Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Геграфическая картина мира

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 25.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение. 

    Каждая наука вносит свой специфический вклад в формирование интегрального образа, модели  действительности, именуемой научной картиной мира. В отличие от донаучных и ненаучных она опирается на теоретические построения различных наук и является синтезом разнокачественных фундаментальных знаний, составляющих частно - научные или специальные картины мира. Каждая из них формирует собственные образы каких-либо специфических свойств или частей мира, т.е. фрагментов действительности, исследуемых как предметные области конкретными науками. На базе подобных частных картин складываются ключевые научные картины более общего уровня – естественно-научная и общественно-научная, представляющие собой системы научных взглядов соответственно на природу и общество.

   В структуре названных картин необходимо различать два взаимосвязанных познавательных уровня – концептуальный (фундаментальные теоретические представления конкретных наук об их предметных областях) и эмпирический (систематизированное конкретно-научное знание, наглядные чувственно-образные представления об этих областях).

   К неотъемлемым и древнейшим компонентам научной картины мира, относится географическая научная картина мира, развивающаяся на стыке двух ключевых картин. Представления о ней, особенно на концептуальном уровне, еще недостаточно разработаны. Но она может быть определена как система знаний о пространственных формах, особенностях природных, общественных и интегральных (общественно-природных) процессов и явлений, о роли географических факторов в их жизни и развитии. Эти знания вырабатываются всей системой географических наук, т.е. географией.

   Одной из актуальных задач географических наук является разработка представлений о географической научной картине мира. В качестве методологического инструмента исследования содержания этой картины предложен деятельностно-геопространственный подход как специфический метод географических наук, интегрирующий деятельностный, синергетический и геопространственный принципы познания. С этих позиций географическая научная картина мира на концептуальном уровне рассматривается как система особых геоадаптационных отношений (природного, общественного и интегрального типов), возникающих в ходе самоорганизации природных, общественных и природно-общественных систем в многообразных, усложняющихся условиях геопространства. Подробно проанализированы общественно-геоадаптационные (геообщественные) отношения, составляющие содержание общественно-географической научной картины мира, предмет и структура общественной географии, исследующей различные типы этих отношений (геоэкономические, геосоциальные, геополитические, геодуховные). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Историческая  справка о географической картине мира.

   История географии - это история одной  из наук, изучающей историю своего развития. И формировалась она на «перекрестке» не только географии и истории, но и науковедения, так как последнее изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности. В компетенцию науковедения входит понятие о научной картине мира  (НКМ), которая рассматривается как целостная система представлений об общих свойствах мира в виде обобщения и синтеза научных понятий и принципов, наиболее фундаментальных концепций. В ее структуре выделяются два главных компонента: концептуальный (категории и принципы, общенаучные понятия и законы) и чувственно-образный (совокупности наглядных представлений о мире в виде планетарной модели, образа Метагалактики и др). НКМ является предпосылкой построения определенных фундаментальных теорий, служащих ее обоснованием. Однако, НКМ как форма систематизации научного знания отличается от научной теории. Если НКМ отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе логические средства как систематизации знаний об объекте, так и проверки их истинности 

   Различают общенаучную картину мира, картины  наук, близких по объекту исследования, и картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая  и т.д.). Можно говорить и о географической картине мира, понятие о которой сформулировали У.И.Мересте и С.Я.Ныммик (1984). По их мнению географическая картина мира  лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представление человека о природе и обществе, его отношении к ним.

   В историческом аспекте представления  о географической картине мира менялись неоднократно.

   На  первом этапе развития она совпадала  с картиной земной поверхности (расширяющаяся  Ойкумена древних) и была реализована в виде картографической модели земной поверхности с указанием всех размеров и путей, а также описанием всех мест.

   В XIX в. сложилась новая модель географической картины мира  - компонентно-отраслевая и комплексно-региональная. Разрабатываются концепции о природном комплексе и его компонентах, о региональных социально-экономических системах и отраслях хозяйства, о географическом районе - природном, хозяйственном, демографическом.

    Новая географическая картина мира середины XX в. исходила уже из ограниченности земного мира, поэтому разрабатывается концепция управления территориальной организацией общества на основе системного подхода, а также положения о ресурсах территории, устойчивости и емкости геосистем.

    Географическая  картина мира лежит в основе знаний, отражающих «представление человека о природе и обществе». Уже в этом определении ее сущности заложены не только дуализм (двойственность), но и многоаспектность предмета изучения. Вот почему исторически сложились две частные картины - физико-географическая и социо-географическая. Долгое время они развивались в автономном режиме научного поиска и добились определенных успехов. Примером может служить физико-географическая картина мира, на базе которой сложился образ общего объекта - географической оболочки и ее составной части - природного территориального комплекса (ландшафта).

