Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Социально-политические взгляды Платона

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 25.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
 
 
Введение 3
1. Жизнь  и сочинения Платона 4
2. Учение  Платона об обществе и государстве 8
   2.1. Формы государства 9
   2.2. Идеальное государство 11
Заключение 20
   
Список  использованной литературы 21
 

 

Введение 

    Проблема  государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким должно быть идеальное государство. При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Поэтому проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

    Политические  знания в античности существовали в  философско-этической форме, поскольку  все философы Древней Греции в  той или иной мере касались вопросов власти и управления государством.

    Развитие  политической мысли Древней Греции характеризуется рядом черт:

  • поиском идеальной модели государства, способного обеспечить справедливость и порядок;
  • рассмотрением политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;
  • отсутствием четкой границы между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;
  • ограниченным рационализмом политической мысли, обусловленным заметным влиянием религии.1

    Наиболее  существенный вклад в развитие политической мысли внес древнегреческий философ  Платон, автор работ «Государство»  и «Законы».

 

    1. Жизнь и сочинения  Платона

    Платон  родился в 427 году до н.э. на острове  Эгина, поблизости от Афин. Он принадлежал  к очень знатному роду. Его отец Аристон считал себя потомком первого аттического царя. Его мать Периктиона вела свою родословную от самого мудреца Солона, ее родственником был также известный афинский политический деятель Критий. По-видимому, именно он ввел Платона в круг учеников Сократа.

    Платон  располагал большими средствами, что  дало ему возможность получить превосходное образование. В молодости он делал  попытки принять участие в  политической деятельности, пробовал заниматься поэзией, но, в конце концов, под влиянием Сократа заинтересовался философией, которая, как оказалось впоследствии, и была его истинным призванием. Вскоре после смерти Сократа (399 год до н.э) Платон предпринял целый ряд путешествий, главным образом затем, чтобы вступить в более тесные отношения с видными представителями науки того времени. Он ездил даже в Египет, рассчитывая там ознакомиться с прославленной мудростью египтян. Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в формировании научных, политических и политико-экономических воззрений Платона. Особо сильным было впечатление от кастового устройства египетского общества, от бытовавших в Египте фиксированных форм разделения труда, от практиковавшихся там форм обучения арифметике.

    Платон  побывал на побережье Кирены, где встречался с видным греческим астрономом и сведущим в музыке математиком Федром.

    В 395 году до н.э. Платон вернулся обратно  в Афины. К этому времени принято  относить начало его ученой работы, которая сначала сосредоточилась  главным образом на борьбе с релятивизмом софистов. Через несколько лет он снова покидает Афины и направляется в Великую Грецию (теперь Южная Италия). Одной из задач путешествия было ознакомление с учением пифагорейцев и, в особенности, с результатами их математических исследований. Центром деятельности пифагорейцев был Тарент, в котором в это время социально-политический строй после недавнего обострения классовой борьбы относительно стабилизировался в форме умеренной демократии.

    За  периодом пребывания в Греции последовал переезд Платона в Сицилию. Крупнейшим городом там были Сиракузы. В этом блестящем культурном центре власть в то время принадлежала энергичному и властолюбивому «тирану» Дионисию I. Благодаря энергии и целеустремленности он в течение 38 лет удерживал в своих руках город-государство, в котором не утихало пламя классовой борьбы и борьбы партий. Во время пребывания в Сиракузах Платон сблизился с родственником тирана Дионом. Вскоре философ был вынужден покинуть Сиракузы, так как его усиливающееся влияние на Диона вызывало недовольство Дионисия.

    В 387 году до н.э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины. По прибытии он основал в роще героя Академа  свою школу, получившую впоследствии название Академии. Вокруг Платона собрались  многочисленные юные ученики. Часть из них пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть – для получения общего образования (прежде всего для подготовки к политической деятельности).

    Платон  не остался навсегда в Афинах. Он совершил еще две поездки в  Сицилию при Дионисии II, получившем власть в 367 году до н.э. Инициатором приглашения был советник и родственник Дионисия Дион – тот самый, с которым Платон подружился во время своего первого пребывания в Сицилии. Платон воспользовался приглашением с целью осуществить с помощью Дионисия свой проект идеального государственного строя. Он хотел, чтобы его царственный воспитанник прошел запланированный курс обучения, начинавшийся с изучения математики. Но придворные Дионисия оговорили Платона. Они внушили правителю мысль, будто целями Платона было его отдаление от государственных дел и возвышение Диона. Тогда Платон решил вернуться в Афины. Там он и провел остаток своей жизни. Попытка вмешаться в ход политических событий принесла ему горькое разочарование. В последнем крупном произведении Платона – «Законах» - он отказывается от ряда ригористических черт своей прежней системы воспитания и политической системы. Умер Платон в 347 году до н.э. в Афинах, 80 лет от роду.2

    Литературная  деятельность Платона продолжалась в течение полувека. Как для историков, так и для простых людей, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, в которой они были написаны. До нашего времени дошли все (или почти все) сочинения Платона. Учение, излагаемое в них, несвободно от противоречий. В некоторых из них излагается идеалистическое учение о бытие, получившее название теории «идей». Но есть среди сочинений, дошедших под именем Платона, и такие, в которых теория эта совершенно отсутствует. Есть, наконец, и такие сочинения, в которых сам Платон подвергает собственную теорию «идей» острой критике (например, «Парменид»). Существует и ряд других противоречий в произведениях, сохранившихся под именем Платона.

