Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Нетарифные ограничения и защитные меры внешней торговли

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 26.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


фгоу  впо «омский государственный аграрный университет»

институт экономики и финансов 

Кафедра организации и  предпринимательства  в АПК 
 
 
 

реферат

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему

«Нетарифные ограничения и защитные меры внешней торговли» 
 
 
 

                                                                              Выполнил

                                                                                             Студент группы 23

                                                                                                                         Коваленко  Ольга Владимировна

                                                                           Проверил 
 
 

Омск 2010 г.

План

    Введение …………………………………………………………………………………….3

1. Цели и задачи  введения нетарифных мер…………………………………………………4

2. Классификация  нетарифных методов……………………………………………………..5

3. Меры прямого  ограничения ……………………………………………………………….6

3.1 Лицензирование

3.2 Квотирование

4 .Специальные  защитные меры……………………………………………………………...8

5 .Административные  и таможенные формальности ………………………………………9

5.1 Импортные  налоги и сборы

5.2 Сертификация

5.3 Предотгрузочная  инспекция

6 .Прочие нетарифные  меры ………………………………………………………………..11

6.1 Валютные ограничения  и валютный контроль

6.2 Регулирование  курса национальной валюты

6.3 Меры поддержки  экспорта

7. Защитные меры внешней торговли……………………………………………………....13

7.1 Проблемы защиты экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами

7.2 Защитные меры  при импорте товаров

7.3 Компенсационные меры

7.4 Защитные меры при экспорте товаров

7.5 Введение защитных мер

   Заключение …………………………………………………………………………………22

   Список использованной литературы……………………………………………………...24

Введение 

     Исследование  роли нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно  применяют их. По заключению экспертов  ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной  торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость  использования инструментов нетарифного  регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

     Таможенно- тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи с регулированием внешней торговли соглашениями ВТО, ведь в современных условиях практически  невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства  в мировой торговле без членства в этой международной организации. Но странам невыгодно терять свои выигрыши от снижения тарифов, и за последние годы возрастает влияние  нетарифных ограничений на международную  торговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как  их влияние не носит явно выраженного  характера. По данной теме пока нет  достаточного количества практического  материала по причине «закрытости» нетарифных ограничений и, соответственно, слабого отражения в статистике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Цели  и задачи введения  нетарифных мер

     Нетарифные  методы регулирования внешнеэкономической  деятельности - совокупность методов  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, имеющих целью воздействие  на процессы в сфере внешнеэкономической  деятельности, но не относящихся к  таможенно -тарифным методам государственного регулирования.

     В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в  виде исключения из общего правила  свободной торговли в следующих  случаях:

  • Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
  • Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
  • Выполнение международных обязательств
  • Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
  • Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
  • Защита общественной морали и правопорядка
  • Защита культурных ценностей
  • Обеспечение национальной безопасности
 
 
 
 
 
 
 

2.Классификация нетарифных методов 

     Нетарифные  меры государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы: 

  • Меры прямого  ограничения
  • Специальные защитные меры
  • Административные и таможенные формальности
  • Прочие нетарифные меры

 

3.Меры прямого ограничения

3.1 Лицензирование 

     Лицензирование  как мера государственного регулирования  внешнеторговой деятельности применяется  в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или  импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих  случаях:

  • Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  • Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  • Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);
  • Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

3.2 Квотирование 

Другим инструментом прямого количественного ограничения  является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

     В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении  отдельных стран, сезонные и так  называемые “добровольные” ограничения  экспорта. Добровольные ограничения  экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем  введения квот на экспорт товаров. Специфика  этого вида торговых ограничений  состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны .Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены “добровольные” ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров. Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 21 закона “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, “Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Специальные защитные меры 

В качестве отдельной  группы мер можно рассматривать  специальные защитные, антидемпинговые  и компенсационные меры при импорте  товаров. Применение таких мер предусмотрено  федеральными законами «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товара». К  ним относятся:

  • Импортные квоты
  • Специальные пошлины
  • Антидемпинговые пошлины
  • Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера
  • Компенсационные пошлины

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно- тарифных мер и мер  прямого ограничения

 

 

5.Административные и таможенные формальности 

Среди мер нетарифного  регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением  таможенных или административных формальностей.