    Работами  Э.Неефа, В.С.Преображенского, Т.Д.Александровой  и Т.П.Куприяновой обобщены и приведены  в систему ведущие аксиомы  и аксиоматические положения, отражающие современный методологический и теоретический уровень развития физико-географических дисциплин:

    1. Аксиоматическое положение: географическая  субстанция немыслима иначе, как  существующая во времени и  пространстве.

    2. Географическая аксиома: все географические  явления, в какой бы форме они не выступали, принадлежат планете Земля.

    3. Фундаментальные теоретические  представления в географии:

    а) о географической оболочке как о  сфере взаимопроникновения и  взаимодействия атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы;

    б) единстве континуальности и дискретности географической оболочки;

    в) об иерархии природных геокомплексов, входящих в состав географической оболочки и их качественной определенности;

    г) о природном геокомплексе как  многокомпонентной динамической системе;

    д) о природном геокомплексе как системе взаимодействующих морфологических частей.     

    Долгое  время объединяющим началом знаний о двух частных географических картинах мира были страноведение и хорология, создавшие образ идеографической  географии, т.е. географии, описывающей уникальные явления и свойства отдельных «пространств - территорий» с помощью метода районирования и общегеографического языка - языка карты. Были обозначены и основные категории географического мышления, сущность которого впервые раскрыл Н.Н.Баранский. «Географическое мышление, - писал он, - это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее все суждения на карту, и, во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или «отрасли». К этим двум признакам географического мышления - территориальности и комплексности - добавились еще конкретность и глобальность. Они послужили основой формирования общегеографических методологических признаков. Однако это было недостаточно для построения фундаментальной теории географической картины мира.

    В середине XX в. наметился переход к номотетической географии, пытающейся установить общие законы ГКМ на основе непротиворечивой теории. Н.К.Мукитанов в своей работе «Методологические проблемы теоретизации географии» (1979) приводит перечень многочисленных концепций, принадлежащих разным авторам: «модельная парадигма» (Т.Кун, П.Хаггет, Р.Чорли), «системная парадигма» (Д.Харвей), «теоретическая география» (В.Бунге), концепция «географической формы движения» (А.А.Григорьев), «математической географии» (Ю.Г.Саушкин), «конструктивной географии» (И.П.Герасимов), а также «территориализации» общественной практики (Б.М.Ишмуратов). Предпочтение отдавалось конструктивной географии, так как в ней реализуется деятельностный принцип теоретизации науки, отражающий освоение человеком географической среды. Однако чувственно-образного объекта географической картины мира  эти концепции не содержат.

    В.П.Максаковский, систематизируя теоретические знания по географии в работе «Географическая  культура», предлагает их следующую иерархическую соподчиненность: учение - теория - концепция - гипотеза - понятие - термин. Из теории сразу же исключаются законы, так как «вопрос о географических законах и закономерностях разработан еще крайне недостаточно». В каждом из иерархических соподчинений выделены группы - общенаучные, общегеографические, физической и социально-экономической географии, картографические. Остановимся лишь на перечне общегеографических представлений:

    1. Учения: о географической среде, о геосистемах, о геоэкологии, о конструктивной географии.

    2. Теории: регионального развития, географических оценок, географии риска (и все!!).

    3. Концепции: геотехнических систем, мониторинга окружающей среды, географической экспертизы, проблемного страноведения, поляризованного ландшафта.   

 

             

  

   4. Гипотезы: космогоническая, дрейфа материков, парникового эффекта, стабилизации численности населения.

   Простой перечень общегеографических учений, теорий и концепций показывает, что никакой системы теоретических знаний, отражающих ГКМ, не сложилось. Не сложилась и их  географическая культура. Есть набор не связанных между собой концепций и методов исследования, отобранных из составных частей системы географических и пограничных наук. Описание теорий не соответствуют логической структуре, сложившейся в науковедении. В них нет исходной эмпирической основы, теоретической основы, логики теории и тем более утверждений с их доказательствами. Отмечается лишь вербальное описание понятий с использованием различных точек зрения ученых.

   Естественно возникает вопрос: будет ли современная  география жить по законам теории или, как и прежде, только по понятиям? В свое время В.Б.Сочава писал, что  географические науки, вместе взятые, пока что не образуют целого, состоящего из органически сочетающихся частей. Нужна хорошая междисциплинарная теория, без которой система географических наук не может  функционировать. «Она должна быть обширной областью научных знаний, интересующей отдельные разделы наук,относящихся к основному назначению географии, оставляя негеографическое содержание геологии, геофизике, биологии, экономике и др. наукам»  

     История создания теоретических идей географии напоминает поведение человека во время пожара, когда он не может определить, что ценнее и что надо «выносит» в первую очередь. В современных условиях, когда продолжается размывание общегеографических проблем за счет дальнейшей дифференциации наук, с одной стороны, и введения  в обиход эклективных научных направлений типа геоэкологии, с другой, создается угроза потери географией даже тех скромных позиций, которые она завоевала к концу XX в.