    Именно  поэтому уже более 150 лет в истории  древнегреческой философии и  литературы обсуждается «платоновский вопрос». Так называют филологические и философские исследования, посвященные вопросам подлинности дошедших под именем Платона сочинений, их хронологии (исторической последовательности) написания и опубликования. Конечно, очень важно знать хронологический порядок выпуска работ того или иного автора. Ведь человек не рождается на свет с готовой философской системой. Он учится, ищет, думает и постепенно, в течение многих лет вырабатывает свое философское миросозерцание.

    Удалось выделить четыре группы диалогов Платона, начиная с ранних, так называемых «сократических», исследующих понятия этики, и кончая наиболее поздними, ряд которых замыкают «Законы».

    К первой - «сократической» - группе были отнесены «Апология Сократа», «Евтифон», «Критон», «Хармид», «Лахес», «Протагор», «Менон», «Евтидем», «Горгий».

    Во  вторую – более позднюю – вошли  «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга «Государства».

    Третью  – еще более позднюю – составили  остальные книги «Государства», «Федр», «Теэтет» и «Парменид».

    Наконец, в четвертую – последнюю по времени – вошли «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы». В подлинности всех этих сочинений, т. е. в их действительной принадлежности Платону, вряд ли приходится сомневаться.

    Таков, приблизительно, порядок выхода в свет сочинений Платона. Что до формы сочинений Платона, то она является очень своеобразной. Они все написаны в виде диалогов, т. е. беседы нескольких лиц между собой. Называются они большей частью по имени одного из действующих лиц. Почти во всех диалогах главным собеседником является Сократ, в уста которого Платон обыкновенно вкладывает свое мнение. Написаны диалоги так, что их до сих пор считаются непревзойденными образцами словесного искусства. Платон соединял в своем лице гений философа с гением поэта. Даже те, кто читает Платона в переводе – все переводы, даже лучшие, конечно, передают подлинник только отчасти, - не могут не чувствовать обаяния и красоты платоновского стиля. Необычайный подъем мысли и настроения, наряду с простотой изложения, тонкая насмешка наряду с глубокой и серьезной проникновенностью мысли, отвлеченный анализ наряду с блестящими образами и мифами, которыми так изобилуют сочинения Платона, очаровывали уже древних, которые считали его несравненным писателем. Конечно, одно изложение не обеспечило бы Платону его бессмертной славы. По содержанию его сочинения не менее замечательны, чем по форме.3

 

    2. Учение Платона  об обществе и  государстве

    В мировоззрении Платона важное место  принадлежит его взглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аполитического мыслителя, равнодушного к явлениям общественной жизни и политическим учреждениям. С философским идеализмом в нем сочетается чрезвычайный интерес к общественным отношениям. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

    О тяготении Платона к разработке вопросов общественного устройства хорошо говорит в рецензии на русский  перевод «Поэтики» Аристотеля Н. Г. Чернышевский. «Платона, - писал Чернышевский, - многие считают каким-то греческим романтиком, вздыхающим о неведомом и туманном, чудном и прекрасном крае, стремящимся … далеко, далеко от людей и земли … Платон был вовсе не таков … он не был праздным мечтателем, думал не о звездных мирах, а о земле, не о призраках, а о человеке. И прежде всего Платон думал о том, что человек должен быть гражданином государства …»4.

    Не  удивительно поэтому, что вопросам общественно-политическим Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: написанный в большей своей части в эпоху зрелости, долго разрабатывавшийся трактат «Государство» и произведение глубокой старости «Законы». Оба они далеко не равноценны. «Государство» написано в форме диалога между Сократом и менее известными греческими философами (Главконом, Адимантом, Кефалом) и состоит из десяти книг. Целью написания этого диалога являлось изображение идеального, с точки зрения Платона, устройства полиса. В «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с центральным учением платоновского идеализма – с теорией «идей» - и несет на себе печать ригоризма и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как образец и как норма должного эмпирической действительности. В то же время, несмотря на всю резкость этого противопоставления, в «Государстве» запечатлено удивительное знание и понимание столь резко критикуемой и отрицаемой Платоном эмпирической действительности. В сравнении с «Государством» «Законы» - произведение гораздо более «компромиссное», в нем смягчен прежний, характерный для «Государства», идеалистический ригоризм, сделан ряд далеко идущих уступок требованиям эмпирической реальности.

    К обоим большим трактатам примыкают, дополняя их, диалоги «Политик» и  отчасти «Критон».5

    2.1. Формы государства

    Идеальному  государству Платон противопоставил  отрицательные формы государственного устройства. В них главным двигателем поведения людей оказываются  материальные заботы и стимулы. По мнению Платона, все существующие государства  принадлежат к этим отрицательным формам.

    В отрицательных формах государства  вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения  обязанностей – насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей к высшим целям – стремление к  власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов – алчность. Платон подразделил все существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения государственности, «извращения» совершенного типа, нарастания «корыстных интересов» в их строе:

    1. Тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в военном искусстве и в гимнастике процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии жен, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии.

    2. Олигархия – господство немногих над большинством. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно - бедняков, другое – богачей. Развитие роскошного образа жизни, неудержимая и неукротимая потребность в деньгах приводят молодых людей в лапы ростовщиков, а быстрое разорение и превращение богатых в бедняков способствует возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя, гарантирующего богатым господство над бедными. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию и к последовательному развитию олигархии в еще худшую форму государственного устройства – демократию.

    3. Демократия. «Демократия, на мой взгляд, - пишет Платон, - осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». В этом государстве будет «полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь».  В таком обществе у власти может быть человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.

    Однако, демократия «опьяняется свободой в неразбавленном виде», она еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.

    4. Тиранию Платон признал наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».6

    2.2. Идеальное государство
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.