Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Диалектическая логика: понятие, структура, функции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования

 

 

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОТРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра «Философия, история и политология»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Логика»

 

Тема 4. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

«Логика диалектическая - логика формальная: общность и различие.»

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:                                                                         ПРОВЕРИЛ    СТУДЕНТ ГРУППЫ ЗБ-11                                                 

ЯНЮК Е.С.                                                                             

10-ЗБ-448

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОМЕЛЬ 2011

 

Вариант№34  (4)

 

Тема 4. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

   Логика диалектическая - логика формальная: общность и различие.

  1. Структура диалектической логики: принципы, категории, законы.
  2. Логико-диалектические основы развития и обоснования знания.

Логические  задачи

  1. Построить непосредственные умозаключения путем противопоставления предикату из следующих посылок: Студенты являются  учащимися. Каждый адвокат имеет юридическое образование. Пирамиды не являются плоскими геометрическими фигурами. Рентгеновские лучи являются невидимыми.
  2. Опираясь на закон непротиворечия и схему “Логический квадрат”, установить, могут ли быть одновременно истинными следующие пары высказываний: Некоторые газы - инертные. - Некоторые газы не являются инертными. Аристотель - основоположник логики. - Аристотель не является основоположником логики. Все числа четные. - Ни одно число не является четным. Некоторые диктаторские режимы демократичны. - Ни один диктаторский режим не является демократическим.
  3. Опровергнуть способом доказательства антитезиса, следующие положения: а) Все русские живописцы ХIХ в. придерживались канонов классицизма; б) Ни один русский живописец ХIХ в. не придерживался канонов классицизма.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….4

1. Общее и отличия формальной  и диалектической логики……………….5

2. Диалектическая логика: принципы, категории, законы………………….7

3. Логико-диалектические  основы развития и обоснования  знания……….10

Заключение…………………………………………………………………….11

ЗАДАЧА №1…………………………………………………………………..12

ЗАДАЧА №2…………………………………………………………………..13

ЗАДАЧА №3…………………………………………………………………..14

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что  их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм  мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более "грамотно", развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Современная логика включает две относительно  самостоятельные науки: формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая логика и формальная логика развиваются в тесном взаимодействии, которое четко проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства разработанные диалектической логикой.

Цель работы - рассмотреть  особенности формальной логики,  диалектической логики, обозначить общее  и отличия формальной и диалектической логики.

 

1.Общее и отличия формальной и диалектической логики

В четвертой книге  “Метафизики” Аристотель ставил вопрос: какой принцип является столь  самоочевидным, что его можно  положить в основу истинной философии. Таким самоочевидным принципом Аристотель считает следующий: “Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении” .

Впоследствии этот принцип  назвали законом противоречия. В своих логических трактатах Аристотель сформулировал еще два закона мышления: закон тождества, требующий, чтобы в любом суждении понятия использовались строго в рамках тех определений, которые им были даны, и закон исключенного третьего, согласно которому из двух взаимоисключающих суждений одно обязательно должно быть истинным. К этим трем законам аристотелевской логики Лейбниц добавил четвертый закон, который он назвал законом достаточного основания. Этот закон требует, чтобы всякое суждение, претендующее на истинность, было достаточным образом обосновано. В противном случае мы никогда не смогли бы принять решения, а вечно метались бы от одного варианта к другому, не зная, какой предпочесть.

Таким образом, к началу XVIII века были сформулированы четыре закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного обоснования. Это формальная логика – наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связей между мыслями по их логическим формам. Мышление, которое осуществляется в соответствии с формально-логическими законами, называется правильным. Формальная логика, является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, т.е. типичные алогизмы. При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания. Кроме формальной логики существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и т.д., такие методы познания, как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез и т.д. В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики, и наоборот.

 

 

2. Диалектическая логика: принципы, категории, законы

 

Логика диалектическая - предметом изучения являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и т.д., такие методы познания, как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез и т.д.

