Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополизм в экономике, его формы и последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                      

Федеральное агентство по образованию

Тюменский государственный  архитектурно-строительный университет

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: ………………..

на тему: Монополизм в экономике, его формы  и последствия.

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка ….группы

……………………

 

Проверил:

……….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2010

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Сущность и понятие монополии…………………………………5

    1. История возникновения и развития монополий…………………………5
    2. Виды, типы и формы конкуренции монополизма в экономике………9
    3. Государственное влияние в деятельности монополий………………..12

Выводы по первой главе………………………………………………………13

ГЛАВА II. Экономическая природа монополий в современной России..15

2.1. Поведение  фирмы – монополиста на рынке  и регулирование цен на практике…………………………………………………………………………..15

2.2. Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства………………………………………………………19

2.3. Российские монополии и перспективы их развития…………………….23

Выводы по второй главе………………………………………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26

Список литературы………………………………………………………………28

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы  монополизации в экономике, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широкие слои населения.

Монополизм  стал набирать силу с развитием и  укрупнением производства, возникновением рыночной, или монопольной власти на рубеже XIX – XX веков.

Монополизмом  называется преобладание на рынке товаров  и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или  действиями экономических субъектов  по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.

Монополией  называется исключительное право на владение какой-либо собственностью и  получение на базе этого более  высокого дохода. Монополистом может  быть даже маленькое предприятие, если оно имеет высокую долю в производстве какого-либо товара, а крупная фирма  может монополистом и не быть, если другие не менее крупные производители  уравновешивают ее мощь на рынке. 1

Монополия не имеет непосредственных конкурентов, следовательно, она воздействует на рыночную цену продукции. В то время как конкурентная фирма является принимающей цену, монополия назначает цену на предлагаемую рынку продукцию.

Проблема  монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной  до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

      Целью  данной  курсовой  работы  является  изучение  монополизации, рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий.

Исходя из цели, можно  выделить следующие задачи работы:

    1. Изучить историю рассмотрения учеными вопроса монополий.
    2. Рассмотреть общие понятия монополий, их  поведение на рынке.
    3. Выяснить сущность монополизации, виды и причины её возникновения.
    4. Проследить эволюционирование монополизма в России.

      В связи с этим  в первой  главе рассматриваются история развития монополизма,  сущность  монополизации экономики, во  второй  главе –

прослеживается  динамика эволюционирования монополизма  в России.

При прослеживании  динамики эволюционирования монополизма  в России, как и в написании  работы, нами были использованы следующие методы: сочетание методов дедукции и индукции; сочетание нормативного и позитивного анализа; использование принципа «при прочих равных условиях», метод целенаправленной выборки: при сборе материала; сопоставительный;

В работе использованы следующие приемы исследования: описание, сопоставление рыночных отношений, а также статистическая методика.

Объектом исследования послужили следующие источники: научная литература; словари и справочная литература.

Предмет исследования – монополизм. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 36 наименований и двух приложений.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Сущность и понятие монополии

    1. История возникновения и развития монополий

 

Предметом данной работы является монополия (от mono… и греч. poleo – продаю) представляет собой рынок с одним покупателем и множеством продавцов. В чистом виде это редкое явление, но мы можем наблюдать его на многих рынках, когда друг с другом конкурируют несколько фирм, которые могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек.

Что же является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Английский экономист А. Пигу настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно». Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

История монополистических тенденций проявляется  на  всех этапах развития  рыночных  процессов, начиная с глубокой древности. К числу процессов, ускорявших рост монополизации хозяйства, относятся развитие системы участия, монополистические слияния, рост акционерной собственности, новейшие формы объединений. Каждый из процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма, но вместе с тем каждый из них по-своему ускоряет развитие монополизации хозяйства.

Первая большая волна  монополистических слияний происходила  в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности: в автомобильной – «General motors», в металлургии – «Standart oil» и т.п.

