Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Предмет, методы и функции политологии

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 26.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление: 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  
    Введение ………………………………………………………………………… 2
  1.1. Предмет политологии …………………………………………………………. 2
  1.2. Методы и  функции политологии ……………………………………………… 5
    Заключение ……………………………………………………………………… 7
2   ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ  
    Тесты …………………………………………………………………………… 8
    Литература  ……………………………………………………………………… 13
    Интернет-ресурсы  ……………………………………………………………… 13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Политология - наука об управлении государством - прошла в своем развитии длительный путь и как самостоятельная научная  дисциплина существует более ста  лет. Предметом политологии, как  явствует из самого названия, выступает  политика. Это одна из важнейших  сфер жизнедеятельности людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется  в природе человека как социального  существа, живущего в обществе и  постоянно взаимодействующего с  другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность  в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов  и грядущих в них перемен. Знать  политику должны все люди, тем более  те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей. Роль и  значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей  и радикальной трансформации  подвергаются мировоззренческие установки  и сами основы жизнеустройства людей. Очевидно, что без соответствующей  политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан  защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая увлекательная наука, как политология. 
 

    1. Предмет политологии
 

   В политологии, как и в подавляющем  большинстве других обществоведческих  наук, вопрос о её предмете трактуется далеко не однозначно. Можно выделить три основные точки зрения на этот счёт.

  1. Политология представляет собой лишь одну из наук о политике, наряду с политической философией, политической социологией, политической психологией, политической антропологией, политической географией и т.п.

      В рамках этого подхода особое значение для понимания предмета политологии  имеет соотношение политологии  и политической социологии. Как самостоятельная  отрасль науки политическая социология утверждается на Западе в 30-50 гг. 20 в. как  наука на стыке двух дисциплин  – политологии и социологии. Одним  из авторов, наиболее активно пропагандирующим и формулирующим специфику, особый предмет этой науки является американский учёный Сеймур Липсет.

      С. Липсет трактует предмет политологии  очень узко – это изучение преимущественно  институциональных аспектов политики, прежде всего устройства и деятельности государства, других органов и механизмов политической власти. Политическая же социология определяется им как дисциплина, изучающая взаимоотношения между  обществом и государством, между  социальным строем и политическими  институтами.

      Необходимость её возникновения была вызвана неспособностью институционального подхода к пониманию  политологии объяснить социальные причины и реальные движущие силы политических изменений, понять, кто  и почему осуществляет распределение  власти внутри общества, каковы последствия  того или иного способа распределения  и осуществления власти.

      С. Липсет, указывая, в частности, на Т. Парсонса, отмечает, что в спорах с представителями политической науки о сущности политической социологии социологи доказывали, что независимые  исследования государства и других политических институтов не имеют теоретического смысла. Сам Т. Парсонс видел в политологии науку о распределении ресурсов в обществе, подчёркивая необходимость изучения функциональных, поведенческих, психологических характеристик власти. Американские же бихевиористы вообще свели политическую науку к изучению непосредственно наблюдаемого политического поведения личности или группы. По их мнению, исследование политических институтов вообще не имеет смысла, поскольку в основе политической реальности лежат индивидуальная человеческая воля и человеческие страсти.

      Итак, специальной областью политической социологии С. Липсет объявляет отношения  между политическими и другими  социальными институтами. Большинством учёных на Западе политическая социология понимается как отрасль социологического знания, изучающая политику как сферу  общественной жизни, как социальный институт. В чём же заключается  специфика такого изучения политики? Во-первых, в методе изучения, и во-вторых, в самом предмете изучения.

      Что касается метода политической социологии, то это прежде всего применение общесоциологических  понятий и теорий для изучения политики, таких как институализация, социализация, актёр, роль, статус, позиция, ценность, ожидания, ориентации, структурно-функциональный анализ, теория социальной системы  и т.д. Во-вторых, это использование  при изучении политических процессов  социологических методов, таких  как опрос, прежде всего анкетирование, наблюдение, изучение статистических данных (например, результатов выборов) и т.д.

      Что касается предмета, то это а) изучение влияния политики на общество (т.е. социальных последствий принимаемых политических решений); б) изучение влияния общества на политику (общественного мнения, политических ожиданий – на принятие политических решений; механизмов влияния  общества и различных социальных групп на политические партии, их лидеров, на процесс принятия политических решений); в) изучение неинституциональных элементов  политики, таких как политическое сознание, политическая психология общества и отдельных групп (прежде всего, психология избирателей, неформальных лидеров, неформальных политических объединений), политическая социализация личности и  др. Сам С. Липсет в числе важнейших  вопросов, составляющих проблематику американской политической социологии, отмечает: 1) исследование голосования, 2) исследование политических движений (прежде всего реформистского и экстремистского  толка), 3) исследование политической бюрократии, 4) исследование внутреннего управления добровольных организаций (прежде всего  профсоюзов), 5) понятие власти.

      Представляется, однако, что такое противопоставление политологии и политической социологии справедливо лишь для первой половины 20 в. Дело в том, что в 50-60-е гг. политическая наука на Западе, прежде всего в  США, быстро социологизируется, особенно вследствие утверждения в качестве господствующего позитивистско-бихевиористского мировоззрения и методологии, широкого применения эмпирических методов анализа. В свою очередь, политические социологи  признали необходимость изучения, хотя и собственными методами, официальных  политических институтов и норм. Поэтому  сегодня политическая социология и  политология в теоретико-методологическом и категориально-понятийном плане  малоразличимы.