5.1 Импортные налоги и сборы 

К ним относятся:

Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

сборы, связанные  с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой  его качества;

другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые  в ЕС в качестве протекционистской  меры в аграрном секторе. По характеру  своего действия скользящие импортные  сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно  меняют свой уровень в зависимости  от соотношения внутренних и мировых  цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который  импортер должен внести в местной  или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного  соотношения к стоимости импортируемого товара.

5.2 Сертификация 

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей  является сертификация ввозимых товаров  и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать  техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ . Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ “ О сертификации продукции и услуг “ и иными правовыми актами.

5.3 Предотгрузочная инспекция 

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия  недобросовестной практике искажения  сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе  занижения их стоимости, Правительство  РФ вправе вводить предотгрузочную  инспекцию, включая выдачу сертификата  о прохождении предотгрузочной  инспекции, в отношении отдельных  товаров, импортируемых в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Прочие нетарифные меры

6.1 Валютные ограничения и валютный контроль 

Особое место  в ряду нетарифных инструментов регулирования  ВЭД занимают валютные ограничения  и валютный контроль. Валютные ограничения  представляют собой регламентацию  операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными  ценностями. Основные понятия, права  и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ “О валютном регулировании  и валютном контроле” и других нормативных актах.

6.2 Регулирование курса национальной валюты 

Важной составной  частью валютно-хозяйственного механизма  управления внешнеэкономической деятельностью  является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным  валютам. 

В РФ органом  государственной власти, ответственным  за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает  официальный курс рубля по отношению  к ведущим иностранным валютам, который используется для решения  многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа  валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Официальный курс устанавливается  с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить  котировки на Московской межбанковской  валютной бирже (ММВБ). Центральный  Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных  валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного  курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

6.3 Меры поддержки экспорта 

К числу мер  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности следует отнести различные  мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. 

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей  компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие  развитию внешнеторговой деятельности:

  • кредитование участников внешнеторговой деятельности;
  • функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:
  • финансовая поддержка,
  • налоговое стимулирование,
  • таможенно-тарифное стимулирование,
  • специальные мероприятия в поддержку экспорта
  • меры общеэкономического характера.
 
 

 

7. Внешняя торговля России

7.1 Проблемы защиты экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами

В целом действующее  законодательство в области внешнеэкономической  деятельности предоставляет большие  возможности хозяйственникам и  предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность  не беспредельна, она находится под  правления. 

За прошедшее  десятилетие Россия форсировала  либерализацию внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) темпами, которые  не имела ни одна страна, вставшая на путь рыночных преобразований, включая "старых" и "новых" членов ВТО. При этом в российской внешней  торговле были практически полностью  ликвидированы квоты и лицензии, экспортный тариф, субсидирование экспортных поставок и др.

В настоящее  время признается тот факт, что  либерализация национального внешнеторгового  режима была осуществлена поспешно и  непродуманно, с отрывом от внутренних экономических реалий и без должного учета допускаемых международной  практикой мер государственного регулирования ВЭД. Сейчас ясно, что  осуществленные меры по "раскрытию" российской экономики по отношению  к внешнему рынку были чрезмерными. В результате национальным и, прежде всего, экономическим интересам  России был нанесен (и наносится) огромный ущерб.

Иностранные кредитные  вливания в Россию в обмен на "рыночные" преобразования в стране решают только краткосрочные задачи пополнения бюджета, несоизмеримые с теми потерями, которые  несет бюджет от сокрытия положенных налоговых платежей, бесконтрольного  вывоза товаров за рубеж и нелегальной  утечки капитала за границу.

Так, по оценкам  иностранных и отечественных  независимых экспертов, в 90-е годы российские юридические и физические лица незаконно перевели из РФ в  зарубежные банки более 300 млрд. долларов США. Мало того, что эта сумма почти  в два раза больше, чем весь внешний  долг России западным странам, "убежавшие" российские капиталы могли бы работать на создание дополнительных рабочих  мест и инвестиций внутри страны, а  не на расширение производства в странах-конкурентах, связанное, в том числе, и с ростом легального экспорта необходимых Западу сырьевых товаров и полуфабрикатов.