Вторая волна слияний  произошла в США накануне экономического кризиса 1929-1933 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. Характерным было образование картелей, получивших своё распространение на международной арене и синдикатов. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании).

Монополии появились и  в России, и развитие их заключалось  в непосредственном вмешательстве  государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (машиностроение, транспорт  и т.д.).

Первые российские монополии  образовались в 80-х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Возникали и объединения трестовского типа (ниточный трест и др.). В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.

До начала XX века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказали иностранный капитал и экономический кризис 1900-1903 гг.

Кризис российской экономики  осложнил проведение последовательной конкурентной политики. Отсутствие законодательных и административных норм, которые регулировали порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным государством законодательства использовать против них формально запрещенную деятельность монополий, из-за чего стали распространяться неофициальные монополии, часть которых действовала с согласия и при прямой поддержке правительства (военно-промышленные монополии).

В период промышленного подъема (1910-1914 гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило уже 150-200. Многие крупнейшие банки превратились в банковские монополии, проникновение которых в промышленность способствовало укреплению и развитию концернов, трестов и т.п. («Треугольник» и др.).

Уровень концентрации сбыта  и производства монополий был  неравномерным. В одних отраслях народного хозяйства (машиностроение, металлургия, нефте- и угледобыча, сахарное производство и транспорт) монополии  концентрировали основную часть  производства и сбыта, в других (легкая и пищевая промышленность и металлообработка) уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-1918 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но от этого  число монополий и их мощь не сократились. Возникли крупнейшие концерны братьев  Рябушинских, Второва и Путилова-Стахеева. Особенно развивались монополии, которые были связаны с военным производством.

Российский монополистический  капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (Джутовый синдикат, металлургический комбинат и др.), а также в форме  «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева и др.). В ходе национализации промышленности и банков монополии были ликвидированы.

В 90-е годы после развала  СССР многие предприятия, не получая  государственных дотаций и из-за отсутствия рынков сбыта ввиду своей  неконкурентоспособной продукции  начали разваливаться и закрываться. Чтобы избежать полного развала  отечественной экономики, были выпущены акции этих предприятий. Владельцами  стали зарубежные граждане, трудовые коллективы и частные лица.

 Чтобы нормально вести  производство, нужны были большие  капиталовложения и средства на развитие производства. К августу 1998 года, в экономике России в количестве 130 тысяч акционерных обществ, 27 тысяч совместных предприятий появилось несколько устойчивых крупных финансово-промышленных образований, из которых формируются интегрированные структуры и по сей день.

На сегодняшний день экономические  реалии усложняют проблему демонополизации и развития конкуренции, ставя ее в контекст выживаемости самой российской экономики, сохранения ее производственного, ресурсного и научно-технического потенциалов.

Переплетаются худшие черты дореформенного советского и пореформенного российского монополизма. Это связано, прежде всего, с американоцентризмом, который характерен российским реформам, недооценкой опыта стран Западной Европы, а также Японии и стран Восточной Европы.

Монополии имели несколько  причин своего существования: первая –  естественная, вторая – когда одна единственная фирма обладает контролем  над редкими и чрезвычайно  важными ресурсами, защищенных патентом или содержащихся в секрете и  государственное ограничение.

Чтобы как-то повлиять на поставку и расценки их продукции и контролировать их, государство пытается установить контроль над этими крупнейшими монополиями, поскольку от их работы зависит экономическое положение России.

Примером второй причины  может быть то, что фирма «Ксерокс»  контролирует процесс изготовления копий, потому что обладает знаниями в области технологий, в ряде случаев  защищенных патентами. Что касается третьей причины, государство оставляет  за собой право на монополию.

 

 

 

 

 

    1. Виды, типы и формы конкуренции монополизма в экономике

Термин  «монополия» охватывает широкий  круг экономических структур, таких  как «двусторонняя монополия», «олигополия».