  1. Отсюда – второй подход к пониманию предмета политологии. Он заключается в отождествлении политологии и политической социологии. Его попыталась сформулировать французский политолог М. Гравитц: «...политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей... Можно сказать, что в предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и люди». Этой же точки зрения придерживается М. Дюверже и ряд других известных политологов: М. Хеттих, О. Берг-Шлоссер и др.
  2. Согласно третьей точке зрения политология понимается как общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую психологию и т.д. Как отмечает итальянский политолог Дж. Сартори, необходимо отказаться от «скверной привычки превращать политическую науку в единственном числе во множественные политические науки».

  Свидетельством  всеобщего признания такой точки  зрения как наиболее правильной является употребление термина «политическая  наука» в единственном числе в  названии всемирной организации  политологов – «Международная ассоциация политической науки». Международный  коллоквиум политологов, состоявшийся в Париже в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО, также принял решение использовать термин «политическая наука» в единственном числе. 

   Итак, большинство ученых согласно в том, что политическая наука едина  в своей основе и в то же время внутренне дифференцирована. В связи с этим встает вопрос об отраслях, или разделах политической науки.

   В выделении основных параметров предмета политологии существует множество  точек зрения. На наш взгляд, можно  объединить их в два основных подхода. Согласно первому (назовем его условно  институциональным, или: собственно предметным, или: сферным) подходу, в качестве важнейших  составных частей предмета политической науки выделяют:

    • политическое сознание и культуру;
    • политические институты, прежде всего государство, партии, группы интересов;
    • субъекты политики: личность, социальные группы, элиты и лидеры;
    • внутригосударственные и международные политические отношения;
    • политический процесс как динамическую характеристику политики.

   Традиция  такого подхода была заложена еще  в 1948 г., когда на Международной конференции  по вопросам политической науки, организованной по инициативе ЮНЕСКО, была предпринята  первая попытка систематизировать  составные элементы политической науки. Тогда были выделены четыре группы этих элементов:

  1. Политическая теория: а) политическая теория; б) история идей.
  2. Политические институты: а) конституция; б) центральное управление; в) региональное и местное управления; г) публичная администрация; д) экономические и социальные функции управления; е) сравнительный анализ политических институтов.
  3. Партии, группы и общественное мнение: а) политические партии; б) группы и ассоциации; в) участие граждан в управлении и администрации; г) общественное мнение.
  4. Международные отношения: а) международная политика; б) политика и международные организации; в) международное право.

   Согласно  второму подходу (назовем его  условно дисциплинарным) в качестве составных частей предмета политологии  выделяют отдельные политологические дисциплины, как-то: политическую философию, политическую историю, политическую теорию, историю политических учений, политическую социологию, политическую психологию, политическую географию, политическую антропологию, прикладную политологию. Набор и названия дисциплин у  разных авторов различны. В этой связи представляется более предпочтительным подход, авторы которого предлагают условно  разделить все политические науки  на две группы: дисциплины, изучающие  непосредственно саму политику, и  дисциплины, исследующие ее взаимосвязь  с остальным миром. Особое место  в структуре политической науки  занимает прикладная политология.

   К первой группе относятся такие научные дисциплины, как политическая философия, учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история.

   Ко  второй группе относятся так называемые пограничные политологические дисциплины, занимающие промежуточное положение между политологией и другими науками. Это прежде всего политическая социология, политическая психология, политическая география, политическая антропология.

   Таким образом, политология представляет собой единую науку о политике, интегрирующую выводы частных политических дисциплин. Она органично сочетает три уровня знаний о политике: а) философский, на котором определяются смысл, природа и назначение власти, государства и т.д.; б) теоретический, выявляющий место и роль каждого политического института и субъекта, формы и типы функционирования властных отношений; в) социологический, раскрывающий причины и мотивы политического влияния и поведения индивидов и групп.

   В результате предмет политической науки  можно определить следующим образом. Политология это интегральная наука о политических отношениях во всех их проявлениях, о функционировании институтов и механизмов властвования в разных политических системах, об участии в политической жизни рядовых людей, лидеров, правящих элит, партий, классов и наций, о закономерностях разного уровня, непосредственно связанных с осуществлением власти.  
 

    1.   Методы и функции  политологии

Политология познает политику с помощью методов  политической науки.

  1. Нормативно-ценностный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентируется на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.
  2. Функциональный подход требует изучения зависимости между политическими явлениями, обнаруживающимися в опыте, например: взаимосвязи уровней экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п.
  3. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.
  4. Институциональный метод делает акцент на функциях и деятельности политических институтов (государства, политических партий, движений).
  5. Антропологический подход истоки политики видит в коллективной сущности человека. Этот подход требует изучения политики как обусловленной не социальными факторами, а родовыми чертами человеческой природы, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д.).
  6. Психологический подход также требует исходить в политических исследованиях из реальной природы человека, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Психологический метод ориентирован на изучение объективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.
  7. Исторический подход обращает внимание на политические явления во времени и пространстве: как происходит изменение политических институтов. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, исследования связи прошлого, настоящего и будущего.
  8. Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, выявление социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
  9. Бихевиористский метод акцентирует внимание на поведении человека в сфере политики. Кредо бихевиоризма: политология должна изучать непосредственно наблюдаемое (вербальное, словесное и практическое, осознанное и мотивируемое подсознанием) политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.
  10. Системный метод делает акцент на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как единого сложно устроенного организма, как саморегулирующегося механизма, который находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет, по Д. Истону, две важнейшие функции: 1) распределение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.
  11. Деятельностный подход рассматривает ее как специфический вид общественной деятельности, как процесс принятия политических решений и мобилизации ресурсов на их осуществление, организации масс; как регулирование деятельности, учет и контроль за реализацией целей, анализ полученных результатов и постановку новых целей и задач.

        Деятельностный  подход служит методологической базой  теории политических решений. Рассматриваемая  под этим углом зрения политика выступает  как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего  общества решений. С использованием деятельностного подхода связана  и трактовка политики как специфической  формы управления обществом.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.