Национальная  экономика лишилась необходимых  финансовых ресурсов также за счет стремительного увеличения импорта  продукции, конкурирующей с отечественным  производством и подавляющей  его. Критическое состояние легкой и пищевой промышленности, машиностроения, сельского хозяйства уже давно  требует внедрения защитных мер  и ограничения ввоза конкурирующих  товаров, что на Западе является обычной  практикой без опасения нарушений  норм и правил, установленных и  допускаемых МВФ и ВТО.

С отменой монополии  государства на ВЭД, существовавшей в СССР до 1986 года, начался период упразднения сложившегося и отработанного  механизма государственного регулирования  внешнеэкономическими связями страны. В ноябре 1991 года Указом Президента России "О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР" была отменена специальная регистрация  российских предприятий в качестве участников экспортно-импортных операций, снят запрет на осуществление посреднических и товарообменных сделок и др. Как  это уже не раз бывало в нашей  стране: "...разрушим, до основанья, а  затем...".

Становление национальной законодательной базы России в сфере  регулирования ВЭД фактически началось заново с 1992 года и сопровождалось то усилением, то ослаблением государственного контроля над развитием внешней  торговли. Так, в середине 1992 года был  введен институт "спецэкспортеров", отмененный впоследствии в марте 1995 г.; в 1994 году начала формироваться система  регистрации экспортных контрактов, которую "похоронили" в 1996 г.; действующий  с 1992 года экспортный таможенный тариф  был отменен (под нажимом МВФ) в 1996 г. и вплоть до февраля 1999 г. таможенные пошлины на все товары, вывозимые  из России, не применялись. Кстати, только от отмены в июле 1996 года экспортных таможенных пошлин на нефть федеральный  бюджет недополучил около 8 трлн. неденоминированных рублей .

Вместе с тем, были и определенные положительные  сдвиги, связанные, прежде всего, с принятием  в октябре 1992 года Федерального Закона РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле". Его действие в дальнейшем корректировалось и  конкретизировалось указами Президента и постановлениями Правительства  РФ, инструкциями и приказами центральных  министерств и ведомств - Центрального банка, Госналогслужбы, ГТК и МВЭС России.

Несомненно большое  значение в современном механизме  регулирования ВЭД России имеют  принятые в 1993 году Закон "О таможенном тарифе", Таможенный Кодекс РФ, а  также утвержденный 13 октября 1995 года Федеральный закон "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" N157-ФЗ. В данном Законе определены, в том числе, методы государственного регулирования, указан набор инструментов (тарифных и нетарифных), с помощью которых должен осуществляться этот процесс, а также предусмотрены некоторые мероприятия, осуществляемые Правительством РФ по защите национальных интересов государства и стимулированию внешней торговли России.

Эти мероприятия, а также порядок введения и  применения Правительством РФ защитных мер, установлены Федеральным законом  от 14 апреля 1998 г. N63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами". Учитывая важность данного закона для национальной экономики, следует рассмотреть главные его положения и то, как он реализуется в настоящее время.

Так, основными  целями закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами" (далее - Закон) являются:

-- защита отраслей  российской экономики и отдельных  хозяйствующих субъектов страны  от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции; 

-- обеспечение  условий для эффективной интеграции  России в мировую экономику; 

-- поддержание  равновесия платежного баланса  России посредством регулирования  импорта товаров; 

-- обеспечение  потребностей внутреннего рынка  страны в случае критического  недостатка сельскохозяйственных  и других товаров на нем  посредством регулирования экспорта  указанных товаров; 

-- содействие  в продвижении российских товаров  на мировой рынок. 

Для предотвращения ущерба отраслям российской экономики, который может быть нанесен "неблаговидными" действиями иностранных фирм и государств, Правительство РФ может применять  специальные защитные меры, а также  антидемпинговые и компенсационные  меры. Введению этих мер предшествует расследование, которое проводит Департамент  тарифной политики и мер защиты внутреннего  рынка Министерства торговли РФ (постановление  Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N274, Приказ Минторга России от 12 апреля 1999 г. N191), представляющий в Правительство РФ предложения о применении соответствующих мер.

К специальным  защитным мерам относятся, в соответствии с Законом, меры по ограничению ввоза  товара на таможенную территорию России для свободной продажи на внутреннем рынке, которые применяет Правительство  РФ посредством введения импортной  квоты или специальной пошлины.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.