Двусторонняя монополия – ситуация на рынках труда, когда работодатель является единственным покупателем (монополистом), а продавец труда обладает монопольной силой (система транспорта, водо-, газо- и энергоснабжения и т.д.).

Олигополия – тип рынка,  на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом это наличие на рынках поставщиков может колебаться от 2 до 7-8. Типичным же явлением для рыночной экономики является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства.2

Особый  вид монополий – международные монополии. Существуют две разновидности международных монополий: транснациональные монополии (концентрация производства и капитала предприятий, специализирующихся на производстве определенного вида продуктов) и собственно международные (международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна). Примером первой разновидности может послужить американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом в 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Число данной монополии не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение и т.д.

Существуют  такие виды монополий, как:

- Естественный отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Здесь невозможна или нежелательна конкуренция. Характерно также наличие в ряде отраслей высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей (передача электроэнергии, нефти и газа, коммунальные услуги).

- Административный – предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности и организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным ассоциациям и главам.

- Экономический является наиболее распространенным видом. Появление такой монополии обусловлено экономическими причинами на основе закономерностей хозяйственного развития.

- Государственный: существование такой монополии на рынке конкретных товаров и услуг вызвано естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт) и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.). Здесь монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек.

Различают 5 основных форм монополистических объединений:

- картель – объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта;

- синдикат – объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой;

- многоотраслевой концерн – объединение десятков предприятий различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

- трест – объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста;

Любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой, и она обладает очень высоким контролем над ценами.

В современном обществе монопольная  экономическая власть связана не столько с величиной собственных денежных накоплений, сколько со стабильностью влияния на распределение общественных накоплений. Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственное влияние в деятельности монополий

Монополии являются составной частью любого развитого государства. От их деятельности зависят все сферы  жизнедеятельности общества: политическая, экономическая, социальная. От них зависит  положение в обществе, так как  настроение людей напрямую связано  с их материальным обеспечением –  зарплатой, выплатой пособий, предоставлением  услуг, а все это может быть только при хорошо работающей экономике, составной частью которой являются крупные монополии, дающие основную часть доходов. Бюджет любой страны полностью зависит от монополий. Они являются главной составной частью экономики, ее стержнем. Основные монополии объединяются в корпорации, в которых форма бизнеса исключает участие в нем конкретных лиц, им владеющих. Это " юридические" лица, которые могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и передавать продукцию, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, выполнять другие функции, как всякое другое предприятие. Корпорации привлекают денежный капитал через продажу своих акций и облигаций через рынок ценных бумаг, они объединяют в общий фонд все финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Значение таких корпораций в экономике трудно переоценить. Они играют решающую роль в наполнение бюджета, а значит, влияют на жизнь страны в целом.

Важнейшим средством регулирования  деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, представляющий собой  пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Первые антимонопольные законы представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных отличия – контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против «IBM» министерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.

Слияние компаний происходит, когда  одна фирма приобретает акции  другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах.

Правительство обычно предпринимает  меры, когда в результате объединения  сходных фирм их рыночная доля значительно  увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится  на грани банкротства.

В случае объединения последовательно  связанных производств типа угольных, автомобильных компаний, закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках, поскольку слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.

Обычно разрешаются объединение  компаний из разных отраслей. Если нефтяная или страховая компания приобретает фирму по производству хлебобулочных изделий, то в результате их позиции на соответствующих рынках практически не меняются.

 

Выводы по главе

Монополия – рынок с одним покупателем и множеством продавцов. Мы можем наблюдать его на многих рынках, когда друг с другом конкурируют несколько фирм, которые могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек.

Монополии являются составной  частью любого развитого государства, стержнем экономики. Они имели несколько причин своего существования: естественная, и когда одна единственная фирма обладает контролем над редкими и чрезвычайно важными ресурсами, защищенных патентом или содержащихся в секрете и государственное ограничение.