   Вот почему актуальным становится создание теории и методологии географии на базе общегеографического объекта и предмета изучения. Без этого система географической картины мира и географических наук напоминает вавилонскую башню, которую пытались строить народы, говорящие на разных языках и не понимающие друг друга.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Географическая картина мира 

    «Географическая научная картина мира – многообразное явление, система разнокачественных частно-научных географических картин, каждая из которых отображает специфический вид, систему особенных геоадаптационных отношений, что имеет не только научно-познавательное, но и прикладное значение. Последнее выражается в том, что, во-первых, теоретические знания концептуального уровня таких картин позволяют разработать методические принципы управления разнотипными геоадаптационными отношениями, а во-вторых, представления конкретно-научного уровня таких картин как научные образы конкретных геопространственных явлений формируют географическую культуру человека и общества в качестве необходимого средства их адаптации к окружающей действительности и управления поведением в геопространстве. Очевидно, что научно-географическая картина мира служит фундаментом становления многообразного комплекса явлений географической культуры, а ее частно-научные составляющие позволяют выделить связанные с ними основные типы географической культуры – физико-географическую, общественно-географическую, геополитическую, духовно-географическую».

   Более молодая и наименее разработанная по сравнению с другими часть географической картины мира, все активнее участвующая в ее формировании, - общественно-географическая научная картина мира, занимающая пограничное положение с общественно-научной, воспроизводимой общественными науками. Она охватывает совокупность фундаментальных (методологических и теоретических) и эмпирических (отображающих конкретные явления) знаний о процессах и результатах взаимодействия общества и тех конкретно-исторических условий территории, акватории и воздушного пространства (аэротории), в которых происходит общественное развитие.

   В силу двойственного характера общественно-географических явлений принципиальное значение для установления качественного своеобразия отображающей их научной картины и специфики предметов созидающих эту картину общественно-географических наук имеют фундаментальные представления общественной и географической картин мира. В частности, интеграция синергетических представлений об обществе как о самоорганизующейся системе (посредством разнообразной деятельности) и о географическом пространстве – геопространстве – как о среде и результате деятельности открывает на методологическом уровне возможность разработки и применения к познанию общественно-географической реальности и отображающих её дисциплин деятельностно-геопространственного подхода1, который представляет собой качественно новый уровень традиционного географического подхода и одновременно тот специфический метод общественно-географических наук, который служит основным познавательным инструментом в разработке общественно-географической картины мира и составляющих её частно-научных (специальных) картин. Его содержание составляет познание общественно-географических явлений как специфических по форме результатов различных видов общественной деятельности в разнокачественных условиях геопространства, т.е. как результатов имманентного обществу процесса освоения геопространства, многообразного по формам процесса их взаимной адаптации.

   С обозначенных деятельностно-синергетических позиций и представлений о качественном многообразии и структуре пространства, геопространство(земное пространство) - это многогранное, постоянно меняющееся конкретно-историческое единство, система разнокачественных земных подпространств, охватывающих (’’пронизывающих’’) территорию, акваторию и аэроторию. Каждое из них, рассматриваясь отдельно, как самостоятельный, частный, вид геопространства, представляет собой закономерно взаиморасположенные качественно своеобразные, связанные между собой элементы материального субстрата (носителя разнокачественных свойств) одной из планетарных сфер - природной (геосферы) и ее более частных, функциональных составляющих – (атмосферы, гидросферы и др.), общественной (антропосферы) и ее более частных, различных по функциям сфер-составляющих (экономической, социальной, политической, духовной), а также их интегральных, общественно-природных "сферических производных"( в частности, таких как этническая, цивилизационная, экологическая). Очевидно, что как отдельные материальные элементы, так и их совокупности (субстраты-подпространства) являются локализованными на земной поверхности итогами деятельности процессов названных сфер (т.е. итогами их самоорганизации). Конкретно-историческое геопространство, таким образом, предстает как интегральный результат длительного соразвития и самоорганизации природных и общественных систем и процессов, как единство разнокачественных и сложных по структуре пространств – природного (геосферного), общественного и общественно-природного - и их более частных составляющих-подпространств (литосферного, атмосферного, гидросферного, биосферного, ландшафтного – в рамках геосферного; экономического, социального, политического и духовного – внутри общественного; цивилизационного и др.).


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.