Принципы диалектической логики

 Важнейшим принципом диалектического  метода является требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях

 “Чтобы действительно знать  предмет, - писал В. И. Ленин, - надо  охватить, изучить все его стороны, все связи и “опосредствования” . Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвения” . Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д., если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то, чтобы познать предмет, необходимо охватить все эти связи и отношения.

Принцип историзма , который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развития.

В. И. Ленин отводит важную роль этому принципу в социальном познании: “Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь” .

Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести  историю исследуемого объекта в  том виде, в каком она является в действительности. Он требует идти дальше и выявлять закономерности смены  одних стадий развития объекта другими. Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказывать, с определенной степенью вероятности, его будущее развитие.

Принцип раздвоения объекта познания на противоположные стороны, вытекающий из закона единства и борьбы противоположностей.

Методологические принципы в единстве с методами и приемами познания и практической деятельности, с формами познания составляют активную сторону диалектического метода.

Категории диалектической логики (диалектики) — всеобщие (универсальные) формы и закономерности развития «всех материальных, природных и духовных вещей».

Категории диалектики обладают: как объективным содержанием (т.е. содержанием, которое независимо не только от мышления, но и от человека вообще), так и субъективным содержанием (т.е. содержанием со стороны той активной роли, которую эти категории играют в процессе теоретического познания, со стороны их логической функции).

Категории, в содержании которых раскрывается объективная реальность: Возможность Действительность  Следствие  Причина  Субстанция  Отношение  Становление  Развитие .

Категории, выступающие  как необходимые элементы стратегии  исследования:  Абстрактное  Конкретное Историческое Логическое Анализ   Синтез  Индукция  Дедукция .

В основу диалектической  логики были положены три закона диалектики.

Первый закон диалектики называется законом единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, противоположности и противоречия вполне могут сосуществовать мирно, более того, без единства и борьбы противоположностей невозможно движение и развитие. В качестве примера действия закона единства и борьбы противоположностей в природе Гегель приводил все тот же магнит, в котором мирно сосуществующие противоположные полюса находятся в нерасторжимом единстве.

Второй закон диалектики называется законом перехода количества в качество. Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. - где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

Третий закон диалектики - “закон   отрицания отрицания”. Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали.

 

 

3. Логико-диалектические  основы развития и обоснования  знания.

Среди единичных значений  диалектической логики (диалектики)  следует отметить, что диалектика как познание есть постижение (не метод, а движение сознания, в субъективной сфере использующее методы), которое  характеризуется тем, что противоречие сторон всегда остается, и оно решается путем восхождения на новый уровень, на котором разрешение вопроса происходит в единстве сторон.

Диалектика как познание в широком значении термина подразделяется на

- диалектическое постижение (диалектика как познание в  узком значении термина; в науках  – отрицательно-разумное мышление) – высшая форма познания, постижение, когда господствует противоречие и происходит снятие противоположности одного в другом. Только диалектическое постижение является самоконструирующим себя познанием. Диалектическое постижение движется в противоречии в логическом, осуществляется не столько в мышлении, сколько уже в тождестве «субъект-объект»;

- спекулятивное познание  или диалектическое познание (негативная  диалектика; в науках – положительно-разумное  мышление) – познание, в котором происходит удерживание противоречия (схватывание его в единстве) и обнаруживаются единство ограниченных определений в их противоположности, соединение и взаимный переход противоположностей друг в друга. Спекулятивное познание соединяет разности, установленные рассудком. Но, следует учитывать, что спекулятивный подход рассматривает противоречия и единство противоположностей только в сфере мышления.

Диалектическое постижение осуществляется только в диалектических методах постижения.

Следует также отметить, что диалектика как познание использует диалектические технологии, также не исключает, а развивает и применяет методы обычной логики, в т.ч. формальной логики.

Диалектическое постижение и спекулятивное познание составляют два высших уровня познания, два низших уровня которого образуются видами рассудочного познания обычным и научным.

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.