеспечивает эффективность системы управления процессом. Обратная связь характеризует оценку действия и сравнение его результатов с существующими критериями и стандартами для определения последующего действия. Об-ратная связь бывает двух видов: положительная и отрица-тельная. Положительная обратная связь способствует уве-личению отклонения результирующего действия от установ-ленных критериев. Отрицательная обратная связь способ-ствует уменьшению отклонения результирующего действия от установленных критериев. Все системы управления для эффективного воздействия используют отрицательную об-ратную связь.
На рис.2.3 представлена схема системы управления с от-рицательной обратной связью. Из схемы видно, что на основании цели процесса выбира-ются параметры для оценки данной цели и критерии для этих параметров. В результате формируется командно-уп-равляющая информация, которая воздействует на управля-емую подсистему в виде процесса. Количественная оценка результирующей деятельности через обратную связь срав-нивается с выбранными критериями, стандартами, известны-ми статистическими данными и вырабатывается корректи-рующее воздействие на командно-управляющую информа-цию с целью сокращения отклонений результирующего дей-ствия от установленных критериев, норм. При этом, если ус-тановленные отклонения очень значительны, то необходимо изменить критерии, параметры или даже цель процесса.
3
1 -- цель (программа); 2 -- параметры, оценивающие уровень достижения цели; 3 -- критерии и нормы оценки выбранных параметров; 4 -- сравнение результирующего действия системы с вы-бранными критериями, стандартами и разработка корректирующего воздействия; 5 -- командно-управляющая информация.
Рис. 2.3 - Система управления с обратной связью
Причем под возмущающим действием окружающей сре-ды понимается резкое изменение налоговой политики, курса валюты, международных стандартов, моды, погоды и т. д.[12]
Для практической деятельности часто систему управле-ния с обратной связью изображают в виде итерационной модели управления, показанной на рис. 2.4.
3
Рис.2.4 - Итерационная модель управления
Итерационная модель по своей сути аналогична системе управления с обратной связью, изображенной на рис. 2.4. При этом за счет действия отрицательной обратной связи результативность будет увеличиваться. По данной модели можно строить как систему управления проектом, предпри-ятием или подразделением, так и систему решения любой проблемы. При этом изображение двух видов цели условно. При решении проблем предприятия цели имеют многоуров-невый иерархический характер: стратегические цели пред-приятия, оперативные цели подразделения, цели бригады и личностные цели исполнителя. Для эффективного решения проблемы необходимо, чтобы между этими целями было как можно меньше противоречий. В этом случае при работе по итеративной модели происходит постепенная доработка с получением более объективных показа-телей и оценок.
2.3.Оперативное управление проектами

Модель оперативного управления проектом на основе об-ратной связи представлена в Приложении.
В соответствии с изображенной моделью управления Ге-рольдом Пойцаком предлагается схема взаимосвязи разде-лов и методов, которая широко применяется в международ-ной практике. Она представлена на таблице 2.1.
Таблица 2.1- Схема взаимосвязи разделов и методов
Фазы
Виды управления
Стра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.