История монополистических тенденций проявляется  на  всех этапах развития  рыночных  процессов, начиная с глубокой древности. Первые российские монополии образовались в 80-х годах XIX века.

Различают 5 основных форм монополистических объединений:  картель, синдикат, многоотраслевой концерн. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Важнейшим средством регулирования  деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, представляющий собой  пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией. Современному антимонопольному законодательству характерны контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Экономическая природа монополий в современной России

2.1. Поведение фирмы –  монополиста на рынке и регулирование  цен на практике

Любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой, и она обладает очень высоким контролем над ценами.

В современном обществе монопольная  экономическая власть связана не столько с величиной собственных денежных накоплений, сколько со стабильностью влияния на распределение общественных накоплений. Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны.

За последние годы не было такого правительства, которое не ссылалось  бы на высокий уровень монополизации. О степени монополизации экономики  России свидетельствует тот факт, что к началу 1990 г. доля государственной  собственности в основных производственных фондах превышала 86%, внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия. В большинстве  отраслей промышленности 80% продукции  выпускалось одним-двумя предприятиями; существует большое число предприятий  – чистых монополистов. В 1991 г. на одном  предприятии было сосредоточено 99,8% мясных консервов для детей.

С позиции общества монополия неэффективно использует ресурсы, так как по сравнению  с конкурентной отраслью предлагает рынку меньше продукции и по более  высокой цене. Ущерб от монополии  – это чистые потери общества, возникающие из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска.

Таким образом, мы видим превышение интересов монополиста над интересами общества. Для оптимизации экономических  интересов необходимо государственное  антимонопольное регулирование.

Монополизм, сложившийся в экономике  РФ подавляет развитие рыночных отношений  и создает барьер для деятельности частнопредпринимательских структур, ограничивает импорт из других стран, уничтожает конкуренцию, ухудшая положение потребителя.

Лидер движения «Вперед, Россия» Б. Федоров для решения этой проблемы предлагает такие меры, как борьба с монополизмом в ценообразовании  путем регулирования цен на электроэнергию, нефть и газ и т.д.; запрет на ограничение движения товаров и  услуг между субъектами РФ.

По его мнению, «государство не должно регулировать цены сверх определенного минимума; оно должно определять процент ставки, налоги, валютный курс»3.

Развитие конкуренции между  товаропроизводителями следует  осуществлять через формирование и  поддержку отечественных предпринимательских  структур, которые заставят государственные предприятия работать эффективнее. Следует уничтожить любые ограничения, мешающие конкуренции. Кроме этого, целесообразно использовать возможности малого бизнеса для устранения застоя в экономике.

В условиях несовершенной конкуренции  потребитель теряет часть своего потребительского эффекта ( ) - он вынужден покупать меньше ( ) и по более высокой цене ( ). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия ( ), другая же часть потребительского эффекта ( - заштриховано) просто теряется (она не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.  
     Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (Приложение №2)

Особого внимания требует вопрос ценовой  политики монополистических образований, которые заключаются в том, что используя свое монополистические положение, они имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены – монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей.

Особенность монопольной цены заключается  в том, что она сознательно  отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней  или нижней в зависимости от того, кто ее формирует – монополист или монопсонист. В обоих случаях  обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого  производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему  части продукта. Таким образом, монопольная  цена являет собой определенную «дань», которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

Структура монопольной цены может  быть представлена формулой: Р мон.=Р1+Р2+Р3 где Р1 – средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции; Р2 – обычная сверхприбыль; Р3 – монопольная сверхприбыль от использования монопольного положения.

Удержать монопольную цену в течение длительного времени невозможно, поскольку сверхприбыли притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате «ломают» монополию4.

Если мы имеем только одну фирму,  кривая ее спроса будет совпадать с кривой рыночного спроса. Степень монопольной фирмы власти в этом случае будет зависеть от эластичности рыночного спроса, хотя чаще всего бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. В этом случае эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.